Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное воплощение народно-поэтического миропонимания в творчестве Е.И. Носова Моргунова, Мария Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моргунова, Мария Юрьевна. Художественное воплощение народно-поэтического миропонимания в творчестве Е.И. Носова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Моргунова Мария Юрьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Курск, 2013.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/573

Введение к работе

В конце XX – начале XXI века в российской культуре наблюдается повышение интереса к национальному и религиозному вопросу, к народным традициям и верованиям.

В современной науке одним из актуальных направлений является изучение самобытности русского характера, русской культуры. Ярким проявлением данной тенденции в литературоведении является исследование творчества представителей «деревенской» прозы, в которой народный характер и народная философия жизни отражены со всей полнотой. Писатели-деревенщики, по меткому выражению И.И. Виноградова, «странники за живой водой русской народной нравственности», к которым традиционно относят Ф.А. Абрамова, В.П. Астафьева, В.И. Белова, С.П. Залыгина, Б.А. Можаева, Е.И. Носова, В.Г. Распутина, В.А. Солоухина, В.М. Шукшина и некоторых других, были выходцами из российской глубинки, а потому могли рассказать о деревне устами самой деревни.

Сущность деревенской прозы определяется не тематическим признаком, а «общими идейно-эстетическими установками и выделением (на правах центрального предмета изображения) единого эстетического идеала, сформированного в течение веков на основе крестьянского мироощущения и сопряженного с мировой культурой, которая выросла из поэтических воззрений на людей и природу древних земледельцев, скотоводов-пастухов».

Творчеству Е.И. Носова (1925-2002) свойственно глубокое постижение основ национального крестьянского характера, реалистическое детальное отражение народной жизни и духовной культуры русской деревни. Обращение писателя к поэтическому народному мировидению во многом обусловлено биографическими причинами. Как известно, детская модель восприятия окружающей действительности является основой, на которой формируется личность человека. Родившись в небольшом селе близ города Курска, Е.И. Носов вобрал своим детским сознанием все разнообразные аспекты духовного опыта народа, сформированного под влиянием православной традиции, но не утратившего при этом древних языческих представлений. Народное поэтическое восприятие природы, животных и птиц, языческие легенды о домашних и природных духах в соединении с верой в православного Бога и христианскими традициями стали впоследствии неотъемлемыми элементами художественного мира писателя.

Изучением творчества Е.И. Носова занимался ряд ученых. В труде
Л.Н. Дудиной было проведено исследование эпической и лирической составляющих в прозе писателя. В работе О.Н. Кузнецовой изучены духовно-нравственные истоки «общинного» сознания, отраженного в социально-нравственных коллизиях рассказов и повестей Е.И. Носова. Пристальному анализу подверглась военная проза писателя в работах
И.Ю. Порублевой и Н.В. Судариковой. К вопросам воссоздания народной жизни в его произведениях обращались Ю.Л. Филиппов и Н.П. Хрящева.

В реферируемой работе рассмотрению подвергается особый, малоизученный аспект творчества Е.И. Носова. Исследование нравственно-эстетической основы художественного мира писателя ведется путем выделения и анализа черт языческо-православного синкретизма в народном миропонимании, отраженном в его произведениях.

Миропонимание – это сложный комплекс представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе.

Христианские традиции, существующие в России более тысячи лет, стали неотъемлемой частью русской культуры и во многом способствовали формированию менталитета. Однако русский народ строит свое миропонимание не только на основе христианства. Наряду с теми чертами, которые принесло в народную жизнь православие, элементы языческих верований также продолжают играть немалую роль. В целом специфика русской религиозности заключается в контаминации различных составляющих: в сознании русского человека сосуществуют одновременно элементы языческой картины мира и важные компоненты православной религии, переплетение которых является одной из тех фундаментальных основ, на которых строится народное миропонимание.

Актуальность диссертационного исследования определяется в первую очередь тем, что изучение образно-стилевого воплощения слияния языческих и православных традиций в народном сознании в творчестве Е.И. Носова весьма важно для более детального прочтения его произведений в мифологическом, культурологическом и философском аспектах, для расширения и обогащения представлений о творчестве писателей-деревенщиков.

Предметом исследования является специфика отражения в творчестве
Е.И. Носова языческо-христианского синкретизма как одного из фундаментальных, системообразующих факторов народного мировоззрения.

Материалом послужила проза Е.И. Носова 1957–2000 гг. (шесть повестей, сто шесть рассказов, тридцать четыре миниатюры и одна сказка, опубликованные в пятитомном собрании сочинений Е.И. Носова 2005 г.).

Цель диссертационного исследования – проанализировать особенности отражения языческо-христианского синкретизма как эстетической и духовной реальности, формообразующего элемента картины мира русского человека в произведениях Е.И. Носова.

Исходя из цели, решаются следующие задачи:

  1. Осмыслить понятие «языческо-христианский синкретизм» и значение этого явления в формировании народного миропонимания.

  2. Рассмотреть особенности образного воплощения языческих мотивов и определить их функцию в творчестве Е.И. Носова.

  3. Проанализировать художественную функцию и специфику воплощения в прозе писателя православных традиций.

  4. Выявить основные способы корреляции православной религии как вероучения и языческих верований в народном сознании, отраженном в произведениях Е.И. Носова.

Методологической основой работы стали труды, посвященные феномену «деревенской прозы» в целом и творчеству Е.И. Носова в частности (Белая Г.А., Большакова А.Ю., Вильчек Л.Ш., Недзведский В.А., Сурганов В.А., Цветов Г.А. Чалмаев В.А. и др.); исследования, посвященные анализу особенностей взаимодействия языческой и православной составляющих в русской духовной культуре (Аничков Е.В.,
Гальковский Н.М., Данилевский И.Н., Зеньковский В.В., Карпов А.В., Синявский А.Д., Соловьев С.М., Фаминцын А.С., Юдин А.В. и др.), а также работы крупнейших отечественных исследователей славянского язычества (Афанасьев А.Н., Иванов В.В., Капица Ф.С., Максимов С.В., Путилов Б.Н., Рыбаков Б.А., Топоров В.Т., Толстой Н.И. и др.).

В диссертации использовались приемы культурно-исторического, описательного методов, а также метод мотивного анализа.

Научная новизна работы состоит в том, что в настоящем исследовании творчество Е.И. Носова впервые концептуально рассмотрено с точки зрения отражения в нем синтеза языческих и христианских традиций.

Апробация работы, ее основных положений и результатов проводилась на заседаниях кафедры литературы КГУ (2012-2013), а также на конференциях различного уровня: «Юдинские чтения. Фольклорные традиции в контексте современной культуры и образования» (Курский государственный университет, 2010), Международная научно-практическая конференция молодых ученых (Центр научной мысли, Таганрог, 2011), Литературные чтения, посвященные памяти Е.И. Носова (2011, 2012, 2013).

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении прозы

Е.И. Носова в рамках вузовского курса русской литературы XX в., в курсах по выбору, посвященных творчеству писателя, а также на уроках литературы в старших классах средней школы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Народно-поэтическое миропонимание, отраженное в творчестве
    Е.И. Носова, представляет собой сложный комплекс представлений, в котором гармонически переплетены древние языческие традиции и черты православной культуры.

  2. Типичные черты языческого мировосприятия в произведениях
    Е.И. Носова выражаются в одухотворенном восприятии окружающего мира, в обоготворении солнца и луны, придании им символического значения.

  3. Представители животного мира, наделенные в произведениях
    Е.И. Носова положительной или отрицательной символикой в соответствии с древнеславянскими представлениями о них, выполняют в рассказах роль ключевых образов-символов (волк, петух), предвестников грядущих событий (вороны, коршун, орел-курганник), являются мерилом нравственного облика человека (конь).

  4. Образы домашних и природных духов (домового, лешего, водяного) в прозе Е.И. Носова воплощают в себе древнейший пласт народных языческих верований и являются источником мифотворчества писателя: с их помощью Е.И. Носов привлекает внимание к проблеме утраты многовекового культурного наследия.

  5. Неоднозначное отношение писателя к атрибутам православной веры, к иконам, к фигурам святых угодников и Христу, несущее в себе отголоски языческих воззрений, смешение некоторых христианских и древнеславянских ритуалов является отражением синкретизма двух традиций в народном миропонимании.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения. Список использованной литературы насчитывает 229 наименований. Общий объем работы – 167 страниц.

Похожие диссертации на Художественное воплощение народно-поэтического миропонимания в творчестве Е.И. Носова