Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-досуговая работа в войсках и органах пограничной службы России : Сущность, содержание, пути оптимизации Дзюба Георгий Евгеньевич

Культурно-досуговая работа в войсках и органах пограничной службы России : Сущность, содержание, пути оптимизации
<
Культурно-досуговая работа в войсках и органах пограничной службы России : Сущность, содержание, пути оптимизации Культурно-досуговая работа в войсках и органах пограничной службы России : Сущность, содержание, пути оптимизации Культурно-досуговая работа в войсках и органах пограничной службы России : Сущность, содержание, пути оптимизации Культурно-досуговая работа в войсках и органах пограничной службы России : Сущность, содержание, пути оптимизации Культурно-досуговая работа в войсках и органах пограничной службы России : Сущность, содержание, пути оптимизации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дзюба Георгий Евгеньевич. Культурно-досуговая работа в войсках и органах пограничной службы России : Сущность, содержание, пути оптимизации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 2002.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/237-4

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Методологические основы социально-философского исследования культурно-досуговой работы в военной организации государства 20

Раздел II Содержание и специфика культурно - досуговой работы в войсках и органах Пограничной службы России: состояние, противоречия и тенденции развития 71

Раздел III Оптимизация и развитие культурно-досутовой работы пограничной сфере (войсках и органах Пограничной службы России) в ременных условиях 121

Заключение 170

Список источников и литературы 184

Методологические основы социально-философского исследования культурно-досуговой работы в военной организации государства

Реальная человеческая история существует как процесс возникновения, развития и смены исторических типов общества, что позволяет понять локальность и стадиальность истории и типов культуры. Не останавливаясь на анализе типов культуры, автор обращает внимание лишь на то, что каждой конкретной модификации ведущей модели общества соответствует определенный тип восприятия мира человеком. Таким образом, стал известен традиционный тип культуры в первобытном обществе, «гармонизированного» космоса в условиях рабовладельческого строя, гуманитарно-ориентированной культуры античного общества, религиозно-спиритуалистические ценности феодальной культуры, буржуазной культуры индустриального труда, гармонического развития личности на основе коммунистической идеологии социалистического общества и другие.

В настоящем разделе автором рассматриваются методологические основы генезиса и эволюции социально-философского исследования культурно-досуговой работы в военной организации государства, некоторая специфика анализа её сущности, содержания и путей оптимизации, а также функции КДР, как социального феномена.

Сам термин «культурно-досуговая работа» складывается из таких категорий как «культура», «досуг» и «работа». Каждая из них имеет свою историю возникновения, диалектического развития и является весьма сложной по содержанию категорией. Очевидно, что базовым, исходным понятием в данном термине является «культура». Именно культура является той основой, на которой формируется человек как личность, как военный профессионал, специалист, патриот своего Отечества.

Понимание культуры, как меры развития социальной сущности, меры совершенства общества, личности, социального феномена вообще, восходит к Платону и Аристотелю. Кант, например, в широком смысле понимал культуру, как развитие любой целесообразной способности разумного существа. Сегодня насчитывается более шестисот определений понятия культуры1. Их можно сгруппировать следующим образом:

1) Описательные, рассматривающие культуру как сумму результатов деятельности;

2) Исторические понятия, которые подчеркивают роль социального наследия и традиций;

3) Нормативные понятия, подчеркивающие значение принятых правил и норм;

4) Ценностные, согласно которым культура есть результат реализации идеалов и смысловых установок под углом зрения их значения для человека;

5) Психологические, исходящие из идеи приспособления людей к природе и социуму;

6) Идеологические определения, т.е. рассматривающие культуру, как поток идей.

Наконец, то обстоятельство, что формами её опредмечивания являются язык, литература, искусство, которые можно рассматривать как языковые системы, даёт основание еще для одного подхода - семиотического, в котором культура предстает как совокупность знаков, подлежащих расшифровке.

Существует также технологический, системный, структурно функциональный и другие подходы к пониманию культуры. Они взаимно дополняют друг друга и способствуют выработке более полного представления о ней, как о сложном общественном феномене.

Определение культуры нередко представляется как совокупность достижений общества в его материальном и духовном проявлении. В таком понимании оно включает два аспекта: культуру материальную и культуру духовную. Её разделение на две подсистемы обусловлено самим характером человеческой деятельности, в структуре которой он функционирует.

Автор считает, что понятие культуры наиболее полно раскрывается, в качестве совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных обществом, которая характеризуется высоким уровнем их совершенства, а также процесса деятельности по созданию, освоению новых ценностей и распространению их в обществе. В классической трактовке «культура социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех формах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека»1. Данная формулировка наиболее часто употребляется в качестве базовой при рассмотрении производных терминов и понятий: «мировая культура», «массовая культура», «элитарная культура», «контркультура» и другие.

Другой компонент КДР - категория «досуг» известна не только в русском, но и в чешском, сербскохорватском языке1. Наиболее распространенное понятие досуга ассоциируется с проведением свободного времени2. А.С. Пушкин, например, понятие «досуг» связывал исключительно с творчеством, говоря о «часах досуга золотых», «часах бесценного досуга»3. В то же время досуг объективно является пространством, где удовлетворяется огромное число потребностей личности4. Весьма любопытная трактовка досуга известна из творчества А.Ф.Погосского: «Везде, где бы ни был солдат, есть у него работа, есть у него и отдых, а между работой и отдыхом везде найдётся ещё такое времечко, такой часок, когда работы не требуется, а отдыхать не хочется, вот это время и есть досуг»3.

Социально-философский подход к изучению понятия «досуг» предполагает изучение свободного времени в качестве целостной системы, что дает возможность объяснить его возрастающую для общества и личности значимость, разобраться в его роли, тенденциях и возможных направлениях развития.

Объективно свободное время - это пространство для развития способностей, необходимых в профессиональном труде, в семейно-бытовой сфере, в общественной деятельности. «Свободное время, часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества), за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы свободного времени определяются на основе различения в составе рабочего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включающего дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени»1.

«Досуг, часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи, другие виды бытового самообслуживания)»2.

Из этого следует, что досуг - это та часть свободного времени, в которой реализуются конкретные методы и формы его эффективного использования, связанные с активным осмыслением культурных ценностей, эмоционально-коммуникативно-развлекательной деятельностью и физической активностью.

Неполноценное использование свободного времени не создаёт благоприятных предпосылок для эффективной работы, так как не обеспечивает полной рекреации, не развивает способностей и способно быть источником отрицательных эмоций. Субъективная ценность использования свободного времени зависит от установок, ценностных ориентации личности и её отношений. Свободное время и досуг, это соотношение целого и части, поскольку свободное время может быть использовано для отдыха и досуга, а во время досуга происходит накопление и интеллектуальных и физических сил индивида.

Содержание и специфика культурно - досуговой работы в войсках и органах Пограничной службы России: состояние, противоречия и тенденции развития

Сущность культурно-досуговой работы, как явления, не исчерпывает всего богатства его проявлений. В жизни современного общества она отличается определённой сложностью, отражает существующие характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, иногда весьма противоречивым содержанием.

В качестве социально-философских категорий как свободное время так и КДР характеризуются тремя основными параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием. В Толковом словаре русского языка содержание рассматривается как единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от него1.

Духовная жизнь общества и каждого человека не ограничивается лишь освоением и созданием духовных ценностей. Она представляет собой сложную динамическую систему, предусматривающую также сохранение и распространение ценностей культуры. Как и всякая система, она предполагает необходимость воздействия на неё в целях оптимального её функционирования и развития. Таким образом, положение и место личности в сфере культуры и досуга проявляется и как её участие в управлении культурой общества и как самоуправление личностью своим культурным развитием. В свою очередь, «ценность воинской службы как социального института состоит в реализации глубинных как личностных, так и общественных потребностей и интересов в обеспечении безопасности государства, общества, личности»2. Это следует учитывать, реализуя задачи и возможности культурно-досуговой работы в военной организации государства.

В современных энциклопедических словарях, как философские категории, содержание и форма так же рассматриваются в диалектическом единстве. При этом: содержание - определяющая сторона целого, совокупность частей (элементов) предмета, а форма - внутренняя организация содержания1.

Важным аспектом философской методологии, существенной гранью диалектического метода является принцип системного рассмотрения содержания. С ним связан ряд нормативных требований, предписывающих вести исследования так, чтобы понять исследуемый объект «как систему, как взаимную связь тел»2, как структурированную целостность. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно ещё и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне которого оно есть необоснованное предположение, или субъективная уверенность»3, считал Гегель. В связи с этим стоит напомнить и ещё одно положение Гегеля о том, что «содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма переход содержания в форму»4.

Под содержанием КДР в широком смысле слова автором понимается совокупность всех её областей по информированию (просвещению) и развлечению военнослужащих, в узком значении - некоторый объем идейно-эмоционального воспитательного материала, ограниченного рамками конкретной культурной акции или мероприятия.

Как известно, особенность объективной истины в социально-философском познании заключается в конкретно-событийном характере. Единичное, конкретно-событийное раскрывается в качестве представителя / внутреннего, закономерного.

К примеру, руководящие документы на 2000 год предусматривали в войсках и органах культурно-досуговую работу организовывать и проводить в соответствии с решениями коллегии ПС России от 17 июня 1998 года № 66. Основные усилия при этом сосредоточить на осуществлении практических мер по повышению её роли и эффективности в обучении и воспитании личного состава, на реализации в войсках и органах ФПС России действующего законодательства о культуре, Перспективного плана по подготовке и проведению 55-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Основными задачами культурно-досуговой работы считать: воспитание у личного состава средствами культуры и искусства беззаветной преданности своему народу и Отечеству, верности конституционному и воинскому долгу; духовную мобилизацию пограничников на успешное решение задач защиты и охраны государственной границы, выполнение Военной присяги; организацию полноценного досуга личного состава в целях поддержания на должном уровне его физического и морально-психологического состояния; приобщение военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей к национальным и культурным общечеловеческим и нравственным ценностям, самодеятельному художественному творчеству, участию во Всероссийском фестивале, посвященном 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Салют Победы»1.

Однако на пути к этому решению, на первом из выделенных периодов, принимались и другие решения. К примеру, руководитель ведомства констатирует тот факт, что «... при принятии решений не в полной мере учитывается морально-психологическое состояние личного состава»1. В этот же период официально выражается другое требование: «...добиваться, чтобы их работа (офицерских собраний - примеч. автора) соответствовала современному уровню общей культуры офицеров, их интересам и запросам»2, т. е. не требовалось выводить офицеров на более высокий уровень, а наоборот -приводить их потенциал к среднестатистическому.

В основе понимания содержания КДР лежит диалектический синтез единичного, особенного (составляющая ПС России) и общего, целостного понимания объекта. В этом отношении оно является внутренне присущей гуманитарному знанию характеристикой, где гносеологический аспект неотделим от ценностно-смыслового, этического и эстетического компонентов. Следует также отметить, что «культура, мобилизуя творческие силы людей, сделала всё для того, чтобы создать мощную социальную машину наращивания человеческих производственных способностей, для создания соответствующих социальных (экономических, юридических) «органов», обеспечивающих непрерывную работу этой машины, непрерывный прирост богатства»3. Для реализации этих целей значительная роль принадлежит КДР.

В содержании культурно-досуговой работы, в рассматриваемый период, основные усилия были сосредоточены на воспитании российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы России на ее государственных рубежах, личной ответственности за выполнение задач в условиях изменения геополитических реалий. Характерной особенностью этой работы стала ее направленность к конкретным людям, их духовным потребностям и интересам с учётом изменений социального настроения в обществе.

В период 1991 - 1993 гг. в Пограничных войсках Российской Федерации были заложены основы организации, содержания и основные направления культурно-досуговой работы в новых социальных условиях.

Например, на сборах заместителей командующих войсками округов, групп войск и вузов Пограничных войск Российской Федерации по работе с кадрами и личным составом, которые проводились 23 - 24 ноября 1993 года на базе Московского военного института, была сделана попытка реализовать на практике имеющиеся подходы и прогнозы в организации и проведении всей работы с личным составом .

Здесь был обсужден проект Концепции воспитания личного состава Пограничных войск Российской Федерации, который в последующем, после некоторой доработки, был направлен в войска и органы для обсуждения и рекомендован для использования в воспитательной работе на данном этапе в качестве ориентира2.

Оптимизация и развитие культурно-досутовой работы пограничной сфере (войсках и органах Пограничной службы России) в ременных условиях

Диалектический характер современного общественного развития требует, чтобы социально-философские проблемы, ставились как проблемы конкретные, практические и, наоборот, конкретные жизненные вопросы решались, исходя из возможности системного преобразования рассматриваемого объекта.

Важным методологическим основанием, с которым автор связывает не только качественную характеристику КДР, но и пути её оптимизации является то, что культурно-досуговая работа определяется как сфера внеслужебной деятельности, находящаяся за пределами ратного труда пограничников, сфера потребления материальных и духовных благ и воспроизводства естественных сил военнослужащих. Это является одной из особенностей КДР в ПС России, фактором, который учитывается в исследовании.

Поэтому, рассматривая уровень эффективности культурно-досуговой работы, автор исходит из анализа меры воспроизводства и реализации сущностных сил военнослужащих в процессе удовлетворения ими духовных потребностей. В современных условиях проблема оптимизации процесса досуга приобретает всё более важное место, как в теории, так и в социальной практике. Усложнение системы общественных отношений, обострение межгосударственных и внутригосударственных противоречий, дисфункциональные факторы в общественном производстве и социальной жизни - все это существенно влияет на характер организации работы с военнослужащими.

«Сегодня около трети россиян, - отмечает В.Д. Попов, - нуждается в социальной психотерапии. И обеспечение её возможности должно стать важнейшим направлением социальной политики государства»1. Это ещё один аргумент не в пользу нынешнего уровня социального здоровья общества и, естественно, тех молодых людей, которые приходят в воинские коллективы. При этом сложившаяся общественная система, несомненно, стремится сохранить свою целостность, специфику, способность к нормальному функционированию и развитию путём совершенствования механизма регулирования и управления.

Понятие «оптимизация» в научной литературе определяется, как «нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных, к примеру, оптимального процесса управления, следует от понятия «оптимальный» - наиболее благоприятный, наилучший»2. Иными словами, оптимизировать, значит достичь наилучших результатов. Оптимизировать культурно-досуговую работу - значит добиться максимального соответствия применяемых средств её целям, наилучших результатов в интеллектуальном, физическом, духовно-нравственном развитии военнослужагцих-пограничников. При этом необходимо учитывать ту особенность, что организация КДР в ПС России осуществляется, как правило, в удалённых военных городках, закрытых гарнизонах, местах компактного проживания членов семей военнослужащих.

В них сложилась своя культурная среда: совокупность культурных объектов - вещей, идей, образов; образцов деятельности, взаимодействия, отношений, поведения; критериев оценок, используемых военнослужащими и членами их семей в профессиональной деятельности и в обыденной жизни. Здесь уровень организации КДР практически определяет культурный уровень. При этом под культурным уровнем автор подразумевает оценочную категорию, определяющую, в какой степени объекты культуры освоены и используются в качестве жизненной среды, в какой степени эта среда сохраняется, поддерживается и развивается. Естественно, что культурный уровень, как оценочная категория, является относительной, предполагающей сравнение с реальным или идеальным эталоном.

На протяжении многих лет литература, посвященная проблемам коммунистического воспитания, заостряла внимание на вопросах оптимизации воспитательного воздействия общества, его объективных условий и субъективных факторов влияния на личность. В последующем эти исследования стали проводиться и под другим углом зрения: с позиций анализа субъективного мира человека, «человеческой субъективности»1. Тем не менее, в большей степени оптимизация культурно-досуговой работы - это всё же проблема социального воздействия на физическое и духовное развитие человека, проблема государственного и общественного влияния на этот процесс.

По мнению автора, в условиях функционирования сложившейся военной организации государства, ПС России, нельзя обойтись без регулирования, управления, руководства культурно-досуговой работой. Свобода волеизъявления не исключает внешнего воздействия на досуг. В реальной жизни он оказывается детерминированным социально-политическими, экономическими, духовными отношениями людей.

В современной научной литературе понятие «приоритет» представляется как 1) первенство, первое место по времени в открытии, изобретении, формулировке какой-либо идеи; 2) преимущественное право на что-либо2.

Детализируя данное понятие, автор рассматривает «приоритеты» как предпочтительные, первоочередные, доминирующие пути и направления, определяющие в первую очередь и в наибольшей степени решение задач культурно-досуговой работы в ПС России.

Специфическая особенность культурно-досуговой работы в ПС России состоит в её комплексном социальном воздействии на пограничника, т.к. она одновременно реализует несколько функций: познания и ценностной ориентации, воспитания, формирования нравственных принципов и другие. В этой связи приоритетами могут и должны рассматриваться явления, относящиеся как к духовной, так и материальной составляющей жизни общества. Кроме того, культурно-досуговая работа в обществе - не просто сумма интересов отдельных индивидов. Вариативность участия в КДР и обусловленная ею индивидуальность всех проявлений личности в этом, затрудняют возможность познания индивидуальной формы досуга, возможности воздействия на неё.

Пограничная служба Российской Федерации является одной из составляющих военной организации государства. В Военной доктрине Российской Федерации, среди принципов развития военной организации государства, выделены единство обучения и воспитания, реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их достойного социального статуса и уровня жизни , т. е. те, которые определяют готовность пограничников к решению текущих и перспективных задач. Среди направлений развития военной организации государства автор выделяет особенно: повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, воспитания военнослужащих, совершенствование специального информационного обеспечения, укрепление дисциплины, реализацию государственной политики по укреплению престижа военной службы.

Известно, что под национальной безопасностью Российской Федерации принято понимать безопасность многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти. Поэтому представляется целесообразным исходить из формулировки Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Здесь национальные интересы страны представлены, в том числе, в качестве совокупности сбалансированных интересов личности, ...в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина1. А это, в свою очередь, предполагает формирование государственной политики в области нравственного воспитания населения, подчеркивает необходимость создания социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

Достаточно объемный пакет документов нормативной правовой базы в сфере организации культурно-досуговой работы имеется в ПС России: это приказы, распоряжения, инструкции, указания, телеграммы и другое.

Таким образом, исходя из теоретических основ государственного строительства, в качестве которых автор видит Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, Военную доктрину Российской Федерации, основы пограничной политики России, Положение о морально-психологическом обеспечении служебно-боевой деятельности ПС России, приказы и распоряжения, следует перейти к приоритетам в организации культурно-досуговой работы. Это необходимо сделать ещё и потому, что анализ противоречий и тенденций развития культурно-досуговой работы в ПС России, рассмотренных ранее, высвечивает те проблемы, которые ждут своего решения.

Похожие диссертации на Культурно-досуговая работа в войсках и органах пограничной службы России : Сущность, содержание, пути оптимизации