Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста Яблочкина Наталья Валерьевна

Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста
<
Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яблочкина Наталья Валерьевна. Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 2004 237 c. РГБ ОД, 61:04-13/2051

Содержание к диссертации

Введение

I глава. Сотворчество в результативном педагогическом процессе . 15

1. О стратегии развития современного художественного образования . .15

2. Личностно-ориентированное обучение в художественном образовании 34

3. Потенциал эстампа в дополнительном образовании и его роль в становлении художественного творчества школьников 45

II глава. Гравюра на картоне в системе эстампа 60

1. Особенности исторического становления гравюры на картоне 60

2. Специфика художественно-выразительного языка высокой и глубокой гравюры на картоне

3. Этапы создания гравюры на картоне 94

III глава. Гравюра на картоне в практической художественно-педагогической работе

1. Гравюра на картоне как средство художественной педагогики 106

2. Гравюра на картоне в художественно-педагогическом эксперименте .116

3. Итоги эксперимента: основные положения и методические рекомендации 140

Заключение 146

Библиография 152

Приложения 168

Введение к работе

Одним из основных направлений модернизации отечественного образования является переход от "знаниевой", научно-технической модели к лич-ностно-ориентированной педагогике. Такой подход ставит своей главной целью внимание к конкретной личности, реализацию ее внутреннего потенциала; способствует развитию потребности в самообразовании, умению учиться. Это становится возможным только в том случае, если педагог видит в ученике личность, достойную уважения — вне зависимости от возраста учащегося.

Мы можем смело утверждать, что подобный подход является характерной чертой художественной педагогики, обладающей достаточно богатым опытом такого рода. Повышенное внимание к личности каждого конкретного ученика реализуется в ходе индивидуальных занятий, постановки конкретных задач для каждого ученика при работе в группе и преследует цель выявления заложенных в учащемся способностей. Проанализировать и осмыслить этот опыт, сделать его достоянием общественности — актуальная задача теории и методики обучения.

Художественное образование, вовлекая ребенка в процесс общения с подлинным искусством, способствует воспитанию лучших эстетических и нравственных качеств как основы формирующейся личности. По нашему мнению, особое место в этом процессе принадлежит искусству графики. Графика не всегда воспринимается адекватно, главным образом, из-за недостаточного знакомства с этим видом искусства. Поэтому приобщение к графике — насущная потребность художественной педагогики.

Важнейшей частью искусства графики остается эстамп. Как средство художественной педагогики, он разворачивает перед учителем широкие возможности. Воспитание будущего зрителя становится особенно эффективным в условиях практического знакомства с искусством печатной графики. Формирование творческой личности в процессе работы над эстампом происхо-

4 дит в особой творческой атмосфере. Весь процесс его создания учит умению вести работу целенаправленно, целостно ее воспринимать, осознанно подходить к работе в материале. Эстамп расширяет возможности плодотворной самореализации учащихся.

Однако преподавание печатной графики детям, в том числе в сфере дополнительного образования, до сих пор остается малоизученной областью художественной педагогики. В этом нет вины педагогов: занятия печатной графикой предполагают наличие определенной материально-технической базы. Тем не менее существует возможность знакомства с искусством эстампа с помощью технически несложных и в то же время профессиональных его разновидностей.

Особое место в этом ряду может и должна занять гравюра на картоне, для создания которой не требуется специального оборудования. Здесь препятствием является недостаток информации у художников-педагогов об особенностях ее художественно-выразительного языка и техники исполнения. Научный анализ и обобщение имеющихся сведений об истории и различных способах работы художников-графиков в гравюре на картоне является необходимым условием для включения этой разновидности эстампа в учебный процесс дополнительного художественного образования.

Только методологически обоснованные подходы к вопросам преподавания станковой графики, в частности, гравюры на картоне, могут помочь эффективно осуществлять художественное образование детей в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми самой жизнью в условиях модернизации системы образования. Исследование возможностей работы с этим видом эстампа в сфере дополнительного художественного образования представляется в существующих условиях исключительно актуальным.

Объект исследования — учебный процесс в детских художественных школах, школах искусств, кружках дополнительного художественного образования.

Предмет исследования — гравюра на картоне в дополнительном художественном образовании детей среднего школьного возраста.

Цель исследования — раскрытие развивающего потенциала гравюры на картоне как компонента личностно-ориентированного художественного педагогического процесса.

Гипотеза исследования. Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста является эффективным и доступным средством изучения эстампа в различных условиях материального обеспечения школ; она дает возможность практического изучения высокого и глубокого вида гравюры, развития творческих способностей, включая пространственно-колористические представления учащихся.

Поставленная цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

  1. определить место гравюры на картоне в системе видов эстампа;

  2. выявить художественное значение и выразительные возможности техники, проанализировать процесс выполнения гравюры на картоне и последовательность технологических операций;

  3. обобщить и рассмотреть опыт педагогов, использовавших гравюру на картоне на занятиях с детьми;

  4. выявить возможности гравюры на картоне в художественной педагогике;

  5. разработать теоретические и методические положения по использованию гравюры на картоне в учебном процессе учреждений дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста.

Степень изученности проблемы

Научную литературу, посвященную интересующему нас кругу вопросов, можно разделить на три основные группы:

психолого-педагогическая и искусствоведческая литература, посвященная вопросам теории, психологии и методики художественного воспитания и творчества, положению и роли эстампа в сфере дополнительного образования;

работы искусствоведов и художников-педагогов, связанные с исследованием особенностей выразительного языка эстампа, включая технологические аспекты процесса его создания;

публикации о гравюре на картоне, объединяющие и искусствоведческую, и педагогическую направленность.

Основой исследования возможностей гравюры на картоне в художественной педагогике послужили труды ведущих отечественных психологов и педагогов. Психология художественного творчества и роль художественной деятельности в развитии и формировании ребенка исследуется в трудах Л.С.Выготского, Л.И.Божович, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова. О познавательных интересах личности как важном средстве в ее формировании писала Г.И.Щукина. На значение разнообразия видов деятельности указывали В.В.Ванслов, С.Л.Рубинштейн.

Вопросы художественного восприятия, воспитания художественно-творческих навыков рассматривались А.В.Бакушинским, В.С.Собкиным, В.А.Левиным, В.С.Кузиным. О психологии художественного восприятия детей пишут А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина, развитии художественных способностей - Т.И.Артемьева, А.Г.Ковалев, А.Н.Ветлугина.

Вопросы творчества в начальном, среднем художественном образовании и преподавании изобразительного искусства в школе рассматривали многие отечественные авторы (Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев, Е.В.Шорохов, В.С.Кузин, В.В.Колокольников, С.Д.Левин, Е.Е.Рожкова). Гораздо меньшее количество исследований и публикаций отражает проблемы педагогики искусства в сфере дополнительного образования (В.С.Щербаков, Г.А.Лабунская, А.В.Щербаков, Ю.В.Максимов (об опыте работы Саранской

7 ДХШ №1)). Отдельные публикации освещают вопросы методики изобразительного искусства, его разнообразные средства (И.Абаева, О.Бармаш -ДТТТИ №12 СТАРТ г. Москва), но эстамп остается за рамками интересов авторов. Детское творчество как феномен художественной культуры в истории развития отражено в публикациях Н.Н.Фоминой, ретроспективный анализ систем преподавания изобразительного искусства и литературы в России делает А.Дмитриева.

Группа работ, посвященная собственно гравюре на картоне, представлена несколькими публикациями и не отражает во всей полноте морфологию техники и ее художественно-выразительные возможности.

О наиболее известном факте использования картона в качестве материала для глубокой гравюры художником К.В.Кузнецовым пишет в монографии М.З.Холодовская (1950). В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века Ю.И.Герштейн предложил использование новых материалов для глубокой гравюры: пластика, органического стекла, картона, кальки, фотобумаги, широкий технологический обзор которых дал в нескольких публикациях. Гравюра на картоне в этот период считается суррогатной техникой, не претендующей на самодостаточное положение в ряду известных техник эстампа, что подтверждается и высказыванием художников-графиков (В.М.Звонцов). Такому пониманию возможностей техники возражает И.Владыкин (1967). Но его краткая статья недостаточно отстаивает данное положение - в действительности она посвящена основным этапам выполнения глубокой гравюры на картоне, которую он называет "офортом", что стало довольно распространенной терминологической ошибкой.

При определенном дефиците сведений о гравюре на картоне, отраженных в печати, известную ценность приобретает информация, содержащаяся в каталогах Всесоюзных и Всероссийских выставок эстампа, об авторах, представивших эстампы в данной технике.

Специфическими чертами отличается образный язык высокой гравюры

8 на картоне. Пластичность, доступность картона в качестве материала для высокой печати отмечают Д.Росс, К.Романо, Т.Росс (1990). Наиболее полная искусствоведческая оценка техники высокой гравюры на картоне приводится в монографии В.И.Боруновой (1988) о творчестве А.Г.Акритас, краткий анализ творчества И.Н. Воробьевой дает в статье Г.Недавнина (1973).

Специфика картона как материала для гравирования делает необходимым морфологический анализ гравюры на картоне. Это предполагает как характеристику ее положения в системе эстампа, так и выяснение того, является ли она самоценной техникой эстампа или его суррогатным заменителем. В научно-педагогической литературе недостаточно исследованы такие проблемы, как специфика гравюры на картоне и искусство эстампа в целом. Существующие работы не всегда включают в себя рассмотрение в едином ключе искусствоведческого и технологического аспектов. Наряду с историками эстампа (П.Кристеллер (1911, 1939), И.И.Леман (1913), Х.-В.Зингер (1914), Э.Ф.Голлербах (1923), Ф.Айхенберг (1976), М.И.Флекель (1987), авторы "Очерков по теории и истории гравюры" (ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1987)), есть круг специалистов, которые не только рассматривают историю гравюры, но, прежде всего, обсуждают теоретические и практические вопросы искусства эстампа (В.А.Фаворский, А.А.Сидоров, Б.Р.Виппер, Е.Ф.Ковтун, В.М.Звонцов), проблемы значения материала в создании произведения (В.А.Фаворский, М.С.Каган, П.А.Флоренский, В.И.Шистко, И.Г.Мямлин, Д.А.Шмаринов), отношение к процессу работы над гравюрой - от замысла до печати (А.Д.Гончаров, И.Н.Павлов, В.М.Звонцов, В.И.Шистко, В.В.Турова).

Неисследованные живописные возможности цветной гравюры на картоне, отсутствие специальных работ по проблеме цвета как особого явления в искусстве графики делают необходимым обращение к более общему вопросу: анализу цвета как явления в изобразительном искусстве. Разные авторы уделяли внимание психологическому значению цвета (И.-В.Гете, В.В.Кандинский, Р.Арнхейм), теоретическому осмыслению цвета

9 (Н.Н.Волков, С.С.Алексеев, А.С.Зайцев), взаимосвязи цвета с его физической основой — краской (П.А.Флоренский). Определенный вклад в развитие теории цвета в изобразительном искусстве сделала ученица К.С.Малевича С.В.Коровкевич, которая в своей докторской диссертации использовала и ввела в научный обиход его понятия о живописи и цветописи.

Как и прежде, остается актуальной проблема недостаточного понимания специфики образного языка эстампа. Следствием этого становится невнимание к эстампу как зрителя, так, зачастую, и художника-неграфика. О своеобразной инфляции искусства эстампа, неудачных попытках приблизить его к массовому зрителю писали Ю.Герчук, Б.Сурис, А.Каменский, А.Азаркович, Г.Загянская, А.Ливанов.

В общем объеме литературы, посвященной эстампу, крайне мало публикаций, затрагивающих проблемы его преподавания детям. С.А.Федоров, Л.Г.Богачкина, Б.М.Богачкин, освещают практический опыт работы в линогравюре с группой школьников на уроках и в кружке изобразительного искусства. О работе с детьми в техниках линогравюры, сухой иглы, монотипии Л.Г.Шаниной-Трембачевской (Саранская ДХШ №1) пишет Ю.В.Максимов. Авторы фокусируют свое внимание на возможностях эстампа в повышении интереса к художественному творчеству. М.К.Претте, А.Капальдо дают ознакомительный экскурс графических печатных техник, без подробного технологического анализа. Все авторы рассматривают лишь черно-белую гравюру. Возможности широкого практического изучения цветной гравюры не только в общеобразовательной школе, но и в школах дополнительного образования практически не изучаются.

Непосредственно гравюре на картоне в русле детского художественного творчества посвящены работы А.С.Щипанова (1975) и В.Чуркина (1988).

А.С.Щипанов исследует возможности использования печатных техник и среди них глубокой гравюры на картоне в работе с детьми, делая упор исключительно на технологию исполнения. Автором описывается только глу-

10 бокая гравюра на картоне, без рассмотрения технологических, а главное, выразительных достоинств высокой гравюры на картоне. Кроме того, в круг его интересов не попадает цветная гравюра. Ограничиваясь черно-белой гравюрой, автор не изучает обучающий, методический потенциал техники гравюры на картоне.

В.Чуркин пишет о цветной высокой гравюре на картоне как об одном из способов знакомства с печатной графикой, в частности, с ксилографией. Предлагаемый им способ представляется слишком трудоемким и сложным для широкого круга учащихся. А главное, установка на имитацию ксилографии в освещении технологии работы над гравюрой скрывает возможности, заложенные в самом материале (картоне). Здесь не рассматриваются гравюра на картоне как обучающее средство и связанные с ней педагогические возможности. Надо отметить, что автор исследует возможности работы с цветом в этой технике, используя шаблоны и трафареты; в одной работе он совмещает разные принципы печати (высокую и трафаретную). Данный способ представляется излишне сложным, так как предполагает использование составов, предварительно закрепляющих материал, что влечет за собой гравирование штихелями, а также окончательную обработку печатной формы нитролаком. Это обусловливает активное участие педагога в процессе выполнения гравюры учащимися, ограничивая их творческую самостоятельность. Подобный вариант использования картона как материала для гравюры предполагает владение специальными навыками гравирования, техническую подготовку, что сужает возрастные рамки в работе с детьми. В.Чуркин также указывает, что применение офортного станка - практически недоступного сегодня оборудования в школах дополнительного образования — для выполнения цветной гравюры на картоне расширяет и обогащает возможности техники, таким образом, ограничивая возможность практического опыта широкого круга учащихся в работе над цветным эстампом. Автор предлагает печать цветной гравюры на картоне с одной доски несколькими красками

как способ, применяемый только в этой технике, отмечает богатство живописных качеств гравюры при трехцветном способе печати с одной доски.

Специальных исследований, освещающих обучающие возможности гравюры на картоне, не существует. Тем не менее, мы полагаем, опираясь на труды ведущих педагогов и психологов, что практическое использование этой техники в учебном процессе, благодаря ее доступности, может стать важным элементом художественного образования и воспитания, обеспечит укрепление интеграционных процессов в образовании.

Методологическая основа и методы исследования

В качестве общей основы для рассмотрения гравюры на картоне в художественном творчестве мы опирались на теоретико-методологическое положение М.С.Кагана о системном анализе, при котором искусствоведческий, педагогический и технологический аспекты рассматриваются в тесной взаимосвязи. Разработка педагогической основы использования гравюры на картоне в учебном процессе дополнительного художественного образования детей основывалась на следующих идеях: теории личностно - ориентированного обучения (И.С.Якиманская, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова), положении о развивающих технологиях в обучении (В.В.Давыдов, В.П.Зинченко), понятии интеграции в учебном процессе (И.Кашекова, Л.Г.Савенкова).

Сравнительный анализ применялся при исследовании истории изучаемого вопроса, роли и значения цвета в искусстве эстампа, а также его привлечении в художественную педагогику; при экспериментальном исследовании, оценке результатов собственной деятельности. В процессе выдвижения гипотезы, в ходе разработки методических рекомендаций использовался ретроспективный анализ собственного опыта как в области творческой, так и педагогической работы с детьми. Метод теоретического моделирования использовался

12 при разработке основных принципов обучения гравюре на картоне по авторской программе для школ дополнительного образования. Для изучения эффективности предложенного способа использовался метод педагогического эксперимента. При педагогическом наблюдении и опросах был избран метод эмпирического поиска.

Научная новизна исследования. Впервые осуществлен анализ художественно-выразительного языка гравюры на картоне во взаимосвязи с технологией исполнения. Определено положение гравюры на картоне в системе видов эстампа. Обобщены сведения о художниках, работавших в гравюре на картоне. Рассмотрены и проанализированы этапы технологического исполнения гравюры на картоне. Выявлено значение гравюры на картоне как эффективного средства педагогического процесса. Исследованы возможности данной техники в развитии творческих способностей детей среднего школьного возраста. Выявлено, что в процессе занятий высокой гравюрой на картоне у детей развиваются пространственно-колористические представления.

Теоретическая значимость работы заключается в определении значения гравюры на картоне как средства искусства и как средства художественной педагогики. Уточнена терминология, связанная с искусством эстампа в целом и гравюрой на картоне в частности.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе в школах дополнительного образования, в кружках изобразительного искусства базовых школ, в сельских школах в условиях слабой технической оснащенности. Систематизирована история техники и информация о художниках, в ней работавших, что может быть использовано при составлении курса истории искусства. Результаты исследования могут быть востребованы как художниками-практиками в их творческой работе, так и преподавателями педагогических институтов, училищ и школ. Полу-

13 ченные выводы могут послужить основой для составления методических пособий и программ по изучению цветного эстампа на занятиях композицией в школах дополнительного образования.

Апробация исследования и внедрение результатов в практику. Результаты исследования отражены в докладах на научно-практической конференции "Композиция в системе профессиональной подготовки художника-педагога" (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 1999г.), на методическом семинаре для учителей детских художественных школ -детских школ искусств Псковской области "Проблемы методики преподавания композиции в детских художественных школах — детских школах искусств" (2002г.), научно-практической конференции "Повышение квалификации педагогов в контексте постдипломного образования" (2002г.) в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования и в лекциях на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства (по теме "Доступные виды эстампа", 2002г.). Материалы исследования были использованы при подготовке и проведении занятий по композиции в ДШИ г. Пскова в 1998-2001гг. Положения, выносимые на защиту:

в условиях современного художественно-педагогического процесса гравюра на картоне в силу богатства художественно-выразительных возможностей и ее доступности может стать одним из самых эффективных способов приобщения детей к искусству эстампа; техника, благодаря специфике выразительных средств, дает возможность практического знакомства с двумя из четырех видов печати: высокой и глубокой гравюрой;

особенности художественно-выразительного языка высокой цветной гравюры и ее технического выполнения позволяют развивать пространственно-колористические представления учащихся, выполнение гравюры на картоне вырабатывает умение мыслить в материале как неотъемлемом факторе соз-

14 дания произведения изобразительного искусства, способствует его целостному восприятию учащимися;

введение в учебный процесс школ дополнительного образования цикла занятий гравюрой на картоне отвечает основным положениям личностно-ориентированной системы обучения: такие занятия позволяют активно реализовать принципы сотворчества учителя и ученика;

учебный процесс дополнительного образования при реализации дидактического и художественно-творческого потенциала гравюры на картоне позволяет учащемуся ощутить завершенность при работе над произведением и укрепляет уверенность в своих силах, что способствует становлению личности учащегося.

15 I ГЛАВА

СОТВОРЧЕСТВО В РЕЗУЛЬТАТИВНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

О стратегии развития современного художественного образования .

Научно-теоретическое осмысление художественного образования, доступного не только особо одаренным способностями к изобразительному искусству учащимся - молодая отрасль педагогического знания. Оно началось в первом десятилетии XX века. На фоне повышения интереса к изобразительному творчеству детей со стороны педагогов-практиков происходили изменения и в теории: "В педагогической науке произошла переориентация: пристальное внимание было обращено не на совершенствование содержания и методов обучения, а на личность ребенка, который, как оказалось, не был "всеяден" в потреблении знаний"1.

В этот период получили значительное развитие идеи "свободного воспитания", что стало важной тенденцией в преподавании изобразительного искусства. Примером такого подхода может служить организация учебного процесса в петроградском-ленинградском и московском ВХУТЕМАСах -ВХУТЕИНах". Хотя эти учебные заведения и ориентированы на взрослый контингент, для нас интересен реализованный ими опыт работы с учащимися, не имеющими специальной довузовской подготовки. Этот опыт развития способностей, необходимость формирования у студентов качеств, умений, навыков "с нуля" является важным историческим свидетельством, доказавшим результатами работы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа эффективность подхода "свободного воспитания". Функциональность и результативность в процессе обучения - совместная работа с педагогом в одной мастерской (подчас выполнение общего заказа), сосуществование различных творческих и педагогических подходов - стали важными принципами обучения в этих учебных заведениях.

"Свободное воспитание" стало важнейшим фактором в развитии и становлении гармоничной личности, и в этом процессе искусство играло значительную роль. Примером могут быть педагогические учреждения, занимавшиеся проблемами общего воспитания детей и юношества. Так, институт дошкольного воспитания в Ленинграде возглавлял профессор К.М.Лепилов, художник по образованию - выпускник Императорской Академии Художеств, уделявший большое внимание искусству как средству воспитания и развития личности. В дальнейшем, будучи директором Школы юных дарований в Ленинграде, более известной как Средняя художественная школа им. Б.М.Иогансона, К.М.Лепилов использовал в преподавательской деятельности не только традиционный метод рисования с натуры, но и поощрял работу по памяти, воображению1.

Иллюстрацией к сказанному может быть существовавший в Ленинграде 1920-1930-е годы Институт народов Севера. Это учебное заведение характеризовалось особой творческой средой, атмосферой сотрудничества между педагогами и студентами. В его работе большую роль играла группа худож-ников. Ученица К.С.Петрова-Водкина Е.К.Эвенбах , ставшая известным живописцем и графиком и много сделавшая для создания букварей разных народов Севера, отмечала влияние работ студентов ИНСа (не имевших специальной предварительной подготовки, но отличающихся особой, точной постановкой глаза) на свое творчество и творчество ее друзей, даже таких мастеров, как А.Ф.Пахомов и В.И.Курдов1.

В Москве в 20-е годы XX века разработкой принципов системы эстетического и художественного воспитания занимались А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, А.У.Зеленко, С.Т.Шацкий.

Значимой для отечественной педагогики является методика воспитания художественно-творческих навыков, разработанная А.В.Бакушинским. Ведущий педолог исследовал вопросы художественного восприятия, возрастной периодизации в отношении применяемых методов в художественной практике, исходя из возрастных и психологических особенностей ребенка. Исследователь указывал на необходимость развития творческих наклонностей и управления этим процессом. Целью такого развития должно стать формирование творческой воли - каждый должен "стать творцом в области избранного им дела" .

В этот период в сферу практического изучения предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе входили не только живопись, рисунок, лепка, но, что особенно интересно для нас, и гравюра. В данный период возможности самореализации в различных отраслях изобразительного искусства у широкого круга учащихся были очень разнообразны. Это соответствовало идее создания системы непрерывного художественного образования и воспитания, целью которой провозглашалось "систематическое развитие органов чувств и творческих способностей учащихся" . Значительную роль в этом процессе играл А.В.Бакушинский и его коллеги по работе в ГАХНе (Государственная Академия художественных наук).

К 1930-м годам в обучении сформировалась тенденция, общая направленность которой заключалась в выражении замысла учащегося в работе через художественный образ. Часто ученые, педагоги, художники работали во взаимосвязи, как, например, известные педагоги Г.В.Лабунская и Е.Е.Рожкова и крупный художник-график, соратник В.А.Фаворского П.Я.Павлинов2. Больше внимания со стороны ученых стало уделяться процессам, происходящим в сознании ребенка, занимающегося искусством. Сконцентрировалась мысль о том, что формированию целостного отношения к миру и самому себе более всех других способствуют "предметы, в основе которых лежит искусство в процессе восприятия и творческой деятельности"3.

Особенности исторического становления гравюры на картоне

Гравюра на картоне воспринимается чаще всего как неполноценный заменитель классических техник эстампа. Вследствие недостатка информации об искусстве гравюры на картоне - ее истории и технологии исполнения -положительные качества этой техники не находят должного отражения в художественном творчестве и педагогике искусства. Выяснение вопроса - не является ли гравюра на картоне суррогатом - делает необходимым подробный анализ специфики технологии выполнения гравюры на картоне во взаимосвязи с ее выразительными качествами. Поэтому для нас становятся важными теоретические и практические положения, высказанные видными теоретиками искусства, художниками и педагогами об искусстве графики, в соответствии с которыми можно будет определить положение гравюры на картоне в системе эстампа.

Список имен авторов искусствоведческих трудов "возглавляет" известнейший теоретик искусства, выдающийся художник-график В.А.Фаворский. Для нас особенно важно то, что он впервые заострил внимание на значении условности языка гравюры, на особенностях творческого мышления художника-гравера. Он первым стал так принципиально говорить о важности материала для художественно-выразительного языка графики, подчеркивая, что все этапы создания гравюры - от замысла, эскиза, обработки материала и гравирования до печати - являются по-настоящему творческими и неотъемлемы от общего процесса создания гравюры.

Гравюру В.А.Фаворский определял как искусство "черного и белого", в котором взаимосвязаны и равно важны и тот и другой цвет. Необходимо подчеркнуть, что сам Фаворский преимущественно работал в черно-белой гравюре, и в теоретических исследованиях не фокусировал внимание на цветном эстампе1. Среди техник эстампа художника более всего привлекала классическая торцовая ксилография; гравирование по картону или другого рода "заменителях" он считал суррогатом. Ученик В.А.Фаворского А.Д.Гончаров, продолживший дело своего учителя и в области творческой практической работы, и в области художественной педагогики, популяризировал идеи своего учителя, описывая специфику эстампа, его художественно-выразительные средства. Как и В.А.Фаворский, А.Д.Гончаров называл графику искусством черного и белого.

Несмотря на огромный авторитет В.А.Фаворского, и при его жизни, и после смерти его оппонентами в какой-то степени являлись такие художники, как И.Н.Павлов, Д.А.Шмаринов. Последний отвергал "пресловутое",1 по его словам, значение материала. Д.А.Шмаринова можно понять — его работы выполнены акварелью, углем, маслом, что не требует такого преодоления материала, с которым сталкиваются мастера эстампа.

Практическое пособие по исполнению ксилографии и линогравюры И.Н.Павлова и М.В.Маторина является хорошим руководством для всех желающих овладеть приемами и способами гравирования, а также познакомиться с материально-техническим оборудованием и способами печати этих техник. Но авторы сознательно упускают вопросы "композиции", "чтобы не отвлечь внимание начинающего гравера от первого и главного назначения в обучении — овладения процессами техники резьбы"2. Таким образом, пособие не раскрывает взаимосвязи между исполнением и художественно-образным языком этого искусства. Определения, которые дает И.Н.Павлов, носят сугубо технический характер и во многом не соответствуют его же пониманию гравюры, воплощенному им, например, в гравюрах на линолеуме "Торжок" или "Академия Наук". Проблема соответствия художественного замысла и выразительного языка гравюры, стремление к авторепродуцированию в творчестве достаточно остро стояли в начале XX века, такое положение характерно и для нашего времени. Пособие названных авторов не способствовало исправлению подобной ситуации, предписывая сначала обучать ремеслу, а затем уже воспитывать художника-графика, обладающего специфическим мышлением.

Гравюра на картоне как средство художественной педагогики

В нашей стране, особенно за пределами больших городов, возможность для детей попробовать силы в настоящей печатной графике, сделать работу своими руками и получить результат, крайне редка. Гравюра на картоне остается практически единственной разновидностью печатной графики, которая наиболее реально отвечает материальному положению школ дополнительного образования, но достоинства техники заключаются не только в этом.

Гравюра на картоне имеет ряд преимуществ перед другими техниками эстампа на занятиях в школе, и нужно отметить, что не для каждого взрослого художника они так важны, как для детей. Прежде всего, это мягкость материала, на котором осуществляется гравирование: податливость картона очень удобна, поскольку не нужно прилагать тяжёлых усилий для его обработки, подготовки к печати. Эта разновидность эстампа не предполагает вредных травлений, дорогостоящих материалов (что особо важно именно в наше время). Печать ее можно осуществлять в любых условиях. Гравюра на картоне легка в доделке, можно как убрать лишнее, так и подклеить недостающие элементы. При этом техника не теряет полноценности искусства эстампа. Очень важно, что ребенок, впервые получив опыт работы в настоящей технике печатной графики "не понарошку", не сможет забыть его.

Любая гравюра - это, прежде всего, упражнение на последовательность мысли. Ее невозможно вырезать, не научившись думать постадийно. Ещё при создании эскиза к гравюре ребёнок последовательно решает композиционные, пластические, тоновые задачи, учится мыслить, как говорят художники, или от "пятна", или от "линии", от общего к частному. Педагог учит ребенка адаптироваться к материалу, продумывать степень плотности тона в том или ином участке гравюры. Можно сравнить учебную работу по живописи или рисунку и печатную графику. Ребёнку довольно трудно объективно оценивать постепенно появляющуюся работу. Здесь же - момент волшебства, превращения как будто даже без особых усилий, ребёнок забывает о том, как долго велась подготовительная работа, что выполнять её приходилось "на ощупь". Момент, когда накатанная на доску краска в одну секунду переходит в изображение, является очень важным для заинтересованности ребят. При этом такой материал как картон одновременно позволяет проводить весь процесс в виде игры, иногда с элементами фантазии.

Гравюра на картоне сочетает в себе возможность работы в двух видах гравюры. Это подразумевает разные подходы к решению художественно-творческих задач, и, таким образом, расширяет перспективы творческой реализации юного автора.

Необходимо отметить, что принципиальное различие между офортом и линогравюрой как характерными представителями двух подходов в обработке печатной формы - высокого и глубокого, в детском творчестве приобретает особую характеристику. Овладение высокой гравюрой подразумевает наличие и развитие у ребенка способности к анализу, пространственному мышлению, в результате которых учащийся "видит" результат заранее. Необходимость подобных качеств для выполнения глубокой гравюры неоспорима, однако в детском возрасте несколько утрачивает свою категоричность.

Сложность выполнения высокой гравюры, в частности линогравюры, обусловлена, прежде всего, материальными причинами, препятствующими изучению ее на занятиях, нежели техническими. Возможность печати линогравюры подручными средствами выгодно отличает ее от офорта; тем не менее, приобрести "ненужный" линолеум доступно сегодня не каждой школе.

Картон более податлив в обработке, чем линогравюра, позволяет работать с ним даже начинающему художнику. По-разному решаемые в этих техниках пластические задачи также подчеркивают преимущество гравюры на картоне. В картоне большие тоновые градации, мягкость линий, что не ломает детское восприятие даже на уровне эскиза к гравюре, тогда как эскиз к линогравюре уже должен быть жёстко чёрно-белым. Доступность и мягкость картона по сравнению с цинком и линолеумом становится в известной степени определяющим фактором его использования на занятиях с детьми. Для совсем маленьких это может быть аппликация на картоне. Важная особенность гравюры на картоне, совмещающей противоположные подходы к гравированию, приобретает в условиях доступности особое значение.

Занятия гравюрой на картоне должны способствовать развитию умения композиционно мыслить, включая компоновку изображения на изобразительной плоскости. Но главное, они способны развивать образное мышление, связывать общее и частное, уметь использовать выразительные средства гравюры для достижения поставленной цели, к чему учитель стремится подвести детей.

Похожие диссертации на Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста