Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность Жульков, Михаил Вячеславович

Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность
<
Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жульков, Михаил Вячеславович. Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Жульков Михаил Вячеславович; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2010.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/143

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Философия ноосферного развития: методологический и социально-философский подход 17

1. Представления о ноосферном развитии: социально-философские и естественнонаучные аспекты 17

2. Основное противоречие ноосферного, развития в контексте основного ноосферного закона 35

3. Комплексный подход к анализу структурных уровней-ноосферного развития 46

Глава II. Коллективный разум как духовно-информационная доминанта ноосферного развития 65

1. Категориальный анализ коллективного- разума: системный подход 65

2. Социальная онтология коллективного разума: синергетический подход 85

3. Коллективный разум интеллигенции в поисках путей ноосферного развития 103

Глава III. Социальная автотрофность как энергетический фундамент ноосферного развития 115

1. Структурные уровни социальной автотрофности 115

2. Рост энергетической независимости как критерий ноосферного развития 131

3. Представление о ноосферной автотрофности 146

Заключение 160

Список литературы 163

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Анализируя тенденции мирового развития, Н. Н. Моисеев пришел к выводу, что глобализирующаяся человеческая цивилизация XXI века подходит к точке бифуркации. С одной стороны, к ней ведут глобальные проблемы, требующие своего решения. А с другой, логика развития человечества такова, что оно должно стать единым целым, объединенным общей культурой, экономикой и пониманием потребностей людей всего мира.

В конце XX века - преддверии глобализации - человечество вступило в эпоху ноосферных катастроф, связанных с ориентацией на ценности технократического мировоззрения и миропонимания.

Отдельные попытки разрешения захлестнувших человеческое общество противоречий (деятельность Римского клуба, Саммиты по устойчивому развитию 1972, 1992 и 2002 годов) не принесли желаемого результата - негативные тенденции в экологии, экономике, политике, демографии набирают все новые и новые обороты.

Основные силы мирового сообщества брошены, по сути, на борьбу с последствиями этих ноосферных катастроф. Фундаментальные основания кризиса, в котором на протяжении уже более 30 лет существует человечество, не удостоились серьезного анализа. Пути выхода из сложившейся ситуации идеологи концепции устойчивого развития видят, прежде всего, в технической и технологической, информационно-компьютерной модернизации современного устройства общества.

Особенность российской модели выхода из кризиса заключается, на наш взгляд в том, что государственная элита страны ориентирована не на автохтонные, глубинные, фундаментальные мировоззренческие парадигмы, выстраданные всей историей России, а на конъюнктурные модернизационно-инновационные концепции западноевропейского истеблишмента. Подобное положение дел демонстрирует слабость России в методологической плоскости, способность работать только «по шаблону», подгоняя его под размерность российской идентичности. Неоправданность такого подхода связана, прежде всего, с особенностью западного мировоззрения, не всегда комплементарного историческому пути России.

Альтернативой «ксерокопирования» бытия и цивилизацион-ных установок западной культуры должно стать обращение к исто-

рий собственно российской философской и научной мысли, которая строит модели «устойчивого мирового существования» на основе эмпирических обобщений, реализуя, по сути, аксиому Торонто («мыслить глобально, действовать локально») и принцип М. М. Пришвина - «не будь как все, будь как сам».

Реалии развития человечества в начале XXI века отчетливо указывают на правоту выводов, к которым еще в первой половине прошлого века пришел выдающийся представитель российской научной интеллигенции Владимир Иванович Вернадский (1863— 1945), соединивший в себе строгость, рассудочность, аналитичность западноевропейской науки и соборность, синтетичность русского сознания.

Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, зародившееся в начале XX века, заложило фундамент ноосферной картины мира и предопределило возникновение в начале XXI века науки, комплексно исследующей принципы организованности и развития ноосферы как системно организованного всеобщего -ноосферологии.

Ноосферология, понимаемая как экологизированный комплекс всего современного научного знания, главным предметом своего изучения определяет ноосферное развитие, как программу, на основе которой могут быть выработаны модели развития человеческой цивилизации начала третьего тысячелетия.

Степень разработанности проблемы. Научно-философский фундамент ноосферного мировоззрения заложен В. И. Вернадским в учении о переходе биосферы в ноосферу. В своих работах он затронул целый ряд проблем, которые демонстрируют эвристическую ценность категории и феномена ноосферного развития.

Важнейшей философской предпосылкой формирования ноо
сферной идеи, как идеи ноосферного развития, выступает русский
космизм. Русские космисты - С. А. Подолинский, Н. А. Умов,
К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный,

А. Л. Чижевский, А. К. Манеев и другие - рассматривали историю человечества как неотрывную от эволюции Космоса, считали жизнь свойством всей Вселенной, предвосхищали идеи превращения человеческой цивилизации в космическую.

В этом же русле развивалось творчество русских религиозных философов: В. С. Соловьева (идея всеединства), С. Н. Булгакова (идея софийности человеческого творчества), Н. А. Бердяева (идея внеприродного источника самосознания чело-

века), П. А. Флоренского (идея пневматосферы), Н. Ф. Федорова (философия общего дела).

Основания ноосферного мировоззрения обнаруживаются и в западной философской антропологии X. Ортега-и-Гассета, М. Шелера, А. Гелена, Г. Плеснера и русском антропокосмизме Н. А. Бердяева и С. Л. Франка.

Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу задает определенный вектор развития современной «научной философии». Одним из наиболее значимых проявлений ноосферизации научного знания является возникновение такой синтетической (естественнонаучно-гуманитарной) области знания как ноосфероло-гия, которая занимается изучением проблематики ноосферного развития в контексте глобальных проблем современности.

В настоящее время ноосферология представлена целым ря
дом российских ученых, исследования которых затрагивают раз
личные аспекты ноосферного развития. Научное мировоззрение
В. И. Вернадского дало возможность для становления естественно
научных и гуманитарных срезов исследования ноосферы. К естест
веннонаучному направлению можно отнести труды
Р. К. Баландина, Э. М. Галимова, Э. В. Гирусова, В. С. Даниловой,
В. А. Зубакова, В. П. Казначеева, М. М. Камшилова, В. А. Ковды,
В. Л. Кожары, Э. И. Колчинского, В. А. Костицина,

Ю. А. Косыгина, П. Г. Кузнецова, О. Л. Кузнецова, Л. В. Лескова, И. К. Лисеева, Н. Н. Моисеева, А. Г. Назарова, А. И. Перельмана, А. М. Тарко, А. Д. Урсула, В. М. Федорова, К. П. Флоренского, Ф. Я. Шипунова, И. Н. Яницкого, А. Л. Яншина, Ф. Т. Яншиной и других.

Антропологический и гуманитарный подходы отражены в
работах А. К. Адамова, Н. П. Антонова, А. В. Брагина,

A. В. Димитриева, И. В. Дмитревской, А. М. Ивлиева,

B. П. Казначеева, С. В. Коваленко, В. Д. Комарова,
А. Н. Кочергина, М. А. Кузнецова, Н. В. Масловой, Н. Н. Моисеева,
И. М. Мочалова, А. П. Назаретяна, В. В. Налимова,
Ю. К. Плетникова, А. Н. Портнова, Г. С. Смирнова, А. И. Субетто,
Ю. П. Трусова, А. Д. Урсула, В. С. Халапсиса, В. М. Федорова,
И. Т. Фролова, Ф. В. Цанн-кай-си, М. Ю. Шишина. Среди зару
бежных ученых, занимающихся проблемами биосферы и ноосфе
ры, следует назвать Г. В. Гегамяна и Л. Ларуша.

Говоря о новом биосферно-ноосферном (ноосферно-экологическом) мировоззрении, нельзя не отметить концепцию Геи

(Д. Лавлок), теории автопоэзиса (Ф. Матурана) и планетаризации сознания (Д. Радьяр), концепцию экономики ноосферы (Л. Ларуш).

Междисциплинарные и комплексные исследования последних 20-30 лет позволяют говорить о значительных успехах в осмыслении ноосферного развития.

Существуют различные варианты определения ноосферного развития. По Н. Н. Моисееву, ноосферное развитие предполагает построение рационального и информационного общества, реализующего принцип коэволюции общества и природы, становление коллективного разума человечества. В. П. Казначеев видит в ноо-сферном развитии рост духовности, взаимообогащение культур запада и востока, проблемы автотрофности человечества. А. Д. Урсул рассматривает проблемы ноосферного развития с позиций устойчивого развития и антропокосмизма, связьшая с безопасностью государств и отдельной личности.

Эколого-антропологические исследования В. С. Барулина,

A. В. Брагина, А. М. Буровского, В. Е. Еремеева, В. А. Зубакова,

B. П. Казначеева, С. В. Коваленко, Н. Н. Моисеева,
А. П. Назаретяна, А. Н. Портнова, Е. А. Спирина, А. И. Субетто,

A. В. Трофимова, А. Д. Урсула, В. А. Фролова, внесли значитель
ный вклад в изучение проблем ноосферного развития.
Н. Н. Моисеев приходит к выводу, что для успешного протекания
процессов ноосферного развития сознание человека должно отве
чать требованиям нравственного и экологического императивов;
необходимым условием является формирование институтов согла
сия глобального общества, становление коллективного разума че
ловечества, демократического гражданского общества.

Экологические проблемы ноосферного развития исследовались в работах В. А. Алексеенко, Ю. М. Арского, М. Н. Берникова,

B. В. Бушуева, Э. В. Гирусова, В. С. Голубева, В. С. Даниловой,
В. И. Данилов-Данильяна, Н. Л. Добрецовой, В. П. Казначеева,
В. И. Коваленко, В. И. Коробкина, К. С. Лосева,
Н. Н. Лукьянчикова, А. Д. Мазура, В. В. Мантатова,
Н. Н. Моисеева, И. М. Потравного, Л. В. Передельского,
В. В. Пустовойтова, Н. Ф. Реймерса, В. А. Ситарова,
В. М. Федорова, И. А. Шилова и др. Н. Н. Моисеев констатировал,
что взаимоотношения человечества и природы является на сего
дняшний день главной движущей силой развития человечества.
Среди зарубежных авторов отметим работы М. Бигона,
Г. X. Брундтланд, Б. Небела, Ю. Одума, Дж. Харпера, К. Таунсенда.

Вопросы соотношения ноосферного и устойчивого развития затрагивают многие авторы, среди них можно выделить работы Б. Е. Большакова, Э. В. Гирусова, В. С. Голубева, В. И. Данилов-Данильяна, В. А. Коптюга, О. Л. Кузнецова, П. Г. Кузнецова, Л. Ларуша, В. К. Левашова, Л. В. Лескова, В. М. Матросова, К. С. Лосева, В. В. Мантатова, Л. В. Мантатовой, Н. Н. Моисеева, Г. В. Платонова, А. И. Субетто, А. Д. Урсула. Ученые приходят к выводу о необходимости становления нового, социально-экологического - ноосферного - мировоззрения, сочетающего научность, планетарный и космический масштаб с высокой нравственностью, признанием общего блага. Эти идеи близки к проблемам синергетических аспектов ноосферного развития, которые исследуются в работах Е. Н. Князевой, И. В. Крайнюченко, С. П. Курдюмова, И. А. Кучина, Л. В. Лескова, Н. Н. Моисеева, Ю. В. Олейникова, А. А. Оносова, Ю. П. Петрова, В. П. Попова и других.

Государственно-правовые аспекты ноосферного развития отражены в трудах А. К. Адамова, Л. С. Гординой, И. А. Кушнаренко, М. Ю. Лимонада, А. Г. Маркова, А. Д. Урсула, которые занимаются проблемами ноосферной демократии, ноосферной конституции, глобального и регионального развития, безопасности государств и личной безопасности граждан.

Основными составляющими ноосферного развития, рассматриваемыми в работе, становятся коллективный разум, социальная автотрофность и ноосферный человек (ноосферная личность).

Проблема коллективного разума отражена в творчестве русских космистов (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский) и П. Тейяра де Шардена. Философия коллективного разума начала создаваться Н. Н. Моисеевым, который первым дает систематическую разработку этого понятия. Он полагает, что именно коллективный разум сможет вывести человечество из экологического тупика, изменить общественное сознание, внедрив в него экологический и нравственный императивы. Этих проблем касались в своих трудах Н. П. Антонов, М. И. Беляев, Н. Н. Моисеев, В. П. Казначеев, Л. В. Лесков, Я. В. Рейзема и другие.

Различные аспекты коллективного бессознательного изучали
К. Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг. Ю. М. Лотман рассматри
вал культуру как выражение коллективного разума. Семиотические
аспекты разума и сознания отражены в работах В. П. Зинченко,
Вяч. Вс. Иванова, Ю. М. Лотмана, А. Н. Портнова,

Г. П. Почепцова, Э. А. Тайсиной. Среди зарубежных авторов эти проблемы затрагиваются в работах Р. Барта, Г. Бейтсона, Э. Кассирера, Ж. Делеза, Т. Себеока, У. Эко.

Свое видение коллективного разума и опасностей его развития предлагают такие мыслители, как С. Гроф, И. А. Ефремов, С. Лем, Д. Л. Андреев, Н. К. Рерих.

Важным направлением ноосферного развития является рост социальной автотрофности - независимости человечества от биосферы. Концепция автотрофности человечества, высказанная в 1925 г., когда представления о ноосфере только начали складываться, является одной из самых значительных в наследии В. И. Вернадского.

Проблемы автотрофности человечества отражены в работах Э. В. Гирусова, В. С. Даниловой, В. П. Казначеева, В. А. Лося, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, Ф. Т. Яншиной.

Ноосферное развитие основывается на достижениях естественных наук и новых технологиях, достижениях фундаментальной и прикладной физики (В. А. Ацюковский, А. Е. Акимов, А. Л. Дмитриев, Ю. Н. Иванов, С. И. Сухонос, Г. И. Шипов, И. Н. Яницкий и др.).

В диссертации на основе системно-синергетического подхода выявляются главные стратегии ноосферного развития: становление коллективного разума, социальной автотрофности и ноосферного человека. Эти проблемы являются синтетическими и в значительной степени включают в себя остальные проблемы ноосферного развития.

Объектом исследования является космопланетарная организованность «Человек—Общество—Природа» в условиях функционирования техногенной цивилизации.

Предметом исследования являются процессы ноосферного развития в условиях глобализации мирового социума.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является теоретико-праксиологическое обоснование модели ноосферного развития как тенденции в становлении современного глобального общества.

Поставленная цель достигается за счет решения следующих исследовательских задач:

1. Определить основные направления ноосферного развития и на этой основе дать определение ноосферного развития.

  1. Выявить основные уровни ноосферного развития, их специфику в рамках социально-антропологического дискурса.

  2. Раскрыть основное противоречие ноосферного развития, рассмотреть его основные аспекты.

  3. Дать системный анализ коллективного разума и социальной автотрофности в контексте синергийности ноосферного развития.

  4. Обосновать концептуальное значение коллективного разума в системе ноосферного развития, рассмотреть его структуру и основные ступени эволюции.

  5. Рассмотреть феномен социальной автотрофности, определить ее роль в процессе перехода биосферы в ноосферу.

  6. Проанализировать влияние мировой интеллигенции на процессы ноосферного развития, управления социоприродной коэволюцией.

Теоретико-методологические принципы исследования. Теоретическая основа исследования представлена учением В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, системно-синергетической методологией, разработанными Н. Н. Моисеевым принципами универсального эволюционизма.

В работе использован системный подход (параметрическая теория систем А. И. Уемова, адаптированная для гуманитарных исследований И. В. Дмитревской). Методологические основы исследования предполагают обращение к категориальному аппарату современных концепций онтологии и теории познания, диалектического материализма, философской антропологии, истории философии, философии человека. В работе используются синергетиче-ский, экологический, органицистский и комплексный подходы.

Диалектический подход при анализе ноосферной динамики предполагает всесторонний анализ взаимодействия противоположностей, их взаимодополнительность, выявление главного противоречия как движущей силы развития. Энерго-информационный подход в соединении с системно-синергетическим расширяет методологическую базу исследований современных общенаучных и социально-философских проблем ноосферного развития.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проведен категориальный анализ и даны определения понятий «ноосферное развитие», «социальная автотрофность», «коллективный разум», предложен и обоснован термин «ноосферная автотрофность».

  1. Выявлены и проанализированы следующие уровни ноо-сферного развития: глобальный, национально-государственный, регионально-локальный и личностно-индивидуальный.

  2. Предложены аспекты разрешения основного противоречия ноосферного развития между духовной и материальной сторонами биосферно-цивилизационного развития: коллективный разум, социальная автотрофность, ноосферный человек (ноосферная личность).

  3. Определено, что коллективный разум является важнейшей социально-информационной, духовно-концептуальной доминантой ноосферного развития.

  4. Обосновано, что социальная автотрофность выступает эколого-энергетическим фундаментом ноосферного развития.

  5. Установлено, что главным звеном, движущей силой ноосферного развития является ноосферный человек, как творческая самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение.

  6. Раскрыта синтезирующая, системообразующая роль интеллигенции в становлении коллективного разума, построении ноосферно-информационного общества устойчивого развития.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Ноосферное развитие - это процесс коэволюционного развития общества и природы, становления системных и универсум-ных свойств биосферно-ноосферной организованности в единстве их естественнонаучных, экологических, технических и гуманитарных аспектов, при активной роли развивающегося планетарного ноосферного сознания, системообразующей функции мировой интеллигенции и образовании как основном способе самоорганизации ноосферной реальности.

  2. Коллективный разум человечества есть самоорганизующаяся многоуровневая планетарная система, объединяющая человечество в единое социокультурное целое, состоящая из индивидуальных сознаний отдельных людей, структурных элементов общественного сознания, в единстве духовно-информационных, культурно-семиотических, психических, социобиологических и технических аспектов, предназначенная для обеспечения процессов коэволюции в системе «Человек-Общество-Природа», развития ноосферного мировоззрения и сознания, управления глобальными процессами космопланетарной самоорганизации.

  1. Ноосферная автотрофность - это растущая информационная, энергетическая и вещественная (физическая) независимость (автономность) человечества от биосферы, соединяющая аспекты биологической автотрофности и социальной автотрофности, связанная с ростом научной мысли и становлением ноосферного сознания, информационным управлением процессами перехода биосферы в ноосферу. Ноосферная автотрофность является комплексным критерием продвижения человечества по пути ноосферного развития.

  2. Процессы ноосферного развития разворачиваются на глобальном, национально-государственном, регионально-локальном и личностно-индивидуальном уровнях. Среди четырех уровней ноосферного развития основным становится личностно-индивидуальный.

  3. Главным звеном ноосферного развития является ноосфер-ный человек, понимаемый как творческая самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение, признающая благо целого важнее личного, исходящая из принципов благоговения перед жизнью, экологического, нравственного и ноосферного императивов, включающаяся в информационно-коммуникативное пространство ноосферы.

  4. Коллективный разум, социальная автотрофность и ноо-сферный человек являются результатом действия в биосфере культурной биогеохимической энергии человечества: научной мысли, социальной организации и труда. Одновременно эта тройственная структура является проявлением действия основного ноосферного закона (информация направляет потоки энергии, энергия структурирует вещество): информационным концептом ноосферы являются свойства коллективного разума, энергетической структурой -отношение социальной автотрофности, которое реализуется на множестве индивидов (ноосферных личностей).

  1. Коллективный разум является информационной доминантой ноосферного развития, необходимым условием решения основного ноосферного противоречия. Коллективный разум пролага-ет путь к ноосферно-информационному обществу устойчивого развития. Основными препятствиями на пути становления коллективного разума являются неразвитость глобального ноосферно-экологического мышления и мировоззрения, групповой эгоизм, превалирование материальных ценностей, распространение утилитарно-потребительского отношения к природе и обществу.

  1. Автотрофность человечества рассматривается как синтетический показатель успешности динамики ноосферного миропо-строения. Социальная автотрофность является энергетическим фундаментом ноосферного развития, суммирует естественнонаучные предпосылки ноосферного развития, снимает остроту противоречий между человеком и природой, оказывается мерой гуманной экономики.

  2. Формирующаяся мировая интеллигенция является главным субъектом становления коллективного разума. Главной задачей интеллигенции является духовное производство, творческая работа по целеполаганию, осмыслению глобальных угроз, планированию основных задач, стоящих перед мировым сообществом, а также формирование национальных интерпретаций, генерирование новых идей, смыслов и значений материальной и духовно-информационной деятельности человечества.

10. Интеллигенция, как софийно-соборная общность, осно
ванная на интуитивно познаваемых ценностях, уравновешивает
влияние интеллектуалов, которые продолжают тенденцию техно
генного пути развития цивилизации. Мировая ноосферная интелли
генция выстраивает аттракторы перехода человечества на путь
планомерного сознательного ноосферного развития.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в работе результаты могут быть использованы в дальнейшей разработке теории информационного общества и общества знаний, социально-философских проблем ноосферного развития, обоснования стратегии устойчивого развития Российской Федерации, а также при формировании моделей регионального ноосфер-но-экологического развития.

Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования программ курсов «Концепции современного естествознания», «История и философия науки», «Социальная философия», «Философия истории», «Философская антропология», «Интеллигентоведение», а также для подготовки аспирантов различных специальностей в ходе изучения курса «История и философия науки».

Апробация работы. Текст работы обсуждался на заседаниях кафедры философии Ивановского государственного университета.

Основные положения диссертационной работы были апробированы на научно-практической конференции «Региональное устойчивое развитие: комплексные биосферно-ноосферные иссле-

дования, проектирование и реализация» (Иваново, ноябрь 2006), Школе молодого автора (Иваново, 13-16 марта 2008), научных конференциях фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых (Молодая наука в классическом университете» (Иваново, апрель 2008, апрель 2009, апрель 2010), международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (октябрь 2008, октябрь 2009), XX Международной научно-практической конференции «Интеллигенция. Генезис, формирование, становление, развитие и деятельность» (Иваново, сентябрь 2009).

Представления о ноосферном развитии: социально-философские и естественнонаучные аспекты

Философия ноосферного. развития? охватывает широкий спектр теоретических и практических; аспектові ноосферного развития; ноосферного-образованиями формированияшоосферного общества: Система: проблем? ноосферного развитиятключаетв;себяшроцессьі?социопри саморазвития;, проблемы» ноосферного сознания;! планетарного;, государственного и регионального?развития;.взаимосвязи.духовного и?материального5 . производства; Антропологические ш гуманистические аспекты ноосферного развития взаимосвязаны- и играют важную роль . так; как они выдвигают на первый плат значение человека; его сознания;. внутреннего мира; деятельности. Именно человеческий; фактор и человеческое качество являются; на наш взгляд, главными построении ноосферного общества.

В ноосферологии еще многие вопросы.требуют решения, например,, от сутствует единое понимание ноосферы и, процессов ноосферного; развития. Согласно.диалектике, в основе всякого движения лежит противоречие, по этому анализ основного - противоречия явится важным шагом на пути: станов ления философииноосферногофазвития: " .

Чтобы представить дифференцированную и вместе: с тем целостную картину ноосферного;развития; дать,анализ,его основным/проблемам, необходимо рассмотреть проблему уровней ноосферного развития; приобретающую всвязи с этим методологическое и познавательное значение.

Представления о ноосферном развитии: социально-философские и естественнонаучные аспекты?

Учение В- И: Вернадского о биосфере и ее переходе в ноосферу является российским; национальным вкладом в.сокровищницу мировой культуры и актуальным ответом на глобальные вызовы современности. Оно является од 18 ним из результатов Серебряного века русской культуры. Предпосылки этого учения можно видеть в философии, в художественном и религиозном творчестве, успешном развитии наук и процессах социально-экономической жизни. Важнейшей философской предпосылкой создания г учения о биосфере и ноосфере является русский космизм и русская религиозная философия.

Одной из предпосылок ноосферного развития» является выход народных масс арену мировой истории которые стали боротьсяза свои права; правительства государств начали- ориентироваться в своих планах на создание условий жизни, всех членов общества, их образования и доступа к культурным ценностям. Наука, как отмечал В; И. Вернадский, охватывает все стороны жизни общества, в том числе экономику и политику, увеличивает роль народных масс в изменении мира1.

Президент России Д. А. Медведев предлагает сочетать, гуманитарные аспекты развития страны с развитием новейших технологий. Президент отмечает, что две предыдущие модернизации страны (петровская и советская); оплачены страданиями миллионов наших соотечественников, но в наше время Россия развивается по1 демократическому пути и «переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлён ненасильственными методами. Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства»2. И в этой связи предложения Д. А. Медведева вписываются в стратегии ноосферного развития.

Рассмотрим основные парадигмы ноосферы и ноосферного развития, как они представлялись во времена В. И. Вернадского и в настоящее время.

. Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден определяли ноосферу как продолжение биосферы, как сферу мысли и человеческого духа, находящуюся над биосферой. В отличие от этих ученых, В. И: Вернадский понимал ноосферу как состояние, в которое переходит вся биосфера под действием научной мысли и труда организованного человечества3. Он выделил три составляющих - научную мысль, труд и социальную организацию человечества - как основные энергии, превращающие биосферу в ноосферу, обеспечивающие ноосферное развитие. Среди основных предпосылок ноосферного развития В". И. Вернадский выделял заселение планеты человеком, выход народных масс на арену мировой истории, взрыв научного творчества, демократизацию социальной жизни, участие государства в ноосферном строительстве.

В/настоящее времЯчИмеется несколько точек зрения на ноосферу и ноосферное развитие. Отметим, что если в рассматриваемых трудах нет термина «ноосферное развитие», то используются близкие по? значению понятия. Одна из первых комплексных попыток осмыслить феномен ноосферного развития предпринята в материалах конференции «Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы вноосферу и реалии третьего тысячелетия»4.

Наиболее распространено простое толкование термина ноосфера -сфера Разума. «Так принято называть часть биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им»5. Hi Н. Моисеев говорит об эпохе ноосферы, когда человек сможет обеспечить такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит развиваться и обществу, и природе6. Ноосферное развитие он видит как построение рационального и информационного общества, реализующее принцип коэволюции общества и природы.

По А. Г. Назарову «ноосферная реальность есть бесконечный процесс построения новых форм единства человека и новых форм ноосферной организованности в условиях быстро меняющейся искусственной техногенной и социокультурной среды»7. Понятие «ноосферная реальность» аналогично понятию «ноосферное развитие», поскольку оно показывает движение к построению ноосферного общества, но далеко от «конца истории».

Категориальный анализ коллективного- разума: системный подход

В настоящее время философия сознания превратилась в обширное поле междисциплинарных исследований. В структуре этой новой проблемной области обнаруживают себя когнитивные, семиотические, психологические срезы. Думается, что в этом русле формируется и такое направление, как философия коллективного разума.

Философия коллективного разума включает в себя историю его возникновения, системный анализ его структуры, выявление его роли в процессах самоорганизации системы человек - общество — природа, ноосферного развития, соотношение индивидуального и коллективного сознания, место интеллигенции в коллективном разуме человечества.

Вопросы коллективного разума изучаются на стыке физики, физиологии, философии, психологии, социологии, ноосферологии, когнитологии, се-миотики, информациологии и др. научных и философских дисциплин.

Тем не менее, многое предстоит сделать в понимании самого коллективного разума, истории его возникновения, законов развития, структуры. Иначе говоря, необходимо становление философии коллективного разума.

Многие исследователи считают, что именно становление коллективного разума является важнейшим условием созидания ноосферы. В. И. Вернадский писал: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи илифода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» . В. И. Вернадский считал, что вся биосфера переходит в свое новое состояние — ноосферу, а это значит, что все живые существа ста 1 Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 271 с, с. 28, 84. 1 новятся более разумными. Но именно совокупный человеческий разум при зван руководить и своей собственной эволюцией, и эволюцией биосферы в целом, должен сыграть решающую роль в становлении ноосферы.

Для эффективного решения основного противоречия ноосферного раз вития необходимо становление коллективного разума человечества, поэтому проблема коллективного разума становится одной из важнейших на совре-менном этапе становления ноосферы. Систематическую разработку этого понятия мы видим у Н. Н. Моисеева. Он считал, что только коллективный ра-зум может вывести человечество из экологического тупика, изменить общественное сознание, внедрив?вшего нравственный императив.

Для того чтобы обратиться к вопросам- структуры коллективного разу ма, необходимо определить само понятие «коллективный разум». С этой це лью необходимо провести философский анализ понятий «сознание», «ра г зум», «рассудок», «интеллект», а так же «общественное сознание», «ноо t сферное сознание», «психическая энергия».

Методологические традиции философии позволяют глубоко понять природу и сущность коллективного разума человечества. Так, рассудок опре-деляется как «тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и , четкой фиксацией абстракций ... Основная функция рассудка в процессе \ этой деятельности - упорядочивание, структуризация внешнего материала, І заданного чувственностью, способностью созерцания»2. 1 Разум - философская категория, выражающая высший тип мыслитель ной деятельности, противопоставляемый рассудку: «если рассудок как низ шая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум \ направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного»3. С і таким разделением разума и рассудка согласны философы возрождения г (Н. Кузанский, Дж. Бруно), а также классики немецкой философии (Г. Гегель и И. Кант). Согласно И. Канту, «всякое знание начинается с чувств, перехо дит затем к рассудку, и заканчивается; в разуме»4. Разум, исходя из общих определений рассудка поднимается от абстрактного к конкретному, формирует идеализированный предмет. Рассудок пользуется лишь формальной логикой, в то время как разум диалектичен, соединяет противоположности и снимает противоречие, поднимаясь.на более; высокий уровень пониманиям .

Интеллект определяется как;«способность,/получать, хранить, преобразовывать и выдавать. информацию;, вырабатывать новые знания; принимать рационально обоснованные.решения; формулировать, цел и? и контролировать деятельность, по их, достижению;оценивать» ситуации; возникающие, в окру-: жающем мире» . Это определение совпадает с определением рассудка;. Поскольку высшее включает-в себя низшее;.то целесообразно использовать понятие «разум» какобщёедлящонятий рассудка;интеллекта:игразума- Сознание определяетсяч как-«состояние психической жизни индивида, выражающееся» в субъективною переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида в: отчете обї этих событиях»6. Выделяется четыре концепции сознания: В первую? очередь, это отождествление сознания, со знанием; Латинское название происходит/ из двух слов: cum и sciar, что означает совместное знание. Go-знание, таким образом,, фиксирует наличие знания, находится рядом с ним,-. может -им. пользоваться, но само им не является. Другое определение в ткачестве главного признака выделяют интенциональ-ность, направленность на определеннышпредмет . Третья точка зрения;отождествляет сознание со вниманием; она используется в психологии и когни- , тивной науке. Наконец, четвертое понимание сознания «связано с истолкова о нием его как самосознания, как; самоотчета Я в собственных действиях» . Субъектом деятельности ум и сознания является «я» (эго). «Я - духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным «я» обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и способный к всесторонней инициативе»9. Я, по 3. Фрейду, является посредником между внешним и внутренним миром. Я обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодарящему события-прошлого соотносятся с настоящим и будущим10. По аналогии с умом, можно выделить низшее сознание, необходимое для выживания индивида как биологического существа и члена социума, и высшее сознание, создающее духовные ценности, определяющее цели деятельности, нравственные ориентиры.

Вместе с сознанием выделяют бессознательное. Это все «неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В юбыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем; что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания»-1 . С нашей точки зрения, надсозна-ние должно быть.выделено отдельно, поскольку некорректно смешивать аффекты и инстинкты с высшей деятельностью интуиции. Так выделяются три уровня сознания: подсознание, сознание и сверхсознание.

Коллективный разум интеллигенции в поисках путей ноосферного развития

В связи с ростом задач, стоящих перед человечеством - необходимостью решения глобальных проблем, глобализацией и выбором дальнейшего пути развития цивилизации - проблема интеллигенции и ее роли в процессах развитиящивилизации все время возрастает.

Исследуя проблемы ноосферного развития, мы пришли к выводу, ЧТО коллективный разум играет концептуальную роль в сверхсистеме ноосферы.. Работа коллективного разума с потоком идей, информацией вообще определяется основным ноосферным законом: информация направляет энергию, энергия структурирует вещество. В решении основного противоречия, ноосферного развития имеется три основных направления: гармоничное развитие общества, управление развитием биосферы и рост независимости человеческой цивилизации от биосферы.

Для управления биосферой необходимо познание ее основных законов, организованности, внутренних w внешних связей, научное познание биосферы - это громадная область работы. Поэтому когнитивная? функция коллективного разума должна стать основной. В. И. Вернадский считал, что государство должно финансировать науку в неизмеримо больших объемах.150

По В. И. Вернадскому, человек, строя ноосферу, «всеми корнями связывается с этой земной оболочкой»151 — биосферой. Казалось бы, парадокс. Человек на пути ноосферного развития, накапливая знания и развивая мышление, освобождается от воздействий природы, овладевает ее силами. Но именно потому, что человек черпает силы из кладовой природы, он всеми корнями с ней связывается. Используя силы природы, человек порождает ответные реакции природных сил, которые часто неожиданны и нежелательны для человека. Поэтому выход из, этого положения заключается в том, чтобы научиться управлять развитием биосферы. Эта гигантская по своему размаху задача ставится научным сообществом, например, В. П. Казначеевым . Создание и поддержание условий, для коэволюции общества и природы - это промежуточный результат, когда давление человека на природную среду и ее загрязнение за счет использования малоотходного производства сведены к минимуму. Поскольку развитие мозга и разума человека - результат эволюции биосферы, то человек должен действовать в том же направлении, помогая природе в достижении разумности. Именно в этом случае нежелательные реакции природы будут сведены к минимуму. Для этого человек должен пересмотреть свое отношение к. природе; вернуть одухотворенное отношение к ней древних цивилизаций, но на новом уровне познания; по-другому относиться к животным и растениям, изучать проявления их разума и возможности его развития; достижения1 самосознания. Например, Д. Л. Андреев предсказал появление зоогогики для развития разума высших животных153.

Задача коэволюции общества и природы может быть достигнута путем встраивания коллективного разума человечества в систему планетарного разума. Другими словами, человек должен сплавить свою культурную биогеохимическую энергию с биогеохимической энергией природы, получив объединенные «геолого-трудовой», «химико-социальный» и «биомыслительный» аспекты. Этот процесс шел до сих пор стихийно, путем проб и ошибок. Сегодня цена ошибок слишком велика, поэтому необходимы коллективные сознательные усилия. На пути ноосферного развития человек должен достичь союза с биосферой и найти свое место в планетарном разуме.

В системе коллективного разума человечества интеллигенция — власть - народ, интеллигенция является сверхсознательным компонентом становящегося коллективного разума человечества, работающим через интуицию. Другими словами, интеллигенция является концептом, системообразующим фактором коллективного разума, а так же по отношению к обществу в целом, цементирует общество, создает формы цивилизации. Интеллигенция является носителем культуры, народ - хранитель ее завоеваний в виде традиций.

Интеллигенция поддерживает круговорот информации, энергии и вещества в ноосфере тем, что вырабатывает цели, ценности и мотивы человеческой деятельности. Для выполнения, своей задачи интеллигенция должна приходить во властные структуры, беря на себя ответственность за дальнейшее развитие всего человечества. Необходимость участия философов в управлении государством отмечал еще Платон154.

В. И. Вернадский придавал большое значение свободным научным, философским и религиозным исканиям личности, возможным только в демократических государствах1 5. Он-отмечал, что существует научная среда, которая добывает факты, ставит опыты, систематизирует. Но принципиальные сдвиги в научном мировоззрении совершаются отдельными учеными, которые выдвигаются из научной среды. Таковы были мыслители «осевого» времени, далее в эпоху Возрождения, и особенно с начала научной революции XVII века, которая переросла во-«взрыв научного творчества»156 XIX-XX века. Открытия подготавливаются группой, ученых, а затем группа выдвигает одного, который и осуществляет принципиальный сдвиг. Так индивидуальная и коллективная форма сознания и мышления дополняют друг друга.

Поскольку основной «геологической силой, создающей ноосферу, яв-ляется рост научного знания» , то «перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые. для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания»158. Так В. И. Вернадский сформулировал главную задачу ученых и интеллигенции в целом.

Рассмотрим историю и, сущностные характеристики интеллигенции. Интеллигенция начала свое зарождение в далекие эпохи человеческой исто 106 рий, когда появился институт нравственности, первые запреты, система «учитель», когда пожилые члены рода начали передавать знания и опыт молодому поколению159, появились первые религии. Интеллигенция развивалась и проходила различные ступени в своем развитии, от прединтеллиген-ции, через национальные формы интеллигенции160 к становящейся мировой интеллигенции161. В. И. Вернадский и современные исследователи интеллигенции показывают значение древних цивилизаций для развития научного мышления и интеллигенции. Достижения греческой цивилизации явились основой для развития всей европейской культуры. Греки отмечали, что они учились у египтян, халдеев и индусов. Между Грецией и Индией благодаря походам А. Македонского установились культурные связи на сотни лет .

В VIII-VI века до нашей эры, — время, которое К. Ясперс назвал осевым временем163, в различных местах земного шара жили выдающиеся личности, которые дали великие учения, заложили основы новых религий. Это Лао-цзы (учение о Дао и Дэ), Конфуций (учение о моральном государстве), Будда (основатель Буддизма), Зороастр (Учение о борьбе сил света и тьмы), Пифагор (учение о числах, гармонии), Израильские пророки. Их учения затем развивали последователи и ученики, и они до сих пор оказывают огромное влияние на современную мировую культуру и ход истории. Кроме этих великих личностей необходимо отметить общепланетарную роль явления Христа. Его учение о душе и любви продолжило учение Будды, и под знаком христианства протекала последующая история европейской цивилизации. Так интеллигенция как наиболее развитая часть народа всегда направляла народ по историческому пути.

Рост энергетической независимости как критерий ноосферного развития

Социальная автотрофность является составной частью решения основного противоречия ноосферного развития (между материальными и духовно-информационными сферами ЖИЗНИЇ общества). Благодаря применению системной методологии и основного ноосферного закона социальная автотрофность выявляется как структурно-энергетический аспект ноосферной сверхсистемы, энергетический фундамент ноосферного развития.

Функционирование биосферы и ноосферы определяется тремя взаимосвязанными потоками: вещества, энергии и информации. Чтобы достичь ав-тотрофности в полном смысле слова, человечество должно научиться управлять этими потоками внутри общества и в биосфере. В настоящее время человечество далеко от решения этих проблем. Для управления процессами в биосфере у человечества все еще слишком мало знаний. Необходимы международные программы исследований64. То же самое касается и экономики. Для управления современной экономикой необходимо перерабатывать такой объем информации, который не под силу современным информационным системам. Поэтому Н. Н. Моисеев ввел термин «направляемое развитие»65.

Взаимосвязь вещества, энергии и информации в ноосфере определяется основным ноосферным законом: энергия следует за информацией, а субстанция структурируется энергией66. Именно информация, мысль направляет развитие человечества и постепенно распространяет свое влияние на биосферу. Отсюда вытекает основная задача человечества: работа с мыслью, направление потоков информации в обществе и природе. Именно мысль и организованный труд позволили человечеству стать геологической силой и начать созидание ноосферы.

Как мы видели, социальная автотрофность включает в себя вопросы питания и дыхания (синтез пищи и кислорода), использования небиосферных источников энергии, создания искусственной среды жизни, гармоничной социальной организации, роста психофизической независимости человека.

Применяя системную методологию к самой социальной автотрофно-сти, получаем три ее основных аспекта: субстанциальный — физический (одежда, обувь, дома, новые материалы) и биологический (синтез пищи) аспекты, структурно-энергетический (внебиосферные источники энергии, оптимальная! социальная организация общества) и информационный (рост научной мысли культурно-цивилизованного человечества).

Все три- составляющие (биологическая, энергетическая и информационная) имеют важное значение для социальной автотрофности, но главной среди них, на наш-взгляд, является,энергетическая, поскольку именно энергия создает основу функционирования человеческого общества и фундамент независимости человечества от биосферы. Человек ставит задачу синтезировать продукты питания из ее элементов - но для этого нужна небиосферная энергия, например, солнечная. Современные глобальные проблемы вызваны именно энергетической деятельностью человека, что более подробно будет показано ниже. Изменение энергетической базы экономики явится основой для коэволюционного пути развития? цивилизации и для роста социальной автотрофности. Овладение небиосферными источниками энергии позволит осваивать ближний космос и земную кору. Таким образом, энергетическая составляющая является главной для достижения социальной автотрофности.

«Сознание первостепенного значения энергетики охватило все мировоззрение натуралистов», — писал Bv. И. Вернадский67. Сегодня такое понимание широко распространено ввиду базовой роли энергетики в экономике. Преобразование энергии является основным условием для существования биосферы, а, следовательно, и для ноосферы тоже. Но для ноосферы характерно, что человечество начинает управлять потоками энергии в обществе и природе. Значение имеет энергетический аспект социальной автотрофности под управлением информационного/аспекта - научной мысли. Когда вопросы энергии; будут решены;, реализуется ш вещественная? составляющая; социаль-нойавтотрофности - синтез: пищи шкислорода.. :

Рассмотрим более:подробно все: триюсновные: составляющие социальной автотрофности; начиная с.физиког-биолргической составляющей.,

Вещественный : аспект социальной? автотрофности; включает развитие экономики; и, техники; создание инфраструктуры:, цивилизаций. Идея? В: И; Вернадского» об» автотрофности человечества, во) второй половине: XX века становится- близкойшрактическимtпотребностям общества: и возможностям; науки. Чёловекхоздает искусственную среду жизни; естественные вещи заменяются» искусственными; внедряются синтетические материалы, продукты химического производства:- ткани; пластмассы, лекарства.

Работы по созданию искусственнойпищи являются крупным: шагомша пути к автотрофности человечества; В этом,направлении ведутся исследовав ния; например, под руководством А . Н; Несмеянова в Институте элёменто-органических; соединений AH.GGGB . Первой задачей И: первымфезультатом работ института-стал-синтез всех необходимых для человеческой: пищи аминокислот, затем ферментов;, углеводов и жиров, наконец, многих витаминов.. . В-- числе первых, искусственных; пищевых продуктов были: получены черная икра, макароны более калорийные; чем мясо, различные жиры и др:»69. А недавно начавшийся в промышленных масштабах: синтез, кормовых,, белков - это уже прямой шаг на пути к автотрофности человечества!0.: Эти работы могут привести к окончательному решению проблемы искусственной пищи 1. Однако до сих пор искусственные процессы синтеза слишком; энергоемки. Поэтому необходимо создание энергетической базы и получение бо лее экономичных методов синтеза пищевых продуктов72. Решить проблему может искусственный фотосинтез и производство с его помощью органиче-ских соединений- на аридных землях и на крышах домов? городов . Є этой целью ученые изучают процессьифбтосинтезарастений74. До сих порше;решены проблемы; изотопного;состава-живого вещества и синтеза?левоизомерных молекул (биогенные вещества вращают плоскость поляризации света); Причина;появления, поляризационно-активных;молекул видитсяш зарождении сильного;магнитногоіполягЗемли75!

Кроме, синтезашищщ необходимо;решать,задачу, искусственногошолу-чения кислорода; поскольку, «дыхание: животных и человека характеризует ихкакгетеротрофові так. как. они-усваивают кислород, вырабатываемый" растениями: Очевидно; поискшисточников-кислорода?для,жизнедеятельности и особенно для производственных нужд; являются составной частью этой большой проблемы» - проблемы.автотрофности ...

Как видим, физико-биологический? аспект социальной автотрофности определяется развитием? научной мысли — другой5 составляющей социальной автотрофности. В жизни человечествавыделяется три волны.или революций: неолитическая индустриальная информационная . Основным занятием человека первой? волны, был труд на земле. Вторая волна ознаменовала переход от мускульной-силы к индустриальному производству. Третьяволна — развивает информационное общество; экономику знаний. Растет доля-занятых в непроизводственном секторе-- в социальной сфере, в сфере производства и переработке информации. Все большее значение приобретает наука, фило софские искания, культура в целом. Таким образом, удельный вес духовной работы человечества все время возрастает и будет возрастать дальше.

Похожие диссертации на Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность