Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками Шиман Вера Адольфовна

Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками
<
Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шиман Вера Адольфовна. Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 Хабаровск, 2005 299 с. РГБ ОД, 61:05-19/662

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Образ мира и профессиональная деятельность 10

1.1. Образ мира как целостная многоуровневая система 10

1.2. Образ мира в разнотипных профессиях 41

1.3. Роль образа мира в профессиональной деятельности врача 51

1.4. Особенности образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками 65

Выводы 72

Глава II. Основные методические подходы к изучению образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками 74

2.1. Методология, цели и структура исследования 74

2.2. Методы и процедуры исследования 76

Глава III. Эмпирический анализ категориальной структуры образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками 107

3.1. Функция прогнозирования ПО

3.1.1. Выраженность категорий гармония - автономия функции прогнозирования образа мира испытуемых 114

3.1.2. Выраженность категорий конкретность - абстрактность функции прогнозирования образа мира испытуемых 120

3.1.3. Выраженность категорий статичность - изменчивость функции прогнозирования образа мира испытуемых 123

3.2. Функция регуляции деятельности 129

3.2.1. Выраженность категорий конкретность - абстрактность функции регуляции деятельности образа мира испытуемых 139

3.2.2. Выраженность категорий гармония - автономия функции регуляции деятельности образа мира испытуемых 141

3.2.3. Выраженность категорий статичность - изменчивость функции регуляции деятельности образа мира испытуемых 142

3.3. Функция контроля 144

3.3.1. Выраженность категорий гармония - автономия функции контроля образа мира испытуемых 146

3.3.2. Выраженность категорий конкретность - абстрактность функции контроля образа мира испытуемых 158

3.3.3. Выраженность категорий статичность - изменчивость функции контроля образа мира испытуемых 165

3.4. Функция рефлексии 179

3.4.1. Выраженность категорий гармония - автономия функции рефлексии образа мира испытуемых 186

3.4.2. Выраженность категорий статичность - изменчивость функции рефлексии образа мира испытуемых 188

3.4.3. Выраженность категорий конкретность - абстрактность функции рефлексии образа мира испытуемых 195

Заключение 202

Библиография 209

Приложения 225

Введение к работе

Актуальность исследования

Важность и необходимость всестороннего изучения профессий типа «человек - человек» связана уже с самим фактом широкого распространения социономических профессий в современном обществе. Однако далеко еще не все профессии стали предметом должного внимания психологической науки. И причины здесь не только в многочисленности самих профессий, но и в активном изменении современного производства, появлении новых технологий, а значит и новых специальностей, в частности врачебных. При этом явно выражен социальный заказ на изучение образа мира профессионала в разнотипных профессиях, поскольку проблема образа мира субъекта оказывается связанной с проблемами профессионального и личностного роста, самоопределения и самореализации человека (Е.И. Исаев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков и др.).

Но деятельность профессионала осуществляется в контексте культуры, значение которой для всестороннего понимания образа мира и деятельности человека не оспаривается современной наукой. Личность находится под влиянием связанных с культурой идей и практик и одновременно субъект деятельности является активным фактором собственного развития (Д. Мацумото, Д. Миллер, Й. Кашима).

Все ускоряющийся процесс глобализации, стирание границ и расширение связей между культурами приводит к появлению новых видов профессиональной деятельности, базирующихся на иных культурных традициях и мировоззренческих основаниях. Поэтому вопросом чрезвычайной важности является понимание того, как культура воздействует на образ мира и профессиональные особенности деятельности субъекта.

Данные многочисленных исследований по кросс-культурной психологии, полученные за последние десятилетия, заставляют во многих отношениях по-новому взглянуть на психологию характеристик культуры для объяснения культурных различий в деятельности.

Пересечение проблем культуры и развития, культуры и контекста профессиональной деятельности предполагает модели развития мультикультурного сознания (Г. Гардинер) и образа мира, в которых "индивид

движется от культурной зависимости, когда понимание и оценка собственной культуры являются частью его уникальной ниши развития, к культурной независимости, при которой он выходит за пределы экологического окружения собственной культуры для того, чтобы обрести новый кросс-культурный опыт, и идет далее к созданию связей со многими культурами, при этом он привносит в собственную культуру новый опыт и новое видение мира, и таким образом оказывает влияние на экологические установки, которые формируют родную ему культуру" (Гардинер Г., 2003).

Тема различия образа мира врачей-профессионалов традиционных (западных) лечебных специальностей и врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, является новым полем исследовательской деятельности. Данное диссертационное исследование направлено на изучение психологических особенностей образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками, особенности категориальной структуры его образа мира, и актуальность разработки этой темы, обусловленной широким распространением подобного вида профессиональной деятельности, не вызывает сомнения.

Цель работы. Исследовать особенности образа мира врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, и выявить некоторые особенности его категориальной структуры.

Объект исследования - образ мира врача-профессионала.

Предмет исследования - категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками.

Теоретическая гипотеза

Интериоризация восточных лечебных практик оказывает влияние на профессиональный образ мира врача на уровне смыслового наполнения базовых универсальных понятий.

Эмпирические гипотезы

1. Существуют различия в смысловом наполнении базовых универсальных понятий между врачами традиционных (западных) лечебных специальностей и врачами, занимающимися восточными лечебными практиками.

2. Различия в содержании базовых универсальных понятий находят свое отражение в категориальной структуре образа мира врачей-профессионалов.

Для достижения цели исследования и проверки гипотез решались задачи:

- произвести теоретический анализ образа мира как целостной многоуровневой системы представлений субъекта о мире, о себе, других людях и своей деятельности;

- в контексте психологического знания определить соотношение понятия "образ мира" и синонимичных ему, использующихся в одних и тех же межпонятийных контекстах;

- обобщить теоретические исследования образа мира профессионала в разнотипных профессиях;

- провести психологический анализ особенностей профессии врача и их влияния на образ мира врача как профессионала;

- выявить и описать психологические различия образа мира врача, занимающегося и не занимающегося восточными лечебными практиками;

- для целей нашего исследования определить схему функционирования образа мира;

- используя адекватные методики, провести эмпирическое исследование образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками, и особенностей категориальной структуры его образа мира;

- разработать дополнительный инструментарий изучения образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками;

- определить категории, выступающие в качестве критериев оценки особенностей "восточного" и "западного" образа мира;

- с помощью данных критериев проанализировать категориальную структуру образа мира врачей, занимающихся восточными лечебными практиками.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: принципы общего деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); концепции образа мира и профессионального образа мира (А.Н.Леонтьев; Е.Ю.Артемьева, В.В.Петухов, С.Д.Смирнов, В.П.Серкин, Е.А.Климов, Ю.К.Стрелков); исследования психологии разнотипных профессионалов (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Н.С.Пряжников, В.А.Бодров, Ю.К.Стрелков, Г.С.Никифоров, Г.В.Суходольский, В.Д.Шадриков, М.А.Дмитриева, Е.А.Климов, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, А.П.Ситников, С.А.Дружилов, Е.П.Ермолаева и др.), профессионального самоопределения и самореализации (Е.И.Исаев,

Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.И.Слободчиков и др.); концепции кросс-культурных различий (В.С.Степин, Т.П.Григорьева, А.Я.Гуревич, Г.Д.Гачев, К.Г.Мяло, Ю.М.Сердюков, С. Ямагучи, М.Мацумото, Г.Гардинер и др.); идеи психосемантического подхода к исследованию образа мира профессионала (Е.Ю.Артемьева, В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелев, В.П.Серкин).

Методы и методики исследования: комплекс методов психологической диагностики (методика "Ценностные ориентации" М.Рокича, Тест самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева, Самоактуализационный тест (CAT), диагностика уровня эмпатических способностей (по В.В. Бойко), авторский тест "26 универсальных понятий" и ассоциативный эксперимент; методы экспериментальной психосемантики (многомерное шкалирование и ранжирование); методы математической статистики (факторный, корреляционный анализы, t-критерий Стьюдента) с применением статистических пакетов прикладных компьютерных программ "Excel", "Statistica 6.0".

Научная новизна

В работе определены теоретические подходы к исследованию категориальной структуры образа мира врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, посредством определения некоторых категорий, выступающих в качестве критериев оценки особенностей "восточного" и "западного" образа мира; с помощью данных критериев проанализирована категориальная структура образа мира врача-профессионала.

Степень разработанности проблемы. В психологической науке вокруг категории «образ мира» сложилась достаточно специфическая ситуация: изучение указанной категории до настоящего времени осуществлялось лишь в общем плане, специальные же работы, построенные на эмпирическом материале и направленные на изучение особенностей образа мира разнотипных профессионалов, начинают появляться только в последнее время (Стрелков Ю.К., 2002; Серкин В.П., 2005; Истомина О.А., 2005; Юсупов П.Р., 2003; Бахтина Н.Н., 2004; и др.)

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об особенностях образа мира врачей-профессионалов, в обогащении психологических представлений о роли культурных практик в формировании образа мира профессионала, в расширении методических приемов и интерпретационного аппарата подобных исследований.

Практическая значимость

Выявленные особенности образа мира профессионала-врача, занимающегося восточными лечебными практиками, и категориальная структура его образа мира могут быть использованы для выявления возможных затруднений в ходе перепрофилирования специалистов восточных культурных практик, повышения эффективности их профессиональной деятельности. Теоретические и эмпирические результаты данной работы позволят на качественно новом уровне реализовывать программы профессионального обучения специалистов, занимающихся восточными лечебными практиками, производить профотбор, психологическое консультационное сопровождение, индивидуальное консультирование, командообразование, контроль деятельности, оценку профессионального развития и т.д.

Практическое значение имеет разработанный и апробированный инструментарий изучения образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками (далее - врач ЗВЛП): частный СД "Образ мира" и Тест 26 универсальных мировоззренческих понятий (вербальный и графический варианты).

Характеристика выборки

В исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 37 до 56 лет. Всего 51 человек (6 женщин и 45 мужчин): 17 врачей-хирургов, 17 врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, и 17 человек контрольной группы (охранники), как государственных, так и частных предприятий. Все русские. Все семейные. Все имеют высшее образование. У всех стаж работы -свыше 10 лет. Все положительно оценивают свою профессиональную деятельность. Основными критериями различия экспериментальных и контрольной групп явились различия средств, способов, условий и задач осуществления профессиональной деятельности при некотором сходстве целей. Исследование проводилось в марте-августе 2002 г. на базе медицинских учреждений города Хабаровска.

Надежность и достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью концепции исследования; разнообразием использованных методов исследования, адекватных природе изучаемых явлений и задачам исследования; адекватными математическими методами анализа эмпирических

данных, полученных посредством сравнения представителей различных профессий типа «человек - человек».

Апробация работы

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2004, 2005 гг.; научно-практических конференциях "Психология и практика на Дальнем Востоке" (г.Хабаровск, 2003, 2004); излагались в научных публикациях.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, 3 глав, списка литературы, 10 диаграмм, 9 таблиц и 33 приложений. Объем основного текста работы - 207 стр.

Положения, выносимые на защиту

• Присвоение элементов восточной культуры через освоение восточных лечебных практик опосредует изменение смыслового наполнения базовых универсальных понятий, характеризующих личностные смыслы профессионалов.

• На категориальном уровне базовые универсальные понятия имеют различие смыслового наполнения у врачей ЗВЛП и хирургов.

• Различия между группами по категориям "гармония" или "автономия", "конкретность" или "абстрактность", "статичность" или "изменчивость", обнаруживающим характерные различия между «восточным» и «западным» вариантами восприятия мира, отражают различия восприятия мира врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, и хирургов.

• Профессиональная составляющая образа мира врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, выступает как основа их большей удовлетворенности образом мира через поддержание гармоничного, неконфликтного взаимодействия с внешним миром, возможность реализации своей эмпатийности и творческой активности.

• Авторские методики исследования образа мира профессионалов: СД "Образ мира" и Тест "26 универсальных понятий" (в двух вариантах: для проведения графического и ассоциативного экспериментов) - позволяют выявить различия личностно-смыслового наполнения базовых универсальных понятий.

Образ мира как целостная многоуровневая система

Проблема субъективного отражения человеком окружающей реальности всегда привлекала пристальное внимание и вызывала особый интерес исследователей. И это вполне объяснимо, т.к. в плоскости проблемы образа мира расположены грани многостороннего анализа поведения и деятельности человека, активной природы его психической жизни. Тем более, что общие закономерности построения и функционирования образа мира имеют проекцию в свойствах образа мира профессионала, в особенностях профессионального самосознания, средствах и способах самоактуализации личности.

В психологической науке с разработкой понятия "образ мира" связана одна из главных "точек роста" общепсихологической теории деятельности. Определение же этого понятия является открытым, и его наполнение конкретным эмпирическим содержанием еще далеко не завершено.

Но прежде чем приступать к непосредственному рассмотрению образа мира, нам необходимо сделать небольшое теоретическое отступление, касающееся междисциплинарной и межнаучной терминологии, употребляющейся в различных системах представлений о мире.

Дело в том, что высокая степень дифференцированности современного научного знания объективно приводит к расширению категориального аппарата различных отраслей науки за счёт введения ряда слов, которые приобретают статус синонимов, хотя по сути ими не являются. Эта проблема не обошла стороной такую психологическую категорию, как «образ мира», синонимичный ряд которой в психологии и других научных дисциплинах насчитывает уже более десяти терминов, используемых в различных теориях, например: «картина мира» - А. Эйнштейн, М. Планк, В.И. Вернадский, В.Гейзенберг, Б.Г. Кузнецов, М. Хайдеггер, Е.С. Яковлева, Ю.М. Лотман, А.Я.

Гуревич, В.Г. Казаков, И.А. Зимняя; «образ мироздания» - А.А.Леонтьев; «схема» - Ж.Пиаже, У.Найссер; «когнитивная карта окружающей обстановки» - Э. Толмен; «пространственная схема», «сценарий» — Э.Берн; «жизненный сценарий» — С.Н. Некрасов, И.В. Возилкин; «модель мира» Дж. Брунер, Д.Гриндер, Р.Бэндлер, Д.Гордон, В.В.Топоров, В.Н.Лейбин; «внутренняя модель внешнего мира» - Е.М. Иванов; «схема актуальных координат объекта» Е.Ю. Артемьева; «личностные конструкты» Дж.Келли; «категориальные структуры индивидуального сознания» - В.Ф. Петренко; «жизненный мир» -Э.Гуссерль, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев; «образ мира» - А.Н. Леонтьев, Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов, В.В. Столин, А.П. Наминач, Е.А. Климов, О.П. Елисеев, Т.П. Григорьева, Г.Д. Гачев, B.C. Степин, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, В. Франкл; «интегральный образ реальности» - А.А. Гостев; «представление мира» - В.В. Петухов.

Широкое распространение подходов к определению сущности феномена отображения в психике, в сознании, в деятельности личности окружающего предметного мира - образа мира - порождает необходимость теоретического разведения сходных (но не тождественных) понятий, используемых в одних и тех же межпонятийных контекстах. Это многообразие возможных подходов к проблеме образа мира диктует нам необходимость обоснования предпочтительности употребления нами именно термина «образ мира» для обозначения соответствующей психологической реальности.

Научная картина мира - рассматривается в качестве целостной системы представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, это совокупность знаний о мире, совокупность предметного содержания, которыми обладает человек.

Представлением о мире - обладает человек любой исторической формации, в то время как образ мира — «достояние лишь отдельных периодов человечества и предполагает формирование такого представления, которое отличается непротиворечивостью, наглядностью, логической и эстетической связностью», отмечает Е.И. Высочина [42, с. 147]. Образ мироздания (Леонтьев А.А., 2001) - это прежде всего система научного и философского знания о мире.

Картина мира. Само название «картина», с одной стороны, подчёркивает насыщенность множеством сепаративных компонентов и статичность, то есть качества, характерные для содержательного аспекта любого явления, в отличие от функционального. Картина содержит динамику лишь как потенциальную возможность. Таким образом, картина мира выступает как совокупность составляющих образов, представлений, значений, совокупность предметного содержания, которыми обладает человек, составляя содержательный аспект его образа мира.

Образ мира же определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о самом себе и своей деятельности. Образ мира, содержащийся в сознании человека, как на образно-эмоциональном, так и на логическом уровне не может рассматриваться в качестве «картины», тяготеющей к поверхностной наглядности, лишенной в своем первоначальном смысле логического наполнения, отмечает исследователь В.Р. Ильченко. Кроме того, данный термин тесно связан с философской и лингвистической традициями и вследствие этого часто оказывается лишенным собственного психологического содержания [75].

Картина мироустройства, бытуя в индивидуальном сознании, представляет собой одно из «измерений» картины мира субъекта, где формируются представления о «мире как таковом», мире как целом; его содержание переживается как «объективное». В этом смысле "картина мироустройства" приближается по своему определению к «научной картине мира» в рамках естественнонаучных взглядов.

В психологии термин «картина мира» наряду с понятиями «схема реальности», «представление о себе и Вселенной», «модель универсума», «когнитивная карта», употребляется в контексте стимульного подхода к восприятию (познанию вообще). Здесь картина мира понимается как некоторая совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к ней. При этом допускается, что такое

Роль образа мира в профессиональной деятельности врача

В современном понимании образ мира профессионала рассматривается как своеобразный внутренний мир профессионала, который базируется на большом количестве априорной информации о предмете труда, средствах и способах деятельности и своем месте в ней.

Определяющую роль в формировании профессионального образа мира играет система отношений человека с миром, его образ мира. А динамичные противоречивые реалии последних лет, непрерывное изменение современного производства, новые технологии, оказывая непосредственное влияние на образ мира человека, - порождают принципиально новый психологический облик специалиста, и в частности врача, основой которого становится способность к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту, к преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов. Успех профессиональной деятельности врача в современных условиях определяется не столько самими ресурсами и профессиональными знаниями человека, сколько степенью продуктивности их использования и активностью человека в образе его мира как субъекта труда и жизни в целом. Образ мира здесь следует рассматривать также как внутреннее средство деятельности врача в его профессиональной сфере.

Любая профессиональная деятельность есть поток значений и личностных смыслов, творческих устремлений субъекта. Значит и выбор врачебной специальности человеком мы можем расценивать как процесс самоопределения, попытку материализовать в своих делах образ своего мира. Профессия врача, таким образом, является важнейшим способом творческого самовыражения субъекта, основным каналом излучения глубинной сущности образа его мира во внешний мир.

Образ мира врача — это динамическая система представлений человека о самом себе, субъективное оценивание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность социальных (внешних) факторов. Образ мира, безусловно, уточняется в процессе социализации, но свое внешнее выражение он находит именно в профессиональной деятельности.

На профессиональные особенности образа мира врача, конечно же, влияет специфика общепрофессиональной деятельности в системе "человек-человек" - отсутствие жестких и единых требований к продукту труда, самому процессу профессиональной деятельности, оценке труда. Но одновременно с этим к врачу как представителю социономической профессии предъявляются повышенные требования, поскольку объектом труда являются другие люди.

По нашим представлениям, профессиональная составляющая образа мира вынуждает врача, рефлексирующего себя как профессионала, не только осознавать наличие или отсутствие тех или иных профессионально значимых качеств личности, но и находить определенные значения и личностные смыслы, испытывать чувство удовлетворенности или недовольства своим трудом, глубоко эмоционально переживать соответствие субъективному образу мира субъективного образа себя как врача. В результате этих процессов осуществляется саморегулирующая функция профессионального образа мира врача.

Образ мира врача, адекватная оценка своей профессиональной компетентности, умений, а также возникающее на основе этих знаний и самооценивания эмоционально-ценностное отношение к себе детерминируют поведенческий компонент профессионального образа мира врача. Значения и смыслы образа мира, опосредуемые в профессиональной деятельности врача (как и любого другого специалиста), материализуются посредством этой деятельности в вещественный результат труда, который затрагивает жизненно важные проявления, самые универсальные стороны бытия: бытовые условия, условия труда, зарплату как меру материального вознаграждения за труд (ее величина позволяет судить о качестве жизненного уровня) и объективные обстоятельства социума (цены на продукты, товары и услуги и т.д.).

Разумеется, все это не исключает, а как раз подразумевает проявление каких-то специфических особенностей развития профессионального образа мира врача как частного случая образа мира личности в целом.

Мы понимаем профессиональный образ мира врача как врачебную реализацию в каждом из трех составляющих пространства медицинского труда (в трактовке Л.М. Митиной: 133, с. 62): в системе своей профессиональной деятельности, в системе медицинского общения и в системе собственной личности.

Думается, что в динамике профессионального образа мира врача можно выделить две основные характеристики: психологическое пространство и психологическое время.

Психологическое пространство строится на отношении врача к своей жизни. Выделяют две позиции, вокруг которых структурируется психологическое пространство: жизнеотрицание ("жизнь однообразна и тяжела", "это не жизнь, а выживание") и жизнеутверждение ("каждый день приносит хоть что-то хорошее", "надо уметь радоваться жизни").

Кроме того, в структуру психологического пространства образа мира врача включается и Другой человек (расстояние между профессионалом и Другим, обобщенное отношение к Другому).

Врач, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения при профессиональном взаимодействии с пациентами. Обладая в целом позитивным образом мира и позитивным принятием себя как профессионала, он с большей готовностью идет на контакт, демонстрирует способность к целостному восприятию человека, обратившегося к нему за профессиональной помощью - и как пациента, и как личности. Но возможен и другой вариант -профессиональная деформация образа мира. В качестве примера профессиональной деформации образа мира можно было бы привести негативные высказывания о пациентах (в обобщающей форме), характеризующие психологическое пространство таких врачей как ориентированное на обезличенное отношение к пациентам. Чувственная ткань их образа мира может быть окрашена даже негативными эмоциями отвержения или неприятия субъекта своей профессиональной деятельности.

Психологическое время представляет собой динамику субъективного образа мира врача как профессионала, отражение в образе мира изменений в его судьбе, сохранение/не сохранение потенциала для развития, познания, саморефлексию процесса профессионализации, т.е. процесс уточнения своего субъективного образа мира. Без этого профессионал не в состоянии решать задачи адекватного реагирования на социальные изменения объективной действительности. Тем не менее, как указывает в своей работе Г.С. Абрамова

[3, с. 45], анонимное анкетирование врачей-психиатров (выборка составляла 15 человек) показало: 70% за последние 3 года не читали никакой специальной литературы, а 40% считают, что в их работе нет ничего нового. Мы этот факт интерпретируем (не углубляясь в причины явления) как результат изменения их образа мира: снижение творческой активности врача, снижение его заинтересованности во врачебной специальности как активной, развивающейся профессиональной сферы, выражающееся в исчезновении профессионального взаимодействия.

Выраженность категорий гармония - автономия функции прогнозирования образа мира испытуемых

Сравнительный анализ результатов, полученных в трех группах профессионалов, показал различия оснований категоризации испытуемых, которые мы можем отнести к проявлениям профессиональной специфики. Наиболее наглядно это представлено факторами, имеющими больший вес.

Особенности профессиональной деятельности хирургов предполагают страдающего пациента и врача-специалиста, который с помощью достаточно болезненных манипуляций возвращает их организм в состояние гомеостаза.

Пациенты заранее готовы терпеть болевые профессиональные манипуляции/ воздействия хирурга. Поэтому ролевая профессиональная деятельность хирурга предполагает терпение пациента как основную (33%) составляющую их профессионального образа мира. А значит и прогностические- гипотезы выдвигаются ими в соответствии с этим основанием категоризации.

Образ объекта профессиональной деятельности хирурга - тело человека. Имея дело с локальными поражениями/заболеваниями организма, хирурги вторым значимым фактором определяют "маленький" (дескрипторы маленький 0,88; пассивный 0,81; ограниченный 0,81 - см. Приложение 3), т.к. при серьезных хирургических или достаточно болезненных вмешательствах пациент находится в состоянии частичного или полного обезболивания/ лишения сознания (наркоз).

В то время как основой профессионального образа мира хирургов является западное естественнонаучное знание, основанное на достижениях научно-технического прогресса как в медицине, так и в других областях знаний о мире и человеке, врачи ЗВЛП испытывают влияние восточных культурных традиций. Врачи ЗВЛП используют в профессиональной деятельности другие представления о мироустройстве и человеке, исходящие из восточных философских концепций, базирующихся на идее субстанционального единства мира [168, с. 123]. "Вселенная - это единое, явленное во множестве" [48, с. 284]. Это, в свою очередь, подчеркивает ограниченность и иллюзорность образа мира субъектов, не учитывающих множественности проявлений влияния мира на субъект деятельности. Поэтому поиск и обретение понимания мира с последующим выдвижением прогностических гипотез врачами ЗВЛП происходит с учетом множественности его манифестаций - мира как объекта, мира "как взаимодействия разного взаимодополняющего" [51, с. 270].

Так как основой профессионального образа мира врачей ЗВЛП являются восточные теории развития болезни, главный значимый фактор которых выражен в принципе баланса энергии [48, 51, 83], то и образом объекта профессиональной деятельности врача ЗВЛП являются межсистемные отношения организма. Это также выражается в иных личностных смыслах и основаниях категоризации образа мира. Рассматривая человека как составляющую единого целого с миром, связанную с ним, взаимодействующую часть, они стремятся к гармоничности отношений с миром (и гармонизации пациента). В то время как хирурги и контрольная группа остаются более автономными в своей деятельности и выдвижении прогностических гипотез. В реализации своей профессиональной деятельности врачи ЗВЛП стараются оставаться в гармоничных отношениях с окружающим миром, а значит не вызывать его негативных реакций и последствий дисгармоничности действий. Только в результате непонимания деструктивности своей деятельности мир бывает людям непонятен и, по их мнению, несправедлив ("И не умея исчерпать то, что явлено, они клевещут на мир" [48, с. 280]). Мир, в "восточной" философии, отвергает необходимость его перестройки человеком под ситуативные нужды (не всегда позитивные в долговременной перспективе), нарушающие гармоничность мироустройства. Достаточно сильно выраженное позитивное принятие мира врачами ЗВЛП (см. Приложение 2) говорит об их базисном, глубинном принятии идеи изначального совершенства мира, стремления к достижению непротиворечивого существования, отвечающего "восточному" тезису о "гуманистическом приятии всего и каждого" [48, 1995, с. 284]. Исходя из результатов нашего эксперимента, мы можем сделать вывод, что переосмысление связей мира, приближенное к "восточному" варианту, способствует большему принятию себя, мира и других в качестве взаимовлияющей и взаимодействующей составляющих единой целостной реальности. Восхождение к глубинной сущности (в свете восточных практик) освобождает человека от агрессии, происходит положительное принятие себя, мира и других, позволяет более объективно этот мир познавать. Ведь человек (в свете "восточных" концепций образа мира) по природе своей един с Космосом, создающим физическую основу, но природный характер и разум человека, создающий "мыслимые образы субъективного мира", несет различия [102, с. 286]. Поэтому именно врачи ЗВЛП считают мир более милосердным (20,2%) - позитивным, по сравнению с группами хирургов и контрольной.

Второй фактор (искренний - 16,3%) группы врачей ЗВЛП содержит дескрипторы искренний 0,86; упорядоченный 0,77; справедливый 0,76 (см. Приложение 2), которые также свидетельствуют о прогнозировании исходя из положительного принятия структуры и устройства окружающего их мира и о субъективной оценке гармоничности своего предыдущего и предполагаемого взаимодействия с миром.

Третий фактор с большим весом - скучный (10%) - находит, с нашей точки зрения, объяснение через дескриптор "неуязвимый 0,77" (см. Приложение 2). Поэтому врачи ЗВЛП не стремятся активно переделывать окружающий мир и должны генерировать гипотезы восприятия и отражения будущего с учетом того, что "мир изначально совершенен, гармония ему имманентна, поэтому его не нужно переделывать" [51, с. 279]. Также изначально совершенен и организм человека. Поэтому целью их профессиональной деятельности является не активное вмешательство хирургическими и медикаментозными средствами, а гармонизация внутренних процессов и внешних связей организма. Стоит отметить, что в свободном интервью именно врачи ЗВЛП выражали свое отношение к пациентам, которые не заботятся о своем теле или надеются только на медикаментозную помощь, словами: "Скучно работать с такими пациентами, хотя они и являются нашими постоянными клиентами".

Выраженность категорий конкретность - абстрактность функции регуляции деятельности образа мира испытуемых

С точки зрения статичности-изменчивости в регуляции деятельности очень интересен ассоциативный ряд к слову-стимулу "судьба". Совпадающие в группах значения (неизбежность, непредсказуемость, рок, счастливый случай) показывают не только ее неотвратимость, но и возможность положительной оценки. Они продолжены контрольной группой словами: жизнь, злодейка, стремление, сложная, несчастливая, суровая, непредсказуемая, -обозначающими оценку профессиональных обстоятельств деятельности, в которых находится охранник, как неизменно сложных и непредсказуемых. В группе хирургов, в силу профессиональной специфики, к этому понятию-стимулу примыкают "авария", "травма", "случайность" (негативный результат / профессиональная данность, исходя из которой и приходится действовать). А вот в образе мира группы врачей ЗВЛП "судьба" может быть "контролируемой" - здесь уже задействована активность самого субъекта деятельности.

Поэтому и "Неизбежность" врачами ЗВЛП понимается и изображается графически лишь как преодолимое внешнее препятствие на пути (канава, яма на дороге), как ситуативное ограничение их движения/развития (изображаются символы ограничения движения в одном или обоих направлениях). В ассоциативном эксперименте врачи ЗВЛП, хотя и оценивают "неизбежность" в дескрипторах "скованность" и "необходимость", также предполагают варианты как "неотвратимости", так и "изменяемости", что требует от них в этих обстоятельствах "мужества" и "стойкости". Таким образом, "неизбежность" в профессиональном образе мира врачей ЗВЛП предполагает обратимость (согласно восточным концепциям), как и любое другое состояние, обращающееся в свою противоположность, доходя до своих крайних пределов [51, с. 262-263]. Поэтому "мужество" и "стойкость" помогают им в регуляции деятельности: не возмущая ансамблевого хода развития событий, гармонично влиться в следующий, с уже измененным знаком, цикл движения. Поэтому можно сказать, что особенности профессионального образа мира врачей ЗВЛП, базирующегося на большей вере в совершенство и гармонию Вселенной, позволяют им, как отдельному элементу общего единства, занимать относительно свободное положение в системе и более вариативно регулировать свою профессиональную деятельность.

Понятие "неизбежность" ассоциируется в контрольной группе со словами рок, смерть, судьба, конец, взлет, падение, утрата. Дескрипторы охранников, по нашему мнению, констатируют в основном нелицеприятные факты действительности, на которые они не в состоянии регуляторно воздействовать. Необходимо заметить, что в комментариях к заданию участники контрольной группы вербализировали свое отрицательное восприятие этого понятия, как слова, несущего негативную смысловую нагрузку.

Хирурги также оценивают "неизбежность" как безысходность, но в дескрипторах выражают и большее равнодушие ("все равно", "пусть будет", "вера"), им даже "интересно", они согласны с наступлением неизбежности и таким стечением обстоятельств.

Мы связываем различие личностных смыслов, вкладываемых хирургами и охранниками в понятие "неизбежность", с тем, что особенности деятельности охранника предполагают возможность риска для жизни самого субъекта осуществления профессиональной деятельности; по сравнению с профессиональной деятельностью хирургов, в которой в угрожающем для жизни состоянии находится объект их профессиональной деятельности. Тем не менее, обстоятельства профессиональной деятельности и хирурга, и охранника предполагают болевое воздействие и угрожающие здоровью факторы. Поэтому и графическими средствами в контрольной группе и группе хирургов "Неизбежность" изображается также достаточно мрачно и статично: в основном смертью (могила, надгробный памятник), аварией или каким-то другим несчастьем, угрожающем жизни и здоровью (камень над головой, нахождение между молотом и наковальней).

Итак, целенаправляясь выдвижением прогностических гипотез, реализуется и такая функция образа мира в реализации активности субъекта, как функционирование образов в деятельности, инициирующее и регулирующее влияние образов на деятельность [170, с. 134].

В реализации функции регуляции деятельности образа мира испытуемых наших групп, определяющей целенаправленный и стабильный характер протекания профессиональной деятельности, можно выделить следующие механизмы ее стабилизации в меняющихся ситуациях: - детерминация жизненной программы и регуляция деятельности на основе ценностных ориентации профессионалов; - регуляторная функция деятельности осуществляется исходя из личностных смыслов, отражающих профессиональные различия образа мира; - различия личностных смыслов в реализации функции регуляции профессиональной и иной деятельности проявляется в большей представленности категорий, обнаруживающих характерные различия между «восточным» и «западным» вариантами восприятия мира: 1) абстрактность, изменчивость, гармоничность - в группе врачей ЗВЛП; 2) конкретность, статичность, автономность - в группе охранников (контрольная группа); 3) конкретность, статичность образа мира и стремление к автономности регуляции деятельности - в группе хирургов.

Подчеркивая целостный характер образа мира, С.Д Смирнов [181, с. 143-145] понимает его как движение навстречу стимуляции извне, которое обеспечивается постоянным апробированием образа мира чувственными данными для подтверждения/проверки его адекватности.

Похожие диссертации на Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками