Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России Ситников Антон Александрович

Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России
<
Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ситников Антон Александрович. Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Москва, 2004 143 с. РГБ ОД, 61:06-22/150

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальных практик бодибилдинга 11

1. Бодибилдинг как совокупность социальных практик 11

2. Социальная норма и отклонение в бодибилдинге 41

Глава 2. Становление социальных практик бодибилдинга в России 71

1. Формирование социокультурных ориентации на занятия бодибилдингом 71

2. Характеристика типичных посетителей тренажерного зала 92

Заключение 121

Список использованных источников и литературы 125\

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-экономические и политические трансформации в России двух последних десятилетий существенно повлияли на изменение социальных практик, связанных с культурой тела, поддержания здоровья и следования нормам здорового образа жизни. Свойственные советскому периоду российской истории массовые физкультурные движения, юношеские спортивные соревнования, в прошлом охватывавшие миллионы детей, юношей и девушек, потеряли свое значение в системе социализации. Значимость ценности здоровья в молодежной среде оставалась все это время высокой, однако она слабо кореллировала с установками на здоровый образ жизни, который обесценивался в условиях социальной аномии. В то же время произошли серьезные изменения в области здравоохранения (доступность ранее не имевшихся в стране медикаментов и медицинских услуг), инфраструктуры рекреации (клубы, сауны как места отдыха, спорта (резкий рост внимания к восточным единоборствам, видам спорта, ранее не имевшими базы развития, в частности теннису) и др. Эти изменения, в основном отражающие проникновение рыночных механизмов в сферу здоровья человека, спорта, телесных практик, породили новые черты образа и стилей жизни определенной части россиян, исследование которых находится в начальной стадии прежде всего из-за новизны самих процессов.

В ряду формирующихся социальных практик, связанных с культурой тела, в последние десятилетия все шире развиваются те, которые имеют явный западный источник, преимущественно американский, воспринятый как образец для подражания в рамках тенденции к американизации российской культуры. Таковыми являются, среди других, социальные практики бодибилдинга (англ. «bodybuilding», в дословном переводе означающий «телострои-тельство»), возникшие на рубеже XIX и XX века в Великобритании и получившие развитие в США. В этом аспекте немаловажно, что в крупных рос сийских городах за 1990-2000-е годы существенно увеличилось число тре--нажерных залов, фитнес-клубов и ихдтосетителей. К системным тренировкам с отягощениями как способу формирования телосложения и поддержания физической формы в настоящее время обращаются более 6% россиян. Этот процесс заслуживает внимания как свидетельство того, что низкий интерес населения к физической культуре и спорту, ставший следствием сложного периода социально-экономических реформ в стране, стал проявлять тенденции к росту, но этот рост не связан с воспроизводством конфигурации советской модели организованного физкультурного и спортивного движения.

Осознание частью россиян важности здорового образа жизни, привлекательного телесного имиджа для достижения жизненного успеха происходит на фоне смены ценностных ориентации в рамках изменившихся условий социализации. В рамках этой проблемной ситуации актуально изучение бодибилдинга как совокупности социальных практик, только утверждающихся в России и в силу сложившейся уникальной социальной ситуации приобретающих особенности, отличающие их от других практик здорового образа жизни, а также и от американской модели бодибилдинга.

Бодибилдинг подразумевает обретение желаемых телесных пропорций за счет изменения антропометрических размеров мускулатуры тела. Однако установки людей на формирование телосложения и представления о телесной красоте значительным образом разнятся, что в социологическом аспекте характеризуется через различия социокультурного порядка. В обществе, где значительна социальная дифференциация и где тело включено в профессиональные и стратификационные контексты, особую актуальность приобретает проблема относительности социальной нормы и отклонения, в частности обусловленная масштабным применением допингов для развития телосложения. В связи с отличием образцов тела, демонстрируемых на конкурсах профессиональными бодибилдерами, от устоявшихся представлений о телесной красоте такие конкурсы вызывают общественную дискуссию, что также требует научной оценки.

Степень разработанности проблемы. Исследование социальных -практик бодибилдинга затрагивает целый ряд понятий и теоретических положений, которые получили определенную разработку в социологической литературе.

Особое значение имеет разработка понятия «социальные практики», которое стало использоваться в российской социологии относительно недавно и применяется преимущественно в литературе, ориентированной на теории, сформировавшиеся в рамках феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман и др.), теорий, выдвинутых И. Гофманом, П. Бурдье, Э. Гидденсом, а также представителями социологического постмодернизма. В то же время данное понятие оказалось продуктивным и в исследованиях, близких к структурному функционализму, в частности в трактовках российских ученых (В. В. Волков, Т. И. Заславская, В. И. Шаленко и др.).

Существенная для данного исследования проблема социальной нормы и отклонения разрабатывалась Э. Дюркгеймом, М. Вебером, 3. Фрейдом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и другими учеными. Классификацию социальных норм предложил основоположник школы формальной социологии Ф. Теннис. Проблемы социальной нормы и отклонения получили освещение в работах А. И. Ковалевой, В. Н. Кудрявцева, Г. М. Миньковского, С. И. Плаксия, Н. Смелзера, Т. Шибутани и др.

Фундаментальные исследования тела человека как социокультурного феномена провели М. М. Бахтин, И. М. Быховская, В. П. Зинченко, В. А. По-дорога. Социальные аспекты телесности рассматривали Б. В. Марков, Н. Н. Козлова и др. Особенности репрезентации телесности отражены в исследованиях К. Даттона, в отечественной социологии — И. С. Кона, Е. А. Шибановой, И. В. Грошева, Т. В. Рябовой и др.

Общие вопросы здорового образа жизни исследовали И. В. Журавлева, Л. И. Лубышева, А. В. Мартыненко, Л. Г. Матрос, Д. Пильгрим, А. Роджерс, Н. Фокс и др. Роль бодибилдинга как средства физического совершенствования раскрывается в исследованиях С. М. Вайцеховского, В. В. Кузнецова, В. М. Смолевского, М. Л. Украна и др. Возможности инновационного потенциала бодибилдинга рассмотрели Ф :А. Шемуратов и А. В. Гайков. Здесь бодибилдинг выступает как определенная жизненная концепция и технология развития мускулатуры тела, социологические аспекты темы практически не представлены. Значимость бодибилдинга в становлении ценностных ориентации отражается в работах Н. А. Фомина, А. Н. Воробьева, А. П. Исаева, В. В. Ягодина и др.

К исследованию феномена мускулистости в нормативных стереотипах телесности обращались И. С. Кон, Л. А. Остапенко, К. Даттон, А. Шварценеггер, У. Филипс, Д. Вейдер и др. Значение мускулистости в гей-субкультуре проанализировал Э. Чалин. Явление неудовлетворенности мужчин собственным телосложением исследовали X. Поуп, К. Филипс, Р. Оливардия и др. Особенности проблематики женского бодибилдинга изложены в работах М. Лав, К. Скотт-Диксон и др. Различные аспекты применения допингов в бодибилдинге и его последствий для человека исследуют Ф. Хэтфилд, Д. Спаркман, Т. Детерс, Б. Доббинс, и др., в отечественной науке — Ю. Б. Буланов, В. А. Семенов, Л. А. Остапенко, С. Н. Португалов и др. Вопросы права в сфере бодибилдинга представлены Р. Коллинсом, Дж. Ло-утером и др.

Социальные практики бодибилдинга в значительной мере затрагивают молодое поколение, в силу чего исследования в области социологии молодежи становятся значимыми для данной работы. Проблемы образа и стиля жизни молодежи, молодежных субкультур получили основательное освещение в работах Ю. А. Зубок, И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, В. Ф. Леви-чевой, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, В. Ц. Худавердяна, В. И. Чупрова, А. И. Шендрика и др. Исследование, проведенное диссертантом, опирается на трактовку молодежи и теоретическую интерпретацию социализации молодежи, выдвинутые в рамках научной школы социологии молодежи Московского гуманитарного университета.

Анализ литературы показывает, что исследования бодибилдинга в Ракурсе избранной темы практически н.е проводились, хотя отдельные стороны темы получили освещение. В соответствии с этим были определены объект и предмет исследования, сформулированы его цель и задачи.

Объектом исследования стали социальные практики бодибилдинга.

Предмет исследования — особенности социальных практик бодибилдинга в современной России.

Цель исследования — выявить и описать особенности социальных практик бодибилдинга в современной России.

Задачи исследования:

— разработать теоретико-методологические основы исследования бодибилдинга как совокупности социальных практик;

— выявить относительность социальной нормы и отклонения в бодибилдинге;

— изучить формирование социокультурных ориентации на занятия бодибилдингом;

— охарактеризовать типичного посетителя тренажерного зала.

Гипотеза исследования. Особенностями социальных практик бодибилдинга в России являются: 1) развитие кондиционных практик бодибилдинга среди молодежи с высоким образовательным уровнем; 2) ориентация на нормативные образцы телесности, сформировавшиеся в бодибилдинге США; 3) связь мотивации участия в кондиционных практиках бодибилдинга с преодолением на индивидуальном уровне фактора социальной аномии; 4) типичная для кондиционных практик бодибилдинга трансформация задач: от развития телосложения к поддержанию хорошей физической формы и ведению здорового образа жизни; 5) присутствие в социальных практиках российского бодибилдинга принципиально схожих проблем нормы и отклонения, характеризующих бодибилдинг в США; 6) отличия социокультурного восприятия женского бодибилдинга в России, выражающегося в негативном отношении к мускулинизации женского тела.

Методологическую основу исследования составляют: теоретические положения П. Бурдье, Т. И. Заславской и Ю. Хабермаса о социальным практиках, трактовки социальной нормы и отклонения, изложенные в работах Э. Дюркгейма, В. Н. Кудрявцева, Р. Мертона, а также концептуальные идеи научной школы Московского гуманитарного университета (И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, В. А. Луков и др.).

Эмпирическую базу исследования составили:

— анкетный опрос студентов и старшеклассников г. Москвы, проведенный в феврале 2000 г. (выборка квотная, объем выборки — 762 респондента; рук. А. И. Ковалева, В. А. Луков; диссертант участвовал в исследовании на этапах разработки инструментария, сбора и обработки первичной информации);

— анкетный опрос студентов г. Москвы, проведенный в феврале 2002 г. (выборка квотная, объем выборки — 718 респондентов; рук. А. И. Ковалева, В. А. Луков; диссертант участвовал в исследовании на этапах разработки инструментария, сбора и обработки первичной информации);

— анкетный опрос посетителей тренажерного зала, проведенный в феврале 2001 г. (сплошной опрос, проведенный диссертантом; 189 анкет);

— анкетный опрос курсантов Рязанского училища МВД, проведенный в феврале 2002 г. (выборка гнездовая, объем выборки 87 респондентов; диссертант участвовал в исследовании на этапах разработки инструментария);

— контент-анализ периодических изданий для бодибилдеров (обработаны 8 изданий за период 1991-2004 гг.);

— вторичный анализ материалов исследования «Состояние спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в Москве в оценках горожан и специалистов» (2000 г., проведено МГСУ, рук. А. А. Сазонов, объем выборки 1000 респондентов).

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем: 1. Бодибилдинг представлен как совокупность социальных практик, что означает возможность его рассмотрения как объекта социологического ис следования. Дана трактовка социальных практик бодибилдинга как опривы--ченных действий, соответствующих „определенным социокультурным образцам телесности и направленным на Ї) здоровый образ жизни (кондиционные практики); 2) достижение высокого статуса в профессиональном сообществе (соревновательные практики); 3) достижение и закрепление успеха в сферах деятельности, связанных со специальными требованиями к телу (прикладные практики).

2. Предложена и обоснована типология бодибилдинга, включающая следующие социальные практики в рамках трех выделенных направлений:

1) соревновательное: практики профессиональные и любительские;

2) кондиционное направление: практики приобретения и поддержания желаемой физической формы, создания чувства уверенности и улучшение представления о самом себе, рекреации, физической и психологической реабилитации, досуга, престижного потребления; 3) прикладное направление: практики приобретения дополнительного ресурса для успеха в профессиях, выдвигающих особые требования к телу (актеры, модели, телохранители и др.); практики силовой подготовки представителей других видов спорта.

3. Выделены 4 типа переходов между социальными практиками бодибилдинга: 1) от несоревновательных практик к любительской; 2) от любительской практики к профессиональной; 3) от профессиональной практики к несоревновательным; 4) от любительской практики к несоревновательным. Показано, что эти переходы связаны со статусными изменениями бодибилде-ров и эффектами ресоциализации.

4. Показана роль мускулистости в свете проблемы нормы и отклонения в социальных практиках бодибилдинга. Чрезмерная мускулистость, сформированная в результате девиантных практик, связанных с применением допингов, вступает в наиболее серьезные противоречия с устоявшимися в культуре представлениям о телесной красоте. Обоснован вывод о присутствии в социальных практиках российского бодибилдинга принципиально схожих про блем нормы и отклонения, характеризующих современное развитие бодибилдинга в США. я

5. Эмпирически подтверждено предположение, что кондиционные практики бодибилдинга развиваются преимущественно среди молодежи с высоким образовательным уровнем; эти практики отражают тенденцию к усилению индивидуалистических ориентации молодежи в условиях смены условий социализации и одновременно к усилению в молодежной среде ценностей здорового образа жизни. Представлен социальный облик типичного посетителя тренажерного зала: это молодой мужчина 20-25 лет с высшим или незаконченным высшим образованием, по социально-профессиональному статусу — студент или предприниматель. Доля женщин среди посетителей тренажерного зала постепенно увеличивается и на период исследования составляет около одной трети. Посетители тренажерного зала — это люди с активной жизненной позицией, они реально оценивают происходящее и привыкли принимать самостоятельные решения.

Практическая значимость проведенного исследования. Материалы исследования могут применяться при разработке мероприятий в области пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, формирования программ государственной поддержки физкультуры и спорта.

Положения диссертации могут использоваться в курсах социологии, социологии спорта, социологии молодежи, социального проектирования и прогнозирования.

Апробация итогов исследования. Итоги проведенного исследования опубликованы в 3 статьях, были представлены на конференциях аспирантов Московского гуманитарного университета (апрель 2002 г., ноябрь 2003 г.).

Диссертант изложил выводы исследования на заседании кафедры социологии МосГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы.

Бодибилдинг как совокупность социальных практик

Понятие практики - одно из центральных в философской и социальных науках. Традиционно под практикой принято понимать деятельность людей в широком смысле, практика носит различные формы и разделяется на разные, уровни. В большинстве энциклопедических изданий отмечается, что содержание практики - освоение и преобразование действительности, включая социальные объекты, практика выступает как целостная система действий. В структуре практики выделяют потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность в виде ее отдельных актов, предмет и средства деятельности, результат.

Как отмечает В. В. Волков в статье «О концепции практик(и) в социальных науках», - «практика (или практики) все чаще фигурируют в качестве основной категории в антропологии, философии, истории, социологии, политической теории, теории языка, литературной теории, - и в этом смысле формируется некоторая общая для социальных наук парадигма»1. Волков подчеркивает, что для каждой дисциплины характерен свой, отличный от других способ включения этих понятий в исследовательскую традицию, а также варьируемый в зависимости от отдельных авторов свой способ концептуализации.

Имеется позиция, в частности высказанная Ж. Л. Нанси, согласно которой, практики — события социального мира. Событие есть производное от изменения. Можно сказать, что практики являются изменениями социального мира, производимыми агентами. Понятие «практика» употребляется как в единственном, так и во множественном числе. На современном уровне развития соци 12 альной науки считается, что, несмотря на общность, это понятие содержит точ--ное описание предмета, и суждения о «практике» как о чем-то единичном и о чем-то общем фактически совпадают . Здесь в основу определения положено несколько иное представление о практиках, нежели то, которое получило широкое распространение в российской социологической литературе. У Ж. Л. Нанси обращается внимание на инновационные характеристики практик, и этот подход представляется интересным, поскольку он расширяет понимание практик как социальных действий. Однако в своем большинстве авторы в определении социальных практик исходят из трактовки практик как устойчивых комплексов действий. Например, В. И. Добреньков и А. И. Кравченко утверждают, что практики суть «совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами; мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер, частные социальные институты» .

В этой связи уточним, что в социологии «практика» опосредуется, в основном, через понятие «социальные практики», получившее признание среди исследователей различных теоретико-методологических ориентации.

Юрген Хабермас трактует социальные практики как «суть все то, что делают социальные агенты, включая, разумеется, и целесообразные преобразования предметов, взятые в их социальных формах. Практики не могут быть сведены ни к объективному научному познанию, ни к субъективному опыту соз-нания, а являются действительным осуществлением социальных отношении» . Это положение, как представляется, имеет качества методологического ключа для анализа социальной действительности. Социальные отношения, согласно данному подходу, реализуются через социальные практики, проявляются в них. Они в этом смысле становятся перекрестком объективных и субъективных тенденций, где обнаруживает себя целостность социальной жизни. Такими же ха 13 рактеристиками обладают и социальная ситуация и социальное событие, однако ..социальные практики отличаются тем что развернуты во времени.

В. И. Шаленко под социально-культурными практиками, выступающими в качестве предмета исследования в социологии, в антропологии, политологии, языкознании, в ряде других наук, также понимает «мышление «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер, как нечто само собой разумеющееся»5.

Шаленко указывает, что понятие практики является важным в этномето-дологии, занимающейся социологическим изучением повседневности, где практики понимаются как: а) фоновое (неэксплицированное) знание, б) конкретная деятельность, соединяющая слова и действия («языковая игра»), в) искусство решения практических задач в ситуации неопределенности.

«Повседневные социальные практики упорядочены посредством норм, стандартизирующих использование возможностей действия. Фоновое согласие, обеспечивающее рутинное нормативное регулирование жизненного мира, определяется системой приобретенных диспозиций действия, являющейся, с одной стороны, продуктом исторических условий, а, с другой стороны, интерна-лизированной сознанием индивидов (такую систему воспроизводства практик П. Бурдье обозначает термином «хабитус»)»6.

Социальная норма и отклонение в бодибилдинге

Тематика норм и отклонений в сфере бодибилдинга имеет высокую социокультурную актуальность: нестандартная, выделяющаяся телесность атлетов включается в социальный мир, становится объектом восприятия, порождает эффекты резонанса в определенных социальных кругах, общностях. Практики бодибилдинга направлены на формирование и репрезентацию телесного имиджа, который подлежит определенному соотношению с принятыми в обществе стереотипами мужественности и женственности. Другой пласт нормативной проблематики бодибилдинга связан со средствами совершенствования телосложения, использование которых может рассматриваться как девиация в спортивном, витальном, культурном контексте. Так, в бодибилдинге, как и в спорте в целом, получили распространение различные допинги: анаболические стероиды, стимуляторы, диуретики и пр. В арсенале средств совершенствования телосложения также присутствуют имплантанты, визуально увеличивающие объем мышц, и внутримышечные инъекции особых составов. Эти «технические» аспекты бодибилдинга вызывают со стороны общественного восприятия от раздражения и неприятия до понимания и сочувствия. В некоторых странах употребление анаболических стероидов в немедицинских целях является противозаконным действием, что позволяет говорить об опосредованной регуляции практик бодибилдинга нормами права.

Означенные явления в социологическом плане могут анализироваться с применением категориальной пары «норма-отклонение». Социальная жизнь человека регулируется посредством разнообразных норм и правил. Понятие нормы является одним из общенаучных понятий, трактуемое как узаконен 42 ное установление, общепринятый и обязательный порядок, состояние чего- л-ибо, а также как установленная мера-размер чего-либо58.

Гуманитарные науки имеют дело с социальными нормами, исходя из необходимости оценивать упорядоченность соответствующих сфер жизнедеятельности общества. Социальная норма определяется как общепризнанное правило, образец поведения или действия 9.

Понятие социальной нормы - одно из базисных понятий социологии, с помощью которого можно описать характер взаимоотношений общества и человека, выяснить как образцы поведения приобретают устойчивость, каковы особенности социализации личности в конкретных условиях развития общества60. Нормы, которым люди следуют, придают социальному миру регулярность и предсказуемость.

Нормы, которые официально одобрены обществом, его институтами и организациями называются институциализированными (формальными) социальными нормами. Они поддерживаются законом или служебными инструкциями. Неинституциализированные (неформальные) социальные нормы — это правила поведения, которые в большей мере опираются на нравы, обычаи, традиции, моральные требования, общественное мнение61.

Проблема социальной нормы разрабатывалась Э. Дюркгеймом, М. Вебером, 3. Фрейдом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и другими учеными. Из классических решений проблемы нормы-отклонения выделим концепцию Э. Дюркгейма, показавшего, что нормативная организация составляет ядро социального порядка, определяющего устойчивость общества. Для Дюркгейма «общество имеет свои потребности, не разлагаемые на наши индивидуальные потребности. Действия, внушаемые нам коллективными чувствами, не следуют в силу этого нашим личным наклонностям...» . Иначе говоря, -идея Дюркгейма состоит в том, что., коллективные чувства выступают как структурное основание и принудительная сила в формировании и проявлении индивидуальности, и нормативная сторона воздействия коллективности на индивида оказывается крайне существенной. Эта идея позволила Дюрк-гейму выйти на понимание аномии - особого состояния общества, где утеряна социальная норма в качестве регулятора индивидуальной жизни. В литературе последнего времени больше обращается внимания на то, что аномия выступает как ситуативная характеристика общества, находящегося в кризисе. Однако в трактовке Дюркгейма это не только характеристика той или иной ситуации, когда социальное развитие происходит очень быстро, скачком. Он считает аномию естественным явлением для крупных центров и стран, отличающихся высоким уровнем развития цивилизации: «Именно там аномия приобретает острый характер»63.

Это положение следует иметь в виду при анализе изучаемых нами социальных практик бодибилдинга, которые формируются и развиваются преимущественно в крупных городских поселениях и связаны с развитием цивилизации по американо-европейской модели. В известном смысле можно считать, что такого рода социальные практики как вытекают из особенностей нормативной регуляции в указанных социальных условиях, так и выступают стабилизатором нормативной регуляции личности на фоне аномии.

Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать те или иные правила поведения, но в известных пределах. Исследование этих пределом имеет длительную историю. Так, основоположник школы формальной социологии Фердинанд Теннис выступил с классификацией социальных норм, разделив их на: 1) нормы социального порядка, 2) правовые нормы и 3) нормы морали. Нормы социального порядка являются совокупностью основанных на общем согласии норм, определяемых нормативной силой фактов. Правовые нормы создаются из обычаев или законодательно, мораль устанавливается религией или общественным мнением. Теннис разделяет указанные нормы на «общинные» и «общественные», различия всех типов норм носят аналитический характер, т.е. в реальности они не встречаются в чистом виде64.

Питер Блау сообщает о норме как о посреднике социальной жизни и связующем элементе социального взаимодействия. Наряду с ценностями, нормы «делают возможным непрямой (косвенный) социальный обмен и управляют процессами социальной интеграции и дифференциации в сложных социальных структурах, а также процессами социальной организации»65.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, человек может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

Формирование социокультурных ориентации на занятия бодибилдингом

Социальные практики бодибилдинга получили в нашей стране распространение и продолжают набирать популярность, невзирая на трудности, с которыми было сопряжено развитие бодибилдинга в советские годы вплоть до официального признания данного движения спортом. Рост интереса к тренировкам с отягощениями для формирования телосложения свидетельствует о подъеме спортивно-оздоровительной активности россиян, осознании важности ведения здорового образа жизни. В настоящее время около 30% городского населения страны занимаются физической культурой и спортом, более 6% россиян посещают тренажерные залы, фитнес-клубы; 1,1% - имеют в семьях силовой или универсальный тренажер . В Москве функционирует спортивных, в т.ч. тренажерных залов , емкость московского рынка фитнес-услуг оценивается как заполненная на треть169, что обуславливает его стремительное развитие, столичные сети спортклубов осуществляют планы региональной экспансии. В 2000 году в Москве среди различных форм занятий физической культурой и спортом 15,6% жителей выбрали тренировки с отягощениями в тренажерных залах, а среди тех, кто не занимается физкультурой и спортом по каким-либо причинам, но хотел бы, 27,7% отдали предпочтение посещению тренажерного зала170. Тренировки с отягощениями как вид физической активности кондиционно-рекреационной направленности постепенно встают в один ряд с такими популярными и массовыми видами спорта, как плавание, футбол, бег. Вместе с тем, значительное число тренирующихся ориентированы на соревновательные практики бодибилдинга - во многих регионах и крупных городах проходят конкурсы бодибилдеров, складываются школы подготовки атлетов, отечественные бодибилдеры выступают на мировой арене.

В то же время нельзя не учитывать особенности социокультурных характеристик распространения бодибилдинга в России. В современной России велика тенденция к американизации массовой культуры, и в молодежной среде это достаточно ярко проявляется, в том числе в сфере спорта и физической культуры. Распространение бодибилдинга идет на фоне этого социо-кульурного процесса, и в соответствующих бизнес-проектах идет активная эксплуатация интереса молодежи к американскому образу жизни.

Мы рассматривали эту тенденцию на эмпирическом уровне, используя как собственные многолетние наблюдения, так и материалы периодических изданий, специально посвященных бодибилдингу и распространяющихся в России.

Для того чтобы эмпирически подтвердить гипотезу исследования об ориентации российского сообщества бодибилдеров на американскую модель бодибилдинга, в частности на нормативные образцы телесности, сформировавшиеся в бодибилдинге США, мы провели контент-анализ специализированных периодических изданий. Среди 8 популярных иллюстрированных изданий для бодибилдеров на русском языке («Сила и Красота», «Mus-cle&Fitness», «FLEX», «Архитектура Тела и Развитие Силы», «Культура тела», «Muscular Development», «Ironman», «Muscle Nutrition Review») методом случайной выборки были отобраны 22 журнала за период 1991-2004 гг. Предметом анализа выступили фотографические и рисованные изображения бодибилдеров, которые экспертно оценивались по признаку принадлежности к российскому либо американскому бодибилдингу. Полученные данные отражены в таблице можно сделать следующие выводы:

1. Изображения российских бодибилдеров составляют лишь одну четвертую часть (26%) отобранных изображений, американские бодибилдеры -три четвертых (74%).

2. Лишь в некоторых учрежденных в России изданиях изображения российских бодибилдеров составляют основную массу всех изображений бодибилдеров («Архитектура Тела и Развитие Силы», «Культура тела»).

3. Российские редакции популярных американских изданий («Muscular Development», «Ironman», «Сила и Красота» / «Muscle&Fitness», «FLEX») размещают преимущественно изображения американских бодибилдеров.

Полученные данные свидетельствуют о том, что современное развитие бодибилдинга в России основывается на демонстрации, пропаганде образцов тела американских бодибилдеров и американской модели бодибилдинга. Таким образом, социальные практики бодибилдинга, занимающие важное место в ряду практик, связанных с культурой тела, отражают тенденцию к американизации российской культуры.

Характеристика типичных посетителей тренажерного зала

В последнее десятилетие в России, по крайней мере в крупных российских городах, существенно увеличилось число тренажерных залов и их посетителей.

Этот процесс непосредственно отражает общемировую тенденцию внимания к своему здоровью, физическому развитию. Так, в США кондиционными практиками бодибилдинга занимается более 46 миллионов человек; причем данный вид спортивно-оздоровительной активности опережает по популярности занятия на «бегущей дорожке» (36 миллионов), бег трусцой, тренировки на велотренажерах, плавание.

В целях лучшего понимания происходящих процессов в социальных практиках российского бодибилдинга нами была поставлена задача охарактеризовать тренирующихся с отягощениями, проанализировать их цели, мотивы, социокультурные представления о здоровье, физическом развитии.

Эти, а также ряд других задач легли в основу проведенного в феврале 2001 года эмпирического исследования, проведенного в одном из крупных московских спорткомплексов.

Цель исследования - на основе собранных эмпирических данных изучить социальный облик посетителей тренажерного зала, проанализировать их мотивации к занятиям бодибилдингом, рассмотреть стереотипы и социокультурные ориентации в сферах здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Исследование было призвано решить следующие задачи:

1. Произвести отбор «типичного» тренажерного зала по заданным критериям.

2. Дать описание социального облика посетителей «типичного» тренажерного зала путем анализа половозрастного распределения, уровня образования, сферы трудовой деятельности и пр.

3. Изучить степень вовлеченности в тренировочный процесс, выявить мотивации и цели посещающих и желающих посещать тренажерный зал.

4. Проанализировать степень удовлетворенности занимающихся достигнутыми результатами, изучить стереотипы и представления о влиянии тренировок с отягощениями на здоровье и физическую форму человека.

За основу методической части исследования было взято проведение сплошного опроса занимающихся в тренажерном зале.

Для отбора тренажерного зала нами был выдвинут критерий «типичности» - т.е. условие соответствия основных параметров и характеристик средним значениям по г. Москве.

Основными параметрами оценки стали:

1. Местоположение.

1.1 Удаленность спортивного сооружения от станций метро, остановок наземного городского транспорта, транспортных магистралей, наличие подъездных путей, возможность парковки личного автотранспорта и т.д.

1.2 Экологическая обстановка.

2. Время работы, расписание тренажерного зала.

Как показывает наш многолетний опыт наблюдений, наиболее посещаемыми являются вечерние часы работы тренажерных залов, а днем число занимающихся обычно невелико. Такая схема посещений вполне объяснима - вечером преимущественно тренируются люди закончившие свой трудовой день, учащиеся после занятий и т.д.

Наиболее конкурентоспособными признаются тренажерные залы, не прекращающие работать в выходные и праздничные дни, а также на период летнего сезона, когда активность тренирующихся традиционно является низкой.

3. Стоимость занятий и схемы оплаты занятий. Посетителям тренажерного зала удобнее самостоятельно определять, какая схема оплаты занятий является для них наиболее предпочтительной: Им может быть предложено оплачивать либо разовые занятия, либо месячные, а может даже и годовые абонементы.

4. Техническое состояние тренажерного зала, оказываемые услуги, инфраструктура.

Ключевым для тренажерного зала является наличие современных тренажеров, разнообразного спортинвентаря - штанг, лавок, гантелей, специальных приспособлений и т.д. Для начинающих необходим тренер с достаточным уровнем квалификации. Практически для всех коммерческих тренажерных залов давно стало нормой наличие раздевалок и душевых, так же как и музыкальное сопровождение тренировочного процесса, ковры, зеркала. К сожалению, еще не везде внедрены системы кондиционирования воздуха, что особенно актуально в летний период.

5. Состав занимающихся.

Весьма немаловажным аспектом представляется распределение состава занимающихся в тренажерном зале по антропометрическим и социокультурным параметрам (образовательными, профессиональным и пр.). Эти параметры становятся условиями возникновения групп с высокой степенью солидарности. С течением времени, эти группы начинают формировать психологическую атмосферу в тренажерном зале. Случается, что в такой среде устанавливаются свои гласных или негласные правила, как, например, запреты тренинга на определенных видах инвентаря и оборудования, и пр.

Как правило, в коммерческих тренажерных залах психологический климат дружелюбно-нейтральный.

После анализа имеющейся информации о тренажерных залах эксперт-но был выделен объект, который максимально соответствует целям и задачам исследования.

Отобранный для опроса тренажерный зал, находится в крупном спор-тивном комплексе, расположенном рядом с метро на пересечении крупных транспортных магистралей. Тренажерный зал весьма просторен - имеет площадь более 500 м2., позволяет одновременно комфортно тренироваться тридцати - сорока посетителям. Зал-находится на территории легкоатлетического манежа, что предоставляет посетителям дополнительные возможности. При зале функционируют раздевалки с камерами хранения вещей и душевыми комнатами. Обстановка в зале - спокойная и располагающая к тренировке: ковры и стены теплых оттенков, музыка, зеркала, вентиляция, декоративные растения, плакаты. Работают тренеры. Техническая оснащенность зала по средним московским меркам - хорошая, способна удовлетворить не только новичка, но даже позволить удовлетворительно потренироваться соревнующемуся бодибилдеру. Часы работы - с 9 утра до 9 вечера, летом на 1-2 месяца зал закрывается по причине сезонного спада активности. Психологическая атмосфера в тренажерном зале - нейтральная, что объясняется разнородным составом занимающихся, без выраженных объединений по мышеч-но-силовым, профессиональным, половым, возрастным и иным признакам. Стоимость занятий вполне доступна широким слоям населения, что нашло подтверждение в исследовании.

Похожие диссертации на Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России