Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ "Я" Интернет-зависимых и Интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве Наумова Татьяна Альбертовна

Образ
<
Образ Образ Образ Образ Образ Образ Образ Образ Образ Образ Образ Образ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наумова Татьяна Альбертовна. Образ "Я" Интернет-зависимых и Интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Наумова Татьяна Альбертовна; [Место защиты: ГОУВПО "Ярославский государственный университет"]. - Ярославль, 2008. - 138 с. : 2 ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Проблема образа «Я» в социальной психологии Ю

1.1. Классические подходы к проблеме. образа «Я» в психологии 10

1.2. Образ «Я» в виртуальном пространстве 16

1.3. Онтологический подход в исследовании конструирования 34

образа «Я» в виртуальном пространстве

ГЛАВА II. Методы исследования конструирования образа «Я» в виртуальном пространстве 43

2.1. Организация исследования 43

2.2. Методы исследования 45

2.3. Этапы исследования 49

ГЛАВА III. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация 52

3.1. Исследование образа «Я» в виртуальном пространстве Интернет - независимых и Интернет - зависимых испытуемых 52

3.2. Особенности личностных характеристик «независимых» и «зависимых» испытуемых 65

3.3. Социально-психологический анализ групп «независимых» и «зависимых» испытуемых 71

ГЛАВА IV. Рекомендации педагогам и практикующим психологам 101

Выводы 106

Список литературы 108

Приложения 120

Введение к работе

На этапе перехода общества от индустриального к информационному человек существует в раздвоенном мире социального и информационного бытия. Социальное бытие хорошо организовано и четко структурировано, создавая- человеку строгие, рамки самокатегоризациш и: самоопределения.. Информационное же бытие безгранично! и многоформенно, что вынуждает человека искать формы самоопределения и идентичности. Присутствие: в информационном пространстве требует вербальности, что выставляет на передний план самопрезентации и самоописания: Изучение: поведения* человека, в информационном; социуме является: одной; из интереснейших тем исследования* современности: Это связано; с исследованием такого центрального ядра как, самопрезентация в-Интернет — сообществе.

В разное время: множество исследователей определяли образ «Я» в; рамках психоаналитического? подхода 31; Фрейда; «Я; — концепции» Бернса; взаимосвязи личности и- культуры И1Є. Кона; анализа психологических: закономерностей: когнитивной работы человека социальной: информацией? Е.М; Андреевой; а также влияния восприятия окружающих людей на:. самоидентичность человека реальности Лэйнга^ проприотических. функций; . самости Олпорта; исследования1 социального ролевого поведения в,ситуациях взаимодействия; и влияния- социальной роли на индивидуальность, А.Л: Гройсмана; ВЖ King, Е. Janis шдр:

При этом основным- направлением исследованияшичностда через; образ «Я» являлась самоидентичность реального мира. Однако? на современном-этапе тотальной компьютеризации происходит, как уже было; сказано, формирование новой социальной реальности-виртуального? сообщества; где: первоначальный подход- к самоидентичности смещается в сторону самопрезентации, самопредставления: А возможность, экспериментировать с идентичностью, проживать, одновременно несколько жизней, приводит некоторых пользователей Интернет — сообщества к зависимости от этого

4 процесса. Данный процесс сформировал ряд проблем современного

виртуального сообщества. Это проблема в различии конструирования образа «Я» представителей Интернет — сообщества, как имеющих зависимость от виртуальности, так и без нее. Это различие ложится в основу социально-психологического исследования самопрезентации в Интернет — сообществе. Особенности и закономерности создания собственного- образа в виртуальности представляют основу исследования- групп в Интернет сообществе, возможность психологической и коррекционной работы в тех группах, где наблюдаются те или иные девиации, а также психотерапевтическая работа с индивидуумами, склонными к различным социальным напряжениям и внутриличностным конфликтам. Таким образом, актуальность исследования связана с поиском закономерностей и особенностей конструирования собственного образа Интернет - зависимых и Интернет — независимых социальных агентов, с рассмотрением самопрезентации как попытки создания целостного* образа* «Я». Инструментальным средством для этого является способ создания собственных web-страниц, самоописанием как основы самопрезентации в Интернет - сообществе.

Цель исследования - изучение образа «Я» в ситуации взаимодействия социальных агентов.

Объект исследования - образ «Я» социальных агентов.

Предмет исследования — образ «Я» Интернет - зависимых и Интернет - независимых социальных агентов в виртуальном пространстве.

Гипотеза исследования:

Существуют различия в модельном представлении категориальных структур индивидуального сознания социальных агентов по таким характеристикам образа «Я», как целостность, согласованность и взаимосвязанность.

5 Дополнительная гипотеза:

Для Интернет — зависимых социальных агентов характерен свой способ

представления образа «Я», проявляющийся в самопрезентации.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме образа «Я» в реальном и виртуальном сообществах.

  2. Выявить особенности создания образа «Я» у Интернет — зависимых и Интернет - независимых социальных агентов.

  3. Исследовать структурно-динамические характеристики образа «Я» у Интернет - зависимых и Интернет — независимых социальных агентов:

4. Изучить социально-психологические особенности Интернет -
зависимых и Интернет — независимых социальных агентов.

5. Выявить специфику самопредставления Интернет - зависимых и
Интернет - независимых социальных агентов.

Методологические и теоретические основы исследования: Принцип детерминизма (С.Л: Рубинштейн); принцип системной организации психики человека (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Завалишина, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В:Д. Шадриков); принцип двойственности качественной определенности человека и его жизненного мира (Л.Я. Дорфман); современные исследования в области общей и когнитивной психологии (В.П. Зинченко, А.В.Карпов, В.А. Мазилов); социальной г психологии (В.В. Козлов, В.А. Назаров, В.В. Новиков, Н.И. Фетискин); теоретическое основание - работы- в* области- субъектного подхода К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, С.Л'. Рубинштейна. Онтологический подход, заявленный в философии и психологии С.Л. Рубинштейном, обоснованный и развиваемый в исследовании социально-психологических явлений Н.И. Леоновым, идея соотношения номотетического и идеографического подходов в исследовании поведения Н.И. Леонова, идеи, выдвинутые в рамках исследования самопрезентации в Интернет А.Е. Жичкиной, А.Е. Войскунским, Е.П. Белинской и др.

Методы исследования. Выбор методов исследования определяется целями и задачами диссертации. В ходе исследования применялись теоретические методы: дедуктивный и индуктивный, организационный — сравнительный анализ существующих теоретических представлений о личностном подходе к самопрезентации в реальном мире и виртуальных сообществах.

В, процессе исследования использовались такие методы, как интервью, наблюдение, анкетирование, изучение документов и ряд специализированных социально-психологических методов, направленных на изучение личностных особенностей зависимых и независимых представителей Интернет — сообщества.

С целью изучения образа- применялась методика «Образ «Я» в ситуации взаимодействия в виртуальном сообществе» (авторы Н.И. Леонов, Т.А. Наумова), методика выявления отношения к Интернету «Незаконченные предложения» (адаптированная А.Е. Жичкиной), опросник «Отношение к Интернету» (составитель Е.А. Щепилина), методика исследования) уровня субъективного контроля (Е.Ф. Баженине, Е.А. Голынкина, А.М: Эткинд), пятифакторный опросник личности У. Норманна, методика исследования самоотношения (СР. Пантилеев).

Обработка результатов осуществлялась методами математической статистики: кластерным анализом, факторным < анализом, построением семантического дифференциала* и методом индуктивной статистики (Т-критерий Стыодента). Обработка данных проводилась с использованием пакетов многомерной статистики SPSS 9.0, STATISTIKA 6.0 и Excel for Windows.

Научная новизна исследования:

1. Впервые применен онтологический подход при исследовании виртуальных сообществ, который позволил выявить взаимосвязи параметров ситуации и определить соотношение показателей образа ситуации

7 виртуального взаимодействия как «образ (категория образа) - ситуация -

принадлежность к группе — самопрезентация».

  1. Описаны самопрезентации Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов и их социально-психологические портреты. Выявлено, что для Интернет — зависимых характерен коммуникативный, а для Интернет - независимых — деятельностный типы взаимодействия в сообществе.

  2. Предложено теоретическое обоснование перспектив социально-психологической работы в виртуальных сообществах.

Теоретическая значимость исследования:

1. Внесен вклад в изучение виртуальных сообществ. Дано описание
образа «Я» Интернет - зависимой и Интернет — независимой групп
социальных агентов.

2. Внесен вклад в решение проблемы исследования образа «Я»
Интернет-пользователя.

Практическая значимость исследования:

  1. Выявлена динамика и закономерности создания образа «Я» в самопрезентации Интернет - зависимых и Интернет - независимых социальных агентов, что дает возможность разработать рекомендации преподавателям и психологам, интересующимся проблемами информационной культуры. При отсутствии зависимости возможно создание условий для научно-поисковой деятельности, при наличии зависимости -отслеживание ее особенностей и динамики, и, как результат, возможности коррекции поведения.

  2. Результаты исследования позволяют осуществлять научно-обоснованное сопровождение социально-психологической адаптации Интернет - пользователей.

  3. Материалы исследования используются при работе психолога в Интернет - сообществах и в группах реабилитации'подростков, имеющих различного рода химические зависимости.

8 Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Образ «Я» в виртуальном пространстве Интернет - зависимых и Интернет — независимых социальных агентов отличается структурно-динамическими характеристиками. Слияние трех «Я» («Я реальное», «Я идеальное», «Я виртуальное») Интернет — зависимых социальных агентов происходит независимо от вида и цели деятельности, для Интернет -независимых социальных агентов слияние трех «Я» возможно только в зависимости от цели взаимодействия и вида деятельности.

  2. Интернет - зависимые социальные агенты характеризуются такими особенностями организации активности в Интернет, как азарт, отсутствие границ времени, множественность образов «Я».

  3. Интернет - зависимые и Интернет — независимые социальные агенты характеризуются собственными стилями создания самопрезентации. Для Интернет - зависимых характерен открытый стиль самопрезентации и коммуникативный стиль деятельности, для Интернет — независимых — закрытый стиль самопрезентации' и поисковый стиль деятельности в виртуальном сообществе.

Апробация работы:

Экспериментальные данные и основные выводы исследования представлены на четырех Российских и международных конференциях, в шести научных публикациях.

Основные положения по теме диссертационного исследования были представлены на Международном^ конгрессе по социальной психологии (Ярославль, 2006, 2007 гг.); Российских научно-практических и университетско-академических конференциях (Набережные Челны, 2005; Ижевск 2005, 2006, 2007 гг.; Москва, 2006 г., Казань, 2006 г.; Саратов, 2007 г., Екатеринбург, 2005 г.)

Внедрение результатов исследования планируется в центрах реабилитации лиц с наркотической зависимостью, наркологической клинике г. Ижевска.

9 Теоретические и экспериментальные данные используются в

материалах лекций и семинаров на занятиях в ГОУ ВПО «Удмуртский

государственный университет».

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из

введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа

изложена на 134 страницах, содержит 5 таблиц и 3 рисунка. Список

литературы включает 147 источников, из них 34 — на иностранном языке.

Классические подходы к проблеме. образа «Я» в психологии

В социальном познании Я — образ рассматривается в трех аспектах: теории социальной идентичности, Я - концепции, схем самости.

B.C. Агеевым образ «Я» исследуется в контексте социальной идентичности, которая понимается как механизм формирования образа «Я» через осознание групповой принадлежности [2].

В отечественной психологии «Я - концепция» структурно состоит из представления человека о самом себе, осознании своих физических, интеллектуальных и других качеств, субъективного восприятия внешних факторов (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, В.В. Столин).

И.С. Кон рассматривает психологические процессы И механизмы самосознания, благодаря которым формируются, поддерживаются и изменяются представления индивида о себе, обозначая эти явления термином «рефлексивное Я», которое допустимо дробить на элементы. Компоненты рефлексивного «Я», образующие его части, элементы представляют собой существительные (отвечают на1 вопрос «Кто Я?») и прилагательные (на вопрос «Какой Я?»). Структура этих компонентов строится по следующим критериям. Первый - по степени отчетливости осознания представленности, того или иного из них (компонентов) в сознании. Второй - по степени их важности, субъективной значимости. Третий - по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость образа «Я» в целом [44; 45].

Понятие «Я - концепции» относится к числу широко употребляемых в разных областях психологической науки, в том числе и социальной ее ветви. Интерес к ней отмечен, как по линии социологических подходов, так и в рамках современных социально-психологических исследований личности.

М. Кун и В.Б. Ольшанский рассматривает «Я» как основу системы личности, куда входят ее осознание самой себя, а так же осознанные и неосознанные ориентации относительно жизненных интересов и ценностей, включая идентичность, статус, деяния и стремления. Я является как рефлексирующей, так и динамической структурой, центром самосознания, чувств, влечений.

Р. Берне рассматривал «Я — концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную.с их оценкой. Отсюда следуют основные составляющие «Я — концепции»: оценочная (отношение человека к себе, оценка себя и отдельных своих качеств — «самооценка», «принятие себя») и описательная (представление человека о самом себе «Образ Я»). Р. Кричевский оценивает различия между самооценкой и образом «Я» с концептуальной, а не с психологической позиции, так как любые самоописания человека несут в себе оценочный отпечаток: субъективная интерпретация человеком реакций других людей на присущие ему качества; соотнесение их с объективно существующими стандартами; с общекультурными, групповыми, индивидуальными ценностными представлениями [18].

Поскольку «Я — концепция» есть совокупность самоустановок, считается, что они имеют различные ракурсы и модальности. Основные из них: 1) «реальное Я» - установки, связанные с представлением человека о том, каков он есть на самом деле; 2) «отраженное Я» - установки, связанные с представлениями человека о том, каким его видят другие; 3) «идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать; 4) «возможное Я» — установки, связанные с представлениями человека о том, каким он может стать. Хотя оно и пересекается с идеальным Я, но является более реалистичным; 5) «должное Я» — установки, связанные с представлением индивида о том, каким он должен быть, какими характеристиками должен обладать.

Дальнейший структурный анализ «Я - концепции» позволяет выделить из вышеуказанных модальностей разнообразные аспекты «Я». Так Р. Берн [17], Дж. Тернер, Г. Тэдшфел выделяют: 1) «Я физическое» — представление человека о своих физических характеристиках; 2) «Я умственное» — представление человека о своих интеллектуальных особенностях; 3) «Я эмоциональное» — представление человека о своей эмоциональности; 4) «Я социальное» - представление человека о себе как члене различных социальных групп этнических, политических, классовых и т.д.); 5) «Я профессиональное» — представление человека о себе как о специалисте в своей профессии.

X. Маркус рассматривает «Я - концепцию» как совокупность «Я -схем», которые организуют прошлый опыт и могут быть использованы для опознания и интерпретации релевантных стимулов в его социальном окружении. «Я - схема», по X. Маркусу, есть когнитивное обобщение о себе, полученное из прошлого опыта, которое организует и контролирует переработку информации, относящейся к «Я» и содержащейся в социальных впечатлениях индивида.

Образ «Я» в виртуальном пространстве

Одной из новых областей прикладных исследований в современной социальной психологии являются исследования особенностей личности в появившихся в эпоху информатизации Интернет-, или виртуальных, сообществ. Еще в середине прошлого века учеными было предсказано, что основной проблемой будущего, информационного, века станет не решение тех или иных технократических задач, а психологическая профилактика возможного аксиологического коллапса, потенциального5 разрушения самих мотивационных основ человеческого поведения. Причиной подобной ситуации может стать недооценка агрессивности новой информационной среды по отношению к человеку, так как «вторжение»» технологии5 в проблемы, связанные с личностью, лишь в настоящее время относятся к пустому множеству явлений. Это множество заполнит дальнейшийшрогресс. И тогда исчезнет масса моральных императивов, рассматриваемых сегодня как нерушимые» [51].

Решение проблемы человека в информационном социуме имеет и социально-психологическую компоненту, так как на практику сегодняшних работ в этой области оказывают существенное влияние чисто теоретические концепции информационного общества. Это влияние носит общеметодологический характер. Динамика общих ориентиров, задаваемых теоретиками информационного социума, определила его концептуальные рамки анализа для прикладных исследований. Связь фундаментального и прикладного знания в этой области оказалась гораздо теснее, чем это случалось в психологии вообще и социальной психологии, в частности [13].

Д. Белл предполагал возможность внедрения новых информационных технологий не только в промышленное производство, но и социальную сферу. Результатом этого должна стать новая рациональность, основанная не на классической идее «социального согласия», а рациональность интеллектуальных технологий, позволяющая осуществиться мечте об упорядоченной социальной жизни [14].

Современное общество характеризуется в первую очередь новыми коммуникационными формами, причем наиболее характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость конструирования образа партнера по коммуникации, правил взаимодействия с ним [142]. Все произошедшие изменения привели к тому, что теоретики информационного сообщества [40; 59] фактически отождествляют процессы развития коммуникации и развития социальных структур.

Таким образом, существенно изменился первый параметр оценки информационного социума: не информация, а коммуникация оказывается его смысловым стержнем.

Значительные уточнения претерпела и другая из классически выделяемых характеристик информационного сообщества,— роль знания как основы социальной стратификации.

Д. Белл отождествлял понятия знания и информация, задав определенный социальный стереотип. Между тем, очевидна необоснованность подобного отождествления, и в настоящий момент приходится» говорить о степени доступа к информационным кодам как основании социальной стратификации, чем о степени овладения тем или-иным теоретическим знанием [14].

Sh. Turkle [140] выдвинул возражение теории Д. Белла - преобладание готового программного обеспечения требует все менее и менее специализированных знаний, возносит на лидирующие социальные позиции определенный тип людей, обладающих разнообразием и гибкостью социальных стилей.

Особый интерес представляет точка зрения известного отечественного теоретика постиндустриального общества ВІЛ. Иноземцева. Согласно его теории, формирование технократических элит связано не только и не столько с их «близостью к информации», сколько с объективными изменениями социальной коммуникации. Так, само возрастание скорости информационных потоков требует большей быстроты принятия решений во всех областях социальной практики, что может быть достигнуто только за счет их меньшей коллегиальности и большей конфиденциальности [39].

Таким образом, изменился второй параметр информационного социума: не уровень знания, а характер отношения к информации становится основанием нового социального неравенства1.

Последняя, выделяемая классиками характеристика информационного сообщества состоит в алгоритмизации и программировании социальных процессов.

По утверждению Ы\ Castells, становление сетевых форм организации производства, и, в особенности, связанное с этим распространение сетевого принципа коммуникации существенно затрудняет любую алгоритмизацию, так как опирается на» идею постоянного «достраивания» и собственно производственного, и коммуникативного процесса [115].

Исследование образа «Я» в виртуальном пространстве Интернет - независимых и Интернет - зависимых испытуемых

На первом этапе исследования был проведен отбор испытуемых по группам зависимости. В итоге генеральная совокупность испытуемых была разделена на две группы «независимые», куда вошло 52 % и «зависимые», куда вошло 48 % из общего числа испытуемых.

Вторым этапом исследования стало определение особенностей взаимосвязи объектов при конструировании образа Я обеих групп. Как уже было отмечено, во взаимосвязи объектов образа «Я» предполагаются основные различия образа, так как данная взаимосвязь отражает динамический аспект образа. Динамика создаваемого испытуемыми образа предполагает вариативность поведения в виртуальном пространстве. В итоге степень зависимости испытуемого зависит не от структурных элементов, а от динамических, предполагающих особенности самопрезентации в сообществе.

Для группы «независимых» испытуемых характерна артикулированная решетка. Образ можно охарактеризовать как целостный, обладающий высокой степенью взаимосвязи.всех элементов (рис. 1).

На дендрограмме когнитивной решетки группы «независимые» можно выделить три основные согласованные группы объектов образа «Я».

В первую группа входят «Я виртуальное», «Я реальное», «Я идеальное», «Ситуация взаимодействия». Особенности данной группы объектов состоит в соединении реального и идеального компонентов. Это основная стратегия восприятия собственного «Я» в виртуальном пространстве, что можно интерпретировать так: «В свободное время я могу изредка расслабиться, не прибегая к особому перевоплощению». Определяющим является свободное время, а не время свободы. Это предполагает идеальное без длительного ухода из реального мира, пребывание в виртуальной реальности. Поэтому появляется соединение с элементами «Умный человек», «Веселый человек» и «Я в ситуации, когда мне хорошо», и можно определить, что обращение к виртуальному сообществу происходит при хорошем настроении для интеллектуального роста или развлечения, но не в ущерб работе. Вторая группа объектов включает: «Знакомые мне люди», «Человек, которому я доверяю», «Другой», «Умный человек». Данное состояние можно определить так: «При взаимодействии меня окружают только те люди, которым я доверяю, наделенные особенными качествами и достоинствами».

Данная группа объектов отражает основной принцип взаимоотношений в виртуальном пространстве субъекта, независимого от Интернет. Для них характерно обращение к Виртуальному пространству только при наличии соответственного настроя для виртуального общения, только при отсутствии довлеющих событий, либо для целенаправленного поиска информации.

Группа была названа «Окружение». Она- характеризуется удовлетворением собственного интереса в Интернет, путем организации рабочего времени и соответствующего информационного пространства. Именно это является основным регулятором деятельности независимых пользователей. Создавая свой круг интересов в Интернет, независимый пользователь не входит в конфликт с реальностью, всегда может остановиться и безболезненно для себя выйти из Интернет.

Третья группа объектов включает: «Веселый человек», «Я, когда мне хорошо», «Я, когда ищу знакомства», «Я в ситуации, когда мне скучно», «Я, когда мне нечего делать». Этот блок отражает окружение в Интернет, условия контактирования и ситуация, при которой контакты устанавливаются. Иначе это можно определить так: «В виртуальном пространстве меня,окружают умные, знакомые мне люди, с которыми можно общаться достаточно откровенно. Но общение состоится только тогда, когда у меня будет соответствующее настроение с максимальной пользой для меня».

Эту группу можно назвать «Ситуация взаимодействия». Она отражает основное правило взаимодействия и комфортной работы в Интернет в группе «независимые». Максимальный комфорт и польза - вот основные ценности общения.

Четвертая группа включает: «Незнакомые мне люди», «Агрессивный человек», «Тупой человек», «Незнакомые мне люди». Мы сочли целесообразным объединить эти объекты с объектами пятой группы, куда вошли такие объекты как «Человек, которому я не доверяю», «Похабный человек». Ситуацию можно интерпретировать следующим образом: «Иногда в виртуальном сообществе мне встречаются люди, не подходящие мне для установления и поддержания длительных контактов. Неинтересные люди не являются моим андеграундом — глупые, похабные, агрессивные люди не вызывают доверия и не заслуживают внимания».

Этим объединенным объектам- присвоено название «Другие». Для субъекта группы «независимых» это встреча с незнакомцем, установление контактов с новичками. Априори считает, что любой новый человек в их виртуальном мире несет в себе нечто негативное, чего надо опасаться. То есть «Другой - всегда опасен», он должен заслужить доверие, быть достойным перехода в группу «Окружение».

В общем виде модель конструирования образа «Я» может быть обозначена как «Деятельность».

Аналогичным образом проводился анализ «зависимой» группы испытуемых.

Если для группы «независимые» характерна явная определенность взаимосвязей объектов образа «Я» в группах, то в группе «зависимые» наблюдается раздробленность, хотя уровень близости объектов сходен (0,75 - «независимые» и 0,7 - «зависимые», см. рис. 2).

Особенности личностных характеристик «независимых» и «зависимых» испытуемых

Для «независимых» характерен высокий уровень субъективного контроля над основными жизненными ситуациями, настойчивость в достижении цели (поиске полезной информации), осторожность в установлении новых контактов, контроль за собственным действиями и адекватное восприятие реальности.

Для них характерна обособленность, особенно в деятельности, отдавая предпочтение другому принимать решения и осуществлять контроль за результатами деятельности. Обычная самоуверенность, вера в успех в случае отрицательного результата приводит «независимых» в замешательство и к стремлению переложить вину на плечи другого. Будучи погруженными в собственные дела и интересы, они избегают лишних контактов и лишней информации. Естественность поведения, высокий самоконтроль, сдержанность в проявлении эмоций, прагматичность делает их неинтересными для виртуальной субкультуры. Осознание ценности собственного «Я», его глубины, высокая степень самоуважения, даже самовлюбленность, страх перед тем, что другие не смогут по достоинству оценить все эти свойства, приводят к закрытости, отстраненности; при составлении самопрезентации для виртуального пространства вышеназванные качества не позволяют раскрыться полностью, даже при- их желании. Самопрезентация получается скупой в части информации о нем самом, больше внимания уделяется друзьям, семье, интересам, слова самоописания заменяются визуальными образами. Опасение быть «не так понятым» приводит к осторожности при составлении самопрезентации, игнорируя самопредставительство. За Интернетом при этом признается роль поставщика необходимой информации. Это интеллектуальный, не демонстративный тип.

Выявленными ключевыми особенностями для «зависимых» являются перенос нормы виртуальности в свою жизнь потеря контроля над значимыми для них жизненными ситуациями, доверчивость, поверхностность в отношениях, жажда новых впечатлений и взрыв эмоций, внутренняя конфликтность объединяет «зависимых» в сообщества себе подобных. Вера в собственную счастливую звезду, удачу приводит к тому, что неудачи своей жизни приписываются влиянию извне. Желание быть в курсе всего конкурирует с высокой степенью увлеченности. Будучи экстравертами, они активны, как в работе, так и в поиске новых впечатлений. Эмоциональность и несколько пониженный жизненный тонус (чаще всего, от однообразия жизни или страха перед рутиной) вынуждают «зависимого» жизнь- приблизить к игре с собственной идентичностью, создавая множественность образов. Отсутствие внутренней конфликтности, самопривязанность передаются респондентам с положительным градиентом. Так расширяя круг общения, вовлекая, в свой андеграунд новых респондентов, чаще, для компенсации отсутствия контактов в. реальности, выбирая тех, кто противоположен принятому наі сей момент образу. Естественность поведения, импульсивность, беспечность, артистичность, пластичность, самоуверенность и высокое соотношение, сочетаясь с ощущением силы собственного «Я», ценность собственной личности для других, позволяет создать интересные, емкие самопрезентацию в. виртуальном пространстве. Это относится, как к описательной самопрезентации (например, самоописания при вступлении в.чат), так и web-сайта: это полнота информации и многословность, сочетание самоописания и визуальных образов, желание заинтересовать делают их сайты наиболее посещаемыми и интересными. Это эксцентричный, театральный, художественный тип.

Индивидуальное присутствие в виртуальном пространстве является фоном для опосредованного компьютером общения. Самопрезентация становится наиболее важной для начала опосредованного компьютером общения с другими, для контроля за общением. Вступающие в опосредованное компьютером общение имеются следующие возможности самопрезентации и идентификации других пользователей: 1) личные странички в Интернет; 2) адреса электронной почты; 3) имена (реальные невымышленные — «ники»); 4) визитные карточки (подписи в электронной почте); 5) самоописания собственные или сетевого персонажа; 6) селективные персонажи; 7) проявления индивидуального стиля подбором слов и символов (смайликов).

Множество разнообразных социальных и психологических систем, каю поддерживали, так и опровергали возможность существования презентаций в сетевой идентичности, в условиях опосредованного компьютером, общения. Так Дж. Винер утверждал, что в опосредованном компьютером общении нет места для «принятия роли», а презентация идентичности в виртуальном пространстве представляется ему делом чересчур искусственным. Ф. Веккер-Исраель считает «игры с идентичностью результатом высокой степени осознания ограниченности способов самовыражения в этой особой среде».

Похожие диссертации на Образ "Я" Интернет-зависимых и Интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве