Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Цколия Кристина Рудиковна

Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера
<
Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цколия Кристина Рудиковна. Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Цколия Кристина Рудиковна;[Место защиты: Российский университет дружбы народов].- Москва, 2015.- 176 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Характеристика понятия «национальная специфика». Особенности творчества фазиля искандера сквозь призму национального своеобразия 14

1.1. Определение понятия «национальная специфика» 14

1.2. Очерк творческой биографии Фазиля Искандера. Художественный мир писателя 33

1.3. Юмор как основа творчества Фазиля Искандера 46

Глава 2. Национальная специфика в романе «сандро из чегема» 57

2.1. Сюжетно-композиционные и жанровые особенности романа 57

2.2. Типология женских образов. Идеал кавказской женщины и его художественное воплощение 68

2.3. Человек и власть в романе 78

2.4. Воплощение кодекса «Апсуара» в романе. Кровная месть 89

2.5. Нравственное понятие «Чегем». «Чегемия» и «Эндурия» 99

2.6. Художественная анималистика 104

Глава 3. Проявление национального в цикле рассказов о детях 111

3.1. Формирование мышления юных героев Фазиля Искандера. Чик –главный герой цикла 111

3.2. Становление характеров молодых героев 124

3.3. Власть и идеология в рассказах о детях 133

3.4. Национальные обычаи и традиции в цикле 136

3.5. Природа в рассказах о детях и ее влияние на формирование личности141

Заключение 147

Список литературы 158

Очерк творческой биографии Фазиля Искандера. Художественный мир писателя

В литературоведении укоренено и никем не оспаривается значимость категории национального. Вряд ли кто-то будет отрицать наличие и важность национального в картине мира, созданной писателем. «Сохранение и культивирование собственных обычаев и традиций является залогом национально-культурной идентичности и выживания в качестве национальной общности …»

Писатели могут пользоваться одним и тем же языком, а их творчество представляет различные национальные литературы. На арабском языке, например, пишут египетские, сирийские, алжирские писатели. Французским языком пользуются не только французы, но и отчасти бельгийские, канадские писатели. На английском языке пишут и англичане, и американцы, но созданные ими произведения несут на себе ярчайший отпечаток различных особенностей национальной жизни. Многие иноязычные писатели, в том числе и Фазиль Искандер, используя русский язык, создают, совершенно самобытные, по своей национальной сущности, произведения.

На мышление любого индивидуума, независимо от этого осознает ли это он, накладывается национальный отпечаток, который внутренне присущ представителям данной нации. Эта направленность мышления «заметна представителям другой нации и определяет национальный подход к решению как общих, так и частных проблем литературного творчества. Подобную особенность мышления принято называть национальной идентичностью».2

Национальная культура – сложная многофакторная система, основа которой – стержневые принципы, ценности, ориентации. Они и определяют своеобразие культуры той или иной нации, ее лик, самобытность. «Жизнестойкость культуры зависит от непрерывного процесса трансляции ее стрежневых принципов из поколения в поколение …»3.

Национальная специфика – довольно сложное понятие, не достаточно изученное исследователями. На протяжении долгого периода времени ученые пытаются дать ему определение, но в связи с тем, что национальная специфика состоит из нескольких составляющих - своеобразия характера, самосознания, сознания - это не так просто сделать. Для начала, нужно определиться с тем, что подразумевается под «национальным».

Трактовка «национального» во многом зависит от содержания, вкладываемого в понятие «нация». Традиционным для отечественной философии и науки является определение понятия «нация» как «исторической общности людей, складывающихся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера».4

М.В. Крюков и А.И. Кузнецов считают нецелесообразным разделение народов на нации и народности, так как, с научной точки зрения, такая классификация является несостоятельной. К этой точке зрения близок и В.А. Тишков, считающий необходимым отказаться от понятия нации, так как дать ему определение невозможно. Он не считает национальность врожденным человеческим свойством, поскольку национальность и нации создаются «человеком, усилиями интеллектуалов и государственной политической волей».5 По его мнению, нация – внутригрупповая дефиниция. «Нация есть многоэтническое по составу образование, основными признаками которой являются территория и гражданство. Принадлежность к нации не взаимоисключает принадлежность к той или иной этнокультурной общности (народу) и даже, более того, предполагает наличие у нее (у нации) отличительного этнокультурного облика, определяемого культурной доминирующей группы, или нескольких групп».6

Другие авторы – Ю.В. Бромлей, А.Г. Агаев, М.В. Иордан выступают за сохранение понятия нации и одним из признаков нации считают наличие государственности. А.Г. Агаев полагает, что «нация» - это «политически, государственно организованный народ».7 М.В. Иордан рассматривает нацию как живой социальный организм. Он считает, что в нации социальное и этническое находятся в отношении диалектического взаимопроникновения: этническое социально по содержанию, а социальное этнично по форме.8

Формированию нации предшествовал длительный и противоречивый процесс создания этнических общностей. По О. Бауэру, нация – это продукт истории, который возникает и существует в буржуазном и социалистическом обществах, она не только естественная, но и всегда культурная общность, которая характеризуется общностью судьбы, благодаря чему возникает не абсолютная, а относительная общность характера, при которой путем передачи естественных наследственных качеств передаются и создаваемые нацией культурные ценности. Бауэр наделяет нацию национальным сознанием, которое «есть не что иное, как познание того факта, что я схожусь с моими соплеменниками в известных общих физических качествах, в обладании известными культурными ценностями, в направлении воли – и тем самым отличаюсь от людей, принадлежащих к другим нациям».9

Таким образом, нация является носителем национального самосознания. А самосознание – это “… осознание своих собственных достоинств и недостатков, определяющих ценность духа …”10, в первую очередь. Ю.В. Бромлей же рассматривает нацию как тип этноса. Этнос – слово греческого происхождения и имеет несколько значений: народ, племя, род, стадо, группа людей, толпа и т.д. Этническая общность (этнос) – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы, например, русские, украинцы, поляки и др. – славянская общность), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы). Эти последние являются частью народности или нации, сохраняющие некоторые особенности языка, культуры и быта (например, нормандцы во Франции).

Юмор как основа творчества Фазиля Искандера

Н. Бердяев высказался в отношении русского национального самосознания так: «обращение нашего сознания к глубинам национального бытия и к широте бытия всемирно-исторического».31

Г. Шпет считал, что самосознание народа выражается посредством его литературы, науки, искусства, но, прежде всего, философии.32

Осознание, рациональная рефлексия относительно специфических, основополагающих черт своей культуры центральная проблема и главная задача национального самосознания. Высшим уровнем национального самосознания являются философские концепции самоидентификации.

Национальное сознание – это то понятие, которое отражает особую форму мировосприятия, специфический способ осознания действительности, характерный как для нации в целом, так и для отдельных ее представителей. Оно включает в себя и рафинированную рационально-рефлексивную идейную составляющую – самосознание, и полуосознанную образную характеристику – менталитет, и бессознательный коллективный базовый архетип.

Как отмечают В.Г. Бабаков и В.М. Семенов, «национальное сознание представляет собой комплекс представлений, идей, знаний, теорий об окружающем пространственно-временном континууме; в структуру национального сознания входит и знание об этносоциальном, политико-государственном и духовном процессах, об исторических перспективах развития определенной национальной идентичности, ее самореализации в полинациональной и политической структуре человечества».33 Ядро национального сознания составляют идеи, принципы, ценности, имеющие системообразующий и системовоспроизводящий характер для данной национальной культуры.

На основе вышесказанного, мы можем сделать вывод, что четкого разделения между двумя понятиями нет. Но ясно одно: «основой национального сознания является национальное самосознание».

И национальное самосознание, и национальное сознание – это некое знание нации о самой себе. Трактовка национального самосознания во многом зависит от содержания, вкладываемого в понятие «нация».

Итак, подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что национальная специфика – это сложное и многосоставное явление. В современном литературоведении отсутствует четкая методология анализа национальной специфики. Работы Б.И. Бурсова «Национальное своеобразие русской литературы» (М., Л.: Сов. писатель, 1964), Е.Н. Куприяновой и Г.П. Макагоненко «Национальное своеобразие русской литературы. Очерки и характеристики» (М.: Наука, 1978), Г.Д. Гачева «Национальные образы мира» (М.: Сов. писатель, 1988), Д.С. Лихачева «Земля родная» (М., Просвещение, 1983), А.В. Огнева «М. Горький о русском национальном характере» (Тверь. ТвГУ, 1992) и некоторые другие внесли значительный вклад в разработку проблемы, но так и не выработали системного подхода к понятиям национальной специфики и национального характера. В более широком смысле, национальное сознание охватывает всю совокупность общественного сознания (мифологию, религию, искусство и т.д.) конкретной нации.

И. Солоневич писал: «История народа объясняется главным образом его характером. Но, с другой стороны, именно в истории виден народный зо характер. Все второстепенное и наносное, все преходящее и случайное – сглаживается и уравновешивается».35 Национальный характер в художественном произведении имеет три ипостаси: характер героя, характер автора-повествователя и характер предполагаемого читателя. Такой подход позволяет черты национального характера не сводить только к психологическому складу конкретной личности, иерархии духовно-нравственных ценностей, но и выходить к анализу содержательной формы, воплощению национального языка в художественной речи, элементам поэтики, характерным чертам хронотопа, выявляя национальные традиции литературы и фольклора.

Значительный вклад в разработку проблемы национального характера внесла Н.Ю. Желтова (Проза первой половины XX века: поэтика русского национального характера. Дис. д-ра филол. наук. Тамбов, 2004.). Задачи, поставленные перед исследователем, являются первоочередными в изучении литературного процесса XX века, национальной специфики литературы вообще и творческой индивидуальности конкретных писателей, в частности. Автором рассматриваются некоторые теоретические понятия, связанные с проблемой русского национального характера, дается общая характеристика основных этапов и ведущих тенденций в осмыслении категории национального характера литературоведением, философией и социологией. Исследователь справедливо считает, что национальные литературы сохраняют и несут подлинные этические, эстетические и духовные ценности. Для выявления специфики национального характера ученый предлагает синтезировать лингвистический, культурологический и литературоведческий подходы. Национально-культурные концепты Н.Ю. Желтова рассматривает как элементы системы.

Воплощение кодекса «Апсуара» в романе. Кровная месть

Самым ярким и наиболее полным проявлением «народной смеховой культуры» служит карнавал. К характерным чертам «карнавального смеха» М. Бахтин относит его всенародность, универсальность, «миросозерцательный и утопический характер» а также то, что он «направлен на высшее».

Смех – явление, выходящее за рамки этики. Комическое – эстетический феномен. Смех не является абсолютно позитивной ценностью, так как он бывает связан не только с добром и радостью, но и - злом, злорадством.

Понятия, которые входят в смысловое поле категории комического и подчинены ей как выражение тех или иных ее аспектов, оттенков, форм, вариантов, получили название «субкатегорий» или «модификаций». Такими модификациями комического выступают юмор, остроумие, ирония, сатира, пародия, карикатура, гротеск и др.

Абхазская народная, праздничная, веселая жизнь хорошо знакома Фазилю Искандеру - он с легкостью воплощает ее в своем творчестве. Праздник, вольно-веселая атмосфера определяет сюжет, образы и тон многих его произведений. Ход застолий, сопровождаемый байками и шутками, приобретает праздничный, карнавальный характер.

Фазиль Искандер проявил себя как писатель комический, писатель-сатирик уже в первой повести «Созвездие Козлотура». «Про него давно известно: он сатирик. Разумеется, это так. Он, как-никак, автор “Созвездия Козлотура”, одной из самых веселых и метких книг последнего времени, одной из самых ядовитых.

Но тут спотыкаешься. Веселых – да. Метких – конечно. Но ядовитых? Странное дело, ни язык, ни перо не поворачиваются приписать прозе Искандера это качество, хотя, казалось бы, что такое сатира без злости, без жала, без яду?»58

В повести сатирические аспекты комизма существенны. Но смех писателя близок сатире по предмету, а не по тону. Сатирический материал переключается в иной эмоциональный план, где перипетии козлотуризации вызывают гнев, не сарказм, а веселый, победительный, освобождающий смех, своего рода катарсис, только не трагический, а комический. В единстве мира заключена несомненная надежда на конечную победу сил добра.

Итак, главной чертой произведений писателя является открытый смелый юмор. «… Чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором»59.

Искандеровский юмор как составную часть мироощущения рассматривает Н. Иванова в своей книге «Смех против страха, или Фазиль Искандер». Она исследует тему противостояния человеческой личности тоталитарному миру на основе произведений писателя. Н. Иванова приходит к следующему выводу: смех у Фазиля Искандера является художественным средством, которое возвращает миру равновесие, потерянное в результате вторжения тоталитаризма в частную жизнь человека. В художественной системе Фазиля Искандера юмористическая подоплека повествования имеет коннотативное значение: она противопоставлена страху, приходящему извне. Смех, по Н. Ивановой, - внутренняя защитная реакция, она идет от душевного настроя индивидуума, в то время как страх является внешним, чуждым явлением. Смех обладает жизнеутверждающим началом: он углубляет понимание вещей и дает суровую оценку человеческим недостаткам. Как однажды заметил Фазиль Искандер в одном из интервью, «юмор поправляет промахи жизни». И, развивая мысль, описал сверхзадачу творчества «как попытку поднять настроение себе и людям». Самого себя Фазиль Искандер назвал писателем-сатириком. «Жизнь и так довольно мрачная штука. Благодаря творчеству я восстаю из депрессии. Хочется верить, помогаю в этом и некоторым читателям»60.

Так, в юмористическом ключе, Фазиль Искандер рассказывает нам о своем народе. Причем он не боится показать близких ему людей смешными. Автор воспринимает национальный характер весьма широко. Он подмечает комические стороны жизни своих героев или истории народа.

Есть писатели, использующие широкий диапазон комических средств. Например, у Н.В. Гоголя есть приемы звуковой семантики, забавные имена, каламбуры, алогизмы, гротеск, комическое в поступках, манерах, облике персонажей, в сюжетных положениях и манере повествования. Фазиль Искандер не пользуется всеми этими приемами. У него нет значимых имен, в портретах персонажей и их поведении нет заострения, шаржа; как портретист он вообще скуп. Наружность действующих лиц лишь тогда привлекает внимание повествователя, когда она включена в смысловое движение рассказа. Для писателя важное значение имеет трактовка происходящего в комическом ключе. Комизм возникает и реализуется не в портретных характеристиках, а в сфере авторской речи. Комизм Фазиля Искандера – интонационный. Комические приемы авторской речи разнообразны – это и парадокс, и пародирование, и иронический подтекст, и прочее.

Власть и идеология в рассказах о детях

Двуличие, лицемерие вытесняют честь, порядочность, искренность, прямоту. Фазиль Искандер не винит во всем лишь верхушку, власть. Он считает, что и само общество лишено нравственной опоры, дезориентировано в духовном отношении. Чик постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем недоверие к людям.

В период, когда Фазиль Искандер работал над рассказами о Чике, ему приходилось пользоваться эзоповым языком, особым шифром. Его любимый художественный прием - моделирование общественной ситуации в масштабах детского сознания. В рассказах писателя мы не найдем непосредственного изображения тоталитарного государства. Социальная картина дана глазами ребенка, не вполне понимающего происходящее, однако через его здравый смысл, через его недоумение показана лживость и развращенность общества в целом. Художественным способом раскрытия механизмов социальной и политической действительности для писателя стали яркие картины детства, аллегорически возводимые к серьезнейшим внутри- и внешнеполитическим проблемам.

Как сказал основатель этнопедагогики Г.Н. Волков, «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации»171. На протяжении веков традиции и обычаи были и остаются одним из действенных средств приобщения новых поколений к жизни общества, формированию определенного типа личности. «Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. По нашему мнению, воспитательно-образовательная функция традиций является основным способом наследования социального накопленного опыта человечества в области воспитания и формирования личности в разных периодах жизни индивида. Обычаи - правило социального поведения, воспроизводящееся в определённом обществе или социальной группе, укоренившееся в привычке, быте и сознании их членов. Обычай играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению ребёнка к духовной культуре, формирует унаследованный стереотипный способ поведения, знакомит с образцами поведения (так надо поступать или так не надо поступать)»172.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В детских рассказах или рассказах о детстве Фазиль Искандер большое место отводит национальной тематике, связанной с соблюдением обычаев, норм жизни кавказского народа, жителей села и города. Дети с малых лет приобщены к национальным традициям и следуют жизненным ценностям, внушаемым взрослыми: «… национальные обычаи и традиции выполняют функцию регуляторов и стабилизаторов поведения новых поколений»173.

В рассказе «Чик чтит обычаи» юный герой приезжает в деревню к родственникам, получив напутствие от матери о необходимости соблюдения местных обычаев, дабы сельские родственники не подумали, что городские жители отошли от вековых устоев. Мать информирует сына о том, что перед тем как согласиться поесть, нужно трижды получить приглашение от хозяина. Да, в деревне чтят обычаи, придерживаются устоев, переданных им предками, но никому и в голову не приходит, что голодный Чик отказывается от еды только из-за напутствий матери, чтобы не казаться городским парнем, забывшим нормы и приличия. Чик не вкушает пищи дома: там много детей, и тетя не помнит, кого накормила, а кого нет; у дяди Сандро он отказывается от еды из-за приличия; и только у тети Маши Чику предлагают поесть необходимое количество раз, однако не из-за преданности обычаям, а просто из-за доброжелательности и радостного гостеприимства, которые выше всяких условностей.

Любой обычай хорош, если он идет от чистого сердца. Закон гостеприимства ценен и незыблем как раз оттого, что корень его в извечной доброжелательности, стремлении хорошо относиться к людям, желании уберечь людей от зла и агрессии. Отношение автора к традициям своего народа в рассказе двойственное: он как бы заставляет читателя увидеть их глазами ребенка, тонко чувствующего и ненавидящего притворство. При этом красота и мудрость обычаев является частью мира, в котором живет герой

Похожие диссертации на Национальная специфика и ее художественное воплощение в творчестве Фазиля Искандера