Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политические факторы формирования экологического сознания в Республике Казахстан Утарбаева, Жамиля Базарбаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Утарбаева, Жамиля Базарбаевна. Социально-политические факторы формирования экологического сознания в Республике Казахстан : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.01.- Алматы, 1998.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конец XX века чёгко обозначил тенденцию в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естественных закономерностей. В связи с этим возникает необходимость помимо устранения причин зкологического кризиса, вырабатывать такую форму общественного сознания, которое бы обладало необходимой компетентностью и научной базой для адекватного восприятия и понимания экологической проблемы и для её разрешения как на обыденном, так и на научном уровне.

Такая постановка экологической проблемы стала действительно актуальной с 60-90-х годов нашего столетия, когда с особенной силой заявило о себе новое направление в общественном сознании, получившее название «инвайроментализм» или «экологизм». Идеология инвайроментализма заставила понять, что экология из узких рамок биологической отрасли переросла в действительно междисциплинарную науку, в той или иной мере связашгую с политикой, экономикой, социологией и правом.

Факт междисциплинарности экологических исследований доказывается тем, что авторитетные учёные всех отраслей гуманитарного знания обращают свой взор на проблемы экологии. Существует необходимость создания новой парадигмы общественного развития, ставящей во главу угла - отказ от технократических установок и аксиомы человеческой исключительности и принятии органической встроенное человека в биосферу и экосистему.

Постановка такой задачи несёт всё большую смысловую нагрузку, так как задача сохранения экологической устойчивости является не просто деятельностью по преобразованию природы, но и накладывает печать на процесс мыслительной деятельности и мировоззренческих установок. Настаёт .ремя говорить

о феномене экологического сознания, который во многом зависит от политической организации общества, от социального устройства, от всей суммы данных, накопленных человеческой культурой.

Ценность феномена экологического сознания особенно очевидна в условиях Казахстана, экономика которого во многом определяется добывающими и перерабатывающими отраслями промышленности, которые усиливают факты деградации экологии. Актуальность экологического сознания для Казахстана и в том, что ресурсопотребляющая отраслевая структура экономики чревата ре-альным ущербом для экологической ситуации не только через загрязнение воздуха и почв, но и представляет реальную угрозу менталитету населения. Опасность эта заключается в том, что добывающий характер промышленности в долгосрочной перспективе способен создать потребительские установки в поведении населения, не формирующих бережного отношения к ценностям природы.

Казахстан на протяжении своего исторического развития формировал кочевой тип хозяйства. Пастбищно-кочевое скотоводство было тем видом хозяйственной деятельности, который на доиндустриальном этапе разлития производительных сил вписывался в аридную природную среду, какой была территория Казахстана. Только кочевой способ производства мог относительно эффективно освоить гигантские пустынные и полупустынные территории и обеспечить экологическую рациональность.

В течение последнего столетия сформированный тип хозяйствования, руководствуясь в первую очередь идеологическими соображениями, начали поэтапно разрушать. Основой политики в нашем регионе стал экстенсивный вариант, осуществляемый вначале царским правительством путём переселенческой полигики, затем сталинская коллективизация и индустриализация, хрущёвское освоение целинных земель.

Одной из самых больших ошибок игнорирования Системой исторического опыта кочевого типа хозяйства является гибель Аральского моря. Арал с зерка-

лом воды площадью 66 тысяч кв. км. просуществовал 35 тысяч лет, а нашим современникам потребовалось всего лишь двадцать лет для того, чтобы озеро было уничтожено. Объём воды озера уменьшился на 54%, обнажилось 25 тысяч кв. километров морского дна.

Другой наиболее известной экологической проблемой Казахстана является наличие на территории нашего государства полигонов, в особенности бывшего Семипалатинского полигона на котором с 1949 было проведено 470 испытаний ядерного оружия, и закрытый Указом Президента Казахстана Н.А.Назарбаева от 29 августа 1991 года, оставив огромное количество проблем в наследство Казахстан}.', как независимому государству.

Современные технологии, совершенствующие технический и производственный потенциал угрожают стабильности экосистемы и носят экологически деструктивный характер. Чтобы найти пути выживания человечества, необходимо начинать с изучения экологических фактов жизни и формирования экологического сознания, которое поможет приспособить технологии к интересам природы и смягчить возможные негативные последствия.

Экологическое сознание выступает не просто как отдельна* форма общественного сознания, а вбирает в себя целый комплекс различных элементов, формирующихся через государствешгуга политику в области охраны окружающей среды, деятельность различных экологических партий, движений и групп, через экологическое просвещение и образование.

Большую роль экологическое сознание способно сыграть и в политической модернизации казахстанского общества, что в большей степени связано с Посланием Президента Казахстана народу республики «Казахстан-2030»1, где основной упор сделан на достижение здорового и гармоничного общества. Феномен экологического сознания созвучен идее, изложенной в программе стра-

1 Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу КазахстангУ/ Казахстанская правда. 11 октября 1997 года.

тегического развития Казахстана, так как главными моментами в этих идеях являются требования благополучия, гармонии и здоровья.

Степень разработанности проблемы: Категория «экологическое сознание» стала значимой в большей степени со второй половины нашего столетия, и, соответственно, основной пик исследований приходится на этот период.

Само появление термина «экология» произошло лишь в конце XIX века. Немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель в 1869 году вводит в научный оборот понятие экологии, которая была определена им как общая наука об отношениях организмов к окружающей среде. Понимание Геккелем экологии в основном носило естественно-биологическое звучание. Обогащение термина «экология» социальными и мировоззренческими элементами нечало происходить гораздо позже.

Накопление экологических знаний и эволюция отношения к природе происходили с древних времён. Восприятие жизни античного человека носило созерцательный характер, верило в неразрывную связь человека и природы. Новое время преодолевает созерцательность отношения природе, развивается идея творчески-практического отношения к ней. Английский философ Ф.Бэкон (1561-1626) считал необходимым увеличение власти человека над природой через процесс накопления знаний и развития наук, чтобы всё на пути преобразования природы стало для человека возможным1. Миропонимание эпохи Просвещения верит в силу человеческого разума, в безграничность человеческих возможностей и прогресс паук. По мнению французского просветителя Гольбаха (1723-1789), человек един с природой, не мыслит своего существования вне природы, являясь «произведением природы»2.

Особое место в формировании концепций по линии «Природа-Общество» и «Природа и личность» занимает XX век, наполненный динамикой различных

1 Бэкон Ф. Новая Атлантида.// Собр. соч. В 2-х т. М. Мысль. 1972. Т. 2. С. 514.

2 Гольбах П.-А. Система природы. // Избранные произведения. М. Мысль. 1963. Т. КС.
59.

процессов, которые затронули в основном научно-технические стороны общественной жизни.

На протяжении тысячелетий человеческой практики культивировался тип мышления, направленный на покорение природы. Этот цикл развития цивилизации завершается. С 60-70-х годов XX века происходит утрата веры в безграничность человеческой изобретательности. Приходит эпоха постмодернизма, как возврата к истокам и против технократического монизма. Постмодернизм утвердил себя новой натурфилософией, какой является глобалистика.

Ярчайшими представителями ветви постмодернизма стали деятели Римского клуба, организации, возникшей в 1968 году и поставившей своей целью решение глобальных проблем современности. Учёные Римского клуба выдвинули лозунг «Назад к природе!». Одним из идеологов Римского клуба М.Медоузом была выдвинута концепция «пределов роста» применения промышленных технологий, выход за пределы которой грозит процессом разрушения Земли как экосистемы.

Усиление факторов экологического кризиса увеличило рос: неомальтузианских идей, наблюдался их своеобразный ренессанс. Американский биолог и демограф П.Эрлих в своей книге «Бомба народонаселения» в принудительном порядке предлагал сокращать рождаемость, отменить льготы многодетным семьям, обложив их налогами и сделав детские вещи предметами роскоши.

В 1970 году М.Никольсоном бьт введён в научный сборот термин «экологическая революция»', который наиболее полно отвечаї веянием постмодернизма. Видным деятелем этого направления являлся и Барри Коммо-нер, который, начиная с 50-х годов выпускал статьи, посвященные экологическим фактам жизни в журнале «Environment» («Природа») - органе Научного Института Общественной Информации, выступал с докладами о состоянии окружающей среды для ЮНЕСКО. В книге «Замыкающийся круг* он выдвинул идею, очень актуальную в рамках данного исследования: «...если специалист

(эколог) будет воздерживаться от вторжения в дебри экономических и политических наук, то тогда представители последних вьнгуждены будут сами прокладывать себе путь в не менее запутанных дебрях наук об окружающей среде»2.

Большой общественный резонанс и особенно после энергетического кризиса 1973 года получают работы представителей американского инвайромента-лизма, таких как Р.Кэрсон, Э.Фишер, К.Эрроу. Одиозная форма «авторитарного» варианта устойчивого общества была предложена в работе У.Офалза «Экология и политика дефицита», получившая премию Американской Ассоциации Политических наук за лучшее сочинеіше по американской национальной политике за 1977 год, где обоснована идея о создании авторитарного типа государства в условиях экологического кризиса.

На смену пессимистическому настрою 70-х годов с 80-х годов в западном обществе стал наблюдаться некоторый оптимизм и особенно сроди представителей официального научно-технического истеблишмента. Такие учёные и общественные деятели как Д.Белл, А.Винер, Г.Саймон, З.Бжезинский, М.Фридман стали основоположниками «новой оптимистической волны», провозгласившей, что спасение от технологий в ещё большем развитии технологий, а дальнейшее развитие научно-технического прогресса может обеспечить достойный уровень жизни для 20 миллиардов населения планеты. Схожие идеи звучали в работах О.Тоффлера «Третья волна», Г.Кана «Грядущий бум».

На сегодняшний день наиболее отвечающей потребностям времени признана концепция «устойчивого развития», предложенная Комиссией ООН под руководством Гру Харлем Брунтланд «Наше общее будущее» в 1987 году, являющаяся ориентиром мировой Повестки Дня на XXI век.

Большой вклад в развитие проблем экологического сознания внесла российская школа научной мысли, что в первую очередь связано с именем велико-

1 Nicholson М. The Environmental Revolution. Л Quid for New Masters of the World. New
York. 1970.

2 Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технологии. Пер. с англ. Л. 1974.
С. 181.

го учёного В.И.Вернадского, выдвинувшего идею о переходе биосферы в ноосферу, которую он развивал, находясь в Казахстане в годы войны.

Российские исследования, раскрывающие взаимосвязь экологии с науками гуманитарного профиля, посвященные формированию экологического сознания, деятельности экологических партий и движений в основном представлены такими именами как С.П.Баньковская, И.Д.Зверев З.П.Казначеев, А.Н.Кочергин, В.Д.Комаров, Ю.Г.Марков, П.Г.Олдак, А.Д.Урсул, О.И.Яницкий и др.

Проблемы достижения экологического баланса активно разрабатываются в казахстанской науке, что в большей степени связано с трудной экологической ситуацией в Казахстане. Но в то же время необходимо отметить, что феномен экологического сознания, а тем более в контексте политической науки на данный момент не рассматривался. Разнообразные стороны экологии изучались с точки зрения отдельных наук, в частности, экономики, биологяи, географии, химии и права. Пик исследований, затрагивающих социальный аспект экологии пришёлся на 90-е годы.

В начале 90-х годов были выпущены сборники ведущих вузов республики КазГУ имени аль-Фараби и АГУ имени Абая, посвященные вопросам экологического образования1.

Экономические аспекты экологии рассматривались в книге Закумбаева Е.К., Арынова Е.М. «Проблемы охраны окружающей среды в Казахстане», изданной в 1995 году Институтом Развития Казахстана. Вопросы совершенствования экологического законодательства разрабатывались специалистом в области экологического права ДЛ.Байдельдиновым2. Природопользование и его экономические аспекты рассматривались в сборнике научных трудов Институ-

' Экологическое образование и воспитание в Казахстане. Межвузовский сборник научных трудов. Каз.ГПУ им. Абая. Алматы. 1991.; Экологическое образование и воспитание студентов высишх учебных заведений. Учебное пособие. (Сост. Фурсов В.И.). Алматы. КазГУ имени аль-Фараби. 1992.

2 Байдельдинов ДЛ. Экологическое законодательство Республики Кашхстан. Алматы. ЖетіЖаргьі. 1995.

та экономических исследований, анализировавшем приоритетные направления экологической политики республики Казахстан1.

В 1996 году в Казахстане был издан альманах «Ноосфера-Жербесік-Устойчивое Развитие», в редакционный совет которого вошли авторитетные теоретики и практики в области экологии: Арынов Е.М., Ахметов А.С., Байса-лов СБ., Байтулин И.О., Василенко В.Н., Нысанбаев А.Н., Сулейменов О.О., Султангазин У.М., Тажин М.М., Школьник B.C. и другие.

Проблемы формирования экологического сознания и политики связаны с вопросами демографии, и известный казахстанский демограф М.Б.Татимов считает, что кризисные явления в экологии в регионах Приаралья и бывшего Семипалатинского ядерного полигона приводят к возрастанию детской смертности2.

Наибольшую актуальность вопросы формирования экологического знания и сознания приобретают в связи с Посланием Президента страны Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан - 2030», где отдельным пунктом идёт программа действий: «Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии».

В связи с тем, что автор диссертационного исследования рассматривает формирование экологического сознания в связи с процессами демократизации, либерализации и становления гражданского общества в Казахстане, для него большой интерес представляет проработка теоретических основ важнейших сфер политической проблематики и вопросы трансформации политической системы, которые получали освещение в работах основоположников теоретической школы политологической науки Казахстана, таких как Т.Т.Мустафин, Ж.У.Ибрашев, Л.А.Байдельдинов, А.С.Балгимбаев, К.У.Биекенов, Ж.Х.Джунусова, А.Ш.Ишмухамедов, А.Х.Касымжанов, С.К.Козыбаев, Ж.Ж.Молдабеков, С.З.Нарматов, КЛ.Сыроежкин и др.

' Экономические проблемы природопользования в условиях перехода к рыночной экономике. (Сборник научных трудов). Алматы. 1994.

1 Татимов М.Б. Демографическая политика в процессе становления суверенитета молодого государства. // Эволюция государственности Казахстана. Алматы. 1996. С. 413.

В целом, анализ исследований показывает, что существует необходимость проработки вопросов формирования экологического сознания в рамках политологии, так как в казахстанских исследованиях не уделялось достаточного внимания разработке теории социальной экологии, экологического сознания и культуры, деятельности экологических партий, движений и гражданских инициатив.

Цель и задачи исследования: Цель данного диссертационного исследования заключена в том, чтобы определить социально-политические факторы формирования нового феномена в общественной жизни - экологического сознания в республике Казахстан - как обществе переходного типа.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Обосновать необходимость утверждения феномена экологического сознания в рамках демократизации, становления гражданского общества и формирования рыночных типов отношений в Казахстане

Проанализировать феномен и функции экологического сознания и раскрыть его сущность как основу взаимодействия человека и общества через призму политических и социальных аспектов

Выявить место экологического сознания среди остальных форм общественного сознания

Осуществить анализ государственной политики в области охраны окружающей среды - как мощного фактора в формировании экологического сознания, через такие элементы, как законодательство, идеология, методы управления и принятия решений

Рассмотреть деятельность экологических партий, движений и гражданских инициатив - как носителей ценностей экологического сознания и внедрения этих ценностей в систему общественных отношений Казахстана

Раскрыть значение экологического образования - как основы утверждения в рамках общества важности экологически ориентированной парадигмы развития и достижения устойчивости

Выявить степень влияния экологических ценностей на задачи политико-экономической модернизации Казахстана.

Теоретико-методологическая основа: Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются произведения представителей классических течений политической науки, обществоведческих дисциплин и социальной экологии, законодательные и нормативные акты Президента, Парламента и Правительства, в том числе законы Республики Казахстан «О политических партиях» от 2 июля 1996 года, «Об экологической экспертизе» от 18 марта 1997 года, «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года, а также документы международных организаций, в том числе Рио-де-Жанейрская Декларация по экологии и развитию, экологические Конвенции, Послание Президента народу Казахстана «Казахстан - 2030».

В диссертационном исследовании применены следующие методы, используемы в анализе политической наукой:

Общие методы исследования: социологический, нормативно-ценностный, функциональный, системный, сравнительный, институциональный; общелогические методы исследования: аналогии и сравнения, индуктивный и дедуктивный, прогностический; методы эмпирических исследований: использование статистических данных, методы анкетного опроса, наблюдения и оценки, анализа документов.

Научная новизна исследования выступает в виде комплексного анализа социально-политических факторов формирования феномена зкологического сознания, которое актуально как для Казахстана, так и всего мирового сообщества - как важнейшая парадигма современного развития. Автор концептуально исходил из желания найти баланс интересов, не впадая ни в излишний техноло-

гическии оптимизм, ни в мизантропию, ни пессимизм перед лицом экологического кризиса.

Важнейшие элементы научной новизны состоят в следующем:

Анализ экологического сознания произведён в рамках политологиче
ского исследования, что доказывает факт междисциплинарности и инте
гральное экологических фактов, и даёт основание считать, что наста
ло время утвердить как субуровень социальной экологии и политологии

- предмет «Политическая экология»

» Выявлен факт того, что экологическое сознание наиболее достойным образом может существовать в пределах гражданского общества и при демократических политических институтах

Обоснованы идеи «устойчивого развития, экологической модернизации

- ка:< приоритетные для развития Казахстана

Выявлена взаимосвязь экологического сознания с качественными характеристиками развития общества: уровнем жизни, образования, политической культуры

Дан сравнительный анализ развития экологических партий, движений и гражданских инициатив в Казахстане и за рубежом, как носителей ин-вайроментальных ценностей и своеобразного импульса в политической модернизации этих государств

Обоснована идея экологического гуманизма, неприятия факторов экологической нестабильности и экологического эгоизма

Дано концептуальное определение экологически оправданного типа политического режима, где экологические интересы сосуществуют с идеями экономического роста и политического развитие, с возможностью политического участия таких сил общества, которые направлены на оздоровление окружающей среды.

Практическая значимость: Результаты диссертационного исследования, его положения и выводы могут быть использованы при выработке концепции

экологического развития страны, служить основой для новых научных исследований, быть полезными в преподавании студентам высших учебных заведений курсов по политологии, социальной экологии, глобалистике и истории политических учений.

Апробация результатов исследования осуществлена посредством выступлений автора на Международной конференции «Эволюция государственности Казахстана» (Алматы, 3-5 апреля 1996 года), в Международной летней школе по политологии и международным отношениям в Миерки (Польша), организованной Фондом Стефана Батори в июле-августе 1997 года, на Межвузовской научно-теоретической конференции «Проблемы политической деятельности в переходный период» 12 февраля 1998 года, в ряде публикаций в научных изданиях Казахстана.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой политологии Казахского государственного национального университета имени аль-Фараби 16 февраля 1998 года.

Структура работы: Диссертационное исследование «Социально-политические факторы формирования экологического сознания в Республике Казахстан» состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава состоит из двух, а вторая из трёх параграфов, в заключении сделаны основные выводы исследования. Структура диссертации подчинена цели исследования.

Похожие диссертации на Социально-политические факторы формирования экологического сознания в Республике Казахстан