Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Молодежь в трансформирующемся обществе : Социально-философский анализ Газизов Ильдар Рифович

Молодежь в трансформирующемся обществе : Социально-философский анализ
<
Молодежь в трансформирующемся обществе : Социально-философский анализ Молодежь в трансформирующемся обществе : Социально-философский анализ Молодежь в трансформирующемся обществе : Социально-философский анализ Молодежь в трансформирующемся обществе : Социально-философский анализ Молодежь в трансформирующемся обществе : Социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Газизов Ильдар Рифович. Молодежь в трансформирующемся обществе : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Уфа, 2003.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/608-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и методологические подходы к исследованию молодежи как субъекта общественного развития 23

1. Социальная субъектность молодежи как способ развития 23

2. Мехатшш развития социальной субъектности молодежи 46

Глава II. Социальное развитие молодежи в современном российском обществе 69

1. Развитие социальной субъектности молодежи в образовательной, профессионально-трудовой, политической сферах 69

2. Динамика ценностных ориентации молодежи в современных условиях 100

Заключение 117

Литература

Социальная субъектность молодежи как способ развития

Историко-философский анализ теорий, посвященных молодежи, позволяв представить этот социальный феномен с точки зрения трех методологически подходов.

1. Молодежь как носитель психофизических свойств молодости. Зде( молодежь рассматривается с точки зрения возрастной антропологии - молодост как этап жизни индивида, но не как социальная общность. В рамках этог методологического подхода лежит трактовка не молодежи, а молодости, г групповых, а индивидуальных свойств, связанных с этим возрастным периодом, осмысление социального феномена молодежи представлено крайг незначительно. Теории и концепции, основанные на данной методологи] являются предтечей социально-философского изучения молодежи, поскольь социальность выступает как условие анализа психофизиологических свойст личности (юности). Особенно ярко это просматривается в теориях Адлера, Юнг Фрейда, Райха.

2. Молодежь как феномен культуры - этот методологический подхс рассматривает молодежь, как совокупность культурных свойств и функциі присущих -й. Молодость как аксиологический феномен общесоциальної характера. Молодость - не природное, физиологическое состояние, а элемеь культуры, социальный институт. Молодость - как и мудрость, красота, свобода т.д. - общественная ценность, которая формируется в зависимости от структуры культуры общества. Аксиологический подход означает: 1) Молодежь - эт грамотность», 1995. -Юнг К. Конф кты детской души: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. Фрейд 3. Психоанализ" Религия. Культура. -М.: Ренессанс, 1992.-Райх В. Сексуальная революция: пер. с нем. - СПб.- М.: Университет книга; ACT, 1997. ценность особого рода, это главная ценность общества. Молодежь - это понятие одновременно ценность экономическая, демографическая, политическа. социальная, культурная. 2) Исходя из этой трактовки, государство обязаЕ учитывать її строить политику на опережение относительно молодежи. . Молодежная проблематика рассматривается в национально-особенном глобальном контекстах.

Человечество оказалось на грани всеобщего кризиса и всеобщей катастроф по многим причинам, кризис можно обозначить как социально-экологический. Н самым угрожающим фактом стали образовавшиеся ножницы между темпам развития культуры материальной и культуры духовной. Главная глобальне мировая проблема - деградация человеческого духа, разрушение человеческо души.

Чтобы выжить и сохранить себя на планете человеку необходим «очеловечить» систему ценностей, утвердить новую парадигму жизни, нову] мораль и нравственность. Это все - исходные положения для оценки мест молодежи в современном мире. Широкая постановка вопроса о положении и рол молодежи приводит исследователей к убеждению, что необходима нова современная, отвечающая запросам XXI века концепция молодежи.40

Трактовки молодежи в терминах культуры основываются на осмыслени молодежи как социально-культурного феномена, которая является носителем новых ценностей, сознаний, образов бытия41

Гуревич П.С. Субкультура // Культурология XX века. - СПб.: Университет, книга., 1997. Тематика субъектной роли молодежи начинается с марксизма. Исходны методологическим подходом к анализу молодежи стал классовый подход к этс социальной группе. Молодежная среда была разграничена по классовом признаку. Нет молодежи вообще, а есть молодежь определенных классов - такої теоретическая установка марксизма.

Тема социальной субъектности (под которой понималась в первую очере,! степень революционной активности) была развита в трудах В.И. Ленина. странах Европы XIX и XX веков возникают первые союзы молодежи. Это, и существу, было началом молодежного движения. Начинается изучение молодеж как самостоятельного социального явления, осмысление молодежи кг социального объекта исследования.

В рамках теорий третьей группы теоретическое осмысление молодежи шло двух направлениях: линия Маркса и линия Манхейма.

Согласно Манхейму, жизненный опыт каждого нового поколения отличаете от опыта других поколений в силу изменения социальных условий, в которых этс опыт был приобретен. Каждое поколение - это целостность, у которого есть евс пространственно-временное измерение, изучение и анализ поколеш действительно дает результат, если учитывается- «историко-культурне пространство». Это положение - основное в социальной концепции молодеж Манхейма. Во-первых, образование и обучение уже не могут рассматриваться кг вневременные, главное - конкретный характер общества, в которо воспитывается молодежь, т.е. первозначим анализ исторической обстановки конкретных условий в которых живет молодежь. Во-вторых, новизна подхода в том, что молодежь и общество рассматриваются во взаимодействии. «Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждо обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность» 42

В главном Манхейм следует за Марксом - он признает зависимое! общественного сознания от общественного бытия и социальную обусловленное! познания.

Таким образом, рассмотрение молодежи с точки зрения ее социально функции означает, что, во-первых, особая функция молодежи состоит в том, чт она своего рода резерв, выступающий на передний план, когда общесті необходимо приспособление к быстро меняющимся качественно новы обстоятельствам43 И, во-вторых, молодежь ни прогрессивна, ни консервативна г своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию.44

Станов ние социальной концепции молодежи в СССР в 60-70-е годы связан в работами Игоря Семеновича Кона. Молодежь рассматривается Коном кг социально-демографическая групп, выделяемая на основе: а) возрастай характеристик, б) особенностей социального положения, в) особенносте социально-психологических свойств. Такое определение стало основным отечественной социологии молодежи. 45

Мехатшш развития социальной субъектности молодежи

Для понимания и объяснения поведения человека в условиях современно жизни возникает необходимость обращения к таким концепциям, которь пытались бы отражать бессознательные, психобиологические импульсь иррациональное поведение.

Одни научные изыскания не способны удовлетворить потребносг общества, стремящегося к адекватному самосознанию. Обратимся к открытия физиологов о различных функциях двух полушарий нашего мозга. Если левое -это центр логических, дискурсивных, рассудочных операций, то правое интуитивного, образного, эмоционального мышления. Проблемы понятия образа, дискурсии и интуиции, рационального и эмоционального - реальні Реальная совокупная мысль человека, познающего себя и окружающий мир - эт сплав обр ,но-формализованного, подсознательно-сознательного. Тем боле познание социального невозможно лишь рационально. В социальной философиі социологии соотношение дискурсии и интуиции различно.

Возникает новая дополнительная задача для исследования - видеть эт двойственную природу общественных явлений.

В современных условиях, резко выросла иррациональност непредсказуемость поведения различных социальных групп и организаций. Эт характерно и для нашей страны, переживающей сегодня глубокий кризис.

Данные обстоятельства ставят новые задачи перед социальной философиеі ибо нельзя изучать общество, находящееся в столь неопределенном состоянии, помощью рационалистических доктрин, рожденных веком Просвещения оказавших огромное влияние на развитие науки в XIX и XX вв. Новое состояш социума требует иных научных подходов.

В связи с этим все более ощущается потребность в использовании элементе тех концепций и теорий, которые предпринимали попытки изучения таки сложных, многослойных феноменов. Потребовалось более глубокс переосмысление трудов ряда авторов. К ним следовало бы отнести итальянскої социального философа В. Парето с его теорией нелогического действия, с упоро на иррациональное, алогичное в поведении человека. История Парет представляет собой своеобразную равнодействующую таких действий. Эт импульсы маскируются при помощи псевдоаргументов, которые зате превращаются в соответствующие концепции и теории. Они являются своеобразными идеологиями, которые оправдывают действия и поведение люде стараясь придать им внешне логический характер.

Разумеется не только Парето обращал внимание на присутствие в личності ее поведении, в истории человеческой в целом, скрытых иррациональных причин

Разделение на явное и латентное широко используется и 3. Фрейдов Заметный вклад в разработку этого подхода применительно к философии сделг Р. Мертон, в частности в разделе «Явные и латентные функции» в своей кнш «Социальная теория и социальная структура» в 1957.

По мнению Р. Мертона, в основе разграничения между явными латентным функциями лежит следующее: первое относится к тем объективным преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуй: приспособлению или адаптации некоторой социальной единицы (индивидуу? подгруппа, социальная или культурная система), вторые относятся непреднамеренным и неосознанным последствиям того же порядк Взаимоотношения между первыми и вторыми подвижны: когда латентнь функции становятся широко осознанными, они тем самым перестают быт латентными. Эти разграничения помогают понять стандарты социальної поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными. Более топ систематическое использование понятия «латентные функции» в ряде случае позволяет остановить, что это иррациональное поведение является важным дг положительного функционирования группы.

Пока социологи ограничивают себя изучением явных функциі Превращается в искусного регистратора уже известных систем поведения.

Мы полагаем, что специфический, интеллектуальный вклад в социальнуї философию состоит, прежде всего, в изучении латентных механизмов.

Интеллектуальный вклад в изучении той или иной проблемы социологическом или социально-философском аспекте состоит в анали: латентных механизмов, непреднамеренных последствий (к которым относятс скрытые функции), также как и в анализе ожидаемых последствий (среди которы находятся явные функции).

С проблемой латентных механизмов связано исследование различны аспектов социокультурного воспроизводства, которое включает в себя целы спектр рассматриваемых в динамике вопросов экономики, образования, культурі политики, духовной жизни.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числ важнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом, поскольь ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивид. так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, да человечества в целом. Питирим Сорокин усматривал в наличии целостной устойчивой системы ценностей и их согласованности важнейшее условие к;-внутреннего социального мира, так мира международного. «Когда их усвоение и гармония ослабевают ... увеличиваются шансы международной или гражданской войны»

На понятийном уровне отсутствует четкое представление о том, к чем относится само слово «ценность». Оно используется разными авторами зачастую разных взаимозаюіючающих и несопоставимых смыслах. Обобщение разны точек зрения и классификация разных подходов предпринята Л.Н. Столовичем6 Констатация наличия у ценности разных аспектов или сторон, наприме субъективной и объективной предпринята О.Г. Дробнициким63. Пере исследователями есть возможность выбрать один из подходов, наиболее близки его личному представлению о ценности, и развить дальше именно его.

Социально-философская теория в которой присутствует аксиологическг проблематика не должна упускать из виду то обстоятельство, что она Bcerj оперирует ценностями за которыми скрыты сложные ценностные образования.

Без содержательного представления о ценностных основаниях любе философское исследование обречено на стихию субъективизма, без малейше логической опоры.

Примерно с середины 60-х годов в социологических и философски подходах к изучению материальной и духовной жизнедеятельности людей начаї разрабатываться аксиологическая проблематика: ценностное отношение людей социумов к объективной действительности 4.

Развитие социальной субъектности молодежи в образовательной, профессионально-трудовой, политической сферах

В переходных условиях актуализируется роль образования как фактора социальной стратификации общества. Социально-философский анализ исходит из того, что субъектами социальной дифференциации в обществе являются государство в лице его социальных институтов, регулирующих образовательный процесс, способствующий или наоборот тормозящий развитие общества через организацию образовательного процесса в нем, а также само общество . устанавливаемыми в нем социальными отношениями. Действия субъектов социальной дифференциации через образовательный канал проявляются либо непосредственно в индивидуальных поведенческих направлениях организаторов образовательного процесса, либо опосредованною - через принимаемые законодательными и исполнительными властными структурами законы, решения, постановления. В роли субъекта может выступить любой социальный институт, в деятельности которого целенаправленно нарушается принцип равноправия в возможности получения качественно образования. В основе социальной дифференциации личности по образовательному признаку лежит социальное неравенство. Так, проблема социальной дифференциации через образовательный канал, не являвшаяся актуальной в недавнем прошлом, сегодня становится объектом анализа общественного мнения, фиксирующего дезинтеграционную, нарушающую социальную мобильность ситуацию в сфере образования.

Анализ процессов трансформации в обществе свидетельствует о том, что они идут комплексно: меняются общественные формы всех социальных институтов, преобразовываются социальные основы и регуляторы, формирующие социальную структуру, появляются новые экономические классы (слои или страты), организующие систему отношений внутри себя и с другими классами. При этом социальное расслоение выступает как часть данного процесса, выдвигая на первый план проблемы социального и имущественного неравенства с формирующимися классовыми противоречиями и конфликтами.

Одним из наиболее важных каналов формирования социального неравенства сегодня является лишение возможности приобретения качественного профессионального образования, ибо именно оно становится основой тля формирования новых экономических классов, слоев. Общественная функция образования рассматривалась им как основной фактор социальных изменений. Гносиологической основой такого подхода является утверждение о том, что уровень образования, полученный человеком, решающая предпосылка его социального продвижения и положения в обществе. Институт образования в условиях переходного общества очень активно формирует вертикальную и горизонтальную мобильность, способен., гг изменению статусного положения молодежи. Роль образования как массового канала социальной мобильности, обеспечивающего равные стартовые возможности всем членам общества унифицируются. Дифференциация в образовательном пространстве объясняется резким падением уровня жизни большинства населения.

Система получения образования стала одним из основных индикаторов социальной дифференциации.

Образование - наиболее технологичная сфера, способная не только изучать, но и активно формировать общественный менталитет, понимание целей и задач общественного развития. В этом проявляется важнейшая прогностическая функция образования, позволяющая ему соответствовать долговременным объективным потребностям общества: Противоречие между равенством прав на получение образования и существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной сфере рассматривается как проблема социетального характера. Существенность и актуальность этой проблемы проявляются в нескольких взаимосвязанных аспектах.

Во-первых, она непосредственно затрагивает вопросы демократизации и неравенства. Эти вопросы неизменно оказываются связанными с институтом образования, в силу выполняемых им функций. С одной стороны, важна справедливость реального распределения самих по себе потенциальных возможностей, предоставляемых обществом в области образования -возможностей учиться, получать знания, квалификацию. С другой стороны, образование, специальности, квалификация - это ценности не только терминальные, но и инструментальные, способ достижения целей, капитал для инвестирования. Получение возможностей в сфере образования в значительной степени обусловливает социальную мобильность, доступ в дальнейшем к другим общественным благам, поскольку в развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой в образовательных учреждениях, прохождением через формальные организации института образования.

Во-вторых, эта проблема весьма значима также в плане использования интеллектуального потенциала общества. Привлекательность образования для молодело, е устремления в этой сфере, реальная доступность образования для выходцев из разных социальных групп, по сути, предопределяют завтрашний уровень образования населения, численность и качество квалифицированных работников, что является во многом решающим с точки зрения современных тенденций мирового развития.

В-третьих, проблема непосредственно связана и с состоянием рынка труда, в частности, с трудоустройством молодежи. Соотношение социального заказа -потребностей экономики в работниках той или иной квалификации по тем или иным профессиям и предложения специалистов. Материалы обследований показывают, что новые условия интенсифицировали социальную дифференциацию молодежи. Это проявляется весьма ярко, в частности, в сфере образования. Вольно или невольно она оказывается вовлеченной в процессы социального отбора.

На формировании ориентации и социального поведения молодежи в сфере образования безусловно сказываются особенности самоопределения /юношей и девушек при выборе жизненного пути. Вместе с тем, результаты исследования свидетельствуют, что объективные и субъективные факторы оказывают различное воздействие на юношей и девушек из разных слоев общества. В связи с этим ясно, что тендерный аспект дифференциации — в первую очередь и преимущественно социальный аспект.

На эмпирических материалах рассмотрены ориентации и социальное поведение молодежи в сфере образования, труда, политики, досуга. Основные определяющие факторы здесь, по нашим данным, таковы: уровень урбанизации места жительства; тендерный фактор; социально-профессиональный статус родителей.

1.Уровню урбанизации места жительства принадлежит важная роль в длительном и сложном процессе образовательной социализации личности. Он во многом определяет социальную информацию, которая передается молодому человеку. Человек, растущий в селе, либо в большом городе находится в разной социальной среде. Он подвергается, даже при современном развитии средств массовых коммуникаций, не одинаковому информационному влиянию. Существенно воздействие и дифференциации в образе и уровне жизни, что также зависит от степени урбанизации места жительства. Каждый населенный пункт им т, как правило, свои «индивидуальные» особенности, связанные с развитием тех или иных отраслей хозяйства, а от этого зависят структура рынка труда, потребность в кадрах определенной квалификации, возможности трудоустройства молодежи. Таким образом, уровень урбанизации места жительства может создавать условия, в значительной степени определяющие ориентации молодого человека в образовательной сфере.

Был проведен анализ планов молодежи в поселениях с разным уровнем урбанизации. Группа с наиболее высокими притязаниями — молодежь столицы - г. Уфы, планку пониже устанавливали перед собой юноши и девушки средних городов, за ними следовали те, кто оканчивали школу в поселках, а группой с наиболее скромными ожиданиями оказывались сельские выпускники. Другими словами, чем выше уровень урбанизации того поселения, где молодые, люди заканчивали школу, тем более сильно проявлялась в планах группы на будущее ориентапин на высокий уровень образования.

Динамика ценностных ориентации молодежи в современных условиях

Опираясь на полученные данные, мы выделили 4 условных типа. Первый тип. Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях - с коллегами по работе (учебе), а также простые и "домашние " формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 16% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 34% молодежи), ориентируется, прежде всего, на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга - компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип (примерно 24% респондентов) подразумевает наличие в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван "развлекающимся". Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди "развлекающихся" наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвертый тип молодежи можно определить как "социально активный" Он объединяет около 26% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т. д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально 116 рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его приверженцев. "Социально активный" тип - один из наиболее богатых с точки зрения социального участия.

Как показало исследование, следует вести речь не просто о молодёжи как однородной демографической группе, а о принципиально различных типах современной молодежи внутри одного поколения. Попытка типологизации с учетом особенностей межличностного общения равлекательно-реакционных контактов и общественной деятельности позволила выделить четыре основных типов молодежи, различающихся характером, интенсивностью и направленностью их социальных связей. Один из этих типов - четвертый, составляющий примерно четверть современной молодежи, очень близок по характеру своего досуга и предпочтений к стандарталі жизни представителей среднего класса развитых западных стран.

Процесс трансформирования ценностных ориентации продолжается. Перемены в нашем обществе шли в русле, прежде всего изменений экономических параметров, в том числе - а может быть, в первую очередь, — акцентирования материальных стимулов. Это привело к дальнейшей подвижке ценностных ориентации в обществе. Более активными делались составляющие, направленные на потребление, повышение материального уровня жизни. Это отразилось на отношении к образованию, профессионально-трудовой, политической, досуговой социализации.

Таким образом, формирующиеся сегодня стили,, общения, ценностные приоритеты и образ жизни молодежи становится серьезной основой для тенденций развития социальной структуры российского общества и действия факторов, предопределяющих стратификационные процессы.

Анализ развития социальной субъектности молодежи в условиях трансформирующегося общества свидетельствует о сложности и противоречивости этого процесса. В итоге удалось на конкретном фактическом материале подойти к пониманию того, как определенные условия отражаются на процессе развития социальной субъектности, формирования ориентации молодежи, на стереотипах ее поведения, увидеть в динамике, как ориентации и реальное поведение деформируются под воздействием меняющейся ситуации в стране.

Эмпирические данные исследования дали широкую картину социальных явлений и процессов в молодежной среде. Они зафиксировали идентификационные модели, индивидуальные социальные направления конструирования молодыми людьми социальных миров и т.д. Зафиксирована поэтапность самоопределения молодежи, каждый пройденный этап детерминирует прохождение следующего, а этапы самоопределения различаются по сферам общественной деятельности, в которые включается молодежь. Лонгитюдная стратегия позволила проследить процесс самоопределения по внешним (ситуативным) и внутренним (психологическим) параметрам смены этих этапов.

Трансформационные процессы не могли сказаться. Молодежь иная, как и изменившееся общество. Раньше гордились принадлежностью к интеллигенции (хотя бы формальной) - теперь положение в обществе стало определяться в меньшей степени образованием, в большей - материальным достатком. Соответственно другие статусы, а следовательно, и другие профессии двинулись к вершине общественной пирамиды. Скачок ориентации на материальное благополучие безусловно сделал свое дело. Ориентации на получение более высокого образования сохранились, но не являются теперь столь преобладающими у выпускников, как раньше.

В группе ценностей морального плана наблюдаются определенные тенденции, которые не могут не насторожить. Хотя опрос показал, что представления о тотальном аморализме современной молодежи и широкой распространенности различных негативных форм поведения сильно преувеличены, все же большинство опрошен!І ых отмечает ослабление таких качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, бескорыстие и готовность помочь другому, уважение к женщинам и старшим. Одновременно отмечается усиление проявлений агрессивности.

Причем, тенденция ослабления позитивных моральных качеств отмечается примерно в равной степени всеми группами респондентов независимо от их возраста и материального положения, что свидетельствует об ощущении молодежью постепенного вытеснения этих качеств из сферы межличностного взаимодействия.

Похожие диссертации на Молодежь в трансформирующемся обществе : Социально-философский анализ