Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков Егизарьянц Анна Александровна

Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков
<
Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егизарьянц Анна Александровна. Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Армавир, 2005 156 с. РГБ ОД, 61:06-19/98

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Этнонациональная толерантность: теоретико-методологический и психолого-педагогический анализ 13

1.1. Общеметодологическая характеристика этнонациональной толерантности и ее психологическая интерпретация 13

1.2. Возрастные аспекты формирования этнонациональной толерантности и факторы, ее обуславливающие 39

1.3. Концептуальная модель формирования толерантности подростков в условиях полиэтнической образовательной среды . 59

Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования этнонациональной

толерантности подростков 75

2.1. Общая характеристика эксперимента: психологический, дидактический, методический аспекты 75

2.2. Технология формирования этнонациональной толерантности подростков в полинациональной школе 98

2.3. Анализ эффективности психолого-педагогических условий формирования этнонациональной толерантности подростков 117

Заключение 136

Список использованных источников и литературы 141

Введение к работе

Актуальность исследования. Последние два десятилетия ознаменовались качественными изменениями в социально-экономической, культурно-исторической и национально-политической жизни российского общества. Вступление РФ на путь демократических преобразований привело к стремительному пробуждению национального самосознания. Однако бурный рост национального самосознания народов России порой выражался не только в стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в культивировании чувства национальной исключительности. В условиях социально-экономической нестабильности и снижения нравственной культуры в обществе это вызвало такие негативные последствия как обострение этно-национальной напряженности, рост межнациональных конфликтов, распространение этнофобии в полиэтнической среде. Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подростков. Именно подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Кроме того этот период характеризуется пиком расстройств личностных качеств и свойств, деформацией общепринятых норм поведения, что приводит к действию силы, опустошающие духовный мир подростка и разрушающие его психику. Таким образом, формирование этнонациональной толерантности в подростковой среде рассматривается как основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования народов.

Являясь ключевым понятием в системе социологических, психологических, педагогических, этнологических и культурологических феноменов, проблема формирования этнонациональной толерантности находится на стыке интересов политологов, социологов, этнологов, психологов и педагогов. Однако долгое время в отечественной научной мысли она рассматривалась преимущественно этнологами, философами и социологами, предметом

исследования которых стали этнокультурные и социальные особенности формирования этнонациональной толерантности как фактора этнического самосознания (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, П.И. Кушнер, В.А. Тишков, К.В. Чистов и др.). В то же время в психологии и педагогике исследование процесса формирования этнонациональной толерантности находилось на периферии научного анализа. Лишь в последние годы наметилась актуализация интереса к данному вопросу. Тем не менее методологические основы его изучения были представлены в концепции Л.С. Выготского, в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, а в настоящее время разрабатываются в русле историко-эволюционного подхода к изучению личности в исследованиях А.Г Асмолова.

Во всем спектре существующих теоретических разработок по данной проблеме можно выделить три основных направления. Прежде всего - это исследование теоретических основ интернационального воспитания в советской школе (М.С. Горкуша, М.С. Джакусов, В.К. Лыгев, А.П. Серцова, Ф.Б. Сады-ков, М.А. Терентий, В.Ф. Фарфоровский, А.С. Якушев и др.). В работах этих ученых была заложена психолого-педагогическая база интернационального воспитания детей и подростков. Ко второму направлению можно отнести труды, раскрывающие отдельные аспекты формирования этнонациональной толерантности учащихся общеобразовательной школы с учетом их психолого-возрастных особенностей: становление интернационального сознания (В.В. Боркун, П.А. Выготский, Ф.М. Прудников); превращение знаний в интернациональные убеждения (Е.Т. Глезерман, В.И. Игнатовский, М.В. Иордан, М.А. Селезнев, Л.К. Шек); формирование культуры этнонациональных отношений (Г.М. Гогиберидзе, Н.П. Клушина, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, О.Д. Му-каева, B.C. Мухина, Т.Г. Стефаненко, В.И. Шурматов и др.). В работах, относящихся к третьему направлению, определены психолого-педагогические задачи, содержание, формы и методы, а также освещен практический опыт межнационального общения молодежи в различных сферах ее жизнедеятель ности (Ю.П. Ветров, Д.Н. Грунов, М.Б. Рамазанов, Ф.С. Савченко, И.С. Серова, И.И. Ульяне, Г.А. Филатова, В.К. Шаповалов и др.).

Проблемы формирования этнонациональной толерантности и культуры межнационального общения рассматриваются в различных аспектах и зарубежными авторами: социологический анализ взаимоотношений учащихся с учетом их национальной принадлежности (Р.Ф. Бенедикт, Э. Богардус, А. Кар-динер, Р. Линтон, П.К. Мертон, Л. Гуттман и др.); этнопсихология общения и межличностные отношения обучаемых (Р.Е. Кемпбелл, Ч. Маккихен, М. Мид, Б.А. Фишер, С. Черри, Дж. Эмин и др.); влияние культурного фактора на нацию, ее иерархию ценностей, форм общения ее представителей (М. Анбер, К. Беледикт, Ж. Буассон, К. Уодингтон, Дж. Хаксли, Р. Херрен и др.); проблемы и возможности преодоления расовых и национальных предубеждений и дискриминации в системе образования в условиях многонационального состава обучаемых (С. Дж. Белл, С. Брок, С. Грент, С. Додд, Дж. Линч, СИ. Слиттр, Дж. Шофиед и др.).

Несмотря на такой интерес ученых к обозначенной проблематике вопросы этнонациональной. толерантности и особенно выявление психолого-педагогических условий ее формирования в подростковой среде остаются малоизученными, изобилуют нерешенными задачами и требуют более глубокого анализа. Среди ученых нет единства взглядов на феноменологию этнонациональной толерантности, на особенности ее формирования в разные возрастные периоды. Но сегодня сама жизнь выдвигает необходимость исследования этих проблем. Тревожным фактором служит тенденция к социальным формам протеста среди подростков, что проявляется в создании неформальных объединений, военизированных формирований, молодежно-подростковых политических организаций экстремистского толка, нацеленных на разжигание этнонациональной розни. В последние годы участились акты подростковой преступности, вандализма, имеющие явно выраженный антиэтнический характер. Не случайно в современной психологии появилось много работ, посвященных проблемам дивиантного поведения подростков в новых социально-экономических условиях (И.В. Дубровина, С.А. Беличева, Б.С. Братусь, Ю.А. Кейсберг и др.). В научной литературе исследуются вопросы психического развития личности подростка и ее социализации, однако возможности соотнесения эт-нонациональных отношений в обществе и психолого-педагогических механизмов формирования толерантности подростка пока еще очень слабо освещены. Практика показывает, что попытки отдельных образовательных учреждений направить усилия на формирование этнонациональной толерантности учащихся проходят бессистемно и сопряжены с рядом трудностей психолого-педагогического характера.

Теоретический анализ исследуемой проблемы, а также изучение имеющейся экспериментальной работы и опыта средних общеобразовательных учебных заведений в этом направлении обнаруживают ряд существенных противоречий между:

- объективной потребностью обретения нового уровня межнационального взаимодействия, основанного на универсальных общечеловеческих ценностях, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических основ формирования личности подростка как носителя этнонациональной толерантности;

- необходимостью воспитания у детей и подростков уважительного отношения к национальным культурным ценностям и отсутствием психолого-педагогических условий обеспечения эффективности такого воспитательного процесса в полиэтнических учебных коллективах;

- необходимостью обновления подходов и технологий формирования этнонациональной толерантности учащихся в общеобразовательных учреждениях и недостаточной подготовленностью педагогов и школьных психологов к такой работе.

Указанные противоречия определили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерант ности подростков». В этой связи представляется весьма актуальным как в теоретико-методологическом так и в практическом плане обозначить проблему исследования: выявление и научное обоснование наиболее оптимальных психолого-педагогических условий формирования этнонациональной толерантности в подростковой среде. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования этнонациональной толерантности в подростковой среде.

Предметом исследования выступают психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности у подростков.

В соответствии с целью и объектом исследования была выдвинута гипотеза, которая основана на предположении о том, что эффективность формирования этнонациональной толерантности у подростков будет обеспечена, если реализовать концептуальную модель в образовательном пространстве полиэтнической школы и создать следующие психолого-педагогические условия:

- признание этнонациональной толерантности одной из составляющих структуры представлений личности, являющейся атрибутом этнокультурного образовательного процесса и отражающий характер отношений между разными этнофорами в полинациональной среде;

- уважительное отношение подростка к инонациональным духовным ценностям как качество, необходимое для полноценного развития складывающегося образа «Я-этнофор»;

- направленность социальной активности личности на расширение диапазона знаний и умений, необходимых для самореализации в полиэтнической среде.

Для проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить историко-методологические проблемы этнонациональной толерантности как интегральной качественной характеристики личности в отечественной и зарубежной литературе.

2. Определить и обосновать психолого-педагогические условия воспитания этнонациональной толерантности у учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

3.Спроектировать концептуальную модель формирования этнонациональной толерантности подростка, учитывающую особенности влияния полиэтнической среды, опыт взаимодействия с разными этнофорами, этнокультурную направленность образования.

4. Разработать и апробировать программу профилактики этнонациональ-ных конфликтов среди подростков.

5.Подготовить научно-методические рекомендации по формированию этнонациональной толерантности в контексте диалога культур.

Теоретико-методологической основой данного исследования явились теоретические положения гуманистического воспитания (О.С. Богданова, И.Б. Котова, И.С. Марьенко, З.Г. Нигматов, Е.Н. Шиянов); теория активного отражения личностью окружающего мира (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Китов, А.А. Бодалев и др.); современные теории развития личности учащихся (Л.И. Божович, В.В. Давидов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, В.П. Озеров, А.В. Петровский, М.М. Рубинштейн, О.В. Соловьева, Д.И. Фельдштейн, Ш. Бюл-лер и др.); учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и психологическими факторами (В.П. Беспалько, В.П. Ветров, Л.С. Выготский, Г.М. Гогиберидзе, А.В. Мудрик, А.В. Непомнящий, В.А. Сластенин, В.К. Шаповалов и др.)

Выбор методов исследования определился целью и задачами диссертационной работы. Применялись следующие методы: теоретические (сравнительный анализ, моделирование целостного психолого-педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования); эмпирические (наблю дение, психолого-педагогический эксперимент, мониторинг); диагностические (анкетирование, беседа, тестирование, психодиагностика); квалиметрические (ранжирование, шкалирование, метод математической статистики). Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены теоретические основы формирования этнонациональной толерантности подростков: уточнено содержание базовых понятий: «этнона-циональная толерантность», «этнокультурная компетентность»; раскрыты сущностные характеристики такого интегративного качества личности как этнонациональная толерантность.

2. Теоретически обоснована и представлена концептуальная модель формирования этнонациональной толерантности подростков, учитывающая особенности влияния полиэтнической среды, опыт взаимодействия с разными этнофорами, этнокультурную направленность образовательного процесса, обеспечивающих эффективность воспитания уважительного отношения к инонациональным культурным ценностям.

3.Разработаны и научно обоснованы критерии сформированности этнической компетентности и межнационального общения, определяющие уровень этнонациональной толерантности подростков в условиях полиэтнической среды.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет и углубляет психолого-педагогические возможности воздействия на процесс формирования этнонациональной толерантности подростков с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Предложенный комплекс психолого-педагогических условий, его теоретико-методологическое обоснование и техническое обеспечение обогащает инструментарий педагогической психологии; полученные результаты исследования дополняют и обогащают воспитательный процесс в поликультурной образовательной среде, позволяют построить модель профилактической и

коррекционной деятельности образовательных учреждений по работе с подростками, склонными к агрессии на национальной почве и этнофобии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и предложены критерии сформированности этнонациональной толерантности у подростков. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в воспитательной деятельности общеобразовательных школ, а также при подготовке и переподготовке учителей, практических психологов и социальных педагогов в системе высшего профессионального образования и в учреждениях повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена совокупностью исходных методологических и теоретических позиций данного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; содержательным анализом факторов, полученных в результате использования диагностических процедур; репрезентативностью экспериментальных данных, применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Практическое внедрение и апробация результатов исследования осуществлялась в МОУ СОШ №5, МОУ СОШ №12 г. Армавира.

Результаты работы обсуждались на кафедре психологии Армавирского государственного педагогического университета. Научно-практические достижения по теме исследования в форме докладов обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие систем обеспечения качества образования» в 2005 г. (г. Армавир), на региональных научно-практических конференциях: «Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани»» в 2003 г. (г. Армавир), «Образование в России: история, опыт, проблемы» в 2003г. и в 2005г. (г. Армавир). Кроме того по теме диссертации была опубликована статья в журнале «Конфликтология», издаваемом Российской академией наук в 2005 г. (г. Москва). Положения, выносимые на защиту.

1. Организация и содержание процесса формирования этнонациональ-ной толерантности подростков должны опираться на возрастные, психологические и социальные их особенности. При этом необходимо также учитывать сформированность коммуникативных умений и уровень этнокультурной компетентности.

2. Отношение к инонациональным, инокультурным ценностям подростка во многом зависит то того, влияние каких систем преобладает в его индивидуальном опыте. Психолого-педагогическое воздействие тех или иных систем формирует соответствующий индивидуально-психологический склад подростка. Совокупность знаний, мировоззренческих основ, социально-экономических условий жизнедеятельности обусловливает выбор стиля внешних связей и отношений у подростка.

3. Специально разработанная программа по формированию этнонацио-нальной толерантности среди подростков, предусматривающая единство целевого, критериального, содержательного, процессуального и технологического компонентов, обеспечивает повышение этнокультурной компетенции, стимулирует интерес учащихся средних классов к представителям других этносов и способствует созданию положительной установки на взаимодействие с ними.

Организация и этапы исследования. Базу проведения исследования составили МОУ СОШ №5, МОУ СОШ №12 г. Армавира, кафедра психологии Армавирского государственного педагогического университета, кафедра педагогики и психологии Краснодарского краевого института повышения квалификации работников образования. Работа проводилась в течение 2001-2005 гг.

Первый этап (2001-2003 гг.) - изучалась философская, этнографическая, социологическая, психологическая, педагогическая литература по теме исследования. Вырабатывались рабочие гипотезы исследования, а также цель, задачи, методы. Проводился анализ современного состояния избранной проблемы исследования, оценивалась степень ее разработанности.

Второй этап (2003-2004 гг.). Определены сущность и содержание этно-национальной толерантности с опорой на теоретическую базу. Выявлена роль диалога культур в полинациональном образовательном пространстве. Изучена специфика восприятия инокультурных ценностей подростками. Проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня этнонациональной толерантности в подростковой среде.

Третий этап (2004-2005 гг.). Проведен формирующий эксперимент; проанализированы и уточнены данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы; сформулированы заключительные выводы и методические рекомендации; осуществлено научное и техническое оформление диссертационной работы.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Общеметодологическая характеристика этнонациональной толерантности и ее психологическая интерпретация

Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Интернациональные процессы способствуют тому, что социальная среда подчас кардинально модифицируется уже при жизни одного поколения. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как рост миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Это означает, что идет сложный процесс взаимной адаптации людей, корреляция собственного поведения личности в соответствии с традициями и привычками инонационального окружения [17]. Видоизменение характера взаимоотношений между народами обусловливает и преобразование социальной среды.

Современное человечество составляет около 3000 этнических сообществ. Обеспечение сосуществования различных этносов в рамках единого социума и стабильность общественного развития в нем представляют серьезную проблему для каждого полиэтнического государства, а таковые в мире составляют подавляющее большинство: из более 200 государств, существующих сегодня, лишь 20 считаются этнически гомогенными (этнические меньшинства составляют в них менее 5% населения). Поэтому на сегодняшний день единственно разумной идеологией и политикой современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, является соблюдение принципа толерантности, то есть позитивное отношение к присутствию в социуме всевозможных этнических сообществ, добровольная адаптация социальных и политических институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп. В связи с этим многие правовые акты и законодательные положения, появившиеся в последнее время (например, «Защита этнических групп в Европе», принятая ООН Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и др.), направлены на поиск способов гармонизации межкультурных (межэтнических) отношений.

Очевидно, что целостность и будущность России связаны с ее полиэт-ничностью. В России проживают представители 147 национальностей, которые относятся к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, сложную и особую историю. Все это обусловливает вовлечение представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие и непосредственный обмен информацией между ними.

В стратегической перспективе оптимальным представляется путь создания дружественной среды межэтнического общения без изменения полиэт-ничности социума [70; С. 11].

Согласно теоретическим взглядам российского географа и историка Л.Н. Гумилева, этнос - это группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и, наконец, умирают. Ученый рассматривал этнос как явление географическое, природное. Вместе с тем он выделял психологические характеристики этноса - самосознание и стереотип поведения. «Этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения» [54; С.39]. Исследователь подчеркивал, что «именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов» [55; С. 15].

Академик Ю.В. Бромлей рассматривал этносы как социальные сообщества, связанные с социально-историческим контекстом. Он указывал, что «этнос может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированном в самоназвании» [36; С. 96]. Согласно представлениям Бромлея, свойства этноса (язык, культура, этническое самосознание) формируются лишь в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых [38; С. 98].

В.А. Тишков определяет этническую общность как группу людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности. Эти признаки являются результатов особых усилий, особенно процесса нацие-строительства [192].

В многочисленных философских, социологических, этнологических и психологических исследованиях существуют и другие подходы к пониманию этноса. Следует также указать на то, что в русском языке понятие «этнос» (с греч. - племя, группа, народ) в некоторой степени связывают со словом «нация». Одни государствоведы и философы отстаивают историко-стадиальные представления об этносе - первыми типами этнической общности людей были роды и племена, затем народность, возникшая в эпоху раннеклассовых обществ, и, наконец, нация как наиболее развитая историко-культурная общность, являющаяся результатом соединения, «сплавления» представителей различных племен и народностей [185; С. 20]. Сторонники этой позиции указывают на то, что нация - это высший этап развития этноса, сложившийся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства территории ,языка, особенностей культуры и психики.

В настоящее время во многих странах мира нацию понимают как гражданскую общность, определенную государственными границами. Так, термин «нация» в межгосударственной организации ООН применен в значении «государственная общность». С этих позиций понятие «нация» более политизированное и «официальное», так как существуют многоэтнические нации — американская, канадская и т.д. И, как отмечал А.Д. Карнышев, причисление людьми себя к той или иной нации зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений, а не только от формальной записи в паспорте [79].

Итак, поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, сознательно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопрделяющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную систему, то понятие «нация» шире и сложнее понятия «этнос» [95].

Концептуальная модель формирования толерантности подростков в условиях полиэтнической образовательной среды

Формирование и развитие этнонациональной толерантности в подростковом периоде происходит в контексте наиболее значимых образований данного возраста: становления мировоззрения и самоопределения (И.С. Кон, Э. Эриксон). Школьники начинают осознавать, кто они такие, каковы их жизненные и ценностные ориентации, на что они способны в состоянии активного взаимодействия со средой, с ее особенностями, нормами и традициями. Вот почему невозможно переоценить те психолого-педагогические условия, в которых происходит становление личности. Именно условия во многом определяют уровень этнонациональной толерантности подростка. Важное место в формировании толерантной личности занимает приобщение школьников к прогрессивным национальным традициям и обычаям других народов. Работая с семьей, социальный педагог правомерно обращается к народным традициям, что способствует взаимопроникновению, взаимопознанию культур, обычаев и традиций, влияет на развитие личности, формируя уважительное отношение к другим национальностям.

В качестве приоритетных направлений отмечаются следующие:

- приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этносоциума через родной язык и культуру;

- приобщение к национальным обычаям и обрядам, верованиям, национально-прикладному искусству своего народа;

- приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их ментальносте, языку, обычаям, верованиям;

- создание условий для самореализации личности ученика в социуме посредством формирования, развития способности адаптироваться к условиям жизни общества.

Задача школы заключается в усилении воздействия положительных сторон национальной культуры на поведение и развитие личности, формирование в ней любви к Родине, уважительного отношения к обычаям и традициям своего народа, к людям других национальностей, таких духовно-нравственных качеств как интернационализм, отзывчивость, толерантность, взаимопонимание. Усвоение национальных традиций, обычаев, неповторимой самобытности развивает в воспитанниках рациональное самосознание.

Необходимо отметить следующую особенность фольклора: формы народного воспитания выступают в неразрывном единстве со всеми институтами социальной жизни народа, с его культовыми верованиями, нормами общественного поведения. Эти нормы совместно с совокупностью устойчивых социально-экономических отношений в конечном счете регламентируют отдельные поступки и поведение членов общества, проектируют и направляют развитие и формирование подрастающей личности, вырабатывая у нее определенный жизненный опыт, а также внутренние установки и автоматизм поведения.

Пример 1. Интересен опыт МОУ СОШ № 12 г. Армавира по изучению особенностей народов Северного Кавказа через знакомство с музыкальной культурой горских народов. Здесь широко используются ролевые игры, фольклорные экспедиции, участие в национальных праздниках. Все это способствует приобщению к культурным ценностям своего и соседствующих народов, воспитанию уважительного отношения к культуре, обычаям и традициям других народов.

Пример 2. Замечательной формой этнографического образования является школьный театр. Театр - это синкретический вид искусства. С одной стороны, он позволяет сфокусировать вокруг себя множество творческих мастерских: ис-торико-этнографический костюм, архитектура, предметы быта в оформлении сцены, музыка и пение,- сценическое мастерство и танец. А с другой стороны, ввиду своей познавательной направленности театр требует от участников серьезной теоретической подготовки. Наличие общей цели сплачивает подростков, дает им возможность пожить в образе представителя другой национальности и, как правило, изменяет систему этнических стереотипов.

Пример 3. В Отрадненской СОШ №2 имеются студия национального армянского танца, студия национального адыгейского танца, русский фольклорный ансамбль «Рябинушка», секции по национальным видам спорта, театральная студия «APT».

Интеграционным моментом в поликультурном детском коллективе является мобилизация учащихся вокруг общечеловеческих ценностей; одной из которых является само этническое разнообразие мира.

Здесь успешно ведется тренинг межэтнического общения, широко используется работа с источниками (архивными документами), анализируются фольклорные произведения, расширяется диапазон народоведческих интересов (этноэкология, этнолингвистика, этномузееведение). Пример 4. В лицее № 1 г. Армавира через службу культурного досуга и службу по поддержке и развитию детско-юношеских инициатив успешно решаются задачи вовлечения подростков и их родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности и вопросы по созданию условий для общения через совместную деятельность в объединениях, клубах, в реализации творческих проектов. Так, например, через детское объединение «Возрождение русской культуры» социальный педагог осуществляет социализацию детей и подростков с привитием самобытных национальных традиций. Хорошей традицией стало проведение обрядовых праздников «Масленица», «Рождественские посиделки», которые представляют собой художественно-театрализованные программы, подготовленные этим детским объединением. Участники этих программ выступают не только в своей школе перед учащимися, родителями, но и ветеранами, жителями микрорайона, в других образовательных учреждениях, выезжают с этими программами в ближайшие села.

Гордостью лицея является школьный музей народного декоративно-прикладного искусства. Дети объединения под руководством социального педагога организовали поисковую группу, выявившую народных умельцев в микрорайоне, устраивали с ними встречи, выставки изделий, поделок этих умельцев, записывали их рассказы о своем увлечении, делали видеозапись их домашних коллекций. Жителями микрорайона переданы в школьный музей прялки, чесалка, рубель, старинный кувшин ручной работы, самовар и другие старинные предметы быта. В настоящее время в школьном музее более 150 экспозиций, выполненных самими учащимися или совместно с родителями: в стиле хохломской росписи, гжели, деревянные игрушки, русские национальные костюмы, костюмы народов Северного Кавказа, Закавказья и др.

Необходимо отметить, что в работе социального педагога имеют место случаи делегирования педагогам определенного вида работы. Например, в работе с детьми по изготовлению экспонатов для музея участвовали преподаватели технологии, изобразительного искусства.

Созданный более десяти лет назад в МОУ СОШ №5 г. Армавира ансамбль «Казачка» объединил любителей фольклорной песни из учащихся, родителей, учителей. Первые участники ансамбля собирали и записывали казачьи песни, знакомились с их историей. Ансамбль приобрел немалую популярность среди школьников и жителей микрорайона. В лицее большой популярностью пользуются также ансамбль народных инструментов, танцевальный коллектив «Мозаика».

Можно сделать вывод о том, что педагогически правильно организованная культурно-досуговая деятельность, выполняя роль посредника между социальной средой и микромиром личности, способствует социализации детей и подростков в полиэтнической среде, преодолению внутренних конфликтов, дефицита доверия в межнациональном общении. Воспитывающее воздействие культурно-досуговой деятельности обеспечивается благодаря соревнова-тельности, взаимному уважению, доверию, осуществлению индивидуального подхода к каждому подростку.

class2 Экспериментальное исследование процесса формирования этнонациональной

толерантности подростков class2

Общая характеристика эксперимента: психологический, дидактический, методический аспекты

В настоящее время особо остро встает проблема формирования этнона-циональной толерантности, которая рассматривается нами в качестве одного из условий гармоничного развития личности. Особая роль в этом принадлежит школе как одному из важнейших институтов социализации, приобщающих подрастающее поколение к этнокультурным и общечеловеческим ценностям.

В процессе организации и проведения экспериментального исследования, направленного на формирование этнонациональной толерантности среди подростков, мы руководствовались теоретическими положениями, изложенными в первой главе.

Цель эксперимента: выявление условий и апробация концептуальной модели воспитания толерантности учеников полинациональной школы. Для достижения данной цели были намечены следующие задачи:

1) Разработать критерии, определяющие уровень сформированности этнической компетентности у подростков.

2) Разработать психолого-педагогический инструментарий для диагностирования уровня этнонациональной толерантности среди учащихся средних классов.

3) Провести диагностику уровней сформированности этнонациональной толерантности и этнической компетентности школьников.

4) Подготовить научно-методические рекомендации по оптимизации процесса формирования этнонациональной толерантности подростков в по-лиэтничекой образовательной среде.

При составлении программы экспериментального исследования, выборе методов и методик, анализе результатов формирования этнонациональной толерантности мы руководствовались основными методологическими принципами отечественной психологии: системного и деятельностного подходов.

Исследование эффективности формирования этнонациональной толерантности проводилось в несколько этапов, в основу которых была положена система психолого-педагогических и организационно-методических средств.

На первом этапе (2001-2003 гг.) был проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической и психологической литературы по вопросу развития и становления национального самосознания развивающейся личности. Определялись цели и задачи исследования, выдвигались рабочие гипотезы, осуществлялся подбор методов и методик опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2003-2004гг.) осуществлялась комплексная диагностика сформированности этнонациональной толерантности подростков; разрабатывались критерии, определяющие уровень развития национального самосознания и этнической компетентности, а также разрабатывалась программа по формированию этнонациональной толерантности обучающихся, так как исследование, проведенное на констатирующей этапе, показало необходимость создания такой программы.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) был подготовлен и проведен формирующий эксперимент, реализованы на практике основные идеи предложенной программы, уточнены психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков. Формирующий этап исследования заключался в организации системной работы с учащимися 5-9 классов, направленный на оптимизацию процесса формирования этнонациональной толерантности в условиях полиэтнической общеобразовательной школы.

Для определения уровня сформированности этнонациональной толерантности использовались разработанные нами критерии, в основу которых были положены психологические характеристики личности подростка и компоненты структуры национального самосознания. Содержание анкетных вопросов строилось с опорой на данные критерии.

Аналитический этап исследования включал в себя статистическую обработку и интерпретацию полученных результатов, их обобщение, формулировку выводов и заключения, разработку и уточнение методических рекомендаций по оптимизации процесса формирования этнонациональной толерантности подростков.

В опытно-экспериментальной работе использовались следующие виды анализа:

- компонентный анализ, позволивший выделить структурные компонен-ты национального самосознания, изучить их качественные характеристики;

- уровневый анализ, позволивший изучить уровни сформированности этнонациональной толерантности и этнической компетентности на начальном и конечном этапах эксперимента;

- сравнительный анализ, позволивший выделить особенности формирования этнонациональной толерантности школьников, определить наиболее благоприятные психолого-педагогические условия этого процесса.

Похожие диссертации на Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков