Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Макаров Денис Владимирович

Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева
<
Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макаров Денис Владимирович. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Ульяновск, 2001 194 с. РГБ ОД, 61:02-10/406-X

Содержание к диссертации

Введение

Введение 3

Глава 1. Особенности изображения жизни человека в прозе И.С. Шмелева (христианские темы, мотивы, образы) 35

Глава 2. Тема смерти в прозе И.С. Шмелева. Христианский контекст 113

Заключение 177

Список литературы , 188

Особенности изображения жизни человека в прозе И.С. Шмелева (христианские темы, мотивы, образы)

О важности темы преображения в русской литературе сказано уже много и достаточно убедительно.

Например, С.Л. Франк в своей работе о Пушкине утверждает; «Поэтический дух Пушкина всецело стоит под знаком религиозного начала преображения и притом в типично русской форме».1

В.М. Маркович делает наблюдение: «В самой психологии героев Толстого, Достоевского, Лескова и даже Чехова то и дело дает о себе знать логика прорыва, скачка, метаморфозы, логика, родственная законам чудесного...».

Данные факты позволили В. Непомнящему сделать вывод о том что для русской литературы «характерна стойкая приверженность к мотиву постепенного, а чаще внезапного преображения героя».2

Однако, в творчестве И.С. Шмелева эта тема еще не рассмотрена. Преображение героя - это всегда чудо. Но если в фольклоре, например, в финале сказки, оно происходит как внешнее изменение героя, то в русской литературе христианского периода (начиная с древнерусской и до 20 века) основное внимание направлено на внутреннее духовно нравственное преображение. Примеров можно приводить множество. Это и обращение в христианство всего русского народа во главе с князем Владимиром в «Слове о законе и благодати», сравниваемое автором с обращением из тьмы к свету, и покаянная перемена героев повестей: «О горе злочастии» и «О Савве Грудцыне», это постоянное стремление к преображению героев Л.Н. Толстого и Н. Некрасова, это начало преображения Р. Роскольникова в «Преступлении и наказании» у Ф.М. Достоевского.

Тема смерти в прозе И.С. Шмелева. Христианский контекст

Проблема смерти всегда являлась одной из основных проблем, встающих перед человеческим сознанием. Факт смерти настолько значительный и потрясающий, что ни один человек не может спокойно пройти мимо него. Мировая история и мировое искусство свидетельствуют об этом. Во вступительной статье к книге Ф. Арьеса "Человек перед лицом смерти" известный историк А.Я. Гуревич отмечает, что "в восприятии смерти выявляются тайны человеческой личности" и определенное отношение к смерти проливает свет на "отношение людей к жизни и ее основным ценностям1 .1

В русской литературе, наверное, нет такого художника, в творчестве которого не звучали бы мотивы смерти. АС. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и многие другие - все писали о смерти, пытались просветить тьму неизвестности, найти путь "освобождения".2 Отношение к смерти - не просто одна из черт духовного портрета личности, но и показатель степени религиозности человека. От отношения человека к смерти непосредственно зависит его отношение к жизни.

Есть мнение, что в русской литературе ведущей темой является именно "схватка жизни и смерти".1 И вся русская литература усиленно ищет противоядие от смерти, но, как алхимия не находит формулу золота, так же и она сама в себе не обретает сил, преодолевающих смерть.

Состояние непонятного страха перед смертью прекрасно выразил М.Ю. Лермонтов: «Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно».

Поэта страшит «бессмысленное поглощение мирозданием (его) человеческой индивидуальности».

Именно это страшит человека нового времени - личности, осознающей свою уникальность и свою смертность.

Знание о бессмертии, хранимое всеми религиями, даже языческими, утвержденное христианством, в эпоху рационализма и атеизма ставится под сомнение. И человеческий дух, лишившись одной из основных своих опор - знания о своем бессмертии - бунтует против нового рационалистического знания, поставившего под сомнение очевидные жизнеутверждающие истины.

Потеряв веру в Бога и бессмертие души, русский человек пытается своими силами, в том числе художественной силой искусства, победить смерть и вернуть себе бессмертие. АС. Пушкин пытается преодолеть смерть, хотя бы частично, силой творчества: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит».4

М.Ю. Лермонтов пытается обратить смерть в сон, в котором человек и природа примирились бы навеки: «Надо мной, чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел».1

И.С. Тургенев внимательно вглядывается в новые данные магнетизма, о котором в его произведениях говорится, что он (магнетизм -Д.М.) «нам доказал влияние живой человеческой души на другую человеческую душу».2

Известно как из писем Тургенева, так и из его творчества, что «мысль о "вечной проблеме смерти", о тщете всего земного»3 всю жизнь не оставляла его.

Похожие диссертации на Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева