Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности Герасимова Ольга Александровна

Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности
<
Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимова Ольга Александровна. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ростов н/Д, 2003 340 c. РГБ ОД, 61:04-19/341

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-психологический анализ феномена ольфакторной самопрезентации личности 15

1.1. Представления о самопрезентации: природа, содержание, мотивы, виды 15

1.2. Социально-психологические, психологические, индивидные факторы самопрезентации личности 30

1.3. Понятие ольфакторной самопрезентации личности 42

1.3.1. Классификации запахов. Факторы восприятия и оценки естественных запахов 42

1.3.2. Внешнее Я личности и ольфакторная самопрезентация 52

1.4. Психосоциокультурный анализ функций ольфакторной самопрезентации личности 59

1.5. Социально-психологическое содержание ольфакторной самопрезентации личности 66

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик ольфакторной самопрезентации личности 75

2.1. Цель, гипотезы, задачи, методы и объект исследования 75

2.2. Анализ субъективной значимости парфюмерных запахов и поведенческой активности, направленной на их приобретение и использование 85

2.3. Анализ социально-психологических целей, мотивов, функций, содержания ольфакторной самопрезентации личности 87

2.3.1. Анализ социально-психологических целей ольфакторной самопрезентации личности 88

2.3.2. Анализ социально-психологических мотивов и функций ольфакторной самопрезентации личности 90

2.3.3. Анализ содержания ольфакторной самопрезентации личности 94

2.4. Анализ влияния гендерно-возрастных различий на субъективную значимость парфюмерных запахов и поведенческую активность, направленную на их приобретение и использование 97

2.5. Анализ влияния гендерно-возрастных различий на выбор социально-психологических мотивов, функций и на содержание ольфакторной самопрезентации 101

2.5.1. Анализ влияния гендерно-возрастных различий на выбор социально-психологических мотивов и функций ольфакторной самопрезентации 102

2.5.2. Анализ влияния гендерно-возрастных различий на содержание ольфакторной самопрезентации 112

2.6. Сравнительный анализ субъективной значимости парфюмерных запахов и поведенческой активности, направленной на их приобретение и использование, у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации 115

2.7. Сравнительный анализ социально-психологических мотивов, функций, содержания ольфакторной самопрезентации у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации 118

2.7.1. Анализ социально-психологических мотивов и функций ольфакторной самопрезентации у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации 119

2.7.2. Анализ представлений о содержании ольфакторной самопрезентации у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации 128

2.8. Анализ уровня развития коммуникативного контроля у субъектов, принадлежащих к различным типам ольфакторной самопрезентации 131

2.9. Анализ выраженности черт фемининности-маскулинности у субъектов, принадлежащих к различным типам ольфакторной самопрезентации 133

2.10. Сравнительный анализ оценочно-содержательных характеристик отношения к своему внешнему облику у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации 135

2.10.1. Анализ оценок конституционально-эстетических характеристик своего лица, тела и эстетических характеристик оформления своего внешнего облика у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации 135

2.10.2. Анализ показателей отношения к отраженному внешнему облику у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации 139

2.10.3. Анализ оценок возрастных, тендерных и ролевых характеристик своего внешнего облика у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации .- 140

2.10.4 Анализ степени удовлетворенности внешним обликом у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации 145

2.11. Социально-психологические портреты различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации 147

Заключение 153

Литература 161

Приложения. 176

Введение к работе

Актуальность исследования. Управление впечатлением, выбор средств самопрезентации в различных социальных контекстах является одной из практических задач жизнедеятельности человека. Потребность в предъявлении себя другим и особенности ее удовлетворения обсуждаются на протяжении всей истории социальной психологии. На основе данных, полученных в результате исследования феномена самопрезентации личности, выстраиваются стратегии в области имиджелогии, создаются рекламные сообщения, осуществляются маркетинговые акции. Такое отношение к изучению проблемы самопрезентации личности в большей мере характерно для западной социальной психологии [Р. Аркин, 1986; Р. Баумейстер, 1982; И. Гоффман, 1959; Е. Джонс, Т. Питтман, 1990; М. Снайдер, 1982; Д. Тайс, Дж. Батлер, М. Муравен, А. Стилвел, 1995; Дж. Тедески, 1981; Б. Шленкер, 1980; А. Шутц, 1998]. В отечественной социальной психологии данное направление исследований представлено незначительным количеством работ, несмотря на то, что еще в 60-80 годы прошлого века был очерчен круг вопросов, связанных с изучением проблемы первого впечатления, условий, влияющих на его формирование и т.д. [А.А. Бодалев, 1965,1971; В.Н. Панферов, 1974]. В этих исследованиях констатировалось, что главными средствами управления впечатлением, являются речевое и экспрессивное поведение личности, что на успешность самопрезентации влияют самые разнообразные социально-психологические факторы, в том числе социальное оформление внешнего облика, ситуации взаимодействия.

В последнее время в ряде работ отечественных психологов рассмотрен феномен самопрезентации, описаны мотивы, умения, способности, обуславливающие предъявление себя другим [Л.К. Аверченко, Т.В. Климова, 1997; В.Н. Амяга, 1990; М.В. Бородина, 2000; Е.М. Зимачева, 1997; Е.В. Зинченко, 2000; Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков, 1990; Е.В. Кузнецова, Е.И. Коробко, 1999; В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, М.В. Погольша, 2002; Е.Б. Перелыги-на, 2002; Е.А. Петрова, 2000; Е.А. Соколова-Бауш, 1999; В.М. Фигуровская,

1999; В.В. Хороших, 2001; В.М. Шепель, 1994; И.П. Шкуратова, 1998, 2003 и др.]. Наряду с этим формируется традиция изучения не только речевых, но и неречевых средств самопрезентации, вводится понятие визуальной самоподачи образа Я в общении [Р.Э. Варданян, 2003; М.Н. Котлярова, 2001; Е.А. Петрова, 2000; И.И. Петрова, 2003 и др.]. Основной акцент в работах данного направления сделан на изучении элементов оформления внешнего облика и экспрессивном поведении личности, представленном в ее мимике и жестах. Однако экспрессивное Я личности включает не только эти элементы, но и оль-факторные компоненты, т.е. естественные и искусственные запахи.

Роль ольфакторных компонентов экспрессивного поведения в презентации личности обсуждается в исследованиях, выполненных в области культурологии, антропологии, социологии [О.Б. Вайнштейн, 2001; Ж. Вигарелло, 1985; А. Герер, 1987, 1999; В. Гулимова, 2003; М. Детьен, 1972; Е.А. Жирицкая, 2003; Д. Захарьин, 1999; Г. Зиммель, 1923; К. Классен, Д. Ховес, А. Синнотт, 1995; А. Корбен, 1976, 1982; А. Левенсон, 2000; Х.Д. Риндисбахер, 2000; Л.А. Рубин, 1998; Б. Шаал, К. Руби, Л. Марлье, Р. Суссиньян, Ф. Контар, Р. Трембле, 1998]. В них подчеркивается, что существует ольфакторное поведение человека, ольфакторная коммуникация; что запахи выполняют ряд социально-психологических функций: прежде всего, создают образ человека и управляют впечатлением, отношениями и т.д. В семиотических работах сделаны выводы о том, что естественные и искусственные запахи являются системой кодов, символов, на основе которых осуществляется деление на "своих и чужих", создается интегральный образ социальных объектов, групп, времени и пространства бытия человека (например, запах как символ детства, города, родины). Таким образом, явление ольфакторной самопрезентации становится не только культурным, но и социально-психологическим феноменом. Данный вывод подтверждает современная реклама искусственных запахов, которая всегда персонифицирована, имеет гендерно-стратификационный адрес, задана в определенном социальном контексте. Несмотря на эти выводы,

ольфакторная коммуникация, а вместе с ней и ольфакторная самопрезентация личности еще не стали предметом социально-психологических исследований.

Постановка проблемы ольфакторной самопрезентации и определение ее в качестве социально-психологического феномена предполагает анализ и обобщение результатов изучения различных видов самопрезентации, обуславливающих ее факторов и условий. Сделанные нами выводы указывают на ряд особенностей исследования самопрезентации. Одна из них - это изучение влияния половых различий на процесс самопрезентации без учета, возрастного периода и тендерной идентичности. Вторая особенность заключается в том, что влияние возраста на процесс самопрезентации изучается в рамках небольшого возрастного периода, вне какой-либо периодизации, включающей социально-психологические различия. В этой связи появляется необходимость сравнительного изучения влияния на самопрезентацию периодов молодости, взрослости, зрелости и определения возрастных периодов, наиболее сензитив-ных к собственному ольфакторному поведению и ольфакторному поведению других. Третья особенность заключается в том, что в ряде работ фиксируется влияние внешнего облика на самопрезентацию личности, но не учитывается отношение к своему внешнему облику субъекта самопрезентации и его воздействие на цели, мотивы, функции и содержание предъявления себя другому.

Следующая особенность состоит в том, что разнообразные характеристики самопрезентации (цели, мотивы, функции, содержание) не достаточно соотносятся с индивидными и социально-психологическими характеристиками субъектов самопрезентации. И, наконец, следует указать еще на одну особенность: авторы исследований, понимая важность рассмотрения самопрезентации в качестве научной проблемы, мало уделяют внимания изучению того, как люди относятся к самому явлению самопрезентации, какими социально-психологическими особенностями отличаются типы субъектов, выделенные на основе соотношения критериев целенаправленной презентации себя другим и презентации себя, осуществляемой другими (партнерами по общению)

для других.

Выше сформулированная проблема и выявленные особенности изучения самопрезентации послужили основанием для построения теоретической и эмпирической части настоящего исследования, цель которого заключается в проведении социально-психологического анализа мотивационно-целевых и функционально-содержательных параметров ольфакторной самопрезентации личности.

Предмет исследования - цели, мотивы, функции, содержание ольфакторной самопрезентации, обусловленные тендерными различиями и возрастными этапами жизнедеятельности субъекта самопрезентации, и социально-психологические особенности лиц, принадлежащих к различному типу субъектов ольфакторной самопрезентации.

Гипотезы исследования:

1. Ольфакторная самопрезентация является социально-
психологическим феноменом, представленным в сознании субъектов общения
совокупностью целей, мотивов, функций, и в качестве способа выражения ин
дивидных, психологических и социально-психологических характеристик
личности.

  1. В зависимости от периодов жизни (молодость, взрослость, зрелость) изменяется ольфакторное поведение мужчин и женщин. Динамика выбора социально-психологических мотивов, функций и содержания ольфакторной самопрезентации обусловлена сочетанием гендерных особенностей и периода жизни человека.

  2. Типы субъектов ольфакторной самопрезентации отличаются выраженностью черт фемининности-маскулинности, уровнем развития коммуникативного контроля, позитивностью самооценки внешнего облика.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. Осуществить социально-психологический анализ феномена самопре-

зентации.

2. Рассмотреть социокультурные и социально-психологические функции
искусственных запахов и ольфакторной самопрезентации.

Методические задачи:

3. Разработать анкету, позволяющую изучить мотивационно-целевые и
функционально-содержательные параметры ольфакторной самопрезентации
личности.

Эмпирические задачи:

  1. Осуществить анализ субъективной значимости парфюмерных запахов и поведенческой активности, направленной на их приобретение и использование.

  2. Установить типы субъектов ольфакторной самопрезентации на основе соотношения критериев целенаправленного использования парфюмерных запахов для презентации себя другим и презентации себя, осуществляемой другими для других.

  3. Проанализировать социально-психологические мотивы, функции, содержание ольфакторной самопрезентации личности.

  4. Провести анализ влияния тендерных различий и периодов жизни на субъективную значимость парфюмерных запахов и поведенческую активность, направленную на их приобретение и использование.

  5. Определить социально-психологические мотивы, функции, содержание ольфакторной самопрезентации женщин и мужчин в различные периоды жизни.

  6. Осуществить анализ субъективной значимости парфюмерных запахов и поведенческой активности, направленной на их приобретение и использование, у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации.

10. Установить различия между типами субъектов ольфакторной само
презентации в выборе социально-психологических мотивов, функций, содер
жания ольфакторной самопрезентации.

11. Определить уровень развития коммуникативного контроля, выраженность черт фемининности-маскулинности, степень позитивности самоотношения к внешнему облику у различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились культурно-историческая концепция Л.С. Выготского; принцип исторического детерминизма применительно к динамике содержания самопрезентации личности; принцип взаимосвязи личности и общения, раскрывающий социально-психологическую обусловленность феномена самопрезентации (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев С.Л. Рубинштейн); положение о фундаментальном и общечеловеческом характере потребности в самопрезентации (И. Гоффман); положение о роли внешнего Я личности в регуляции ее поведения (В.А. Лабунская, В.Н. Панферов, Е.А. Петрова).

Методики исследования:

  1. Анкета "Социально-психологические характеристики ольфакторного поведения", разработанная нами, применялась для изучения таких параметров, как субъективная значимость парфюмерных запахов и поведенческая активность, направленная на приобретение и использование парфюмерии; социально-психологические мотивы и функции ольфакторной самопрезентации; представления об индивидном, психологическом и социально-психологическом содержании ольфакторной самопрезентации.

  2. "Шкала коммуникативного контроля" М. Снайдера [адаптированная Е.А. Петровой, 2000], направленная на диагностику уровня развития умений контролировать экспрессивное поведение, создавать у окружающих желаемое и соответствующее ситуации представление о себе.

  3. Методика на измерение тендерной идентичности (маскулинности-фемининности) личности С. Бем.

4. Опросник "Оценочно-содержательная интерпретация компонентов
внешнего облика", разработанный В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной [2003],

модифицированный нами в соответствии с целями исследования, использовался для изучения таких параметров самоотношения к своему внешнему облику, как оценочно-содержательная интерпретация статических и среднеди-намических компонентов внешнего облика; отношение к отраженному внешнему Я; самооценка возрастных, тендерных и ролевых характеристик внешнего облика; степень удовлетворенность своим внешним обликом.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики: частотного анализа, процедуры квартилирования, t-критерия Стьюдента. Использовалась компьютерная программа анализа данных "SPSS 11.5 for Windows".

Эмпирическим объектом исследования выступили 277 человек (182 женщины и 95 мужчин), которые были отнесены к трем возрастным периодам: молодость, взрослость, зрелость согласно периодизации, предложенной В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым [2000]. Возраст 25-34 года соответствует периоду молодости (74 женщины и 47 мужчин); возраст 35-45 лет относится к периоду взрослости (61 женщина и 22 мужчины); возраст 46-60 лет - это период зрелости (47 женщин и 26 мужчин).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Ольфакторная самопрезентация является социально-психологическим феноменом, существование которого подтверждается 1) высокой субъективной значимостью парфюмерных запахов в общении; 2) высокой поведенческой активностью, связанной с их использованием и приобретением; 3) предъявляемой информацией об индивидных, (пол, возраст), психологических (состояния, качества личности), социально-психологических, стратификационных (социальный статус, благосостояние, престиж, этническая принадлежность, соответствие поведения социальным нормам) характеристиках субъекта самопрезентации; 4) наличием типов субъектов ольфакторной самопрезентации.

  2. Ольфакторная самопрезентация имеет общие с другими видами само-

презентации социально-психологические цели, мотивы и отличается от них своими функциями.

  1. Молодость и взрослость являются периодами более активного оль-факторного поведения, чем период зрелости, независимо от тендерной принадлежности. Женщины независимо от возрастного периода более сензитив-ны к собственным запахам и парфюмерным запахам других людей, у них выше поведенческая активность, направленная на приобретение и использование парфюмерных запахов, чем у мужчин.

  2. Особенностями возрастной динамики выбора мотивов ольфакторной самопрезентации, обусловленной тендерными различиями, является прибавление к базовому мотиву повышения женской/мужской привлекательности мотивов укрепления влияния, власти, самооценки, социального соответствия.

  3. Женская ольфакторная самопрезентация рассчитана на предъявление более широкого круга психологических, социально-психологических характеристик, чем мужская ольфакторная самопрезентация; ее содержание изменяется в соответствии с возрастными периодами в большей степени, чем у мужчин. Ядром ольфакторной самопрезентации являются гендерно-стратификационные характеристики личности.

  4. Субъекты, относящиеся к различным типам ольфакторной самопрезентации, отличаются выраженностью черт фемининности-маскулинности, уровнем развития коммуникативного контроля, позитивностью самооценки внешнего облика.

Научная новизна. Впервые изучена ольфакторная самопрезентация как социально-психологический феномен, определена субъективная значимость парфюмерных запахов на различных возрастных этапах жизнедеятельности и в зависимости от тендерных различий. Впервые определены социально-психологические мотивы, функции, содержание женской и мужской ольфакторной самопрезентации в различные возрастные периоды. Впервые выделены типы субъектов ольфакторной самопрезентации на основе соотношения

критериев целенаправленного использования парфюмерных запахов для презентации себя другим и презентации себя, осуществляемой другими для других. Впервые получены данные, свидетельствующие о том, что лица, принадлежащие к различным типам субъектов ольфакторной самопрезентации, отличаются выраженностью черт фемининности-маскулинности, уровнем развития коммуникативного контроля, позитивностью самоотношения к внешнему облику. Впервые описаны социально-психологические портреты различных типов субъектов ольфакторной самопрезентации личности.

Разработана анкета для изучения социально-психологических характеристик ольфакторного поведения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данные диссертационного исследования вносят существенный вклад в развитие теоретических представлений об ольфакторной самопрезентации как социально-психологическом феномене.

Выполненное исследование расширяет теоретические представления о феномене самопрезентации, вносит существенный вклад в социальную психологию управления впечатлением, создания имиджа. Оно представляет интерес для социальной психологии развития личности и существенно дополняет представления о тендерных различиях в ольфакторном поведении. Результаты диссертации обогащают имеющиеся теоретические выводы о взаимодействии личности и общения, об их обусловленности социально-психологическим, культурно-психологическим контекстами.

Разработанный методический инструментарий, направленный на изучение социально-психологических характеристик ольфакторного поведения, представляет собой дальнейшее развитие методов экспериментальной психологии экспрессивного поведения.

Результаты исследования могут быть использованы в консультативной деятельности по созданию имиджа, в работе рекламных агентств и маркетинговых фирм. Они также могут применяться при чтении курсов по социальной

психологии личности, по психологии тендерных различий и т.д. Кроме того, они могут быть использованы в работе институтов по созданию парфюмерных запахов.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на Всероссийской научно-практической конференции "Личность и Бытие" (Краснодар, 2002), на XXI сессии Недели науки сотрудников, аспирантов и студентов РГУ (Ростов-на-Дону, 2003), на международной конференции "Психология общения: социокультурный анализ" (Ростов-на-Дону, 2003), на заседаниях кафедры социальной психологии РГУ (2001-2003).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ, из них 2 статьи, общим объемом в 2,4 усл. печ. листа.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы, включающего 185 источников, из них 4 - на английском языке, и 7 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 160 страниц. Работа содержит 50 рисунков и 163 таблицы, из них 47 рисунков и 153 таблицы - в приложениях.

Представления о самопрезентации: природа, содержание, мотивы, виды

Предысторией изучения феномена самопрезентации, как указывает Н.В. Амяга [7], считают работы У. Джемса [51], где сформулирована мысль о том, человек имеет прирожденную наклонность обращать на себя внимание других людей и вести себя так, чтобы у них сложилось благоприятное впечатление о нем. Автор указывает на социальную сущность человека и отмечает, что у него столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представления. Представление, которое складывается у окружающих о человеке, является руководящим мотивом для одобрения или осуждения его поведения в зависимости от того, соответствует или противоречит оно требованиям данного общества.

Проблема самопрезентации личности, главным образом, изучалась в рамках символического интеракционизма, где эта тема была одной из ведущих. Основоположник символического интеракционизма Дж. Мид отмечал тот факт, что в процессе взаимодействия люди предъявляют различные Я для различных людей, чтобы показать свои лучшие стороны или произвести благоприятное впечатление [по 7]. Многостороннее развитие эта идея получила в работах И. Гоффмана [47]. Как указывает Г.М. Андреева с соавторами [8], он создал концепцию "социальной драматургии", согласно которой социальное взаимодействие подобно театру, а каждый человек - актер, действующий согласно определенной роли. Используя терминологию драматургии, И. Гофф-ман, как отмечает В.А. Янчук [180], попытался раскрыть специфику межличностного взаимодействия, в котором особое место отводится презентируемо-му Я.

И. Гоффман [47] пишет о том, что, присутствуя в обществе других людей, и, вступая с ними в социальное взаимодействие, человек выступает в роли объекта познания. Другие люди стремятся получить информацию о его социально-стратификационных характеристиках, его представлениях о себе, его установках по отношению к ним и т.п. Полученные знания помогают им "определить ситуацию" взаимодействия и дают возможность действовать таким образом, чтобы получить от человека желаемую реакцию. В свою очередь индивид предъявляет себя окружающим. Для обозначения всех проявлений активности индивида за время его присутствия перед другими и тем или иным образом влияющих на них, И. Гоффман использует термин "исполнение". Автор выделяет "передний план" исполнения, включающий такие составляющие, как "обстановку", в которой протекает взаимодействие, "внешний вид" (элементы экспрессивного поведения, знаковые сигналы сообщающие о социальном положении, половозрастных особенностях, расовых характеристиках и т.п.) и "манеры" (знаковые сигналы исполнителя, предупреждающие о роли, которую он будет играть). Этот "передний план" регулярно предъявляется "исполнителем" в обобщенной и устойчивой форме, определяя ситуацию для наблюдающих это исполнение.

Согласно И. Гоффману, независимо от конкретных намерений "исполнитель" заинтересован в контролировании поведения других, их ответной реакцией на его действия. Поэтому он подает себя таким образом, чтобы произвести на окружающих то впечатление, которое побудит их добровольно действовать в его интересах. Как подчеркивает автор, человек в ситуации взаимодействия способен мысленно оценивать и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого с целью создания наиболее благоприятного впечатления о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

Способность человека производить впечатление на других, по мнению И. Гоффмана [47], состоит из двух различных видов знаковой активности: произвольного самовыражения, которым человек дает информацию о себе и непроизвольного самовыражения, которым он выдает себя. Предполагается, что окружающие люди зная о том, что индивид вероятнее всего будет предъявлять себя в более выгодном свете, могут проверять управляемые и контролируемые элементы поведения человека с помощью неконтролируемых. "Исполнитель", в свою очередь, иногда может использовать эту возможность для того, чтобы управлять впечатлением окружающих, посредством тех элементов экспрессивного поведения, которые другими рассматриваются как спонтанные, неконтролируемые.

Каждый участник взаимодействия, по мнению И. Гоффмана, заинтересован в том, чтобы оно протекали гладко. Люди, взаимодействуя друг с другом должны чувствовать себя комфортно. Поэтому между "исполнителем" и "аудиторией" должно существовать своего рода "рабочее соглашение", которое устанавливается для каждой конкретной ситуации общения. Для этого, во-первых, участники взаимодействия не должны слишком сильно вводить друг друга в заблуждение, так как производимые впечатления нередко являются единственным способом познания другого. Во-вторых, важным моментом в процессе социального взаимодействия является поддержание единственного общего "определения ситуации", которое должно быть выдержано до конца, несмотря на множество потенциальных опасностей. Участники взаимодействия должны придерживаться той линии самопрезентации, которую они изначально предъявили другим. В третьих, "аудитория" не должна стремится оспаривать самопрезентацию "исполнителя", которая иногда может быть не совсем правдивая, позволяя ему "сохранить лицо".

Представители символического интеракционизма, как отмечает Е.М. Зимачева [67], также рассматривают самопрезентацию как один из способов получения знаний субъекта о себе, при этом человек вынужден строить собственную самопрезентацию, ориентируясь на ожидания других. Таким образом, он подтверждает желательную Я-концепцию. В Я-концепции, как известно [173], содержатся не только ситуативные "Я-образы", но и заложенное стремление к идентификации с самим собой и презентации своей идентичности другим.

Социально-психологические, психологические, индивидные факторы самопрезентации личности

Проблема влияния социального контекста на особенности самопрезентации, как отмечает В.В. Хороших [165], была затронута в работах Э. Джонса, Б. Шленкера и др. Согласно Б. Шленкеру, реальная или воображаемая аудитория, может оказывать значительное влияние на содержание самопрезентации, на качество самого процесса самопрезентации, например, воздействуя на экспрессивность самопрезентации. В.А. Янчук [180] отмечает, что чем более значима и авторитетна аудитория, тем сильнее ее влияние на субъекта презентации.

Д. Тайс и соавторы [185] изучали влияние социального контекста, сложившихся отношений на особенности самопрезентации. Они выявили, что самопрезентация в присутствии друзей отличается большей скромностью по сравнению с самопрезентацией для незнакомцев. В ситуации с незнакомыми людьми человек стремится представить себя в наиболее выгодном свете. Это связано, с одной стороны, с отсутствием предварительных знаний о субъекте самопрезентации, с другой стороны, в процессе установления взаимоотношений, предъявление максимально выгодной информации о себе призвано вызывать интерес у партнера и способствовать закреплению отношений. При взаимодействии с друзьями субъект самопрезентации стремится, как правило, предъявить правдивую информацию о себе, так как друзья обладают информацией о его прошлых достижениях и неудачах.

И.П. Шкуратовой [175] было также экспериментально подтверждено, что в общении с наиболее близкими и хорошо знакомыми людьми студенты предпочитают самораскрытие, тогда как для общения с посторонними, но также значимыми партнерами (друг противоположного пола, преподаватель) чаще используют самопрезентацию.

По мнению М. Лири, значимость ситуации влияет на осознанность самопрезентации [по 124]. В ситуациях повышенной значимости (незнакомые люди, значимые лица, представители противоположного пола) человек в большей степени осознают то, какое впечатление он производит на окружающих.

Одним из важных и определяющих факторов самопрезентации являются социальные нормы и ценности. Они задают допустимые границы самопрезентации [149, 182]. Е.В. Емельянова [59] отмечает, что при осуществлении самопрезентации, человек ориентируется на ценности и идеалы, характерные для значимой группы, так как он хочет быть привлекателен для членов этой группы.

Ссылаясь на ряд авторов, Е.В. Емельянова [59] указывает, что роли, которые люди играют в повседневной жизни, оказывают влияние на тот образ, который человек стремиться создать в процессе самопрезентации. В обществе существуют определенные требования, предъявляемые к носителям тех или иных социальных ролей, в связи с этим человек стремиться приблизить свой образ к данному эталону. Демонстрация ролевых качеств является необходимым условием для того, чтобы поддержать свое право выполнять данную роль.

В ряде работ [72, 81, 125, 165, 168 и др.] выявлено влияние тендерных особенностей личности на самопрезентационное поведение. Авторы, изучающие характеристики тендерной идентичности, отмечают, что конструкт маскулинности включает в себя набор черт, связанных с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией, рациональными способностями, активностью и эффективностью, а также, выделяют такие маскулинные характеристики как независимость, агрессивность, доминирование [4, 6, 44, 72, 80, 104, 117, 129, 131, 133, 141], сила, высокая самооценка [131, 177], интеллектуальность, решительность [97, 104, 130, 131], индивидуализм, ориентация на достижение социально значимых целей [4], уверенность в себе [56, 80, 129, 141], высокий самоконтроль [72, 117], контроль над другими, самоуважение [80], стремление к власти, лидерству, успеху [147] и др. Конструкт феминин-ности включает характеристики, связанные с коммуникативными умениями, теплотой и эмоциональной поддержкой [4, 72, 80, 84, 104, 131, 137, 143, 147, 152, 156], а также такие качества, как уступчивость, застенчивость [80, 129, 147, 152], нерешительность, социальная уравновешенность [97, 131], заботливость [130], открытость, спонтанность, экспрессивность [6, 80, 98], сексуальность [74, 158], тревожность [80, 137], внешняя привлекательность [72, 70, 143, 152, 156, 158,177], забота о внешности [104, 147] и др.

Данные тендерные особенности презентируются во внешнем облике, в поведении человека. Так, И.И. Петрова [125] изучала влияние пола на специфику содержания визуальной самоподачи "образа Я". Она выявила, что девушки стремятся выглядеть женственными, жизнерадостными, интересными, молодыми, нежными, обаятельными, общительными, уверенными, счастливыми. Для молодых людей важными в визуальной самоподаче являются такие характеристики, как мужественность, независимость, сила, спортивность, ум.

Как полагает ряд авторов [2, 6, 48, 87, 177], презентация образов мужчин и женщин в рекламе зависит от гендерно-ролевых стереотипов. Так, мужской образ в рекламе представлен такими характеристиками, как предприимчивость, компетенция, активность, эффективность [48]. "Настоящий мужчина" предстает личностью творческой, профессиональной, самодостаточной, способной принимать решения, его действия изменяют окружающий мир, в то время как типично женский образ связан с пассивностью, заботливостью, зависимостью, чувственностью, привлекательностью и т.д. [177]. О. Лапко [101], указывает на трансформацию образа женщин в текстах рекламных сообщений. Она отмечает, что в начале XX века в рекламных образах женщин презентируются такие фемининные качества, как яркость, чувственность, утонченность и одновременно доступность. К середине XX века утрачивается символика красоты, в 70-80-е годы основной характеристикой рекламного женского образа становится сексуальность. В 90-е годы трансформация конструктов маскулинности-фемининности влечет за собой изменение в презентациях рекламных образов женщин, которые перестают быть хрупкими, нежными, утонченными, превращаясь в роковых, независимых соблазнительниц, дерзких, раскрепощенных завоевательниц.

Анализ субъективной значимости парфюмерных запахов и поведенческой активности, направленной на их приобретение и использование

Определение поведенческой активности, направленной на приобретение и использование парфюмерных запахов, осуществлялось на основе пяти параметров, вошедших в анкету под номерами 2, 3, 4, 5 и 6: 1) частота использования парфюмерных запахов; 2) использование любимых ароматов или пользование "чем придется"; 3) знание - не знание о модных тенденциях в парфюмерии; 4) частота покупки парфюмерных запахов; 5) приобретение парфюмерии для себя - для других. В соответствии с инструкцией участникам исследования предлагалось ответить на вопросы, выбрав один из предлагаемых вариантов ответов. Ответы "ежедневно и почти ежедневно использую парфюмерию", "пользуюсь любимым ароматом и меняю ароматы", "да, знаю о моде на парфюмерию", "1-2 раза в месяц, 1 раз в 3 месяца, 1 раз в пол года покупаю парфюмерию", "покупаю парфюмерию для себя" оценивались в 3 балла. Ответы, которые включали утверждения "от случая к случаю и по торжественным случаям использую парфюмерные запахи", "пользуюсь, чем придется", "1 раз в год и реже покупаю парфюмерию", "покупаю парфюмерию для других (детей, мужа/жены, друга/подруги, сослуживцев)" оценивались в 2 балла. Ответы типа "не пользуюсь парфюмерией вообще", "не знаю, какие парфюмерные запахи сейчас в моде", "вообще не покупаю парфюмерию" оценивались в 1 балл. Показателем поведенческой активности выступил средний балл, полученный в результате деления суммарного балла параметров поведенческой активности, направленной на приобретение и использование парфюмерных запахов, на количество этих параметров. Низкая поведенческая активность, направленная на приобретение и использование парфюмерных запахов, соответствует 1-1,4 баллам; ниже среднего - 1,5-1,9 баллам; средняя - 2 - 2,4 баллам; выше среднего - 2,5 - 2,9 баллам; высокая - 3 баллам.

Для установления социально-психологических мотивов ольфакторной самопрезентации, участникам исследования предлагалось выбрать из предлагаемого списка (или указать другие) мотивы ольфакторной презентации себя другим (вопросы анкеты под номерами 7, 8, 9) и мотивы ольфакторной презентации себя, осуществляемой другими (мужчинами и женщинами) для других (вопросы анкеты под номерами 10, 11). Для анализа социально-психологических мотивов ольфакторной самопрезентации использовался частотный анализ, в процессе которого подсчитывалась частота выбора респондентами каждого мотива по выделенным направлениям. Затем данные, полученные в результате частотного анализа, подвергались процедуре квартилиро-вания. На основе распределения данных по квартилям были выделены ведущие мотивы ольфакторной презентации себя другим и презентации себя, осуществляемой другими (мужчинами и женщинами) для других.

Для выявления социально-психологических функций ольфакторной самопрезентации, участникам исследования предлагалось выбрать из предлагаемого списка (или указать другие) функции мужской ольфакторной самопрезентации (вопрос анкеты под номером 12) и функции женской ольфакторной самопрезентации (вопрос анкеты под номером 13). С целью анализа функций ольфакторной самопрезентации использовался частотный анализ, в процессе которого подсчитывалась частота выбора респондентами каждой функции по выделенным направлениям. Данные, полученные в результате частотного анализа, подвергались процедуре кварти л ирования. На основе распределения данных по квартилям были выделены ведущие функции мужской и женской ольфакторной самопрезентации.

Для изучения представлений о содержательных аспектах ольфакторной самопрезентации участникам исследования предлагалось ответить на вопрос анкеты (под номером 15) относительно того, какую информацию могут сообщать парфюмерные запахи о субъекте общения. В качестве содержательных параметров рассматривались тендерные, возрастные, социально-стратификационные характеристики личности, ее качества, настроения, состояния. Из предлагаемого списка респондентам необходимо было выбрать те характеристики, которые, по их мнению, могут быть выражены посредством использования парфюмерного запаха. Ответы респондентов были подвергнуты частотному анализу.

С целью изучения различных характеристик отношения к своему внешнему облику осуществлялся анализ таких параметров, как: 1) оценочно-содержательная интерпретация статических и среднединамических компонентов своего внешнего облика; 2) отношение к отраженному внешнему Я; 3) оценка возрастных, тендерных и ролевых характеристик своего внешнего облика; 4) удовлетворенность внешним обликом. Оценки давались по 10-ти бальной системе (где 1 - крайне негативная оценка, 2-4 - отрицательные оценки, 5-6 — средне положительные оценки, 7-9 — положительные оценки, 10 - самая высокая позитивная оценка). Показателем оценки содержательных характеристик отношения к своей внешности выступил средний балл, полученный в результате деления суммарного балла по каждому параметру на количество входящих в него пар прилагательных и утверждений.

С целью проверки теоретического вывода о значимости парфюмерных запахов в жизни человека, а также подтверждения положения о том, что оль-факторная самопрезентация представлена субъекту посредством оценки запаха как средства общения и его поведенческой активности, направленной на поиск адекватного для субъекта парфюмерного запаха, был осуществлен анализ субъективной значимости парфюмерных запахов и поведенческой активности, направленной на приобретение и использование парфюмерии.

В Таблице 1 представлено распределение выраженности показателей субъективной значимости парфюмерных запахов и поведенческой активности, направленной на их приобретение и использование, у участников исследования. уровень поведенческой активности, направленной на приобретение и использование парфюмерии (34% и 35 %).

Эти данные означают, во-первых, что для большинства участников исследования характерна высокая чувствительность к своему собственному запаху и парфюмерным запахам других в ситуации социального взаимодействия. Во-вторых, большинство участников исследования осуществляют выбор любимых ароматов для презентации себя. В-третьих, они достаточно часто и самостоятельно приобретают парфюмерию. В-четвертых, полученные данные свидетельствуют о том, что любимые парфюмерные ароматы, с помощью которых осуществляется презентация себя, не всегда соответствуют модным тенденциям.

Анализ социально-психологических целей, мотивов, функций, содержания ольфакторной самопрезентации личности

На данном этапе мы ставим задачу выделить типичные параметры ольфакторной самопрезентации, ее типы независимо от гендерно-возрастных различий участников исследования.

Для анализа целей самопрезентации из анкеты был выделен ряд утверждений. В анкете данные утверждения были представлены в трех вариантах: "Вы используете парфюмерию, для того чтобы привлечь и удержать внимание окружающих; продемонстрировать свое отличие от других; управлять впечатлением окружающих о себе; поддержать репутацию, имидж", "Мужчины, по вашему мнению, пользуются парфюмерией, для того чтобы привлечь и удержать внимание окружающих; продемонстрировать свое отличие от других; управлять впечатлением окружающих о себе; поддержать репутацию, имидж", "Женщины, по вашему мнению, пользуются парфюмерией, для того чтобы привлечь и удержать внимание окружающих; продемонстрировать свое отличие от других; управлять впечатлением окружающих о себе; поддержать репутацию, имидж".

На основе выбора целей использования парфюмерных запахов для презентации себя другим и презентации себя, осуществляемой другими (мужчинами и женщинами) для других, и их соотношения выделены три группы участников [Приложение 4, Таблицы 12-14].

В первую группу вошли респонденты, которые считают, что парфюмерные запахи выступают как средство презентации себя другим и презентации себя, осуществляемой другими (партнерами по общению) для других. Респонденты этой группы отмечают, что они используют парфюмерные запахи для привлечения и удержания внимания, демонстрации своего отличия от других, поддержания репутации, имиджа, управления впечатлением окружающих о себе. Кроме этого, они полагают, что другие также используют парфюмерные запахи с целью презентации себя окружающим.

Респонденты из второй группы полагают, что парфюмерные запахи могут выступать в качестве средства презентации себя, осуществляемой другими для других. Они также думают, что другие мужчины и женщины используют парфюмерные запахи для привлечения и удержания внимания, демонстрации своего отличия от других, для поддержания репутации, имиджа, управления впечатлением окружающих о себе. Иными словами, они уверенны в том, что другие целенаправленно применяют парфюмерные запахи для формирования у партнера определенного образа, представления о себе. Вместе с этим, респонденты из второй группы не считают, что они целенаправленно используют парфюмерные запахи для презентации себя другим. Таким образом, для данной группы респондентов характерно противоречивое отношение к парфюмерным запахам: они рассматривают их не столько как средство презентации себя другим, сколько считают, что парфюмерные запахи используют другие для самопрезентации.

Респонденты третьей группы не рассматривают парфюмерные запахи как средство презентации себя другим и презентации себя, осуществляемой другими для других. Они не указывают на то, что парфюмерные запахи могут быть использованы для привлечения и удержания внимания, демонстрации своего отличия от других, для поддержания репутации, имиджа, управления впечатлением окружающих о себе.

2. 37% участников исследования считают, что другие (партнеры по общению) целенаправленно используют парфюмерные запахи для самопрезентации, но не они сами.

3. 13 % участников исследования не используют целенаправленно парфюмерные запахи для презентации себя другим и считают, что другие, также не предъявляют себя с помощью парфюмерных запахов.

4. Соотношение критериев целенаправленного использования парфюмерных запахов для презентации себя другим и презентации себя, осуществляемой другими (партнерами по общению) для других, отражает три тенденции, по-разному соответствующие культурным и социально-психологическим функциям парфюмерных запахов в истории человечества.

2.3.2. Анализ социально-психологических мотивов и функций ольфакторной самопрезентации личности

Результаты частотного анализа и процедуры квартилирования социально-психологических мотивов ольфакторной презентации себя другим и презентации себя, осуществляемой другими (мужчинами и женщинами) для других представлены в [Приложение 4, Таблицах 15-20].

На Рисунке 1 представлено распределение социально-психологических мотивов ольфакторной презентации себя другим участниками исследования.

Из приведенных данных следует, что у участников исследования в качестве ведущих мотивов ольфакторной презентации себя другим выступают следующие мотивы: нравиться себе и другим, чувствовать себя уверенно, повысить мужскую/женскую привлекательность.

Похожие диссертации на Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности