Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности Мильтонян Степан Ованесович

Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности
<
Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мильтонян Степан Ованесович. Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Мильтонян Степан Ованесович; [Место защиты: ГОУВПО "Костромской государственный университет"].- Кострома, 2009.- 217 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования формирования опыта межличностного взаимодействия у младшего школьника в процессе музыкальной деятельности обусловлена рядом противоречий, сложившихся в педагогической теории и практике. Младший школьный возраст — это один из наиболее ответственных этапов жизни человека, это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И. Божович). Для него характерны активизация познавательных процессов, появление основ способности к самооценке и оцениванию объектов окружающего мира, активная перестройка поведенческой сферы личности, освоение и присвоение системы норм и правил взаимодействия с новым социальным окружением.

Современная образовательная практика, стремясь отвечать возрастным потребностям ребенка, ориентирована на создание условий его успешной социализации, развития социального опыта, и, в частности, опыта межличностного взаимодействия. Традиционные технологии обучения и воспитания все чаще обогащаются коммуникативно-насыщенными методами, формами, приемами работы, основанными на совместной деятельности, сотрудничестве детей и педагогов. Музыкальная деятельность — это один из видов творческой активности детей, который, как доказывают многие современные исследования (Г.М. Цыпин, В.А.Жилин, А.Б. Фомина, Э.В. Пудовочкин, А.Л. Готсдннер), обладает богатыми социализирующими и воспитательными потенциалами.

В процессе музыкальной деятельности развиваются познавательные способности ребенка, происходит интенсивное формирование эмоциональной сферы личности, умений самоконтроля и саморегуляции. Музыка, исторически зарождаясь как средство коммуникации, и сегодня может стать пространством развития у ребенка опыта межличностного взаимодействия, если она будет использоваться им как инструмент коммуникации, самовыражения и познания другого человека.

Однако эти потенциалы в практике организации музыкальной деятельности детей использованы недостаточно, в связи с такими негативными тенденциями как: преобладание исполнительско-репродуктивного индивидуального способа обучения музыке, излишняя академичность программы, низкий уровень эмоциональной насыщенности учебных занятий. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование возможностей использования музыкальной деятельности как пространства формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников.

В современной психолого-педагогической науке отмечается возрастание интереса к исследованию воспитательных возможностей музыкальной деятельности младших школьников, в том числе ее потенциалов для развития творческих способностей (И.В.Жирнова, С.А. Коновалова, Е.В. Мстиславская, Н.Б. Наринская, Т.А. Пронина, Л.А. Раздобарина, Т.В. Ранцева); эмоциональной сферы (П.А. Елисеева, А.В. Славская); коммуникабельности (И.А. Крюкова); способности к социальной адаптации (В.П. Казакова); нравственных качеств (Н.А. Коростелева, Е.Д. Трофимова, Е.А. Воронина, Л.С. Зиннурова); эстетической культуры детей (Е.И. Левит, СЮ. Самохвалова)

Вопросы подготовки педагога к решению воспитательных задач в процессе музыкальной деятельности младших школьников стали предметодом исследований СЮ. Завариной, Т.А. Казариновой, Т.И. Ланцовой, В.В. Михалевой.

Однако специальных исследований, посвященных выявлению педагогических условий формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности, в настоящее время недостаточно.

При этом педагогами-новаторами накоплен значительный опыт организации музыкальной деятельности детей, которая основывалась на коммуникативно-насыщенных, групповых формах работы. Например, Э.В. Пудовочкин, Г.И. Шатковский использовали в собственной педагогической деятельности ряд форм и методов работы, развивающих у ученика опыт межличностного взаимодействия, среди них: групповые формы начального обучения музыке, учеба через игру, связь с родителями для создания в семье позитивного микроклимата вокруг скрипичных занятий ребенка. Японский педагог и музыкант Шиницу Судзуки считал, что наиболее эффективный путь овладения ребенка скрипкой — обучение его родителей. Затем, они, чаще всего мать, передают первичные навыки ребенку, создают своеобразную семейную музыкальную среду.

Таким образом, обширный инновационный опыт организации музыкальной деятельности детей, включающий элементы педагогических технологий, которые ориентированы на формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников, нуждается в аналитическом обобщении, методической обработке и развитии. При этом условии он станет универсальным педагогическим инструментом, готовым для широкого внедрения в образовательную практику.

Все вышесказанное позволяет зафиксировать ряд противоречий, выявленных в области формирования опыта межличностного взаимодействия младшего школьника в процессе музыкальной деятельности:

между наличием потенциалов музыкальной деятельности применительно к целям формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников и недостаточным их использованием в современной педагогической практике;

между наличием исследовании, посвященных возрастным особенностям младших школьников, характеристике музыкальной деятельности ребенка, её использованию для развития некоторых аспектов социального опыта взрослеющего человека, социально-значимых качеств личности и недостаточной разработанностью проблемы формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности;

- между наличием инновационного опыта организации музыкальной
деятельности, основанной на активном взаимодействии ребенка и среды (в
первую очередь, микросоциалыюго окружения) и необходимостью его анали
тического обобщения и методической обработки для широкого распростране
ния в педагогической практике.

На основании данных противоречим нам удалось сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности будет эффективным?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

выявить потенциалы музыкальной деятельности применительно к целям формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников;

разработать модель формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности;

охарактеризовать этапы процесса формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности;

обосновать совокупность методов, форм, приемов формирования опыта межличностного взанмодействг^я у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности, будет эффективным при следующих условиях:

— активного использования групповых коммуникативно-насыщенных
форм музыкальной деятельности детей;

личностно-орнентнрованной организации музыкальной деятельности;

построения некритичных «безотметочных» отношений между педагогом и ребенком на основе сотрудничества и принятия детского творчества.

«Методологической основой исследования являются культурологический подход в педагогике (Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, А.В. Кирьякова, СВ. Кульневич, Н.Д. Никандров, А.В. Серый, М.С. Ясннцкий и другие); идеи гуманизации образования (Л.№. .Лузина, З.И. Равкнн, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и другие); субъектно-деятельностный подход к становлению и развитию личности, описанный в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Р.Х. Шакурова, И.С. Якиманской и другие.

Теоретическую базу исследования составляют теория социального воспитания (А.В. Мудрик), концепции педагогического регулирования взаимодействия учащихся Л.В. Байбородовой, результаты исследований психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста (Ш.А. Амонаш-

вили, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и другие), идеи музыкальной педагогики и психологии (Л.А.Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, Н.А. Ветлуги-на, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, СО. Мальцев, Г.М. Цыпин).

Для проверки исходных положений нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, моделирование, опытно-экспериментальная работа, наблюдение (посредством специально разработанных матриц), опросные методы (анкетирование, интервьюирование), метод независимых характеристик, анализ документации, а также конкретные методики: методика диагностики активного словарного запаса младших школьников (Р.С. Немов), многофакторный личностный опросник для младших школьников (Р.Б. Кеттел, Р.В. Коан), коммуникативно-личностный опросник для родителей и педагогов (Р.С. Немов).

Базой исследования стали МОУ СОШ «Центр гармоничного развития» № 54 г. Тверь. Экспериментальная группа состояла из 64 детей младшего школьного возраста, которые в период исследования обучались по авторской методике. Контрольная группа состояла из 54 детей, обучающихся в Детской школе искусств № 1 г. Тверь по классу «скрипка».

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

на первом этапе (1999-2004 гг.) осуществлялся анализ теоретических
подходов к проблеме, обобщался первичный эмпирический материал, оформ
лялась идея исследования; выявлялись особенности музыкальной деятель
ности младших школьников, определялись ее потенциалы применительно
к цели формирования опыта межличностного взаимодействия у младших
школьников; осуществлялось пилотажное исследование с целью уточнения
гипотезы; разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы;

на втором этапе (2004-2008 гг.) происходил поиск эффективных мето
дов, средств, приемов формирования опыта межличностного взаимодействия
младших школьников в процессе музыкальной деятельности, которые в даль
нейшем стали элементами авторской методики, накапливался опыт внедре
ния их в практику педагогической деятельности автора, изучалась и обобща
лась практика организации музыкальной деятельности, ориентированной на
приобретение опыта межличностного взаимодействия, проводилась опытно-
экспериментальная работа, корректировались основные положения и выво
ды, обобщались результаты;

на третьем этапе (2008-2009 гг.) систематизировались результаты
анализа психолого-педагогической литературы и опытно-экспериментальной
работы, разрабатывались научно-методические рекомендации, оформлялся
текст диссертационного исследования.

Личный вклад соискателя в получение научных результатов определяется разработкой общего замысла и основных положений исследования, выбором методов теоретического обоснования и опытно-экспериментальной работы по формированию опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе, обобщением материалов в методических рекомендациях.

Научная новизна исследования состоит в следующих аспектах:

выявлены потенциалы музыкальной деятельности применительно к цели формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников;

разработана модель формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности, включающая в себя целевой, процессуальный и результативный блоки;

охарактеризована этапность формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности;

обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формировании опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

выявлены особенности формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности;

определены основные задачи формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкальной деятельности;

обоснованы эффективные формы, средства и методы формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, представленная модель и методика могут быть широко использованы в практике организации музыкальной деятельности детей на различной институциональной основе (дополнительных образовательных программ на базе средней общеобразовательной школы или как основная деятельность детских музыкальных школ, детских школ искусств, центров дополнительного образования и других учреждений), при организации различных форм повышения квалификации педагогов музыкального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены автором в докладах н тезисах на научно-практической конференции «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 3-5 марта 2005), международной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей її молодежи» (Ярославль, декабрь 2005), научно-практической конференции «Подготовка специалистов социального воспитания молодежи: традиции, трансформации, инновации» (Кострома, февраль 2007), международной научно-практической конференции «Педагогика XXI века: Проблемы и перспективы художественного образования» (Тверь, ноябрь 2007); на XVFII общероссийской научно-практической конференции «Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения» (Москва, нюнь 2008); научно-практической конференции «1020-летие крещения Руси: Русская православная церковь и духовно-нравственная культура современного общества» (Ярославль, сентябрь 2008); научно-практической конференции «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» (Ярославль, май 2008),

а также обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Формирование опыта межличностного взаимодействия в музыкальной
деятельности обладает рядом особенностей, среди которых мы выделяем:

особенности взаимоотношений участников музыкальной деятельности;

особенности ситуации взаимодействия в музыкальной деятельности;

особенности речевого общения детей в процессе музыкальной деятельности.

2. Применительно к процессу формирования опыта межличностного вза
имодействия у младших школьников, музыкальная деятельность обладает
потенциалами:

эмоциогенный потенциал позволяет удовлетворять потребности ребенка в эмоциональной новизне, предполагает развитие эмоциональной сферы посредством «музыкально-интонационной обработки» собственного жизненного опыта, проникновения в эмоциональный мир другого человека при восприятии музыки и ее интерпретации;

праксеологический потенциал заключается в предоставлении ребенку возможности освоения опыта совместного'с педагогом и сверстниками творчества, группового взаимодействия, построенного на самоконтроле, самодисциплине и уважении к другому, а не на внешнем принуждении;

волевой потенциал позволяет в процессе слушания другого развивать самоконтроль участников групповой музыкальной деятельности и формировать основы умений саморегуляции непроизвольных поведенческих реакций;

рефлексивный потенциал подразумевает использование музыкального материала для обращения личности к вопросам самопознания и понимания окружающих, а также осмысления младшим школьником результатов индивидуальной и групповой музыкальной деятельности в коллективе сверстников под руководством педагога.

3. Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших
школьников в процессе музыкальной деятельности будет эффективным при
следующих условиях:

активного использования групповых форм музыкальной деятельности, организованных на основе творческого межличностного взаимодействия детей и взрослых;

личностно-ориентированной организации музыкальной деятельности;

построения некритичных «безотметочных» отношений между педагогом и ребенком на основе сотрудничества и принятия детского творчества.

4. Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школь
ников в процессе музыкальной деятельности проходит следующие этапы:

формирование опыта построения групповой коммуникации у младших школьников в процессе импровизации;

формирование опыта самовыражения ребенка в группе в процессе сочинения;

— формирование у младшего школьника опыта активного слушания и понимания другого в процессе интерпретации.

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы, таблицы, диаграммы.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, определен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, представлена характеристика методов и базы исследования, обоснована его достоверность, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности как проблема педагогической теории и практики» проанализировано понятие «межличностное взаимодействие», представлены результаты педагогического исследования процесса формирования опыта взаимодействия у воспитанника, психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста, особенности музыкальной деятельности младших школьников; выявлены потенциалы музыкальной деятельности применительно к процессу формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников.

Во второй главе «Реализация педагогических условий формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности» представлена модель исследуемого процесса, описание опытно-экспериментальной работы и ее результаты.

В заключении сформулированы выводы исследования и определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Похожие диссертации на Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности