Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческий потенциал российского студенчества: социально - философский анализ Байгильдина Зарема Фаткулбаяновна

Творческий потенциал российского студенчества: социально - философский анализ
<
Творческий потенциал российского студенчества: социально - философский анализ Творческий потенциал российского студенчества: социально - философский анализ Творческий потенциал российского студенчества: социально - философский анализ Творческий потенциал российского студенчества: социально - философский анализ Творческий потенциал российского студенчества: социально - философский анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байгильдина Зарема Фаткулбаяновна. Творческий потенциал российского студенчества: социально - философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Байгильдина Зарема Фаткулбаяновна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2009.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/48

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследование творческого потенциала российского студенчества, путей его формирования и актуализации приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда реформирование главных социальных институтов требует от системы высшего образования подготовки нового типа специалистов: творческих, самостоятельно мыслящих, умеющих принимать ответственные решения.

В условиях, когда коренные качественные изменения в общественной и государственной жизни России, начавшиеся в 90-е годы ХХ века, поставили людей перед необходимостью проявлять инициативу, утверждать себя действием, творить самого себя и окружающий мир, изменились требования к качествам и умениям, которыми должны обладать выпускники высшей школы. Если несколько десятилетий назад достаточно было иметь высокий уровень теоретических знаний, логическое мышление и умение ими пользоваться на практике в условиях стабильной, не подверженной изменениям системы управления плановой экономикой, то приход рыночных отношений предъявил к молодым специалистом несколько иные требования , вывел на первое место творчество, изобретательность, способность к инновациям, умение выявлять и решать проблемы.

Проблема формирования творческого потенциала российского студенчества приобретает новое значение в условиях глобального мирового кризиса, который разрушает экономические, политические, духовные основания жизнедеятельности российского общества. Объективная логика изменяющихся условий жизнедеятельности общества требует вовлечения в процессы антикризисных мероприятий специалистов–профессионалов, способных к осуществлению творческой, преобразовательной деятельности. В этой связи актуализируются потребности общества в воспитании самостоятельной личности, умеющей нестандартно мыслить, принимать новые решения и нести за них ответственность.

Проблема изучения творческого потенциала современного российского студенчества обусловлена рядом обстоятельств: потребностью в осмыслении необходимости раскрытия и повышения творческого потенциала студенчества и определения путей реализации этой сложной задачи; отсутствием четко обоснованных подходов к выявлению путей формирования творческого потенциала современного российского студенчества; неготовностью современного российского общества и системы образования использовать существующие знания, наработки, опыт для наиболее полного раскрытия творческого потенциала студенчества; недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса .

Степень научной разработанности проблемы. Для осмысления проблемы формирования творческого потенциала российского студенчества существенное значение имеют исследования философов, социологов по проблеме творчества, творческого потенциала личности, высшего образования и студенчества, осуществленные в истории философии, а также исследованиях современных ученых. Их можно разделить на два блока.

I блок – работы, посвященные различным аспектам проблемы творчества. Общетеоретические и философские подходы к изучению творчества, творческого потенциала личности, представлены в работах Платона, Гераклита, Аристотеля, Р. Декарта, Д. Локка, Г.В. Лейбница, в трудах представителей немецкой классической философии - И.Канта, И. Фихте, Ф.В.Шеллинга, В.Ф.Гегеля. Важная роль в анализе проблемы принадлежит учению К.Маркса о сущностных силах человека. Значительный вклад в разработку проблем творчества внесли русские философы XIX - начала ХХ в. - В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Бердяев, Вл. Соловьев, С.Н.Булгаков.

Необходимо отметить, что в отечественной науке в начале 20 века проблемы творчества исследовались в основном в рамках изучения одаренности и гениальности (М.А.Блох, С.О. Грузенберг, П..Энгельмейер и др.). В работах этих авторов изучалась творческая активность человека в отдельных областях деятельности, творчество рассматривалось как сплав одаренности и трудолюбия.

В 30-70 годы ХХ века исследования велись преимущественно в рамках психологии. исследования способностей и условий их целенаправленного формирования. Это работы Л.С.Выготского, Э.А.Голубевой, А.Н.Лука, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и др.

Комплексные исследования творчества в нашей стране начались с 1963 г, когда в Ленинграде состоялся 1-й симпозиум по проблемам творчества. В 1974 г. состоялся всесоюзный семинар по методологическим проблемам творчества, где впервые рассматривались положения общей теории творчества. В 1985 г. решением Президиума ФО СССР была создана Всесоюзная секция по проблемам методологии и теории творчества.

Разработанная за эти годы теория творчества, являющаяся составной частью философии, раскрывает сущность творчества, его структуру, закономерности и логику, его социальное значение и место в жизни общества, показывает социальную обусловленность творчества и пути его оптимизации. Изучение творчества философскими науками позволило обогатить проблематику философии и дать новое освещение ряду фундаментальных философских проблем. В русле указанной традиции было дано содержательное осмысление различных граней проблемы творчества – достаточно назвать работы Г.С. Батищева, Э.В. Ильенкова, В.С. Библера, Г.Я.Буша, М.С. Кагана, Б.М. Кедрова, Н.П. Французовой.

Проблеме творчества значительное внимание уделяют такие ученые как В.Ф. Овчинников, А.Т.Шумилин, В.Н. Сагатовский, А.Н.Лощилин, В.Т Кудрявцев , С.Н. Семенов, В.Т. Николко и др.

За последние три десятилетия был опубликован ряд монографий и сборников, специально посвященных изучению различных вопросов творчества - его сущности и содержания, творческого мышления, творческой активности сознания, методикам эвристики. Вышли монографии Б.В. Новикова, В.С. Швырёва, Г.С. Батищева., В.А. Яковлева, В.А. Цапок, А.Т. Шумилина, В.Н.Николко, С.Н Семенова, А.Н. Лощилина, А.И.Столетова и др.

II блок работ – исследования, посвященные социально-философским проблемам развития высшей школы и студенчества.

Учеными нашей страны многочисленные проблемы высшей школы и студенчества разрабатываются довольно активно. В последние несколько десятилетий появился ряд работ, в которых нашли отражение результаты исследований различных сторон жизни студенчества: социальные источники пополнения различных отрядов специалистов, тенденции изменения социального состава студенчества и пути его регулирования, жизненные планы и ценности ориентации, учебная и общественная деятельность, бюджет времени и быт, факторы оказывающие влияние на выбор профессии в сфере высококвалифицированного труда, проблемы перемещений в связи с получением высшего образования. Можно назвать таких авторов, как Лисовский А.В., М.Х.Титма, М.Н.Руткевич, В.Н Шубкин, Л.Я.Рубина , С.Н.Иконникова, Ф.С.Файзуллин, А.Б.Курлов, А.Ф.Файзуллин и др. Социальный облик студенчества в условиях трансформирующегося и нестабильного российского общества описан в работах Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко, Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькова, В. Волова, В.А. Сибирева, Н.А. Головина, М.Р. Радовеля , Д.М .Азаматова и других авторов.

Роль молодого поколения России в процессе общественного воспроизводства в условиях интеграции России в международное пространство освещается в работах Лапина Н.И., Дудченко О.Н., Беляевой Л.А., Бондаренко О.В., Мытиль А.В., Марченко Т.А., Щербаковой Л.И. и других.

В то же время, мы выяснили, что на сегодняшний день среди ученых-философов нет единства во взглядах на определение сущностной характеристики и основных признаков творчества. Вероятно, это в значительной мере объясняется глобальностью и сложностью проблемы, требующей комплексности в ее исследовании. Вместе с тем, содержание понятия творческий потенциал российского студенчества, его объем и структура в философской литературе раскрыты недостаточно, до сих пор в литературе нет работ, в которых бы давался анализ творческого потенциала российского студенчества в его целостности, социальный и социально-психологический механизмы его формирования, развития и реализации, объективные условия и субъективные факторы, детерминирующие этот процесс. Наличие социального заказа, с одной стороны, и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы, с другой, предопределили необходимость и целесообразность осуществления данного исследования.

Объект исследования – российское студенчество.

Предмет исследования – творческий потенциал российского студенчества.

Цель исследования – пути формирования и актуализации творческого потенциала российского студенчества.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие взаимосвязанные задачи исследования:

рассмотреть методологические аспекты исследования творческого потенциала студенчества;

доказать влияние процессов глобализации на российское студенчество;

раскрыть роль профориентации в формировании и актуализации творческого потенциала студенчества;

выявить воздействие научно-исследовательской работы современного российского студенчества на формирование и актуализацию его творческого потенциала;

исследовать проблему гуманизации высшего образования и ее влияния на творческий потенциал российского студенчества;

проанализировать накопленный в нашей стране опыт обучения студенчества методам творчества и обосновать необходимость такого обучения для актуализации творческого потенциала студенчества.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

- обосновано понимание творческого потенциала студенчества как качества, характеризующего возможность данной социальной группы при наличии определенной цели актуализировать свои задатки и способности, создавая в различных видах деятельности новые элементы материального мира и духовной культуры;

- доказана положительная роль воздействия глобализации на развитие творческого потенциала студенчества как наиболее активной, подвижной части общества;

- раскрыта роль гуманизации высшего образования в современной России как одного из путей формирования и актуализации творческого потенциала современного российского студенчества;

- уточнено определение гуманизации высшего образования как метода научного воспитания и обучения, при котором в центре внимания оказывается человек, и гуманитаризации как формы организации высшего образования; обосновано, что гуманитаризация выступает как организация деятельности вуза, направленная на формирование гуманистического мировоззрения, профессиональных и гуманистических ценностей будущих специалистов;

- доказана роль научно-исследовательской работы как действенного средства развития творческого потенциала студенчества, закрепляющего теоретические знания, дающего возможность приобретения исследовательских навыков в процессе социально-полезной деятельности по решению практических и научно-теоретических задач;

- обоснована возможность и необходимость обучения студенчества технологиям творческой деятельности (системный анализ, ТРИЗ, АРИЗ, ФСА и т.д.) с целью актуализации его творческого потенциала.

Методологическим основанием анализа формирования и актуализации творческого потенциала российского студенчества являются социокультурный, а также элементы аксиологического и системно-деятельностного подходов. В диссертации использованы фундаментальные философские принципы объективности, всеобщей связи и развития, анализа и синтеза, единства логического и исторического.

Теоретическая значимость диссертации заключается в осмыслении концептуальных оснований социальной деятельности, существенным результатом которой является актуализация творческих социальных сил студенчества в конкретных результатах ее жизнедеятельности (учебной, научной, научно-практической). Конкретизация понятия “творческий потенциал студенчества” позволяет определить его место в системе социально-философских категорий. Намечены пути дальнейшего развития такого направления социальной философии как философия творчества.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что использование ее результатов может применяться в организации образовательного процесса в вузе: выводы диссертации могут быть применены в профориентационной работе в школе и вузе, организации самостоятельной и научной работы студентов, использоваться при составлении учебных планов и программ. Полученные в ходе нашего исследования и анализа опыта профориентационной работы передовых вузов страны данные позволяют нам выявить мотивацию поступления в те или иные вузы; уровень осведомленности абитуриентов о будущем вузе и получаемой специальности, о требованиях, предъявляемых к студентам; степень удовлетворенности выбором; проблемы, связанные с недостаточно хорошей работой системы профориентации; дать практические рекомендации по ее качественному улучшению.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертации апробировались на научных и научно-практических конференциях, в том числе, международных: “Роль науки в ускорении научно-технического прогресса” (г. Уфа, 1996г.); “Научно-технический прогресс и творчество” (г. Москва, 1997г.); ”Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие”(г. Пенза, 2005г.); “Социально-гуманитарное знание : поиск новых перспектив”(г .Пенза, 2006г.); всероссийских конференциях: “Искусство, наука, техника”(г. Уфа, 1990г.); “Методологические вопросы труда и профессии” (г. Уфа, 1990г.) ; “Обновление общества – проблемы и перспективы” (г. Уфа, 1990г.); “Методологические проблемы труда и профессии” (г. Уфа, 1990г.); “Проблемы и перспективы российской экономики”(г. Уфа, 2005г.); ”Социальные проблемы регионов. Пути их решения “ (г. Пенза, 2006г.); “Актуальные проблемы теории и практики массовых коммуникаций” (г. Уфа, 2009г.); “Состояние и перспективы развития торговли, бизнеса и малого предпринимательства” (г. Уфа, 2005г.) ; на республиканской научно-практической конференции “Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы”(г. Уфа, 2005 г.) ; и др. Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях общим объемом 8,2 п.л. .

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Список использованной литературы включает 235 наименований. Общий объем работы составляет 154 страницы.

Похожие диссертации на Творческий потенциал российского студенчества: социально - философский анализ