Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества Ярмолич Наталья Адамовна

Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества
<
Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ярмолич Наталья Адамовна. Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества : ил РГБ ОД 61:85-9/710

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возрастание социальной роли культуры закономерность развитого социалисти ческого общества 17

1. Марксистско-ленинское понимание сущности культуры 17

2. Значение преодоления социально-культурных различий в процессе формирования социальной однородности общества 53

Глава II. Осошности воздействия основных сфер социалистической культуры на формирование социальной однородности общества . 91

1. Социально-культурная функция науки 91

2. Повышение уровня образования как условие реализации воздействия культуры на формирование социальной однородности 116

3. Становление единой социалистической культурной среды 143

Заключение 166

Список использованной литературы 173

Введение к работе

Важнейшей отличительной чертой развитого социалистического общества является более сложное и гармоничное взаимодействие различных сфер общественной жизни. В материалах ХХУІ съезда КПСС отмечалось, что "в условиях развитого социализма все теснее становится взаимосвязь прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества". Это в целом обусловливает и возрастающее значение социалистической культуры в совершенствовании развитого социализма. Среди широкого круга проблем по реализации этой основной задачи особо важное значение приобретает становление социальной однородности общества.Это стало вопросом непосредственной практики. Материалы ХХУІ съезда КПСС, Июньского (1983 г.), Декабрьского (1983 г.), Апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, другие партийные и государственные документы, являясь образцом комплексного подхода к рассмотрению ведущих задач социалистического строительства, ориентируют нас на раскрытие не только материальных, экономических, но и культурных факторов углубления социальной однородности. К.У.Черненко отмечает: "Мы настойчиво боремся за то, чтобы колоссальные возможности нашей

экономики, науки, культуры, наши природные ресурсы использова-

лись как можно полнее и эффективнее".

Социальная сущность и природа социалистической культуры такова, что в ней заложены большие резервы и возможности для интенсификации такого сложного процесса, как сближение классов и со-

1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1981, с.52.

* Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Коммунист, 1983, Ш, с.18.

шальных групп, В материалах ХХУІ съезда КПСС было отмечено,что развитие и функционирование всех сфер социалистической культуры, структурирующих в определенную систему совокупную общественно-практическую деятельность людей, является незаменимым фактором совершенствования социальной структуры общества по пути развития самих субъектов социальных отношений и качественного изменения отношений между ними вследствие преодоления имеющихся социальных различий*

"Стратегическое наступлениеи культуры проявляется в том, что дальнейшее совершенствование общества все больше начинает зависеть от уровня культуры жизнедеятельности каждого человека в сфере труда, быта, управления и т.д», от степени воплощения в деятельности всех субъектов социальных отношений ведущих закономерностей общественного прогресса.

Актуальность темы исследования определяется также и тем, что культура и социальная однородность, социальное равенство - важнейшие проблемные "точки" в идеологическом противоборстве катти-тализма и социализма. Идеологи антикоммунизма, спекулируя на специфичности феномена культуры, избрали проблему преодоления социально-культурных различий в социалистическом обществе объектом наиболее острой критики и фальсификации реального социализма. При этом важнейшими направлениями выступают проблемы соотношения экономических, политических и культурных факторов формирования социальной однородности, а также роли основных сфер системы культуры, особенно образования, в сближении классов и социальных групп. Поэтому углубленный анализ взаимосвязи культуры и социальной однородности необходим и для продуктивного критического анализа современной буржуазной философии и социологии в области культуры, для критики современного антикоммунизма.

Кроме выдвинутых практико-ндеологических аргументов, актуальность темы исследования обусловлена и научно-теоретическими причинами. Это объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего изучение связи развития культуры и формирования социальной однородности непосредственно будет способствовать углублению и конкретизации представлений об историческом процессе перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические, об утверждении коммунистического типа культуры, а также выявлению особенностей и условий оптимизации процесса формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

В результате глубоких качественных сдвигов в материально-технической базе, ориентации на сбалансированное и динамическое развитие единого народно-хозяйственного комплекса, совершенствования социальной политики партии, достижений в области социалистической культуры произошли значительные сдвиги в социальной структуре общества, усложнились системные причинно-функциональные связи культурных и социальных процессов, динамическое развитие всех сфер общества, качественное изменение процессов и явлений привело к изменению соотношения экономических и культурных основ формирования социальной однородности. Это, естественно,определяет необходимость углубления теоретико-методологических принципов анализа особенностей воздействия культуры на сближение классов и социальных групп применительно к условиям развитого социализма.

О возрастающем интересе к фундаментальным проблемам взаимосвязи развития культуры и социальной однородности, расширении в целом исследовательских аспектов в проблеме становления социальной однородности свидетельствуют материалы Всесоюзной конференции "Развитие социальной структуры советского общества" (Таллин,

окт. 1981 года). Поставленные на ней проблемы актуальнейших теоретических и методологических аспектов анализа развития социальной структуры позволяют сделать вывод о том, что вырисовываются общие контуры будущего комплексного исследования социально-интегрирующей роли социалистической культуры.

Однако на настоящий момент степень разработанности этого круга проблем не дает оснований для вывода о достаточно полной их освещенности и разрешимости. В философско-соцнологической литературе весьма широко представлены работы по проблематике социальной однородности и по развитию культуры. Их разработка осуществляется как в плане самостоятельных проблем, так и в связи с решением других проблем. Огромное число фундаментальных трудов посвящено раскрытию содержания, этапов становления социальной однородности, рассмотрению места этой закономерности в системе закономерностей социалистического и коммунистического строительства. Работы Амвросова А.А., Буслова К.П., Воробьева К.А., Косо-

лапова Р.й., Руткевича М.Н., Семенова B.C., Сенявского С.Л.,Сыр-

р цова Н.Г. и других внесли большой вклад в разработку концепции

См.: Развитие социальной структуры советского общества. - М., 1981, с.56; Методологические вопросы исследования социальной структуры советского общества. - М., 1981, с.77. См.: Амвросов А.А. От классовой дифференциации к социальной однородности.-М.,1979; Буслов К.П. Социально-историческое развитие классов в СССР.-Минск, 1979; Воробьев К.А. Становление социальной однородности - закономерность коммунистического строительства в СССР.-М. ,1979; Динамика социально-классовой структуры развитого социалистического общества.-!.,1984; Косо-лапов Р.И. Вклад ХХІУ, ХХУ и ХХУТ съездов КПСС в разработку

становления социальной однородности. В них преимущественно уделяется внимание осмыслению теоретико^методологических аспектов этого процесса, выявлению динамики развития социально-классовой структуры, анализу системы социально-экономических различий, источников их воспроизводства и факторов, путей преодоления в социалистическом обществе.

Ориентиром в определении исходных общетеоретических посылок в раскрытии избранной темы исследования послужили работы Белых

А.К. о сущности и специфике социальных отношений, а также фило-софско-социологическая литература по теоретико-методологическим аспектам анализа культуры. В работах Арнольдова А.И., Вавилина

Е.А., Злобина Н.С., Кима М.П., Маркаряна Э.С, Межуева В.М.,Уле-

дова А.К., Табачковского В.Г.,Фофанова В.П. и других представлены разные подходы к изучению культуры, ее структуры, функций и

теоретических и политических проблем развитого социализма и перехода к коммунизму. - Коммунист, 1982, №5; Руткевич М.Н. Становление социальной однородности. - М., 1982; Семенов B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества.-М., 1977; Сенявский С.Л. Социальная структура советского общества в условиях развитого социализма /I96I-I980 гг./. - М., 1982; Сырцов Н.Г. ХХУІ съезд КПСС о становлении социальной однородности советского общества. - Киев, 1982. См.: Белых А.К. Развитой социализм: сущность и закономерности. - Л., 1982.

См.: Арнольдов А.И. Культура и современность.- М.,1973;Вавилин Е.А.,Фофанов В.П.Исторический материализм и категория культуры. -Новосибирск,1983;Диалектика деятельности и культура /Под ред. В.Г.Табачковского.- Киев,1983;Злобин Н.С.Культура и обществен-

роли в общественном развитии.

Освещенность же в литературе взаимосвязи культуры и формирования социальной однородности не представлена исчерпывающе полно, всесторонне и глубоко. Возрастание социальной роли социалистической культуры трактуется преимущественно в плане приобщения разных социальных групп населения к духовной культуре, а сам анализ культурного аспекта становления социальной однородности общества осуществляется в основном под углом рассмотрения его как следствия преодоления социально-экономических различий.

Культурному аспекту формирования социальной однородности уделено внимание в работах, которые исследуют социальные различия между городом и деревней. Взаимосвязь социально-экономического и культурного развития села освещается в публикациях Аитова Н.А. Бондаренко А.А., Воронцова А.В., Кудриной Т.А., Староверова В.И. и других авторов.

ный прогресс. - М., 1980; Культура развитого социализма /Под ред. Е.А.Есакова,- М., 1978; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983; Межуев В.М. Культура и история. -М., 1977; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М., 1980; Философские и социологические вопросы культуры социалистического общества /Под ред. А.И.Ракитова. - М., 1978. * См.: Аитов Н.А. Проблемы социально-классовой структуры советского общества. - Саратов, 1982; Бондаренко А.А. Культура и быт села. -Л., 1979; Воронцов А.В. Культурная жизнь современного села. - Л., 1982; Социальные проблемы культуры современного села /Под ред. Т.А.Кудриной. - М., 1980; Староверов В.И., Тимуш А.И. Цуркану Н.В. Деревня в условиях интеграции.Социальные прооблемы. - М., 1979; Симуш П.И. Сближение городского

Б них на конкретном эмпирическом материале показаны основные тенденции изменения культурной жизни на селе, повышения культурного уровня и совершенствования культуры жизнедеятельности различных классов и социальных групп.

Имеется значительное число работ, в которых сближение классов и социальных групп, слоев и наций в области культуры рассматривается под углом изменения структуры и форм культурной деятельности, потребностей в сфере духовной культуры, особенновв плане художественно-творческой деятельности.1

Что же касается анализа воздействия социалистической культуры на формирование социальной однородности, раскрытия культурного аспекта, его места и значения в этом процессе; то такая связь дается либо в общих чертах, либо только констатируется. Следует отметить, что наибольшее внимание уделено роли такого ведущего элемента в структуре культуры, как образование, в сближении классов и социальных групп. Это нашло отражение в работах Коопа А., Соскина С.Н., Филиппова Ф.Р. и некоторых других иссле-

и сельского образа жизни в условиях развитого социализма. -М., 1983.

См.: Болтов В.И. К построению системы показателей культурного уровня трудящихся с учетом социальной дифференциации и интеграции. - В кн.: Усиление социальной однородности советского общества. - М., 1977; Культурная деятельность. Опыт социолог гического исследования /Под ред. Л.Н.Когана. - М., 1981; Исследование роста культурного уровня трудящихся. - М., 1977; Человек в сфере художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление /Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушикна. -М., 1982.

- 10 -т

дователей. Глубокий анализ нравственно-психологических аспектов нарастания социальной однородности советского общества дан

р в работе Бороноева А.О. Однако, такие проблемы, как соотношение преодоления социально-экономических и социально-культурных различий, раскрытие теоретико-методологических основ их диалектики, выявление соотношения социально-культурных и собственно культурных различий, системного характера воздействия культуры на углубление социальной однородности не получили еще всестороннего и достаточно полного, на наш взгляд, освещения.

По мнению автора, дальнейшая разработка взаимосвязи культуры и социальной однородности предполагает исследование закономерности возрастания социальной роли социалистической культуры, особенностей ее действия на этапе зрелого социализма, выяснение теоретико-методологических основ взаимодействия этой закономерности со становлением социальной однородности, вычленение путей и механизмов, способствующих гармонизации процесса преодоления социальных различий. Эти соображения и определяют выбор темы исследования, его основную цель.Разумеется, не все проблемы, связанные с всесторонним анализом этой широкой и многоаспектной темы, получают в работе одинаковую степень полноты, глубину раскрытия

См,: Кооп А. Роль высшего образования в изменении социальной структуры развитого социалистического общества. - Тарту, 1975; Соскин С'.Н. Влияние образования на изменение социальной структуры сельского населения в развитом социалистическом обществе. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. филос. наук. -Ташкент, 1981; Филиппов Ф.Р. Социология образования.-М., 1980. См.: Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. - I., 1978.

- II -

и освещенности. Многие вопросы требуют специального дальнейшего исследования. Выбранный нами ракурс анализа взаимосвязи культуры и формирования социальной однородности заключается в выявлении интегрально-активной природы и социальной сущности явления культуры, рассмотрении содержания закономерности повышения социальной роли культуры и особенностей ее реализации посредством функционирования основных сфер социалистической культуры. Исходя из этого, основная цель исследования состоит в уяснении социально-интегрирующей роли социалистической культуры в формировании социальной однородности в условиях зрелого социализма. Она реализуется через решение целого ряда задач: -рассмотрение и конкретизацию теоретико-методологических аспектов марксистско-ленинского понимания сущности и роли культуры на основе анализа имеющихся в литературе концептуальных подходов и положений К.Маркса, Ф.Энгельса и В.ИАнина;

теоретико-методологическое уточнение значения социально-культурных различий, факторов и особенностей их преодоления в процессе формирования социальной однородности в развитом социалистическом обществе;

раскрытие сущности и содержания закономерности возрастания социальной роли социалистической культуры;

обоснование возрастающего значения формирования единой социалистической культурной среды в реализации социальной роли культуры;

анализ взаимосвязи социально-культурной функции науки и образования;

-выявление основных направлений и особенностей социальной политики КПСС в области культуры на современном этапе.

В раскрытии темы исследования в качестве исходного и "сквоз-

ного" принципа служит единство анализа сущности, структуры культуры, значения культурного аспекта формирования социальной однородности и особенностей функционирования основных сфер культуры как специфической подсистемы общества. Поэтому исходным моментом является исследование теоретико-методологических основ марксистско-ленинского понимания социальной сущности культуры, определение места и роли преодоления социально-культурных различий в процессе формирования социально однородного общества. Этому и посвящена первая глава диссертационного исследования.

Во второй главе раскрывается системный характер функционирования таких фундаментальных сфер культуры как наука и образование, а также их ведущее значение в обеспечении комплексного преодоления социально-культурных различий, в совершенствовании культуры деятельности всех субъектов социальных отношений развитого социалистического общества. Раскрывается их взаимосвязь с формированием единой социалистической культурной среды. При такой постановке вопроса автор исходит из того, что на этапе зрелого социализма существенной особенностью действия взаимообусловлива-ющих закономерностей - становления социальной однородности и возрастания социальной роли культуры - является усиление их сопряженности и на микроуровне, то есть на уровне культурной среды жизнедеятельности индивидов, включенных в разные классы, социальные слои и группы. Это, на наш взгляд, логически завершает раскрытие содержания темы исследования, реализацию целевых установок диссертационной работы*

Элементы научной новизны вытекают из попытки вскрыть связь развития социалистической культуры и формирования социальной однородности на этапе зрелого социализма.В результате критического осмысления имеющихся в специальной литературе концептуальных

- ІЗ -

подходов к определению культуры и основных положений классиков марксизма-ленинизма уточняются некоторые теоретико-методологические аспекты социальной сущности культуры. Делается попытка обосновать методологический принцип сущностного единства общественных отношений и деятельности субъекта как важнейшей основы диалектико-материалистического понимания социальной сущности культуры. Раскрывая содержание этого принципа применительно к культуре, очевидна обусловленность функционирования и развития культуры характером и содержанием социально-классовых отношений в социалистическом обществе. Исходя из этого, основное содержание действия закономерности возрастания социальной роли социалистической культуры предстает в наиболее обобщенном виде как взаимодействие двух тенденций: усиление значимости культурного аспекта в формировании социальной однородности, а также обеспечение социальной направленности функционирования основных сфер культуры как особой подсистемы общества. Сущность этой закономерности заключается в переходе колхозного крестьянства, социалистической интеллигенции, других социальных групп на позиции рабочего класса. Достигается это на пути развития, качественного изменения всех классов и слоев, стирания между ними имеющихся социально-культурных различий и превращения их в работников коммунистического типа. Автор делает вывод о том, что социально-культурные различия находятся в сложной и многоуровневой зависимости с социально-экономическими различиями. Но их природа такова, что их преодоление не -обусловлено жестко преодолением социально-экономических различий. Поэтому другим важнейшим фактором становления социальной однородности общества выступает функционирование основных сфер культуры - науки и образования. В работе отмечается, что усиление социально-культурной функции

этих базовых элементов в структуре культуры становится имманентной чертой формирования социальной однородности.

Важнейшей особенностью реализации социальной роли культуры, механизмом ее взаимосвязи с формированием социальной однородности является социалистическая культурная среда. Проблема формирования единой социалистической культурной среды жизнедеятельности индивида становится в настоящее время самостоятельным направлением социальной политики в области культуры. Это свидетельствует о том, что совершенствование социально-классовых отношений в условиях развитого социализма, реализация социальной роли культуры доводятся до своего логического воплощения и выражения, то есть все многочисленные стороны и аспекты этих процессов фокусируются на развитии человека. В теоретическом плане такая постановка вопроса свидетельствует и о том, что особенность современного этапа становления социальной однородности заключается в исследовании этого процесса не только в плане того, чем еще отличаются классы и социальные группы, но и акцентированием внимания на тех механизмах, которые и на микроуровне способствуют формированию общих черт культуры жизнедеятельности индивидов.

В контексте решения поставленных задач и целей рассматриваются особенности социальной политики в области культуры на современном этапе, обобщаются и формулируются основные организационно-практические положения, направленные на гармонизацию преодоления социально-культурных различий.

Осуществленный научно-теоретический анализ обладает теоретической и практической значимостью. Рассмотрение роли культуры, путей и особенностей ее взаимодействия с социальными процессами в условиях развитого социализма может быть использовано для оп-

тимизации процессов управления функционированием и развитием сферы культуры, особенно на регионально-территориальном уровне. Представленные теоретико-методологические аргументы и конкретно-эмпирические доказательства имеют значение для обоснования несостоятельности антикоммунистических фальсификаций и критики современной буржуазной социологии и философии.

Теоретической и методологической основой разрешения поставленных задач и сформулированной цели исследования являются основные положения классиков марксизма-ленинизма по вопросам культуры и "полного уничтожения классов", партийные документы, материалы съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, важнейшие документы партии и правительства. В работе широко исследуются и используются литература по марксистско-ленинской философии и теории научного коммунизма, статистические материалы и результаты социологических исследований.

Некоторые положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке спецкурса по теоретическим проблемам развития социалистической культуры и формирования социальной однородности общества, при чтении лекций по курсу теории научного коммунизма по темам: "Социально-классовая структура социалистического общества и пути достижения полной социальной однородности", "Духовная культура социалистического общества", "Всестороннее развитие личности. Коммунистическое воспитание трудящихся".

Исторический путь человечества от классово-антагонистического к бесклассовому обществу, от классовой дифференциации к полной социальной однородности, как известно, связан с таким преобразованием общественных отношений, при котором утверждается подлинный коллективизм. И в решении этой исторически беспрецедент-

ной задачи социалистической культуре принадлежит существенная роль. "Повышение образованности и культуры народа является важнейшей предпосылкой всемерного укрепления идейно-политического, экономического и оборонного потенциала страны, развития социалистической демократии, успешного продвижения советского общества по пути к коммунизму".

Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.-Материалы Пленума Центрального Комитета КГОС 10 апреля 1984 года. - М., 1984, с.27.

Значение преодоления социально-культурных различий в процессе формирования социальной однородности общества

С сущностью феномена культуры неразрывно связано возрастание ее социальной роли в развитом социалистическом обществе.Это обусловлено объективными потребностями развития общественного производства, а также целевой направленностью социальной и культурной политики на развитие человека и углубление социальной однородности. В целом, повышение "социальной отдачи" социалистической культуры вытекает из закономерного превращения общества в целостность. "Органическое соответствие, взаимосвязь социально-экономического и культурного развития становятся объективнойпотребностью нашего общества", - пишет П.Демичев.

Из материалов ХХУІ съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК ШВС следует, что сама формула "развитие социалистической культуры" имеет два аспекта: дальнейшее наращивание культурного потенциала общества в виде достижений науки, техники, литературы, искусства, образования и т.д., а также возрастание ее социальной роли в обществе.

В действии закономерности возрастания социальной роли культуры в развитом социалистическом обществе можно выделить две взаимосвязанные тенденции. Во-первых, усиливается значимость культурного аспекта социальной однородности, во-вторых, наблюдается максимальная ориентация функционирования культуры как относительно самостоятельной сферы общества на преодоление имеющихся социальных различий. Выделение названных двух уровней действия этой закономерности вытекает прежде всего из специфики места и роли культурного аспекта в формировании социальной однородности. Это находит свое выражение в ставшей в настоящее время актуальной проблеме преодоления социально-культурных различий, а также резком возрастании значения высокой культуры жизнедеятельности классов, социальных групп и индивидов, в совершенствовании социалистических общественных отношений.

На Всесоюзной конференции (Таллин, 1981 г.) было отмечено,что по мере совершенствования развитого социализма формирование культурной однородности общества будет приобретать все большее значение.2

Объективные тенденции развития общественного производства в условиях развитого социализма, подчиненного действию законов общественного разделения и перемены труда, совершенствование теоретико-методологических принципов осмысления культуры и социальной однородности обусловили то, что сфера действия закономерности возрастания социальной роли культуры не ограничивается рамками лишь "приобщения человека к духовной культуре". Сущность этой закономерности заключается в способствовании утверждению подлинно коллективистских общественных отношений вследствие расширения субъектов социалистической культуры, выравнивания культурного развития классов, социальных групп и слоев. Утверждение подлинно коллективистских общественных отношений и есть процесс становления культуры коммунизма. Исходя из такого понимания сущности этой закономерности, правомерно выделение и второго уровня ее действия: усиление функционального воздействия всех элементов сферы культуры на преодоление социальных различий.

Точкой "пересечения" действия закономерностей становления социальной однородности общества и возрастания социальной роли культуры является проблема утверждения подлинно коллективистских общественных отношений и связанная с нею проблема формирования всесторонне развитого и гармоничного человека. Решение этих задач осуществляется в связи с ведущей социально-культурной ролью рабочего класса.

Становление социальной однородности - интегральная закономерность социалистического общества, генеральное направление развития социальной структуры. Выявление сущности и специфики социальных отношений выступает исходной методологической основой для раскрытия интегрального характера этой закономерности и связи ее с действием закономерности повышения социальной роли культуры.

Социальные отношения - особый вид общественных отношений. Являясь закономерным отражением общественного разделения труда,развития производительных сил, они представляют собой "...отношения между людьми и их коллективами как носителями качественно различных видов труда и в зависимости от этого различающимися по жизненному уровню и положению в обществе", - пишет А.К.Белых. Они характеризуют взаимоотношения между людьми под углом выполнения ими определенных видов труда и вытекающих из этого особенностей условий жизнедеятельности, факторов и возможностей воспроизводства человека как общественного существа. Социальные отношения - основа "вхождения" единичного в общее, общего в единичное, то есть основа осуществления взаимосвязи общества (общественных отношений) и человека (характеристик его деятельности). Согласно марксизму-ленинизму, человек есть интериоризированный ансамбль общественных отношений, и степень этой интериоризации обусловлена взаимоотношениями классов, социальных групп, слоев и других "подразделений индивидов".

Следовательно, интегральный характер социальных отношений обусловлен тем, что, характеризуя условия, факторы и возможности общественного воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, они диалектически"снимают"в себе, синтезируют все другие общественные отношения вместе с их материальной основой. Еще в "Экономическо-философских рукописях 1844 года" К.Маркс специфику социальных отношений, характер которых обусловлен прежде всего классовыми отношениями, увидел в том, что они опреде

Социально-культурная функция науки

Основная задача, подлежащая раскрытию в данной главе, заключается в обосновании фундаментального значения социально-культурной функции науки, выравнивания образовательного уровня и формирования единой культурной среды в обеспечении социальной роли культуры в становлении социальной однородности, а также в исследовании механизмов их функционального воздействия на комплексное преодоление социально-культурных различий.

Социалистическая культура как специфическая подсистема общества столь широка и многогранна, что охватить все стороны ее взаимосвязи с формированием социальной однородности представляется невозможным в одном исследовании. Поэтому в качестве основного предмета анализа избраны наиболее актуальные задачи и аспекты функционального воздействия культуры на углубление социальной однородности.

Усиление влияния основных сфер культуры, науки в том числе, на процессы социальной интеграции осуществляется на основе поступательного развития производительных сил и формирования нового типа работника.

Из марксистско-ленинского наследия следует, что наука является наиболее фундаментальной формой проявления культурного богатства общества. Ее сущность состоит в том, что она воплощает в форме идеального знания законы развития природы и общества. Онисуществуют в виде устойчивых форм и традиционных схем коллективной деятельности людей, технологических операций, навыков,опыта. Наука обладает способностью продуцировать универсально-практический тип отношения человека к миру и выступает необходимой стороной продуктивно-преобразовательного освоения людьми природной и общественной действительности. Базовое значение науки в реализации социальной роли культуры в целом определяется непосредственной ее связью с производственно-трудовой деятельностью людей. Она является тем элементом в структуре культуры, который наиболее полно выражает "всеобщность", "всеобщую" функцию культуры. Ведь роль последней сводится не просто к ее функционально-классовому значению. А объясняется она и тем, что она придает разным конкретным видам человеческой деятельности в условиях разъединения их вследствие общественного разделения труда момент всеобщности. И это всеобщее значение культуры, прежде всего обусловленное развитием материально-производственной сферы, выражено в науке. В реальной действительности она является необходимым опосредующим фактором в производственно-трудовой деятельности индивидов, между которыми и разделен труд.

И поэтому рассмотрение социальной роли культуры, осуществленное без раскрытия фундаментальной роли сферы науки, будет иметь несколько неполный характер и недостаточный.

В настоящее время мало кем из исследователей подвергается сомнению тот факт, что наука выполняет не только духовно-гносеологическую функцию. Ее познавательное значение, выработка ценностно-когнитивного элемента культуры реализуется наряду с эконо мическими и социальными функциями. В 60-е годы некоторые авторы упрощенно-метафизически подходили к трактовке социально-культурной роли науки. Прежде всего это касалось вопроса превращения науки в непосредственную производительную силу, когда материально-вещественные и субъективно-духовные стороны производительных сил отрывались друг от друга, а социальная роль науки сводилась к проблемам духовного развития человека. И здесь уместно отметить, что глубина марксистско-ленинской диалектики и заключается в том, что, как верно подчеркнул А.К.Уледов, "духовное, реализуясь, воплощаясь в деятельности, в отношениях, перестает быть духовным..."1 И следовательно, наука всегда являлась неотъемлемой стороной общественного производства, трудовой деятельности людей. Маркс писал, что по мере развития производительных сил, подчиненных закону общественного разделения труда, в обществе порождаются "известные общие функции"2 с тем, чтобы через их реализацию совершенствовалась общественно-практическая деятельность людей, возрастала производительная сила общественного труда.3

Место и роль науки в системе культуры определяется тем, что наука лишь тогда реализует свою социально-культурную функцию, когда она становится массовым явлением, реализующим "человекооб-разующую" функцию. М.К.Мамардашвили так определяет их соотношение. Это такая область, где происходит экспериментирование с человеческими возможностями, где вырабатываются законы, аккумулируется когнитивный опыт сквозь призму того, "чем мы можемстать". И лишь тогда, когда они становятся "реализованной возможностью" для массы трудящихся, наука выступает собственно-культурным фактором, условием развития каждого члена общества. В процессе труда происходит объективация духовно-культурных потенций субъекта одновременно по нескольким направлениям: они прежде всего получают предметно-вещную форму выражения (а предмет, по Марксу, есть одновременно бытие для других, воплощение отношения человека к человеку), происходит утверждение,объективация социальных отношений, осуществляется морально-психологическое, нравственно-ценностное самоопределение индивида. Поэтому, направленность науки на развитие личностно-субъективного аспекта производительных сил равнозначна в условиях развитого социализма утверждению нового типа общественных отношений, развитию человека как сознательного субъекта социального и культурного процесса. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что при широких масштабах "вхождения" науки в структуру производительных сил, выражающееся,в частности, в удельном весе высококвалифицированных работников, наблюдается их высокая ориентация на коллективизм отношений в трудовом коллективе, в ранговой структуре мотивации труда начинают преобладать содержательные мотивы к труду, осознание его общественной полезности непосредственно связано с повышением роли нравственных качеств в различных сферах жизнедеятельности, возрастает роль тех аспектов производственной ситуации, которые наиболее полно обнаруживают общественный смысл труда. 1 См.: Мамардашвили М.К.Наука и культура.-В кн.:Методологические

Повышение уровня образования как условие реализации воздействия культуры на формирование социальной однородности

Одним из важнейших средств воздействия социалистической культуры на социальную структуру общества является образование. Это фундаментальный элемент всей системы культуры, занимающий в ней специфическое место и выполняющий особую интегративную функцию в реализации социальной роли культуры.

Марксизм-ленинизм всегда рассматривал и рассматривает образование в качестве базового фактора культурного развития человека и необходимой предпосылки утверждения социального равенства людей. Известно, что в развитии культуры В.И.Ленин видел не просто самоцель, но и средство решения социально-экономических задач в ходе социалистического строительства. И роль образования рассматривалась при этом в едином контексте целостного общественного развития. Еще в начальный период построения социализма в нашей стране В.И.Ленин неоднократно подчеркивал чрезвычайно важную роль повышения образовательного уровня населения в сложном и длительном процессе развития новых общественных отношений. Определяя задачи народного образования, он писал, что школа должна превратиться в орудие "полного уничтожения деления общества на классы, в орудие-коммунистического перерождения общества - . В образовании он видел необходимое связующее звено, обеспечивающее единство социального и культурного прогресса. А в развитии системы народного образования, преодолении неграмотности и повышении образовательного уровня всего населения он усматривал тот краеугольный камень, который позволяет культурную революцию рассматривать как неотъемлемую и составную часть социального переустройства общества на социалистических, коллективистских началах. И сущность культурной революции состоит в способствовании утверждению новых общественных отношений. Так, например, конкретизируя цели "культурнической" работы рабочих по отношению к крестьянству, ключевой момент Ленин видел в по вышении культуры, что означает применять умение читать и писать "к улучшению своего хозяйства и своего государства". Преследуя экономическую цель - кооперирование, решается и социальная -"установление новых отношений между людьми".

Становление социальной однородности, органически связанное с этапами развития социализма, неотделимо от совершенствования всей системы образования, непрерывного процесса повышения образования людей. Если утверждение зрелости социалистического общества характеризовалось переходом ко всеобщему среднему образованию, то стоящие в настоящее время задачи по интенсификации общественного производства, углублению социального равенства и совершенствованию общества развитого социализма в целом вызвали объективную необходимость качественной перестройки системы общеобразовательного и профессионального обучения. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечается: "На современном этапе интересы быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, совершенствования социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию под-растающего поколения . Это есть реальная реализация и претворение в жизнь ленинского завещания о том, что каждый, кто взялся за строительство нового общества, должен понять:"...только наоснове современного образования он может это делать и, если он не будет обладать этим образованием, то коммунизм останется только пожеланием".

Начатая реформа школы нацелена как на будущие перспективы и решение задач сегодняшнего дня в области общественного производства, воспитания и культурного развития, так и на преодоление некоторых негативных явлений, упущений в системе образования. Совершенствование образования, приведение его в соответствие с задачами воспитания, выработка качественно новых требований к обучению и воспитанию подрастающего поколения, усиление единства образования и трудового воспитания, улучшение качества преподавания, усиление связи школы, семьи и общественности - все это усилит содержательно-культурные характеристики жизнедеятельности подрастающего поколения, сегодня - детей и молодежи, а завтра - активного трудоспособного контингента. Составной частью реформы является ряд организационно-административных мероприятий по развитию материально-технической базы, оптимизации процессов управления системой образования. Особое внимание уделяется повышению образовательного уровня сельского населения.

Реализация всего этого комплекса мер изменит качественно-количественные показатели в области образования, повысит уровень образования, что, безусловно, изменит, во-первых, темпы и динамику сближения классов, социальных групп и слоев по образовательному показателю, а во-вторых, усилит социально-интегрирующее воздействие образовательного уровня на сближение классов, групп и слоев, и по другим социально-культурным показателям.

Становление единой социалистической культурной среды

В ходе становления полной социальной однородности общества процесс преодоления социальных различий все более сопровож дается также усилением тенденции формирования общих черт в культуре жизнедеятельности социальных субъектов. Это связано с возрастанием значения такого социально-интегрирующего механизма, такого механизма функционирования социалистической культуры, как культурная среда.

Проблема культурной среды является, на наш взгляд, тем логически завершающим"кирипичиком" исследования социально-культурной функции науки, образования, ряда других не получивших в работе освещения сфер социалистической культуры, который позволяет свести воедино всю совокупность задач по комплексному преодолению социальных различий в сфере культуры. Актуализация на практике проблемы формирования единой социалистической культурной среды свидетельствует о том, что в условиях развитого социализма социальная роль культуры начинает реализовываться наиболее полно и глубоко, поскольку речь идет в данном случае об условиях непосредственной жизнедеятельности человека.

Это нашло отражение и в методологии исследования социальных и культурных процессов на современном этапе.. Так, например, наряду с традиционными исследованиями по объекту социальной структуры /рабочие, молодежь и т.д./, по сфере /быт, досуг, и т.д./ все больше проводится комплексных исследований; наблюдается поворот от констатации просто уровня культурного развития классов и социальных групп к выявлению целого комплекса факторов в системе культуры, которые обладают социально-интегрирующими функциями; на этой основе осуществляется усиленный поиск путей и средств, повышающих социальную эффективность данных факторов.

Возрастание значения формирования единой социалистической культурной среды в реализации социальной роли культуры в целом носит объективный характер.Это обусловлено, прежде всего, воз растанием целостности общества, сознательным усилением направленности социальной политики КПСС на развитие личности. Связано это также и с самой природой культурной среды, ее местом и значением в реализации социальной роли культуры.

Анализируя науку, мы главным образом изучаем тенденции в изменении всех сторон труда, сближении социальных общностей по основным классовообразующим социально-экономическим признакам. Этот процесс, безусловно, является основой для осуществления социальной роли других культурных факторов для преодоления социально-культурных различий. Рассматривая повышения образовательного уровня и его воздействие на социальную интеграцию, мы используем качественно-количественные показатели, фиксируем направления социальных перемещений и т.д.

Рассматривая связь культуры и формирования социальной однородности с учетом культурной среды, мы исходим, из того, что многоуровневая зависимость преодоления всей совокупности социально-культурных различий на основе реализации социально-культурной функции науки и повышения образовательного уровня комплексно может быть осуществлена в рамках определенной культурной среды, что каждый член общества осваивает не всю совокупность общественных, в том числе и культурных отношений. Это осуществляется в опосредованной форме, через ту социальную и культурную среду, в рамках которых индивиды осуществляют свою реальную жизнедеятельность.

Такая постановка вопроса правомерна в том смысле, что как это было сформулировано ранее, проблема "индивидуальнейшего существования" человека /К.Маркс/ всегда стояла и стоит в цент ре марксистско-ленинской теории. Рассматривая все общественные структуры сквозь призму развития конкретных живых людей, К.Маркс отмечал? "Человек всегда остается сущностью всех этих социальных образований, но эти образования выступают также и как его действительная всеобщность... Человек выступает "конечным" субъектом и объектом общественно-исторического процесса, а создание условий для его всестороннего развития осуществляется на основе гармонизации отношений общества и индивида, одним из направлений которой является формирование единой культурной среды.

К.Маркс подчеркивал, что способ существования индивидуальной жизни "бывает либо более особенным, либо более всеобщимпроявлением родовой жизни, а родовая жизнь бывает либо более особенной,- либо всеобщей индивидуальной жизнью". На основе этого положения можно сделать вывод о двух возможных путях со-вершенствования культуры жизнедеятельности представителей всех классов и социальных групп: выравнивание социально-культурных различий на уровне всего общества и на микроуровне жизнедеяте-льяости человека, т.е. в среде его непосредственной индивидуальной деятельности. Именно через процесс совершенствования культурной среды осуществляется конкретизация и углубление связи культуры, в том числе науки, образования формирования социальной однородности на уровне единичного.

Таким образом, понятие "единая социалистическая культурная среда" относится к таким понятиям, которые фиксируют некоторые новые аспекты в изучении реализации социальной роли культуры. В целом методологическое значение понятия культурной среды состоит в том, что оно позволяет более глубоко понять системные свойства действительного процесса взаимообусловленного развития и функционирования культуры и формирования социальной однородности, общества.

В советской литературе эта проблема недавно стала предметом самостоятельного научно-теоретического осмысления. Однако понятие "среда" сравнительно давно и широко используется в литературе. Тем не менее по-разному трактуется его философско-социо-логический аспект. Одни авторы /Орлов Г.П., Буева Л.П., Сычев Ю.В./ рассматривают среду как часть целого и в этом смысле совпадающего с малой группой. Орлов Г.П. пишет: "Среда есть не что иное как проявление общественных отношений в конкретно-специфических условиях жизни и функционирования отдельных групп, коллективов, личности". Сычев Ю.В. отмечает, что среда отражает существование объективного социального окружения по отноше нию к индивиду, группе, классу.Другие исследователи среду рассматривают через ее соотношение с системой. Афанасьев В.Г. трактует среду широко, как нечто внешнее по отношению к развитию и функционированию системы.

Похожие диссертации на Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества