Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал Дуарова, Марьяна Алексеевна

Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал
<
Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дуарова, Марьяна Алексеевна. Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Дуарова Марьяна Алексеевна; [Место защиты: ГНУ "Южный федеральный университет"].- Ростов-на-Дону, 2011.- 168 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования межпоколенческих отношений в условиях трансформации российского общества 21

1. Теоретические проблемы исследования межпоколенческих отношений в социологической литературе 22

2. Российское общество в условиях трансформации: теоретические и методологические проблемы исследования 44

3 Аксиологическая динамика и межпоколенческая преемственность в условиях трансформации российского общества: проблема построения теоретико-методологического конструкта исследования 63

Глава 2. Динамики межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе и оценка эффективности их интегративного потенциала в условиях аксиологического кризиса 88

1. Аксиологическое пространство современного российского общества и ценностные приоритеты россиян 89

2. «Отцы» и «дети» в современной России: динамка межпоколенческих отношений и специфика межпоколенческих разрывов 107

3. Интегративный потенциал межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе и методы его повышения в условиях аксиологического кризиса 128

Заключение 150

Литература 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема «отцов» и «детей» всегда относилась к разряду тех, которые вызывали интерес у поэтов, мыслителей, ученых. Каждое новое поколение выносится «на суд» прежним, прошедшим этап своего духовно-нравственного и социального становления. Этот процесс по мере разрушения традиционных устоев общества набирал силу и обрел высокую актуальность в современную эпоху, которая как никогда прежде с легкостью отрекается от накопленного предшествующими поколениями опыта, подвергает его критике, предлагая множество новых жизненных стилей, систем мировоззрения и поведения. Плюралистичность современного мира, отсутствие единства его восприятия в сознании различных поколений не позволяют ответить однозначно на вопрос: хорошо это или плохо, и дискуссии по этому поводу разгораются все ярче и ярче по мере увеличения скорости динамики общественного развития.

Социокультурный мир уже не представляет былой целостности в параметрах временной текучести, изменяясь еще при жизни одного поколения. В настоящее время не является неоспоримым тезис о межпоколенческой преемственности как механизме передачи социокультурного опыта и социального капитала от старшего поколения младшему, и, более того, все четче вырисовываются контуры префигуративной культуры как культуры с доминирующим положением молодого поколения, задающего тон и характер социального и культурного развития.

Российское общество, активно трансформирующееся на протяжении последних десятилетий, имеет сегодня целый ряд проблем, связанных со стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в стране, построением демократического и гражданского общества, а также правового государства. Игнорирование проблемы межпоколенческих взаимодействий и диалога между поколениями, нарушение которого не способствует решению остро стоящих перед страной задач, недопустимо с позиций оптимизации трансформационного процесса и целевой установки выхода из системного кризиса, поразившего российское общество после эпохи «великих» преобразований.

Разрушенное пространство социокультурной преемственности, в котором уже фиксируются деструктивные последствия культурной и исторической «анемии», комплекс цивилизационной неполноценности перед могуществом и процветанием стран западного мира не только отражаются на молодом поколении, его социализации и жизненной самореализации, духовно-нравственном состоянии, но и являются источником деструктивных последствий для всей России, которая с потерей своих традиций, духовного образа, стоит перед пропастью духовной и цивилизационной гибели.

Жизнеспособность культуры и цивилизации в целом определяется устойчивостью каналов культурной преемственности, через которые передаются значимые для общества ценности, идеалы, нормы, смыслы.

Восстановление разрушенной межпоколенческой преемственности как механизма обеспечения жизнеспособности социальной системы необходимо для вхождения трансформационного процесса в России в стадию стабилизации. В этом заключается высокая социальная актуальность проблемы межпоколенческих отношений, разрешение которой невозможно без глубокой научной рефлексии источников межпоколенческих противоречий, коммуникативных барьеров между поколениями и тенденций в развитии межгенерационных взаимодействий в современном российском обществе, что определяет не менее высокую научную актуальность проблемы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Комплексный анализ степени разработанности темы диссертационного исследования в рамках накопившего в научной литературе опыта по данному направлению показал, что проблема межпоколенческих отношений в истории научной мысли является одной из тех, которые относятся к «вечным» и вызывающим интерес у представителей различных отраслей научного знания: психологии, философии, культурологии, социальной философии, социологии, педагогики, демографии, этнографии. Начиная от Сократа, проблема отношений «отцов» и «детей» стояла во главе проблем, относящихся к динамике общественного развития и эволюции общественных отношений.

Значительное внимание взаимодействиям поколений и конфликтам, возникающим между ними, уделяли 3. Фрейд, Д. Аусубель, Л. Фойер, С. Эйзенштадт, К. Дэвис, М. Мид, К. Манхейм, К. Кенистон, X. Ортега-и-Гассет и др. Центральной идеей, подвигнувшей ученых к созданию концепций, теорий для изучения взаимодействия поколений, является идея конфликта поколений.

Прерогативой социологического анализа межпоколенческих отношений является изучение особенностей положения различных поколений в обществе (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), межпоколенческой трансмиссии культуры, проблем межпоколенческого единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном пространстве общества. Работ, развивающих социологическое направление в изучении межпоколенческих отношений в современном российском обществе, достаточно для того, чтобы сказать, что эта проблема вызывает интерес ученых, однако эти работы носят несколько фрагментарный характер и отражают стремление авторов глубоко осмыслить определенные стороны и следствия межпоколенческих отношений. Так, получили разработку направления, связанные с изучением семейных межпоколенческих отношений и конфликтов (М.В. Вдовина)1; молодежных субкультур, как

Вдовина М.В. Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье. Автореф. дис... д.с.н. М., 2008; Она же Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 3. Социология / ;

противостоящих миру взрослых и обществу в целом (В.А. Бабахо, П.С. Гуревич, И.В. Лескова, СИ. Левикова, Е.А. Омельченко, Т.Б. Щепанская)2; преемственности поколений (П.Ф. Кравчук, Ю.Ю. Шкарина, Ю.А. Левада, В.Т. Лисовский, Н.Е. Покровский, Т. Шанин) .

Проблема преемственности поколений имеет тесную связь с изучением трансформации социокультурного пространства российского общества и взаимодействия в нем традиций и инноваций, выбор и реализацию которых осуществляет молодое поколение, определяя тем самым вектор общественного и культурного развития. Интерес и большое значение для изучения этого аспекта межпоколенческих отношений представляют работы таких отечественных ученых, как А.Б. Гофман, Д.Н. Замятин, Г.В. Осипов4, в которых акцент делается на проблеме взаимодействия традиционного и инновационного в российском обществе, переживающем процесс социетальной трансформации.

Не менее значимы концептуальные и фундаментальные теоретические и методологические разработки отечественных ученых в области изучения трансформирующихся обществ, потенциал которых позволяет изучать межпоколенческие процессы в контексте масштабных социокультурных и экономических трансформаций российского общества (Э.В. Беляев, М.К. Горшков, Т.И. Заславская, Н.И. Лапин, В.В. Локосов, В.В. Прокин, В.Г. Федотова, Н.Н. Федотова, В.А. Колпаков, С.А. Храпов, В.А. Ядов).

Поскольку межпоколенческие отношения находятся в тесной корреляционной зависимости с аксиологической динамикой общества, для данного исследования особое значение имели работы, посвященные проблемам изменения ценностных ориентации россиян разных поколений,

Она же Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социологические исследования. 2005. № 1.

2 Левикова СИ. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004; Левикова СИ., Бабахо
В.А.
Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?
// Общественные науки и современность. 1996. № 3; Гуревич П.С. Субкультура // Культурология.
XX век: Энциклопедия. СПб., 1998; Лескова И.В. Маргинальность и культурная идентификация
молодежи // Социальная политика и социология. 2008. № 2; Щепанская Т.Е. Символика
молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993; Омельченко Е.А. Субкультуры
и культурные стратегии на сцене конца XX века: кто кого? // Неприкосновенный запас. Дебаты о
политике и культуре. 2004. № 4.

3 Кравчук П.Ф., Шкарина Ю.Ю. Молодежь и преемственность культуры // Социология. 2008.
№ 2; Левада Ю.А. Три «поколения перестройки» // Экономические и социальные перемены:
Мониторинг общественного мнения. 1995. № 3; Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в
отношениях // Социологические исследования. 2002. № 7; Покровский Н.Е. «Племя младое» и...
знакомое. Российская молодежь и глобализация // Социология и современная Россия / Под ред.
А.Б. Гофмана. М.: ГУ ВШЭ, 2003; Шанин Т. История поколений и поколенческая история //
«Отцы и дети»: поколенческий анализ современной России. М., 2005;

Гофман А.Б. От какого наследия мы отказываемся? Социокультурные традиции и инновации в России на рубеже XX - XXI веков // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействий и динамики / Под ред. А.Б. Гофмана. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008; Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия // Социологические исследования. 2010. № 2; Осипов Е.В. Семь ударов по планете и России // Глобальный кризис западной цивилизации и Россия / Отв. ред. Г.В. Осипов. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

иерархии ценностей российского общества (М.К. Горшков, С.А. Кудрина, Т.А. Рассадина и др.)5, а также теоретическому осмыслению источников и последствий ценностной трансформации общества (Т.И. Заславская, С.Г. Кирдина, О.Э. Бессонова, С.А. Храпов, П. Штомпка)6.

Большинство ученых, изучающих динамику ценностных ориентации различных поколений россиян, пришли к выводу о сохранении духовно-нравственной основы российского общества, в том числе в молодежной среде, а также отсутствии видимых и серьезных ценностных противоречий между поколениями (эта позиция прослеживается в работах М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, Ю.А. Левады, Е.В. Песеговой) хотя эта точка зрения и не является единственной. Ряд исследователей говорят о серьезных противоречиях между поколениями, угрожающих единству и социальной стабильности российского общества (В.П. Бабинцев, Е.В. Реутов, В.Т. Лисовский, П.Ф. Кравчук, Ю.Ю. Шкарина, А.А. Широканова).

Высокое теоретическое и практическое значение для осмысления проблемы межпоколенческих отношений в современной России имеют знаменитые труды отечественных ученых, которые открыли новую страницу в развитии российской социологии молодежи. Благодаря работам Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, Е.Л. Омельченко, А.И. Ковалевой и др. значительно расширилось теоретическое и методологическое пространство изучения молодежи как субъекта социальных отношений, процесса социализации молодого поколения в условиях трансформации ценностно-нормативного пространства российского общества и многих других проблем, связанных с социальным развитием российской молодежи.

Нельзя не отметить вклад ученых Юга России и ростовской школы, в частности, в изучении межпоколенческих отношений, а также различных аспектов жизнедеятельности молодежи, имеющих определенное отношение к проблеме взаимодействия поколений. Среди многочисленных работ следует выделить исследования таких ученых, как О.А. Нор-Аревян, М.Н. Полторак,

Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении // Социологические исследования. 2008. № 6; Кудрина С. А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания // Социологические исследования. 2010. № 1; Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социологические исследования. 2006. № 9.

Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М., 2002; Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000; Кирдина С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? // Социологические исследования. 2008. № 8; Бессонова О.Э. Феномен теории институциональных матриц: реставрация устаревшей парадигмы // Экономическая наука современной России. 2007. №2; Храпов СА. Трансформация сознания российского общества в контексте его социокультурной динамики // Власть. 2009. № 9; Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) //Социологические исследования. 2001. № 2.

Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008; Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1; Омельченко Е. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004; Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. Ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М., 2008.

А.А. Резванов, В.Ю. Маевский, В.В. Черноус, А.В. Сериков, П.С. Самыгин,

Ю.В. Стригунов, В.А. Тер-Акопьян, Н.А. Федоряк и др. С учетом того, что в качестве основных факторов, влияющих на состояние межпоколенческих отношений в современном российском обществе, ученые называют кризис базовых институтов социализации - семьи и образования, необходимо учитывать и накопившийся опыт в рамках социологии семьи и образования. С этой точки зрения большой исследовательский интерес представляют работы ростовских ученых А.В. Верещагиной, Г.И. Герасимова, И.А. Кабарухиной, В.Н. Мирошниченко, В.И. Филоненко9, в которых на глубоком теоретическом и эмпирическом уровне поднимаются и решаются проблемы трансформации института семьи и образования с безусловным принятием тезиса о том, что необходимым условием устойчивого развития общества всегда выступал и выступает процесс социокультурной трансляции совокупного социального опыта от поколения к поколению на основе выработанных обществом способов институционализированного социокультурного воспроизводства.

Таким образом, можно констатировать, что спектр исследуемых проблем в области межпоколенческих отношений в российском обществе получил достаточно глубокое освещение и изучение в отечественной социологии. Однако в настоящее время отсутствуют как комплексные социологические исследования, посвященные научному осмыслению влияния трансформации российского общества на межпоколенческое взаимодействие, так и работы, связанные с актуализацией мер по повышению интегративного потенциала межпоколенческих отношений в условиях дезинтеграции российского социума и низкого уровня его

Нор-Аревян О.А. Конфликтогенность взаимодействия поколений в условиях социальной транзиции российского общества: микросоциологический анализ: Дис. ... к.с.н. Ростов-на-Дону, 2003; Полторак М.Н. Самосохранительное поведение учащейся молодежи в условиях аксиологической динамики российского общества. Автореф. дис. ... к.с.н. Ростов н/Д, 2010; Резванов А.А., Маевский В.Ю., Черноус В.В., Сериков А.В. Профилактика негативных явлений в молодежной среде: методические рекомендации. Ростов н/Д: «ИППК РГУ», 2004; Самыгин П.С. Правовая социализация учащейся молодёжи в условиях социальной неопределённости российского общества: Автореф. дис. ... д.с.н. Ростов н/Д, 2008; Стригунов Ю.В. Межгенерационные отношения в современном российском обществе: динамика ценностей старшего поколения и молодежи: Автореф. дис. ... к.с.н. Ростов н/Д, 2009; Тер-Акопьян В.А. Адаптационные стратегии российской молодежи в условиях глобализации: Автореф. дис. ... к.с.н. Ростов н/Д, 2008; Федоряк Н.А. Молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества: основные угрозы и стратегии их преодоления: Автореф. дис. ... к.с.н. Ростов н/Д, 2009.

Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе: Автореф. дис. ... д.с.н. Ростов н/Д, 2009; Верещагина А.В., Кабарухина И.А. Кризис традиционной семьи и демографические последствия в России. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2009; Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005; Мирошниченко В.Н. Функциональная трансформация института семьи в современном российском обществе: Автореф. дис. ... к.с.н. Ростов н/Д, 2007; Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: Противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.

социальной сплоченности. Этим определяется предметное поле, цель и задачи данного исследования.

Цель исследования состоит в изучении динамики межпоколенческих отношений в российском трансформирующемся обществе и выявлении факторов их стабилизации и повышения интегративного потенциала.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие исследовательские задач:

- рассмотреть теоретические проблемы исследования
межпоколенческих отношений в социологической литературе;

- выявить теоретические и методологические проблемы исследования
российского общества в условиях трансформации;

составить теоретико-методологический конструкт исследования межпоколенческой преемственности в условиях аксиологической динамики российского общества;

рассмотреть и выделить ценностные приоритеты россиян, определяющие аксиологическое пространство российского общества;

показать динамику межпоколенческих отношений и специфику межпоколенческих разрывов в современной России;

- выявить основания интегративного потенциала межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе и наметить пути и методы его повышения в условиях аксиологического кризиса.

Объектом исследования являются межпоколенческие отношения в условиях трансформации российского общества.

Предмет исследования - это источники, факторы и последствия динамики межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе.

Гипотеза диссертационного исследования. Межпоколенческие отношения выступают движущей силой трансформационного процесса, поскольку через поколенческие каналы транслируются значимые для данного общества и его жизнеспособности ценности и нормы культуры, образцы и стереотипы поведения, мировоззрения. Резкие и тотальные перемены, вызванные разрушением прежней социальной реальности, понятно, привычной и прогнозируемой для многих поколений россиян, ознаменовались расколом в их сознании и поведении, что прежде всего находит выражение в межпоколенческих отношениях в виде противоречий между молодым и старшим поколениями. Дальнейший диссонанс в межгенерационном пространстве может надолго «похоронить» надежду на возрождение духовного единства и духовной силы российского общества, остро нуждающегося в интеграционном потенциале межпоколенческих отношений. Выходом из этой ситуации является поиск идейно-онтологических оснований российского общества и государства, способных объединить различные поколения россиян, независимо от их культурных предпочтений и ориентации, интересов и увлечений.

Теоретико-методологическая база исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в рамках неоклассической метапарадигмы.

Методологической основой работы стал ряд подходов: так, при исследовании
трансформации российского общества использовался потенциал

неоинституциональной парадигмы и разработанных в ее рамках
теоретических подходов (теория институциональных матриц и т.д.), теория
социетальной трансформации, теория культурной травмы, теория
социокультурной трансформации, а в рамках изучения межпоколенческой
преемственности в трансформирующемся российском обществе в
наибольшей степени использовался потенциал социокультурного,
неоинституционального, социализационного и адаптационно-

деятельностного подходов.

В исследовании активно применялись труды зарубежных и отечественных ученых, создавших теоретическую и практическую основу для изучения межпоколенческих взаимодействий (М. Мид, К. Манхейм, X. Ортега-и-Гассет, М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги, М.В. Вдовина, П.Ф. Кравчук, Ю.Ю. Шкарина, Ю.А. Левада, В.Т. Лисовский, Н.Е. Покровский, Т. Шанин и др.) позволившие провести глубокий и комплексный анализ динамики межпоколенческих отношений в современной России.

В диссертации нашли применение также принципы и методы
системного, адаптационного, сравнительно-исторического и

аксиологического подходов.

Эмпирической базой диссертации стали данные социологических
исследований («Поколение-ХХ1» (2010 г.), «Отцы» и «дети» в кризис:
настроения и социальные адаптации» (2009 г.), «Молодежь России:
социологический портрет» (2009 г.) и др.), проведенных ВЦИОМ, ФОМ,
Институтом социологии РАН, Институтом социально-политических
исследований, данные мониторингов социально-экономической ситуации в
России, а также результаты отдельных социологических исследований
российских ученых (Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, А.В. Петрова, Д.Л.
Константиновского, А.А. Широкановой и др.) о положении и проблемах
различных поколений россиян, и прежде всего молодых, чье положение и
статус в трансформирующемся российском обществе, характер и содержание
социальных проблем в области жизненной самореализации и адаптации
являются важными для анализа и прогнозирования развития

межгенерационных отношений и тенденций социального развития российского общества.

Полученные в ходе работы над диссертацией результаты характеризуются следующими элементами научной новизны:

обозначены теоретические проблемы исследования межпоколенческих отношений в социологической литературе и даны авторские дефиниции понятий «поколение» и «межпоколенческие отношения»;

выявлены теоретические и методологические проблемы исследования российского общества в условиях трансформации и определены наиболее адекватные российской реальности и социокультурной специфике подходы;

- составлен теоретико-методологический конструкт исследования
межпоколенческой преемственности в условиях аксиологической динамики
российского общества, базовыми составляющими которого стали
неоинституциональный социокультурный, социализационный и адаптационно-
деятельностный подходы;

определены ценностные приоритеты россиян в условиях аксиологической динамики и показана специфика современного противоречивого аксиологического пространства российского общества;

рассмотрена динамика межпоколенческих отношений в России за период с 1990-х годов по настоящие дни, дана оценка уровня их конфликтности и определена специфика межпоколенческих разрывов в российском обществе;

- выявлены и обоснованы основания интегративного потенциала
межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе и
обозначены меры социально-государственного регулирования и повышения
интеграционного потенциала межпоколенческих отношений в условиях
аксиологического кризиса.

Данные элементы новизны нашли отражение в положениях, выносимых на защиту:

1. Изучение межпоколенческих отношений имеет важное значение для понимания специфики социальной и культурной динамики, протекающей с высокой скоростью в современном обществе, в том числе российском. Обобщая имеющиеся дефиниции понятия поколения и критерии выделения той или иной социальной общности как отдельного поколения, сложившиеся в социологической науке, поколение можно рассматривать как определенную социально-демографическую и социокультурную общность, которая характеризуется наличием общего социального опыта, сформировавшегося в конкретных исторических, социально-экономических и социокультурных условиях на определенном этапе общественного развития. В свою очередь, межпоколенческие отношения представляют собой отношения, скрепленные социальными связями, формирующимися между поколенческими общностями в ходе взаимодействия в определенных исторических и социокультурных условиях.

2. Важнейшей методологической проблемой изучения трансформации современного российского общества является поиск наиболее адекватного методологического инструментария, необходимого для создания целостной картины социальной реальности, соответствующей специфике российского общества и происходящих в нем трансформационных процессов. В рамках изучения межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе наиболее эффективными можно считать социокультурный и неоинституциональный подходы, потенциал которых основан на интерпретации общества как динамичного единства культуры и социальности, на пересечении и взаимопроникновении которых в эпоху преобразований формируются трансформационные сдвиги, опосредованные социальной активностью индивида как субъекта трансформационного процесса и институциональными изменениями.

3. В условиях высокой социокультурной и аксиологической динамики общественного развития межпоколенческие отношения выполняют особую роль, обеспечивая сохранение образа культуры и ее наследия в исторической преемственности как необходимого условия жизнеспособности общества и бессмертия его культурной уникальности и самобытности. В «зеркале» культуры находит свое отражение облик каждого поколения, привносящего свой социокультурный опыт и капитал для развития базовых образцов культуры. Изучение процесса межпоколенческой преемственности в условиях аксиологической динамики может осуществляться на основе различных методологических и теоретических подходов, среди которых целесообразно использовать потенциал, прежде всего, неоинституционального, социокультурного, социализационного и адаптационно-деятельностного подходов, комплексное использование которых позволяет в столь же комплексном виде исследовать корреляционную зависимость между процессами ценностной динамики и межпоколенческой преемственностью в условиях трансформации российского общества.

4. В результате трансформационных процессов, затронувших все общество и все сферы его жизнедеятельности, аксиологическое пространство российского социума, утратив прежнее ценностное единство, стало открытым для ценностей иной культуры, рационально-индивидуалистической, необходимой россиянам для успешной адаптации к изменившимся условиям социально-экономической жизни. Неминуемые изменения в сознании и поведении россиян, ориентирующихся в своей практической деятельности на ценности, способствующие достижению жизненного благосостояния, но при этом еще сохраняющих на культурно-подсознательном уровне приверженность ценностям духовного порядка, учеными расцениваются по-разному, в зависимости от исследовательских установок. Мы склонны рассматривать аксиологическую трансформацию российского общества как процесс обновления ценностных оснований социальной жизнедеятельности россиян, не затрагивающих глубинных оснований российской ментальности и духовности, не имеющих высокой актуализации на данный момент среди россиян по причине остро стоящего вопроса выживания перед подавляющим числом российских граждан.

5. Динамика межпоколенческих отношений является естественным историческим процессом, определяющим вектор общественного развития. В эпоху социальных трансформаций она приобретает высокую скорость и глубину изменений, постепенно снижая свои темпы и консервируя те различия, которые характеризуют поколения, формировавшиеся в принципиально иных по идеологическим, социально-экономическим, социокультурным показателям условиях. Так, ценностный разрыв между поколениями в современном российском обществе находится в зависимости от возраста, и, соответственно, накал противоречий и конфликтов снижается по мере сближения возрастных рамок между молодым и старшим поколениями. Между молодежью, социализация которой пришлась на бурные и хаотичные 1990-е годы с тотальной деидеологизацией, и пожилыми людьми, носителеями советского

образа жизни и мировоззрения, существуют непреодолимые идеологические и ценностные противоречия, формирующие те самые межпоколенческие разрывы, которые определяют остроту конфликта в межпоколенческих отношениях. Диалог между поколениями в данном случае необходимо выстраивать на основе диалога культур - советской и постсоветской, попытки которого пока только намечаются в социокультурном пространстве страны, осознавшей губительную цену тотального отрицания культурного наследия.

6. В ситуациях кризиса проблема интеграции общества и обеспечения его социальной сплоченности является очень актуальной. Одним из способов повышения интеграционного потенциала общества, снижающегося в период социальных трансформаций и кризисов, является развитие гармоничных отношений между поколениями, которые на основе конструктивного диалога способны вырабатывать общие стратегии разрешения социальных противоречий и решения жизненно важных для индивидов, поколений и общества в целом задач. Степень гармонии межпоколенческих отношений определяется совместимостью ценностных ориентации, норм жизнедеятельности «отцов» и «детей», наличием в обществе возможности для молодого поколения пластичной интеграции в социальное пространство на основе эффективной социализации и успешной социальной адаптации в условиях позитивного взаимодействия со старшими поколениями. Меры социально-государственного регулирования и повышения интеграционного потенциала межпоколенческих отношений связаны с оптимизацией социальной политики государства, восстановлением единого культурно-воспитательного пространства в системе тесного взаимодействия семьи, школы и государства и совершенствованием правового поля с целью преодоления возрастной дискриминации в отношении детей, молодежи и людей пожилого возраста.

Научно-практическая и теоретическая значимость диссертации обусловлена острой актуальностью проблемы взаимодействия поколений в современной России, переживающей период трансформации, кризиса базовых институтов социализации и духовно-нравственной сферы. Научно-практическая значимость исследования определяется важностью выявления источников, факторов, влияющих на характер межпоколенческих отношений, их динамики в условиях трансформации ценностей россиян, а также поиска путей и методов повышения межпоколенческой преемственности как условия повышения интегративного потенциала межпоколенческих отношений и российского социума в целом.

Материалы диссертационного исследования могут быть полезны при составлении и чтении курсов по общей социологии, социологии молодежи, социологии культуры, геронтологии, социальной психологии, социальной философии, а также различных факультативных курсов, посвященных изучению социальных проблем теоретического и прикладного характера в области динамики межпоколенческой преемственности в современном обществе, в том числе российском.

Результаты работы также могут найти применение при разработке принципов и мер социальной политики в сфере нормализации и стабилизации

жизни и деятельности различных поколений и их взаимодействия на основе создания единого духовно-воспитательного пространства.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были апробированы на: III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (г. Ростов-на-Дону, 2002 г.); III Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (г. Москва, 2006 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Диалог культур в изменяющейся России» (г. Ставрополь, 2007 г.); V Российском философском конгрессе (г. Новосибирск, 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Кавказ - наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 2010 г.).

Результаты и содержание работы отражены в 4 публикациях общим объемом 3,1 п.л., в том числе 2 научных статьях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ общим объемом 1,1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Российское общество в условиях трансформации: теоретические и методологические проблемы исследования

Процессы исторических преобразований социальных и культурных систем всегда были в центре внимания социологов. На почве пристального внимания к данным процесса были разработаны различные теоретические и методологические подходы к исследованию социальных трансформаций, среди которых известность получили такие, как цивилизационный, формационный, социокультурный, структурно-функциональный, институциональный, неоинституциональный и др. В общем виде обычно процессы, происходящие в России и других посткоммунистических обществах на рубеже XX-XXI- вв: обозначают как модернизацию; переход (транзит),/трансформацию и т.д.4 Их изучение занимает важнейшее место в.. общей = массе отечественных социологических исследований!49 . При? этом следует учитывать,, что специфика российского; общества и его социокультурного пространства; требует дифференцированного подхода: при? применении? тех или иных; теоретических., ш методологических. подходов, сложившихся, в социологической науке: Так, С.Г. Кирдина пишет, что- прагматические, попытки применения концепций мировой науки для понимания социальных изменений в «незападных странах» не всегда успешны; зачастую они хороши при анализе. новых явлений, но слабо применимы при изучении долговременных и глубинных тенденций . Настораживающим результатом применения некоторых «западных» теорий, продолжает свою мысль С.Г. Кирдина, заключается в том, что социальная реальность России и СНГ, государств Юго-Восточной Азии и др. регионов ил не вписывается в рамки предлагаемых теорий, или получает в них «низкие» оценки типа «несовременного общества», «недостаточной рыночной дисциплины», «тоталитарной системы» и т.д., что, при определенной степени верности подобных оценок, исключающих полную их правдивость, создает деформированный образ страны и способно породить «комплекс неполноценности», снизить социальный иммунитет51.

Вместе с тем, эти теории, несколько деформировано отражающие реальность стран незападного мира, активно внедряются в исследованиях ученых. Вопрос о поиске адекватного методологического инструментария для исследования социальных изменений в российском обществе носит гораздо более глубокий характер, поскольку ставит перед социологами дилемму: можно ли расценивать с социологической точки зрения современное российское общество как новую социальную реальность, и если да, то какие концептуальные разработки современной социологической мысли к исследованию российских трансформаций могут об этом свидетельствовать? Этот вопрос на теоретическом уровне самым острым образом был поставлен А.В. Тихоновым , В.А. Ядовым , получил свое определенное разрешение на Кирдина С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 20. эмпирическом уровне М.К. Горшковым , но попытки его разрешения так и не сняли до конца с повестки отечественной социологической науки проблему концептуальной завершенности изучения российского общества как новой социальной реальности. Решение данной методологической проблемы не является первостепенной задачей нашего исследования, но мы посчитали нужным все же ее обозначить как наиважнейшую, поскольку поиск методологически верного пути изучения российского общества как активно трансформирующегося непосредственно связан с этой макропроблемой, стоящей перед отечественной социологией.

Ввиду этого и поставлена задача проблемного характера в данной части главы, отражающая возможные теоретические и методологические альтернативы исследования трансформации российского общества, из которых мы, в контексте нашей диссертационной проблематики, обозначим наиболее эффективные с точки зрения их потенциала для изучения межпоколенческих отношений в современной России. Итак, долговременные тенденции социальных изменений в российском обществе требуют более внимательного отношения при выборе того или иного инструментария для изучения российской реальности. Как отмечает С.А. Храпов, трансформация российского общества продолжается уже около двадцати лет, и за этот период процессы преобразования охватили все уровни и сферы общественной жизни, отразившись на общественном сознании россиян.

Аксиологическая динамика и межпоколенческая преемственность в условиях трансформации российского общества: проблема построения теоретико-методологического конструкта исследования

В предыдущей части данной главы мы рассмотрели имеющиеся в социологической науке теоретические подходы и концепции к изучению трансформационных процессов, определив из них наиболее адекватные для исследования трансформации российского общества. В качестве таковых были определены неоинституциональный и социокультурный подходы.

В данной части главы нам следует определиться с методологическим инструментарием для исследования межпоколенческой преемственности как ключевого элемента межпоколенческих отношений. При этом, в качестве базовых, на основе проделанного в предыдущем параграфе анализа, можно считать неоинституциональный и социокультурный подходы, поскольку межпоколенческие отношения и характер межпоколенческой преемственности необходимо, изучать в контексте процессов, происходящих в обществе на макроуровне, в его институциональной системе как системы регулирования социальных связей и взаимодействий между различными группами и категориями населения.

В рамках неинституционального подхода межпоколенческая преемственность выступает отражением- процессов в пространстве взаимодействия традиционного и инновационного, объективирующихся в сознании и поведении различных поколенческих групп. То, какие из процессов доминируют в обществе, оказывая влияние на вектор его развития, определяется, во многом, типом межпоколенческих отношений и восприятием различных поколений с их ценностным и мировоззренческим содержанием в обществе. Если в обществе старшее поколение занимает доминирующее положение при уважительном отношении со стороны молодого поколения к взрослым и старикам, ценности традиционного порядка даже в условиях высокой социокультурной динамики будут занимать достойное место в жизни социума, находя понимание и почтение со стороны молодежи. В данный условиях институциональная динамика в плане трансформации норм и ценностей, мировоззренческих ориентиров будет носить относительно поступательный и гармоничный характер, демонстрируя механизм той культурной преемственности, который обеспечивает сотрудничество поколений и конструктивный диалог между ними.

Принимая инновации извне, только то общество не потеряет устойчивости в развитии, которое адаптирует данные инновации к собственной социокультурной матрице, ценностному ядру, не пытаясь переписать заново историю и сменить прежний ценностный код как неподходящий в данных исторических условиях. На наш взгляд, в этом заключается основная проблема в исторической трагедии российского народа, из раза в раз вынужденного «пробовать на вкус» тот ил иной образ жизни; стиль культуры, идеологические построения, то пытаясь, «в:Европу прорубить окно», то построить коммунистическое общество, незнакомое прежде мировому сообществу, то вновь внедриться в( общеевропейский процесс развития; покончив со своим советским прошлым1 самым резким; и губительным для; народа и-, его культуры образом, опять безнадежно догоняя поступательно развивавшиеся страны на, протяжении своей истории без глобальных социокультурных потрясений и катастроф.

А стоит ли. находиться в вечной погоне за/ Европой, уничтожая то хорошее и прогрессивное, что было накоплено в недрах собственной культуры...? Очень много пишется и говорится о самобытности и своеобразной традиционности российского общества и народа86, которая проявляется даже вопреки постоянным изменениям, историческим и. культурным резким поворотам. Значит, российская;культура в своих; недрах . сохраняет то ядро, которое не позволяет, во всяком случае, пока, уничтожить истиннофоссийский дух, а,, следовательно, его надої сохранять, преумножать, передавать каждому новому поколению, которое будет ощущать себя.часть целого» - российского народа w свою непохожесть, уникальность, производную от культурной самобытности и высокой степени идентичности.

Д:Н. Замятину задаваясь вопросом об образе наследия в культуре, пишет «Всякие культуры - коль скоро мы принимаем их множественность, их безусловные различия, принципиальную; несравнимость по внутренним критериям самоценности. и оригинальности, их парадоксальные уникальности (ибо уникальность, исходя: из традиционной; логики, отталкивается от неуникальности чего-то другого, и,, следовательно она только одна, ее не может быть больше одной-единственной) — репрезентируя себя во времени и пространстве, предполагают свою вечность, бесконечность и потенциальную неуничтожимость, фактически — мыслимое здесь и сейчас бессмертие. Однако справедлив и другой, по существу онтологический тезис: всякие культуры нуждаются в некоем образном «зеркале», в котором они смогут зафиксировать и закрепить свою столь необходимую уникальность» .

«Отцы» и «дети» в современной России: динамка межпоколенческих отношений и специфика межпоколенческих разрывов

Проблема «отцов» и «детей» в России столь же противоречиво решается, как и проблема, рассмотренная нами в предыдущем параграфе. Не существует однозначных оценок по поводу присутствия или отсутствия конфликтов между молодым и старшим поколениями российского общества. Как правило, водоразделом при изучении поколенческих ценностей и различий в них выступает советская система ценностей и отношение к ней со стороньь различных поколений россиян, что вполне объяснимо с позиции присутствия носителей культуры и ценностей, как советской, так и постсоветской эпох.

Сразу же хотим привести одно из мнений, существующих в современной отечественной науке при изучении межпоколенческих отношений. Это мнение было высказано Е.В. Песеговой и нас оно чрезвычайно заинтересовало тем, что, согласно ему, во всех поколенческих группах и когортах, кроме самой молодой (от 16 до 24 лет), число людей, отдающих предпочтение советским ценностям и нормам, является явно доминирующим, и после 1998 года сглаживается разрыв в позициях и ценностях между старшими и молодыми поколениями152.

Насколько данное мнение является оправданным, покажет дальнейший анализ ценностных суждений и установок молодого и старшего поколений россиян, который мы представим ниже. Оно, конечно же, имеет под собой, прежде всего, теоретическое обоснование, поскольку обозначенное поколение, не придерживающееся советских ценностей (от 1 б до 24 лет), и не может их придерживаться в полной мере по той причине, что оно формировалось в принципиально иных социально-экономических и социокултурных условиях, в стране, которая уже не имела ничего общего с СССР. В то же время утверждать, что остальные когорты молодого поколения (до 30-35 лет) искренне и всецело разделяют советские ценности, на наш взгляд, не стоит, с полной уверенностью. Однако не будем забегать вперед и рассмотрим имеющиеся у нас данные, на основе которых мы сможем более предметно поразмышлять на эту тему.

Стразу же хочется привести выводы А.А. Широкановой, полученные в результате сравнения данных о динамике индивидуализма в морали и индивидуализации сознания в целом в постсоветских странах за период с 1990 по 2000 гг. - те самые годы, которые ознаменовались масштабными и тотальными изменениями в сознании и поведении граждан постсоветских обществ, свидетельствующие о том, что для всех постсоветских стран, в том числе России, а также для всех слоев населения с незначительным перевесом1 в сторону молодежи характерна постсоветская индивидуализация153, что уже ставит под сомнение приверженность основной массы населения современной России советским ценностям, не включавшим в себя высокий индекс индивидуализации.

В данном параграфе перед нами стоит две важные задачи: показать динамику межпоколенческих отношений в России с момента начала постсоветских преобразований до наших дней и определить специфику межпоколенческих разрывов, если таковые имеются на данном этапе развития российского общества.

Интерес для выявления динамики в межпоколенческих отношениях в обозначенный период времени представляют результаты исследований отечественных ученых, на разных этапах, начиная с 90-х гг. пытавшихся отследить состояние отношений между поколениями.

В этом отношении следует обратиться, прежде всего, к работам В.Т. Лисовского; М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, П.Ф. Кравчука, Ю.Ю. Шкариной, Д.Л. Константиновского154, а также исследованиям Фонда общественного мнения, на протяжении последнего десятилетия активно разрабатывавшего исследования по проблеме молодежи, «отцов» и «детей»155.

Молодое поколение оценивают по-разному, давая ему различные названия: «поколение next», «поколение пепси», «поколение X», «потерянное поколение». Насколько адекватны эти названия реальности и как сами оценивают себя молодые люди, а также старшие поколения... Существует ли конфликт поколений типа «мы» и «они»?

Интегративный потенциал межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе и методы его повышения в условиях аксиологического кризиса

Некоторые отечественные исследователи с уверенностью-, отмечают, что на смену идеологическому расколу в современной России приходит консолидирующая культура, которая по своей исторической миссии, роли и заложенному в ней гуманистическому смыслу должна прийти на смену идеологии как прежней парадигмы консолидации общества182. Возможно, этот взгляд несколько преувеличен и консолидационное начало, только-только начинает вырисовываться в социокультурном пространстве страны, чему подтверждением является сокращение факторов межпоколенческих противоречий и снижение уровня» конфликтности" между различными поколениями россиян, что было показано нами в предшествующей части главы. Социальная память российского народа еще не утратила устойчивой преемственности, и россияне разных поколений гордятся духовным и культурным наследием страны, что отразилось, также в исследовании О.А. Кардамонова, которым был зафиксирован значительный уровень совпадений или интегративных признаков у обследованных целевых аудиторий учителей, преподавателей вуза, студентов I и IV курсов, которые выглядят следующим образом : 1. делегация идентичности последнему интегративному символу российского общества - Победе в Великой Отечественной Войне; 2. дисперсность и неопределенность в оценках ключевых исторических событий нашей страны; 3. стремление к символическому перекрытию исторических разломов общественного сознания, восстановлению единой ткани социальной памяти; 4. критической» восприятие «демократии» как сомнительной-категории социального дискурса и проблематичной практики? социальной реальности; 5. рациональное восприятие «капитализма» как реальности, данной нам «в повседневных ощущениях», и диктующей свои жесткие правила, следуя которым возможно, тем не менее, преуспеть в жизни; 6. ностальгическое восприятие «социализма» как мечты, полному осуществлению которой никому не удалось стать свидетелем, остающейся, тем не менее, достаточно светлой и привлекательной; 7. архаизация массового сознания, реанимация реликтовых идентификационных оппозиций.

Однако мы в большей степени поддерживаем мнение о чрезвычайной актуальности проблемы социальной сплоченности и консолидации российского общества, несмотря на некоторые позитивные сдвиги в этой сфере. Если рассматривать под социальной сплоченностью состояние общества, сплоченное общими ценностями и узами солидарности184, то становится очевидным, что современная России, с наличием в ней высокой степени социальной поляризации, углублением материальной дифференциации и устойчивым сохранением бедности на фоне продолжающегося обогащение немногих, испытывает явный дефицит социальной сплоченности, источником которой выступает ситуация социальной несправедливости, которую ощущают на себе различные поколения россиян, и прежде всего, молодежь и старики. Социальная сплоченность является основополагающим условием устойчивого экономического и социокультурного развития. Этой проблеме в современной Европе уделяется большое внимание и выделяются большие финансовые средства (например, в Германии и Франции общие социальные расходы государства колеблются на уровне 41-42% ВВП) . Старение населения Европы (это актуально и для современной России), возрастные диспропорции на рынке труда, а также высокая научно-технологическая динамика, ставящая в неравное положение старшее поколение перед молодым, наиболее активно осваивающим инновации научно-технического прогресса, являются источниками межгенерационных противоречий и возможных конфликтов, преодоление которых и создание гармоничных межпоколенческих отношений является также элементом стратегии повышения уровня социальной сплоченности в обществе. Разве можно говорить о сплоченности народа, его высоком уровне консолидации, когда в стране фиксируются такие явления, как : - небывалый рост преступности (количество убийств на 100 тыс. человек в России почти в 4 раза больше, чем в США и примерно в 10 раз превышает их распространенность в большинстве европейских стран); - увеличение количества самоубийств (в 3 раза Россия опережает по этому показателю США, занимая второе место в Европе и СНГ (после Казахстана) не только среди населения в целом, но и среди молодежи в возрасте до 17-ти лет); рост несчастных, случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП; рост коррупции в стране (за 6 лбт (2002 - 2008) Россия переместилась с 71-го на 147-е место в мире) .

Катастрофично выглядит ситуация в сфере семьи; и детства: . около 40% новорожденных детей рождаются уже больными; или заболевают впервые дни жизни; . растет число детей, живущих в неполных семьях; миллионы детей живут в состоянии социальной и педагогической запущенности; в современной России около 700 тыс. детей-сирот и из них 260 тыс. детей проживают вне семьи, в государственных учреждениях; в России насчитывается 1500?детских домов,; 240 ідомов ребенка, более 300 школ-интернатов, 700 приютов; 2 млн. детей и подростков безграмотны; более 6 млн. детей проживают в; неблагополучных семьях и нуждаются в социальной поддержке и правовой защите со стороны государства и гражданского общества; ежегодно из дома убегают 90 тыс. детей, пополняя ряды беспризорников,_ проживающих на вокзалах, на свалках, чердаках, в заброшенных строениях;. 85% беспризорных; являются «социальными сиротами» (т.е. детьми, имеющими: родителей, не принимающий участие в воспитании и жизни детей по различных, в большинстве случаев аномийным причинам: аморальный образ жизни родителей, пьянство, наркомания и т.д.).

Похожие диссертации на Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал