Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России Бурылева Галина Викторовна

Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России
<
Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурылева Галина Викторовна. Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России : деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Москва, 2004 160 с. РГБ ОД, 61:04-22/348

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования духовно-культурного воспроизводства в сфере образовательной деятельности 13

1. Духовно-культурное воспроизводство в системе вузов как социокультурная проблема 13

2. Культурно-духовная деятельность образовательных учреждений России 37

3. Духовно-культурное воспроизводство в стратегии образования ... 67

Глава П. Образовательная деятельность как фактор становления духовной культуры молодежи 89

1. Вузы на рынке образовательных услуг 89

2. Основные тенденции изменения процесса духовно-культурного воспроизводства как социальная рациональность образования в контексте современной трансформации российского общества ... 119

Заключение 143

Библиография 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Трансформация российского общества в условиях реформирования последнего десятилетия XX века и при вступлении в век XXI повлекла за собой изменения в политической и экономической ситуации, в сфере занятости, социальной и профессиональной структуре населения, в сфере образования. Это, в свою очередь, вызвало к жизни неоднозначные явления, которые оказывают противоречивое влияние на культуру, духовную жизнь общества и личности.

Специфика социальных изменений в настоящее время состоит и в том, что "утверждение новой реальности происходит под эгидой повышения роли субъективности, внутреннего мира человека как главного источника социального развития"1.

В условиях возрастающего внимания к культурологическим, в самом широком смысле, факторам развития общества, к формированию и роли индивидуальных практик, и в то же время при наличии неопределенности, неустойчивости развития, когда выбор успешных стратегий достижения тех или иных целей затруднен, общество предъявляет определенные требования к качеству человеческих ресурсов, постулирует меритократические принципы и механизмы социокультурной динамики, в основе которой лежит формирование социальной структуры, профессиональных групп, а также оценка уровня развития личности и т.п.

Однако актуальность исследования обусловлена не только проблемами трансформации российского общества и модернизации системы образования, но и фундаментальным свойством образования быть важнейшим конструктом цивилизации, поскольку главным ее условием является преемственность общественной жизни, а образование служит основным элементом, транслирующим культурные достижения. В этих условиях образование показало способность к саморазвитию.

Все более широко разделяется точка зрения относительно того, что на смену информационному обществу конца XX века приходит образовательное общество XXI века,

1 Андреев ЭЛ1 Новейшие российские реальности: интегративный подход. // Гуманитарный ежегодник, № 1. Р.- на-Д.,2002

функция которого — опережающее развитие лучших качеств человека, образовательных систем в обществе, общественного интеллекта.2

В настоящее время негосударственное высшее образование оценивается как важный фактор, способствующий включению системы высшего образования в современные рыночные отношения. Но именно последнее, в силу своей внутренней противоречивости, ведет к неоднозначности оценки его роли в обществе, рождает различные, в том числе и противоположные позиции, в среде исследователей. Закрепленная законодательно платность обучения вносит изменения в нормы, правила, стандарты поведения индивидов, а также социальных групп, участвующих в образовательном процессе. Таким образом, внутри негосударственных вузов происходит формирование новых нормативных отношений.

Образование: оказывает разноплановое и разноуровневое воздействие на социокультурную динамику общества, на социокультурные механизмы включения индивида в систему социальных отношений, его идентификации, наряду с меритократическими принципами дифференциации и селекции, усиливаются тенденции к креденциализму, фактор выбора профессии приобретает особое значение как определяющий интересы, жизненные ориентации и образ жизни человека.

В социологии культуры и духовной жизни общества значимость изучения ориентации молодежи на образование определяется прежде всего его ролью в жизни современного общества. Оно приобрело характер массовости, стало обязательным компонентом жизни человека, определяющим способ его существования и образ мыслей.

Одним из актуальных направлений отечественной социологии образования является анализ социальных проблем современного студенчества, в том числе:его соответствия не только практическим нуждам общества, но и духовного развития студента, удовлетворенности учебой и профессиональной социализацией.3

2 Субетто А. Неклассическая социология: сущность, основания возникновения и развитая // Социология на пороге XXI века. М., 1999. С. 27-28; см. также: Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. М., 2000.

Васенина И.В., Сорокина НД Преподаватель и студент Московского университета Социологический анализ // Веста. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1993. №2. С. 77-81; Вербицкий АА Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991; Вишневский ЮР., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социол.огические исследования, 1997. № ю. С. 56-69; Высшее профессиональное образование: мировые тенденции (социаг и филос. аспекты). М, 1998; Гаспаришвили А.Т., Деметрадзе ГГ. Особенности применения метода опроса при изучении качества учебного процесса в системе повышения квалификации кадров // Методика изучения общественного мнения. М., 1992. С. 25-33; Качество подготовки специалистов в негосударственных вузахМ:

В рамках данного исследования обращает на себя внимание несоответствие внутршгачностных потребностей в самореализации, самоактуализации социально-экономическим возможностям населения, в том числе относительно образования. Наблюдается снижение качества образования и уровня трудовой мотивации у населения в целом, размывание ценностей профессионализма Безработица, платное образование и т.д. оказывают противоречивое воздействие на социокультурную деятельность вузов, прежде всего на процессы воспроизводства, выбор стратегий реализации личности, ее саморазвития как на этапе жизненного старта, так и на протяжении всего периода трудовой активности.

Актуальность исследования обусловлена и потребностями в модернизации

образования, в частности, высшего, как механизма социокультурной динамики, регулировании

социально-профессиональной мобильности.

Степень научной разработанности проблемы. В современной социологии

доминирующее значение приобрел "процессуальный образ" действительности с акцентом на действия заинтересованного субъекта, личности, профессионала.

Проблема развития высшей школы как механизма функционирования культурно-духовной сферы, социального института, связи образования с социализацией, стратификацией, социальной мобильностью занимала и занимает важное место в исследованиях отечественных и зарубежных социологов. Социокультурные характеристики социальных изменений, сущность и функции социальных институтов явились предметом исследований и теоретико-методологических разработок известных отечественных (А.Г, Здравомыслов, Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко, С.С. Фролов) и зарубежных (П. Бурдье, И. Валлерштайн, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Мангейм, Э. Гидценс, О. Конт, П.А. Сорокин, Г. Спенсер) социологов. Особенно подробно проблему высшей школы, в том числе деятельность негосударственных образовательных учреждений, в социологии образования, в социологии культуры, духовной жизни общества рассматривают И.В. Бестужев-Лада, Л.А. Беляева, Ю.Г. Волков, З.Т.

Социум, 2000; Коробова Л.И. Управление социальной адаптацией молодежи к учебной деятельности в высшей школе. Белгород, 1999; Лапшов В.А. Профессионпьная социализация студента в современном российском вузе // Право и образование. 2000. № 3(4). С. 53-60, Фаустова Э-Я. Культура студенческой молодежи: социально-философский аспект. М, 1991; Чумак В.Г. Рынок образовательных услуг состояние, перспективы развития. М., 1999. С. 8-9.

Голенкова, В.И. Добреньков, Т.И. Заславская, Г.Е. Зборовский, Д.Л. Константиновский, В.Я.Нечаев, О.П. Смолин, Н.Д. Сорокина, В.Г. Харчева, Ф.Э. Шереги, В. Н. Шубкин.4

Проблемами изучения образования и воспитания как двуединого процесса духовного воспроизводства интеллектуального потенциала, формирования профессионализма,духовных потребностей, ценностных ориентации и стратегий поведения молодежи, в том числе в сфере образования, особенностей студенчества как социальной группы, занимались К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головача, В.И. Добреньков, В.И. Жуков, СВ. Заруцкий, Т.Е. Зборовский, Ю.А. Зубок, В.Н. Иванов, Д.Л. Константиновский, А.Н. Леонтьев, ВТ. Лисовский, Н.В. Лясников, А.Л. Маршак, AT. Маслоу, В.А. Медик, Ч.Р. Миллс, В.Я.Нечаев, П.Н. Новиков, A.M. Осипов, С.Л. Рубинштейн, В.К. Сергеев, О.П. Смолин, Н.Д. Сорокина, К. Уильяме, В.Г. Харчева, В.И. Чупров, Ф.Э. Шереги, В. Шубкин.5

По B.C. Соловьеву, развивавшему идеи самопознания, самоутверждения и самореализации личности при выборе профессии, "нравственное начало в форме справедливости требует равенства всех субъектов в значении каждого как самоцели".6

Особое место занимают взгляды П. Сорокина на профессиональные институты и организации как каналы (духовные потребности и ценностные ориентации), содержатся в

4 Беляева ЛА. Соціальная модернизация в России в конце XX века. М., 1997; Голенкова 3.T. Динамика социокультурной
трансформации в России. // Социологические исследования, 1998, № 10; Заславская Т.И. Социальная структура современного
российского общества. // ОНС, 1997, К 2; се же, Социокультурный аспект трансформации российского общества. // Социс, 2001, Кг 8;
Сорокин П.А. Социологические теории современности. М, 1991; его же, Социальная стратификация и мобильность // Человек.
Цивилизация. Общество. М, 1992.

5 Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М., 1990; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,
1990; Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. М, 1995; Заруцкий СВ. Вверх по лестнице. //
Человеческие ресурсы, 1999, КХ 1-2; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Маслоу А. Психология бытия. М.,
1997; Новиков ПН., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. М, 2001; Рубинштейн С JL Проблемы общей психологии,
М., 1976; Аванесова ГА. Динамика культуры. М, 1997; Авраамова Е.М Социальная мобіпьность в условиях российского кризиса. //
ОНС, 1999, Л'» 3; Добреньков В.И, Кравченко С.А. Социология; В 3-х т., 12. Социальная структура и стратификация. М, 2000; Ерасов
Б.Г. Социальная культурология. М., 1996; Ионин ЛГ. Социология культуры. М., 1998; Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни.
М, 1990; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод сощюлогии. М, 1990; Жуков В.И. Потенциал человека: индекс
социального развития россиян. М., 1995; Заруцкий СВ. Вверх по лестнице. // Человеческие ресурсы, 1999, J&Xs 1-2; Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975; Маслоу А. Психология бытия. М, 1997; Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее
профессиональное образование. М., 2001; Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии, М, 1976; Головаха Е.И. Жизненная
перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988; Лисовский B.T. Духовный мир и ценностные ориентации
молодежи России. СПб., 2000; Лясников Н.В. Теоретико-методологические вопросы изучения процесса выбора профессии. // Развитие
предпринимательства — залог процветания России. М., 2000; Маршак АЛ. Социология. М, 2000; Миллс Ч.Р. Социологическое
воображение. М, 2001; Чупров В.И., Зубок Ю А., Уатьямс К. Молодежь в обществе риска. М, 2001.

6 Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.1. М., 1988, с. 53-55.

7 Сорокин ПА. Социологические теории современности. М, 1991; его же, Социальная стратификация и мобильность // Человек.
Цивилизация. Общество. М, 1992.

трудах Е.И. Головахи, В.Т. Лисовского, Н.В. Лясникова, А.Л. Маршака, Ч.Р. Миллса, К.

Уильямса.

Для разработки проблемы диссертационного исследования были весьма значимы

работы, посвященные процессуальным характеристикам образования, определяющим

воспроизводство свойств и качеств индивидов, а через них и воспроизводство

социокультурных отношений. Из них необходимо назвать концепции Э. Дюркгейма и П.А.

Сорокина, работы К. Маннгейма, посвященные роли образования в воспроизводстве типа

мышления и социальной структуры, Т. Парсонса, содержащие концепцию образовательной

революции и воспроизводства в образовании социального образца.

Работы отечественных авторов И.М. Ильинского, В.Я. Нечаева, В.Д. Семенова

содержат интересные разработки, касающиеся методологического и теоретического анализа

образования как процесса воспроизводства социальных отношений и способов организации

этого воспроизводства в системах высшего, начального профессионального и общего

(среднего) образования.

В работах П. Бурдье, B.C. Собкина, П.С. Писарского, А.А. Терентьева, Г. А. Чередниченко, В.Н. Шубкина отражены различные аспекты исследования образования как процесса воспроизводства базовых схем социального реагирования, оценивания, поведения, адаптации и самореализации на социальном и личностном уровнях. Вместе с тем необходим целостный социокультурный анализ, отдающий приоритет теоретическим позициям перед методиками и статистическими моделями и позволяющий определить место и роль образования и социокультурной деятельности высшей школы в процессах взаимодействия культуры и общественных реформ, социальной дифференциации, а также воздействия новых социальных ценностей на феномены духовной жизни.

Таким образом, существует противоречие между духовными потребностями общества и индивида в самоактуализации, саморазвитии, в частности, через систму высшей школы, и современными тенденциями социокультурного развития образования, осуществления им духовного воспроизводства.

Цель данного диссертационного исследования заключается в систематическом и комплексном исследовании культурно-духовной деятельности вузов как фактора

социокультурной динамики, определяющего ее направления, темпы и механизмы, в том числе направлений формирования духовной культуры молодежи.

В соответствии со сформулированной целью в диссертации решались следующие задачи:

изучить основы процесса духовного воспроизводства в системе вузов как социокультурной проблемы и исследовать, какое выражение в духовной жизни общества, социальных групп и индивидов это находит;

рассмотреть взаимосвязь функций образования, деятельности вузов и поведения потребителей образовательных услуг в современных рыночных условиях;

исследовать стратификационные и социально-психологические особенности потребителей образовательных услуг государственного и негосударственного сектора высшего образования, доминирующие социальные устремления студентов, а также

#

корреляцию развития негосударственного сектора высшего образования и прагматических устремлений студенческой молодежи;

выявить роль культурно-духовной деятельности вузов в формировании ценностных ориентации, жизненных стратегий студенчества в условиях современного российского общества;

выявить направления формирования духовной культуры молодежи в рамках высшей школы;

определить место и роль профессионализма как интегративной социокультурной характеристики человеческих ресурсов социально-экономического развития общества, возникающей в результате духовного воспроизводства в системе вузов;

показать противоречивость и неоднозначность осуществления стратегий модернизации высшего профессионального образования, особенно в условиях смены духовно-культурных парадигм развития общества.

Объеюхш исследования является образование в его социокультурных характеристиках, позволяющих осуществлять процесс духовного воспроизводства в обществе.

Предметом исследования является культурно-духовная деятельность вузов, прежде всего, в аспекте детерминации процессов дифференциации, самоидентификации и

превращения личности в субъекта социального творчества, находящих отражение в духовной жизни общества, социальных групп и индивидов.

Гипотеза исследования состоит в том, что образование в современных условиях трансформации российского общества, призванное осуществлять духовное воспроизводство интеллектуального и нравственного потенциала общества, в целом стремится реализовать гуманистически-универсалистскую культурную парадигму развития, однако реально эволюционирует, скорее, как механизм социальной дифференциации и селекции, чем интеграции и вовлечения в духовно-практическое освоение и изменение реальности; стратегии образования при этом приобретают в основном рыночный характер, в результате чего замедляются темпы социокультурной динамики, сужаются каналы социальной мобильности, а профессиональные группы начинают характеризоваться отчужденностью и замкнутостью; в молодежной культуре превалируют инструментальные ценности, жизненные стратегии по большей части осуществляются по адаптационной модели, обнаруживается тенденция к креденциализму.

Методологическая и теоретическая база исследования. Общей методологической базой данной диссертационной работы является диалектический метод осмысления проблем общественного развития, достижения системного подхода и структурно-функционального анализа, и, прежде всего, социокультурный анализ образования. Кроме того, исследование опирается на основные принципы и положения теоретической социологии в сферах социологии образования, социологии культуры, духовной жизни, теории социальных изменений, в том числе в социокультурной сфере, социологической теории личности, социокультурного объяснения неравенства, а также теории самоорганизации сложных систем. В работе использовались труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные социально-экономическим, социологическим, социокультурным, социально-психологическим проблемам развития человеческих ресурсов. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и интерпретации научных данных.

Эмпирическая база исследования. В качестве фактологической и статистической базы исследования в диссертации использовались данные государственной и международной статистики, государственных органов образования, материалы общероссийских и региональных социолопіческих исследований ведущих научных центров страны, таких,

например, как ИСПИ РАН (отдел социологии молодежи, сектор социологии образования и др.), ИС РАН, МГУ, ЛГУ, РГТУ, РНСиНП, МГУК, ВЦИОМ, государственные документы (Закон «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральная программа развития образования» и др.), аналитические документы Комитета по образованию и науке Госдумы РФ; Использовались также результаты международных исследований, таких, например, как проведенное в 1997 г. Центром социологических исследований МГУ и Университетом Дюка США совместно с Центром по изучению этнологии и антропологии исследования в 56 субъектах РФ (объем выборки 3839 респондентов). Источником информации служили публикации в научной и периодической печати.

Таким образом, автор в соответствии с целью и задачами работы провел обстоятельные комплексный вторичный анализ социологической информации. Кроме того, он использовал собственный опыт преподавания в вузе, такие методы социологического исследования, как наблюдение, личные беседы, интервью с преподавателями и студентами, контент-анализ вузовской документации, а также результаты авторского исследования по Программе «Адаптация студентов в вузе», кафедры социологии и социальных технологий МГУПП, проводимого в течение 1993-2003 гг. при участии автора Это исследование посвящено, в частности, анализу тех проблем, которые особенно интересовали автора при подготовке диссертации: мотивации студентов в сфере образования. Их удовлетворенность качеством обучения, регулирование процессов профессионализации.

Научная новизна выдвигаемых в диссертации положений состоит в следующем:

выявлены следующие особенности культурно-генерирующей деятельности
вузов, как государственных, так и негосударственных, в современном российском обществе:

  1. Общество становится образованнее, но не культурнее;

  2. Образование скорее выполняет селективные и элитарные функции;

образование как механизм социокультурного воспроизводства определено как
необходимое условие развития человеческих ресурсов, как способ идентификации личности,
группы, в том числе на основе формирования соответствующих мотиваций и ценностных
ориентации;

выявлены противоречивые тенденции воспроизводства вузами социальной структуры, образа жизни,- особенностей духовной культуры молодого поколения;

показана взаимозависимость образовательных стратегий и направлений духовно-культурного воспроизводства, что влечет за собой развитие определенных профессиональных качеств личности и жизненных стратегий молодежи;

изучены особенности взаимодействия вузов, абитуриентов и студентов на рынке образовательных услуг;

разработаны практические рекомендации по регулированию образовательной политики в ее широкой социокультурной трактовке, а также по взаимодействию рынка образовательных услуг и формирования профессий.

Основные положения, выносимые на защиту:.

1. Социокультурный анализ трансформаций в современном российском обществе выявил следующие характерные особенности и противоречия данного этапа'развития: а) получает признание ориентация на перемены, но лишь функциональные, да и то в сферах, связанных с новыми ожиданиями (возможности зарабатывать без ограничений, личная карьера, прежде всего, для работников умственного труда и т.п.); б) достаточную устойчивость сложившихся духовных ценностей, трудовых ориентации; в) динамику мотивационной и ценностной составляющих духовной жизни в сторону индивидуализированных ценностей самоактуализации. Вузы в системе духовного воспроизводства сохраняют культурную идентичность социальных групп, личности, национальной культуры.

1. Неустойчивое, неравновесное состояние системы высшего образования соответствует состоянию российского общества, однако образование стремится его преодолеть за счет структурной перестройки системы путем самоорганизации. На первый план выдвигается задача удовлетворения потребности в высшем образовании не только на бесплатной, но и платной (возмездной) основе. Идет процесс формирования и развития рыночно-ориентированных социально-нормативных отношений субъектов образовательного процесса; приобщения студентов— представителей семей со стабильным финансовым положением и базовым культурно-образовательным уровнем - к ценностям высшего образования; воспроизводства новых социальных слоев, успешно адаптировавшихся к рыночным отношениям. Культурно-генерирующие функции образования сохраняются,

однако обнаруживается тенденция к формированию элитарности образования, то есть проявления селективной и аристократизирующей функции образования по отношению ко всему населению.

  1. Студенчество представляет собой наиболее организованную группу молодежи, наиболее адаптированную к современным условиям жизни, но выбирающую скорее стратегии выживания, чем самоопределения, что не может не сказаться на особенностях ее образа жизни и духовной культуры.

  2. Рассмотрение образования как услуги требует пересмотра организации образования, создания новых типов образовательных учреждений. Расширение доступа к образованию не всегда способствует повышению его качественности. Будучи личностно ориентированным по своей сути, современное образование в условиях конкурентной среды может искажать направления развития потребностей общества и личности под воздействием корпоративных интересов вузовских работников.

  3. Социальная рациональность образования заключается в определении перспектив развития общества, выработке парадигм и стратегий образования, в формировании креативной личности информационного и образовательного общества.

  4. Культурно-духовная деятельность вузов имеет противоречивый характер, поскольку социально-экономические условия ведут к нарушению принципов свободы и добровольности профессионального выбора в соответствии с меритократическими принципами и ценностными устремлениями индивидов, что, в свою очередь, находит отражение в иерархизации социокультурных и профессиональных статусов, в тенденциях к замкнутости профессиональных, особенно элитных групп (проявления креденциализма как отрицательной тенденции при определении доступности и качественности образования).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается: в разработке междисциплинарного подхода к проблеме образования и профессионализации, переосмыслении их содержания, изучении состояния и тенденций развития образования в русле модернизационных процессов в современных российских условиях и социокультурной динамики общества, роли духовных факторов в изменении социальной реальности;

на базе разнообразного эмпирического материала разработан концептуальный подход к изучению проблемы, что позволяет расширить возможности дальнейших исследований по преодолению противоречивого характера процессов в сфере образования и высшей школы прежде всего; проследить направление и динамику приятия/неприятия иноку лыурных ценностей;

основные положения диссертационного исследования могут быть использованы для разработки социальной, образовательной политики, повышения эффективности функционирования социальных, культурных институтов и совершенствования деятельности организаций различного уровня, для проведения консультационной и профориентационной работы с различными категориями населения;

материалы исследования могут быть использованы в научной и учебно-педагогической деятельности в системе учреждений профессионального образования и исследовательских структур.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры социологии и социальных проблем МГУПП, на всероссийских научных конференциях, апробированы в публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка основной используемой литературы.

Духовно-культурное воспроизводство в системе вузов как социокультурная проблема

В главе раскрывается содержание проблемы, уточняется понятийный аппарат и предметная область исследования, проводится анализ и определяются приоритеты в подходах к изучению социального неравенства, дифференциации и стратификации общества, социальные аспекты взаимодействия культуры и общественных реформ, воздействие новых социальных ценностей на феномен духовной культуры, рассматриваются модели социальной и профессиональной структур общества, исследуются различные формирующие факторы, из них выделяются социокультурные, прежде всего духовные (мотивации, ценности, оценки, особенности духовной идентификации со слоями и группами социальной структуры современного российского общества), определяющие динамику процессов в этих структурах; исследуется становление и развитие профессионализма как социокультурного качества человеческих ресурсов, его отражение в духовной жизни.

Поскольку мы здесь опираемся на деятельностный подход к рассмотрению культуры, то в поле зрения попадают как цели и мотивы деятельности, так и ее результаты как по отношению к обществу, так и по отношению к личности.

Необходимым условием функционирования социокультурной системы является процесс ее постоянного воспроизводства, важнейшую роль в котором играет образовательная деятельность. Она выступает как целенаправленная и регулируемая деятельность, интегрирующая усилия общества по воспроизводству в индивидах социально значимых качеств и моделей поведения. Освоение и воплощение в жизнедеятельности индивидов ценностно-смыслового и операционального состава основных видов деятельности и оформляющих их социальных отношений является необходимым условием воспроизводства системы социокультурных отношений на личностном и общественном уровнях.

Сущность образовательной деятельности не может бьпъ рассмотрена в отрыве от форм ее реального существования и динамики.

Социокультурный тип образовательной деятельности выступает как целостность основных ее составляющих, присущих конкретному типу общества: а) ценностей и целей, воплощенных в идеале образованности; б) особенностей отбора и упорядочивания элементов совокупного социального опыта; в) преобладающего типа коммуникации; г) характера включенности образовательной деятельности в систему общественных отношений. Такая целостность обусловлена, в конечном итоге, доминантной ценностью, лежащей в основании всей социокультурной системы.

Смена социокультурных типов образовательной деятельности обусловлена развитием общества, его прохождением последовательных этапов усложнения и дифференциации. Переход на качественно новый уровень организации социокультурных отношений с необходимостью требует ликвидации несоответствия между доминирующей в образовательной деятельности моделью воспроизводства личности, присущих ей ценностно-смысловых ориентации и качеств, и потребностью в новых социальных качествах, способных обеспечить индивидам адаптацию и самореализацию в новых общественных условиях. Это, в конечном счете, и вызывает смену социокультурного типа образовательной деятельности.

Изменения в образовательной деятельности должны затрагивать саму форму воспроизводства социальности, саму лежащую в ее основе доминантную ценность. Проблема может быть решена только путем создания нового социокультурнрго типа образовательной деятельности, построенной на принципиально иной ценностной основе, способной сформировать у человека ценностно-смысловые ориентиры и качества, адекватные новым общественным условиям его жизни.

Такой базовой ценностью выступает ценность выживания человеческого сообщества, основанная на жизнеспособности индивида

В новом социокультурном типе образовательной деятельности необходимо ликвидировать искусственное разделение на обучение и воспитание. Основной задачей воспитания, по мнению автора, должно стать формирование у индивида способности и готовности к личностному выбору: интеллектуальному, нравственному, эстетическому и т.д. Такое понимание создает возможность определить сущность воспитания как процесса формирования в индивиде единства знания и личностного выбора.

Способность к партнерству, интеграции в рамках социальной системы одновременно предполагает формирование в человеке индивидуальной и социально-групповой ответственности за собственное поведение, за собственный выбор. Ответственные формы социального поведения выступают в рамках современных социальных отношений необходимым условием воспроизводства самих социальных отношений. Характерной чертой российских реформаторов, особенно первых лет реформ, является фактически полное игнорирование специфики России, ее базовых ценностей и ориентация исключительно на Запад при выборе целей преобразования общества.

Так, Е.С. Поташник предлагает осуществление стратегии реформирования образования в России на примере фундаментальных российских ценностей: общинности (соборности, коллективизма) и патриотеша По мнению исследователя, анализ этих ценностей показывает, что они способны выступать основанием формирования позитивной коммуникации и социальной ответственности как важнейших целей нового социокультурного типа образовательной деятельности.8

С самых первых своих шагов социологическая наука тесно связана с проблемами образования, что вполне естественно и объяснимо. Обращаясь к обществу как целостному организму, социологи не могли не касаться образования, которое они рассматривали в качестве его составной части. Уже в 1830-1840-е гг. появилось понимание того, что развитие общества в значительной мере зависит от того, какой является система образования.

Образование базируется на обучении и воспитании. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. В связи с этим, общество берет на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки путем формального обучения— образования. Образование — один из аспектов многостороннего процесса социализации. При этом учреждения образования, как правило, воспитывают людей, "вписывающихся" в общество, а не тех, кто будет выступать за его изменение. Именно в рамках конфликтологии, например, Р. Коллинзом или М.У. Эпплом, рассматриваются учреждения образования как посредники, воспроизводящие и легитимирующие существующий социальный порядок и, таким образом, действующие во благо одним индивидам и группам и в ущерб другим. Однако вузы могут не только передавать культуру последующим поколениям, но они способны приумножать культурное наследие.

Духовно-культурное воспроизводство в стратегии образования

Анализ тенденций развития современного российского общества свидетельствует о все возрастающем значении образования не только в создании интеллектуального потенциала страны, но и в обеспечении жизненного благополучия граждан, повышении национальной безопасности государства. Не случайно, в Послании по национальной безопасности Президента России Федеральному Собранию сказано, что одной из внутренних угроз национальной безопасности России является "снижение уровня образованности общества". Образование становится одним из факторов развития страны.

Так, к началу 2001 г. в России насчитывалось 587 государственных вузов Федерального подчинения, в которых обучалось 3,3 млн. человек, и 334 негосударственных вузов, в которых обучались 250,7 тыс. студентов. Это в целом способствует формированию отечественного рыночного общества. При этом начиная с 1992 г. получение молодежью высшего образования расширяется в основном за счет увеличения числа студентов, обучающихся на основе полного возмещения затрат в государственных и негосударственных вузах. Поэтому в новых социально-экономических условиях существующие вузы сами должны соответствовать рыночным критериям, нормам, динамике. Важнейшим средством преодоления этого противоречия может служить удовлетворенность студентов образовательными услугами со стороны учреждений высшего образования.

Рядом исследователей представлены идеи, раскрывающие понимание путей изменения существующей и содержания новой парадигмы образования.88

В контексте рассмотрения проблемы уместно привести высказывание Э. Фромма: "Всех этих мыслителей волновал вопрос спасения человечества: все они подвергали критике принятые обществом стереотипы мысли. Для них цель знания — не достоверность "абсолютной истины", с которой человек чувствует себя в безопасности, а процесс самоутверждения человеческого разума.

В этом ключе незнание для тех, кто знает, равносильно знанию, поскольку и то, и другое является частью процесса познания, хотя незнание в этом случае не тождественно невежеству безумных. Оптимальное знание по принципу бытия — это знать глубже, а по принципу обладания — иметь больше знаний. Существующая система образования, как правило, направлена на то, чтобы научить людей приобретать знания как некое имущество, более или менее соразмерное той собственности и тому общественному положению, которые они, по всей вероятности, обеспечат им в будущем. Получаемый людьми минимум знаний как раз достаточен для того, чтобы должным образом выполнять свои служебные обязанности".

Если в стабильных и развивающихся обществах инновационный процесс протекает относительно динамично, то в кризисном (переходном) обществе накопление нового опыта всегда сопряжено с конфликтом, с отрицанием устаревшего, отжившего. Молодежь, призванная осуществлять передачу обновленного совокупного общественного опыта от одного поколения к другому, является решающим фактором в преодолении этого конфликта. Поэтому в условиях нестабильности воспроизводственная функция молодежи существенно актуализируется. Насколько гармонично эта функция будет реализована в общественном воспроизводстве, зависит от уровня профессионального образования. Однако в результате проведения неэффективной социально-экономической политики, присущий молодежи оптимизм сменяется тревогой у 21%, безразличием - у 13,8%, отчаянием -у 3,4%, возмущением-у 3,7% молодых людей.90

В этой ситуации образование молодежи занимает особое положение в социальном воспроизводстве. Оно призвано осуществлять непрерывный процесс производства самого человека, интеллектуального потенциала общества.

Простое воспроизводство молодежью образовательного статуса родителей осуществляется примерно в равных пропорциях по видам образования: 27% молодежи достигли образовательного статуса отца, имеющего неполное среднее образование, полное среднее - 33,4%, среднее профессиональное - 34,8% и высшее - 27,3%. Если в группе родителей, имеющих неполное и полное среднее образование, имеет место восходящая образовательная мобильность детей, то в группах среднего профессионального и высшего образования - нисходящая. Причем, сальдо мобильности (разница между восходящей и нисходящей мобильностью) в двух первых и в двух вторых группах практически совпадает по уровням. Это значит, что происходит расширенное воспроизводство общего образования и суженное - профессионального и высшего. Лишь 27,3% молодых людей сохранили образовательный статус отца с высшим образованием. Наименее благополучное положение имеет место в воспроизводстве молодежью высшего образования. Особенно ощутима эта тенденция в региональном разрезе. Неравенство возможностей социальной мобильности молодежи в различных регионах - явление не новое для России, но оно обрело новые формы в условиях суверенизации регионов и введения платного обучения, возрастает взаимодействие" поселенческих и образовательных структур, а простор их обособленного функционирования сжимается. Изменение в одной из этих структур все в большей степени сказывается на другой. Оценка возможности получить высшее образование у сельских юношей и девушек в 4 раза ниже, чем у горожан. Отсюда предопределенность жизненного пути молодежи неравенством социальной среды обитания, с чем молодежь не согласна, и что является источником конфликта Поэтому региональный аспект конфликта в сфере образования сегодня отражает не только традиционное неравенство возможностей жизненного самоопределения молодежи между селом и городом, но и между крупными и небольшими, территориально удаленными городами. А в них проживает большинство молодежи. Проблема источников воспроизводства интеллектуального потенциала на сегодняшний день одна из острейших. Поэтому вопрос формирования интеллектуальной элиты также оказался в непосредственной связи с доступностью образования. По данным исследования, полностью доступно платное образование лишь 9,3% молодежи, а каждому второму оно недоступно вовсе.91

В исследованиях московского студенчества была выявлена следующая тенденция: чем более высокие места в системе ценностных ориентации занимает ценность отечественного образования, чем оно важнее как залог жизненного успеха, тем эффективнее учебная деятельность. В исследованиях 1996-1997 гг. на первое - второе места в иерархии ценностей выходили "связи, поддержка влиятельных лиц" и "предприимчивость", а "качественное образование" и "перспективность специальности" - на пятое и шестое места. Высокий рейтинг получал такой фактор, как "везение, удачное стечение обстоятельств". В исследовании московского студенчества 1999 года зафиксировано изменение в приоритетах: "качественное образование" вышло на второе место после "поддержки влиятельных лиц".

Вузы на рынке образовательных услуг

Уже известные отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, а затем и А.Н. Леонтьев, обосновывая так называемый деятельностный подход в психологии, разрабатывали принципы построения человеком стратегии жизни, особо подчёркивая диалектику внешнего и внутреннего, условий и результата, а также сущности и существования самого человека. Лишь деятельностно относясь к миру, человек творит и самого себя.

Культурно-духовная деятельность вузов — это целостный комплекс взаимосвязанных компонентов (содержательных, технологических, функциональных, поведенческих, ценностно-нормативных и институциональных), объединённых единством доминирующих социальных образов, способов их реализации, сохранения и трансляции (как во времени, так и в пространстве); включает в своё содержание соответствующий понятийно-смысловой и аксиологический каркас, отражающий внутреннюю структуру, менталитет входящих в её состав субъектов и социальных групп, который проецируется, материализуется в различных продуктах их деятельности (идеальных, технологических, нормативно-аксиологичеких и социальных).

Культурно-духовная деятельность вузов есть социальная форма и процесс постоянной трансформации объективированных ценностей в их поведенческие аналоги обратно. В этом плане задача вузов — формировать, воспитывать у обучающихся "мораль самоуправляющегося работника, который участвует в принятии решений относительно своего труда и счастлив делать это" (по выражению Ч.Р. Миллса).111

Вообще человеческий ресурс, по мнению известного французского исследователя М. Крозье, это не набор индивидов, а организация или, более того совокупность организованных отношений на базе определённой культуры. Новое общество, как полагает М. Крозье, в котором мы начинаем жить, — это "не общество потребления, а общество причастности, вовлеченности и развития".

Тенденция к гуманизации образования, к личности о ориентированному образованию при переходе к рыночным условиям организации общественного производства позволило рассмотреть образование как специфическую услугу. Особенность услуги как товара состоит в том, что предлагается не некий овеществленный результат чьей-либо деятельности, а стремятся организовать деятельность самого потребителя по удовлетворению возникшей у него потребности. Тем самым, рынок услуг представляет собой некое пространство сотворчества, а не чистого потребления, предполагающий активность всех акторов процесса, поскольку это та сфера, в которой познание и создание, потребление и производства происходят практически одновременно. Именно последнее позволяет рассматривать образовательные услуги в системе культурного воспроизводства.

Соответственно, поведение потребителя образовательных услуг оказывает детерминирующее воздействие поведение вузов.113 При этом сами вузы должны воспитывать потребителя, чтобы не только иметь возможность функционировать, но и реализовывать все те функции, которые общество возлагает на них.

В последние годы российское образование претерпело значительные изменения. За 1990-2000 гг. число высших учебных заведений увеличилось почти в два раза, что сопровождалось двукратным ростом приема студентов на очное и заочное отделения. Этому во многом способствовала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. У государственных вузов в условиях ограниченного бюджетного финансирования появилась возможность привлечь дополнительные средства. В 2000 г. размеры платного приема составили свыше 40% от общего числа принятых.114 Кроме того, к началу 2003 года в негосударственных вузах обучалось 13% от общего контингента студентов.115 Иначе говоря, население готово оплачивать образование, несмотря на сложные социально-экономические условия и значительный разброс цен (от 7000 до 500 долларов за год обучения). Рыночная конъюнктура стала оказывать заметное влияние на поведение вузов. Однако ряд вузов, не учитывая реальные потребности рынка труда, продолжает расширять прием на такие специальности, как экономика, право, менеджмент, бухгалтерский учет и т.д., тем самым, утрачивая и/или в недостаточной мере реализуя собственную специализацию. Практика показывает: рынок в сфере образовательных услуг и связанная с ним конкуренция не только расширяют возможности, но и ставят новые проблемы, изучение которых весьма актуально. Вопрос о конкуренции - один из наиболее актуальных. Во многих университетах разрабатываются практические рекомендации по деятельности в условиях конкуренции, касающиеся маркетинговых исследований в вузе, ценообразования, целевой подготовки специалистов и др.116 Вероятно, именно вузы экономического профиля во все возрастающей мере будут испытывать при наборе студентов острую конкуренцию, ибо увеличилось число государственных высших учебных заведений, готовящих специалистов по этому профилю (таким специальностям обучают даже в некоторых технических вузах).117 Большинство негосударственных вузов тоже развернули подготовку специалистов по праву, экономике, управлению, внешнеэкономическим связям.118 J В подобной ситуации вузам недостаточно использовать традиционные средства продвижения образовательных услуг (реклама в средствах массовой информации, справочники для поступающих, участие в выставках, проведение дней открытых дверей). Необходимо обеспечить более детальное знакомство поступающих с вузом, его инфраструктурой, условиями обучения, акцентируя внимание на конкурентных преимуществах данного учебного заведения, четко определить свой сегмент рынка, вести постоянный мониторинг конкурентов.

Неоднозначные процессы происходят в мотивации студентов. До сих пор у многих из них сохраняется уверенность в том, что диплом университета обеспечивает его обладателям почти автоматически достаточно благоприятную позицию на рынке труда. По данным исследований, для 47% респондентов очень важен просто факт получения диплома о высшем образовании.119 Студенты с подобной установкой характеризуются низкой мотивацией и заинтересованностью в процессе обучения. В 2002 г. был проведен опрос 160 студентов МГУК120, в том числе 100 первокурсников и 60 выпускников по 13 специальностям (выборка случайная) относительно мотивов получения высшего образования. Оказалось, что основной мотив у 52% первокурсников - получить профессию, позволяющую иметь хорошо оплачиваемую работу. Заметим, что рост числа абитуриентов, ориентирующихся на вузы, окончание которых, как им видится, может способствовать получению высокой заработной платы, используют многие негосударственные вузы в рекламных кампаниях. До половины студентов (48%) хотели бы работать по специальности после окончания вуза, однако для подавляющего большинства выпускников (79%) работа по специальности не является решающим фактором при выборе места занятости. Подобная ситуация может быть связана как с затруднительным социально-экономическим положением выпускников, так и с несоответствием потребностям студентов уровня и качества курса обучения.

Основные тенденции изменения процесса духовно-культурного воспроизводства как социальная рациональность образования в контексте современной трансформации российского общества

Современному российскому высшему образованию посвящено большое количество публикаций, выводы значительной части которых сводятся к утверждениям о необходимости радикального увеличения государственного финансирования и апокалиптическим прогнозам — что будет, если этого увеличения не произойдет. Характер таких публикаций варьируется от констатации статистических фактов до обличительных выступлений. Так, в большом количестве работ приводятся впечатляющие цифры: сколько стран обогнали Россию в размерах ассигнований на образование; масштабы "утечки мозгов", превращение России в "международного интеллектуального донора"; низкие бюджетные оклады преподавателей; состояние информационной и материально-технической базы вузов; феминизация высшего образования. Однако следует учитывать и объемы привлекаемого вузами внебюджетного финансирования; количество вновь открытых вузов и специальностей; наконец, абсолютное и относительное увеличение студентов как очной, так и заочной форм обучения. Между тем в 90-е годы отмечен значительный рост приема в вузы: абсолютное число студентов только очного обучения в России увеличилось с 1 657 000 чел. в 1992 году до 2 624 300 чел. в 2000 году; их доля увеличилась со 178 чел. на 10 000 тыс. населения в 1992 году до 280 чел. в 2000 году. Происходят и структурные сдвиги в специализации студентов— увеличивается число гуманитариев. Однако инженерные и естественно-научные специальности по-прежнему лидируют, количество овладевающих ими студентов в полтора раза превышает число студентов-гуманитариев. За 1997-1999 гг. было открыто 15 новых специальностей высшего профессионального образования, в том числе 10 инженерных154.

Но в России рациональность общественной жизни стала трактоваться как реализация вырабатываемых правил применения техники, распределения ресурсов, организации труда и управления. Человек стал превращаться в момент этой общей организации, которая не имела специфических целей вне ее самой. В итоге вся действительность превращается в средство функционирования организации. Духовные критерии жизни, казалось бы, теряют смысл.

Историческое запоздание с определением роли знания (науки, информации) в стране предопределило в решающей, можно считать, степени катастрофы новейшей российской истории. Эти катастрофы — результат игнорирования тенденций, вызовов, рисков по незнанию и ограниченности (в силу привычки, традиций, идеологий, бесконтрольности и т.п.). Отношение власти к знанию, науке, информации сказалось на неготовности страны к Крымской, первой мировой, Великой Отечественной войнам, на событиях в Афганистане и Чечне, на их ходе. Накануне этих событий с носителями знаний не советовались, их мнения игнорировались, институциональные каналы влияния знания на принимающих решения отсутствовали. Трудно сказать, что в начале XXI века положение стало существенно иным.

П. Сорокин знание ставил в контекст постижения истины, а в свой американский период жизни связал его со сменой типов культуры.

Россия ив начате XXI века знание признает, скорее по привычке, но не ценит. Во всяком случае, когда немцы были в 1941 г. под Москвой ив 1942 г. под Сталинградом, библиотеки покупали на валюту научную литературу, с 1997 г. — нет155. Современная роль знания и научного знания сохраняет черты инструмента при главном пользователе — государстве. Общество пока не в состоянии принять меры по институционализации статуса знания в принятии управленческих и тем более государственных, политических решений. Нет вошедшей в культуру сознания общественной ценности знания и необходимости регулятивных механизмов обеспечения оптимального его функционирования, регуляторов и предохранителей в виде гражданского общества.

В 90-е годы аналитические подразделения государственных организаций и корпораций сокращались за счет экспертов, аналитиков, консультантов и др., поскольку вес и судьба экспертов и знания в современной России оцениваются по критерию Петра I — польза для конкретного носителя власти.

В широко известной в конце 30-х годов книге К. Мангейма "Идеология и утопия" в центре внимания находится "отношение между знанием и экзистенцией".

Социальная рациональность прежде всего связана с познавательно-преобразующей, рефлексивной деятельностью индивидов и социальных целостностей, групп и институтов. Социальная рациональность — это функция активности как отдельного человека, так и общественных образований по отношению к социальной реальности. Здесь важную роль играют степень и способы адекватного восприятия окружающей социальной среды и собственной деятельности субъектов, с учетом условий, целей, средств. Социальная рациональность предполагает и наличие возможностей для действий, то есть некоторого состояния самих субъектов действия. Так, К. Поппер, считая мир и общество в целом нерациональными, пытался найти некоторое медианное состояние между сомнительной возможностью управлять обществом и стремлением им все же управлять: "Задача социального конструктора или инженера состоит в том, чтобы рационализировать его. ... Прагматический рационализм может, признавая, что мир нерационален, требовать, чтобы мы рассматривали его с помощью разума или подчиняли его разуму в той мере, в какой это возможно

Похожие диссертации на Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России