Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе Мальчёнкова Анна Евгеньевна

Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе
<
Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мальчёнкова Анна Евгеньевна. Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Санкт-Петербург, 2002.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-22/300-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исследование суицида в зарубежной и отечественной социологиии 11

1.1. Отношение к суициду в различных цивилизационных системах 11

1.2. Исследование суицидального поведения в западной суицидологии 21

1.3. Отечественные исследования суицида 61

Глава 2. Особенности суицидального поведения в условиях современной социальной стратификации общества 100

2.1. Теоретическая модель исследования суицидального поведения 100

2.2. Территориальные и социально-демографические особенности суицида 131

2.3. Причины и мотивы суицида в различных социально-статусных группах 168

Заключение

Исследование суицидального поведения в западной суицидологии

Самоубийство, суицид - намеренное (добровольное, умышленное) лишение себя жизни - неизбежный спутник исторического развития общества.

Эмиль Дюркгейм, наиболее глубоко исследовавший это явление с социологических позиций и применивший к исследованию самоубийства различные научные подходы, определял самоубийство следующим образом: "Самоубийством называется каждый смертный случай, который ...является результатом ...поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах"1.

Осознавая, что в таком понимании самоубийство является в большей степени объектом изучения психологии, а не социологии, и в полном соответствии со своим учением о социальных фактах, Э. Дюркгейм рассматривает самоубийство как социальное явление. "общее число самоубийств, совершенных данным обществом в данный промежуток времени", "склонность к самоубийству", которую имеет "каждое общество в известный исторический момент", "коллективную склонность", характеризующуюся "общим процентом смертности (самоубийства), присущим определённому обществу".

На основе методологических подходов Э. Дюркгейма к самоубийству даёт определение этому виду девиантного поведения Я. Гилинский.

Структуру суицидального поведения, составляют "...самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи)"2.

Исследователь различает два уровня феномена самоубийства - "индивидуальный поведенческий акт" и "социальное явление". Изучение самоубийства как индивидуального поступка он относит к предмету изучения психологии. Социология, на его взгляд, должна рассматривать самоубийство "...как социальное явление", подчиняющееся определённым закономерностям3. Согласно его концепции "...самоубийства чутко реагируют на степень социальной и экономической дифференциации населения и темпы её изменения". Причём показатели суицидального поведения находятся в прямой зависимости от степени этой дифференциации 4.

Объектом социологического анализа является суицид как социальное явление, как продукт и показатель известного состояния общества.

Как социальное явление самоубийство является неизбежным спутником общественно-исторического развития. Суицид, как и любой другой вид девиантного поведения социализированного индивида, не имеющего патологических изменений в психике (это проблема медицины), неизбежно связан с ценностями жизни и культуры конкретно существующего исторического сообщества, с официально устанавливаемыми нормами. Поскольку жизненные ценности, социальные нормы меняются в разных сообществах на всём протяжении социально-исторического развития человечества, отношение к суициду неизбежно претерпевало изменения - от безоговорочного одобрения, и даже институциализации этого явления, до резкого неприятия и осуждения.

Исследователи первобытных сообществ неоднократно отмечали существование обычая добровольного ухода из жизни стариков в голодные годы, чтобы не быть в тягость семье, роду, племени. Такая смерть часто стимулировалась нормами общественного сознания. У древних готов и датчан считалось, что человек умирающий естественной смертью от болезни и старости будет вечно пребывать в пещере с ядовитыми животными. Постыдным умереть такой смертью считалось у жителей Фиджи, Новых Гебридских островов. По законам Ману, брамин, освободившийся от своего тела, считался достойным быть допущенным к местопребыванию Брамы1. По преданию во время голода Будда лишил себя жизни и тем самым подал пример самоубийства. Согласно его учению самоубийство - не прекращение жизни, а переход души из одного состояния в другое.

В древнем Китае считалось, что человек, избравший самоубийство, избавляет душу от земных мучений и восстанавливает её первобытное блаженство. Как сообщает Шантени де ля Сосей (1904), имеются сведения о том, что уже в 77г. до н. э. в Китае люди добровольно лишали себя жизни, следуя за умершими родственниками2.

Хорошо известен факт самоубийства пятисот философов, соратников и последователей Конфуция, которые бросились в море после того, как были сожжены книги их учителя.

Кроме единичных самоубийств в истории известны массовые самоубийства, - например самоубийство всех жителей города Тира при взятии его Александром Великим2.

Эпикурейцы и стоики относились к самоубийству как к средству избавления от зол жизни. Они рассматривали жизнь как стремление к удовольствиям. Препятствия к наслаждению, такие как физические страдания и лишения, считались достаточно обоснованными поводами для самоубийства. При полном равнодушии к смерти они усматривали в самоубийстве выражение воли, противопоставляемой внешнему миру.

Учение эпикурейцев и стоиков нашли благоприятную почву у римлян. Если первоначально в Древнем Риме самоубийства были редким явлением, поскольку сказывалось сильное влияние религиозных устоев, то в последние годы существования Римской Империи количество самоубийств настолько возросло, что правительство было вынуждено пойти на карательные меры против самоубийц. Тела самоубийц распинались, бросались на съедение зверям, подвергались другим унизительным процедурам. К концу периода Республики, во время репрессий и междоусобных войн, человеческая жизнь всё больше теряет своё значение. Презрение к жизни в общественном сознании вызывало многочисленные самоубийства, приводимые в исполнение с поразительным хладнокровием, часто в присутствии родственников, друзей, которые должны были вести беседы с самоубийцами, пока жизнь не покинет их тела. Заканчивают жизнь самоубийством известные политические деятели Рима: Катон, Кассий, Юний Брут и др. В период упадка Римской Империи законодательство перестало преследовать самоубийство, предоставляя индивиду право самовольной смерти, если он не связан никакими обязательствами, заставляющими его жить. Лишались права на самоубийство рабы, военные, люди, находящиеся в руках правосудия. В общественном мнении само 1 Трегубое Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993. С.31.

2 Тереховко Ф.К. К вопросу о самоубийстве в С-Петербурге за двадцатилетний период (1881 1900). Диссертация на степень доктора медицинских наук. Гатчина, 1903. С. 15 убийство уже не вызывает боязни, а становится предметом преклонения и восхищения. Знаменитый римский философ Луций Анней Сенека утверждал, что тот, кто считает самоубийство преступлением, "...не видит, что этим отрезается путь к свободе. Прекрасен тот закон природы, ... который определил нам только один вход в жизнь и оставил множество выходов из неё. Неужели же мне ждать мучений от болезни или от людей, когда в моей власти избегнуть страданий и ненависти врагов?"1. Право на жизнь и на смерть он подтвердил собственным примером. Будучи приговорённым императором Нероном к совершению самоубийства он вскрыл себе вены2.

Под влиянием христианства, которое фактически контролировало все сферы общественной жизни, и чей взгляд на самоубийство носил ярко выраженный негативный характер, в начале средних веков тенденция к самоубийству значительно уменьшилась. Лучшие христианские проповедники в IV - V веках выступали с резким осуждением самоубийства (подробнее об этом см. ниже).

С приходом эпохи реформации (VI, VII и начало VIII века) подверглись изменению все основы средневекового мировоззрения. Это коснулось нравственной, общественной и семейной жизни. Право человека на добровольную смерть снова отстаивается передовыми людьми, пользующимися авторитетом в обществе (Д.Юм, Ш.Монтескье, Ф.Вольтер).

Одним из первых западных философов, который рассматривал самоубийство в отрыве от концепции греха, был Давид Юм (1711 - 1776). Его знаменитое эссе "Самоубийство", опубликованное в 1777 году, было запрещено. Юм утверждал, что человек, покончивший с собой, не выступает ни против законов божьих, ни против законов общества. Единственное, что составляет зло - это то, что с уходом из жизни он лишается возможности делать добро для других. Юм писал: "Благоразумие и храбрость могут вовлечь нас в избавление от себя, если существование становится обременительным"3.

Отечественные исследования суицида

Западные социологи, занимающиеся социальными исследованиями в области суицидо-логии и пытающиеся установить социальные детерминанты суицидального поведения, при анализе информации, собранной в результате исследований, для наиболее полного объяснения сходства и различия полученных данных используют различные подходы. Современная западная социология использует пять основных подходов ("социологических ракурсов") для наблюдения разных групп факторов. Ниже дано описание этих подходов, предложенное Н. Смелзером.

Первый подход - демографический. Он связан с изучением населения, моделей рождаемости, миграции и связанной с этим деятельностью людей.

Второй угол зрения - психологический, объясняющий поведение в терминах его личностного смысла для человека, то есть с помощью мотивов, представлений, привычек, социальных установок и представлений человека о самом себе. Смелзер отмечает, что "...этот подход взят на вооружение психологией, однако и в социологии он занимает прочное место"2. В русле данного подхода рассматривается ряд вопросов, включая такие как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации или возникновение и распространение настроений в различных ситуациях.

Третий - "общностный" ракурс, возникающий при изучении двух и более людей, образующих группу или организацию. Изучая первичные группы (семью, формальные организации), социологи рассматривают их в качестве совокупности индивидов. Рассмотрев последовательность событий, которые привели к определённому результату (решению), при помощи данного метода можно попытаться смоделировать эти события, а также изучить, как происходило общение между членами группы или организации, или каким образом отношения в группе или организации повлияли на результат (решение). "Общностный" подход используется как основной в изучении коллективного поведения.

Четвёртый подход - "отношенческий" (статусно-ролевой). Данный подход может быть применим при описании общественной жизни, но не через конкретных людей, вовлечённых в неё, а через спецификацию их взаимоотношений, обусловленных их ролями. Под ролью понимается поведение, ожидаемое от человека, когда он занимает определённую позицию в группе. При помощи данного метода можно выявить отношения между членами группы, а через это и саму структуру группы, ибо поведение людей до некоторой степени структурировано этими ролями.

Пятый - культурологический подход, который используют при анализе поведения. При описании применяются культурологические термины, такие как общественные правила (установленные или подразумеваемые) и общественные ценности, вытекающие из религиозных, политических и социальных интересов.

Необходимо отметить, что в социологии при описании социальной ситуации, лежащей в основаниях суицида, могут использоваться данные других социальных наук, таких как антропология, экономика, психология, которые имеют дело с поведением людей и функционированием социальных общностей. Несмотря на то, что каждая из этих областей знания имеет свои отличительные черты, во многих случаях их предметы пересекаются друг с другом. В качестве иллюстрации к вышеизложенным положениям можно привести некоторые законо 57 мерности, выявленные зарубежными исследователями суицида с использованием различных подходов.

Взаимосвязь между самоубийством и переменами в экономическом положении прослеживали Э. Дюркгейм (1897), А. Генри и Д. Шорт (1954). Уровень самоубийств повышается как во время неожиданных экономических спадов, так и во время неожиданного процветания (Э.Дюркгейм). Однако впоследствии исследование Генри и Шорта поставило под сомнение теорию Дюркгейма. Основываясь на результатах своих исследований, они утверждали, что уровень самоубийств действительно повышается в периоды резких экономических кризисов, но понижается в условиях процветания.

Американский социолог У. Брид (1963) исследовал влияние социальной мобильности (путь, который прошли люди вверх или вниз по служебной лестнице в течение всей их профессиональной деятельности) на предрасположенность к самоубийству, а также какое действие оказывает на самоубийство изменение статуса от родителей к детям. Сравнив сведения о жизни жертв самоубийства (официальные документы, показания родственников, друзей, начальников и сотрудников по работе, соседей, домовладельцев, врачей) и данные о жизни испытуемых контрольной группы (живых людей), пол, возраст и место жительства (дом) которых совпадали с этими же параметрами в суицидальной группе, Брид пришёл к выводу, что для самоубийц характерно:

Зависимость суицидального поведения от расовой принадлежности и вероисповедания (Н. Фарбероу, 1988, С. Фредерик, 1989). Исследования (Д. Лестер, Б. Данто,1993) показали, что большая частота самоубийств падает на белое население в США. Показатель самоубийств среди белого населения почти в два раза превышает данный показатель среди американских негров. Данные Г. Маккаду (1993) показывают, что белые мужчины совершали самоубийства в 1,7 раза чаще, чем негры, а белые женщины - в 2,4 раза чаще, чем негритянки2.

Территориальные и социально-демографические особенности суицида

Проявление этих потребностей, а, следовательно, возможное поведение человека, представляет собой результат действия трёх факторов: стремления к максимальной удовлетворённости, желания ограничиться минимумом неприятностей (избежать страданий), усвоенных ценностей, норм и правил, принятых в окружающей социальной среде. Суицид, в конечном счёте, это последний способ избавиться от страданий, когда все остальные способы оказались безуспешными. Человек, стремясь к удовлетворению своих потребностей, осуществляет выбор из тех возможностей, которые представлены ему социумом. Цель выбора - не только достижение компромиса, но и самоутверждение в социальной системе.

Самоубийству, как "выходу из тяжёлой жизненной ситуации", "выходу из безвыходного положения" (Я.Гилинский) всегда предшествует достаточно продолжительный период поиска индивидом решения ("выхода"), способного изменить ситуацию. Предпринимаемые индивидом действия могут быть самые разные: миграция, эмиграция, смена места работы, уход из семьи, уход от общества, попытка изменить установки и ценностные ориентации, попытка прибегнуть к иллюзорно-компенсаторским способам сохранения благополучия (религия, пьянство, наркотизм) и, наконец, при неудачах - суицид. Удачный выбор может привести к согласованности взаимодействия, неудачный к рассогласованности, дезорганизации.

Дезорганизация взаимодействия при осуществлении выбора связана во-первых - с ограниченностью выбора, который может предоставить социум, ближайшая микросреда; во-вторых - с недоступностью ценности - объекта, обусловленной обстоятельствами жизни человека и его личными возможностями (недостаток материальных средств, завышенные социальные установки); в-третьих - с неприятием ценностей-средств, которые смогли бы через сделанный выбор удовлетворить потребности (неприемлемые индивидом идеологические концепции, экономические программы и т.п. - с одной стороны, и "антиценности" - протекционизм, коррупция, аморализм и т.п. - с другой).

Социальный выбор - это всегда сосредоточение внимания на объекте, переключение социальной деятельности с одного объекта деятельности на другой, осуществляемый с целью удовлетворения потребностей и достижения цели, обуславливающей смыслосодержа-щую сторону бытия. Роль потребностей и интересов как конечных детерминант человеческой деятельности достаточно полно описаны в социологической литературе12. Социологический взгляд на потребности и интересы заключается, прежде всего, в уяснении их социального смысла. Будучи непременными атрибутами внутреннего мира личности, её индивидуальной мерой бытия, они вместе с тем обладают определённой мерой повторяемости и, следовательно, массовидностью. Потребности, интересы, а также ценности, возникающие на их основе, выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, образуя её внутренний мир3456.

В последнее время социологов всё больше привлекает идея выделения ба-зовой потребности, которая может найти выход в удовлетворении любой другой из существующих материальных или духовных потребностей. Идея выделения базовой потребности предполагает возможность дать объяснение поведения личности в различных жизненных ситуациях. Эта потребность рассматривается как отражение в сознании человека наиболее общих противоречий его социального бытия или особый вид напряжённости, вытекающий из столкновения двух противоположных тенденций, слияния индивида с социумом и выделения "Я" в качестве автономной единицы.

Такой базовой потребностью является потребность в самоутверждении. Через какую потребность находит выход базовая, определяющая потребность - зависит от многих 125 факторов. Ими могут быть способности личности, условия её формирования и жизнедеятельности, цели, преследуемые обществом в процессе социализации личности. Именно потребность личности в самоутверждении детерминирует различные виды её самореализации. Абсолютизация фактора "дезадаптации личности в условиях социального конфликта" (АХ.Амбрумова) при описании причин суицидального поведения не может быть оценена однозначно. Принимая эту концепцию для объяснения части суицидов (в этом смысле концепция А.Г.Амбрумовой входит в нашу концепцию в качестве составной части), мы должны обратить внимание на то, что личность не только адаптируется к условиям социальной среды (это в определённой мере пассивный поведенческий процесс), но и самоутверждается в ней. Неудачи в самоутверждении (а это во многом смыслосодержащая проблема) ведут к дезорганизации взаимодействия в социальной системе. В этом смысле концепция дезадаптации личности в условиях социального конфликта должна быть дополнена концепцией разрушения личности вследствие дезорганизации взаимодействия личности и социальной среды.

Потребность в самоутверждении в случае дезорганизации взаимодействия, вызванного конфликтом в системе жизненных ценностей личности и ценностей социальной системы, и не находящая удовлетворения в различных формах социального выбора, часто лежит в основе суицидального действия. У Дюркгейма такой вид суицидального поведения отнесён к эгоистическому типу.

Однако, как указывалось выше, эта же потребность в самоутверждении в случае полного слияния жизненных ценностей личности с ценностями социума может привести к сознательному саморазрушительному действию, самопожертвованию во имя утверждения ценностей социума и своих собственных ("альтруистический тип суицида" по Э.Дюркгейму).

Разумеется, было бы неправильным считать (и об этом говорилось выше), что потребности непосредственно определяют поведение человека. Между воздействием среды и деятельностью человека существует несколько промежуточных ступеней. Потребности субъективно проявляются в форме интересов, стремлений, желаний человека. Затем неизбежно следуют такие акты, как установка, мотивация и, наконец, действие.

Мотив деятельности выступает в качестве внутренней причины (побуждения к деятельности), в то время как воздействие внешних факторов - в качестве стимулов действия. Мотив деятельности формируется через осознание индивидом ценностных установок, и является фактором, ведущим к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует с системой ценностей, которыми он руководствуется в своём поведении.

Описание социальной ситуации и содержания составляющих её элементов как теоретического инструмента познания социальных процессов и явлений позволяет применить ситуационный подход к анализу суицидальной ситуации, обуславливающей суицидальное поведение.

Содержание суицидальной ситуации может меняться в зависимости от уровня социума: личностный, стратификационный (социально-статусный), социально-исторический (на уровне общества в целом).

Поскольку суицидальная ситуация в методологическом аспекте представляет собой социальную модель исследования суицида, она служит инструментом изучения истоков суицидального поведения, лежащих в закономерностях взаимодействия социализированной личности с окружающей социальной средой. Ситуационный подход к анализу суицидального поведения позволяет объяснять его особенности на каждом уровне обобщения, а в различных стратификационных группах учитывать всю систему факторов, свойственных именно этим группам.

Причины и мотивы суицида в различных социально-статусных группах

Именно специалисты-профессионалы острее всего почувствовали состояние, которое определяется категорией "бедность". Она может быть абсолютной и относительной.

При абсолютной бедности доход настолько низок, что невозможно приобрести даже предметы первой необходимости - продукты питания, одежду, жильё.

Относительная бедность показывает, насколько человек беден по сравнению с другими людьми.

Из-за абсолютной бедности чаще всего страдают безработные, мигранты, бродяги, бомжи и люди, которые не могут работать из-за старости, увечья или болезни.

Однако к суициду может привести и относительная бедность. Бедные страдают не только из-за отсутствия материальных средств существования. Бедность унизительна для интеллигентного человека, она воспринимается как позорное состояние, даже если причина бедности лежит не внутри него самого, а вовне.

Интеллигентный человек из-за бедности вынужден отказаться от привычного образа жизни, резко снизить удовлетворение духовных потребностей, через которые осуществляется самоутверждение его личности.

Следующая причина суицида - "непереносимые страдания вследствие болезни, беспомощности, одиночества" - наиболее характерна для пенсионеров. В общей структуре всех причин она составляет в этой группе 37,4%. Среди других социально-статусных групп эта причина распределилась следующим образом: у специалистов-профессионалов - 9,4%; рабо-чих и служащих - 5,4%; безработных - 5,4%. Среди студентов и учащихся самоубийства, связанные с этой причиной, отсутствуют. Очень большой удельный вес пенсионеров в составе суицидентов, закончивших жизнь самоубийством вследствие непереносимых страданий, беспомощности, связан с резким снижением социальной помощи пенсионерам, недоступностью эффективных лекарственных препаратов, невозможностью получить квалифицированную медицинскую помощь.

Конфликты с близкими, родственниками послужили причиной суицида для 25% студентов и учащихся, ещё 25% из них покончили жизнь самоубийством из-за проблем, связанных с учёбой. Семейные конфликты явились причиной суицида у 19,1% специалистов-профессионалов, 17,6% - рабочих и служащих. У пенсионеров эта причина обусловила 8,0% самоубийств, у безработных - 2,7%. Это связано с тем, что среди двух последних социально-статусных групп превалируют одиночки (вдовые, разведённые, холостяки).

У 20,9% специалистов-профессионалов причиной суицида стало снижение социального статуса. У безработных эта цифра составила 15,9%, рабочих и служащих - 6,4%. В группе пенсионеров и учащихся суицид по этой причине отсутствует. Что касается конфликтов в производственных или учебных коллективах как суицидогенного фактора, то их в структуре причин суицида всего 4,7%. Однако их удельный вес достаточно высок в группе специалистов-профессионалов (10,6%) и очень высок в группе учащихся (25,0%). В других группах эта причина отсутствует.

Заканчивая рассмотрение некоторых стратификационных особенностей суицидального поведения, следует отметить, что причины, определяющие самоубийство в различных социальных общностях, напрямую связаны с дезорганизацией взаимодействия жизненных установок и ценностей личности, с условиями социальной среды и жизненными ценностями общества на том или ином уровне его организации. Неблагоприятная социальная ситуация, характерная для той или иной стратификационной группы, развившаяся в непосредственную суицидальную ситуацию, лежит в основе большинства суицидов совершающихся в обществе психически здоровыми людьми.

Анализ представлений о суициде в различных социологических школах показал, что исследователями, работающими в области суицидологии, это явление определяется неоднозначно.

Часть из них, констатируя, что суицид имеет полипричинный характер, объясняя его причины, вторгаются в область смежных социальных и гуманитарных дисциплин. Другая часть пытается объяснить все совершающиеся в обществе суициды с позиции методологических и методических подходов, принятых в дисциплинах, представленных авторами.

Наша точка зрения состоит в том, что социологический подход к изучению этого явления может объяснить не все совершающиеся в обществе суициды и выяснить не все причины, лежащие в его основаниях.

В работе исключены из объекта исследования самоубийства, совершающиеся психически больными людьми, детьми, а также самоубийства, отнесённые Э. Дюркгеймом к альтруистическому типу. Автор рассматривает "альтруистическое самоубийство" как жертву во имя общего блага, героический поступок, который вписывается в социальную норму и не может быть отнесён к девиантному поведению.

Мы выступаем также против расширенного толкования этого явления, когда в категорию самоубийц записываются все, кто погиб в результате несчастного случая в процессе профессиональной и иной деятельности, связанной с повышенным риском для жизни.

Всё это позволило чётче очертить рамки исследования суицида как вида девиантного социального поведения.

Аналогичным является наш подход и к определению предмета исследования, который напрямую связан с изучением социальной ситуации в том смысле, который вкладывается нами в это понятие при разработке теоретической модели исследования суицида.

Основываясь на методологических подходах к изучению суицида, выдвинутых представителями крупнейших отечественных школ, возглавляемых Я.И. Гилинским и А.Г. Ам 184 брумовой, в работе была сделана попытка разработать собственную теоретическую модель

исследования суицидального поведения.

Не отрицая концепции А.Г. Амбрумовой, объясняющей суицид "социально-психологической дезадаптацией личности в условиях микросоциального конфликта", в диссертации предложена собственная концептуальная схема. Её суть состоит в том, что личность не только адаптируется к условиям социальной среды, но и самоутверждается в ней, пытаясь изменить эти условия в соответствии со своими жизненными ценностями, потребностями, интересами и социальными установками.

Нам представляется, что выдвинутая концептуальная схема, предлагающая рассматривать законченный суицид как следствие развития суицидальной ситуации, в основе которой лежат неудачи в самоутверждении, ведущие к дезорганизации взаимодействия социальных установок индивида и жизненных ценностей социума, может с достаточной точностью установить наиболее общие причины суицида как социального явления.

Изучение материала (статистические документы; данные, полученные в результате отечественных и зарубежных исследований в области суицидологии; данные, полученные автором в результате собственного исследования, основанного на анализе материалов расследования суицидов, совершённых в 1998 г. в Санкт-Петербурге) позволило проследить динамику суицида в различных социальных группах (социально-территориальных, демографических, социально-статусных), определить основные социальные причины этого явления, особенности их проявления в этих группах и на этой основе определить группы повышенного риска.

В работе рассмотрены условия социальной жизни общества, определившие в конечном счёте изменение социальной ситуации на всех уровнях функционирования социума, описаны эти изменения, установлены основные стратификационные особенности суицидального поведения в условиях всеобъемлющего кризиса социальной системы. на основе статистических данных, материалов расследований, отечественных и зарубежных исследований суицида, а также проведённого собственного конкретно-социологического исследования методом анализа документов определить причины суицида в различных социальных группах; определить особенности развития суицидальных ситуаций в различных социально-статусных группах в условии общественного кризиса социальной системы.

Проведённое исследование, являясь продолжением изысканий в области социологии самоубийства, способствует теоретико-методологическому углублению знаний в социологии девиантного поведения и социального контроля.

Изложенные в диссертации материалы могут быть использованы в преподавании социальных дисциплин в учебных заведениях различного типа, при подготовке методических разработок по суицидологии, а также в практической работе служб и организаций, работающих с потенциальными суицидентами.

Похожие диссертации на Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе