Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Титова Наталия Борисовна

Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы)
<
Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Титова Наталия Борисовна. Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2002 214 c. РГБ ОД, 61:03-13/207-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ 13

1.1. Философско-психологические основы развития личности в игровой деятельности 13

1.2. Дидактические основы игровых технологий в обучении истории 55

Выводы по 1 главе 86

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ 91

2.1. Теоретическая модель развития личности учащихся с использованием игровых технологий в обучении истории 91

2.2. Реализация теоретической модели развития личности учащихся в опытно-экспериментальной работе 117

Выводы по 2 главе 163

Заключение 165

Библиография 173

Приложение

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. В современных условиях в обучении истории всё чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для образования, реализуемого в классно-урочной системе с присущими ей рационализмом и авторитаризмом, с трудом совместимой со свободным характером игры, традиционным остается представление об учении как тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге, в свободное от учёбы время. В то же время, изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.

Гуманистическое понимание задачи образования, связанной с проблемой социализации подрастающего человека, предполагает активное развитие творческого начала, самоактуализацию личности учащихся, приобретение ими черт идентичности. Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий. Согласно нашему исследованию, каждая недельная телевизионная программа предлагает самые разнообразные игры (до десяти-пятнадцати видов). Таким образом, телезритель, в том числе школьник, непроизвольно втягивается в игровое действие, пассивно поглощая предлагаемую информацию. Важной

задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения. Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения. Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся - потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, экзистенциальной, морально-нравственной. Решение этой задачи реально на путях использования игровых технологий в обучении истории.

Теоретические представления о дидактических возможностях игры
нашли отражение в поисках педагогики, согласно которой, развитие ребёнка
обусловлено природосообразностью, культуросообразностью и

свободосообразностью. Аналогия развития ребёнка с развитием «человеческого рода» отражалась в идеях дидактической игры как игры-драматизации, разыгрывания-представления, позволяющих прожить, воспроизвести прошлое, приобщиться к социальному опыту человечества. Согласно исследованиям социальных психологов (Д.Мид, Э.Берн), игра представляет собой модель социального взаимодействия, является средством усвоения ребёнком социальных установок, приобретения социальной компетентности. В настоящее время внимание учителей истории всё более обращено на нетрадиционные методики в обучении, в том числе игровые. Сформулированы новые задачи исторического образования, которые требуют реализации личностно-ориентированного обучения, поиска соответствующего содержания и технологий. Новое содержание предусматривает альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, допускает неоднозначные этические оценки личности и исторических событий.

Игра по своей природе синтетична, она востребует рациональную, иррациональную, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Обладая свободным характером, игра в непринуждённой, ненавязчивой форме, непроизвольно способствует освоению знаний, пониманию фактов, событий, процессов, приобретению умений, навыков, способов творческой деятельности, содействует развитию творческих способностей учащихся, осуществляет функцию психолого-педагогической коррекции.

Состояние научной разработанности проблемы. Анализ литературы позволяет говорить о результативных теоретико-методологических исследованиях проблематики игры как феномена культуры, развития личности и ее социализации, творчества в игровой деятельности (Й.Хейзинга, Дж.Г.Мид, К.Левин, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин), о значительных дидактических достижениях в исследовании значения и сущности технологии игры в обучении (П.И.Пидкасистый, М.В.Кларин, Г.К.Селевко, С.А.Шмаков), о методических исследованиях проблем содержания и видов игровой деятельности - основные принципы подготовки организации, анализа учебных исторических, методические основы проведения исторических игр, концепция драмогерменевтики, игр-упражнений.

В то же время проблема остается актуальной в силу недостаточной разработки методологии и теории инновационного процесса на базе игрового эксперимента, методики игровых технологий в современном преподавании истории, исследование вопросов возрастного и личностного развития школьников, динамики мотивов исторического познания, рефлексивной культуры учащихся в игровой деятельности и др.

Из сопоставления современного состояния методики обучения истории и взглядов философов, педагогов, психологов на функции игры в обучении и воспитании ребёнка вытекает основное противоречие между потребностями современной методики обучения истории в освоении инновационных технологий и традиционной системой преподавания, которое конкретизируется

в следующих частных противоречиях между: когнитивно-ориентированным массовым обучением и потребностью в личностно-ориентированном образовании; традиционной методикой преподавания истории, нацеленной на получение, запоминание и последующее воспроизведение знаний, преподносимых в готовом виде, и потребностью в развитии личности человека, реализующего свои творческие способности; несвободным характером обучения, направленным на развитие внешней мотивации, и потребностью развития личности ученика, обладающего внутренней мотивацией и нравственно-волевой регуляцией познавательных мотивов.

Таким образом, выявленные на основе анализа научной литературы и имеющегося опыта использования игровых технологий в историческом образовании противоречия, свидетельствуют о существовании проблемы использования игровых технологий в обучении истории, необходимости разработки её теоретико-методологических основ и практики применения. Данное обстоятельство определило выбор темы исследования «Игровые технологии в обучении истории как средство развития личности учащихся 5-8 классов».

Цель исследования: теоретическое обоснование методики игровых технологий в обучении истории и экспериментальная проверка их влияния на развитие личности учащихся, ученического коллектива (5-8 классов).

Объект исследования: процесс обучения истории в школе.

Предмет исследования: реализация игровых технологий, способствующих развитию личности школьников в обучении истории (в 5-8 классах).

В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие положения. Игровые технологии, введённые в процесс обучения истории, способствуют личностному развитию учащихся - потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельностной, коммуникативной, экзистенциальной, морально-нравственной сфер личности

учащихся. Игровые технологии являются средством психолого-педагогической коррекции личности, содействует сплочению классного коллектива. Это достижимо при условии:

выявления и разработки целей, содержания и механизма развития личности ученика в игровой деятельности при обучении истории;

реализации игровых технологий в обучении истории учащихся 5-8 классов в их свободном выборе;

- организации педагогических ситуаций, обеспечивающих субъект-
субъектные отношения между играющими школьниками и педагогами.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ философских, педагогических, психологических и дидактических основ методики игровых технологий в обучении и воспитании учащихся.

  2. Разработать теоретическую модель опытно-экспериментальной работы.

  3. Проверить опытно-экспериментальным путём эффективность использования игровых технологий в обучении истории как средства личностного развития учащихся (5-8 классов).

Методологическую основу исследования составили труды философов, посвященные проблемам игры как феномену культуры, диалога культур в процессе социализации личности, свободного воспитания, о значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, И.Хейзинга, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман, Х.Данкен, В.С.Библер). А также -психологические концепции развития личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработанные зарубежными авторами (В.Штерн, К.Левин, С.Слиозберг, Ж.Пиаже, Э.Берн), положения гуманистической психологии о самоактуализации личности (А.Маслоу), фасилитирующем обучении (К.Роджерс); обоснование прогенеративной роли образования в развитии личности, учение о зонах актуального и ближайшего развития,

исследованные отечественными авторами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А.Амонашвили).

Дидактические вопросы инновационных технологий, рассмотренные В.П.Беспалько, классификация и основные характеристики учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр, описанные О.С.Газманом, М.В.Клариным, Г.К.Селевко, концепция игры как феномена культуры учащихся, и их игрового поведения в коллективе С.А.Шмакова, а также классификации учебных игр по истории Г.А.Кулагиной, М.В.Коротковой, Л.П.Борзовой. Важность для исследования динамики личностных изменений составили работы И.СЯкиманской, Н.А.Алексеева.

Методы исследования определились его целью, необходимостью решения методологических, теоретических и практических задач: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы и научное обобщение педагогического опыта теоретического моделирования игровых технологий. Эмпирические методы использовались для диагностики характера влияния игровых технологий на развитие личности учащихся - наблюдение, анкетирование, тестирование, а также статистические методы обработки данных диагностического и формирующего этапов эксперимента. В ходе опытно-экспериментальной работы применялось моделирование игровых технологий, направленных на развитие личности школьников 5-8 классов. На заключительном этапе осуществлялся анализ результатов использования игровых технологий в обучении истории, обобщение, систематизация и описание полученных результатов.

База исследования: в целом, на протяжении всех лет, в исследовании приняло участие 480 учащихся (с пятого по восьмой класс). Это учебные заведения Чкаловского района г.Екатеринбурга: МОУ № 156, два потока учебных классов с 5 по 8 класс, в том числе участники Клуба Исторических Игр. Исследования проводились на основе семи учебных параллелей (в каждой

из которых один класс был контрольным). А также пятиклассники и шестиклассники гимназии № 177, в том числе коллектив Клуба Исторических Игр. Диагностирующий материал был также получен при исследовании пятиклассников МОУ № 102 г.Екатеринбурга. В апробации игр принимали участие учителя названных учебных заведений (19 чел.) и студенты второго и четвертого курсов исторического факультета Уральского педагогического университета в качестве разработчиков игровых технологий по истории (25 чел.) и студентов-практикантов (5 чел.), а также 7 родителей.

Продуктивности разработки проблемы и темы исследования способствовала работа соискателя в двух образовательных учреждениях в качестве учителя истории и руководителя Клубов исторических игр, организатора игровых акций для подростков МОУ № 156 и гимназии № 177.

Этапы исследования: исследование проводилось в течение 1995 - 2002 гг. и состояло из трёх этапов:

На первом этапе (1995 - 1996 г.г.) проводился теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, посвященной проблеме роли игры в жизни и в образовании, в том числе и в историческом образовании, месте и роли игры в методике преподавания школьных предметов, ее развивающем потенциале, изучалось состояние проблемы использования игровых технологий в обучении истории. Это дало возможность спроектировать теоретическую модель предстоящей опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1996 - 2000 г.г.) началось проведение лонгитюдного эксперимента на базе двух школ, в котором практически осуществлялась модель опытно-экспериментальной работы, применялись созданные нами игровые технологии, обрабатывалась полученная информация. Целью эксперимента была разработка содержания, технологий, организационных форм применения учебных исторических игр.

На третьем этапе (2000 - 2002 г.г.) осуществлялся синтез теоретического анализа и практического применения философско-педагогических, психологических и методических основ игровых технологий в обучении истории. Оформлялись и обрабатывались материалы, полученные в результате эксперимента, разрабатывались научно-методические рекомендации по использованию игровых технологий в обучении истории, проводилась дальнейшая апробация результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Систематизированы теория и методология игровых технологий в методике обучения истории (философия, психология, педагогика и методика игры).

  2. Предложена теоретическая модель, определяющая сущность и виды игровых технологий, способствующих личностному развитию школьников (5-8 классов).

  3. Разработаны и реализованы в опытно-экспериментальной деятельности авторские игры в обучении истории (игры-упражнения, поисковые игры, театральное действо).

  1. Исследовано практическое применение игровых технологий в обучении истории и их влияние на динамику классного, игрового коллектива.

  2. Разработаны научно-методические рекомендации для учителей истории и студентов педвуза по использованию игровых технологий в обучении истории.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

  1. Обосновании игровых технологий в методике преподавания истории в качестве актуальных при реализации личностно-ориентированной образовательной модели в современной социокультурной ситуации.

  2. Выявлении педагогических условий реализации игровых технологий в обучении истории в целях развития личности учащихся и классного коллектива (разработка целей, содержания и механизма развития личности ученика;

свободный выбор учащихся; организация субъект-субъектных отношений между играющими школьниками и педагогами).

3. Обосновании блока методик, позволяющих диагностировать динамику развития личности «играющего».

Практическая значимость исследования состоит в:

создании учебно-методического комплекса игровой технологии в обучении истории, содержащего разработанные и апробированные авторские игры (игры-упражнения, поисковые игры - «Я- археолог», «Я- этнограф», «Я-архивист», театральное действо «День культуры Древней Греции», «Поход на Югру»).

разработке научно-методических рекомендаций для учителей и студентов педвуза по использованию игровых технологий в обучении истории.

в создании учебных программ: Клуба Исторических Игр для школьников и для студентов исторического факультета педвуза «Технологии моделирования исторических игр».

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования определяются использованными теоретико-методологическими положениями, достаточной протяжённостью опытно-экспериментальной работы, её повторяемостью, воспроизводимостью результатов, использованием методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачам, а также их количественным и качественным анализом, личным участием автора как организатора замысла исследования.

Положения выносимые на защиту:

  1. Игровые технологии в историческом образовании являются актуальными в современной социокультурной и психолого-педагогической ситуации.

  2. Реализация игровых технологий в обучении истории адекватна личностно-ориентированной образовательной модели и предполагает применение содержания, организационных форм и методов обучения в целях личностного развития «играющих» школьников.

  1. Использование игровых технологий требует совершенствования педагогической компетентности учителей истории, развития их творческого потенциала.

  2. Учебно-методический комплекс по игровой технологии в обучении истории, содержащий авторские игровые технологии.

Философско-психологические основы развития личности в игровой деятельности

В данном параграфе мы рассмотрим философско-психологические аспекты развития личности в обучении в процессе использования игровых технологий. Направленность на активные формы обучения характерна современному, в том числе и историческому образованию. Это связано с глобальными изменениями, происходящими в современном мире. К ним мы относим императив выживания человечества, ноосферное мышление, тенденции демократизации и гуманизации жизни. Постоянно увеличивающийся количественно и качественно поток информации, расширение и углубление диалога культур, появление инновационных технологий требуют соответствующих знаний и умений для приобретения способности ориентироваться в нарастающем потоке информации. Для этого необходимо не только умение воспринимать и запоминать информацию, но умение её творчески перерабатывать, видеть проблемы и решать их. Поэтому задачей образования становится сложная проблема социализации подрастающего человека в современной социокультурной ситуации, гуманистическое понимание которой предполагает его самоактуализацию с приобретением черт идентичности, развитие творческого потенциала.

Цели образования тесно связаны с целями жизни общества. Жизнь определяет образование, образование воздействует на жизнь. Проблему взаимосвязи и взаимозависимости целей жизни и целей образования исследовали многие авторы. В частности философ и педагог С.И.Гессен. Вопрос о целях жизни человеческого общества он связывал с культурой человека. Он выделил в культуре три составляющие части: образованность, гражданственность и цивилизацию. В свою очередь понятие «образованность» включает науку, искусство, нравственность и религию. Понятие «гражданственность» включает в себя право и государственность, «цивилизация» - хозяйство и технику. Так, в составе жизни человека он различал три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию [1]. Жизнь человечества - это постоянное развитие. Развитие предполагает дополнение и сохранение прошлого, а не простое его воспроизведение. Развитие есть только там, где есть история. В свою очередь, история есть только там, где есть культура, писал Гессен [2]. Таким образом, образование есть не что иное, как культура индивида. Поэтому цели образования составляют культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщён человек [3]. Мы разделяем его позицию и считаем её продуктивной для современного исторического образования. Однако, достижение данной цели во многом зависит от того, каким способом человек будет приобщён к культурным ценностям, какие методы при этом будут применяться. Используя современную терминологию, мы можем сказать - речь идёт о педагогических технологиях. С этих позиций следует заметить, что современной дидактике противоречат основные установки дидактики Я.А.Коменского «Бумага - это ученики, в умах которых должны отпечататься литеры наук. Печатный станок - это школьная дисциплина, которая всех располагает и принуждает воспринимать науку» [4].

Негативные последствия насаждения такого принципа в обучении были отмечены выдающимися педагогами прошлого ещё в XIX веке, в частности, Л.Н.Толстым, стоявшем на принципах педагогики ненасилия, свободы в образовании. В XX веке, стало очевидным, что знания и умения выпускника школы устаревают ещё до его выхода из учебного заведения. Рассуждая о кризисе культуры в своём трактате «В тени завтрашнего дня», опубликованном в 1935 году, Й.Хейзинга отмечал опасность всеобщего ослабления способности суждения. Причину такой опасности философ объяснял так: «В обществе с обязательным народным образованием, всеобщей и немедленной гласностью событий повседневной жизни и широко проведённым разделением труда, средний индивидуум всё реже и реже оказывается в условиях, где от него требуется собственное мышление и самопроявление» [5].

Эти опасения поддерживал и советский философ Э.В.Ильенков, делая выводы, основанные на наблюдении советской школы. Он писал о недостатках обучения, основанного на передаче знаний в готовом виде, считал, что в традиционном обучении от ребёнка ускользает реальное богатство жизни, не востребуется его жизненный опыт. Всё в мире становится лишь «кладовой наглядных примеров», подтверждающих бессмысленно заученные в школе истины. В результате, человек видит в вещах лишь то, что подтверждает слова учителя, на остальное не обращает внимания [6].

Разрушающее влияние функционального подхода к ребёнку как к объекту учебного процесса сказывается и на воспитании личности. Оказавшись в условиях, несовместимых с привычными школьными истинами, человек либо легко меняет одни догмы на другие, либо с недоверием относится ко всему, становится скептиком [7]. С тех пор, как названные недостатки традиционного обучения были замечены, ведётся поиск альтернативных образовательных моделей. Такой стала в настоящее время модель личностно-ориентированного обучения, востребующая креативность личности и с ней поисковые, исследовательские, дискуссионные, игровые технологии.

Дидактические основы игровых технологий в обучении истории

В данном параграфе мы рассмотрим востребованность игровых технологий в связи с пересмотром целей и содержания образования, в том числе и исторического, стимулируемого переосмыслением взглядов общества на прошлое. Этот процесс, сопровождается увеличением объёма информации и ее источников, что приводит к необходимости научить школьников умению ориентироваться в широком информационном пространстве литературы об отечественной истории, новых оценках событий прошлого. Здесь же встает вопрос о предупреждении опасности учебных перегрузок, отражающихся на физическом и психологическом самочувствии учащихся. Это стало причиной использования инновационных технологий, которые относят к здоровье сберегающим. Для инновационного типа обучения характерен процесс и результат такой образовательной деятельности, которая стремится вносить существенные изменения в культуру, социальную среду[1]. К инновационным видам деятельности относят поисковую, дискуссионную, игровую технологии.

Игра на уроке истории является активной формой учебного занятия, в ходе которого моделируется ушедшее прошлое. Так учащийся «проживает» историческую ситуацию. Игра затрагивает сущность и содержание познавательной деятельности, влияет на эмоциональный и эстетический аспекты восприятия учащимися содержания исторического материала. Это определяется, в первую очередь, специфической природой исторического знания. Прошлое, запечатленное в исторических источниках, не утрачено безвозвратно, оно связано с настоящим. Однако оно закрыто для нас как объективная реальность. Это ставит перед историческим познанием двойную задачу: во-первых, поиска и фиксации исторических фактов, во-вторых, проникновение в смысл исторических событий, который чаще в фактах не раскрывается. Если первому аспекту исторического познания более соответствует исследовательская форма, то второму - игровая («вживание» в образ, в историческое время) [2]. Через понимание чувств, мыслей своего героя и осознание специфики его времени происходит моделирование исторической реальности. Такая задача для играющего интересна, она пробуждает мотивацию к познавательной деятельности. Одновременно это сложная задача, поскольку требует мобилизации всех качеств личности.

Для того, чтобы изучить механизм влияния игровой технологии в обучении истории на личность учащегося, рассмотрим структуру качеств личности, в которой сочетаются как качества наследственные, так и социальные, приобретённые. По их соотношению в структуре личности различаются четыре иерархических уровня подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову) [3].

1. Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью, они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, национальными, возрастными особенностями.

2. Уровень особенностей психических процессов - характер индивидуальных ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, воли. Мыслительные логические операции - анализ, синтез, абстрагирование, ассоциации, сравнения и т.д. - играют большую роль в учебной деятельности и называются способами умственных действий.

3. Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества как знания, умения, навыки, привычки. Их делят на две группы: те качества, что формируются в процессе изучения школьных дисциплин (знания, умения и навыки) и качества, приобретаемые в практической деятельности (сфера действенно-практическая).

4. Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие его отношение к миру: интересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности. Морально-этические и эстетические взгляды вместе с определённым комплексом знаний, умений и навыков представляют сферу эстетических и нравственных качеств [4].

Поскольку важнейшим образовательным компонентом являются знания, приобретение которых становится источником развития личности, остановимся на их характеристике. Г.К.Селевко предлагает следующую классификацию категории знание. По локализации отражения: индивидуальные (личностный опыт) и общественные (продукт опыта многих поколений). При этом обучение является переводом общественных знаний в индивидуальные. По форме отражения знания делятся на знаковые, вербальные (теоретические), образные (образы, воспринятые органами чувств). Выделяются также вещественные знания, существующие в предметах труда, искусства. По психологическому уровню выделяют знание -узнавание, воспроизведение, понимание, применение, автоматические действия, отношение, потребность. По степени обобщённости: факты - явления, понятия -термины, связи - закономерности, гипотезы - теории, методологические знания, оценочные знания [5].

Другим важнейшим образовательным компонентом являются умения и навыки, которые характеризуют процесс, способ действия. Умение определяется как «способность личности к эффективному выполнению определённой деятельности на основе имеющихся знаний в изменённых или новых условиях». Навыки - «это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля».

Теоретическая модель развития личности учащихся с использованием игровых технологий в обучении истории

При проектировании теоретической модели развития личности учащихся 5-8 классов с помощью игр в обучении истории мы исходили из сложности игровой технологии, которая кроется в особенностях игровой деятельности, связанных с непринуждённостью, самопроизвольностью, самоценностью, отсутствием практической направленности, ориентации на результат. В то же время, обучение само по себе процесс целенаправленный, имеющий заранее поставленные дидактические цели, и ориентированный на определённые результаты. Поэтому учебная игра является внутренне противоречивым педагогическим явлением, и нам предстояло преодолеть названную противоречивость. Экспериментальные исследования показали возможность успешного разрешения противоречия между целями обучения и использованием игровых технологий за счет достаточно высокой эффективности игровых технологии в обучении истории, об этом скажем ниже.

Понимание игровой технологии как эвристического конструирования эталонов или оригиналов, реализуемое в процессе творческой деятельности, ориентирует на постановку обучающих, развивающих и воспитательных задач, выбор диагностируемых критериев для достижения педагогически целесообразного контроля за процессом развития личности «играющих» школьников.

Целью опытно-экспериментальной работы было , проследить влияние игровой технологии на развитие личности учащихся, рассмотреть взаимосвязь содержания с типологией игры и возрастом учащихся, а также соотнести конкретные игры с учебным курсом по истории. В ходе эксперимента изучался спектр целевых ориентации учебной игры: обучающие, развивающие и воспитывающие. В дидактической литературе мы встретили определение целевых ориентации игровых технологий, в частности у Г.К.Селевко - дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. В целом разделяя подходы названного автора, мы все же формулируем три цели — обучающие, развивающие и воспитывающие. Что касается социализирующих целей игры, то, придавая этому большое значение, о чем писали в первой главе, все же связываем проблемы социализации личности с воспитанием человека.

Еще одной значимой для нашего исследования проблемой было отслеживание влияния игровых технологий на формирование и развитие сплочённости классного коллектива «играющих» школьников.

Задачи экспериментальной работы по использованию игровых технологий в обучении истории:

1. Изучение эффективности игровой технологии для личностного развития в зависимости от вида игры и возраста «играющих» (игры-упражнения, имитационно-моделирующие, поисковые, ролевые, в том числе со структурированной дискуссией, театральное действо, игры-драматизации).

2. Исследование эффективности комплекса используемых нами игровых технологий, их взаимодополняемости в плане личностного развития детей (компенсации недостатков одних технологий достоинствами других).

3. Изучение влияния игры на учебный процесс в целом.

4. Изучение влияния игры на процесс развития личности учащихся в разных возрастных периодах, а также на жизнь классного коллектива (с 5 по 8 класс).

Гипотетически мы полагали, что если в процесс обучения истории ввести игровую технологию, то можно проследить следующие изменения.

1. Более эффективное формирование знаний и умений за счёт активной самостоятельной работы, самообразования. Это достигается более глубоким изучением игрового материала. В ходе подготовки и проведения игры будут развиваться следующие умения учащихся:

Умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор оптимального пути их достижения, построение алгоритма деятельности, умение планировать свою деятельность в игре).

Умения и навыки организации собственной учебной деятельности (определение порядка и способов умственных действий).

Умения и навыки восприятия информации (работа с историческими источниками, с книгой, конспектирование, библиографический поиск, работа в Интернете, справочным материалом, внимательное восприятие информации, управление вниманием, наблюдение, запоминание).

Умения и навыки мыслительной деятельности (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация, обобщение, систематизация доказательств, построение ответа, рассказа, речи, формулирование умозаключений, выводов, аргументирование, решение проблем).

Похожие диссертации на Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы)