Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Аллахвердиев Кариб Вели-оглы

Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг.
<
Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аллахвердиев Кариб Вели-оглы. Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг. : ил РГБ ОД 61:85-9/664

Содержание к диссертации

Стр.

ВВВДЕНИЕ ........ 3-13

Глава I. ИРАН НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ

I. Особенности экономического развития
Ирана на рубеже 60-70-х годов XX
века 14-47

2. Политические предпосылки иранской

революции . ..... 47-70

Глава П. СОЩМЬНО-КИАССОВАЯ БАЗА ИРАВСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

I. Движущие силы иранской революции 71-104

2. Роль духовенства в революции . . . 104-108

Глава Ш. КАЧЕСТВЕННАЯ СПРМЕЛЕННОСТЬ ИРАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И РСОСТОЯТЕШОСТЬ ЕЕ ФАЛШШКІШЩ

I. Социальная сущность революции в Иране 109-137

2. Несостоятельность теории "третьего
исламского пути" общественного раз
вития I37-I5I

3. Народная партия Ирана (Туде) - наибо
лее последовательный борец за нацио
нальное и социальное освобождение
иранского народа ..... I5I-I6I

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162-166

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ І67-І8І

Введение к работе

Современная эпоха представляет собой коренной поворот в истории человечества. Содержание ее составляет переход от капитализма к социализму, начало которому положила Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эпоху во всемирной истории человечества, ставшая самым выдающимся событием XX века. Современная эпоха представляет собой борьбу двух противоположных общественных систем. Это эпоха социалистических, национально-освободительных революций, крушения империализма, ликвидации колониальной системы. На ХХУТ съезде КПСС было отмечено: "Двадцатый век принес собой больше перемен, чем любое предшествовавшее ему столетие"1.

Важнейшая черта революционных процессов в современном мире - неуклонное углубление взаимодействия сил национального освобождения и авангарда мировой революции в лице международного рабочего класса и его детища - социалистической системы.

В современный период совершается новый качественный сдвиг в самом национально-освободительном движении стран Азии, Африки и Латинской Америки. Борьба в настоящее время уже идет не только за национальное, но и за социальное освобождение угнетенных народов. Практика подтверждает правоту ленинского предвидения о том, что "в грядущих решающих сражениях мировой революции движение большинства населения земного шара, первоначально направленное на национальное освобождение, обратится против капитализма и империализма и, может быть, сыграет гораздо боль-шую революционную роль, чем мы ожидаем" .

  1. Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.79.

  2. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.44, с.38.

-. 4 -

В наше время, особенно в 70-е годы, мировое общественное развитие насыщено революционными событиями. Именно в 70-е годы победила чилийская революция. Несмотря на то, что с помощью империализма внутренняя фашистская реакция задупшла ее, чилийская революция имеет огромное значение для изучения ее опыта марксистами разных стран мира. В 70-е годы произошли революционные изменения в Юго-Восточной Азии. Вьетнамский народ одержал победу в войне против американских агрессоров, которая открыла перед страной перспективы решения задач социалистической революции,- Победила национально-демократическая революция в Лаосе, которая создала условия для подхода и перехода к социалистической революции. Патриотические силы в Кампучии свергнули кровавый полпотовский режим.

В 70-е годы победили никарагуанская революция и апрельская революция в Португалии. Победила национально-демократическая революция в Афганистане, которая открыла путь для построения общества без эксплуатации. Наконец, в 1978-1979 гг. произошла антимонархическая, антиимпериалистическая революция в Иране.

Таким образом, современный мир охвачен революционным процессом. Этот процесс охватывает все сферы общественной жизни: экономику, политику, идеологию, культуру множества стран. Кризисное противоречивое развитие капитализма как общественно-экономической формации, процессы укрепления позиций социализма в мире, победы национально-освободительных революций - все это результат поступательного революционного обновления облика планеты. Эти явления нашли свое проявление и в антимонархической и антиимпериалистической революции 1978-1979 гг. в Иране, ставшей самым значительным событием в жизни этой страны и всего средневосточного региона. Иранская революция оказала значитель-

мі _^ f*m

ное влияние на обстановку в странах Среднего и Ближнего Востока, на внутреннюю политику правящих кругов этих стран, на развитие протекающих здесь социальных и политических процессов, на массовое народное движение. Вместе с тем, революционные события в Иране 1978-1979 гг. оказали также и значительное, как прямое, так и косвенное влияние на внешнюю политику многих империалистических государств, в том числе США. Это привело к активизации их подрывной деятельности как в Иране, так и в других мусульманских государствах. Исследование этих социально-политических процессов, связанных с анализом содержания иранской революции и ее последствий является актуальной задачей научного коммунизма.

Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях заметного, все усиливающегося нажима на страны зоны национально-освободительного движения со стороны империалистических государств. Империализм использует экономические, военные, а также идеологические средства для сохранения своих позиций в освободившихся странах. Буржуазные идеологи искажают сущность революционных перемен в странах Азии и Африки. Например, иранская революция выдается как "отход назад", как "религиозные перемены", искажается ее антиимпериалистическая направленность.

Актуальность исследования этой проблемы связана и с тем, что крах монархического режима в Иране представляет собой, как отмечает известный советский ученый К.Н.Брутенц, крупную победу в национально-освободительном движении, "еще одно яркое свидетельство непобедимости народа, когда он поднимается на борь-

бу за независимость и свободу . Крушение антинародного, деспо-I. Брутенц К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. М., 1979,

- б -

тического режима в Иране в то же время явилось крупнейшим поражением неоколониалистской политики империализма. Это - крах той модели развития, которую империализм настойчиво пытается навязать странам "третьего мира".

Как известно, Иран был важнейшим звеном неоколониалистской стратегии империализма, где иностранные монополии имели практически неограниченные возможности получения колоссальных прибылей и вмешательства во внутренние дела страны. Их усилиями укреплялось господство авторитарной диктатуры монарха, который проводил политику военно-политического союза с империалистическими державами. США рассматривали Иран как стратегический плацдарм, обеспечивающий военное присутствие Соединенных Штатов Америки на южных рубежах СССР. Иран был империалистическим жандармом в зоне Ближнего Востока и Персидского залива, служил своего рода "гарантом" сохранности консервативных режимов, участвовал в вооруженных акциях империализма против освободительных движений в районе Персидского залива.

Особая актуальность темы связана также с возрастанием роли ислама в конце 70-х - начале 80-х годов в социально-политической жизни ряда мусульманских стран. К исламу в той или иной степени апеллировали многие политические партии и движения в ряде развивающихся стран. Под знаменем ислама происходят и прогрессивные и реакционные события. В Иране "исламский фактор" явился знаменем антишахской революции. В то же время нельзя не отметить тот факт, что после прихода к власти консервативное шиитское духовенство под лозунгами ислама ведет антисоветские кампании, у себя в стране свертывает, ограничивает демократию: репрессиям подвергаются члены Народной партии Ирана и другие леворадикальные силы.

Иранская революция, как справедливо замечает Агаев С Д., "отличается редкой в мировой революционной практике сложностью и противоречивостью своей внутренней структуры, обусловленной как своеобразием капиталистического развития страны, так и осо-^ бенностями современной эпохи"1. И поэтому ее научное осмысление имеет огромное значение для марксистско-ленинской науки о мировом революционном процессе. Исключительно своеобразный характер и многогранные проблемы иранской революции делают необходимым их дальнейшую научную разработку.

В советской научной литературе уделяется большое внимание разработке проблем национально-освободительных революций в современном мире. Сущность национально-освободительных революций, их закономерности, соотношение национально-освободительной и

социалистической революций и т.д. - все эти вопросы нашли отра-

жение в трудах советских востоковедов и философов .

  1. Агаев С Д. Иран в прошлом и настоящем. М., 1981, с.261.

  2. См.: Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции. - М., Политиздат, 1974;Гафуров Б.Г. Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения. Развивающиеся страны Азии и Африки, - М.: Наука, 1976 ; Зародов К.И. Социализм, мир, революция. Некоторые вопросы теории и практики международных отношений и классовой борьбы. - М,: Политиздат, 1977 $ Кауфман А.С. Вопросы теории национально-освободительных революций. - Народы Азии и Африки, 1975, $ I $ Примаков Е.М. восток после краха колониальной системы, - М.: Наука, 1982 ; Ульяновский Р.А. Современные проблемы Азии и Африки, - М,: Наука, 1978 $Искендеров А.А. Национально-освободительное движение. Проблемы, закономерности, перспективы. -М.: Наука, 1970 ; Шарапова Е.Г, Методологические проблемы исследования национально-освободительного движения, - М,: МТУ, 1981 ; Цыганкова Э,Н, Содержание и этапы развития современных национально-освободительных революций. - М,: МГУ, 1973 $ ее же. Демократические, движения современности: содержание, многообразие, тенденции развития, - М.: МГУ, 1983 $Ким Г.Ф. От национального освобождения к социальному, - М,: Наука, 1982 $Левковский А.И. Социальная структура развивающихся стран, (Проблемы многоукладного, переходного общества), - М.: Мысль, 1978 $Ли В.Ф. Проблемы социально-политического развития освободившихся стран, -Международная жизнь, 1980, % 10 : Мирский Г .И. "Третий мир": общество, власть, армия, - М.: Наука, 1976 : Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. - М.: Наука, 1975 и др.

- 8 ~

Важное место среди исследований занимают работы, в которых анализируется роль ислама в процессах общественного развития, В указанных научных публикациях анализируется относительная устойчивость воздействия ислама на политические процессы, характер влияния ислама на политическую жизнь, неоднородность исламского движения1* В некоторых работах анализируются общие закономерности духовного развития мусульманских народов в период борьбы за национальное освобождение и после завоевания политической независимости. Рассматриваются реформаторские тенденции в трактовке философско-этических концепций ислама и критическому анализу подвергаются распространенные в странах Востока теории общественного развития, такие как "исламский путь", "исламский социализм" и др., прослеживается влияние концепций "третьего пути" развития на общее направление идейно-политической борьбы в афро-азиатских странах^.

Советские ученые-востоковеды придают большое значение анализу иранской революции, ее характера, особенностей, а также роли религии в ней. Прежде всего в этом плане заслуживает внимания большая плодотворная работа советского востоковеда СЛ.Ага-

I.' См.: Примаков Е.М. Ислам и процессы общественного развития стран зарубежного Востока. - Вопросы философии, 1980, № 8, с.60 ; Ислам в истории народов Востока. - Н.: Наука, 1981; Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М.: Наука, 1982 $ Тимофеев И. Роль ислама в общественно-политической жизни стран зарубежного Востока. - МЭ и МО, 1982, 5, с.51 j Андреев ИД. Религия и национально-освободительная борьба в странах Востока. - Рабочий класс и современный мир, 1980, б, с.Ш; Васильев А. Ислам в современном мире. - международная жизнь, 1981, № 10, с.5б ; Ефимова Л.М. Ислам в истории и современном мире. - Новая и новейшая история, 1981, йЗ;

2. См.: Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX - XX вв. - М.: Наука, 1982 } Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. - М.: Наука, 1982 $ Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М.: Политиздат,

ева, В его трудах в научно-популярной форме предпринята попытка историко-сопиологического обобщения основных проблем общественного развития Ирана, Однако, главное внимание автор уделяет тем особенностям социальной и политической эволюции страны, которые определили своеобразное соотношение традиционных и современных элементов в автимонархической и антиимпериалистической революции в Иране1,

Ценный вклад в исследуемую диссертантом проблему вносят различные работы Р,А,Ульяновского и, в частности, его статья "Иранская революция и ее особенности", где предпринята попытка проанализировать характер самой революции, а также особенности развития страны в целом после победы вооруженного восстания в феврале 1979 г, В ряде коллективных научных работ рассматриваются основные социальные и экономические проблемы современного Ирана. При этом большое внимание уделено именно современному политическому развитию страны0. В трудах Е.А.Дорощенко, анализируется положение и роль шиитского духовенства в общественно-политической жизни современного Ирана, разнообразные шиитские идеологические концепции, а также значение ислама в идеологии

1. См.: Агаев СЛ. Иран в прошлом и настоящем. - М.: Наука,
1981; его же. Социально-политические предпосылки падения мо
нархии в Иране. - В кн.: Рабочий класс в мировом революцион
ном процессе. - М.: Наука, 1981, с.46; его же. Революционное
движение и реформы в Иране. - В кн.: Революционный процесс
на Востоке. История и современность. М.: Наука, 1982,

с.& /и.

  1. См.: Ульяновский Р. Иранская революция и ее особенности. -Коммунист, 1982, & 10, с.106

  2. Иран. Проблемы экономического и социального развития. - М.: Наука, 1980: Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока. - м.: Наука, 1981.

- 10 -страны в целоиг.

Автором осмыслен и обобщен большой объем фактического материала, связанного с исследуемой проблемой, который в основном нашел отражение в периодических изданиях. Это статьи руко-водящих деятелей Народной партии Ирана , отдельные работы советских и зарубежных публицистов, ученых-марксистов.

Указанные научные публикации внесли значительный вклад в разработку методологических вопросов иранской революции. Однако, все это далеко не исчерпало необходимости комплексного изучения революционного процесса в Иране под углом зрения научного коммунизма. В этом плане важно раскрыть прежде всего классовые противоречия, обусловившие падение монархии, теоретически обосновать социальную сущность иранской революции, ее эволюции, перспективы подхода и перехода такого типа революций к социали-

  1. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. -М.: Наука, 1975 $ ее же. Пути и формы воздействия шиитского духовенства на общественно-политическую жизнь Ирана. - В сб.: Ислам в истории народов Востока. М., Наука, 1982,с.72 ; ее же. Политические традиции шиизма и антимонархическое движение в Иране (1978-1979). - Народы Азии и Африки, 1980, й б, с.58

  2. См.: Амирнек Айин. Шаре эслам ва тамиге энгелаб. Донья, 1981, II ^Табари Э. Дар бара-йэ барнаме-йэ джедид-э хезб-э туде-йэ Иран. Донья, І98І, J6 2 $ его же. Дар кора-йэ азумун-э тарих. Назар-э кутах бе пой-э энгелаб-э Иран. Донья, 1981, й II $ Киянури Н. Фешар-э дошвариха бар энгелаб-э мейхан-э ма хар руз сенгинтар мишавад. Донья, 1980, № 6 ; его же. Доввомин сал-э энгелаб-э шокохменди бахман, сал-э пирузи оар таутваха-йэ пейапс-йэ эмпериализм ва зирд-э энгелаб. Донья, 1981, В II: его же. Начало нового этапа в народной революции. - Проблемы мира и социализма, 1979, Jfe 4 ; его же. За сплочение патриотических сил. - Проблемы мира и социализма, 1981, JS 7 ; его же, Народная революция в Иране. - Коммунист, 1980, J& 5 ; его же. Трудный путь иранской революции. - Проблемы мира и социализма, 1983, 1 3; Сафари X. Борьба за революционное демократическое обновление. - Проблемы мира и социализма, 1979, J& I ; Хавари А. Антиимпериалистический подъем в Иране. - Проблемы мира и социализма, 1980, № 4 $Таоари Э. Роль религии

в нашей революции. - Проблемы мира и социализма, 1982, В 12 и др.

- II -

стической и т.д. При этом очень важен диалектический, конкретно-исторический подход к оценке социально-политической роли ислама в освободительном движении современного Ирана, а также выяснение с позиций марксизма-ленинизма того, именно какие классы выдвигают те или иные религиозные лозунги, чьи интересы они отражают и какие цели преследуют.

Автор, разумеется, не претендует на исчерпывающее освещение всего курса вопроса, связанного с особенностями иранской революции. Многие аспекты проблемы иранской революции нуждаются в теоретическом осмыслении и требуют дополнительного рассмотрения.

Методологической основой диссертационного исследования являются произведения классиков марксизма-ленинизма, их учение о мировом революционном процессе, а также методологические положения о национально-освободительном движении.

Принципиальные положения по проблеме революционного процесса на Востоке и его своеобразии были высказаны еще классиками марксизма-ленинизма. В.ИДенин предвидел особенности и своеобразие будущих революционных событий на Востоке. В работе "О нашей революции" он писал: "Нашим европейским мещанам и не снится, что дальнейшие революции в неизмеримо более богатых населением и неизмеримо более отличающихся разнообразием социальных условий странах Востока будут преподносить им, несомненно, больше своеобразия, чем русская революция"1. В данном высказывании нам представляется новый аспект универсальности, интернациональности ленинизма.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе марк-

I. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.45, с.381.

систско-ленинской методологии с позиций научного коммунизма провести теоретический анализ социальной сущности иранской революции 1978-1979 гг. В рамках достижения этой цели диссертант ставит следующие задачи:

обосновать революционные события 1978-1979 гг. в Иране как закономерное развитие иранского общества в условиях зависимого капитализма ;

методологически проанализировать характер и особенности иранской революции;

раскрыть социальную сущность мелкобуржуазной концепции "третьего исламского пути" развития.

В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы и теоретически обоснованы следующие положения:

  1. Иранская революция была подготовлена всем ходом социально-экономического и политического развития страны. Длительное господство иностранного монополистического капитала над ее экономической и политической жизнью оставило народам Ирана тяжелое наследие. Следствием усиления кризиса монархии и дальнейшего процесса усиления влияния в Иране империалистических держав были резкое ухудшение положения народных, масс, рост широкого недовольства деспотическим режимом, обострение классовых, национальных и политических противоречий внутри страны. Главными противоречиями выступали: противоречие между потребностями самостоятельного хозяйственного развития и засильем империалистических монополий и противоречие между широкими слоями народа и империализмом, а также компрадорской буржуазией.

  2. Несмотря на то, что иранская революция развивалась под лозунгами ислама, она носила национально-освободительный характер и представляет собой выражение классовой борьбы. Эта рево-

- ІЗ ~

люция относится к буржуазному типу революции

3, Концепция "третьего исламского пути" развития носит утопический характер. Она несостоятельна ликвидировать эксплуатацию, однако имеет антимонополистическую направленность.

Результаты исследования докладывались автором на заседаниях и методологических семинарах кафедры истории и теории мирового рабочего и коммунистического движения философского факультета МГУ им. М.ВДомоносова, в выступлениях на аспирантских семинарах, в спецкурсе для студентов отделения научного коммунизма философского факультета по актуальным проблемам мирового революционного процесса и в лекторско-пропагандистской работе.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретических проблем по революционному процессу в странах Азии и Африки. Результаты исследований могут быть также использованы в преподавательской работе, в чтении спецкурса по теории мирового революционного процесса, в критике мелкобуржуазных концепций "исламского пути" развития".

Похожие диссертации на Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг.