Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ли Синь

Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ
<
Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Синь. Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Ли Синь; [Место защиты: Амур. гос. ун-т].- Благовещенск, 2009.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/523

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Генезис ислама о Китае 25

1. Появление ислама в Китае в VII—XIII вв 25

2. Адаптация ислама к реалиям китайской цивилизации XI-XVII вв 37

Глава 2. Ислам на Северо-востоке Китая: исторический аспект 53

1. Появление и распространение ислама в северо-восточных провинциях Китая 53

2. Развитие ислама на Северо-востоке Китая (1911-1947 гг.) 70

3. Ислам на Северо-востоке Китая в 1947-1976 гг. 88

4. Ислам на Северо-востоке Китая в 1976-2006 гг 101

Глава 3. Ислам на Северо-Востоке Китая: этнорелигиозный аспект ... 118

1. Этнический состав мусульманских общин Северо-Востока Китая 118

2. Конфессиональное своеобразие китайского ислама 129

3. Мечети Северо-Восточного Китая: архитектурные особенности и функции І40

Литература

Заіслючение . 149

Источники и литература

Введение к работе

Глава I. Генезис ислама о Китае 25

1, Появление ислама в Китае в VII—XIII вв 25

2. Адаптация ислама к реалиям китайской цивилизации XIH-XVII вв 37

Появление ислама в Китае в VII—XIII вв

Ислам (китайское название -«хуэйцзяо») имеет в Китае тысячелетнюю историю. Однако вплоть до настоящего времени процесс развития ислама в китайском государстве представляет собой одну из наименее исследованных, дискуссионных проблем и привлекает к себе внимание многих исследователей - историков, этнографов, лингвистов, религиоведов и представителей других научных специальностей. Предметом научной полемики является целый ряд аспектов, связанных с распространением ислама в Китае. Так, прежде всего, это касается вопроса о времени появления ислама в Китае. Недостаток археологических данных, фрагментарность, а нередко и противоречивость письменных источников по ранней истории ислама в Китае, обусловили существование различных датировок времени появления ислама в Китае. При этом некоторые версии имеют легендарный характер и не согласуются с реальной историей ислама. Во второй половине ХГХ столетия русский синолог архимандрит Палладий (Кафаров П.И.), отмечая данное обстоятельство, писал: «Китайские писатели благодаря неопределенности названия Хой хой" и неведению истории отдаленного Запада, относят появление магометанской веры в Китае к концу VI века но Р.Х.» . Например, мусульманский подвижник Ма-вэнь-бип (Мачжи) или ЇОсуф, считавший себя потомком Мухаммеда в 45-м поколении, в прошении на имя императора династии Цин (1644-1911гг.) Капси (1662-1723гг.) писал следующее: «Со времени Адама родилось 124 000 слишком святых; ниспослано 113 цзннов. Мой предок, Магомет, чудесно родившийся в 533 г. 7-й луны 13 дня. Ангел от Бога передавал ему цзин, в течении 23 лет. В нем открываются все сокровенные и глубокие истины. В 581-600 гг. учение его впервые проникло в Китай...»45. Отмечая, что ислам проник в Китай в конце VI-начале VII веков, Мачжи, ссылался на древнее мусульманское предание, текст которого был обнаружен на стеле, установленной в 742 г. при мечети в Гуанчжоу. В этом тексте сообщалась, что ислам проник в Китай в эру Кай-хуан (589-600 гг.). Однако, как доказали археологии, текст этого предания бкл нанесен на стелу не в VIII веке, а значительно позже - в ХГ/ веке, и достоверность описываемых в нем событий весьма сомнительная46.

Другие исламские авторы появление религии Мухаммеда в Китае связывали с деятельностью китайца Хань Гэсы, который начал проповедовать это учение в 599 году47. Данная точка зрения опирается на легендарные сведения, содержащиеся в китайском мусульманском трактате «ХуэЙхуэЙ юаньлань» (О первоначальном вступлении магометанства в Китай). Китайские историки (Бай Шоу и Й РЙ Ян Чжицзю ШШЖ Цзинь Цзитан ділїз &) полагали, что с исламом китайцы познакомились в период правления основателя династии Тан (618-906гг.) императора Гао-цзу (618-626 гг.). Согласно этой точке зрения, проводниками новой религии в Китае стали купцы-мусульмане, торговавшие в городах Гуанчжоу, Янчжоу и Цюаньчжоу 48 . Однако и эта версия представляется сомнительной. Действительно, в эпоху династий Суй (581-618гг) и в первые годы правления Тан торговые отношения Китая со странами Запада имели место, и в Китае находилось множество купцов, выходцев из Аравии, Месопотамии, Средней Азии. Однако, в данный период времени в Аравии и Персии ислам еще не имел повсеместного распространения, и поэтому маловероятно, что выходцы из этих территорий в первые десятилетия VII в. были мусульманами.

Исследователь Лго Фэн, не отрицая утверждения, что ислам )аспростраиился в Китае в период династии Тан, уточнял, что это произошло распространи. уже после смерти Гао-цзу, в период времени между 628 и 632 годами . точка зрения очень близка той позиции, которую разделяют такие авторитетные мусульманские богословы как Лю Саньцзе, Ван Цзнчжи, Цзнинь Цзитан и другие, полагавшие, что проповедь ислама в Поднебесной империи началось в 628 году . Необходимо отмстить, что и эта датировка основывается не на анализе действительных исторических фактов, а на традиционных мусульманских преданиях. Так, вплоть до настоящего времени среди китайских мусульман широкое хождение имеет легенда, относящая появление религии Мухаммеда в Китае ко времени правления императора династии Тан - Тайцзуна (626-649 гг.). Существует множество вариантов этой легенды, в большинстве из которых повествуется о том, что император Тайцзун (626-649) несколько ночей подряд видел один и тот же загадочный сон. Во сне Зеленый Лев боролся с Белым Слоном и. в конце ко:пюв, побеждал его. Придворные мудрецы и астрологи долго не могли растолковать смысл сна. Но нашелся один мудрый советник, который объяснил, что Белый Слон означает учение Будды, а Зеленый Лев — только что возникший победоносный ислам. После этого Сын Неба в 628 г. отправил датеко на Запад в страну Даши (Арабский халифат) (в ином варианте в Самарканд) посольство с охраной из 300 воинов. Послы добрались до Аравии и встретились в Медине с пророком Мухаммедом. Но посланец Аллаха, будучи уже в преклонных годах, отказался от приглашения приехать в Китай и послал вместо себя мусульманских полководцев Гейса, Вэйса и Вэнгасы, а также передал полотенце, на котором после омовения чудесно запечатлелся лик Мухаммеда. Однако впоследствии это изображение исчезло, дабы не возникло поклонения ему. Китайские воины приняли ислам и остались в Медине, а вместо них посольство на обратном пути сопровождали воины-арабы. Прибыв в Поднебесную империю, они решили остаться здесь женились на китаянках. Потомство от этих трехсот браков (а в другом варианте, арабских воинов было 3 тыс.) и положило основание мусульманскому населению в Китае 51 . Дополнение к этой легенде содержится в памятнике китайской мусульманской литературы под поэоопнем.

Появление и распространение ислама в северо-восточных провинциях Китая

В настоящее время у исследователей нет единого мнения по вопросу о времени первоначального появлення мусульман в северо восточных провинциях Китая - Ляонин, Цзллин и Хэйлунцзян. Существует точка зрения, что мусульмане начали движение на Северо-Восток Китая еще в период правления императора Так-цзуна (960-975) династии Северная Суп (960-1126). Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, обосновывая ее, ссылаются на археологические данные. Так, в деревне Ляосиньли (xtffiiJj) провинции Ляонин, было обнаружено захоронение торговца-мусульманина, относящееся ко второй половиной X столетия"9. Как уже отмечалось ранее, часть исспедо пате пой полагает, что ч XII птотггии, и - ру Нун-г.ин (116V1ІЛ4) императора Сяо-цзуна (1163-1189), мусульмане начинают проникать в провинцию Ляонин, где они поселились в Сяньпинс (АЙТ% современный Кайюань, ТРЩ в Шэньяне (gfcPH ) и Телине ()120.

Возможно, что отдельные случаи проникновения мусульман в Северо-Восточные провинции Китая имели место в Х-ХП века, однако широкое распространение мусульман в данном регионе, как считает большинство специалистов, связано с захватническими походами Чингисхана в начале XIII века . В первой главе уже отмечалось, что на службе в монгольской армии состояло большое число мусульман. После окончания боевых действий, многие из них были поселены в приграничных районах Северо-Востока Китая, где воины-мусульмане охраняли границу, занимались земледелием, скотоводством и ремеслом.

Анализ исторических источников и литературы позволяет сделать вывод о том, что постоянные мусульманские обшины на Северо-Востоке Китая начинают формироваться в ХШ столетии. Китайские историки установили, что из всех северо-восточных провинций Китая ранее всего ислам начал распространяться и Ляонипс. Это объясняется, прежде всего, географическими и торгово-экономическими факторами. Провинция Ляонин находится в южной части северо-восточного Китая и является важным связующим звеном между северо-восточным экономическим районом и остальным Китаем. Южная часть провинции омывается Бохайским заливом, в который впадает река Хуанхэ. Это обстоятельство создает благоприятные условия для развития морской торговли. Возможно, именно эти факторы и привлекали сюда мусульман-торговцев, которые переселяясь на территорию провинции, приобретали земельные участки и недвижимость. Например, сохранились сведения о том, что в 1292 году мусульманин Асан переехал на территорию Ляонина и овладел участком земли в городе Чжаочжоу1". В начале XIV столетия в Ляонине вел торговлю мусульманин Сайфудин Далима и целый ряд других торговцев-мусульман. Необходимо заметить, что провинция Ляонин привлекала мусульман не только своим расположением, выгодным для занятий торговлей и земледелием, нередко на этой территории находили убежище и мусульмане, которые в силу разных факторов подвергались преследованиям со стороны центральных властей Китая. По этой причине в Ляонине оказалась семья опального генерала Тэ-сюаня ( г& ), исповедавшего ислам. Многочисленные потомки Тэ-сюаня составили фамилию Те, которая в настоящее время является одной из самых распространенных фамилий в этой провинции. В конце правления династии Мин некоторые представители клана Те стали чиновниками и переехали в город Шэньян. Здесь а 1633 они В XIV-XV! веках мусульмане южных и центральных районов Китая переселялись в Ляонин и из-за частых стихийных бедствий, сильно осложнявших хозяйственную деятельность. В силу данных обстоятельств, в начале XVI века на территорию Ляонина переселились представители многочисленного н влиятельного му сул ьманс кого клана Жэнъцзиньчжоу (fl Переселение мусульман в провинцию Ляонин осуществлялось сухопутным и морским путем. При этом, основная часть мусульман прибывала в провинцию, следуя посуше из городов Шаньхайгуань, Дзиньси, Цзиньчжоу, и области Лянин. Некоторые группы мусульман прибыли в провинцию Ляонин из Хэбэя. Г)ти переселенцы следовали, в основном, и Линюань и Чаоян (через Сифэнкоу, Чэндэ ($ЩП, ДЭД)125. В целом, уже к концу правления династии Мин, на территории провинции Ляонин образовалась многочисленная община мусульман. Об укоренении мусульман в Ляонине свидетельствуют многочисленные мечети, являющиеся самыми древними среди всех исламских культовых сооружений Северо-Восточного Китая. Так, в ЦЬньяне существует мечеть Луду-хуанчэн возведенная на 12-м году эры Чжичжэн (МШ) (1352 год) династии Юань. Па стенах мечети оставлена памятная надпись о том, что этот храм построен семьей Хуэйхузйугэ - В городах Чжуаихэ, Цзиньчжоу, Кайюань, селах Циндуйчжэнь и Бэйчжэнь сохранились мечети, возраст которых превышает пятьсот лет. Большая часть из них была огтроенав период эры Цзяцзин (Af iJ, 1522-1566). Существует точка зрения, что в провинциях Цзилнн и ХэЙлунцзян первые мусульмане (выходцы из Арабского халифата) появляются еще в конце правления Цзинь(1115-1234) - начале правления династии Юань. В письменных источниках данного периода времени их называла «сэму» (буквально «розпис» пароды, то сеть не монголы к не китайцы). Впрочем, многие китайские ученые полагают, что мнение о появление мусульман в отдаленных районах северо-восточного Китая в период поздней Цзинь и ранней Юань не имеет достаточного научного обоснования117. Широкое распространение ислама началось в провинциях Цзилин и ХэЙлунцзян позже, чем в Ляонине - в середине XVII века, после захвата Китая маньчжурами и осгіования династии Цин (1644-1911). Движение мусульман в наиболее отдаленные северо-восточные провинции страны в данный период времени во многом было вызвано изменением полигики цинских властей в отношении приверженцев ислама. Как отмечал B.C. Кузнецов, уже в первые годы воцарения дома Цин проявилась открытая неприязнь со стороны властей к мусульманам.

Ислам на Северо-востоке Китая в 1976-2006 гг

Нормализации отношений между правительством КНР и религиозными организациями способствовало постановление Госсовета КНР «Решение проблем проведения политики в отношении недвижимости религиозных коллективов», принятое 16 июля 1980 года. В документе указывалось, что церкви, храмы, монастыри и приписанные к ним здания, запятые ор гамизациями пли частными лицами во время культурной революции, подлежат возвращению религиозным коллективам. При отказе религиозного коллектива использовать возвращаемую недвижимость для проведения религиозной деятельности, организация или частное лицо должны выплачивать этому коллективу арендную плату с момента занятия объекта, а при переносе и перестройке здания - компенсацию. Денежные вклады религиозных общин, «замороженные» во время культурной революции, должны быть им возвращены329.

Установление позитивных отношений между государством и религиозными организациями способствовало возрождению мусульманских общин Китая. В 70-90-хх XX столетия активно восстанавливаются мечети, разрушенные в годы культурной революции. Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных ведомостях и академических изданиях, в данный период времени возобновили работу более 20 тыс. мечетей . Значительную финансовую помощь в этом вопросе оказало мусульманским общинам государство. Только за период времени с 1981 по 19S4 год правительство КНР ассигновало на восстановление мечетей 6 млн. юаней . Существенную помощь мусульманам оказывали и местные органы власти. Так, в провинции ХэЙлунцзян в период с 1980 по .990 год народными правительствами горедов Харбина, Цицикара, Муданьцзяна, Цзямусы, Хэгана, Дацина, Ичуня, Суйхуа, Хэйхэ на восстановление мечетей было выделено, в общей сложности, 3 млн. 740 тыс. юаней. На эти ден удалось отремонтировать двадцать четыре мечети232.

В городе Харбине, благодаря стараниям местных властей, к .980 году была отремонтирована Восточная мечеть. Через девять лет городское правительство ассигновало средства на капитальную реконструкцию мечети. В здании была установлена канализация, устроены умывальная комната, столовая, учебные классы, жилые помещения для духовенства. После перестройки Восточная мечеть стала самой большой из мечетей провинции Хэйлунцзян. Ее общая площадь превышает 12 тыс. квадратных метров, а в главном молитвенном зале могут одновременно разместиться более 500 мелящихся. Восточная мечеть сегодня является одной из главных достопримечательностей города. За последнее десятилетие мечеть посетили многочисленные делегации мусульман из Ирана, Пакистана, Египта, Сирии, Саудовской Аравии, Ливии, а также туристы из США, России, Японии и других стран мира233.

Большую финансовую и организационно-техническую помощь в восстановлении мечетей оказали местным мусульманским общинам власти провинций Ляонин и Цзидин. На средства местных органов власти были реконструированы мечети в Шэньяне (1981 г.), Даляне (1990), Цзииьчжоу (1983). В общей сложности в 80-х -90-х гг. XX века в провинции Ляонин было отремонтировано 100 и построено 94 мечети. В провинции Цзилин за это время мусульмане, при поддержке властей, отремонтировали и построили 90 мечетей234.

Необходимо отметить, что власти провинций Цзилин, Ляонин и Хэйлунцзян вкладывают средства ве только в строительство мечетей, но и в развитие объектов социальной инфраструктуры мусульман. Так, в городе Чанчунь ( !&), где мусульмансксс население превышает 30 тыс. человек, городское правительство в 2003 году ассигновало 8 млн. юаней на строительство нового мусульманского кладбища, а в 2005 году, за счет средств города был перестроен приют для престарелых мусульман. Значительные финансовые средства (до 20 млн. юаней) городское правительство Чаньчуня выделило на устройство мусульманской школы и детского сада . В городе Ляоюань (ІХІШ) провинции Цзилинь на средства городского правительства в одном из городских детских садов содержится группа для детей-мусульман и диетическая столовая. Власти уезда Юицуиь ( &1ЙЙ) провинции Цзилин выделили средства на строительство приюта для престарелых мусульман236. Таким образом, благодаря государственному участию, мусульмане Кктая смогли не только восстановить религиозную инфраструктуру, уничтоженную п годы культурной революции, но и существенным образом ее развить. Данное обстоятельство способствовало значительному росту численности [мусульманских общин Северо-восточных провинций Китая. В настоящее время очень трудно определить точное число мусульман, проживающих в Северо-восточном Китае. Данное обстоятельство обьясняется тем, что правительство КНР никогда не собирало статистических данные о религиозной принадлежности граждан. Сведения о численности мусульман основываются на данных об этнической принадлежности граждан. В число последователей ислама, как правило, исследователи включают представителей тех этнических ірупн, которые традиционно исповедовали ислам. Однако, это не совсем точная методика, так как, с одной стороны, представители уйгуров, хуэй, и других «мусульманских народов» могли сменить свою религиозную принадлежность или же утратить всякую религиозность совсем, перейти на позиции атеистического мировоззрения. С другой стороны, существует вероятность того, что ислам могли принять и представители тех этнических

Этнический состав мусульманских общин Северо-Востока Китая

В конце XIX -начале XX стэлетия китайские историки Янь-у и Чэнь Цэы хуа сформулировали гипотезу2 5 об «уйгурском происхождении» хуэй. Согласно отой гипотезе, хуэй являются аборигенами Северо западного Китая, и их происхождение следует вести от народа «хуэйхэ», о деятельности когорого сообщается в летописях периода Южных и Северных династий. По мнению Янь-у и Чэнь Цэы хуа народ «хуэйхэ» в письменных документах времен династии Тан известен как «хуэйху», а в период Минской династии группы «хуэйху» и «хуэйхэ» стали именовать «хуэйхуэЙ». По мнению историка Линь Ганя, данная теория основана только на фонетической близости и не имеет научного обоснования. «Хуэйхэ» и «хуэйху» явились предками уйгуров, и это подтверждается лингвистическими данными: письменность «хуэху» — это современная уйгурская письменность, тогда как хуэй используют китайскую письменность"56. Китайский исследователь Люй Чжэнь-юй также обосновывал версию аборигенного происхождения хуэй, однако субстратом этого народа он считал общность «туцзюэ» т.е. тюрок" . Действительно, в материальной и духовной культуре хуэй прослеживаются отдельные тюркские элементы, но это обстоятельство не является достаточным основанием считать хуэй тюркской общностью. Широкое распространение в китайской литературе получила версия арабо-персидского происхождении хуэй. Наиболее отчетливо ее сформулировал китайский истори: Линь Гань. По его мнению, арабские колонисты, прибывавшие как торговцы в период Таиской, Сунской и Юаньской династий, стали костяком южной группы дунганской народности, а персы, служившие в монгольской армии, составили этническую основу для Российский историк-фольклорист Х.Ю. Юсуров, основываясь на анализе этнонимов, пришел к выводу, что хуэй являются потомками тибетской группы народностей ту-ю-хунь (тогонов). По мнению этнографа Г.Г. Стратановича, субстратом хуэй были маньчжуроязычные группы Киданьской империи, с последующим включением уйгурских, арабских и персидских компонентов. С позиций антропологии мнение Г.Г. Сіратановича поддержали Н.Н. Чебоксаров, М.Г Левин. Данные исследователи относили хуэй к дальневосточной (монголоидной) расе с чертами европеоидного физического типа262. С точки зрения М. Сушанло, в формировании северной группы хуэй принимали участие как мусульмане-переселенцы из Передней и Средней Азии, так и местные народы: тангуты, уйгуры, кидане, монголы, китайцы. По мнению М. Сушанло, мусульманские переселенцы, сливаясь с местным населением, в первую очередь с остатками тангутского населения, постепенно восприняли их хозяйственные навыки и язык, а местное население, главным образом тангуты, - религию ислам . Советский этнограф СП. Толстое высказал гипотезу, согласно которой основу этногенеза хуэй составляли китайские колонисты, поселившиеся среди тюрко-язычных групп и впитавшие в себя разнородные этнические компоненты. Участие китайцев в становление хуэй отмечает и A.M. Решетов. По его мнению, этот народ сложклея не из мусульман, переселизшихся в Китай, а прежде всего из местных китайцев, смешавшихся с мусульманами-пришельцами. В числе последних ученый отмечает присутствие представителей хотанских саков, принявших ислам от уйгуров . Таким образом, российские специалисты не пришли к единому мнению относительно происхождения хуэй, но, в отличие от своих китайских коллег, они полагают, что ключевую роль в формировании хуэй сыграли не пришлые народности, а местный этнический субстрат. В целом, можно констатировать, что в становлении группы хуэй приняли участие представители различных этнических групп: арабы, тюрки, монголы, китайцы, тунгусо-маньчжуры. кита Значительные расхождения между российскими и китайскими специалистами существуют в определении степени завершенности процесса этнической консолидации хуэй. Так, китайские историки и этнографы считают, что, в целом, данный процесс завершился в XVI столетии, когда в реіультате длительного и тесного общения с ханьцами хуэй, неоднородные по культуре и языку, восприняли китайский язык и стали использовать китайские имена и фамилии 6 .

У российских ученых нет единого мнения по данному вопросу. Например, Г.Г. Стратанович в академическом издании «Народы Восточной Азии», обращаясь к данной проблеме, писал, что «процесс консолидации этой народности завершился в самые последние годы (середина и конец 50-х гг.) вследствие укрепления связи между тремя исторически сложившимися группами хуэй: северной, юго-западной (юаньнанской) и южной (гуанчжоуской), а также переселения хуэй из центрального Китая в созданный в 1958 г. Нинся-ХуэЛский автономный район»"66. Однако, несколько позже, в начале 70-х годов XX века, Г.Г. Стратанович в предисловии к монографии М.Суншало выражал сомнение в завершенности этого процесса. Он отмечал: «Документально известны минимум три пути распространения ислама: первичный сухопутный, (примерно VII-VIII вв.), морской (ГХ-XTV вв.), вторичный сухопутный (XV-XVI вв.). Обычно с этим различием путей проникновения ислама связывают формирование трех этнически различных групп «хуэйхуэй»; нивелировка их шла в результате контактов этих групп на протяжении пяти столетий. Завершился ли этот [рэцесс - вопрос спорный»367.

Похожие диссертации на Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ