Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста Венгранович Марина Александровна

Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста
<
Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Венгранович Марина Александровна. Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста : диссертация... д-ра филол. наук : 10.02.01 Тольятти, 2006 448 с. РГБ ОД, 71:07-10/183

Содержание к диссертации

Введение 5

Раздел L ЭКСТРАЛШП^ВИСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕКСТА

Глава I. Фольклорное сознание как особый тип художест венного освоения действительности

1.1. Фольклорное сознание в архаический период 19

L2. Фольклорное сознание в эпоху средневековья 45

1.3. Фольклорное сознание в поздний период 55

L4. Специфика фольклорного сознания (в сопоставлении с художественным сознанием)

Глава II. Специфика фольклорной коммуникации 65

2*1. Естественный (контактный) и технический типы коммуника ции ZZ Признаки фольклорного текста как компонента фольклорной коммуникации

23. Два типа фольклорной коммуникации 80

2.4, Специфика фольклорной коммуникации (в сопоставлении с художественной коммуникацией)

Глава III. Коллективное авторство. Неразграниченность субъекта и адресата речи в фольклор

3.L Категории субъектности и адресованное™ в художественном тексте

3.2. Категории субъектности и адресованное™ в фольклорном тексте

3.2.L Формы репрезентации субъекта и адресата речи в фольклорном тексте

J.ZZ Специфика субъекта и адресата фольклорной речи (в сопоставлении с субъектом и адресатом художествен ной речи)

Глава IV. Специфика фольклорной речедеятельностной макро сферы

4.1. Поли функциональная природа фольклорного текста 144

4.2. Особый метод эстетического освоения действительности в фольклоре

43. Эстетические параметры идеальной фольклорной действи тельности

43.L Народный эстетический идеал 158

43.2. Специфический тип восприятия фольклорного текста 179

4.4. Специфика фольклорной речедеятельностной макросферы (в сопоставлении с художественной макросферой)

Раздел II. КОМПЛЕКС БАЗОВЫХ СТИЛЕВЫХ ЧЕРТ ФОЛЬК ЛОРНОГО ТЕКСТА

Глава V. Обобщенность как базовая стилевая черта фольк лорного текста

5.1. Формы реализации обобщенности на лексико-семантическом уровне

5.2. Формы реализации обобщенности на морфологическом уров не

53. Формы реализации обобщенности на синтаксическом уровне 244

5.4. Выводы 257

Глава VI. Традиционность (фольклорная стереотипность) как базовая стилевая черта фольклорного текста

6. /. О фольклорной традиции 264

6.2. Формы реализации традиционности (фольклорной стерео типности) налексико-семантическом уровне

63. Формы реализации традиционности (фольклорной стере типности) на морфологическом уровне

6.4. Формы реализации традиционности (фольклорной стерео типности) на синтаксическом уровне

6.5, Выводы 323

Глана VIL Художественно-образная речевая конкретизаци как базовая стилевая черта фольклорного текста

7.1, Специфика художественно-образной конкретизации в фольклорном тексте

7.2, Художественно-образная конкретизация сопоставительноготипа и средства ее реализации

73. Художественно-образная конкретизация ступенчатого тапа и средства ее реализации

7.4, Художественно-образная конкретизация линейного типа и средства ее реализации

7.5. Выводы 393

Заключение 401

Библиографический список 420

Список сокращений 447 

Введение к работе

Изучение феномена фольклорного текста как явления устного словесного творчества народа характеризуется отмеченными в научной литературе двумя основными периодами: периодом активного собирательства фольклора и определением важнейших направлений фольклористических исследований и оригинальных фольклористических школ - Ф.И, Буслаева, А.А. Потебни, А.Н. Весе-ловского и др, (XIX в- - первая четверть XX в.) и последующим за ним периодом, который характеризуется становлением особой отрасли филологического знания - лингвофольклористики, возникшей на стыке языкознания и фольклсь ристики.

В настоящее время накоплен значительный исследовательский материал, связанный, прежде всего, с прикладными аспектами рассмотрения фольклорных фактов: в достаточно полном объеме описаны особенности основных уровней устнопоэтического языка (семантического, лексического, фразеологического, морфологического, синтаксического), выявлена специфика функционирования отдельных грамматических категорий в текстах различных фольклорных жанров в их соотнесенности с жанрово-стилистическими канонами, в целом определен состав изобразительно-выразительных средств языка фольклора и т.д. Значительный вклад в разработку отмеченных проблем внесли работы признанных исследователей: А.П. Евгеньевой, И.А. Оссовецкого, Е.Б. Арте-менко, АЛ\ Хроленко, ЗХ Тарланова, СЕ. Никитиной, О.А. Черепановой и дрЛ Как отмечает З.К, Тарланов, «полученные на сегодня результаты позволяют говорить о том, что фольклорный язык при всем его обычно констатируемом единстве и известной замкнутости характеризуется отчетливо представленным стилистическим расслоением и внутренней дифференциацией» (Тарланов, 2001,11),

В связи с этим наибольшую актуальность в современной науке приобретает стилистический аспект изучения языка фольклора, предполагающий не только выявление стилистической характерности фольклорных текстов, но и определение факторов, обусловливающих эту специфику.

Однако объективный анализ лингвостилевон специфики фольклорных текстов невозможен без разрешения вопроса о стилевом статусе языка фольклора (и шире - его филологическом статусе), который, при всей разработанности лингвофольклористических проблем, до настоящего времени остается не совсем определенным. Это связано» прежде всего, со спецификой самого объекта исследования - языка фольклора, который является сложным по генезису системным образованием, «где диалектически сплавлены его образующие, т.е. и конкретные народные говоры, и диалектный язык как система всех соответствующих диалектных явлений, и общенародный язык в целом как метасистема русского языка...» (Оссовецкий, 1975). К тому же эта система, в силу аккумулятивной способности, отражает следы собственных стадиальных изменений и этапов коллективной эстетической шлифовки. Именно сплав разнородных в языковом отношении элементов обеспечивает языку фольклора гетерогенную природу и замкнутый характер и дает основания исследователям для сопоставления данного языкового феномена с различными пластами общенародного языка, прежде всего с диалектом иязыком художественной литературы2.

Все известные теоретические изыскания в области определения функционально-стилевого статуса языка фольклора можно свести к двум основным интерпретациям: квалификации языка фольклора как «диалекта в его художественной функции» (Оссовецкий, 1958; Баранникова, 1965; Богатырев, 1962 и др.) и признании языка фольклора «структурно полным, синтаксически обработанным лингвистическим строем, предназначенным для обслуживания эстети ческой функции», т.е. аналогом языка художественной литературы (Артеменко, 1977; Евгеньева, 1963 и др,).

Надо сказать, что объективная база у тех и у других исследователей имеется, тж. с диалектом язык фольклора сближает использование отдельных фактов диалектных систем, а с языком художественной литературы - обслуживание эстетической функции и функционирование в эстетической макросфере. Поэтому окончательное разрешение данного вопроса (о функционально-стилевом статусе языка фольклора и шире - его филологическом статусе), на наш взгляд, лежит в русле функционального подхода, методологической основой которого является изучение любого вида текста в диалектическом единстве двух сторон - текстовой и экстралингвистической. Данный подход предполагает детерминацию структуры текста экстралингвистическими факторами, выступающими в качестве основных (стилеобразующих) для фольклорной речи и эксплицирующихся в структуре текста посредством языковых единиц всех уровней- Именно под влиянием экстралингвистической основы происходит формирование лин-гвостилсвой специфики фольклорного текста, и, прежде всего, его основных стилевых признаков — базовых стилевых черт.

В соответствии с отмеченными факторами акггуальноеть данного исследования определяется как логикой развития лингвофольклористики - от этапа активного собирательства, накопления и анализа фольклористического материала к настоящему этапу теоретических обобщений, в частности, обращению к функционально-стилистическому аспекту языка фольклора, так и неразре-шенностью вопроса о функционально-стилевом статусе языка фольклора.

Гипотеза. Фольклорный текст обладает безусловной лингвостилевой спецификой, детерминированной его экстралингвистической основой (фольклорным типом сознания, фольклорной разновидностью коммуникации, коллективным характером творческого процесса, фольклорной речедеятельностной макросферой), которая определяет комплекс базовых стилевых признаков. Вместе с тем, будучи, как и литературно-художественный текст, репрезентацией эстетической функции и представляя собой феномен эстетического, художест венного, фольклорный текст со стороны лингвостилистической обладает (наряду с отличительными) чертами, сближающими его с художественным текстом, и тем самым в стилевой системе русского языка язык фольклора, очевидно, может квалифицироваться как одна из разновидностей художественного стиля.

Цель диссертационного исследования - выявить экстралингвистическую основу фольклорного текста и рассмотреть его лингвостилевую характерность как результат своеобразной ступенчатой зависимости и обусловленности явлений (экстралингвистическая стилеобразующая основа - стилевая черта - лин-гвостилистические признаки) для определения функционально-стилевой специфики данного вида текста и его места в стилевой системе русского языка.

Для достижения этой цели необходимо было решить ряд задач:

1) используя существующие на сегодяшний день теоретические представления об экстралингвистической основе стиля (М.Н. Кожина, А.Н. Васильева, О.Б. Сиротинина и др.), определить комплекс основных экстралингвистических факторов, детерминирующих стилистическую характерность фольклорной речи;

2) выявить специфику отмеченных экстралингвистических факторов в сопоставлении с аналогичными факторами, определяющими стилевые особенности художественной речи;

3) в соответствии с выявленной спецификой эсктралингвистической базы фольклорного текста предложить и обосновать: а) синкретичность фольклорной коммуникации, сочетающей признаки как реальной, так и отображенной коммуникации, а также ее дифференциацию на два типа (коммуникацию типа «Я- Я» и коммуникацию типа «Я - ОН»); б) понимание фольклорного текста как гиперструкгуры (гипертекста) и субъекта (творца фольклорного текста) как гиперсубъекта фольклорного творчества; в) особые эстетические качества фольклорного текста (его полифункциональную природу с контаминацией функций и условным доминированием эстетической функции, креолизованный характер и специфику его восприятия, обусловленную целым комплексом факторов);

4) разработать комплекс базовых стилевых черт фольклорного текста на функционально-стилевой основе (с учетом экстралингвистической обусловленности и специфики текстового проявления);

5) выделить и описать специфические формы языковой реализации базовых стилевых черт в структуре фольклорного текста;

6) прийти к обоснованному выводу о функционально-стилевом статусе языка фольклора.

Методологической основой данного исследования является функционально-стилистический метод, разработанный во второй половине 1960-х годов (Кожина, 1966; 1968), сущность которого состоит в выявлении закономерных особенностей организации речи (текста) как детерминируемых спецификой воплощаемого в речевом произведении вида духовной социокультурной деятельности. Теоретические принципы функционально-стилистического исследований ориентируют на единство лингвистической и экстралингвистической сторон речи, прежде всего, детерминацию речевого своеобразия конкретного текста формой общественного сознания и соответствующей сферой общения, а также предполагают системный подход к анализу речевого материала, который был уже намечен в трудах отечественных и чешских ученых 20-30 гг. XX в. -М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, JI.IL Якубинского, членов Пражского лингвистического кружка.

Кроме того, в диссертации используются идеи комплексного междисциплинарного подхода как важнейшего принципа анализа текста функциональной стилистики, который предполагает исследование лингвостилистической стороны фольклорного текста в единстве с гносеологическими, этнокультурными, психолингвистическими и другими аспектами анализа текстов народного творчества.

Объектом анализа являются традиционные фольклорные тексты трех основных жанров с доминирующей эстетической функцией — песни, былины и сказки. Предмет изучения - экстралингвистическая основа и лингвостилевая характерность фольклорного текста в аспекте взаимообусловленности.

Материалом для работы послужили фольклорные тексты из следующих сборников: «Собрание народных песен П-В. Киреевского. Записки Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях.» (ТЛ. Л., 1977); «Собрание народных песен ПВ. Киреевского» (Тула, 1986); «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Материалы, собранные и приве-денные в порядок ILB, Шейном» (ТЛ, вып.1. СПб,, 1898); «Великорусские народные песни: В 7 т. Изданы А.И.Соболевским» (СПб., 1895-1902); Лопатин Н.М, Прокунин В Л. «Русские народные лирические песни» (М, 1956); «Песни, собранные ІШ. Рыбниковым. В 3 т.» (Петрозаводск, 1989-1991); «Онежские былины, записанные А.Ф, Гильфердингом летом 1871 г. ТЛ, 2, 3- (M.-JL 1949-1951); «Былины Севера. Т.2» (М., Л., 1951); «Исторические песни XVII в.» (М.-Л., 1966); «Исторические песни XVIII в.» (Л., 1971); «Исторические песни XIX в.» (Л., 1973); «Жили-были... Русская обрядовая поэзия» (СПб., 1998); «Народные русские сказки. Из сборника АЛ. Афанасьева» (М, 1979); «Великорусские сказки в записях И.А. Худякова» (М, 1964) и др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в результате применения в полном объеме теоретических принципов функционально-стилевых исследований к анализу фольклорных фактов впервые определена комплексно экстралингвистическая основа фольклорного текста и выявена обусловленная ею система базовых стилевых признаков анализируемого типа текста, что позволило раскрыть под новым углом зрения связи разноуровневых единиц внутри его структуры.

В ходе работы продемонстрирована важность комплексного междисциплинарного подхода для исследования фольклорных фактов и в целом стилевой характерности фольклорного текста как культурного феномена.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие базовых идей как функциональной стилистики (идеи об обусловленности фольклорных лингвостилевых явлений экстралингвистическими факто - рами, идеи о функционально-стилевой общности фольклорного и художественного текстов и месте языка фольклора как разновидности художественной речи в функционально-стилевой системе русского языка), так и лингвофольк-лористики (в частности, идеи о наличии у фольклорных текстов различной жанровой принадлежности, наряду с общефольклорным методом художественного освоения действительности и общефольклорным фондом эстетически маркированных средств, общестилевых признаков - базовых стилевых черт, детерминирующих взаимосвязь (системность) разноуровневых единиц фольклорного текста на единой стилевой основе).

Практическая значимость работы состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном университетском курсе «Основы стилистики и культуры речи», в спецкурсах и спецсеминарах по языку фольклора и проблемам СТИЛИСТИКИ На защиту выносятся следующие положения:

L Изучение лингвостилевой характерности фольклорного текста в аспекте обусловленности экстралингвистической основой и базовыми стилевыми чертами является одним из объективных критериев выявления функционально-стилевой специфики данного вида текста и путей возможного разрешения проблемы определения функционально-стилевого статуса языка фольклора.

2. Используя существующие на сегодяшний день теоретические представления об экстралингвистической основе стиля» можно определить комплекс основных экстралингвистических факторов, детерминирующих стилистическую характерность фольклорного текста» к которым мы относим фольклорное сознание» коллективное авторство, фольклорную коммуникацию и фольклорную эстетическую макросферу.

3, Фольклорное сознание как особый тип художественного освоения действительности, онтологически сближенное со своим аналогом - художественным сознанием, обнаруживает целый ряд характерных признаков, особым образом трансформировавшихся в структуре фольклорного текста, образовав специфическую (гетерогенную по своей природе) речевую системность

4. Фольклорная коммуникация отличается от родственной ей художественной коммуникации целым комплексом характерных черт, среди которых, прежде всего» следует назвать ее синкретичный характер (сочетание признаков как реальной, так и отображенной коммуникации) и дифференциацию на два типа (коммуникации типа «Я-Я» и «Я-ОН»). Отмеченные специфические черты определяет признаки фольклорного текста как компонента данной коммуникации: 1) «внеличность»; 2) «неконечность», гиперструктурность (существование в виде вариантов единого инварианта, объединяемых нами в сверхтекстовое единство - фольклорный гипертекст); 3) креолизованный (синкретичный) характер; 4) наличие признаков автокоммуникационного текста, в котором область сообщения предельно канонизируется, а область выражения сохраняет неавтоматизированность

5. Общественная функция фольклора как искусства слова, коллективный характер творческого процесса в фольклорном социуме, особый (синкретичный) характер фольклорной коммуникации детерминируют специфику проявления категорий субъектное™ и адресованное™ в фольклорном тексте: коллективное авторство, неразграниченность внетекстовых субъекта и адресата речи (объединяемых нами в единую категорию - гиперсубъект), активность субъекта на всех этапах текстопорождения, пересечение сфер адресанта и адресата (коммуникантов реальной и отображенной коммуникации), приводящее к осложнению субстанциональной природы субъекта и адресата и появлению (наряду с традиционными) специфических форм их языковой экспликации в структуре фольклорного текста.

6. Фольклорная эстетическая макросфера обладает (в отличие от художественной макросферы) специфическими параметрами, обеспечивающими особые эстетические качества фольклорного текста: его поли функциональную природу с контаминацией функций и условным доминированием эстетической функции, наличие особой фольклорной действительности, имеющей черты идеальной действительности, сформированной в результате особого метода эстетического освоения действительности и обладающей специфическими эсте тическим критериями; существование текста в предметно-хтетизированной среде, являющейся частью фольклорной семиосферы и, как следствие этого, -его креолизованный (синкретичный) характер 7. Выделенные экстралингвистические факторы, обусловливают, в свою очередь, базовые стилевые черты фольклорного текста, среди которых в качестве основных мы выделяем обобщенность, традиционность и художественно- образную речевую конкретизацию, имеющую специфический характер {отличающий ее от аналогичного стилевого признака литературно-художественного текста), сочетание которых детерминирует гетерогенную по стилистическим особенностям речевую системность фольклорного текста: традиционную по своей функционально-стилистической характерности и одновременно открытую, способную к вариативности, обращенную к макротексту единой фольклорной традиции, имеющую обобщенную макроокраску и особую художественную природу» основанную на выделении, усилении и актуализации эстетически значимого типического фольклорного образа, оказывающего на адресата (слушателя) фольклорного текста не меньшее эстетическое воздействие, чем неповторимые, индивидуально-авторские образы в литературно- художественном тексте.

8, Выявленная в ходе диссертационного исследования ступенчатая зависимость между экстралингвистической основой фольклорного текста, его базовыми стилевыми чертами и их проявлением в виде специфических лингвосги- левых признаков в структуре фольклорного текста позволяет не только говорить о функционально-стилевой близости фольклорного и литературно- художественного текстов, но и прийти ко вполне обоснованному выводу о признанию языка фольклора функционально-стилевой разновидностью худо жествеиной речи с присущими ему специфическими признаками.

Апробация положений диссертации. Основные результаты диссертационного исследования были обсуждены на международных научных конференциях «Язык и поэтика фольклора» (Петрозаводск, ПетрГУ, 1999), «Язык и культура) (Москва, Институт иностранных языков, Отделение литературы и языка РАН, 2001), «Изменяющийся языковой мир» (Пермь, ПГУ, 2001), «Народное образование в XXI веке)) (Москва, МПУ, 2001), «Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы» (Москва, 2002), «Язык и культура» (Москва, Институт иностранных языков, Отделение литературы и языка РАН, 2003), «Научное наследие академика Ф.Ф.Фортунатова и современное языкознание» (Петрозаводск, ПетрГУ, 2004), «Предложение и слово» (Саратов, СГУ, 2006), на межвузовских научных и научно-практических конференциях «Текст: теория и методика в контексте вузовского образования» (Тольятти, ТГУ, 2003), «Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе» (Тольятти, ТГУ, 2004), «Текст: теория и методика в контексте вузовского образования» (Тольятти, ТГУ, 2006).

Содержание работы отражено в 33 публикациях, в том числе в одной монографии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, семи глав, объединенных в два раздела, заключения, примечаний, списка сокращений и библиографии.

Похожие диссертации на Экстралингвистическая обусловленность лингвостилевой специфики фольклорного текста