Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизнь как объект права Шкурная Екатерина Валерьевна

Жизнь как объект права
<
Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права Жизнь как объект права
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шкурная Екатерина Валерьевна. Жизнь как объект права : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Шкурная Екатерина Валерьевна; [Место защиты: Московский университет МВД РФ].- Москва, 2010.- 150 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические понятия и принципы исследования правовых отношений, складывающихся по поводу жизни человека

1. Содержание понятия «жизнь» в социально-философском и правовом смысле 13

2. Понятие, свойства и виды объектов юридического права. Взаимообуслов ленность объекта и способа правового воздействия (регулирования) 30

3. Исторический процесс юридизации отношений, связанных с жизнью человека 40

4. Право на жизнь в контексте естественно-правовой доктрины 60

Глава II. Жизнь как объект правовой охраны и правового регулирования

1. Несостоятельность понятия субъективного права на жизнь 81

2. Жизнь как объект правовой охраны 99

3. Жизнь как объект правового регулирования 110

4. Содержание и правовое значение обстоятельств, исключающих противо правность лишения жизни человека 122

Заключение 132

Библиография 136

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года провозгласила Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В системе прав человека главенствующее место занимает право на жизнь. В статье 20 Конституции провозглашается, что каждый имеет право на жизнь. Право на жизнь признаётся и гарантируется нормами международного права. Данное право закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. и в других международно-правовых актах.

Юридизация основного естественного права человека, породила множество дискуссий, иллюзий, а иногда и заблуждений, корнем которых является недостаточное теоретическое осмысления жизни как объекта права. В настоящее время среди учёных-юристов идут бурные дискуссии по вопросам, связанным с юридическим правом человека на жизнь и её распоряжением. При этом не редко право на жизнь рассматривается как субъективное юридическое право, то есть как мера возможного поведения, предусмотренная нормой права.

Рассмотрение права на жизнь как субъективного юридического права, повлекло за собой множество попыток определить юридические механизмы его реализации, определённые способы реализации, что в свою очередь приводит к рассуждениям о пределах и условиях законного распоряжения жизнью, к дискуссиям о праве на смерть и т.д. В некоторых работах ставится задача решить вопрос по существу, определив, обладает ли человек правом на смерть в принципе, независимо от каких-либо условий. При этом утверждается, что невозможно себе представить, что человек, имея право жить, не имеет права умереть, что он свободен на законных основаниях распоряжать-

ся своей собственностью, но не своей жизнью и что конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть2. Приведенные суждения показывают, что сущность дискуссий о праве на жизнь в его юридическом контексте заключается в приравнивании жизни к иным объектами правового регулирования (праву собственности).

Представляется, что основным недостатком правовых исследований, посвященных праву на жизнь, является попытка поставить жизнь в один ряд с иными объектами правового регулирования, что игнорирует существенную специфику данного объекта права. Это приводит к необоснованному по нашему мнению рассмотрению права на жизнь как исключительно субъективного юридического права, предполагающего усмотрительный характер его реализации. Что в свою очередь порождает массу аморальных рассуждений о юридических пределах и формах распоряжения жизнью вплоть до права на смерть. Представляется ошибочным исследование вопросов о праве распоряжения жизнью и смертью некоторыми современными исследователями с позиций официально-позитивного представления о праве.

Одновременно представляется сомнительной позиция исследователей, рассматривающих конституционное закрепление права на жизнь в позитив-но-предоставительном значении, что дает основание рассматривать его регулирование в смысле «дозволенного и недозволенного», что в корне является неверным.

На актуальность данной проблемы указывают многочисленные работы в нашей стране и за рубежом, посвященные исследованиям в области жизни. Проблемы, связанные с жизнью затрагивают фундаментальные права человека и теория права как комплексная область познания должна объединить

1 См., например: Малиновский А. Имеет ли человек право на смерть? // Российская юстиция. 2002. № 8. С.
54.

2 Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии //
Государство и право. 2000. №11. С.52.

усилия представителей отраслевых наук для решения задач в этой области человеческих знаний.

Актуальность решения вопроса о специфике жизни как объекта права обусловлена назревшей необходимостью создания теоретически непротиворечивой концепции правового разрешения конкретных общественных отношений, связанных с защитой и обеспечением жизни человека. Сложность этой задачи по нашему убеждению кроется в базовой особенности человеческой жизни. С одной стороны, она выступает как абсолютное условие наличности субъекта права и в этом смысле на первый план выступает её биолого-физиологическая сторона как объекта правовой охраны. С другой стороны, жизнь человека выступает как система (узел) социальных связей (что отличает жизнь человека от иных её форм), определяющая её качественное содержание по отношению к социуму и его представителям. Каждая из обозначенных сторон требует различных механизмов юридического воздействия. Теоретическое обоснование принципов, способов и пределов правового1 воздействия на различные стороны жизни человекам заключает в себе актуальность избранной темы исследования.

Степень научной разработанности темы. При всём обилии литературы, посвященной различным аспектам права на жизнь, специальные исследования проблем права на жизнь проводились, как правило, на уровне диссертационных исследований в отраслевых науках или на стыке отраслевых наук. Конституционно-правовое исследование теоретических проблем права человека на жизнь провели Г.Б. Романовский, Е.В. Перевозчикова, гражданско-правовые аспекты права на жизнь исследовала Е.С. Резник. В имеющихся работах затрагиваются, те или иные стороны права человека на жизнь. Различные аспекты указанной проблемы рассматриваются в контексте международной защиты прав человека, а также прав женщин и прав ребёнка, исследуются проблемы правового обеспечения и защиты права на жизнь в Российской Федерации, философские теории возникновения права на жизнь, возможности его ограничения. Так В.И. Макринская в своём диссертацион-

ном исследовании рассматривает концептуальные начала национального, международного и зарубежного законодательства в области охраны права на жизнь и обеспечения безопасности личности, Т.М. Фомиченко исследовала конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы. Отдельные исследования посвящены экономическим, медицинским, религиозным, культурным аспектам этой многогранной проблемы. Вместе с тем, общетеоретические проблемы жизни в отечественной правовой литературе исследованы недостаточно. Решая разнообразные вопросы указанной проблемы, от сугубо прикладных до масштабных, имеющих философскую значимость, теория права способна сформировать адекватное понимание права человека на жизнь в его юридическом аспекте.

Общетеоретические подходы к понятию жизни, как объекту позитивного права, его содержанию, признакам и сущности затронуты в трудах таких философов и правоведов, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, К. Герасимова, СИ. Глушкова, А.Н. Головистикова, Ю.А. Гревцов, А.В. Гур-лев, А.В. Дерипаско, Н.В. Кальченко, О.С. Капинус, В.А. Карташкин, М.И. Ковалёв, А.А. Кощеева, Л.О. Красавчикова, В.А. Кучинский, Л.Н. Линик, Е.А. Лукашёва, В.И. Макринская, Н.С. Малеин, М.Н. Малеина, А. Малиновский, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, И.А. Михайлова, А.С. Мордовец, B.C. Нерсесянц, Е.С. Резник, Г.Б. Романовский, Ф.М. Рудинский, К.Б. Толкачёв, В.В. Чепурин, В.М. Чхиквадзе.

Тем не менее, в отечественной науке теоретических исследований посвященных жизни человека как объекту позитивного права нет. Однако, как нам представляется, именно решение данной проблемы позволит выработать систему научных взглядов на многообразные юридические вопросы, связанные с обеспечением и защитой жизни человека.

Объектом диссертационного исследования является система правовых (юридических) отношений возникающих в сфере правового обеспечения жизни человека.

Предметом диссертационного исследования являются специфические характеристики жизни человека как объекта права, определяющие допустимые пределы, формы и способы юридического воздействия на данную сферу общественных отношений.

Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении актуальных теоретических вопросов, связанных с жизнью как объектом права, а также в разработке и обосновании комплексного подхода к решению проблемы права на жизнь, единой концепции содержания указанного права, отвечающей требованиям современной юридической науки и правовой действительности.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие исследовательские задачи:

определить методологию исследования, выработать исходный понятийный аппарат, в рамках которого возможно проводить анализ жизни как объекта права;

исследовать содержание понятия «жизнь», учитывая особенности толкования этого термина представителями различных наук;

проанализировать различные концепции, раскрывающие содержание права на жизнь, провести предметный и структурный анализ данного права;

исследовать исторические аспекты юридизации отношений, связанных с жизнью человека в нашей стране и в зарубежных странах на разных этапах исторического развития;

рассмотреть право на жизнь в контексте естественно-правовой доктрины, исследовав возникновение идеи и развитие концепции естественного права;

проанализировать содержание субъективного и объективного права;

обосновать несостоятельность понятия субъективного права на жизнь;

исследовать право на жизнь как объективное право;

исследовать жизнь в единстве двух её составляющих - социальной и биологической;

выявить особенности жизни как объекта правовой охраны;

выявить особенности жизни как объекта правового регулирования;

рассмотреть содержание и правовое значение обстоятельств, исключающих противоправность лишения жизни человека.

Решение поставленных задач определило выбор методологии исследования. При изучении всего комплекса проблем, поставленных в диссертации, широко использовались общенаучные методы анализа и обобщения нормативно-правовых и эмпирических материалов, с помощью которых рассматривается современное состояние права на жизнь.

В исследовании наряду с общенаучным диалектическим методом, применены следующие частнонаучные методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, аксиологический, системный.

Конкретно-исторический метод использован при рассмотрении развития отношений, связанных с жизнью человека, он позволил выявить последовательность подходов к пониманию права на жизнь, предпосылки нормативного закрепления данного права, а также содержание, которое в него вкладывалось в том или ином государстве в тот или иной исторический период.

Сравнительно-правовой метод использовался для сравнения опыта регулирования и охраны права на жизнь в нашей стране и за рубежом, он позволяет обнаружить повторяющиеся явления, что даёт возможность учитывать взаимосвязь современных учений о праве на жизнь с итогами предшествующего развития политико-правовой мысли. Этот метод занимает важное место, так как способствует решению многих поставленных в исследовании задач.

Формально-логический метод использовался при исследовании теоретических оснований содержания права на жизнь, при выработке научных понятий (категорий).

Аксиологический метод использовался при характеристике жизни как абсолютной ценности.

Системный метод был использован при выявлении места различных концепций в истории политической мысли как целого, а также их связь с современными концепциями и теоретическими положениями, представленными в литературе, посвященной праву на жизнь.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили работы отечественных учёных, специалистов в области теории права и государства, философии права, науки конституционного права, занимающихся изучением права на жизнь.

Нормативную основу исследования составили международно-правовые и внутригосударственные нормативно-правовые акты, формирующие и закрепляющие юридические средства защиты и обеспечения жизни человека.

Научная новизна диссертационного исследования определяется ав-торским^ подходом к исследованию наиболее дискуссионной юридической проблемы. Научная новизна выражена, прежде всего, в выработанной парадигме исследования, основанной на теоретическом исследовании особенностей такого объекта права как жизнь человека. Новизна методологического подхода проявляется в том, что проблемы правового воздействия на общественные отношения, возникающие по поводу жизни человека, системно увязаны со спецификой жизни как объекта права.

Научной новизной отличается разработанная система аргументации тезиса об объективном характере права на жизнь и несостоятельности его трактовки в контексте субъективного права, осуществляемого по усмотрению его- обладателя, что вытекает опять же из специфических характеристик юридического понятия «жизнь».

Определенной научной новизной отличается* и авторская оценка обстоятельств, исключающих юридическую ответственность за лишение жизни другого человека. По-новому дается аргументация позиции на проблему добровольности распоряжения жизнью в форме отказа от неё.

Наконец, новизна исследования находит своё выражение в следующих теоретических положениях, выносимых на защиту:

  1. В современной юридической литературе, в отличие от социально-философского понимания, жизнь трактуется как право: объективное или субъективное, в узком (биолого-физиологическом) или широком (социально-личностном) смыслах. Одновременное признание жизни абсолютной неотчуждаемой ценностью исключает её из объектов правового регулирования в смысле её трактовки как безусловного свойства субъекта права.

  2. С точки зрения объектно-субъектных связей жизнь человека - это свойство субъекта права, составляющее базовую предпосылку его правосубъектности (правоспособности и дееспособности). В этом смысле жизнь как объект права может быть выражена лишь в системе общественных отношений по поводу её сохранения и поддержания. Другими словами, в сфере права жизнь-является не непосредственным предметом правового регулирования; а лишь предметом правовых отношений, содержанием которых являются субъективные права и юридические обязанности, обеспечивающие её сохранность и юридически значимые качества (здоровье, достоинство, свободу правопритязания и т. д.).

  3. История юридизации общественных отношений, связанных с жизнью человека, показывает, что право сначала выступает одним из инструментов охраны жизни человека, устанавливая ответственность за посягательство на жизнь другого человека или действия повлекшие прекращения жизни человека. В период буржуазных революций XVII-XIII в.в. «право на жизнь» включается как революционное демократическое требование-декларация, направленное против феодального произвола, то есть имеет политическую природу. И лишь затем, право на жизнь приобретает позитивно-предоставительную юридическую формулу «каждый имеет право на жизнь» в нормативно-правовых актах, которая и стала основанием для рассмотрения в юридическом контексте жизни человека как субъективного права со всеми вытекающими из этого дискуссиями.

4. Теория естественного права указывает на объективность, природную
данность жизни. Слово «право» в данном контексте не имеет юридического
содержания в смысле «установленной меры» юридическим законом. Напро
тив, жизнь - плод закона естественного, по которому существует и развива
ется живая природа. Естественный закон не может быть изменен юридиче
ским и, напротив, юридический закон, противоречащий естественному, ста
новится ничтожным и в юридическом смысле, что в отечественной теории
права обозначается понятием «неправовой закон». Следовательно, всякие
попытки юридического регулирования жизни человека как естественного его
состояния несостоятельны.

  1. Жизнь как естественное био-физиологическое состояние человека может быть лишь объектом охраны, в том числе и юридическими средствами, исключающими регулятивное правовое воздействие, как величина неизмеримая, неограничиваемая, недозволимая.

  2. Социально-личностная сторона жизни является объектом правового (юридического) регулирования через систему субъективных прав и юридических обязанностей системы» правовых отношений, определяющих качество жизни, в смысле социально-правового положения её обладателя.

  3. Всякие попытки постановки вопроса о распоряжении жизнью (формах и способах ее прекращения) в юридическом контексте не имеют оснований. Вмешательство права в эту сферу - есть вынужденная социально-нравственная аномалия.

Теоретическая значимость диссертационного, исследования определяется актуальностью рассмотренных в работе проблем и степенью обос- -нования содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций и состоит в том, что включение исследуемой идеи в понятийный аппарат юридической науки позволит существенно обогатить понимание сути ключевых категорий последней. Автором раскрыто содержание жизни как объекта правовой охраны и объекта правового регулирования, право на жизнь рассматривается- как

объективное право. Диссертация может быть использована для дальнейшего исследования проблемы права на жизнь.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его новизной и содержащимися в нём обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы правотворческими и правоприменительными органами государственной власти при совершенствовании отраслевого законодательства с целью приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и международными стандартами, а также при совершенствовании форм и способов охраны жизни и регулировании качественных её сторон.

Материалы, выводы и положения диссертационной работы могут применяться при изучении курсов теории права и государства, конституционного права Российской Федерации и других отраслей права.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на методологических семинарах, проводимых на кафедре теории государства и права Московского Университета МВД России.

Теоретические положения диссертационного исследования изложены в четырёх научных статьях.

Структура диссертации подчинена логике исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Содержание понятия «жизнь» в социально-философском и правовом смысле

«Понятие жизни представляется сначала человеку самым простым и ясным», - писал Л.Н. Толстой, который немало страниц посвятил раздумьям содержании и значении понятия «жизнь». Но, однако, это понятие не явля ется таким ясным и несложным. Проблема жизни человека изучается пред ставителями разных наук. Жизнь - понятие многозначное и меняет своё со держание в зависимости от области применения. Существуют разные опре деления, толкования жизни, особенности которых объясняются спецификой тех отраслей знаний, в рамках которых эти определения сформулированы. Например, религия, биология, медицина, философия, социология и другие науки отражают своё видение человеческой жизни как феномена природы. В толковом словаре жизнь трактуется как физиологическое существование человека; время такого существования от возникновения до конца Жизнь согласно малой советской энциклопедии: «это особая форма движения материи, возникающая на определённом этапе её исторического развития и свойственная сложным белковым телам».

В религии жизнь определяется как чудесное свойство материи, даваемое и отбираемое Богом. Различают конечную (во времени) жизнь тела и бесконечную жизнь души. Живой организм — это такой, в теле которого существует душа. Жизнь души изменчива. Живой организм умирает вместе со своим телом. Поступки, совершаемые живым организмом в течение жизни, влияют на дальнейшую судьбу души. Создать жизнь — означает создать тело и вдохнуть в него душу. Тело способно активно изменять природу вокруг себя и умирает в конце своей жизни. Душа способна мыслить и чувствовать. После смерти организма она перевоплощается и продолжает существовать в некой иной форме, продолжает чувствовать и мыслить. Реальная жизнь живого организма — это лишь звено некоего вселенского процесса существования.

С естественнонаучной точки зрения жизнь — это особый вид материального взаимодействия генетических объектов, которые осуществляют синтез себе подобных генетических объектов.

В биологических науках жизнь понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций обладающая способностью к размножению,4 росту, развитию, приспособляемости к среде. В биологическом плане «жизнь» — это физиологическое существование человека1 или животного, а «жизнедеятельность» — совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма1. Исходя из этого, можно заключить, что жизнь - это «природно-биологическая форма существования человека, являющаяся его предпосылкой», то есть понятие «жизнь» - чисто естественное понятие.

Философы воспринимают жизнь как форму существования материи, закономерно возникающей при определённых условиях в процессе развития

Жизнь в философском смысле - это такой способ существования, в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством, находящимся в самом этом целом, а не полагаемым извне. Целесообразная связь и движение частей ещё не составляют жизнь (например, часовой механизм); также недостаточно для неё и самого устойчивого единства или целости (например, мумия). Сущность жизни требует непременно, чтобы и единство частей, и целесообразность движений имели внутреннее основание в самом живущем, так что внешние воздействия могут только возбуждать жизнь или способствовать её проявлению, но не создавать её. Жизнь - это идеальная форма существования материи, способная случайно (по своему желанию) воздействовать на материю и подстраивать для себя причинно-следственные связи.

Попытки определить, что такое жизнь делаются достаточно давно, при этом используются различные подходы.

Одно из направлений заключается в рассмотрении границ жизни: феноменов рождения и смерти. Так появилось отдельное философское направление, изучающее смерть — танатология. Согласно логике одного из её основоположников метафизика М. Ф. К. Биша, жизнь понимается как совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. Аналогично описывает феномен жизни его оппонент, материалист-диалектик Ф. Энгельс, впервые давший научное определение жизни: «Жизнь есть способ- существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путём питания и выделения»1. Ему же принадлежит цитата: «Жить — значит умирать». Оба оппонента определяли жизнь по отношению к её же противоположности — смерти. Ф. Энгельс сознавая неполноту своего определения, писал: «Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них. Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам пришлось бы проследить все формы её проявления, от самой низшей до наивысшей»

Понятие, свойства и виды объектов юридического права. Взаимообуслов ленность объекта и способа правового воздействия (регулирования)

Особенности объектов права непосредственно предопределяют формы, средства и пределы правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с ними. Известно, что современное законодательство, в частности ст. 20 Конституции Российской Федерации, содержит словесную формулу «Каждый имеет право на жизнь». Это законодательное утверждение дало основание довольно распространенному толкованию жизни как права.

Между тем следует заметить, что теория права различает объект (предмет) правового отношения и объект права. Во втором случае базовым объектом права являются общественные отношения, возникающие по поводу «первичного» объекта правоотношения, в качестве которого выступают материальные и духовные блага, представляющие интерес для субъектов общественных отношений.

Для определения взаимообусловленности объекта и способа правового воздействия необходимо выяснить, что же является объектом юридического права.

Большая советская энциклопедия под объектом права понимает общественные отношения, которые в данных социально-экономических и политических условиях подлежат, с точки зрения правящего класса (в социалистическом обществе - всего народа), правовому регулированию

В советском энциклопедическом словаре дано следующее определение объекта права — это конкретные имущественные и неимущественные блага и интересы, отношения, которые регламентированы законом..

В теории права в качестве общего объекта права выступают общественные отношения. Что же представляют собой общественные отношения?

Несмотря на то, что этот термин широко употребляется, между учёными нет единого мнения о данном понятии.

В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, то есть научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные. Ведущими, определяющими являются материальные общественные отношения - экономические, производственные отношения, характер которых определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и др. возникают на базе материальных и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей.

В теории права можно встретить следующие определения общественных отношений:

- Общественные отношения - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

- Общественные отношения - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

- Общественные отношения - различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый-из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль и возникающие между людьми как частью социальной группы; между группами людей; между отдельными людьми и группами людей.

- Общественное отношение - взаимодействие в социальном пространстве живых людей, наделенных определенным сознанием и волей, преследующих при этом определенные цели. Свои действия субъекты подобных отношений соотносят или подчиняют достижению определенного результата, цели, которые закрепляются действующими в обществе нормативами.

- Общественное отношение - это способ стабилизации и универсализации ценных, значимых для людей, общества, государства моделей (типов) взаимодействия, способных привести к предполагаемым результатам.

- Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

В обществе возникают различные общественные отношения, наиболее крупные группы таких отношений: моральные, правовые, религиозные, политические, экономические. В рамках каждой из названных групп можно выделить какие-то подвиды, установить особенности. Общественные отношения можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации. Так, на уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые, семейные общественные отношения; на уровне занятия той или иной деятельностью групп - производственные, учебные, театральные; на уровне взаимодействиямежду людьми в группе — межличностные.

Теория права выделяет следующие свойства общественного отношения:

- наличие двух конкретных сторон, на каждой из которой может быть несколько субъектов;

- субъектный состав таких отношений не столь широк, как в общественных связях или в фактических отношениях, нередко стороной общественного отношения может стать только лицо, обладающее определенными признаками, в том числе занимающее определенную социальную позицию, выполняющее социально значимые функции;

- общественное отношение представляет собой устоявшийся, затвердевший, типичный образец взаимодействия; можно говорить об определенном единообразии поведения в рамках определенного вида общественных отношений;

- форма общественного отношения формирует его, упорядочивает, то есть устанавливает определенный порядок развертывания содержания отношения (взаимодействия);

- общественные отношения устанавливаются и реализуются в ходе взаимодействия (или противодействия) сторон. В общественном отношении люди, то есть его стороны, нуждаются друг в друге, зависят друг от друга и добиться желаемого, или того, в чем они заинтересованы, они могут, только опираясь на взаимное содействие. Взаимное отражение поведения каждой из сторон непременное условие любого общественного отношения;

Несостоятельность понятия субъективного права на жизнь

В современной юридической литературе идут бурные дискуссии по вопросам, связанным с юридическим правом человека на жизнь и её распоряжением. Представляется, что одной из главных причин этого обстоятельства является недостаточное внимание со стороны исследователей теоретико-правовым аспектам данной проблемы.

В юридической литературе право на жизнь часто рассматривается как субъективное и говорится о том, что если статья 20 Конституции РФ говорит о праве на жизнь каждого человека, значит это мера возможного поведения, предусмотренная нормой права, то есть субъективное право, а, следовательно, должен быть механизм его реализации и называются различные способы реализации права на жизнь, что приводит к рассуждениям о пределах и условиях законного распоряжения жизнью, к разговорам о праве на смерть и т.д.

О праве на жизнь нельзя говорить как о субъективном юридическом праве, оно является объективным правом.

Для того чтобы говорить о праве на жизнь как об объективном праве, для начала необходимо понять, что такое субъективное юридическое право и что такое объективное право.

Проблема субъективного юридического права длительное время исследуется учёными, которые пытаются определить, что же представляет собой это право.

Так, Н.И. Матузов анализирует субъективное право через взаимоотношения, складывающиеся между правом и личностью, указывая, что «эта связь состоит в том, что личность использует те возможности, которые открывают перед ней субъективные права и свободы». Примечательно, что еще С.Ф. Кечекьян определял субъективное право как право отдельных лиц, составляющее совершенно необходимое понятие правовой системы и правовой науки.

Г.В. Мальцев характеризует субъективное право как особую юридическую власть субъекта, как позитивную свободу, которая включает в себя свободу принимать решения, выбирать и осуществлять варианты поведения, проявлять волевую активность, направленную во вне. «Собственно говоря, -пишет Г.В. Мальцев, - позитивная свобода человека есть не что иное, как принадлежащая ему и должным образом реализуемая власть, прежде всего над самим собой, умение распорядиться собственными возможностями, личностным потенциалом и ресурсами. Когда мы говорим, что всякое право очерчивает для человека круг его свободы и власти, мы имеем в виду по сути дела один и тот же круг. Властвующий, безусловно, свободен в пределах того, что ему подвластно; границы его свободы не могут выходить за пределы его власти. Позитивная свобода личности - господство человека над самим собой - получает продолжение и развитие в идее субъективного права как власти, а она означает наличие легальных способов передачи волевого решения управомоченного лица для исполнения другим лицом».

Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права. Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективное право это возможности или свобода поведения, принадлежащие лицам, субъектам, как бы "прикрепленные" к субъектам. Таким образом, в субъективном смысле право понимается как мера возможного поведения субъекта, в известных пределах зависящая от его желания и усмотрения.

Следует отметить, что право, прежде всего, можно рассматривать как «своеобразное проявление человеческого сознания и воли». Эволюция познавательных процессов, развитие сознания протекают в процессе человеческого общения посредством активной деятельности. А в процессе мотивации определенных видов деятельности основополагающую роль играют потребности людей. Когда мы говорим о реализации человеческих потребностей в форме конкретных возможностей, полномочий, действий, которые можно предпринимать на основе и в пределах норм права, мы ведем речь о субъективном праве.

Итак, субъективное право выражает волю и личные желания субъекта, его интересы и притязания. В чем же заключается сущность субъективного права?

СВ. Калистратова отмечает, что этот вопрос тесно связан с проблемой субъективного в .праве (то есть причин и факторов субъективного характера, влияющих на развитие и. действие права как явления). Одним из основных факторов являются человеческие потребности, которые отличаются на разных этапах эволюции и которые можно классифицировать по уровням: органические (физиологические), материальные, социальные, духовные. В процессе эволюции человеческого сознания происходит развитие потребностей. К примеру, инстинкт размножения преобразовался в социальную потребность создания семьи, инстинкт самосохранения - в потребность в безопасности, ориентировочная потребность - в потребность в обучении и образовании.

Путь к решению вопроса относительно сферы, на которую распространяется субъективное право, автор ищет в русле психологической- концепции права, поскольку именно в рамках данной теории уделяется должное внимание субъективному в праве.

Одним из наиболее ярких представителей психологической теории права является Л.И. Петражицкий. В рамках его концепции право рассматривается как психологический феномен, проявляющийся в сознании человека, когда он испытывает эмоции или ощущения, связанные с правами и обязанностями. То есть право понимается как отражение морального эмоционального опыта личности. И соответственно в понимании правового феномена делается акцент не на правилах и абстрактных правовых принципах, а на исследовании механизмов человеческого сознания. Л.И. Петражицкий проводит различие между правом и моралью следующим образом. Он выделяет в правовом и моральном опыте человека различные типы эмоций: правовые эмоции и моральные эмоции. Между ними существует принципиальная разница. Правовые эмоции являются императивно-атрибутивными по отношению к притязаниям и правам одновременно.

Основываясь на императивно-атрибутивном опыте, Л.И. Петражицкий выделяет интуитивное и позитивное право; а также официальное и неофициальное. Такая дифференциация соотносима с делением права на объективное и субъективное.

Жизнь как объект правовой охраны

Рассматривая жизнь как объект правовой охраны, прежде всего, следует раскрыть содержание понятия «охрана» посредством выявления его соотношения с таким понятием как «защита», эти понятия не следует отождествлять.

Сам термин «защита», по словарю В. Даля, обозначает «заступничество, покровительство».

A.M. Ларин отмечает, что в наиболее общем смысле «защита есть противодействие незаконным действиям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причинённого вреда в случае, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось»".

Понятие «охрана» многими авторами рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле в него включаются правовые, экономические, политические, организационные и иные меры, направленные на создание необходимых условий для осуществления прав. Однако, по мнению А.В. Стремоухова, такое широкое использование термина «охрана» в теории права и отраслевых науках «в немалой степени мешает более глубокой дифференциации правовых явлений, отражающих правоохранительные, правозащитные и, в целом, правообеспечительные отношения, приводит к смешению таких понятий, как «охрана», «защита», «обеспечение прав», «реализация прав», «гарантии прав и свобод», что в итоге снижает эффективность, научную и практическую значимость исследований правоведов».

Наряду с таким широким пониманием охраны в науке и в законодательстве используется понятие охраны в узком смысле слова. В этом случае в него включаются лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление либо признание прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.

При проведении смыслового разграничения понятия «защита» и «охрана» возникают некоторые затруднения, что определяется непосредственно значительным разбросом мнений по вопросу толкования самих названных терминов.

На сегодняшний день при решении вопроса о соотношении этих понятий как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках используют два принципиально различных подхода.

Некоторые авторы понятия «защита» и «охрана» рассматривают как синонимичные, взаимозаменяющие друг друга.

В частности С.С. Алексеев ставит знак равенства между защитой и охраной. Защиту права он рассматривает как государственно-принудительную деятельность, направленную на осуществление «восстановительных» задач -на восстановление нарушенного права, обеспечение юридической обязанности..

Использование названного подхода к решению вопроса о соотношении рассматриваемых понятий во многом определяется тем, что действующее законодательство не проводит чёткого различия между защитой и охраной: во многих случаях эти понятия по своему содержанию совпадают.

Однако в литературе неоднократно предпринимались попытки разграничить понятия «охрана прав» и «защита прав». При этом предлагались разнообразные варианты такого различия.

Так, по мнению Б.Ю. Тихоновой, охрана прав- это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер,- осуществляемых органами государственной власти и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений прав человека, либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав и обязанностей. Под защитой же она понимает принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека, либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами. Таким образом, здесь в качестве основания для дифференциации выступает момент правонарушения. До нарушения прав действуют меры охраны, после - меры защиты.

Н.С. Малеин различает охрану и защиту прав следующим образом: охрана прав - более широкое понятие, включающее все юридические правила по поводу определённого блага, а под защитой права он понимает меры, предусмотренные в законе на те случаи, когда право уже нарушено.

По мнению С.Н. Кожевниковой, охрана - это установление общего правового режима, а защита - те меры, которые предпринимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены3.

Н.И. Матузов полагает, что права и законные интересы охраняются постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются; защита есть момент охраны, одна из её форм4.

На наш взгляд представляется верной позиция авторов, включающих в охрану деятельность по профилактике и пресечению правонарушений, а защиту связывающих с деятельностью по восстановлению нарушенных прав и применению в необычных условиях мер наказания за виновные правонарушения.

Понятие охраны в юридическом смысле - это позитивное, статичное состояние норм права, направленных непосредственно на ограждение осуществления правки законных интересов граждан от возможных нарушений, тогда как защита возникает, когда права человека уже нарушены.

Похожие диссертации на Жизнь как объект права