Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) Тарасова Ирина Анатольевна

Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского)
<
Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарасова Ирина Анатольевна. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 : Саратов, 2004 484 c. РГБ ОД, 71:05-10/68

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Индивидуальная концептосфера как основа поэтического идиостиля 15

1.1 Онтологический статус поэтического мира и определение идиостиля в зеркале исследовательских парадигм 15

1.1.1 Идиостиль и картина мира 15

1.1.2 Методологический статус понятия "картина мира" и его философские истоки 26

1.1.3 Понятия "образа" и "картины мира" в психологических, психолингвистических и лингвистических исследованиях 30

1.1.4 Модель мира — поэтический мир — концептуальная система. Когнитивная модель идиостиля 37

1.2 Различные подходы к изучению концептов в современной науке 53

1.2.1 Историко-культурологическое и лингвофилософское понимание концепта 54

1.2.2 Лингвокультурологическое понимание концепта 58

1.2.3 Психолингвистическое понимание концепта 62

1.2.4 Лингвокогнитивное понимание концепта 70

1.3 Проблема типологии концептов.

Концепт и ментальная репрезентация 75

1.3.1 Понятие ментальной репрезентации 76

1.3.2 Типология концептов как типов ментальных репрезентаций 85

1.4 Структура художественных концептов и методология концептуального анализа 94

Выводы по главе I 105

Глава II. Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля 108

2.1 Типы художественных концептов и способы их вербализации 108

2.1.1 Концепты с чувственно воспринимаемым ядром: 'роза* . 109

2.1.2 Концепты — гештальты 129

2.1.3 Образно-схематические (топологические) концепты: 'полет' 154

2.1.4 Эмоциональные концепты: 'счастье' 171

2.2 Когнитивные структуры как формы ментального представле

ния концептов 189

2.2.1 Фреймы 191

2.2.2 Сценарий как вид пропозициональной модели. Маргинальные сценарии в поэзии И.Анненского и Г.Иванова . . 207

2.2.3 Метафорические модели: концепт 'вечность' 216

2.2.4 Метонимические модели: 'сияние' и 'торжество' 231

Выводы по главе II 245

Глава III. Лексикографическое описание индивидуальной концептосферы 249

3.1 Способы представления концептуальной информации в словарях языка писателя 249

3.1.1 Лингвистические словари языка писателей 251

3.1.2 От формы к смыслу 254

3.1.3 От смысла к форме 269

3.1.4 Энциклопедические словари 280

3.2 Словарь ключевых слов поэзии Г.В.Иванова 285

3.2.1 Общая характеристика Словаря 285

3.2.2 Вопрос о базовых единицах словаря 288

3.2.3 Строение словарной статьи и спорные проблемы писательской лексикографии 303

Выводы по главе III 339

Глава IV. Национально-культурные концепты в поле индивиду ального сознания 341

4.1 Концепт 'Россия' 344

4.2 Концепт 'снег' 354

4.3 Концепт 'душа' 361

^ Выводы по главе IV 373

Заключение 376

Библиография 381

Приложение. Материалы к "Словарю ключевых слов поэзии Г.Иванова" 460

Введение к работе

Понятие идиостиля является одной из основных категорий художественной стилистики.

При всем многообразии подходов к изучению идиостиля писателя — семантико-стпилистического, связанного с именами Б.А.Ларина, В.В.Виноградова, СВ.Вековой, М.Б.Борисовой, Л.И.Донецких, Г.А.Лилич, Д.М.Поцепни, Ю.С.Язиковой, Н.А.Купиной, Г.Г.Полищук и др., лингво-поэтического, представленного работами В.П.Григорьева, М.Л.Гаспарова, Ю.Н.Караулова, Н.А.Кожевниковой, И.И.Ковтуновой, Е.А.Некрасовой, Н.А.Николиной, Н.А.Фатеевой и др., системно-структурного (см. исследования Ю.М.Лотмана, О.Г.Ревзиной, С.Т.Золяна, О.И.Северской, С.Ю.Преображенского, А.К.Жолковского, Ю.К.Щеглова), коммуникативного, реализованного в работах Н. С. Болотно вой, И.Я.Чернухиной, К.Ф.Седова, Н.Е.Сулименко, Р.Л.Смулаковской, В.Д.Черняк, С.М.Карпенко, И.И.Бабенко и др. — отечественную лингвостилистику всегда отличало пристальное внимание к смысловой стороне художественной речи.

Стремление ученых структурировать "мыслительную реальность" отражалось в категориях смысловой сферы (В.В.Виноградов), поэтического интегратора (Д.Е.Максимов), оппозиции (Ю.М.Лотман), инвариантной темы (А.К.Жолковский, Ю.К.Щеглов), универсального смысла (И.Я.Чернухина), слоя (К.Э.Штайн), ассоциативно-смыслового поля (Н.С.Болотнова) и т.п.

Когнитивный подход к исследованию идиостиля с его преимущественным вниманием к ментальной стороне языковых явлений можно рассматривать как развитие теоретических положений А.А.Потебни, Л.В.Щербы, Г.О.Винокура, В.В.Виноградова, Б.А.Ларина. Глубоко современно звучат слова Б.А.Ларина: "Мое искомое — смысловой коэффициент художественной речи" [Ларин, 1974. С.47], его призыв изучать семантические спектры стиля [Там же. С.282]. В статье "О разновидностях художественной речи" (1922) ученый писал о концептуальных различиях в значении слов, обусловленных различиями "не в мире бытия, а в мире сознания" [Там же. С.32]. Примерно в то же самое время, в 1928 году, С.А.Аскольдовым было предложено понятие художественного концепта, закрепившееся в отечественных исследованиях только в работах последнего десятилетия в связи с формированием новой парадигмы лингвистических исследований.

Термин "научная парадигма", употребляемый вслед за Т.Куном, подразумевает наличие единой системы убеждений и ценностей, разделяемых научным сообществом, общих представлений, моделей постановки проблем и предлагаемых путей их решения. Как отмечает Е.С.Кубрякова, концептуальное основание этого термина сводится не только к понятию образца, но и к понятию особого объединения единиц трех типов: установочно-предпосылочного, подразумевающего приоритетные направления исследований; предметно-познавательного, предполагающего единую систему объектов описания и использующихся при этом терминов; процедурного, закрепляющего продуктивные методы анализа [Кубрякова, 1995].

Исходя из трехчастной структу рации парадигмы, предложенной Е.С.Кубряковой, можно констатировать, что приоритетным направлением когнитивных исследований являются ментальные основы понимания и продуцирования речи; объектами описания становятся ментальные сущности, их внешние (вербальные) и внутренние репрезентации; предлагаемые когнитоло-гами методы и процедуры анализа направлены прежде всего на исследование плана содержания языковых явлений, а также на изучение механизмов вербализации ментальных феноменов. Открытие "новой реальности" языкознания, установление довольно четкой категориально-понятийной базы и концептуального аппарата исследований позволяют говорить о том, что новая парадигма вполне сформировалось. Об этом свидетельствуют многочисленные работы когнитивной ориентации, по-новому освещающие традиционные проблемы соотношения языка и мышления, познания и речи, значения и смысла. К ним относятся исследования Н.Ф.Алефиренко, А.П.Бабушкина, Г.И.Берестнева, Н.И.Болдырева, С.Г.Воркачева, В.З.Демьянкова, В.И.Карасика, В.В.Колесова, А.В.Кравченко, В.В.Кра,сных, Е.С.Кубряковой, В.А.Пищальниковой, З.Д.Поповой, И.А.Стернина, Ю.С.Степанова, Г.Г.Слышкина, Р.М.Фрумкиной, Л.О.Чернейко, А.Д.Шмелева и многих других.

Основной принцип современной научной парадигмы определяется А.Н.Барановым и Д.О.Добровольским [Баранов, Добровольский, 1997] как "постулат о примате когнитивного", согласно которому когнитивные структуры определяют функционирование любых компонентов языковой системы — лексических, грамматических, стилистических, текстовых. Именно этот по- стулат, на наш взгляд, объединяет представителей всех областей когнитивной лингвистики: когнитивной семантики, когнитивной грамматики, когнитивной поэтики.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью уточнения предмета когнитивной поэтики, выработки ее концептуального аппарата, поиском новых путей исследования ментальной основы поэтического идиостиля. Дальнейшей разработки требуют понятия художественного концепта, концептосферы, когнитивной и концептуальной структур, типологи-зация ментальных комплексов авторского сознания, вопросы соотношения ментальных и вербальных единиц.

Анализ работ когнитивного направления, посвященных исследованию художественных текстов, показывает, что в сфере компетенции когнитивной поэтики оказываются различные этапы цикла функционирования художественного произведения: автор (индивидуальная концептосфера) — художественная реальность (концептуальная структура текста) — читатель (когнитивные механизмы восприятия), а также взаимодействие между ними. Сосредоточен ность на одном из звеньев этой цепи предопределяется методологическими установками исследования и его конкретными задачами.

Различные аспекты подхода от читателя представлены в работах одного из основателей когнитивной поэтики Р.Цура (R.Tsur). Ученый видит цель когнитивной поэтики в том, чтобы систематизировать психические эффекты, вызываемые поэзией, связав их с особенностями строения текста [Tsur, 1992]. Украинский исследователь Л.Белехова определяет когнитивную поэтику вслед за М.Фримен (М.Freeman) как когнитивную теорию литературы, исследующую языковые и когнитивные стратегии понимания художественного текста читателем [Belekhova, 1999]. В таком понимании задач когнитивной поэтики нам видится ее сближение с рецептивной эстетикой и психологией художественного восприятия.

Проблемы восприятия художественного текста с позиций психофизиологических механизмов в отечественных исследованиях решаются в основном в сфере психолингвистики и лингвосинергетики (см. работы В.А.Пищальниковой, А.В.Кинцель, И.А.Герман и др.), что обусловливает использование концептуального аппарата этих направлений. Наряду с этим естественная близость психолингвистического и когнитивного подходов способствует проникновению в работы данного типа когнитивной терминологии. Например, в диссертационном исследовании Т.А.Голиковой предпринята попытка экспериментального исследования структуры и содержания доминантных концептов художественной картины мира В.Набокова в процессе восприятия и понимания текста реципиентами [Голикова, 1996].

Близкими по проблематике оказываются работы представителей коммуникативного направления стилистических исследований, прежде всего Н.С.Болотновой, выдвинувшей концепцию связи лексической структуры текста с ассоциациями, стимулирующими деятельность читателя [Болотнова, 1992, 1994, 2001]. Органичное место в этих исследованиях заняло понятие концепта как "кванта знания воспринимающего текст субъекта" [Болотнова, 1998. С. 243].

Когнитивная поэтика как методология моделирования индивидуальной авторской концептосистемы предстает в работах Л.О.Бутаковой. В соответствии с выдвинутой ученым концепцией когнитивным признается такой тип анализа, результатом применения которого является определение того, какие компоненты каких когнитивных структур (концептов, фреймов, сценариев, ментальных моделей) актуализированы на определенном участке текста [Бу-такова, 2002]. Другими словами, в фокусе работ исследователя оказывается корреляция текст — автор (авторское сознание).

Текстовый аспект реализации художественных, индивидуально-авторских концептов представлен также в работах М.Р.Проскурякова, Н.Ф.Истоминой, Л.Н.Чурилиной и др. Средствами репрезентации концептов признается ассоциативное текстовое поле (Е.В.Сергеева, С.М.Карпенко, О.В.Орлова, И.А.Пушкарева, И.В.Быдина), ключевое слово (Ю.В.Кольцова, Д.В.Колесова), когнитивно-пропозициональная структура (Л.Г.Бабенко, Т.В.Медведева), текстовая парадигма (М.Н.Везерова, Е.Г.Сиверина).

Однако не менее интересным представляется нам системно-структурный аспект описания концептосферы писателя. В этом случае внимание исследователя сосредоточивается на моделировании самой концептосферы посредством выявления иерархии концептов и установления взаимосвязи между ними (С.Ю.Лаврова, Н.А.Афанасьева, О.Е.Беспалова, А.В.Кузнецова и др.)

Предметом нашего исследования является индивидуальная концептосфе-ра как ментальная основа поэтического идиостиля в аспекте ее структурной организации и типологии базовых единиц. Непосредственным объектом исследования выступают вербальные репрезентации концептов и когнитивных структур в лексико-семантической системе поэтического идиостиля.

Цель работы — моделирование индивидуальной поэтической концептосферы, разработка принципов ее анализа и лексикографического представления.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

1. выяснить соотношение понятий "картина мира" — "модель мира" —"поэтический мир" — "концептуальная система" — "индивидуальная концеп тосфера и их функцию в модели поэтического идиостиля;

2. создать модель индивидуальной концептосферы, определить ее базовые элементы и способы взаимодействия между ними;

3. выявить структуру индивидуальных художественных концептов как когнитивно-аффектишю-перцсптивных комплексов авторского сознания, разработать методику их описания;

4. предложить типологию художественных концептов и когнитивных структур как форм их ментальной организации;

5. выделить и описать основные средства вербальной экспликации концептов и когнитивных структур разного типа в поэтических текстах Г.Иванова и И.Анненского;

6. рассмотреть специфические черты индивидуально-авторских концептов на фоне концептов культуры;

7. разработать принципы лексикографического представления индивидуальной концептосферы в "Словаре ключевых слов поэзии Георгия Иванова".

В соответствии с задачами исследования основными методами в работе выступают метод концептуального анализа, заключающийся, с одной стороны, в рассмотрении языкового выражения слоев концепта, с другой стороны — в моделировании его внутренней структуры, лексикографический метод, блендинговая и полевая методики, когнитивное моделирование, фреймовый анализ, а также приемы сопоставительного, статистического, семантико-стилистического и контекстуального анализа текста.

Материалом исследования является лирика Георгия Иванова и Иннокентия Анненского. В процессе работы были созданы частотный, алфавитно-частотный словари поэзии Г.Иванова и И.Анненского (32000 и 19500 единиц соответственно), словоуказатель и конкорданс, существующие в электронной форме. Подготовлен к печати "Словарь ключевых слов поэзии Г.Иванова" (15 п.л.), в котором реализована методика тезаурусного описания поэтического идиостиля. Текстовую базу исследования составили также материалы "Словаря образов русской поэзии" Н.В.Павлович в 2-х томах и поэтические антологии первой волны русской эмиграции.

Научная новизна исследования заключается в выявлении структуры ментальной основы поэтического идиостиля, создании типологии концептов авторского сознания с опорой на элементы универсального предметного кода (УПК), разработке принципов лексикографического описания индивидуальной концептосферы, уточнении методики концептуального анализа с учетом структуры поэтического концепта, впервые предпринятом лингвокогнитив-ном анализе поэзии Г.Иванова и И.Анненского.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методики концептуального анализа ментальных единиц поэтического идиостиля, уточнением соотношения понятий "концепт" с другими категориями когнитивной семантики, созданием нового типа словаря языка писателя, привлечением в теорию и практику описания художественных идиостилей концептуального аппарата и методов когнитологии.

Практическая значимость состоит в возможности использования теоретических положений и материалов диссертации в работах, посвященных описанию художественных концептов. Результаты исследования могут быть использованы в практике поэтической лексикографии, когнитивного анализа текста, в спецкурсах по когнитивным аспектам лингвистики, теории поэтической речи, языку русской поэзии XX века, в вузовских курсах лекций по лексикологии, семантике, лексикографии, стилистике художественной речи, психолингвистике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ментальной основой поэтического идиостиля является индивидуальная концептосфера. Она может быть представлена в виде двухъярусного образования: на первом уровне выделяются концепты как когнитивно перцептивно-аффективные образования авторского сознания, на втором уровне они объединяются в когнитивные структуры, являющиеся результатом взаимодействия концептов, формой их ментальной организации (фреймы, сценарии, метонимические и метафорические модели, концептуальные поля).

2. В основу типологии концептов может быть положено их соотношение с элементами универсального предметного кода (УПК), выявленными в работах Н.И.Жинкина и И.Н.Горелова: предметным образам ставятся в соответствие концепты с чувственно воспринимаемым ядром (предметные концепты); с пространственными схемами коррелируют образно-схематические концепты; со сферой эмоционального "предзнания" соотносятся эмоциональные концепты; комплексам с понятийным содержанием соответствуют гештальты, совмещающие чувственные и рациональные признаки.

3. Индивидуальные художественные концепты представляют собой многослойные образования. В их составе выделяются чувственный (предметный), понятийный, образный, ассоциативный, символический и ценностно-оценочные компоненты. Соотношение и когнитивная выде-ленность этих слоев различны в разных типах концептов: для концептов с чувственным ядром в фокусе авторского и читательского сознания оказывается предметный слой; в образно-схематических концептах он представлен через систему кинестетических характеристик и элементов топологической схемы пути. Для гештальтов типично совмещение чувственного и понятийного компонентов. Эмоциональные концепты характеризуются ценностно-оценочным ядром.

Тип концепта предопределяет преимущественные способы его вербализации. Предметные концепты с чувственным ядром вербализуются лексикой конкретного значения, обнаруживающей склонность к символизации. Концепты-гештальты вербализуются абстрактной лексикой. Ме ниях кафедры общего и славяно-русского языкознания СГУ, на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Педагогического института СГУ, получили апробацию на международных, всероссийских, зональных конференциях, симпозиумах и школах-семинарах в Волгограде ("Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста", 2003), Иваново ("Словарь в современном мире", 1999), Москве ("Языки эстетики", 2002), Омске ("Язык. Человек. Картина мира", 2000), Санкт-Петербурге ("XXVIII Межвузовская научно-методическая конференция преподавателей и аспирантов", 1999), Самаре ("Языковая система — текст — дискурс: категории и аспекты исследования", 2003), Саратове ("Актуальные проблемы филологии и ее преподавания", 1996; "Предложение и слово", 1999, "Синергетика культуры", 2001, "Предложение и слово: парадигматический, коммуникативный, методический аспекты", 2002, "Язык, познание, культура па современном этапе развития общества", 2001, "Автор, текст, аудитория", 2002, "Междисциплинарные связи при изучении литературы", 2002), Тамбове ("Когнитивная семантика: вторая международная школа-семинар по когнитивной лингвистике", 2000, "Композиционная семантика: третья международная школа-семинар по когнитивной лингвистике", 2002), Твери ("Понимание и рефлексия", 1993).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения "Материалы к словарю ключевых слов поэзии Г.Иванова". Библиографический список включает 673 наименования использованной литературы и 116 наименований справочников и словарей.

Онтологический статус поэтического мира и определение идиостиля в зеркале исследовательских парадигм

Исследование художественного текста, языка отдельного автора не может обойтись без обращения к понятию идиостиля. "Понятие стиля является везде и проникает всюду, где складывается представление об индивидуальной системе средств выражения и изображения, выразительности и изобразительности, сопоставленной или противопоставленной другим однородным системам" [Виноградов, 1961. С.8].

По Виноградову, "стиль писателя — это система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств словесного выражения" [Виноградов, J 959. С. 85].

Описанию индивидуальных художественных стилей как своеобразной системы словесных форм в их эстетической организованности посвящены многочисленные работы отечественных ученых ларинско-виноградовской школы [Бекова, 1977; Борисова, 1972, 1973, 1977, 1998, 2001; Донецких, 1982, 1990; Коробейникова, 1995; Лилич, 1968,1995; Поцепня, 1982, 1995, 1997; Семенова, 1981,1995; Язикова, 1977,1985,2001 и др.] По словам Д.М.Поцепни, сама"раз-вертываемая в художественном произведении в словесной форме авторская картина мира является отражением эстетической функции языка" [Поцепня, 1997.С. 251]. "Слово в силу своих основных свойств — называть, объективировать мысль и выражать чувство, оценку, изображать — фокусирует в себе тот образ мира, который развертывается в произведении" [там же. С. 13].

Семантико-стилистический подход к анализу художественного произведения является основным методом исследоваЕіия в работах Н.А.Купиной [Купина, 1981, 1983], И.Я.Чернухиной [Чернухина, 1990, 1993], Л.И.Донецких [Донецких, 1982, 1990], Г.Г.Полищук [Полищук, 1989, 1999], Л.Н.Синельниковой [Синельникова, 1991], Г.В.Маклаковой [Маклакова, 1990], А.В.Флоря [Фло-ря, 1999], К.М.Зайнетдиновой [Зайнетдинова, 2000], Е.И.Лелис [Лелис, 2000], Н.А.Шабановой [Шабанова, 2000], С.А.Станиславской [Станиславская, 2001], Е.В.Аленькиной [Аленькина, 2002], Т.П.Ившиной [Ившина, 2002 ] и др.

Московская школа лингвопоэтического анализа [Григорьев, 1979, 1983, 1989; Гаспаров, 1988, 1995; Иванчикова, 2001; Караулов, 1999, 2001; Ковту-нова, 1995; Кожевникова, 1986, 1992, 2001; Николина, 2001, 2002; Некрасова, 1983, 1991; Ревзина, 1995; Санджи-Гаряева, 2000, 2002; Тростников, 1990, 1991; Фатеева, 1995; Хохулина, 1997; Шульская, 1979, 1991, 1995 и др.] ориентирована на идиостиль "как сложную систему взаимообусловленных языковых приемов, участвующих в построении художественного мира поэт [Некрасова, 1991. С.123]. Таким образом, идиостиль трактуется прежде всего как формально-стилистический параметр и относится к способу выраоюения содержания текста [Диброва, 1996. С. 135]. 1

По мнению В.В.Леденевой, идиостиль обнаруживает себя в результате тек 1 Различие между этими двумя подходами в проекции на художественное слово предстают как оппозиция слова-идеологемы и слова-экспрессемы. Об отражении этих установок в практике писательской лексикографии см. в главе 3 пашей работы. стопорождающей и эстетической деятельности языковой личности, поэтому он прежде всего отражается в интеграции предпочтительных тем, жанров, средств и приемов, необходимых для построения текста и передачи как информативных, так и эмотивно-экспрессивных компонентов [Леденева, 2001. С.39]. Ключевой при определении идиостиля оказывается для В.В.Леденевой категория предпочтительности, базирующаяся на свойствах прагматикона языковой личности автора. Соотношение понятий идиолект/идиостиль трактуется автором как иерархическое: "идиостиль — это индивидуально устанавливаемая языковой личностью система отношений к разнообразным способам авторепрезентации средствами идиолекта" [Леденева, 2001. С.40].

Задача.исследования идиолекта с установкой на идиостиль сформулирована в трудах В.П.Григорьева [Григорьев, 1983; 1989].

Целый этап лингвоэстетического описания идиостиля составило многотомное издание "Очерков истории языка русской поэзии XX века" [Очерки, 1990, 1993, 1994, 1995, 1995а]. Формулируя задачи, стоящие перед авторским кол-лективом, В.П.Григорьев, связывая понятие идиостиля с интенцирнально-стью, телеологичностыо авторской речи, указывал на то, что, описывая идиолект как идиостиль, следует "связать описание с целевой установкой поэта в его поисках средств образного выражения, с его мироощущением, образом лшрсГ [Очерки, 1990. С.З].

Типы художественных концептов и способы их вербализации

Понятие художественного концепта находится в стадии осмысления. В статье Л.В.Миллер этот феномен определяется как "сложное ментальное образование, принадлежащее не только индивидуальному сознанию, но и (в качестве интенсиональной составляющей эстетического опыта) психоментальной сфере определенного этнокультурного сообщества", как "универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве фермента и строительного материала при формировании новых художественных смыслов" [Миллер, 2000. С.41-42]. В диссертационном исследовании О.В.Беспаловой под художественным концептом предлагается понимать "единицу сознания поэта или писателя, которая получает свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражает индивидуально-авторское осмысление сущности предметов или явлений" [Беспалова, 2002. С.6]. Таким образом, в различных трактовках художественный концепт может занимать полярное положение на шкале универсальное/индивидуально-авторское.

В нашем исследовании художественный концепт рассматривается преж де всего как единица индивидуального сознания, авторской концептосферы, вербализованная в едином тексте творчества писателя (что не исключает возможности эволюции концептуального содержания от одного периода творчества к другому). При такой трактовке особенно близким нам оказывается психолингвистическое понимание концепта как "базового перцептивно-когнитивно-аффективиого образования динамического характера 1 [Заленская, 2001. С. 90]. Однако методы выявления составляющих концепта, его когнитивных признаков в нашем исследовании не являются психолингвистическими. Моделирование авторских концептов осуществляется нами на основе ряда методик семантико тилистического, контекстуального, полевого, компонентного, структурного, сопоставительного, лексикографического характера, имеющих своим результатом определение концептуальной структуры ключевых единиц поэтического мира Г.Иванова. Эта концептуальная структура представлена в дальнейшем изложении через серию слоев концепта: понятийного, предметного, образного, ассоциативного, символического и ценностно-оценочного. Для каждого типа концепта нами выявляется специфическое соотношение этих слоев, степень их когнитивной выделенности, а также преимущественные способы вербализации.

Способы представления концептуальной информации в словарях языка писателя

Создание словарей языка писателя — писательская (авторская) лексикография — вполне сложившаяся ветвь современной отечественной лексикографической науки.

В последние годы, наряду с бурным развитием практической авторской лексикографии, большое место уделяется обсуждению и разработке теоретических основ этого направления словаростроения: определению "статуса, объема, содержания данного научного направления, прагматической специфики авторских словарей, выявлению особенностей их макро- и микроструктуры, объяснительного аппарата и т.д." [Шестакова, 1998. С.42].

Одним из центральных вопросов теории авторской лексикографии является вопрос типологии словарей. Не касаясь детально этой проблемы, укажем на обобщающие работы О.И.Фоняковой [Фонякова, 1993], Л.Л.Шестаковой [Шестакова, 1998], С.Х.Головкиной [Головкина, 1999], И.Ю.Беляковой [Белякова, 2000].

Наиболее полная классификация (на основе 10 признаков) представлена в работе Л.Л.Шестаковой [Шестакова, 1998]. Согласно проведенному ученым исследованию, авторские словари подразделяются:

1. по характеру даваемых в них сведений (о слове или реалии) — на лингвистические и общефилологические, энциклопедические;

2. по числу описываемых авторов — на монографические (личностные) и сводные;

3. по основному объекту описания — на словари языка авторов (словари-справочники, имеющие историко-языковую, нормативную направленность), словари стилистические (описывающие семантико-стилистические черты творчества автора), словари образов;

4. по основной цели описания — на объяснительные (толковые, включая переводные) и фиксирующие ("нетолковые" — индексы, конкордансы, частотные справочники);

5. по охвату описываемого материала — на полные (авторские тезаурусы) и неполные, дифференциальные; в иных терминах — общие и частные;

6. по единице описания — на словари с заголовочной единицей, равной слову (словозначению), и заголовочной единицей больше слова (словари сочетаний, устойчивых выражений, цитат);

7. по способам описания — на одно-, двух- и многопараметровые словари;

8. по расположению заголовочных единиц — на алфавитные и неалфавитные;

9. по числу языков — на одноязычные и двуязычные;

10. по временной перспективе — авторские словари исторические (построенные на материале авторов прошлых эпох) и современные (построенные на материале современных авторов).

Приведенная классификация предполагает дальнейшее деление обозначенных типов словарей. Например, среди стилистических словарей отмечаются: полные словари идиостилей отдельных авторов, стилистические словари определенных произведений, групп произведений автора, словари отдельных авторских стилистических черт и др. К фиксирующим словарям относятся частотные словари, словоуказатели, конкордансы к творчеству автора в целом, к отдельному произведению, к ряду произведений автора; к объяснительным — глоссарии, толковые, толково-энциклопедические словари и т.д.

Похожие диссертации на Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского)