Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Казибекова Гюльжаган Каировна

Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи
<
Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казибекова Гюльжаган Каировна. Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Махачкала, 2007 149 с. РГБ ОД, 61:07-9/529

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 10

1.1. Молодежь в социальной структуре общества 10

1.2. Состояние и тенденции развития ценностных ориентации современной молодежи 41

1.3. Основные молодежные проблемы и роль государственной политики в их решении 77

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 87

2.1. Трансформация духовно-нравственных ценностей и ценностных предпочтений молодежи в современном российском обществе 88

2.2. Отношение к знанию как ценности и его приобретение современной молодежью 102

2.3. Политические ценности и приоритеты молодежи 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135

БИБЛИОГРАФИЯ 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное российское общество проходит глубокое реформирование всех сфер жизнедеятельности, масштабность которых свидетельствуют о глубоких процессах модернизации. В обстановке объективного возрастания интереса к проблемам приспособления, связанным с модернизацией государства и общества, философское постижение социальной адаптации личности к текущим переменам представляется как никогда актуальным. Современный молодой человек вовлечен в глобальный процесс перемен, в котором постоянно сталкиваются противоположные ценности и ориентации, бросающие вызов и требующие адекватного выбора необходимых решений.

В условиях динамичных трансформаций социальной системы столь же динамично трансформируются и элементы духовного сосуществования людей, особенно в социальной среде молодого поколения. Возникают новые коллективные формы духовной самоорганизации молодежи, среди которых важное место занимают духовно-нравственные ценности.

Традиционно доминирующие ценности теряют свою роль и становятся сильно зависимыми от складывающейся ситуации в жизни молодежи. Это стало вполне заметным по той причине, что положение молодежи в современном российском обществе достаточно противоречиво.

Исследование влияния трансформации общественно-политических процессов на духовно-нравственные ценности молодежи требует социально-философского осмысления, которое позволит всесторонне раскрыть ее природу, глубже понять влияние данного фактора на формирование сознания и поведение молодёжи, расширить представление о детерминантах, определяющих качественные изменения социокультурных характеристик молодежи как социальной группы, и выявить особенности формирования индивидуального и группового сознания молодежи в гармоничном соотнесении общественно значимых и индивидуальных норм и ценностей.

Все это в совокупности и обуславливает актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема духовных ценностей берет свое начало еще в работах античных мыслителей, но наибольшую разработку получила в трудах Г. Гегеля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Развернутая социально-философская концепция духовно-нравственной жизнедеятельности общества представлена в марксистском подходе, опирающемся на диалектический метод. Некоторые теоретические аспекты изменения сознания молодёжи были затронуты в неомарксистских концепциях трансформации общества (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), в теориях структурного функционализма Т. Парсонса, системного подхода Н. Лумана в социологии, в теории переходного возраста, психоналитических концепциях.

Особым теоретико-методологическим основанием философского анализа особенностей духовно-нравственных ценностей различных социальных групп предстает разработка концепции социального развития молодежи В.И. Чупрова, в которой дается обоснование ее субъектности в духовном производстве и в духовной жизни. Анализ различных аспектов духовно-нравственных приоритетов молодежи содержится также в специальных философских и социологических теориях Е.А. Гришиной, В.И. Добрыниной, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, А.А. Козлова, В.Т. Лисовского, В.И. Староверовой, А.А. Щегорцова и др.

Разработке актуальных проблем духовно-нравственной жизни в современной отечественной социальной философии и социологии посвящены работы М.С. Кагана, Л.Н Когана, Ф.И. Минюшева и др.

Проблемам выявления духовно-нравственных ценностей дагестанского социума посвящены работы таких ученых, как P.M. Абакарова, М.А.Абдуллаев, А.Г. Агаев, А.К.Алиев, М.И. Билалов, О.М. Гусейнов, Э.Ф.

Кисриев, М.Г.Курбанов, P.M. Магомедов, С.Ш. Муслимов, Д.С. Шихалиева и

Др.

Тем не менее, заметим, что в социально-философской литературе, практически, отсутствует комплексное исследование ценностных ориентации современной молодёжи и механизмов ее регуляции в условиях трансформирующейся социальной среды.

Объект исследования - духовный мир молодого человека, в котором постоянно актуализируется система ценностных ориентации, объективно переходящих от одних форм устойчивого функционирования к другим, более сложным и зрелым, при условии динамичного развития личностных особенностей молодежи.

Предмет исследования: ценностная саморегуляция духовно-нравственной жизни современной молодёжи в условиях трансформации общества.

Цель исследования состоит в разработке основ социально-философского изучения ценностных предпочтений молодежи с учетом трансформационных процессов в жизнедеятельности современного общества.

В соответствии с данной целью поставлены следующие исследовательские задачи:

- обосновать социальную значимость молодежи в социальной структуре общества и ее роль в последующей трансляции духовно-нравственных ценностей;

проанализировать специфику современных социальных предпочтений в молодежной среде;

выявить особенности и тенденции изменения духовно-нравственных приоритетов современной дагестанской молодёжи в условиях трансформации социума;

- исследовать основные современные направления и динамику в изменении ценностных предпочтений дагестанской молодёжи.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: диалектический подход к анализу духовной жизни молодёжи как сложной целостной структуры, осмысливаемой в ее взаимосвязи с обществом; философские и общесоциологические принципы исследования - развития и всеобщей связи, диалектического единства анализа и синтеза, объективности, системности, историзма, детерминизма. Предмет и объект исследования рассматриваются в единстве системно-структурного и социально-генетического подходов, с учетом междисциплинарного анализа и других смежных методов исследования.

Теоретической базой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы теории духовно-нравственной жизни, становления молодёжи как субъекта общественного процесса.

Эмпирической базой исследования послужили материалы исследования «Динамика ценностных ориентации дагестанской молодёжи в условиях трансформации общества», осуществленного автором на базе кафедры прикладной социологии ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет», филиал г. Махачкала в 2000-2006 гг. Всего в анкетировании и интервьюировании приняло участие 824 респондента, обучающихся в Дагестанском государственном университете, Дагестанском государственном педагогическом университете, Дагестанском государственном техническом университете, Дагестанской государственной медицинской академии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в использовании новых методологических подходов к изучению ценностных предпочтений и особенностей духовно-нравственных характеристик современной молодежи в условиях трансформации общества.

Научная новизна исследования также прослеживается в положениях, выносимых на защиту:

1. Трансформации социальной системы в современном обществе
охватывают все процессы, происходящие в жизни людей. Современный
молодой человек вовлечен в глобальный процесс перемен, в котором
постоянно сталкиваются противоположные ценности и ориентации,
требующие от молодого поколения адекватного выбора и принятия
необходимых решений.

В качестве трансформаций социальной системы рассматриваются процессы последовательной смены внутренних качеств, структур, функций и свойств самой социальной системы, при переходе ее от одних способов устойчивости к другим. В условиях динамичных трансформаций социальной системы столь же динамично трансформируются и элементы духовного сосуществования людей, - особенно в социальной среде молодого поколения. Возникают новые коллективные формы духовной самоорганизации молодежи, среди которых важное место занимают духовно-нравственные ценности.

2. Современная молодёжь развивается в крайне неблагоприятных
социокультурных условиях, связанных с системным кризисом российского
общества, в котором нарастает конфликт поколений и нивилируются
традиционные ценности, и в этих условиях роль и значение молодежи
двойственны - она является носительницей не только потенциала
прогрессивных перемен в обществе, но одновременно и достаточно мощного
взрывного фактора социальной нестабильности.

3. Молодежь рассматривается как специфическая социально-
демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе
определенных, присущих только ей характерных однородных признаков
(возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления,
поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником

социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.

4. Современное положение молодых людей в обществе является
нестабильным. В период, когда идет переоценка ценностей и норм,
молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её
жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Условия нестабильности
переходного периода приводят к обострению молодежных проблем: потеря
социальных гарантий; утрата чувства собственной безопасности; снижение
жизненного уровня; неудовлетворенность материальным положением,
жилищными условиями, работой.

  1. Исследование показывает, что в отношении молодежи к получению образования преобладает утилитарный подход. Образование перестает быть самостоятельной ценностью. Оно является не столько самостоятельной ценностью и становится преимущественно средством для достижения более высоких позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью. В последние годы произошел заметный сдвиг в целевых ориентациях молодежи, связанный с подчинением ценности образования задачам личного обогащения. Иными словами, образование ценится в той мере, в какой оно приносит доход и повышает статус.

  2. Демократизация общественной жизни и проведение курса рыночных реформ, с одной стороны, позволило каждому человеку стать социально и политически активным, выражать свое мнение, в той или иной мере влиять на политическую ситуацию в стране, с другой - повлекло за собой разрушение прежних стереотипов мышления и поведения, системы сложившихся ценностей. На первый план выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии. В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и в то же время быстро приспосабливается к новым условиям жизни. Политические процессы и

другие социально-значимые события не привлекают внимания молодежи, если непосредственным образом не затрагивают ее собственные интересы.

Научно-практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования позволяют углубить теоретические представления о сущности и содержании изменений, происходящих в духовно-нравственной жизни молодежи, систематизировать и концептуализировать новое знание о характере протекающей трансформации духовных ценностей. Они могут быть использованы: в дальнейших исследованиях проблем молодежи; в ходе модернизации системы образования полиэтничных субъектов Российской Федерации; в процессе преподавания дисциплин общегуманитарного цикла в вузах (философии, социологии и культурологи, а также специальных обществоведческих дисциплин).

Молодежь в социальной структуре общества

Современное российское общество проходит глубокое реформирование всех сфер жизнедеятельности - это и создание основ рыночной экономики, и формирование гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В обстановке объективного возрастания интереса к проблемам приспособления, связанным с модернизацией государства и общества, философское постижение социальной адаптации личности к текущим переменам представляется как никогда актуальным. Вместе с тем философский анализ социальной адаптации личности - понимаемой как совокупность особых системообразующих свойств, позволяющих человеку выстраивать свою жизнь, придавать ей ценность, целостность и смысл1, -настоятельно требует междисциплинарного подхода, способного реализовать учёт всего комплекса социокультурных, экономических, политических и психологических факторов и влияний на статические и динамические характеристики индивидуального приспособительного процесса.

Трансформации социальной системы в современном обществе охватывают все процессы, происходящие в жизни людей. Современный молодой человек вовлечен в глобальный процесс перемен, в котором постоянно сталкиваются противоположные ценности и ориентации, бросающие вызов и требующие адекватного выбора необходимых решений.

В качестве трансформаций социальной системы рассматриваются процессы последовательной смены внутренних качеств, структур, функций и свойств самой социальной системы, при переходе ее от одних способов устойчивости к другим. В условиях динамичных трансформаций социальной системы столь же динамично трансформируются и элементы духовного сосуществования людей, - особенно в социальной среде молодого поколения.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии происходящих перемен на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит дальнейшее социальное развитие всего общества в целом, его энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов. В начале текущего столетия эта проблема принимает глобальный характер, так как от социальной ориентации молодежи таких крупных государственных образований к которым продолжает относится Россия зависит будущее развитие Земной цивилизации в целом.

По официальным данным на 1 января 2002 года в России проживало 36 млн. молодых граждан (каждый четвертый её житель). Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, к концу 2007 года она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% (в регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%). Этот демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом РФ с учетом сложившейся ситуации и тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения.

Современными исследователями молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий - важный показатель позиции молодежи в обществе. В.Чупров отмечает, что "...отличительное социальное качество молодежи... определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся... структуру общественных отношений ".

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения). Молодежь принято делить на четыре возрастные группы: 1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания,

Состояние и тенденции развития ценностных ориентации современной молодежи

Основной социально-философской проблемой, определяющей взаимоотношения между миром и человеком, является духовная жизнь человека, где основную роль играют те базовые ценности, которые лежат в основе его существования.

Выступая в качестве критериев духовного и социального развития человека, духовные ценности выражают смысл его существования и жизнедеятельности. К таким базовым ценностям относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, характеризующие степень реализации человека как личности и свободу его выбора.

Рассматривая роль духовных ценностей в жизнедеятельности человека, прежде всего следует особо подчеркнуть значимость здоровья как одной из базовых ценностей. В этой связи трудно не согласиться с автором знаменитых «Афоризмов житейской мудрости» А. Шопенгауэром, утверждавшим, что «девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают... Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях; вернее, всем этим стоит пожертвовать ради здоровья»22. Иными словами, отношение человека к своему здоровью должно быть сознательным.

Определяя ценность человека как личности, важно понять уровень его духовного развития, оценить его вклад в общественный прогресс, полезность его дела для других людей. Очевидно, что с этой точки зрения большей ценностью обладает жизнедеятельность выдающихся людей, с именами которых связаны целые эпохи в развитии человечества, его духовность. Однако такой подход в оценке человека как личности не выражает принцип гуманизма, согласно которому уникальна и бесценна жизнь любого человека, так как каждый человек наделен индивидуальными неповторимыми чертами и свойствами. «Ценность личности, - как отмечал выдающийся русский философ Н. А. Бердяев, - есть высшая иерархическая ценность в мире, ценность духовного порядка»23.

Человек как личность не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть закономерности его развития, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и не должное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое, нравственное и безнравственное и т. д.

Основные ценности, традиционно относимые к духовности г- духовно-нравственные, эстетические, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные) - составляют единое целое, называемое в общественном сознании духовной культурой. Кроме перечисленных ценностей, в структуру духовной культуры включается и наука, которая не является предметом нашего рассмотрения в данном контексте.

Понятия «духовность», «духовная культура» наряду с такими как «дух», «душа», «духовное», «душевное» в последнее время часто употребляются в научных исследованиях и средствах массовой информации. В современной социально-философской литературе многократно встречаются такие выражения, как духовность, духовная жизнь, духовное развитие, духовная культура, духовное возрождение народов, духовное освоение мира и т. д. С. Л. Франк, указывая на неоднородность внутреннего мира человека, пишет, что в этом мире проявляются переживания или чувства «периферического», «внешнего» типа, связанные с физическим ощущением удовольствия, горечи, страха и тому подобное. Но в то же время имеются глубинные переживания, более полно выражающие природу человеческого существа. С. Л. Франк при этом определяет переживания первого рода как душевные, а вторые - как духовные24. О роли и значении душевного и духовного в жизнедеятельности человека, в практическом освоении им действительности пишет и В. Г. Федотова .

Сегодня все более значимым становится преодоление раздвоенности в духовно-нравственном состоянии общества, где, с одной стороны, плюрализм есть определенный качественный этап на пути демократизации всех сфер его жизни, а с другой, он же может утратить свое позитивное значение, поскольку на его почве произрастает идеология невежества. Тем не менее, «издержки» современного этапа общественного развития не должны заслонять главного - общество и личность стоят перед проблемой духовного обновления, и ее надо решать на основе разработки наиболее конструктивных программ, учитывающих специфику ценностных ориентации молодого человека в современном мире. Сама целостность общества удерживается в таком состоянии в случае стабильного «удержания» собственной духовной целостности каждым конкретным индивидуумом.26 Это, в свою очередь, обязывает нас к поиску наиболее оптимальных путей взаимодействия всех сфер социальной реальности и нравственного мира современной молодежи в процессе его духовного обновления.

Трансформация духовно-нравственных ценностей и ценностных предпочтений молодежи в современном российском обществе

Ценностно-нормативная основа личности выступает как мировоззренческая основа жизнедеятельности личности. Когнитивный аспект сознания является также основой формирования духовности человека - рациональности как мыследеятельностной способности воспроизводить и производить мир в интерсубъективной плоскости. Это качество рассматривается как одно из важнейших во всех педагогических системах мира. Именно на пробуждение мысли воспитанника ориентировались великие педагоги Востока и Запада («сократическая беседа», «вопросы к учителю» у Конфуция, парадоксальные приемы у наставников дзен-буддизма, игровой метод у Эразма Роттердамского и Яна Амоса Коменского, «проблемные ситуации» у Руссо и Дистервега). Центральным свойством интеллекта является понимание как способность личности адекватно воспринимать и конструировать смыслы и модели природы, человека и мира (в широком смысле - «тексты культуры» как смысловые и содержательные матрицы бытия, опосредующие отношения субъекта и объекта познания).

Духовные ориентации молодежи, рождаясь в новых условиях жизни, под влиянием новых проблем могут либо совпадать с действительностью и быть реальными, нацеливающими на успех в жизни, либо не совпадать с ней и становиться иллюзорными и мешать дальнейшему развитию.

Если духовно-нравственные ценности молодежи уводят ее в сторону от объективных процессов развития общества, то общество неизбежно приходит в упадок и тенденции регресса усиливаются. Поэтому в социальной философии и в других гуманитарных науках актуализируется потребность взять под контроль эту ситуацию и не пустить ее на самотек.

Для современной молодежи, опрошенной нами в ходе социологического исследования, наиболее значительными являются: деньги, здоровье, жилищная проблема, возможность получения образования, повышение квалификации, карьера, продвижение по службе. Значимость проблемы изменяется в зависимости от возраста так, для современной молодежи наиболее значимыми являются (приведем пять наиболее важных): деньги (43,8%), здоровье (37,4%), жилищная проблема (24,7%), возможности получения образования, повышение квалификации (23,9%), карьера, продвижение по службе (15,3%). При этом здоровье занимает 2-е место и у 17-летних (36,2%) и у 31-летних (37,4%). 17-летняя молодежь важными считает: - образование (39,6%), 3 - деньги (35,5%), 4 - материальная зависимость от родителей (21,6%), 5 - любовь (16,9%). 31-летняя молодежь приоритет отдает другим проблемам: 1 -деньги (54,3%), 3- жилищная проблема (33,9%), 4 - воспитание детей (24,6%), 5 - возможность потерять работу (23,6%).

Проблемы материального характера молодежи:

- низкая зарплата или стипендия

- возможность работы по специальности

- кредит для покупки жилья

- предоставление рабочих мест выпускникам учебных заведений

- помощь молодой семье

- медицинское обслуживание.

Решение этих проблем под силу только государству. И их реализация определяет степень доверия органам власти и электоральную активность.

Проблемы молодежи анализируются специалистами Института молодежи, которые утверждают, что молодое поколение сегодня демонстрирует "стремление к согласию и гражданскому миру" и придерживается "выжидательной позиции". В молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовности к жизни и работе в новых условиях. Молодежь в целом представляет себя в образе активного, прагматичного, и идеологически толерантного человека.

Похожие диссертации на Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи