Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Бузмакова Ольга Викторовна

Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании
<
Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бузмакова Ольга Викторовна. Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Бузмакова Ольга Викторовна; [Место защиты: Амур. гос. ун-т].- Благовещенск, 2008.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/51

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Восприятие межэтнических отношений русским православным сознанием 20

1.1. Категории «свой» - «чужой» в русском православном сознании 20

1.1.1 Теоретический контекст изучения русского православного сознания 20

1.1.2 Русские этнокультурные архетипы как основа формирования представлений о Китае и китайцах 24

1.1.3 Базисные этнокультурные категории «свой» - «чужой» в системе православных представлений о Китае и китайцах 34

1.2 Представления о русско-китайских отношениях в русском православном сознании 53

1.2.1 Влияние русской православной традиции на формирование образа Китая в России 53

1.2.2 Миссионерские стратегии Русской православной церкви в Китае 65

1.2.3 Миссионерские, стратегии Русской православной церкви на

Дальнем Востоке России 73

Глава 2 Амбивалентность представлений о китае и китайцах в современном русском православии 90

2.1 Негативные представления о Китае и китайцах в современном русском православном сознании 101

2.1.1 Общая характеристика негативных представлений о Китае и китайцах, присущих современному русскому православному сознанию 101

2.1.2 Представления о возмолшой китайской экспансии в современном русском православном сознании 109

2.1.3 Представления о китайских религиях и политике КНР по вопросам свободы совести в современном русском православном сознании 119

2.2 Позитивные представления о Китае и китайцах в современном русском православном сознании 128

2.2.1 Общая характеристика позитивных представлений о Китае и китайцах, присущих современному русскому православному сознанию 128

2.2.2 Представления о сотрудничестве с Китаем и китайцами в современном русском православном сознании 133

2.2.3 Представления о миссионерской работе среди китайцев в современном русском православном сознании 138

Заключение 156

Библиография 160

Приложение 1 179

Приложение 2 182

Введение к работе

За последние десятилетия в России актуализировалось значение религиозного фактора в жизни общества. В нашей стране признается особая роль православия в становлении и развитии русского духовного наследия. Религиозные организации обладают весомым потенциалом в решении проблем толерантности, сохранения культуры, поддержания морально-нравственных ценностей. Будучи одной из доминирующих конфессий на территории России, православная церковь проявляет инициативу в вопросах поддержания существующих традиций. Особенно это актуально в ситуациях интенсивного межэтнического и межкультурного взаимодействия. Религиозная принадлежность является существенным элементом самосознания народов, задает модели поведения нации, оказывает влияние на ее характер. В отношении жителей дальневосточного региона первостепенной является проблема сохранения культурной и этнической идентичности граждан России, проживающих в условиях постоянных непосредственных контактов с народами Азиатско-Тихоокеанского региона. Позиция Русской православной церкви способна задавать условия межэтнических отношений, оказывать влияние на характер взаимодействия русских и китайцев. Ее деятельность может содействовать либо разжиганию неприязни, либо, наоборот, сглаживать острые моменты во взаимоотношениях между народами. Участвуя в формировании мировосприятия людей, Церковь способна влиять на преодоление негативных установок значительной части российских граждан, проживающих в приграничных районах, в отношении Китая. Участвуя в минимизации негативных установок, Русская православная церковь может способствовать формированию позитивного образа Китая в России, это будет сказываться на укреплении добрососедских отношений. Актуализация подобных проблем в общественном сознании обусловливает необходимость серьезных научных исследований. На сегодняшний день в отечественном гуманитарном знании недостаточно исследована проблема рефлексии Китая и китайцев в совре-

менной русской православной традиции. На данном этапе нет обобщенной характеристики позитивных и негативных установок в отношении Китая и китайцев, той части населения России, которая идентифицирует себя с русской православной традицией. Отсутствуют прогнозы возможных трансфор-маций образа Китая и китайцев под влиянием православия в русскоговорящей среде.

Для религиоведения все большую актуальность приобретает изучение вопросов взаимообусловленности этносов и религий. Использование нового эмпирического материала и его анализ позволит на примере русских и китайцев получить теоретическое знание о роли религиозного фактора в межэтнических процессах в условиях регулярного взаимодействия представителей разных народов, вскрыть особенности современной русской православной ментальносте. Это поможет сделать вклад в решение имеющихся научных проблем.

Степень изученности проблемы.

В настоящее время в научной литературе накоплен значительный эмпирический и теоретический материал, посвященный изучению различных аспектов формирования русского культурно-исторического типа и вопросам русско-китайского взаимодействия. Условно эти работы можно разделить на несколько направлений.

Первое, историческое направление, представлено работами, в центре внимания которых находились вопросы формирования русского этноса, проблемы взаимоотношений с другими народами. Большой вклад в разработку данных тем внес В.О.Ключевский1. Изучением истории Русской православной церкви, ее ролью в формировании русского этнокультурного типа занимались Н.М.Никольский, Н.Н.Глубоковский, Е.Е.Голубинский,

А.В. Карташев, И.К.Смолич , современное состояние православия в России

'Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1987; Ключевский В.О. Православие в России. - М.: «Мысль», 2000. - 624 с.

2Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: Политиздат, 1985 - 448с; Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви: В 2т. — М.: Терра, 1997.; Глубоковский H.H. Православие // Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х. т. - М.: Большая Российская энциклопедия, ТЗ.,1995. - С.382-389;

представлено в работах Д.Поспеловского, Н. Митрохина и других авторов .

История русско-китайских отношений также на протяжении длительного времени находится в центре внимания исследователей. В дореволюционный период такие авторы как В.В.Граве, И. Коростовец изучали проблемы, связанные с особенностями китайской цивилизации, китайским присутствием в Приамурье, политические и правовые аспекты китайской миграции, участие китайцев в экономической жизни Дальнего Востока". Темы русско-китайских конфликтов освещались в работах В.В. Голубцова, носивших преимущественно описательный характер . Современные исследователи В.Г. Дацышен, В.И.Дятлов, О. Торбасов, Д.Поздняев анализируют причины возникновения межэтнической напряженности, указывают на потенциал русской православной традиции в преодолении конфликтных ситуаций между русскими и китайцами .

Различные стороны дипломатических и политических отношений России и Китая рассмотрены в работах Е.Л. Беспрозванных, В.С.Мясникова, С.Гончарова, В.Кашина5. Изучением китайских диаспор в России занимаются В.Г.Гельбрас, А.Г.Ларин, В.Л.Ларин6.

В перечисленных работах содержится значительный материал по истории русско-китайских отношений. Однако проблемы религиозного взаимодействия остались вне поля зрения исследователей.

Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1997.; Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917. -М.: Изд-во Спасо-преображенского Волаамского монастыря, 1997.

Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. - М.: Новое лит. обозрение, 2004. - 648 с; Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. — М.:ББИ, 1995.-408 с.

2 Граве В.В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. - СПб., 1912.; Коростовец И. Китайцы и их цивили
зация.- СПб.: Изд-во М.МЛедерле, 1889 ~ 625с.

3 Голубцов В. В. Военные события 1900 г. на Амуре. - 1901.

4 Дацышен В. Г. История русско-китайских отношений (1618-1917 гг.). - Благовещенск: Изд-во Благовещ.
гос. пед. ун-та, 2005. - 277 с; Дятлов В. Миграция китайцев и дискуссия о "желтой опасности" в
дореволюционной России // Вестник Евразии. - 2000. - № 1. - С. 63-90.; Поздняев Д. (священник)
Православие в Китае (1900-1997 гг.) - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. - 279 с.

5 Беспрозванных Е.Л. Приамурье в системе русско-китайских отношений. — 1986. — 310 с; Мясников B.C.
Договорными статьями утвердили. — Хабаровск, 1997. — 310 с. и др.

0 Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы ХХ-начало XXI в.). -М.: Восток-Запад, 2005. - 390с; Ларин А.Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк. М.: Муравей, 2003. - 223с; Ларин В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. - Владивосток: Дальнаука, 1998 - 284 с; Гельбрас В.Г. Китайская реальность России - М.: Муравей, 2001. - 320с

Второе, философское, направление представлено работами Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, Г.В.Флоровского, И.В. Киреевского, В. Шубарта, И.А.Ильина, Ф.А.Степуна, Г.П.Федотова, Ю.М.Лотмана, В.К.Кантора, И.В. Можайсковой, А.Дугина в которых освещаются темы поиска русской идеи и особенностей русского характера, рассматриваются вопросы, связанные с определением места России в мире и отношением русских к иностранцам1. Философское наследие Н.Я. Данилевского, А.С. Хомякова, К.Н.Леонтьева, В.С.Соловьева позволяет раскрыть вопросы, касающиеся отношения русских к Китаю, его культуре, обычаям, государственному устройству, китайским традициям и религиям".

Серьезный вклад в разработку дальневосточной темы в русской философии XIX века внесен работами В.В. Сербиненко, В.И.Овсянникова и других исследователей .

Проблемы национального самосознания русских, типологизация российских менталитетов и роль православия в формировании русского этнокультурного типа представлены в работах А.В.Теленкова, З.В. Сикевич, Е.В.Семенова. Дж. X. Биллингтон рассматривает вопросы, касающиеся

1 Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: "Сварог и К", 1997. - 541с; Бердяев Н.А.Русская идея. Основные про
блемы русской мысли XIX и начала XX века. - М.: "Сварог и К", 1997. - 541с; Булгаков С.Н. Два града. Ис
следование о природе общественных идеалов. - СПб: Из-во РХГИ, 1997. - 590 с; Ильин И.А. О националь
ном призвании России // Европа и душа Востока. - М.: Альманах "Русская идея", 2000. — 446 с; Киреевский
И. В. Критика и Эстетика. - М.: Искусство, 1998. —463с; Кантор В.К. Русский европеец как явление куль
туры (философско-исторический анализ). — М.: Российская политическая энциклопедия , 2001.- 702 с; Лот-
ман Ю.М., Успенский Б.А. «Изгой» и «изгойничество» как социально-политическая позиция в русской
культуре преимущественно допетровского периода // Труды по знаковым системам. Тарту, 1982. Вып. 15. С.
110-121.; Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторическо-
го исследования). 4.4. «Русская идея» как метафизическая цель русской цивилизации и национальная идея
России в современный период. — М.: Вече, 2002. — 624с; Степун Ф.А. Мысли о России // Степун Ф. А. Со
чинения. - М.: РОССПЭН, 2000; Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М.: Моск. рабочий, 1990; Федотов
Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 10: Русская религиозность. Часть I. Христианство Киевской Руси Х-ХШ
вв. - M.: Мартис, 2001. - 382 с; Шубарт В. Европа и душа Востока. - М.: Альманах "Русская идея", 2000. -
446с. и др.

2 Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к
Германо-Романскому. - СПб. Издательство "Глаголъ", 1995. — 513с; Леонтьев К. Н. Избранное. - М.: "Ра-
рогь" "Московский рабочий", 1993.; Леонтьев К.Н. Восток. Россия и Славянство: философская и политиче
ская публицистика. Духовная проза (1872-1891). - M.: Республика, 1996 - 799с; Соловьев B.C. Избранные
произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». - Ростов - на - Дону: Феникс, 1998. - 544с; Соловьев
B.C. Смысл любви: Избранные произведения. - M.: Современник, 1991. - 525с и др.

3 Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. — М.: Наука, 1994. - 203 с; Сербиненко В.
В. Русская философия: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2005. - 464 с; Овсянников В.И. Восток в общественно-
политической мысли России (сер.XIX в.). Научно-аналитический обзор. М.: Академия наук СССР, 1990, 58с

влияния православия на становление русской духовной традиции .

Работы философского направления задают основу для осмысления российской ментальности, особенностей исторического пути развития России. Однако в них по понятным причинам не представлен материал, связанный с восприятием Китая и китайцев в современном русском православном сознании.

Третье направление включает в себя работы этносоциологической и этнопсихологической тематики. Этносоциологи обращаются к исследованию межэтнических отношений, изучают социальные изменения с учетом этнического многообразия. В этих исследованиях анализируется сущность этноса, его основные признаки и факторы формирования, а также определяется и структурируется этническое самосознание как существенный признак этноса, разрабатывается проблема «свои-чужие». Трудві отечественных ученых Л.Н.Гумилева, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, Б.Ф.Поршнева, Ю.В. Арутюняна, А.А. Сусоколова, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, С.В.Лурье посвящены вопросам миграции, этническому самосознанию и истории этносов . Работы перечисленных исследователей внесли весомый вклад в разработку понятийного аппарата и теоретических подходов к решению проблем, характерных для данного направления. Ими был проведен ряд важных практических исследований.

Существенный вклад в разработку приемов изучения этнических стереотипов, предубеждений, этнической идентичности был внесен исследованиями этнопсихологов Т.Г. Стефаненко, Г.У.Солдатовой . Вопросы, касающиеся этноса и религии, представлены в работе А.А.

Биллингтон Дж. X. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре. — М.: Логос, 2001.— 248 с.

2 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ДИ-ДИК, 1997. - 640 с; Бромлей Ю.В. Очерки теории
этноса. М., 1983; Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в истории этноса // Советская
этнография. 1974. № 2.; Лурье СВ. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1998. - 447 с. Поршнев Б.Ф.
Социальная психология и история. - М., 1966; Этносоциология / Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, А.А.
Сусоколов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 271с.

3 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология [Текст] : учеб.: доп. Мин. обр. РФ / Т. Г. Стефаненко. - 4-е изд., испр. и
доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 368с; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.:
Смысл, 1998.- 389с.

Налчаджяна . Изучением психологических аспектов мировых религий занималась Р.М.Грановская. Используемая в работе этносоциологическая и этнопсихологическая литература, раскрывающая сущность, структуру, своеобразие этнопсихологических феноменов, позволяет воссоздать психологический портрет русской нации и особенности ее взаимодействия с другими народами.

Четвертое направление составляют религиоведческие исследования. Проблемы, связанные с изучением места, функций, роли религии в обществе, представлены в работах зарубежных и отечественных религиоведов. Уделяя особое внимание коллективным представлениям, французский исследователь Э.Дюркгейм, указывал на то, что религия является серьезным фактором социальной солидарности. Существенный вклад в изучение социальных функций религий был внесен работами английских антропологов и этнографов Б.Малиновского и А.Радклиффа-Брауна. Немецкий исследователь М.Вебер разрабатывал вопросы институционализации религии, поднимал проблему влияния мировых религий на экономическую и социальную сферы общества. Современный американский социолог и религиовед Р.Фридланд указывает на влияние религиозной составляющей на процесс становления государств, объединение наций и настроения в обществе .

Психологические интерпретации религии и культуры представлены в работах К.Г.Юнга, который разрабатывал учение об архетипах как о древнейших универсальных константах, отражающих общечеловеческий опыт в символической форме .

Отдельные положения доктрины К.Г.Юнга об архетипах оказали

'Налчаджян А. А. Этнопсихология [Текст]: учеб. пособие / А. А. Налчаджян. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. -381с.

2R. Ffriedland Religious nationalism and the problem of collective representation II Journal Annual Review of Sociology, 2001.

3Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии самости. М. 1997; Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991; Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов.- М.: ЗАО "Совершенство" - "Port-Royal", 1997; Юнг К.Г. Конфликты детской души. - М.: Канон, 1995; Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. - М. «Медиум», 1994; Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 1997; Юнг К.Г.Воспоминания, сновидения, размышления. Мн.: ООО "Харвест", 2003; Юнг К.Г.К психологии детского архетипа. М., 1997.

влияние на исследователей, занимавшихся изучением мифов и религий. Румынско-американский ученый М.Элиаде, будучи сторонником феноменологии религии, не акцентируя внимания на устройстве и принципах функционирования коллективного бессознательного, стремился обнаружить универсальные структурные образцы, присущие религиозному сознанию .

В работах отечественных религиоведов И.Н.Яблокова, В.И. Гараджи представлены темы, касающиеся взаимодействия общества и религии . Исследования различных аспектов истории и современного состояния религий на территории России отображены в работах И.И. Ершовой, Ю.П.Зуева, И.Я. Кантерова, Г.М.Керимова, Ф.Г.Овсиенко, Е.С.Сафронова, В.М.Сторчака, Н.А. Трофимчука и других.

Исследования религиозной ситуации на Дальнем Востоке России представлены трудами Ю.В.Аргудяевой, Д.А.Владимирова, И.А.Ермацанс, Е.А.Капрановой и других.

Тема о взаимоотношении христианства и китайской культуры показана в исследованиях А.В. Ломанова, Дж. Чин. Представления о Китае в Европе реконструировала О.Л.Фишман. В работах А. А. Волоховой, Д.В. Дубровской, В.Киселевой представлена миссионерская деятельность западных христиан в Китае . П.М. Кожин изучал вопросы христианства в Китае. Проблемы, касающиеся политики КНР в отношении религии, находят выражение в статьях В.С.Кузнецова. Особенностям принятия православия современными китайцами посвящена статья Н.Афанасьевой.

В отечественном религиоведении тема религиозного сознания представлена в работах И.Н.Яблокова, Д.М. Угриновича, А.П.Забияко. На современном этапе в центре исследовательского внимания находятся проблемы,

1 Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Академический Проект; Парадигма, 2005. - 224с; Элиаде М. Священное и
мирское/ Пер. с фр., предисл. и коммеит. Н.К.Гарбовского. — М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144с; Элиаде М.
Миф о вечном возвращении /Пер. Е.Морозовой и Е. Мурашкинцевой. -М.: Алетейя, 1998.

2 Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. —
576с; Гараджа В.И.Социология религии: Учеб. пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 1996. - 238 с и др.

3 Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). - СПб.: Петербургское Востоковедение,
2003. - 544 с; Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Рнччи и другие (1552-1775гг.). - М.:
Крафт+, 2001. - 254с; Волохова А.А. Иностранные миссионеры в Китае (1901-1920). - М.: Наука, 1969 -
144 с; Julia Ching Chinese Religions. - London, 1993. и др.

касающиеся религиозного и этнического самосознания. А.П.Забияко, С.Э.Аниховский, Р.А.Кобызов занимаются изучением этнокультурных и межконфессиональных аспектов русско-китайских отношений на Дальнем Востоке1. Интерес вызывают особенности национального характера китайцев и межкультурное взаимодействие этносов. Исследуется этническое и религиозное самосознание русских и китайцев в дальневосточном регионе. Диссертационные исследования Н.В.Кухаренко, С.В.Кухаренко посвящены китайским этнорелигиозным сообществам в США и Западной Европе.

Большой аналитико-теоретический материал, помогающий раскрыть основные аспекты настоящей темы диссертации, представлен в работах А.П.Забияко".

Не остаются без внимания вопросы, связанные с реконструкцией об-раза Китая в сознании русских. Изучением образа Китая в России в различных аспектах с применением различных теоретических и методологических подходов, используя разнообразные источники, занимались историки, филологи, политологи, философы, религиоведы.

Историография вопроса и методологические подходы к реконструкции образа Китая в России представлены в статье И.О. Ермаченко.

Диссертационное исследование В.И.Исаченко посвещено философско-

1 Забияко А.П., Аниховский С.Э., Кобызов Р.А. Исследовательский проект "Этническое самосознание рус
ских и китайцев в Дальневосточном регионе" // Россия и Китай не Дальневосточных рубежах Вып. 2. Бла
говещенск: Изд-во АмГУ, 2001. - С.50-57; Забияко А.П. Этническое сознание как субъективный фактор
взаимоотношений России и Китая: теоретические и прикладные аспекты // Россия и Китай на Дальнево
сточных рубежах Вып. 3. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002г., с. 422-429.; Забияко А.П.Перспектива диас-
поризации китайцев в Приамурье // Материалы региональной научно-практической конференции «Демо
графическая ситуация в Прамурье: состояние и перспективы» - Благовещенск, 10-11 февраля, 2006 г., С.
295-299; Аниховский С.Э. Этнорелигиозные отношения на Дальнем Востоке России во второй половине
XIX - начале XX вв. (на материалах взаимодействия православия с религиозными верованиями китайского
населения). Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. На правах рукописи. - М., 2004; Кобызов
Р.А. Основные параметры и результаты социологического исследования «Образ России и русских в этниче
ском сознании китайцев» // Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическая
ситуация в Приамурье: состояние и перспективы» - Благовещенск, 10-11 февраля, 2006 г., С. 279-288; Кобы
зов Р.А. Этнорелигиозные взаимодействия русских и китайцев: на материалах социологических исследова
ний приграничных районов Дальнего Востока. — Дисс. канд. филос. наук.:09.00.13. Благовещенск, 2005 —
295с;

2 Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. - М.: Изд.
дом "Московский учебник — 2000", 1998. — 207с; Забияко А.П.Архетипы культурные // Культурология XX
в. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; ОАО «Алетейя», 1998. — С.38-39; Забияко А.П.
Категории "свой" - "чужой" в этническом самосознании // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. -
Благовещенск: АмГУ, 2003. - С.224-228 и др.

религиоведческому анализу образа Китая и китайцев в русской ментальносте второй половины XIX- начале XX вв. В работе раскрываются стереотипы восприятия Китая как типа цивилизации в русской религиозно-философской мысли в указанный хронологический период1.

Историческим изучением образа Китая в письменных свидетельствах путешественников и дипломатов XVII- начала XX вв. занималась Ю.Г. Бла-годер.

В статьях К.Ф. Пчелинцевой и Н.И.Белозубовой реконструирован образ Китая в русской поэзии и философии.

Исследование эволюции образа Китая в России на протяжении четырех столетий представлено в книге А.В. Лукина . Автор собрал и проанализировал литературу на русском, английском и китайском языках. Основное внимание исследователя сосредоточено на вопросах российской политики по отношению к Китаю.

Изучением роли Русской православной церкви во взаимодействии русских и китайцев в настоящий момент преимущественно занимаются православные авторы Д.Поздняев, П.Иванов, Н.Лепешев .

В современной светской науке отсутствуют работы, в которых разрабатывается теоретическое знание о современном русском православном сознании, незначительное внимание уделяется роли Русской православной церкви как одного из ведущих социальных институтов в вопросах межэтнических отношений русских и китайцев. Предлагаемое диссертационное исследование позволит частично заполнить пробел, существующий ныне в научном знании, в философско-религиоведческих исследованиях.

1 Исаченко В. И. Образ Китая и китайцев в русской ментальное второй половины XIX- начале XX вв.
(философско-религиоведческий анализ) : дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук : 09.00.13 / В. И.
Исаченко. - Благовещенск: АмГУ, 2005. - 190с.

2 Лукин Л.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. - М.: ACT: Восток -
Запад, 2007. - 598 с.

3 Лепешев Н. (Иер.) Характерные черты православной миссии на Дальнем Востоке // Христианство на Даль
нем Востоке. Материалы международной научно-практической конференции. — Хабаровск, 2006. — С.24-27;
Иванов П.М. Православные переводы Нового Завета на китайский язык // Китайский благовестпик. — М.,
1999, №1; Иванов П.М. Христианство на Тайване // Гоминьдан и Тайвань: история и современность. Мате
риалы научной конференции. — M., 1999; Поздняев Д. (священник) Православие в Китае (1900-1997 гг.) - М.:
Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. - 279 с.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает современное русское православное сознание.

Предметом исследования является представления о Китае и китайцах в современном русском православном сознании.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования заключается в реконструкции представлений о Китае и китайцах в современном русском православном сознании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач.

Изучить особенности русского православного сознания, обусловленные базисными универсальными и этнокультурными константными моделями.

Выявить то, как при взаимодействии с иными этнокультурными традициями в русском православном сознании актуализируются базисные этнокультурные константные модели «своего» и «чужого».

- Эксплицировать особенности базисных этнокультурных константных моделей «своего» и «чужого», присущих русскому православному сознанию, в условиях русско-китайских отношений.

- Выявить позитивные и негативные установки в отношении Китая и
китайцев, присущие представителям современной русской православной тра
диции.

Методология исследования.

Методологической основой диссертационного исследования является принцип научной объективности. В работе использовались общенаучные и конкретно-социологические методы исследования. При осмыслении процессов взаимовлияний разных культур применялись компаративные подходы и метод кросс-культурного анализа. Для выявления роли православия в современном российском обществе использовался метод функционального анализа. При работе с текстовыми материалами применялся герменевтический

подход.

В данном диссертационном исследовании оказалось плодотворным применение ряда социо-религиведческих методов. Важным аспектом изучения представлений о Китае и китайцах в современном русском православном сознании выступают контент-анализ интернет-ресурсов и социологический опрос священнослужителей Русской православной церкви и активных православных мирян по вопросам, связанным с современным состоянием российско-китайских отношений.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные документы и материалы, связанные с русской православной традицией в аспекте освещения вопросов русско-китайского взаимодействия. В работе использовались записи миссионеров второй половины XIX начала XX вв. для реконструкции миссионерских стратегий православных среди народов Дальнего Востока1. Информация о роли Русской православной церкви во взаимоотношениях русских и китайцев в тот период времени представлена в региональных газетных материалах".

Цели, задачи, формы и методы современной миссионерской деятельности раскрываются в современных официальных документах Русской православной церкви3. При этом особое внимание уделяется внешней миссионерской работе, сопряженной с изучением этнокультурных особенностей иностранцев, живущих как в России, так и за ее пределами.

В работах современных православных священнослужителей рассматриваются проблемы и перспективы русско-китайских отношений,

'Путевые журналы учителя Благовещенской духовной семинарии Р.В.Цыренпилова (1870-1871гг.) //

«Маньчжурский клин»: история, народы, религия. / Аниховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан T.A.

— Благовещенск: АмГУ, 2005. - С.203-314; Тихвинский С. Записки миссионера. Воспоминания о жизни

гольдов, гиляков, самогирцев и других инородцев, обитавших по р. Амуру и его притокам // Благовещенские

Епархиальные ведомости, 1912, № 6-7, 8-9 и др.

2Приамурские ведомости. - 1899. - № 272; Приамурские ведомости. - 1900. - № 340, 346,356, 366;

Приамурские ведомости. — 1902. — № 440; Приамурские ведомости. - 1900. — № 346; Амурская газета. -

1901.-№43,ПО; Амурская газета.-1902.-№30, 43, 77, 83, 141 и др.

3Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы //

поднимаются вопросы, касающиеся духовного окормления своих соотечественников и православных китайцев, живущих в Китае .

Значительная часть источников представлена материалами официальных православных Интернет-ресурсов2, на которых сконцентрирована информация об истории, основах вероучения, особенностях культа, позиции религиозных лидеров, касающиеся актуальных вопросов современности. Наличие подобной информации позволяет реконструировать отношение представителей русской православной традиции к ключевым процессам, происходящим в современном обществе. Русская православная церковь активно использует виртуальное пространство в качестве серьезного инструмента миссионерской деятельности, в том числе и среди китайцев. Для реконструкции образа Китая и китайцев в современном православном сознании также особое значение имеют Интернет-ресурсы — форумы, индивидуальные страницы и сайты, авторы и участники которых, демонстрируя свою принадлежность к русскому православию, делятся с другими людьми своими религиозными воззрениями, идеями и опытом, общаются с единоверцами, обсуждают актуальные проблемы, в том числе миссионерскую деятельность среди китайцев . Особое внимание уделяется сайтам дальневосточных епархий .

Кроме того, в работе использованы данные социо-религиоведческих исследований, результаты интервью с православными священниками и мирянами5.

Научная новизна исследования.

Диссертация представляет собой одну из первых попыток в отечест-

'Гавриил (Архиепископ). Православие на Амуре. - Благовещенск: Визави, 2006. - 224 с; Поздняев Д. Духовные основания российского диаспорального строительства в Северо-Восточной Азии //

2 , , www. patriarhia. ru, www. tserkov.info, ,
, и др.

3 ; ; . и др.

4 , , и др.

5 Интервью с лидером местного отделения партии «За Русь Святую» Е.П.Смирновым, апрель 2005 г. //
Личный фонд автора; Интервью со священником О. Волочай Апрель 2005 г. // Личный фонд автора и др.

венном религиоведении систематического исследования образов Китая и китайцев в современном русском православном сознании. Новизна данного диссертационного исследования определяется следующими положениями.

  1. В результате исследования было установлено, что в основе русского православного сознания лежат базисные универсальные и этнокультурные константные модели. Эти константные модели являются основой для сохранения идейной преемственности и формирования новых форм религиозной ментальности, например, представления «Пекин - четвертый Рим».

  2. Полученные в ходе работы данные указывают на то, что при взаимодействии с иными этнокультурными традициями в русском православном сознании актуализируются базисные этнокультурные модели «своего» и «чужого».

3. В исследовании эксплицировано то, что в условиях русско-
китайских отношений базисные этнокультурные модели «своего» и «чужо
го», заложенные в русском православном сознании, носят амбивалентный
характер. В контексте темы исследования эта амбивалентность приобретает
характер негативного и позитивного восприятия Китая и китайцев.

  1. В результате исследования реконструирован образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании, выявлены позитивные и негативные установки в отношении Китая и китайцев, присущие представителям современной русской православной традиции. Собран и теоретически обработан большой эмпирический материал, отражающий состояние современного русского православного сознания в аспекте русско-китайских взаимоотношений.

  2. Впервые в научный оборот введены источники, ранее не использовавшиеся в данном контексте, которые позволили углубить научные пред-ставлення о формировании и эволюции православной ментальности, охарактеризовать ее в историческом и региональном аспектах.

  3. В ходе исследования получили апробацию методики для реконструкции образа Китая в современном русском православном сознании.

Положения, выносимые на защиту.

  1. В основе русского православного сознания лежат базисные универ-сальные и этнокультурные константные модели. Русские этнокультурные константные модели проявляют себя посредством образа «Святой Руси», обнаруживаются в базовых основаниях русской духовности, таких как открытость, соборность, святость и другие. Эти константные модели являются основой для сохранения идейной преемственности и формирования новых форм религиозной ментальносте, например, представления «Пекин - Четвертый Рим».

  2. При взаимодействии с иными этнокультурными традициями в русском православном сознании актуализируются базисные этнокультурные мо-дели «своего» и «чужого».

  3. В условиях русско-китайских отношений базисные этнокультурные модели «своего» и «чужого», заложенные в русском православном сознании, носят амбивалентный характер. В контексте темы исследования эта амбивалентность приобретает характер негативного и позитивного восприятия Китая и китайцев.

  1. Негативные установки у представителей современной русской православной традиции в отношении Китая и китайцев преимущественно проявляются в вопросах китайской экспансии и в связи с неоднозначной политикой КНР по вопросам обеспечения свободы совести. Этнополитические фобии сопрягаются с религиозными представлениями о чуждости китайской цивилизации, о Китае как культурном антагонисте. В таком контексте православие позиционирует себя в качестве гаранта духовной и территориальной целостности России.

  2. Позитивные установки у представителей современной русской православной традиции в отношении Китая и китайцев преимущественно проявляются в вопросах сотрудничества с Китаем и в контексте перспектив христианизации китайцев.

6) Миссионерская деятельность среди китайцев в современном русском

православном сознании представлена в качестве существенного элемента преодоления этнокультурной отчужденности русских и китайцев. Восприняв многие традиционные представления о Китае и китайцах, современное православное сознание дополняет их новыми идеями, которые соответствуют реальным или предполагаемым сценариям этнорелигиозного взаимодействия, например, идеей «Пекин - Четвертый Рим».

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Представленные в диссертационной ' работе теоретические и эмпирические материалы могут быть использованы для дальнейшего научного изучения этнических и религиозных процессов в обществе.

Различные аспекты диссертации могут найти применение при подготовке учебных курсов лекций, методических рекомендаций, спецкурсов и спецсеминаров по истории религии, социологии религии, психологии религии, культурологии.

Собранный и обобщенный материал может оказать помощь студентам религиоведческих специальностей в подготовке курсовых И ДИПЛОМНЫХ' проектов.

Результаты могут найти применение не только в научно-педагогической сфере, но и в практической деятельности органов государственной власти при разработке нормативной базы, регламентирующей деятельность китайской диаспоры на Дальнем Востоке, а также для определения перспектив минимизации негативных установок в русском православном сознании в отношении китайцев и влияния Церкви на укрепление добрососедских отношений.

Апробация диссертации

Часть результатов исследования была оформлена в виде дипломной работы.

Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация и миграционная политика в Приамурье: социально-экономические,

правовые и медико-экологические аспекты» (г. Благовещенск, 10-11 февраля 2006 г.); Восьмой региональной межвузовской научно-практической конференции Молодежь XXI века: шаг в будущее (секция «Исторические и философские науки», г. Благовещенск, 17-18 мая 2007г.); Международной конференции «Россия-Китая: взаимодействие двух культур, партнерство и сотрудничество» (г. Благовещенск, 28-29 ноября 2007г.); I Международной зимней религиоведческой школе «Религиозность в изменяющемся мире» (г. Волгоград, 28 января - 3 февраль 2008г.)

Предварительно результаты диссертационного исследования были обсуждены на аспирантском семинаре кафедры религиоведения АмГУ под руководством профессора, доктора философских наук А.П.Забияко.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры религиоведения АмГУ.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора , в том числе, в журнале, включенном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки в «Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»2.

Структура диссертации определяется целью и задачами диссертационного исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

Бузмакова O.B. Этнорелигиозные стереотипы как фактор русско-китайского взаимодействия // Религиозность в изменяющемся мире. Сборник материаловЗ февраля 2008г., С. 17-24.; Бузмакова O.B. Отношение современных православных к Китаю и китайцам // Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация в Прамурье: состояние и перспективы» - Благовещенск, 10-11 февраля, 2006 г., С. 288-291.; Бузмакова О.В. Отражение самобытности китайской культуры и религии в русской философской традиции второй половины XIX века // Подготовка специалистов социальной сферы. Студенческий выпуск.Сборник статей. — Блаї овещенск: АмГУ, 2006. -С.6-10; Бузмакова О.В. Образ Китая и китайцев в современном православном сознании русских (по материалам социологического опроса) // Девятая Дальневосточная конференция молодых историков: Сборник материалов / науч. ред. В.Л.Ларин. — Владивосток: ДВО РАН, 2006. — С.359-366; Бузмакова О.В. Особенности этноконфессиональных взаимоотношении русских и китайцев на рубеже ХІХ-ХХ вв. (но материала контент-анализа) // Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до начала XX века) Материалы международной научной конференции. Благовещенск, 17-18 мая, 2004. - С.53-56;Бузмакова О.В.Образ Китая и китайцев в СМИ (по материалам контент-анализа) // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. - Благовещенск: АмГУ, 2003. - С.220-224.

2Бузмакова О В. Образ Китая и китайцев в современной русской православной ментальное // Религиоведение, № 1, 2008, С.58-65.

Категории «свой» - «чужой» в русском православном сознании

Одним из ведущих условий существования народа как этнической группы выступает наличие этнического сознания. Сознание представляет собой сложное, многоплановое, фундаментальное понятие, которое изучают с позиции философии, психологии, социологии и многих других наук . К настоящему моменту выделяют два основных подхода к пониманию сознания. Традиционный отечественный подход, присущий в целом общественным наукам, развивавшимся в марксистском ключе, опирался на теорию отражения. При таком подходе этническое сознание понимается как субъективный фактор, отражающий объективно функционирующую реальность".

Существенно от этой теории отличается подход, связанный с идеей конституирующего сознания. Весомый вклад в разработку концепции кон-ституирующего сознания внесен работами немецкого философа Э. Гуссерля . Основное отличие идеи конституирующего сознания от идеи отражающего сознания «состоит не в отрицании самого процесса отражения, но в выдвижении на первый план сознания как особой области бытия, имеющей свое собственное содержание, которое активным образом опосредует процесс отражения»4.

Современные отечественные этносоциологи отмечают, что в мировой и в современной отечественной этнологии также существует мнение о способности этнического сознания к процедуре формирования представлений, ко торые отличаются ситуативностью .

Одной из основных идей в рамках подхода конституирующего сознания является рассмотрение этнического сознания как типа интенционально-сти2. Этническое сознание отличается активностью и направленностью, оно сосредоточено на этничности как особой реальности и его носителем выступает этническая группа. Свойственный этническому сознанию тип интен-циональности формирует две базисные комбинации этнических феноменов. Во-первых, признается свое Я, конституирующееся в категориях «мы», «наше». Во-вторых, те, этнические феномены, с которыми этнос себя не соотно-сит, конструирует категорию «чужое» . Индивид, таким образом, достигает этнической идентичности, под которой в исследовательской литературе понимается осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности4. Этническая идентичность рассматривается как переживание отношений Я и этнической среды, своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других5. Идентичность состоит из представлений, эмоций, мотивов, знаний, ценностей, стереотипов, поведенческих схем, норм, стандартов. Механизм идентичности всегда связан с поиском индивидом своего Я и нахождением этого Я в какой-либо группе6.

В ситуации моноэтнических отношений этническое самосознание «размыто», не актуализировано. Человек раньше отмечает различия, чем сходства7. Таким образом, отмечается первичность «они» по отношению к «мы». Процесс самосознания этноса взаимосвязан не только с само идентификацией, но и, прежде всего, с идентификацией с другими.

Помимо идентификации своей группы с определенным этносом, например, «мы — русские», можно идентифицировать себя и с суперэтносом, например, «мы - русские и православные»1, при этом происходит разграничение своего и других суперэтносов. Под суперэтносами принято понимать совокупность или группу этносов, объединенных верой или другими общими для них факторами. Религия наряду с языком считается одним из ведущих маркеров, превращающих группу из нескольких этносов в суперэтнос2. На протяжении последнего тысячелетия русские в своей религиозной истории связаны с православием. С точки зрения взаимоотношений религии и этноса актуальна мысль о том, что греческая православная вера, принятая из Византии, на русской почве «улучшила нравы, привела к согласию обычаи разных племен, обняла всю Русь цепью духовного единства...» . Русское православие представляет собой этнокультурный тип православия, сложившийся в русской среде, воспринявший особенности исторического и культурного развития России. Очевидно, что православие не исчерпывается конкретными формами национального воплощения. Русское православие является результатом «длительного взаимовлияния византийской христианской культуры восточных славян, а также культур, проживавших на территории России и принявших крещение неславянских народов»4.

Таким образом, мы имеем дело с особым типом сознания, сформированным под влиянием русской культурно-исторической среды и маркированным принадлежностью к конкретной конфессиональной группе. Нас интересует сознание той части русскоязычной общности, которая разделяет принадлежность к православной традиции.

Русское православное сознание, как и любой другой тип сознания, от-личается своей направленностью и особой комбинацией схваченных в цело стный образ признаков - «модусом схватывания» . При этом наблюдается своеобразная комбинация схваченных в целостный образ признаков. Таким образом, схваченный в сознании объект будет нести определенную смысловую нагрузку, обусловленную принадлежностью данного типа сознания к суперэтносу русских. Русскому религиозному сознанию присущи свои особые категории, например, святость, соборность, добро, праведность, религиозная идентичность.

Русское православное сознание отличается, с одной стороны, направленностью на трансцендентную реальность, выражающуюся в базовых категориях «святое» - «профанное». С другой стороны, объектом русского пра-вославного сознания выступает реальность межэтнических отношений, конституирующаяся в базовых категориях «свой» - «чужой». Под влиянием русского православия задается картина мира.

Исследователи отмечают, что не существует единой общенациональ ной картины мира. Особенно это относится к полиэтническим общностям, когда одна культура складывается из нескольких традиций2. Кроме того, «в каждый данный момент различные внутриэтнические группы имеют разные ... типы традиционного сознания» . В отечественной науке допускается сино нимичное использование понятий «картина мира» и «менталитет»4. Под мен талитетом понимаются исторически сложившиеся долговременные умона строения, единство ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоцио нальном и поведенческом воплощении, присущие той или иной общности и ее представителям. Выделяют несколько базовых форм менталитетов, при сущих жителям современной России5. Среди них, например, православно российский, коллективистко-социалистический, индивидуалистско капиталистический.

Базисные этнокультурные категории «свой» - «чужой» в системе православных представлений о Китае и китайцах

Отношение русских к другим народам было обусловлено рядом исторических, религиозных, географических, климатических, хозяйственных осо-бенностей. Русский философ и историк культуры Ф.А.Степун писал: «От царствования к царствованию все шире и шире разливалась Россия на север, на восток, на юг и, наконец, на запад, ища и не встречая естественных препятствий своему головокружительно быстрому росту. За четыреста лет территория России увеличилась в 36 раз. Факт этот, лежащий в основе русской истории, коренным образом определил собою не только стиль русского земельного хозяйствования, но в известном смысле и стиль всякого русского делания и творчества» .

Великий русский историк В.О. Ключевский указывал на то, что со вто-рой половины XII века из-за упадка благосостояния Киевской Руси «усилился отлив населения из центральной днепровской Руси к двум противополож-ным окраинам Русской земли»". Один вектор переселенцев был сориентирован на запад. Второй, положивший начало великорусскому племени — на се-веро-восток. «Племенная смесь и природа страны» повлияли на образ жизни русских. Непростые климатические условия заставляли крестьян прибегать, по выражению В.О.Ключевского, к «насильственному и скоропреходящему плодородию». При этом «за шесть-семь лет почва совершенно истощалась и крестьянин должен был покидать её на продолжительный отдых»4. Крестьяне передвигались с места на место в северо-восточном направлении, пока не дошли до естественных границ русской равнины.

Необходимость постоянного освоения новых земель заставляла русских выстраивать добрососедские отношения с другими народами. В процессе колонизации переселенцы встречались с такими племенами как весь, меря, мурома, чудь и другими. Историки указывают на то, что во время переселения могли случаться ссоры с новыми соседями, но в целом русские осваивали территории не применяя силу, «...колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго-западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Происходило заселение, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев» . Приобретенный в результате колонизации опыт общения с иноплеменниками способствовал формированию мирной модели взаимоотношений русских с другими народами.

Прирост новых земель и присоединение народов, согласно идеям русского философа Н.Я. Данилевского, сопровождались не враждебностью, но «расширением единого нераздельного круга народов России» . Открытость русских Н.Я.Данилевский объяснял отсутствием «насильственности», которую считал «существенной особенностью всего психического строя наро-да» . В отличие от романо-германских, славянским народам была присуща «прирожденная гуманность». Эта гуманность порождалась складом религиозности. Русский народ «не ожидал проповеди энциклопедистов, чтобы сделаться терпимым. Терпимость составляла отличительный характер России в самые грубые времена»4.

«До половины XIV века масса русского населения, сбитая врагами в междуречье Оки и Верхней Волги, робко жалась здесь по немногим расчищенным среди леса и болот полосам удобной земли»5. Серьезное значение в деле освоения чужого края имело подвижничество монастырских насельников и строительство церквей, символизировавших окончательное присоеди нение новой территории . «Огромное большинство новых монастырей с половины XIV до конца половины XV века возникло среди лесов костромского, ярославского и вологодского Заволжья для христианской Церкви и русской народности. Многочисленные лесные монастыри становились здесь опорными пунктами крестьянской колонизации... Вокруг монастырей оседало бродячее население... Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина.. .»2.

Столкновения между народами были вызваны попытками распространить христианство среди туземцев, «...кой-где и кой-когда завязывалась борьба, но не племенная, а религиозная: боролись христиане с язычниками, а не пришельцы с туземцами...». Со временем русские ассимилировали другие племена, «чудь, постепенно русея, ...со своим обличьем, языком, обычаями и верованиями входила в состав русской народности» .

В процессе слияния народов наблюдалось обоюдное сближение религиозных и бытовых сторон жизни. Сельские поселения существенно преобладали над городскими. Оказавшись в непростых природно-климатических условиях, крестьяне не надеялись только на собственные силы, появлялась необходимость заимствования бытовых навыков и сопровождавших их религиозных традиций местных народов. На религиозные обычаи великороссов повлияли представления иноплеменников о «поклонении силам и предметам внешней природы «мордвин или черемис боготворил непосредственно землю, камни, деревья...»4. Как и у финнов, видной фигурой в мифологических представлениях великороссов был, например, леший, который «... стережёт деревья, коренья и травы, имеет дурную привычку хохотать и кричать по-детски и тем пугать и обманывать путников». В случаях болезней детей женщины обычно приносили их к языческим волхвам5. Религиозные воззре ния русских отличались синкретизмом, перенимая чужие обычаи, они не переставали считать себя православными христианами. Подобные представления сохранялись веками, передавались из поколения в поколение.

Негативные представления о Китае и китайцах в современном русском православном сознании

Современные отечественные исследователи эволюции образа Китая в России указывают на преемственность идей китаефобов, представляющих Китай как угрозу российскому Дальнему Востоку и стране в целом. Сторонники этого подхода в советскую эпоху активно пользовались идеями своих предшественников XIX века, а современные борцы с китайской «демографической экспансией» часто ссылаются на теоретиков «желтой угрозы» XIX и начала XX веков и даже на советских диссидентов, предсказывавших будущую войну с Китаем1.

Со временем идеи синофобии могут возрождаться в трансформировавшейся форме. Современные исследователи русского философского наследия указывают на то, что «представления В.С.Соловьева о китайской культуре послужили основой для возникновения развернутой теории завоевания Европы новыми азиатскими варварами... Сегодня она возродилась на новой идейной основе, актуализируя проблему экономической интервенции китайцев на дальневосточном пространстве России»".

Кроме того, истоки негативного отношения к Китаю и китайцам можно объяснять недавними историческими событиями. С 1960 гг. и до конца 1980 гг. пропаганда заставляла смотреть на русско-китайскую границу как «на потенциальную линию фронта». Этнические фобии культивировались по обеим сторонам границы . Отношение русских к Китаю и китайцам меняется под влиянием отрицательных сообщений средств массовой информации. Больше половины православных респондентов, принимавших участие в нашем со-циологическом опросе, признают, что их отношение к Китаю и китайцам время от времени также изменяется (Приложение 2).

При ответе на один из вопросов анкеты, респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов, характеризующих основные черты, присущие характеру китайцев. Среди негативных характеристик отмечались самоуверенность, надменность, нахальность, расчетливость, лживость. Участники интервью указывают на «малосимпатичность характера китайцев в связи с их склонностью к азарту и жестокости, которые в целом свойственны многим восточным народам» . Отмечая такие положительные качества как гостеприимство и радушие китайцев (2,8%), многие респонденты оговаривали, что проявление этих черт у представителей Поднебесной не всегда отличается искренностью. В ходе интервью можно было услышать мнения о том, что «китайцы гостеприимны у себя на родине, но это могут быть лишь внешние церемонии»". Они «скрытны», «себе на уме, как все азиаты», «их радушие и улыбчивость могут быть лишь мнимыми, напоказ». «В душе китайцы думают совершенно иное» . Представители православной традиции не склонны доверять учтивости китайцев, считая, что это качество может быть неискренним. Современные исследователи Китая в своих путевых заметках также отмечают, что вежливость жителей Поднебесной во многом зависит от статуса лица, с которым они имеют дело. «Если китаец вежлив с вами, то более всего вероятно, что ему от вас что-то нужно. В таких случаях наши соседи могут быть учтивыми до невероятности и сладкими до приторности»4.

Среди отличительных черт представителей Поднебесной православные респонденты, участвовавшие в опросе, преимущественно называют «приверженность традициям и уважение к старшим» (28,5%) и «способность и ловкость в торговом деле» (42,8%). Результаты социологических опросов, проводившихся исследовательской группой кафедры религиоведения Амурского госуниверситета, указывают на то, что в числе отличительных признаков китайцев, кроме языка и расовых особенностей, русские, прежде Bcerq, указывают на «образ жизни, культурные традиции»5.

Представители русской православной традиции нередко отмечают, что сильная приверженность китайцев к своей культуре и обычаям обусловливает то, что жители Поднебесной крайне высокого мнения о себе, не признают традиций других народов. Наличие сильного семейственного духа китайцев, является одним из потенциальных препятствий к усвоению чужих норм, в том числе, предлагаемых традиционным христианством. Подобные представления о Китае не новы для русского сознания. Отечественная философская традиция указывает на то, что согласно китайским обычаям все стороны жизни подчинены отеческой власти, которая наделялась священным характером. Почтительный сын не мог действовать от себя, проявлять самостоятельность, вся его жизнь зависела от воли предков . Вместе с этим формировалось представление об уникальности китайской традиции. В.С.Соловьев констатировал, что «китаец чувствует, мыслит, рассуждает иначе, чем мы» . Русский философ подчеркивал чуждость китайцев именно в духовном плане, по его мнению, они способны заимствовать достижения материальной культуры, но далеки от идей и верований других народов. Современные исследователи отмечают, чем больше осознаются межкультурные заимствования в сфере материальной культуры и меньше в духовной культуре, тем дальше культурная дистанция3.

В русской философской мысли конца XIX века развивалась идея о том, что китайская традиция способствовала формированию «позитивно-утилитарных» отношений4. Китайцы стремились к личному благоденствию, к достижению определенного общественного положения. Брак, семья, друзья, отношение к государю способствовали процветанию. Родственники могли оказать поддержку в ситуации житейских невзгод, дружба с деловыми партнерами придавала устойчивость и солидность в делах, служение государю необходимо было для того, чтобы содействовать процветанию отечества. В Китае любовь несла оттенок социального благоденствия.

Позитивные представления о Китае и китайцах в современном русском православном сознании

Среди положительных качеств, которыми, по мнению современных православных, обладают китайцы можно, прежде всего, назвать трудолюбие (42,8 %). Согласно опросу в сознании православных китайское трудолюбие неразрывно связано с выносливостью и непритязательностью (37,1%). Отмечается, что китайцы «широко известны как малоприхотливые люди». Об этих их качествах писали многие исследователи, путешественники, публицисты, которые имели возможность общения с китайцами в прошлом и в настоящем1. Современные исследователи отмечают, что во многом под влиянием конфуцианской идеологии сознание китайской нации было направлено «не на загробную жизнь, а на довольство минимумом в условиях повседневной реальности»2. Подобные идеи ориентируют человека не на удовлетворение все новых и новых потребностей, а на достижение счастья с тем, что есть. Вместе с этим нашим соседям свойственно упорство в приобретении (22,8%). Такие качества как алчность и трусость, по мнению участников интервью, «не присущи характеру китайцев больше, чем остальным народам» , хотя ряд респондентов отмечает, «что до трусости, то китайцы слабее русских»4.

Учтивости и вежливости китайцев отводится 2,8 %, столько же респондентов считают граждан КНР приветливыми. После первого поверхностного знакомства с соседями у православных складывается впечатление о том, что китайцев отличает улыбчивость (2,8 %).

Респонденты отмечали активность, инициативность (17,1%), аккуратность при выполнении работы (11,4%) и бережливость (5,7%) представителей Поднебесной.

Участники опроса согласны с тем, что китайцам удалось добиться зна чительных успехов во многих сферах деятельности. Вспоминая о длительной истории китайской цивилизации, респонденты говорят, что за это время китайцы смогли достичь успехов во многих сферах деятельности. Современные китайцы ориентируются на мировые достижения в науке и образовании. Можно наблюдать их активность в области освоения космоса, разработки техники, вооружения, информационных технологий. Респонденты из центральных городов России выделяют производство промышленных товаров и спортивные достижения китайцев. Особенно активно тема спорта обсужда-лась в связи с летними Олимпийскими играми в Пекине 2008 года.

На сайтах обсуждаются экономические успехи Китая, сочетающего частную и общественную собственность1. Большинство респондентов опроса, опираются на личный опыт общения с китайцами. Как правило, в повседневной жизни русские и китайцы чаще всего встречаются на рынках. Не случайно, что к основным достижениям соседей представители русской православной традиции относят развитие торговой сферы и туризма.

Респонденты подчеркивали, что современное китайское государство лидирует в сфере создания новых товаров. Среди наиболее популярных отве-тов, касающихся развитых направлений китайской деятельности, было сельское хозяйство (40%), производство промышленных товаров (37%), туризм (40%), ставший благодаря своей относительной доступности довольно популярным среди дальневосточников. Эти области китайской деятельности за последние пятнадцать лет заняли прочные позиции на российском рынке.

Значительная часть — 43% опрошенных подчеркнула, что представители Поднебесной обладают развитой и уходящей своими корнями в далекое прошлое системой знаний о состоянии здоровья человека, болезнях, их лечении. Среди респондентов встречались упоминания об известных китайских врачевателях древности, которым удавалось излечивать многие виды болезней. В частности, во II - начале III вв. н. э. знаменитый врач Хуа То просла вился как хирург, он задолго до европейцев применял лекарственные травы для наркоза, что позволяло без боли выполнять сложные операции, создал лечебно-оздоровительный комплекс упражнений «Игры пяти зверей», дошедший до наших дней, а также достиг огромных успехов в акупунктуре

По типу ответов большинство вопросов анкеты можно отнести к группе полузакрытых. У респондентов была возможность не только выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, но и самостоятельно сформулировать свой ответ и прокомментировать предложенные. Священники Благовещенской епархии считают, что нашим соседям удалось достичь успехов в социальной сфере, экономике и во многих других областях, прежде всего, в силу их энергичности и активности.

Респонденты сходятся в том, что каждая нация неповторима, обладает особым набором качеств, которые отличают ее от других. Особенно ярко индивидуальность прослеживается в традициях народа, проявляется в культуре, праздниках, языке, кухне. Участники интервью отмечают отличия на быто-вом уровне, например, «европейцы едят ложкой, а китайцы палочками» . Это в очередной раз подчеркивает уникальность, своеобразие, оригинальность китайцев, их непохожесть на русских. Участники опроса полагают, что китайцы не заимствовали идеи у других народов, не копировали западные стандарты (17%), что свидетельствует о конкурентоспособности китайского этноса. Это положение относится и к политической жизни Китая, 31% респондентов считает, что своеобразие китайцев проявляется в особой, присущей только им форме управления государством. Подобные модели руководства страной можно встретить только среди азиатских держав, европейские страны не демонстрируют таких государственных моделей. Такая ситуация наблюдалась и в прошлом, когда китайские представления о светской и духовной власти отличались от европейских. Китаю было чуждо понятие о разделении двух сфер влияния.

Похожие диссертации на Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании