Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) Рыжкова Екатерина Александровна

Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект)
<
Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыжкова Екатерина Александровна. Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2000 157 c. РГБ ОД, 61:01-12/222-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Семейное право Туниса накануне принятия Кодекса о личном статусе 17

1. Основные предпосылки реформирования личного статуса в Тунисе 17

2. Основные реформы 34

3. Планы Нового Дестура в области семьи и брака 42

Глава 2. Основные институты по Кодексу о личном статусе 1956 года 46

1. Принятие Кодекса о личном статусе и основные направления его развития 46

2. Брак и его последствия 55

3. Прекращение брака 83

4. Происхождение ребенка 91

5. Наследование, завещание и дарение 108

Глава 3. Реформы 1981 и 1993 годов. 113

1. Влияние международной практики на развитие Кодекса о личном статусе Туниса. 113

2. Реформа 18 февраля 1981 года. 118

3. Реформа 1993 года. 137

Заключение 147

Библиография 150

Введение к работе

Актуальность исследования. Мусульманское право - одна из крупных правовых систем современного мира. Многие государства с мусульманским населением заявляют в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам Ислама. В современных условиях в мусульманском мире нет ни одной страны, где действовали бы только нормы мусульманского права, но также нет ни единой страны, где бы они ни оказывали своего влияния на образ жизни и действующее законодательство. Само мусульманское право неизменно и оно «продолжает оказывать заметное влияние на правовое развитие тех стран зарубежного Востока, где преобладающая часть населения исповедует ислам» . При этом под влиянием современных реалий многие мусульманские государства предприняли серьезные законодательные реформы, при всем многообразии которых намечается несколько доминирующих тенденций. Одна из них и рассматривается в настоящей работе.

В Исламе основным субъектом права является не индивидуум, а семья2. Институт брачно-семейных отношений в Шариате наиболее консервативен, и потому в исламских странах спор об эволюции мусульманского права часто сводится к спору об эволюции семейного права. Одними из первых реформаторов семейно-правовых норм Шариата стали Муххамед Лбдо, Рашид Рида, Касим Амин, выдвинувшие женскую проблему в качестве одной из важнейших.

Представителем этого течения являлся и Тахар аль-Хаддад, выдающийся общественный и политический деятель Туниса, выступавший с требованиями скорейшей эмансипации женщин и реформирования брачно-семейных отношений. Прогрессивная идея критического переосмысления устаревших положений Ислама была поддержана лидерами Нового Дестура и нашла свое воплощение в Кодексе о личном статусе, одном из первых актов независимого Туниса.

За всю свою многовековую историю Тунис, находясь на перекрестке исторических и культурных преобразований, оставался и остается важным звеном мусульманского сообщества с сохранением религиозных и культурно-исторических традиций. Однако будучи в эпицентре межрелигиозных войн еще со времен Карфагена, а также под влиянием торгового и культурного обмена со средиземноморскими государствами, Тунис был вынужден приспосабливаться, в том числе и в юридическом плане, к процессу средиземноморской интеграции, шаг за шагом корректируя свое национальное законодательство и отыскивая приемлемые для традиционного мусульманского общества и современных общеевропейских реалий формы сочетания международно-правовой практики и мусульманского права. В этой связи детальное рассмотрение эволюции правовых аспектов личности и семьи в тунисском обществе весьма интересно не только в познавательном плане. Детальный анализ произошедших в Тунисе во второй половине XX века преобразований правовой базы личности и семьи дает ключ к пониманию будущей эволюции других мусульманских государств, отстающих от этого мусульманского средиземноморского государства в законотворческой деятельности и в своих интеграционных процессах в мировое сообщество.

Накопленный Тунисом в этом плане опыт, исправление и корректировка им отдельных совершенный ошибок и просчетов могут оказать неоценимую помощь правоведам других мусульманских государств, а также самому международному сообществу в его поиске разрешения кризисных явлений в очагах напряженности в различных регионах, включая и отдельные районы бывшего СССР.

Вокруг средиземноморского бассейна существует, несмотря на культурные, религиозные и этнические различия, общность, которую можно назвать «средиземноморским семейным поведением»; это культурное поведение, которое формировалось и закреплялось на протяжении длительного времени. В действительности, отношения между различными странами этого бассейна были достаточно интенсивны уже с античных времен. Средиземноморье - регион, где уже с давних пор предпочитали оставлять женщин для родственников по мужской линии, нежели менять их, и где противились заключению смешанных браков. По этой причине изучение мусульманской семьи Туниса в более широком аспекте средиземноморских семейных структур весьма интересно и полезно.

Первоначально в Тунисе, как и в других исламских государствах, семья была патрилинейной, эндогамной и полигамной при господстве мужчин. Развод являлся односторонним актом, который состоял в отказе мужа от жены. Наследование было также досконально отрегулировано. Начиная уже с первого века Хиджра, правовые каноны такой семьи стали претерпевать существенные изменения.

Коран и обычаи предисламского периода Аравии являются двумя наиболее важными источниками мусульманской семьи, оказавшими основополагающее влияние на формирование статуса семьи в таком обществе и юридических основ в семейных отношениях. Ислам отменил многие старинные обычаи, но сохранил те из них, которые согласно своим предписаниям и заветам соответствовали требованиям нового общества. Юридическая база мусульманской семьи была обогащена на протяжении веков другими источниками мусульманского права: Сунна (деяния и слова Пророка), Кияс (решение по аналогии с тем, что есть в Коране и Сунне) и, наконец, Иджма (согласие всех улм - мусульманских богословов-законоведов).

Первые изменения юридического порядка были результатом различия между шиизмом и суннизмом, а также деления суннизма на четыре школы:

, шафиитскую, ханифитскую и маликитскую. Но наиболее важные изменения коснулись культурного порядка, они явились результатом контактов семьи, как ячейки общества, прежде всего с разнообразием зон культурного исламского пространства.

Начиная со второй половины XIX века, Тунис вместе с другими странами Ислама по ряду причин (прежде всего экономических и финансовых) был очарован Западом. Особенно это влечение к Западу обострилось после Второй мировой войны, когда многие исламские государства были вынуждены, или же почувствовали необходимость развивать свою экономику для улучшения условий жизни и для достижения достойного для человека XX века индивидуального благосостояния.

При этом необходимо напомнить, что в последние столетия мусульманские государства в значительной степени растеряли свои способности к новаторству, а также творческий порыв, присущий такому виду развития. Ислам, осознавая необходимость адаптации религии к условиям меняющегося мира, на протяжении веков под руководством Улем потерял всякую веру в будущее. Считая, что невозможно ничего сделать лучше предшественников, мусульманами было принято решение о закрытии «ворот Иджтихада». Этот страх Улем перед любыми нововведениями повлиял на совокупность философских и социальных воззрений Ислама, оставив без внимания любые толкования источников относительно современных нужд общины .

Конец XIX и начало XX веков стали временем арабского возрождения («Нахда»), иранского и турецкого реформизма. Многочисленные мыслители старались повысить роль возрождения в исламских странах путем введения соответствующих изменений. Но, несмотря на все их усилия, Запад завоевывал все новые территории, и модернизация в этих странах стала во многом синонимом принятия западного образа жизни. Новое законодательство имело мало общего с классическим мусульманским правом4.

В силу указанных обстоятельств модернизация в странах третьего мира проходила либо авторитарно (в случае колонизации) либо добровольно. В первом случае на семейные отношения коренного населения повлияли колониальная администрация и ее судебная юрисдикция, которые не всегда соответствовали традиционным мусульманским законам, а также сосуществование мусульманской и европейской семьи в городах. Решающую роль в поступательности этого процесса сыграло влияние европейской системы образования. Во втором случае, в странах, добровольно выбравших европейский путь развития и испытывавших экономическую зависимость от Запада, юридические реформы, образование, создание школ по модели европейских, а также поведение европеизированной элиты способствовали уже в начале XIX века изменениям в брачно-семейных отношениях.

Необходимо заметить, что, несмотря на эти два типа контактов с Западом, изменения в брачно-семейных отношениях не заслуживали внимания вплоть до Второй мировой войны. Лишь после войны открытость по отношению к Западу и политическая независимость многих исламских стран позволили им встать на путь модернизации.

Как известно, модернизация - это этап социально-экономического развития, который придает новые формы старым моделям взаимодействия социальных и экономических структур. Модернизация - это процесс, которым индустриальные общества трансформировались и продолжают изменяться под влиянием научно-технической революции. Но в случае мусульманских стран модернизация - это влияние на неиндустриальное общество системы положений, присущих индустриальному обществу. Здесь модернизация может быть определена как процесс мобилизации, дифференциации и секуляризации.

Наиболее прогрессивный в юридическом плане контакт стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки с Западом произошел в конце Второй мировой войны. Освобожденные от колониализма страны одновременно начали процесс модернизации. Лишь после нескольких десятилетий усилий в этой области мы можем наблюдать сегодня значительные изменения. Результатом такой модернизации является изменение окружающей среды (переезд сельского общества с традиционным укладом жизни в большие метрополии) и технической среды (переход от традиционных занятий к индустриальным видам деятельности и третичным формациям). Чтобы быть более точными, можно сказать, что изменения носили характер демографический (увеличение брачного возраста, прирост населения, новое распределение возрастов и др.), экономический (увеличение дохода на душу населения, увеличение потребления продуктов питания и др.), социальный (использование наемного труда женщин, образование), юридический (законы в сфере личной свободы и семьи). К этим изменениям следует прибавить усиление роли государства, участие в международном сотрудничестве в области прав человека, признание прав женщины.

Во второй половине XX века в Тунисе, как и в других мусульманских странах, роль и статус мужчины и женщины претерпели существенные трансформации. Мужчина, опора семьи, все еще сохраняет за собой, как и в других цивилизациях, центральное место и привилегии в семье. Мужчина представляет собой власть в семье, является связующим звеном между членами семьи, родственниками и обществом. Но именно на этом фоне роль и статус женщины претерпели изменения.

Женщина, изначально воспринимавшаяся мусульманским обществом как существо вторичное, всегда находилась под опекой, и мужчина всегда обладал властью над женщиной. Женщина всегда зависела от мужчины: своего отца, потом (до замужества) - от братьев, затем от мужа и, наконец, от взрослых сыновей в случае ее вдовства. Муж представлял собой публичную сторону в отношениях с обществом (дела, власть) а женщина - частную в отношениях с домом (домашнее хозяйство). Один французский исследователь - Эммануэль Тодд дал такое определение поведению мужчин-мусульман по отношению к женщинам: «физическая защита и социальное отрицание», что четко показывает существовавшие противоречия в этой области5.

Но женщины на протяжении веков не признали окончательно такую уступку и нашли необходимую женскую хитрость, определенную самозащиту в отношении мужчин (т.е. «Каид аль Нисса» - женское коварство, или «Фитна», что одновременно является соблазном и возмущением, шармом и бунтом)6. Также, на протяжении всей истории женщины создали собственную власть в недрах семьи.

На примере Туниса можно проследить, что, как не парадоксально, последствием превосходства мужчин явилось существование совершенно автономного женского общества. Живя в закрытом мире, без необходимой ответственности, а, зачастую, и без религиозного образования, оно глубоко влияет на мужское общество как путем первичного образования, которое женщина дает ребенку и которым передается вера и практика ритуалов, так и путем подпольного, скрытного сопротивления.

В Тунисе, как и в любом другом традиционном мусульманском обществе, жена издревле подчинялась мужу и следовала его образу жизни, в том числе и в вопросе образования детей (до определенного возраста), замыкалась на домашней работе или определенных сельскохозяйственных задачах. Однако постепенно роли мужчины и женщины, как мужа и жены, стали в Тунисе меняться. Стали появляться элементы «сотрудничества»: в некоторых слоях общества мужчина посвящает часть своего времени домашним хлопотам и уходу за детьми. Также формируется более рациональное управление бюджетом, все чаще женщина вносит денежные суммы, предназначенные для покрытия расходов на хозяйство на неделю или на месяц. В последние годы значительно возросло количество женщин, занятых на оплачиваемой работе, что тоже повлияло на соотношение роли жен и мужей. Если традиционно мужчина являлся абсолютным господином, то сегодня женщина приобрела сильное экономическое значение и одновременно получила относительную независимость.

Если в некоторых странах эмансипация женщины на первом этапе имела внешние проявления путем властной отмены чадры, то опыт ряда других мусульманских государств, в том числе и Туниса, показал, что отмена чадры не была символом подлинной эмансипации, а наоборот стала объектом недоразумения. Настоящая эмансипация таилась в свободном доступе к образованию, в изменениях юридической базы семьи и статуса женщины. Хотя это и выглядит парадоксально, но среди современных мусульманских женщин существуют одновременно два противоположных взгляда на чадру. С одной стороны, она все больше исчезает в связи с ослаблением сексуальных запретов в мусульманском обществе, повышением образовательного уровня женщины, ростом их занятости и участия в общественной жизни, а также с проникновением женщины в бывшие сугубо мужские сферы. С другой стороны, чадра стала инструментом политической борьбы, и ее ношение может стать идеологическим символом (что, в частности, подтверждают ставшие известными подобные факты, связанные с проживающими в ряде стран Западной Европы девушками-выходцами из стран Магриба). Многие женщины в мусульманских странах настаивают на ношении чадры, так как считается, что она свидетельствует о «более моральной» экономической, политической и социальной жизни, возвращении к истокам мусульманского единства. Как заявила по этому поводу одна из активисток движения по эмансипации женщин в странах Северной Африки Фатима Мернисси, «в таких условиях носить чадру значит занять позицию, противоречащую культурной агрессии»7.

В течение второй половины XX века под влиянием модернизации и благодаря законодательным реформам юридический статус женщины в тунисском обществе изменился, социальные взаимоотношения между женщиной и мужчиной потеряли свое равновесие. Изменения коснулись многих аспектов внутри определенных слоев городского населения. Главным результатом стало то, что женщины лучше узнали свои права, и оплачиваемая работа, необходимая в связи с экономическими и финансовыми потребностями семьи, сделала их более свободными.

В процессе анализа мусульманского семейного права наиболее интересными представляются возможные пути его развития. У мусульманского общества сегодня есть выбор между:

переходом к семье западного типа путем односторонней трансформации, в результате требований социально-экономического развития мусульманских стран;

- возвращением не только к модели традиционной семьи, но и к примитивной мусульманской семье, управляемой под влиянием фундаментальных и интегристских идей;

- синтезом мусульманской и западной культур.

Наиболее ярким примером претворения в жизнь третьего пути развития семейного права является именно Тунис, пытающийся создать новый тип современной мусульманской семьи, сохранив базовые принципы исламского общества и имея необходимый динамизм в современном мире. Обогащать не уничтожая, соединяться не отвергая, принимать не принуждая, одним словом «быть собой» вместе со всем культурным прошлым, которое сюда включается, находясь в современном мире, будучи мужчиной или женщиной, со своим достоинством, культурой, современностью и своим взглядом на мир. Таковы условия гармонии, необходимые для осуществления этой политики.

Научные разработки. Вопросы правового регулирования мусульманской семьи так или иначе исследовались учеными-правоведами и востоковедами, однако на современном этапе семейное право Туниса не получило должного комплексного исследования. Тем не менее, существенный вклад в разработку правового регулирования мусульманских брачно-семейных отношений внесли видные ученые-правоведы, востоковеды, историки: В.В. Бартольд, М.В. Вагабов, Д.Е. Еремеев, Г.М. Керимов, И.Г. Нофаль, Т.С. Саидбаев, Л.Р. Сюкияйнен, Л.И. Шайдуллина, однако больше внимания семейному праву Туниса уделяли иностранные авторы: Р. Бенатар, М. Боррман, Ж. Вердье, П. Дево, Ж.Ладжили, Р. Максуд, К. Мезиу, Л. Прюво, Ж. Рузье, Р. Саббах, Э. Тодд, М. Шамман, Р. Шарль, М. Шарфи и др.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в комплексном анализе и изучении становления и развития семейного права Туниса, Кодекса о личном статусе 1956г. и последующей эволюции национального законодательства в этом вопросе, его адоптации к реалиям современного мира.

В соответствии с обозначенной целью автор ставил перед собой следующие конкретные задачи:

- проанализировать этапы эволюции семейного права Туниса от преимущественно традиционного мусульманского права до попыток достижения в последние годы Тунисом приемлемого синтеза с международной правовой системой;

- исследовать на примере Туниса основные проблемы, возникшие у развитого мусульманского государства, при реформировании под влиянием текущих социально-политических преобразований в регионе национального законодательства в области личного статуса и семейного права;

- вскрыть основные направления реформирования семейного права, на которые может пойти государство с традиционным мусульманским обществом, желающее не только сохранить свою религиозную особенность, но и интегрироваться в современных реалиях с развитым международным сообществом;

- исследовать вопросы правового регулирования современной семьи в мусульманском обществе;

- обосновать необходимость и способы преодоления выявленных недостатков в разработке и реформировании современного семейного права в мусульманском государстве.

Объектом исследования явились традиционное мусульманское семейное право, международное право, нормы законодательства, регулирующие брачно-семейные отношения в Тунисе и, прежде всего Кодекс о личном статусе Туниса 1956г. с последующими изменениями и дополнениями, обстоятельно исследовалось гражданское, уголовное, административное, конституционное законодательство Туниса и другие нормативные акты, а также практическая деятельность судебных органов.

Методологическую основу диссертации составили общенаучный аналитический метод познания и ряд частно-научных методов, в частности, сравнительно-правовой и формально-юридический. Это позволило исследовать на примере Туниса проблемы семейного права в мусульманском обществе в их взаимосвязи и взаимозависимости, целостности и объективности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в России впервые предпринята попытка комплексного исследования семейного права Туниса. Сделана попытка проанализировать эволюцию семейного законодательства под влиянием классического мусульманского права, современных реалий и процессов интеграции с развитым международным сообществом. Проанализировано состояние и изменение семейного законодательства после принятия Кодекса о личном статусе Туниса в 1956 году. Были исследованы основные направления реформ Кодекса о личном статусе Туниса. Сделана попытка проанализировать правовые проблемы в этой сфере и предположить дальнейшую направленность реформ национального законодательства. С этой целью были выявлены основные возможные направления развития семейного законодательства ряда мусульманских государств и стран, часть населения которых исповедует Ислам. На примере Туниса показана возможность приемлемого сочетания норм классического мусульманского права и требований современного миропорядка. Предложения, выносимые на защиту:

1. Наиболее правильной в современных условиях представляется стратегия постепенного и самостоятельного перехода к реформированию семейного права, обеспечивающая стимулирование заинтересованности населения в признании нового порядка в области брачно-семейных отношений.

2. Развитие семейного права Туниса происходило в рамках мусульманского права, но с учетом большинства прогрессивных идей современного мира. На своем примере Тунис доказал, что, учитывая опыт всех мусульманских школ, возможно эффективно сочетать в рамках действующего законодательства как традиции, так и требования современной действительности.

Основными отличительными чертами семейного права Туниса является законодательный запрет полигамии и признание института усыновления. Интересным представляется тот факт, что запрет полигамии тунисским законодателем был обоснован только нормами Корана. Тунис лишь единожды нарушил предписания Корана, признав институт усыновления, но и эта реформа не встретила жесткого сопротивления со стороны сторонников традиционного Ислама, так как большинство необходимых обоснований столь радикального шага были найдены в доктрине мусульманского права.

В связи с вышеизложенным автор пришел к выводу, что достичь эффективности современного семейного законодательства в мусульманских государствах возможно лишь с использованием многовекового опыта исламских правоведов, позволяющего найти оправдание изменениям классических устоев в сфере личного статуса.

3. Проанализировав процесс эволюции семейного права Туниса, автор пришел к выводу, что прогрессивное развитие законодательства о личном статусе возможно лишь с признанием роли женщины в исламской семье и обществе. Так, в соответствии с международным принципом равноправия мужчин и женщин Тунис признал за женщиной экономические права, предоставив женщине возможность участвовать в семейном бюджете. Также Кодекс о личном статусе в экономических вопросах признал и родственные связи по материнской линии.

В соответствии с принципом равноправия мужчин и женщин Тунис в ходе проведенных реформ пришел к выводу о необходимости и целесообразности признания за матерью права не только на воспитание, но и на опеку. Несмотря на то, что Тунису еще только предстоит воплотить в жизнь принцип равноправия мужчин и женщин в этом вопросе, само признание за матерью прав на опеку является прогрессивным для мусульманского права.

Другим направлением реформ стало обеспечение нормального существования женщины после развода путем создания новой, не известной мусульманскому праву системы гарантий, которая не только не противоречит исламским обычаям, но и восполняет пробелы классического мусульманского права. Так, с новым правом на развод, картина завершена: с момента рождения и до вступления в брак девочка находится на попечении отца, или братьев, далее муж берет на себя обязательства по ее содержанию, а в случае развода, если женщина не виновна, рента призвана обеспечить женщину вплоть до ее смерти или до вступления в новый брак. При этом при изменении семейного положения женщины ее материальное положение должно сохраняться.

Автор считает возможным предположить, что на современном этапе положение тунисской женщины является наиболее законодательно защищенным по сравнению с положением женщин в других мусульманских государствах. И в этом плане опыт Туниса должен быть использован не только исламскими государствами, но и государствами, значительную часть населения которых составляют мусульмане.

4. Детальный анализ произошедших в Тунисе преобразований законодательства о личном статусе и семье предоставляет возможность определить направление эволюционного процесса мусульманских государств, отстающих от Туниса в законотворческой деятельности и в своих интеграционных процессах с мировым сообществом. Так, дальнейшее развитие законодательства о личном статусе будет идти по пути признания принципа равноправия мужчин и женщин и признания за женщиной полного объема прав и обязанностей, предусмотренных нормами международного права. Эффективность реформ будет зависеть от умелого сочетания мусульманского права и международно-правовой практики, для чего должен быть использован прогрессивный опыт всей мусульманской доктрины, вне зависимости от школы.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования обусловлена его актуальностью и новизной.

Содержащиеся в работе теоретические выводы и сформулированные положения, могут быть использованы в научных и практических разработках проблем семейного законодательства, в частности при заключении смешанных браков российскими гражданами, а также в учебном процессе, в ходе преподавания истории государства и права, в частности мусульманского права.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре истории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в двух статьях.

Структура диссертации обусловлена целями, задачами и объемом работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Основные предпосылки реформирования личного статуса в Тунисе

На фоне происходивших во многих мусульманских странах в середине пятидесятых годов социально-политических преобразований, 1956 год стал для Туниса весьма знаменательным. Провозгласив 20 марта 1956г. независимость, Тунис в числе первых законодательных актов нового государства принял в этом же году Кодекс о личном статусе, благодаря которому тунисские женщины получили равные с мужчинами права перед законом и судом, что инициировало активные обсуждения как внутри страны, так и за его пределами.

За рубежом этот Кодекс в основном восприняли как попытку адаптации мусульманского права к реалиям XX века. Большинство в тунисском обществе Кодекс о личном статусе считает одним из основополагающих принципов нации. На этот Кодекс ссылаются, когда говорят, что Тунис является одним из о наиболее прогрессивных мусульманских государств . Действительно, отменив полигамию и урегулировав порядок развода, тунисские законодатели проявили новаторство, решив в духе нового века отказаться от некоторых старых установлений.

Но такое мнение разделяют не все. Более того, возникло дискуссионное противостояние.

Юристы консервативной концепции и, главным образом, традиционного образования упрекают тунисских законодателей в том, что те осмелились отказаться от некоторых старых догм, установленных докторами мусульманской религии, исказили отдельные положения Корана. Консерваторы выступают за возвращение к неизменным традициям классического мусульманского права. По их мнению, любое право может подвергаться эволюции за исключением классического мусульманского права, которое должно оставаться неизменным и способно поныне регулировать все сферы человеческих отношений.

Другого мнения придерживаются юристы западного образования и революционной концепции, считающие реформы семейного права Туниса робкими и недостаточными, в особенности в части сохранения неравенства в вопросах наследования.

В таких условиях законодатели Туниса, учитывая мнения различных кругов общества, их отношение к религии, традициям и процессу модернизации, а также принимая во внимание реалии XX века, пришли к выводу, что для определения объема и направления реформ в сфере личного статуса необходимо провести тщательный анализ мусульманского права, религиозных принципов и предписаний в контексте прогрессивного развития тунисского государства.

В рамках необходимых нововведений были проведены соответствующие реформы и, после принятия 13 августа 1956г. Кодекса о личном статусе (вступил в силу с 1 января 1957г.), в Тунисе были приняты и другие важные законодательные акты (в частности, закон от 1 августа 1957г. «о гражданском состоянии», закон от 27 сентября 1957г. «об отмене судов раввинов и унификации системы юстиции», закон от 4 марта 1958г. «о наследовании», закон от 28 мая 1964г. «о дарении», закон от 3 июня 1966г. «о попечении ребенка»).

Для того, чтобы дать объективную оценку реформ 1956г. необходимо детально рассмотреть состояние семейного права Туниса, существовавшего накануне независимости, осознать невозможность его применения в новых условиях и определить основные направления эволюционного процесса.

С учетом религиозно-этнического состава населения Туниса, являвшегося мусульманским государством, а также нахождения этой страны с 1881г. под протекторатом Франции, накануне получения им независимости применявшееся там социально-правовое регулирование находилось под влиянием французского законодательства и мусульманского права.

Несмотря на использование Тунисом канонов мусульманского права не лишним будет отметить, что оно является совокупностью четких правил и принципов, содержащихся в Коране, Сунне и Хадисе, лишь незначительная часть которых воспринимается всем мусульманским миром как абсолютно достоверная. Доказательство аутентичности других принципов требует проведения долговременных исследовательских работ, учитывая, что каждая школа имеет свой авторитетный набор источников, в зависимости от выбора между течениями мусульманского права: шииты, хариджиты или сунниты, а среди последних маликиты, ханифиты, ханбалиты или шафииты.

С точки зрения мусульманской правовой логики основным источником мусульманского права является доктрина, т.к. она регулирует около 90% отношений. К Корану и Сунне прибегают лишь для решения особых теоретических вопросов.

Разница между решениями, рекомендованными различными школами, объясняется отличием методов толкования, рассмотрения и решения проблем, а также разницей во времени и месте составления каждого учения. Большинство разработанных теорий представляют собой на сегодняшний день лишь исторический интерес. Но для управления современным обществом необходимо было провести новые исследования, призванные выделить основополагающие принципы исламской религии и адаптировать их к новым политическим, экономическим и социальным реалиям и потребностям мусульманского мира.

Принятие Кодекса о личном статусе и основные направления его развития

В силу своего геополитического положения на севере африканского континента и под влиянием исторических событий в этом регионе, в которых участвовали не только представители коренного населения берберы и арабы, но и европейские завоеватели, а также еврейские племена, Тунис дал пристанище представителям различных культур и национальностей, а также многих конфессий: мусульманам, христианам, иудеям.

Регламентированный нормативными актами юридический плюрализм был наследием Ислама. Отдельные его положения, приспособленные под немусульманские общины в мусульманской стране, привели к созданию комплексной законодательной и судебной системы.

Монотеисты, жившие в исламских странах, всегда пользовались защитой мусульманских властей и сохраняли законодательную и судебную независимость, особенно в том, что касалось их правового положения. Таково, например, положение израилитской общины в Тунисе. Из этого следует неунифицированная система. Тунисцы-мусульмане были подсудны шариатскому суду и подпадали под действие мусульманского права, тунисцы-израилиты были подсудны суду раввинов и праву Моисея.

Кроме того, само мусульманское право не едино. Оно строится и развивается на базе нескольких четких юридических правил, содержащихся в Коране и Суннах. Помимо шиитов и кхарижитов ортодоксальный Ислам распался на четыре различных течения: маликитская школа, ханифитская, ханбалитская и шафиитская. Тем не менее, они не являются изолированными друг от друга. Так, отдельные толкования одной школы имеют юридическую силу и в другой, а также приверженцы одной и той же школы не обязательно должны иметь одинаковое мнение по всем вопросам.

В Тунисе сосуществуют два ритуала, которым соответствуют различные юрисдикции. Как во всем Магрибе, маликитская школа доминирует, но было оставлено место и для ханифитской школы из-за принадлежности бейской семьи к этой школе.

Эта комплексная система была усилена Капитуляциями (унаследованные от оттоманского сюзеренитета), которые не внесли изменений в существовавший ранее режим. Они дали иностранцам (в основном христианским торговцам) право быть судимыми их консулом в соответствии с их законами и обычаями. Главное, немусульмане не были обязаны рассматривать споры перед мусульманскими судьями, а также не подпадали под действие мусульманского права.

Власти Протектората не проводили работ по унификации ни законодательной, ни судебной системы. Франция сохранила в Тунисе и шариатские суды и суды раввинов, базировавшиеся каждый на собственном религиозном праве, упразднила национальную консульскую юрисдикцию, заменив ее на французскую. В то же время, Франция заключила соглашения с другими капитулировавшими державами, чтобы в 1884 году прийти к единой компетенции своих юрисдикции.

К этому периоду относится начало процесса тунисской кодификации. В частности, 15 декабря 1906 г. был принят Кодекс обязательственного и контрактного права, который, однако, регулировал исходя из названия лишь одну часть гражданского права. В то же время он посвящал пятнадцать статей правоспособности.

9 июля 1907г. принимается Уголовный кодекс, дополненный 30 декабря 1921г. Уголовно-процессуальным кодексом.

Различные декреты по вопросам недвижимости все еще подчиняются дуалистической системе права с возможным выбором между традиционным правом и земельным Законом от 1 июля 1885г. Но власти Протектората не осмелились изменить персональный статус. Министр юстиции Туниса Мохаммед Абдель Азиз Джаит - великий маликитский Муфтий, созвал в 1947 г. комиссию, призванную подготовить Кодекс семейного права, но вся работа осталась на уровне проектов. Кодификация персонального статуса стала результатом работы лишь юристов независимости.

Через несколько месяцев после приобретения независимости, Тунис -отныне суверенное государство, преступил к всеобщей реструктуризации права и юстиции, главной задачей которой была модернизация. Законодателем проводилась равноценная работа во всех отраслях: унификация, кодификация и в некоторых случаях секуляризация всей юридической системы.

Первый этап затронул мусульман. В то время как евреи оставались подсудными религиозным судам в вопросах личного статуса, Декрет от 3 августа 1956 г. упразднил все шариатские суды, и ввел Кодекс о личном статусе. В соответствии со Статьей третьей указанного Декрета, Кодекс о личном статусе стал применяться только к мусульманам. С этого периода тунисцы-мусульмане перестали делиться на маликитов и ханифитов и стали подпадать под единую юрисдикцию. 27 сентября 1956г. упраздняются суды раввинов, и тем же Законом вводится единое применение Кодекса о личном статусе для всего населения Туниса.

Влияние международной практики на развитие Кодекса о личном статусе Туниса.

На фоне происходящей в исламских странах некоторой эволюции мусульманского права, затрагивающей, хотя и разными темпами, отдельные правовые аспекты, наиболее часто можно встретить дискуссии, сводящиеся к обсуждению преобразований в области семейного права. При этом необходимо уточнить, что возникающие обсуждения и споры сводятся, главным образом, к роли женщины в исламской семье и обществе.

Однако любое развитие внутреннего законодательства в той или иной стране невозможно без учета прогрессивного опыта зарубежных государств и без участия в международном эволюционном сотрудничестве. Указанные обстоятельства и эволюция международного сообщества становятся в конце XX века не только побудителями преобразований национального законодательства ряда государств, но и, порой, серьезным двигателем прогрессивных преобразований в мусульманских странах. В этом контексте весьма знаменателен опыт Туниса, который, в результате ратификации многих международных конвенций в области прав женщин и детей, после принятия национального Кодекса о личном статусе в 1956г. провел две крупные реформы в области семейного права в 1981 и 1993 годах.

Основной предпосылкой для Туниса в проведении реформ 1981 и 1993 гг. стала Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН и открытая для подписания 18 декабря 1979г. Эта конвенция явилась международным нормативным инструментом реализации принципа равноправия мужчин и женщин. Указанный принцип равноправия уже содержался в преамбуле Устава ООН 1946г. и во Всеобщей декларации прав человека 1948г., но потребовалось дополнительно 30 лет для того, чтобы этот принцип был разработан в международном праве.

Тунис и его законодательство активно участвовали в процессе реализации этого принципа, подписав и ратифицировав законом № 67-41 от 21 ноября 1967г. следующие конвенции:

- о политических правах женщин 1953г.,

- о гражданстве замужней женщины 1957г.,

- о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962г.

Два Международных пакта 1966г.: об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах были ратифицированы Тунисом в 1983г. декретом № 83-10 от 21 ноября 1983г.

Тунис также является участником Африканской Хартии прав человека и народов, устанавливающей в статье 18, что «государство обязано следить за ликвидацией всех форм дискриминации в отношении женщин и обеспечить защиту прав женщин и детей, установленных в международных декларациях и конвенциях».

Подписание 24 июля 1980г., а затем и ратификация 20 сентября 1985г. Тунисом Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин явились логическим продолжением процесса установления равноправия мужчин и женщин.

Конвенция содержит тридцать статей, внесение оговорок не запрещается, единственно исключение устанавливает часть 2 статьи 28, согласно которой «оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей конвенции, не допускается»

Напомним, что не существует единства условий оговорок в отношении конвенций по правам женщин. Так, например, Конвенция о политических правах женщин от 31 марта 1953г. разрешает внесение оговорок всеми участниками Конвенции при условии, что Конвенция не вступает в силу между государством, возражающим против оговорки, и государством, сделавшим оговорку (статья VII)123. Конвенция о гражданстве замужней женщины в части 1 статьи 8 позволяет государствам при подписании, ратификации или присоединении делать оговорки к любой статье, кроме статей 1 и 2124. А Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака вообще не содержит никаких условий в отношении оговорок.

Тунис, ратифицируя эти конвенции, в отличие от других стран не сделал никаких оговорок. В действительности, из 82 стран-участниц Конвенции о политических правах женщин 39 воспользовались правом на оговорки.

Что касается рассматриваемой нами Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, то Тунис неоднократно воспользовался правом на оговорки: как и все мусульманские государства, сделав оговорку к статье 16 (как и большинство мусульманских стран), к статье 9 (как Бельгия и Бразилия), к статье 15, а также к статье 29.

Похожие диссертации на Становление семейного права Туниса (Историко-правовой аспект)