Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учение о государстве и праве в раннем христианстве Исаев Андрей Владиславович

Учение о государстве и праве в раннем христианстве
<
Учение о государстве и праве в раннем христианстве Учение о государстве и праве в раннем христианстве Учение о государстве и праве в раннем христианстве Учение о государстве и праве в раннем христианстве Учение о государстве и праве в раннем христианстве Учение о государстве и праве в раннем христианстве Учение о государстве и праве в раннем христианстве Учение о государстве и праве в раннем христианстве Учение о государстве и праве в раннем христианстве
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Исаев Андрей Владиславович. Учение о государстве и праве в раннем христианстве : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : СПб., 2004 164 c. РГБ ОД, 61:05-12/941

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Истоки учения ранних христиан о праве и государстве

& 1 Ветхий Завет с. 11

& 2 Ветхозаветные апокрифы с.32

Глава 2 Проблема государства и права у ранних христиан (1-ІЙ вв.)

& 1 Новый Завет с.40

& 2 Новозаветные апокрифы с.63

Глава 3 Проблемы государства и права в литературе патристики

&1 Апологеты и западная патристика с.85

& 2 Восточная патристика с. 127

Заключение с. 149

Список литературы с. 151

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. На протяжении последних десятилетий в России резко возрос интерес к религиозным проблемам. Можно сказать, что конец прошлого столетия и начало нынешнего представляют собой эпоху религиозного ренессанса. Он охватил все традиционные для России религии и, прежде всего, православие, которое на протяжении многих столетий являлось доминирующей религиозной конфессией. В настоящее время государство и большинство политических партий порвали с атеистической установкой, которая была господствующей в СССР. Они стали не только относиться с симпатией к религиозным верованиям, но и способствовать возрождению религиозного чувства и веры. В свою очередь, и религиозные конфессии стремятся в максимальной степени сотрудничать с государственными учреждениями, активно участвуют в государственной жизни, поддерживают и инициируют многие гуманитарные мероприятия. В этих условиях в научной среде естественно возрос интерес ко всем сторонам религиозной жизни, в том числе к истории возникновения и формирования христианского учения.

Для христианства на всем протяжении его двухтысячелетнего развития характерна преемственность традиций и высокий авторитет тех основополагающих идей, которые были сформулированы на первом этапе его становления - в период так называемого раннего христианства.

Среди множества проблем, которые в то время встали перед христианством, одной из важнейших была проблема взаимоотношения с государством. Можно сказать, что эта проблема носит вечный характер, сопутствует всей истории христианства с момента его зарождения и до

наших дней. При этом чрезвычайно важным и плодотворным оказалось решение этой проблемы, первоначально сформулированное в Новом Завете, а затем получившее всестороннее развитие в трудах отцов церкви.

Концепции раннего христианства и христианской церкви периода
патристики - это не просто история, но и современность. Понимание
права христианством, отношение христианской церкви к властным
институтам государства уходит своими корнями в далекое прошлое.
if История, хотя и древняя, оказывается злободневной и актуальной и в

наши дни.

Несмотря на обилие литературы о раннем христианстве, проблема его отношения к государству и праву до сих пор изучена крайне недостаточно. Именно это обстоятельство и предопределило выбор темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. История раннего
0Г> христианства, которая длительное время была предметом лишь

богословских исследований (Т.В. Барсов, А.Л. Катанский, И.Е. Троицкий,
И.В. Чельцов, И.Л. Янышев), со второй половины XIX века - становится
предметом научных изысканий (В.В. Болотов, А.Ф. Карашев,
А.П. Лебедев, B.C. Соловьев, А. Смирнов, R. Funk, A. Harnack, С. Jefford).
Раннехристианский период истории привлек внимание таких ученых, как
В.В. Бартольд, СИ. Ковалев, М.Э. Постнов, Н. Bettenson, W.H.C. Frend,
$ J.L. Gonzalez, D. Lampe, H. Lietzmann, E. Renan.

После 1917 года в силу известных политических обстоятельств и
крайней агрессивности господствовавшей власти по отношению к церкви,
и в частности к христианству, в России создались условия, при которых
продолжение научных изысканий стало практически невозможным. Более
полувека научное исследование христианской проблематики
*, осуществлялось только зарубежными авторами (A. Armstrong, A. Beck, Р.

Brown, H. Chadwick, A Donni, J. Dillon, L. Gernet, R.L. Grant, A.-G. Hamann, E. Hennecke, E. Marek, A.D. Nock и др.).

В самой же России с конца 20-х до 70-х гг. XX в. преобладала атеистическая обличительная линия (И.Д. Амусин, М.М. Кубланов, Я.А. Ленцман, А.Б. Ранович и др.). Даже в лучших исследованиях того времени (Р.Ю. Виппер, Ф.А. Курганов, С.Я. Лурье и др.) с необходимостью, порожденной тогдашней идеологией, присутствовал резко негативный момент по отношению к религии. Лишь в последней четверти прошедшего столетия стали появляться серьезные исследования по истории религии (В.В. Бычков, Ф.Ф. Зелинский, А. Мень, И.С. Свенцицкая).

Вместе с тем, необходимо отметить, что ни дореволюционная литература, ни современные исследования за редким исключением (Ю.Я. Баскин, А.П. Лебедев), не касались непосредственно интересующей нас проблемы отношения раннего христианства к праву и государству.

В своем исследовании автор опирался на труды классиков русской философии права: Н.Н. Алексеева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и др., а также на работы современных ученых: С.С. Алексеева, В.М. Баранова, Ю.Я. Баскина, СБ. Глушаченко, В.Г. Графского, В.Д. Зорькина, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, И.Ю. Козлихина, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, А.И. Королева, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, Л.С. Мамута, Г.В. Мальцева, Н.С. Малеина, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, М.Ф. Орзиха, А.С. Пиголкина, И.Ф. Покровского, В.В. Посконина, П.М. Рабиновича, Р.А. Ромашова, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, В.Е. Чиркина, Л.С. Явича и др.

В основу диссертации, в соответствии с темой исследования, были положены Священные писания христиан: Ветхий и Новый Заветы, а

также апокрифическая литература первых четырех веков нашей эры, что связано с тем, что в период первохристианства не существовало канонов не только Нового, но и Ветхого Завета, официально эти сборники Святых Писаний были оформлены позднее, в IV в. н.э., апологетов христианства и отцов церкви (Ориген, Ерм, Лактанций, Тертуллиан, Климент Александрийский, св. Иоанн Златоуст, св. Поликарп Смирнский, св. Игнатий Богоносец, св. Иустин-философ, св. Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, св. Августин Блаженный, св. Амвросий Медиоланский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский).

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение проблемы отношения представителей раннего христианства к современному им государству и праву. При этом диссертант рассматривает не только труды тех авторов, которые в настоящее время признаны христианской церковью в целом как канонические, но и те тексты, которые существовали и активно использовались во времена первых христианских общин и лишь значительно позднее, после становления единой официальной Церкви, по различным причинам не были включены в церковный канон.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать истоки учения ранних христиан о праве и государстве;

проанализировать проблематику государства и права в Священных Писаниях ранних христиан;

рассмотреть истолкование проблемы государства и права в литературе патристики;

проследить процесс приспособления вновь возникшей религии к условиям существования в Римской империи, а затем и обратный

процесс - признание христианства со стороны Римского государства и общества, и, в конечном счете, превращение его в государственную религию.

Объектом исследования является история государственно-правовых воззрений представителей раннего христианства.

Предметом исследования являются труды апостолов и наиболее известных христианских апологетов и отцов Церкви.

Методологической основой исследования является

диалектический метод познания, общенаучные (исторический, функциональный) и специальные методы правовых исследований (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, правового моделирования и др.).

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом раннего христианства, который датируется с I по IV в. н.э., т.е. до признания христианства государственной религией.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором:

выполнено одно из первых монографических исследований, посвященных формированию государственно-правовых идей в раннем христианстве;

выявлен противоречивый характер отношения христианства к праву и государству с момента его возникновения и до становления как государственной религии;

подвергнута исследованию ранее мало изученная ветхозаветная и христианская литература по данной тематике (Книга Еноха; Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона; Новозаветные апокрифы; Строматы Климента Александрийского; Послания св. Поликарпа Смирнского);

показано основополагающее значение трудов периода патристики для утверждения догматов отношения церкви к государству;

проведен сравнительный анализ апологетики, западной и восточной патристики.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Ветхий Завет наделял царя властными полномочиями, ограниченными лишь волей Всевышнего, а Новый Завет обязывал власть быть справедливой, так как она от Бога, который справедлив.

  1. Признание . государством одного из многочисленных христианских учений в качестве официальной религии вызвало необходимость взаимной поддержки Церкви и государства, их постоянного взаимодействия и лояльности по отношению друг к другу. Начиная с Никейского Вселенского Собора (325 г.), официальная Церковь трактует положения Писания с учетом государственных интересов. Апологетическая литература (Тертуллиан, Лактанций), особенно II - III вв. н.э., доказывала, что христианство не представляет угрозы римской государственной власти, и достигла в этом успеха.

  2. Раннехристианское мировоззрение подвергало сомнению возможность для христиан обладать какими бы то ни было естественными правами (в том числе правом на свободу выбора, на жизнь, достоинство), полагая их данными от Бога.

  3. Христианская Церковь относила к правонарушениям осознанные, виновные действия христианина, направленные на нарушение Закона, данного Богом. В отличие от этого, государство устанавливало ответственность независимо от знания нарушителем закона.

  4. Одно из многочисленных первохристианских течений, утверждаемое апостолом Павлом в качестве истинного учения Христа, в силу признания его со стороны государства стало официальной религией.

Церковь получила право осуществлять религиозную деятельность открыто, гласно, опираясь на поддержку властных институтов государства. С этого момента официальная Церковь стала признавать права граждан в той мере, в которой их признавало государство.

6. В процессе развития отношений христианства и государства христианское понимание права претерпело существенные изменения. Отказавшись от первоначального требования полной свободы в делах веры, восточное христианство стало опираться на государство, его организованную силу и признавать, что в законодательных актах выражается государственная воля.

Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование восполняет значительный пробел в современном понимании отношения ранних христиан к власти, государству и праву. Его результаты могут быть использованы при преподавании курсов "Истории государства и права зарубежных стран", "История отечественного государства и права", "История политических и правовых учений", а также специальных курсов, посвященных истории христианства.

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и
практические рекомендации, сформулированные в диссертации,
докладывались автором на совместной междисциплинарной конференции
аспирантов и соискателей РАГС-СЗАГС (СПб., 2003 г.); на межвузовской
научно-практической конференции Санкт-Петербургского

государственного университета и Санкт-Петербургского университета МВД России "Социально-правовое государство: вопросы теории и практики" (СПб., 2003), на научно-практической конференции "Петербург - окно в Европу", посвященной 300-летию Санкт-Петербурга (СПб., 2003 г.), обсуждались на совместных заседаниях кафедры конституционного и

муниципального права СЗАГС, использовались автором в лекциях и при проведении семинарских занятий по курсам истории правовых учений, истории права и государства зарубежных стран в Калининградском филиале СЗАГС, нашли отражение в опубликованных диссертантом научных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Ветхий Завет

Основным источником права для верующих иудеев до прихода христианства являлась Тора, или Пятикнижие Моисея1. Заповеди, содержащиеся в этом древнем источнике, имеют своей целью предостеречь верующего иудея от совершения ошибочных действий. Эти заповеди почитались как Закон. "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо я господь, Бог твой, бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни пришлец, который в жилищах твоих"2.

Согласно ветхозаветным заповедям человек признается от рождения свободным, во всем своде раввинских трудов почти не встретишь упоминаний о тюремном заключении, ведь только Господь вправе лишать человека свободы.

Но свобода от рождения не защищает его от превратностей судьбы, в том числе и от доли раба. Ветхий Завет не запрещает владение и распоряжение человека человеком, но значительно ограничивает право собственности на представителей избранного народа. " ... , если купишь раба еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром; если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его"6.

Естественное право человека рожденного свободным в преломлении ветхозаветных заповедей принадлежит человеку лично. Вместе с тем, обращает на себя внимание явное неравенство в ветхозаветных правах у мужчин и женщин. Женщина рассматривается исключительно как жена своего мужа, а не как собственно человек, обладающий равными с мужчиной правами.

Отношение к женщинам имеет свою первооснову в том поступке, который совершила библейская Ева, которая не только нарушила закон, содержавший запрет на действия, но и сначала подстрекала, а затем принудила к нарушению закона Адама.

Вместе с тем, брак и семейный очаг, в котором женщине отводилась определенная роль, считались священными. По мнению некоторых современных исследователей, например Армстронг Карен8, святость брака раввины подчеркивали предписаниями, которые понимаются превратно. Так, в праздничные дни перед посещением синагоги мужчине предписывалось ритуальное омовение не по тому, что он не чист телесно, а для особой чистоты перед священным богослужением. Право на сексуальное удовлетворение в браке было священным. Христианству же идея святости сексуальных отношений стала совершенно чуждой, так как секс и Бог считались несовместимыми9.

Полагаем, что роль женщины в обществе и браке на самом деле была строго регламентирована, но направленность действий ветхозаветных женщин на максимальное удовлетворение всех желаний мужчины вовсе не свидетельствует о святости сексуальных отношений.

"Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы; если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее; если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей; если же другую возьмет за него, то она не должна лишиться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа"".

Нельзя не отметить, что установления Ветхого Завета максимально приближены к реальной жизни. В нем не только дается понятие виновных действий, но детально регламентируется наказание в зависимости от степенини вины. Очевидно, что различается умышленное убийство и убийство по неосторожности. Вместе с тем, наказание полагается в любом случае, но за умышленное убийство кара неотвратима.

Ветхозаветные апокрифы

Бог - судья-арбитр, и праведные в правде своей также будут судимы. Напоминает норму права, согласно которой никакое доказательство не имеет для судьи заранее установленной силы. "Он сидит на престоле Своей славы, и пред Ним судятся праведные в правде и никакая пустая речь не говорится пред Ним" .

Закон вечен, как вечен космос; законом являются и установления, регулирующие жизнь и поведение людей; закон устанавливает и поведение светил. "И после этого закона я видел другой закон, касающийся малого светила, которое называют луною"64.

Правда вооружена. Суд вершится не только справедливостью, но и силою. "И после этого будет другая седмина - восьмая, седмина правды; и будет дан ей меч, чтобы суд и справедливость исполнились над теми, которые поступают насильственно, и грешники будут преданы в руки праведных"65; "Горе тем, которые созидают неправду и насилие и полагают основание обману"66; "Не страшитесь грешников, вы, праведные, ибо Господь опять предаст их в ваши руки, чтобы вы совершили над ними суд, как желаете"67.

Фактически в ветхозаветных апокрифах подтверждается та же мысль, что и в Торе, а именно - стабильна и могущественна лишь власть Бога. Он один имеет право поступать по своему собственному усмотрению. Правом властвовать Он наделяет по своему желанию.

Власть земных правителей зависит от благорасположения к ним Бога, который справедлив. На земле не найти справедливости, не найти правды, единственная надежда верующего на то, что все происходит по Божьей воле. "Бог - Судья праведный, и Он будет лицеприятным"68; "Он - Царь на небесах, и судящий царей и владык"69; " ... Он - Царь великий и праведный, судящий поднебесную" ; "Царей, и начальников, и народы Ты питаешь, Боже; и у нищего и бедного - кто надежда кроме Тебя, Господи?" ; "и сам он чист от греха, чтобы владычествовать над народом великим, обличить начальников и истребить грешников силою слова" .

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отношении ветхозаветного Высшего судьи - Бога используются характеристики, имеющие правовые основы, а именно: справедливость, правдивость, истинность, но нигде не используются такие категории как доброта, человечность и т.д.

Вместе с тем земной царь - обычный человек, который может быть смещен и уничтожен, независимо от того насколько он праведен. От него никто не требует справедливости и разумности. Государство является и тираном и защитником одновременно. " ... Он предаст их мечу, и на осуждение, и пленение, и расхищение, и пожрание. И Он возбудит на них грешников - которые не знают сострадания и милости и не взирают на лице ни старого, ни юного, ни другого кого-либо, но на злых и могущественных людей, - чтобы они поступали яростнее, чем все сыны человеческие, и совершали насилие против Израиля и делали беззаконие Иакову"73.

Писаный закон дан народу не в наказание, а с тем, чтобы дать шанс выжить. Установления напоминают запреты любящих родителей для детей. Они не направлены на то, чтобы сделать жизнь человека на земле невыносимой, но для того, чтобы сохранить его. "Этот закон и свидетельство даны сынам Израилевым как вечный закон для всех родов"74; "И все это событие я записал тебе, и дал тебе повеление, чтобы ты открыл его сынам Израиля, дабы они не совершали вины и не преступали закона ... "75; "Посему я заповедую вам слушаться Левия, потому что он познает закон Божий, и будет распоряжения о суде ... "76; "Итак, соблюдайте, дети мои, весь закон Господень, потому что он есть надежда всем, направляющим пути свои"77.

Возможна ли человеческая справедливость? Всегда ли человек руководствуется правдой? Для верующего человека этот вопрос не существует: "Ибо и заповеди закона двояки суть и с умением выполняются" ; "Царь в беззаконии, и судья в непокорности, и народ во грехе .

Приходу христианства предшествовало существование и развитие общин80, выросших на почве иудаизма, в идеологии которых можно различить черты сходства с идеологией раннего христианства.

Не рассматривая в данной работе вопрос о точной датировке кумранских свитков81, а также сходство и различие в содержании библейских и кумранских текстов полагаем важным, и, безусловно, оказавшим влияние на формирование отношения части первых христиан к государству и власти, существование в библейские времена обширной общины, имеющей догматическое учение . Тем более что после открытия кумранских документов установлена связь их с Дидахе83.

Одной из характерных особенностей объединения кумранитов является отказ от частной собственности и общность имущества.

Желающий быть членом общины должен передать в ее собственность все имущество без утайки . "Они презирают богатство, и поразительна их общность имущества ... существует закон, что вступающие в общину передают свое имущество в общественную собственность секты" .

Новый Завет

Христианское учение довольно быстро распространилось по Средиземноморью, вбирая в себя различные философско-религиозные мотивы, наконец, отделившись от иудаизма, стало самостоятельным религиозным учением, претендующим на мировое господство97.

Полагаем, что для изучения христианского учения о праве, необходимо обратиться непосредственно к его первоисточнику, т. е. к Новому Завету98.

Его истолкователями выступают апостол Павел и даже сам Христос-Спаситель устами апостолов. Христос предупреждал, что пришел не с миссией судьи "ибо не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир" ; "Кто поставил Меня судить или делить вас?»100; «Я не сужу никого"101. Когда Христос говорил, что

Он пришел не нарушить закон, а исполнить, это имело и такой смысл, что Он не явился специально бороться с тогдашним правопорядком, и что Он, нисколько не стремясь укрепить его, считался с ним и даже подчинялся ему, когда это было неизбежно. Иисус через учеников совершал акты купли , для чего у сопровождавшего Его Иуды был особый денежный ящик; однажды ученики собирались купить хлеба "динариев на двести"104. Он не уклонялся лично от суда.

Он не склонял других к уклонению от уплаты подати кесарю. С торговлей Он боролся только в храме Божьем, отмечая несовместимость богатства с полным христианским совершенством,

Он не отвергал собственности как таковой. Его проповеди и притчи содержат свидетельства о том, что Он хотя и не освящал тогдашних правовых /\ институтов, но также и не выступал с их специальным осуждением. Так Христос упоминает разные виды собственности, ограждаемое собственником обладание стадом, жемчугом; виноградником, да еще обнесенным оградой, аренду виноградника, правоотношения между господами и рабами, управление имением по доверенности, торговые операции с талантами, пользование имением, куплю-продажу, продажу имения, раздел имения, заем, управление домом; 5 формальную систему доказательств106, предание суду107.

Несколько раз Христос занимался толкованием действовавшего права, т. е. Моисеева законодательства, и разрешал юридические казусы, правда, не по собственной инициативе, а чтобы не оставить без ответа провокацию казуистов. Он дал толкование закона о разводе108; о прелюбодеянии; разъяснял, какая заповедь наибольшая в законе109; и показал искушавшим Его саддукеям, что они "заблуждаются, не зная Писаний" .

Не ограничиваясь этими случайными экскурсами в область права, Христос высказал свой собственный взгляд на суд и право. И этот взгляд является тем, что можно было бы назвать христианской философией права.

Прежде всего, она не различает нравственности и права. У христианской философии права нет двойной мерки, внешней для права и внутренней для нравственности. Она не различает легальности и моральности. Она ищет правды, единой и неделимой. Сообразно с этим она проповедует искренность, правдивость и в праве, и на суде. "Не судите по наружности, но судите судом праведным"111. Она осуждает лицемерие, эту дань порока добродетели. Осуждает книжников и фарисеев, что очищают "внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды"112. Осуждает ответы на суде с заранее обдуманным намерением: "когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте"1 3; "не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить"114; "положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать"115. Где праведность, там клятва излишня. И посему "не клянитесь вовсе"116. Сам Христос на суде или молчал, или говорил только правду.

Апологеты и западная патристика

Анализ дошедших до нас исторических источников свидетельствует о том, что взаимоотношения власти и первых христианских общин, государства и христианской церкви постоянно изменялись и зависели от различных, порою, совершенно субъективных обстоятельств.

В своем организационном начале христианские общины, еще не соединенные единым центром и уставом, имели значительные расхождения в понимании права, государства, и по-своему выстраивали свое отношение к властным институтам Римской империи. Имелись определенные различия и между западными и восточными христианскими общинами. Практически до 70-х годов, в период жизни апостольского поколения, среди христианских общин преобладала устная традиция, на смену которой пришли письменные послания, передаваемые от одной общины к другой324.

Христианский апологет Ориген в третьем веке заявляет: "Мы имеем дело, - говорит он, - с двумя законами. Один закон природы, виновником которого есть Бог, другой закон писанный, который дается от государства (городов). Если они согласны между собой, должно одинаково соблюдать их. Но если естественны, божественный закон повелевает нам то, что расходится с законодательством страны, то должно это последнее - законодательство страны - оставлять без внимания; и, пренебрегая волею человеческих законодателей, слушаться только воли божественной, какие бы не соединялись с этим опасности и труды, даже если бы пришлось потерпеть смерть и посрамление. Мы, христиане, признавая естественный закон (закон совести) божественным высшим законом, - мы стремимся соблюдать его, и отвергаем законы нечестивые" .

Лактанций говорит: " ... , именем справедливости освятили себе самые несносные и несправедливейшие законы, которыми добычу и жадность свою от нападения черни оберегали" , и далее: "И поскольку в этих законах не было и признака справедливости, свойствами которой являются человечность, правосудие, милосердие, то отныне надменные и чванливые люди наслаждались неравенством .. "327.

Проповедью о Царстве Божьем как высшем благе христианство низвергало идеалы древности, в соответствии с которыми государство было высшим благом, обеспечивающим благосостояние и счастье людей.

Таким образом, в лице христианства государственная власть видит врага, намеревающегося лишить ее прав, возобладать и возвыситься над нею. Оставить без противодействия такое явление значило бы для Рима -открыто отказаться от своих вековых прав.

По мнению ряда авторов, таких как Реверсов И.П., Лебедев А.П., Болотов В.В. одной из основных причин конфликта с Римом было притязание христианства на мировое значение . Опасение, что новая религия способна подорвать государственную религию и тесно связанный с ней государственный строй, вызвало насущную потребность жесткого применения действующих законов к христианам и принятия новых более

жестких по отношению к ним законов . С имперской точки зрения христианство как не санкционированное римским законом, не признававшее культа цезарей, попиравшее римский патриотизм и оскорблявшее величество, было религией недозволенной (religio illicita), и, следовательно, не имеющей права на существование330.

Когда римская власть преследовала ранних христиан, их чаше всего обвиняли в безбожии, прямом оскорблении римской морали. Противник христианства Евнапий из Сард (ок.346 г. н.э.) так описывает конец язычества и приход христианства в Египте: "Они собирали кости и черепа преступников, казненных за многочисленные преступления, объявляли их богами, посещали места их захоронения и считали, что становятся лучше валяясь в грязи на их могилах. Мертвецов они именуют "мучениками", так называемыми "диаконами" и посланцами к богам, которые доносят до тех людские молитвы"331.

Римский народ боялся, что христиане, не воздающие должного традиционным богам, поставят под угрозу все государство, и общественный порядок, и без того неустойчивый, рухнет. Христианство считали варварской верой, пренебрегающей всеми достижениями цивилизации, так как последователи Христа не почитали языческих римских богов, объявляя их ложными . С точки зрения власти, христиане, не ценившие государственной религии и говорившие об ее уничтожении, являлись врагами государства, не заслуживающими никакого снисхождения .

Похожие диссертации на Учение о государстве и праве в раннем христианстве