Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ Хованская Анастасия Владимировна

Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ
<
Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хованская Анастасия Владимировна. Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Пермь, 2005. - 191 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

1.1. Генезис и сущность философии постмодернизма 14

1.2. Основные категории и специфика постмодернистского дискурса 44

1.3. Особенности воздействия постмодернистских идей на современную европейскую художественную культуру. Опасность разрушения личности 61

Глава II ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА

2.1 Взаимопроникновение искусства, обыденного сознания и художественно-бытовой культуры 89

2.2 Коллаж и дизайн как формы воплощения постмодернистского художественного сознания 101

2.3 Формы визуализации культуры: культ тела, боди-арт 113

2.4 Преломление постмодернистских идей в региональной художественной культуре 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью философского анализа противоречивого и сложного развития духовной культуры общества, находящегося в состоянии глубокого кризиса.

В этой трагической ситуации культура теряет целостность и предстает как совокупность, соединение (иногда эклектическое) различных культурных слоев и образований. Не существует единого целостного порядка, в терминах которого можно представить мир культуры, мир человека. Это явление получило название «постмодерн» и как его философская концепция - «постмодернизм». В постмодернизме основной характеристикой бытия становится процессуальность. Подчеркивается единство всего потока жизни - как растительной и животной, так и жизни сознания.

Эпистемологический сдвиг в социально-гуманитарном знании характеризуется заменой прежних философских приоритетов: сознание уступает место бессознательному, тотальность - множественности, утверждается мнение о том, что истинного универсального метода познания не существует Центр современной культуры смещается от слова к телу, от интертекстуальности и духовности - к телесности, принимающей различные эстетические ракурсы; от вербальности - к зрительному образу, от рациональности - к «новой архаике», когда в центре ментальности и дискурса оказывается тело, плоть. Возникает интерес к культурной эмпирии, к повседневной жизни, которая включает в себя различные сферы деятельности человека

Заслуживает внимания постмодернистское видение произведения искусства в неразрывной связи с обществом, природой и человеческой жизнью

Интересен тот факт, что идеи постмодернизма проступают в общественном и индивидуальном сознании порой неосознанно, однако они широко распространены в культуре и все более интенсивно проникают в художественное сознание и художественную культуру, что и вызывает потребность

философского анализа новых феноменов культуры, охваченных влиянием постмодернистских идей.

В чем причина таких поворотов в философии и культуре9 Каково содержание ломки традиции? Как реагирует общество на эту новизну9 Какое место в культурном пространстве занимают человек, художественная культура? Как проецируется постмодернистская философия в художественном сознании и художественной культуре? - вопросы, побудившие нас к исследованию.

В имеющемся философском анализе постмодернизма много противоречий, неясностей. В нашем исследовании мы предприняли попытку осмыслить это сложное течение в философии и культуре. Мы попытались определить место постмодернизма в системе современного философского знания, в европейской культуре, его влияние на художественное сознание и художественную культуру, специфику преломлений постмодернистской философии в региональной культуре.

Тему нашего исследования мы сформулировали следующим образом. «Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре (социально-философский анализ)». Разработка проблемы в данном тематическом плане, на наш взгляд, открывает возможность для более полного и глубокого осмысления современных культурных процессов.

Степень разработанности проблемы

В исследовании динамики культуры важен вопрос об истоках и предпосылках новых явлений Установлено, что предпосылкой постмодернизма стала критика модернизма со стороны неклассической философии второй половины XIX века, которая привела, в конечном итоге, к возникновению постмодернистского мышления. Основными представителями этой новой философской парадигмы, оказавшими огромное влияние на развитие всей философии XX века, в том числе и постмодернизма, были К. Маркс, Ф Ницше и 3. Фрейд. Работы В. Дильтея, А. Бергсона, А. Гуссерля формируют

пространство культуры, в котором происходит критика разума. Это уже был шаг к постмодернизму, с его установкой на отказ от рационалистической традиции в философии.

Термин «постмодернизм» широкое хождение приобрел с середины 1950-х - времени его возникновения и концептуального оформления (Ж-Ф Лиотар). Постмодернизм как явление культуры - феномен общества, для которого характерна информационная, виртуальная реальность, ставшая предметом пристального внимания философов, социологов, культурологов постмодернистского направления.

В конце 1960-1970-х данное понятие использовалось для фиксации но-вационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего вербальные его формы), и было апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая. Начиная с 1979 (после работы Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние-доклад о знании»), постмодернизм утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом (В. Велын, Ч. Дженкс, И. Хасан и др.).

Теоретической основой философии постмодернизма стали взгляды ведущих французских постструктуралистов и постфрейдистов (Ж Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ж Делеза, Р. Барта, Ю Кристевой и др.).

Постмодернизм основывается на разрыве с предшествующей исторической традицией, техникой интеллектуальной работы становится деконструкция. Ж. Деррида осуществляет ее в лингвистической области, Ж.-Ф. Лиотар -в области эпистемологии, М. Фуко - в «политической» сфере, Ж Бодрийяр -в «симулятивной». Ж. Делез, Ф. Гваттари использовали метод деконструкции как шизоанализ в широком социальном контексте. Ж. Делез - едва ли не единственный философ этого направления, кто реактуализировал философское наследие прошлого применительно к трудам И. Канта, Ф. Ницше, своего современника - М. Фуко и др.

Их концепции, возникшие в конце 60-х годов, в 80-90-е годы оказались для западноевропейской культурной ситуации определяющими.

Распространение постмодернизма в различных сферах культуры привлекло к себе внимание политологов, социологов, представителей гуманитарных и естественных наук и послужило возникновению, наряду с понятием «философия постмодернизма», понятий «постмодернистская социология», «постмодернистская культурология», «постмодернистская лингвистика» и т.д. Тем не менее, доминирующей является тенденция к предельно широкому пониманию термина «постмодернизм» и признание того, что его «следует употреблять не как историко-литературное или теоретико-архитектурное, а как всемирно-историческое понятие» (Г. Кюнг и др.).

Статус постмодернизма в современной культуре может расцениваться не только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий тенденции развития современной европейской философии как таковой

В отношении проблемы модерн-постмодерн среди предлагаемых современной постмодернистской рефлексией моделей ее решения отчетливо конституируются крайние варианты: от видения постмодернизма как продукта эволюции и углубления презумпций модернизма (Ж.-Ф. Лиотар) - до интерпретации его в качестве отказа от нереализованных интенций модернизма (Ю. Хабермас), от доминирующей тенденции противопоставления постмодернизма модернизму (Р. Кунофф, Г. Кюнг, Г. Хоффман и др.) - до понимания постмодернизма в качестве продукта «реинтерпретации» модернизма (А.Б. Зелигмен). В постмодернистской рефлексии оформляется также интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных парадигм (У. Эко, Н.С. Автономова); в этом отношении постмодернизм рассматривается как своего рода этап в эволюции культуры.

Постмодернизм предстает как транскультурный феномен, предполагающий диалог на основе взаимной информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества (У. Эко, В. Велыд). Иная кон-

цепция постмодернизма предлагается западными философами и политологами. Ю. Хабермас, Д. Белл трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях конца истории (Ф Фукуяма), эстетическом эклектизме

В социально-философском и культурологическом аспектах постмодернизм предстает, прежде всего, как понятие, позволяющее выделить новый период в развитии культуры и найти его социальные основания. Ф. Джейми-сон связывает его возникновение с потребностями отражения в культуре новых форм общественной жизни и экономического порядка - общества потребления, театрализованной политики, масс-медиа и информатики.

Феномен постмодернизма находится в настоящее время в фокусе философского, культурологического интересов, о чем свидетельствует не только большой массив фундаментально-аналитических работ, посвященных этому феномену и неуклонный рост публикаций, но также и оформляющаяся традиция популяризации постмодернизма. Исследователями установлено, что постмодернизм - антидогматический, антифундамента-листский, антитоталитарный по духу способ философствования, открывающий некоторые позитивные перспективы исследования инновационных процессов в жизни, науке, художественной культуре конца XX в.

В исследовании распространения идеи постмодернизма в России представляют интерес работы отечественных исследователей (И П Ильина, В.В Савчука, Л.В. Терещенко и др.). На наш взгляд, вполне обоснованное критическое отношение к постмодернистским концепциям в отечественной философии представлено в работах В. Кутырева, В Дубровского, В.В. Орлова.

Феномену постмодернизма и различным его аспектам посвящен ряд диссертаций. Так, «Дисскусия о модерне и постмодерне в западной философии второй половины 20 - начала 21 века» рассмотрена у В.В. Ветрова [46], постмодернистской гносеологии посвящена работа М.Б. Лессовой [120], дан

анализ феномена эстетизации частной жизни в контексте классической и неклассической концепций культуры Г.Э. Галановой [57], виртуализация опыта в культуре постмодерна рассмотрена Д.В Галкиным [60], понятие художественного как модели неклассического понимания сущности вещи в постмодернистской философии дано Е.В. Перекопской [152].

При рассмотрении особенностей распространения идей постмодернизма в региональной художественной культуре интересны работы Н Зем-сковой, В. Абашева, А.А. Сидякиной, Т.В. Тихоновец и др. Таким образом, феномен постмодернизма активно исследуется зарубежными и отечественными философами.

Однако существующий массив исследований не создает динамичного и целостного философского образа постмодернизма и обуславливает выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.

Цели и задачи исследования

Цель нашего исследования - определить сущностные черты постмодернизма как типа и способа философствования и его проекции в художественном сознании и художественной культуре. Исследовательская цель определяет следующие конкретные задачи:

проанализировать генезис, сущность, философский статус постмодернизма и его особенности как способа философствования;

выделить содержание основных философских категорий постмодернизма, функционирующих в художественном сознании и объективированных в художественной культуре;

выявить основные тенденции постмодернизма в современной культуре, в частности, - в художественной культуре;

показать особенности влияния постмодернизма на мир повседневности путем анализа динамики философии, обыденного сознания и художественной культуры,

дать характеристику наиболее ярких воплощений постмодернизма в коллаже и дизайне, боди-арте, культе тела;

зафиксировать «следы» постмодернизма в визуализированных формах региональной художественной культуры и определить их ценностный статус в культуре.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является постмодернизм как явление культуры. Предметом исследования - особенности постмодернистской философии и ее проекции в художественном сознании и художественной культуре.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, психологов по проблемам генезиса, сущности философии постмодернизма, специфики постмодернистского дискурса, его функционирования в современной культуре (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, У Эко, Х.Л. Борхес, Ф Джеймисон, Ю. Кристева, М. Фуко, В. Велып, Е.А. Найман, В Подорога, Н.Б. Маньковская, Н.С. Автономова, Н.А Терещенко, Т.М. Шатунова, И.П Ильин, Ж.Т. Тощенко, В. Курицын, Д.И. Дубровский, В.В. Савчук и др.); при рассмотрении особенностей постмодернизма в региональной культуре - работы Т. Тихоновец, Н. Земсковой, А.А. Сидякиной, В. Абашева и др

Сложность и противоречивость развития современной культуры, в особенности художественного сознания и художественной культуры, обусловило применение синтеза социально-философского и культурологического анализа (за основу синтеза подходов взят диалог в его поли функциональности как ключевой элемент философствования и как способ общения, коммуникации, письма, текста), материалистической диалектики, структурно-функционального анализа, методов описания, объяснения, количественного и качественного анализа, системного подхода, сравнительного, текстового анализа

Исследование опирается на фундаментальные положения научного материализма и современной концепции развития1, что позволило рацио-

' Орлов, В В Материя, развитие, человек / В В Орлов, Гл ред ЯР Волин -Пермь ПГУ, 1974 -395 с

нально оперировать собранным теоретическим и эмпирическим материалом для решения целей и задач исследования.

Эмпирической базой исследования выступили художественные произведения постмодернистской направленности: боди-арт, коллаж, инсталляции, перформансы, дизайн, архитектура; методика организации художественных выставок, экспозиций в музеях, художественных центрах и др

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях*

определена специфика содержания и формы проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре через категории: деконструкция, децентрация, нелинейность, бессубъектность («смерть автора»), ризома, лабиринт и др. на уровне обыденного сознания и практики, теоретического воплощения;

обозначена проблема человека, представленного в постмодернизме как «случайный индивид», коммуникативный субъект в контексте анализа проявлений кризиса современного общества;

уточнено содержание основных категорий постмодернистского дискурса (нелинейного способа организации целостности) таких как «письмо», «текст» («интертекст», «контекст»), «след», «поверхность» и др.;

впервые дан сравнительный анализ постмодернистских тенденций европейской и российской культур, выраженных в антиисторичности европейского постмодернизма и сохранении историчности в отечественной философии; эстетизации действительности, игре и т.д.,

впервые проанализированы особенности взаимопроникновения постмодернистского искусства, обыденного сознания и художественно-бытовой культуры;

дан теоретический анализ новых форм искусства, стирающих грань между искусством и обыденной практикой, таких, как «хэппенинг», «инсталляция», «боди-арт», «перформанс» и др.; выявлены причины и характер процессов десакрализации, деидеологизации искусства;

выявлена новая ценностная ориентация общества и личности - ориентация на качество жизни, организационным началом которой выступает дизайн;

обоснована и раскрыта сущность переориентации смещений культуры от духовности - к телесности, принимающей различные эстетические ракурсы,

выявлены некоторые тенденции постмодернизма в региональной культуре, проступающие в новых формах искусства, клиповой эстетике, мире повседневности (кентавр-проблема, карнавализация).

Новизна исследования конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту:

сформулирована гипотеза: постмодернизм - особый тип философствования, переходный от обыденной философии к теоретической, концептуальные схемы философствования которого сформировались на пересечении философии, литературы, лингвистики, социологии, психоанализа и других гуманитарных дисциплин;

наиболее значимы для художественного сознания и искусства те категории постмодернистского дискурса, в которых так или иначе отражены черты кризисного общества XX века (деконструкция, лабиринт, «смерть автора», отрицание субъекта и др.);

авторское определение понятия «дизайн» как метода художественного проектирования всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека и определенного типа культуры,

представление о ценности коллажа как универсального принципа организации культурного пространства, состоящего в соединении различных по статусу и значению элементов, которые образуют полифоническое семантическое пространство при равенстве значений каждого из элементов; и коллажа в постмодернизме как стилизации нецелостности, фрагментарности, эклектичности соединений фрагментов бытия предметов и человека, эрзац жизни;

провинциальная культура является системообразующим элементом национальной культуры, сохраняющим устойчивый культурный потенциал и противостоящий деконструктивным идеям постмодернизма. Она выступает основой воспроизводства культуры и в процессе обогащения новыми элементами постмодернистской культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении проекций постмодернизма в художественной культуре, выявлении философского статуса постмодернизма, выделении его существенных характеристик и основных категорий: «письмо», «текст» («интертекст», «контекст»), «след», «поверхность» и др. Анализ проблемы человека, художественного сознания и художественной культуры в концепциях постмодернизма представляется перспективным для последующей разработки направлений исследования современной культуры, использования материала исследований в курсе философии искусства, культурологии, эстетики. А также могут быть использованы при создании учебных программ и учебных пособий, при разработке курсов лекций по философии культуры и культурологии. Положения, сформулированные в диссертации, теоретически и практически значимы для решения дискуссионных проблем в области социальной философии и культурологии (о новых типах философствования, о влиянии культурных феноменов на повседневность и др.).

Разработаны методические рекомендации по изучению новых направлений современной культуры в курсе философии, культурологии.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования были изложены автором на международной научно-практической конференции «Качество социально-гуманитарного образования в вузе: состояние, пути, формы и методы его повышения» (Пермь, 2003), Всероссийских научно-практических конференциях: «Периферийность в культуре XX века» (Пермь, 2001), «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (ежегодных; Пермь, 2001, 2004), «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы соци-

альных исследований» (Пермь, 2002), Всероссийской научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов (С -Петербург-Пушкин, 2002), региональной учебно-методической конференции «Совершенствование форм и методов учебного процесса в условиях заочного обучения» (Пермь, 2004) и др.

Основные положения проведенного исследования неоднократно обсуждались на научно-методических семинарах кафедры философии ПГСХА.

Материалы диссертации нашли отражение в 11 научных публикациях (в т.ч. в 3-х статьях).

Структура и объем работы в соответствии с целями и задачами включает введение, две главы, заключение, приложения, список литературы. Содержание работы изложено на 171 странице, библиография состоит из 224 источников.

В первой главе рассматривается генезис и сущность философии постмодернизма, определяются особенности постмодернистского дискурса, влияние его идей на художественное сознание и культуру, выявляются противоречивые характеристики его воздействий на духовное развитие личности.

Во второй главе дается анализ художественной культуры постмодернизма, особенностей ее визуализированных форм как форм художественного отражения современного кризиса общества.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и рекомендации, намечаются новые задачи дальнейшего исследования на базе синтеза социально-философского и культурологического направлений.

Генезис и сущность философии постмодернизма

Поиск ответа на вопрос о том, что такое постмодернизм, начнем с выявления его генезиса.

По датировке возникновения постмодернизма существует несколько мнений [158, с. 601]. Впервые термин был употреблен в книге Р. Паннвица «Кризис европейской культуры» (1917), где речь идет о «постмодерном человеке». В 1934 в книге «Антология испанской и латино-американской поэзии» использован Ф. де Онизом для обозначения авангардистских поэтических опытов XX в., радикально отторгающих литературную традицию. Однако в эстетике термин не прижился. С 1939 по 1947 в работах А. Тойнби было конституировано содержание понятия «постмодернизм» для обозначения современной (начиная от Первой мировой войны) эпохи, радикально отличной от предшествующей, эпохи модерна. Термину постмодернизм придается культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. X. Кокс в работах начала 70-х гг., посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология».

В конце 1960-1970-х данное понятие использовалось для фиксации но-вационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего вербальные его формы), и было апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая. Начиная с 1979 (после работы Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние-доклад о знании»), постмодернизм утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом (К. Батлер, В. Вельш, Т. Д ан, Д. Дэвис, Ч. Дженкс, А. Ле Во, Д Лодж, Дж Мадзаро, А. Б. Олива, У. Спейнос, У Стейнер, А. Уайлд, Д. Фоккема, Д Форворд, И. Хасан и др.).

Доминирующей является тенденция датировки возникновения и концептуального оформления постмодернизма серединой 1950-х. Так считает, например, Ж.-Ф. Лиотар: «вхождение общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры — в эпоху постмодерна», «начался, по меньшей мере, с конца пятидесятых годов, обозначивших в Европе конец ее восстановления. Он был более или менее быстрым в зависимости от положения страны, а внутри нее - от сектора активности; отсюда его общая рассогласованность, затрудняющая изображение целого» [124, с. 14]. Существует и позиция, согласно которой данный процесс отодвигается к концу 1930-х гг (К. Батлер, И. Хасан). По оценке У. Эко, применительно к усмотрению «начала» постмодернизма, обнаруживает себя тенденция относить его «ко все более далекому прошлому». Интерпретация, например, в постмодернистском ключе априоризма И. Канта как предвосхищающего идею означивания не чужда постмодернистской ретроспективе (В. Моран).

Среди философов, культурологов активно обсуждается вопрос постмодернизм - явление культуры XX-XXI вв. или он был в культуре в различных видах всегда?

Значение термина «постмодернизм» и существующие наряду с ним также термины «пост-современность» или «после модернизма» допускает по меньшей мере два толкования. С одной стороны, постмодернизм - постсовременность рассматривается как уникальность нашего переживания ситуации конца века, с другой - как совершенно особая культурная эпоха. Она представлена в концепции постиндустриального общества (Д. Белл, О Тоф-флер, Д. Гэлбрейт, Г. Кан и др.), в которой мы находим некоторые методологические основания постмодернизма (признаки «сопоставления и накопления» выдвигаются в качестве противовеса идее развития и прогресса); тезисе о «конце истории» Ф. Фукуямы [202], постструктурализме в философии и других гуманитарных науках (Ю. Кристева, Ж. Бодрийяр и др.).

С другой, - в отношении проблемы модерн-постмодерн среди предлагаемых современной постмодернистской рефлексией моделей ее решения конституируются крайние варианты: от видения постмодернизма как продукта эволюции и углубления презумпций модернизма (А. Гидденс, X. Летен, С Сулеймен) - до интерпретации его в качестве отказа от нереализованных интенций модернизма (Ю. Хабермас); от доминирующей тенденции противопоставления постмодернизма модернизму (Р Кунофф, Г. Кюнг, Г. Хоффман и др.) - до понимания постмодернизма в качестве продукта «реинтерпрета-ции» модернизма (А.Б. Зелигмен).

Существует и позиция, согласно которой постмодернизм - «постоянное функциональное звено во временном механизме культурных изменений» разных эпох (Н.С. Автономова, У. Эко). По мнению Н. С. Автономовой, [17, с. 18] у историков европейской культуры и искусств еще с начала XX века стала складываться схема контрастного чередования культурных эпох, ренессанс - барокко - классицизм - романтизм — модернизм. Каждая сменяющая эпоха, считает Н.С. Автономова, развивалась, как правило, в нескольких направлениях, одно из которых было постмодернистской реакцией. Это направление исходило из представлений, что все возможные завоевания в искусстве уже сделаны, что новым художникам остается только брать у классиков какой-то прием или совокупность приемов, какие-то их качества. Другое направление в культуре, искусстве, напротив, было совершенно новым по технике, настроению, содержанию и по форме.

Особенности воздействия постмодернистских идей на современную европейскую художественную культуру. Опасность разрушения личности

Культура постмодерна не дифференцируется на культурный центр и так называемую периферию (инакомыслие, ереси и т.п). Ацентричность культурного пространства постмодерна носит программный характер, как утверждал Л. Фидлер в статье «Пересекайте границы, засыпайте рвы»: «нет и не может быть ни элитарной, ни массовой культуры как таковых» [197]; и публикация данной работы в журнале «Playboy» практически и наглядно демонстрировала отрицание постмодернизмом аксиологической дифференциации культурного пространства. В данном аспекте постмодернистская концепция «заката метанарраций» оказывается созвучной концепции цивилиза-ционного поворота, фундированной идеей креативного диалога различных культурных традиций в контексте глобальной цивилизации, основанной на презумпции этнического полицентризма.

Благодаря стремительному расширению систем коммуникаций и транспорта, росту тиражей печатной и видеопродукции, доступности туризма, распространению телевидения, а, главное, развитию компьютерных сетей типа Интернет, «носителями» современной, и в этом смысле единой культуры, становятся миллионы и миллионы людей, самых разных по национальному «менталитету», возрасту, по принадлежности к той или иной конкретной локальной и социальной культуре и, что особенно важно, по образовательному и культурному «багажу».

В современном обществе художник может создавать произведения искусства в любой точке планеты. Во многом это произошло благодаря развитию массовых коммуникаций и сети Интернет. Бинарные оппозиции: «Восток» - «Запад», «центр» и «периферия» качественно изменились. Современные технологии сделали центр «нигде», а Вселенную «везде». Перемены в обществе, которые происходят с вступлением его в эпоху постмодернизма, приходят с требованием переосмысления понятия культуры, его более подходящей реконструкции с учетом нового содержания

Ф Джеймисон связывает приход нового периода в культуре с потребностями отражения новых форм общественной жизни и экономического порядка — общества потребления, театрализованной политики, масс-медиа и информатики [7, р. 113].

Ведущие западные философы и политологи (Ю. Хабермас [203], 3. Бо-ман [1], Д. Белл [3]) трактуют постмодернизм как культурный итог неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, «идеях конца истории» (Ф. Фукуяма), эстетическом эклектизме. В политической культуре постмодернизм означает развитие различных форм постутопической политической мысли. Идея политики исчезла, но продолжается политическая игра (Ж. Бодрийяр). В философии - торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике - постгуманизма постпуританского мира, нравственную амбивалентность личности.

Представители точных наук трактуют постмодернизм как стиль пост-неклассического научного мышления. Наука утратила роль доминанты общественного сознания. Мировоззренческой категорией, отражающей утрату былого влияния научного детерминизма стало понятие эпистемологической неуверенности. Для постмодернистской эпистемы характерно представление о мире как о хаосе, бессмысленном и непознаваемом, отказ от историзма и детерминизма. Психологи видят в нем симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, сюжету, мелодии, гармонии

Феномен постмодерна оказался связан с существенным усложнением политической, идейной и культурной композиции мира во второй половине XX века. Проблемное поле, охватываемое постмодернизмом, отличается многообразием, плюральностью и обнаруживается в постоянном расширении за счет сферы повседневности. Культура постмодернизма растворяется в политике, идеологии, экономике и приобретает театрализованный (о чем уже упоминалось выше), псевдобытийный характер, утрачивая при этом критическую дистанцию по отношению к социальной действительности и возможность воздействовать на нее. Так, характерной особенностью состояния культуротворчества во второй половине XX века стало смещение акцентов от традиционного и сущностного для системы культуры взаимодействий профессиональной и институциализированной культуры с повседневным, обыденно-бытовым пластом культуры.

Если в «старой» культуротворческой системе процесс целенаправленной трансляции влиял на повседневное культуротворчество как «идеологическое отношение», то в формирующейся культуротворческой целостности сама повседневность начинает вторгаться в целенаправленный культурный поток.

Культура постмодернизма - инновационная и техногенная по природе творчества, не только по-новому описывает социокультурную ситуацию современного индивида и, следовательно, соответствующие ей методы и способы его самоопределения, но и закладывает основания новой парадигмы рациональности в философии в виде все и вся пронизывающего эстетического воображения. Эстетизация смягчает действие симптома панического состояния общества, кризиса эсхатологической тоски индивида.

Эстетизирован стиль постнеклассического научного мышления. Эстетическое трактуется в широком смысле слова, как способность духа воспринимать, наблюдать, отмечать и т.д. Речь идет не о том, чтобы подвести наблюдения под понятия, а «об иной форме постижения - не о понятийном конструировании действительности, а о конструировании в воображении» [2, s. 74]. Так, эстетическое является скорее чувственным познанием, познанием, аналогичным рациональному мышлению, но не совпадающим с ним Он предполагает чувственные, миметические и имагинативные потенции, эстетическое конструирование действительности, которая по своей сути есть фикция. Образы, метафоры, формы созерцания, стили, фантазмы, проекции -средства реализации эстетического конструирования мира.

Произошедшие изменения в культуре XX века заставляют заново осмысливать проблему времени и вечности. Всего одним веком раньше культура была частью истории. Теперь история стала частью культуры. В результате обозначилась парадоксальная атрибутивная характеристика культуры - антиисторичность. Процесс эстетизации всей постсовременной культуры открывает принципиально новые возможности для овладения ходом исторического времени. Весь опыт мировой культуры включен в обиход путем ее ироничного цитирования, то же самое происходит с философским наследием [218] , художественным сознанием.

Взаимопроникновение искусства, обыденного сознания и художественно-бытовой культуры

Приоритет эстетического в философии постмодернизма повлиял на смену культурной парадигмы, для которой характерна новая эстетика. Разнообразные и весьма противоречивые ее феномены. Современные художественные процессы характеризуются глобальными изменениями в художественном сознании. Кумулятивные тенденции заменяются на рефлективные, которые не удается вписать в рамки стилевых или жанровых перемен. Многие понятия переосмысливаются столь радикально, что встает вопрос об исчезновении или полной трансформации понятий о времени и пространстве [88, 129], о человеке и творчестве, о художественном и эстетическом. Художественное сознание, как и общественное сознание в целом, отражает кризис современного общества и всех форм культуры.

Неспособность искусства трансформировать человека и изменить жизнь выразилась в кризисе искусства. Поиск выхода из сложившейся ситуации мы определяем в рождении новых видов искусства. Появляется искусство, поставившее под сомнение один из основных эстетических принципов всего традиционного искусства и раннего авангарда — принцип художественной условности. Новое искусство утверждает свой главный эстетический принцип: дистанция между искусством и реальностью должна быть минимальной или ликвидированной вовсе. Отсюда - участие в многочисленных акциях", хэппенингах , инсталляциях ""1, которые в соответствии с концепци ей постмодернизма приближают художника к зрителю, а зрителя - к искусству, как бы преодолевая элитарность последнего.

Художественные практики проникают в повседневную жизнь человека и через средства масс-медиа, что приводит к трансформации произведений искусства как объектов созерцания в воспроизводимую информацию о них. «Каждый день растет настойчивость все сильнее схватить объект, приблизить его, путем его сходства, воспроизводства» [161, с. 16].

Меняется сама форма существования искусства, оно оказывается «вытолкнутым» из своей ниши в зону культурной индустрии, что приводит к исчезновению дистанции объекта созерцания и созерцающего глаза. Данная человеку взамен созерцательной тактильности, активность глаза создает иллюзию близости, обладания, непосредственного участия, иллюзию, которая, тем не менее, полностью осознаваема.

Само искусство превращается в образ жизни, в результате чего произведение искусства становится не-искусством, простой документацией этого образа жизни. Текущая событийность приобретает клипоидный характер -«творческий» монтаж реальности.

Деконструкция мимесиса в эстетике постмодернизма означает отход от аристотелевской эстетики, сопровождающийся отказом от концепции художественной культуры как удвоения жизни. То, что является «искусством» эпохи постмодерна, удаляется от образного пространства произведения к оперативному пространству события, в себе самом самодостаточном.

Можно говорить также о безграничном расширении поля искусства, в котором равнозначны идеи художественного и антихудожественного. Подобные настроения в искусстве были отмечены еще во второй половине XIX - начала XX века Н. Бердяевым: «Искусство судорожно стремится выйти за свои пределы. Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство, то выше или ниже его» [31, с. 400].

На большей части выставок современного искусства можно констатировать окончательную отмену делений произведений на живопись, скульптуру и графику Зачастую бывает трудно, и даже невозможно, не только определить материальную форму этих произведений, но и классифицировать их в рамках существующих художественно-эстетических школ или течений. Иногда произведения обладают не только пространственной, но и временной протяженностью Адекватной классификацией по отношению к современному искусству было бы деление на образы, пространства и жесты [189]. Образы - это любые изображения вне зависимости от их реального происхождения, среди которых доминируют видео и кино. Пространства - это «тотальные инсталляции» , а также выставочные помещения, трансформированные в аттракцион, - при помощи света, запаха, движения и т.д. Наконец, жесты -это интерактивные инсталляции, реагирующие определенным образом на появление зрителя, телесные шоу, провоцирующие зрительскую реакцию.

Художники экспериментируют на границе культурно позволительных и непозволительных смыслов, расшатывая религиозные, философские, традиционные установления искусства и другие сдерживающие механизмы, пуская в ход запретные смыслы, образы. Пытаются оперировать с иррациональными, нелинейными и прочими нетрадиционными для культуры вещами, причем без высших легитимации, которые имеются в стабильных, традиционных культурах.

Похожие диссертации на Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ