Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан Мухаметшина Резеда Фаилевна

Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан
<
Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаметшина Резеда Фаилевна. Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Казань, 1997 214 c. РГБ ОД, 61:98-13/464-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические предпосылки изучения поэзии символистов в национальной школе 13

1.1. Осмысление поэзии символистов русской критикой и литературоведением как основа изучения символистской лирики в национальной школе 13

1.2. Особенности поэтики русского символизма 48

1.3. Специфика восприятия учащимися национальной школы произведений русских поэтов 65

Глава 2. Система изучения поэзии символистов в средних и старших классах национальной школы опытно-экспериментальное обучение

2.1. Состояние изучения поэзии символистов в методике и школьной практике 83

2.2. Усвоение выразительности поэтического языка Д.Мережковского, К.Бальмонта, В.Брюсова, Ф.Сологуба, А.Блока, И.Анненского учащимися средних классов в процессе анализа лирического произведения 97

2.3. Монографическое изучение творчества В.Брюсова на уроках литературы в выпускном классе 164

2.4. Итоги опытно-экспериментального обучения 185

Заключение 194

Библиография

Введение к работе

Введение в программы высокохудожественных произведений, подлинных шедевров русской, родной, зарубежной литературы разных эпох, положило начало пересмотру всей системы школьного литературного образования.

Открытием нового художественного мира стала для школьника литература XX века. Особый интерес представляет поэзия "серебряного века", включенная в школьные программы по литературе.

Понятие "серебряный век" прежде всего связано с символизмом, литературно-художественным направлением конца XIX начала XX столетия. Творческое наследие символистов - примечательное явление не только русской, но и мировой культуры. Поэтические творения К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, А.Белого, В.Я Брюсова, Д.С. Мережковского, Ф.Сологуба и других символистов обладают высокой художественной ценностью: в них "при гуманистической устремленности и правдивости содержатся приобретения и открытия, воплощены глубокие обобщения человеческих отношений,характеров и судеб, всеобщезна-чимых психологических состояний и чувств" /8, 21.

Поэзия символизма вобрала в себя лучшие достижения и открытия русского классического стиха: полифоничность и разнообразие форм, музыкальность и живописную пластичность слова, философское звучание и гуманизм. Символисты, по-новому решая вопросы метрики и ритмики, словесной инструментировки, строения и ритма образов, соверши- ли переворот в истории русской поэзии XX века: «Именно символисты научили поэтов, писавших после них, открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла и тем самым способствовали обогащению современного стихотворного языка» /153,34/.

С новым материалом на занятия в школу приходят новое идейно-эстетическое содержание и словесно-выразительная образность, иное видение жизни, что способствует развитию эмоционально-духовных качеств учеников, формированию у них эстетического вкуса, воспитанию чувства прекрасного. Изучая поэзию символистов, школьники расширяют свои представления о картине развития искусства в сложнейшую эпоху рубежа XIX-XX веков, обогащают знания об образном богатстве поэзии, о «звукописи» и «цветописи» стиха, а также получают сведения об особенностях образа - символа.

Опыт показывает, что изучение поэзии символистов в школе сопряжено с определенными трудностями, которые можно объяснить своеобразием и сложностью теории и практики символистов, а также тем, что в школе еще не сложились традиции методического осмысления их творчества. Это определило выбор темы исследования и ее актуальность. В настоящее время назрела необходимость в специальном целенаправленном изучении закономерности преподавания, восприятия и усвоения поэтических произведений символистов учащимися национальной школы.

Эффективность поисков в этом направлении определяется достижениями литературоведческой науки по вопросам теории и практики поэтов-символистов /Вл. Н. Орлов, П.П.Громов, Л.А.Колобаева, В.В.Куприяновский, Е.В.Ермилова, М.Л.Гаспаров, А.ВЛавров, Д.Е.Максимов, З.Г.Минц, Ж.Нива, Л.К.Долгополов и др. /.

В трудах философов и эстетиков /А.И.Буров, М.С.Коган, Л.Н.Столович, Ю.Б.Борев, Н.К.Гей и др. / выявляются специфические черты процесса восприятия и делается важный вывод о том, что худо- жественная деятельность, необходимая для восприятия искусства, аналогична процессу художественного творчества, а «структура личности реципиента... подобна личности художника» /198, 90/.

На основе изучения этапов восприятия, структурных элементов эстетического сознания человека, выражающего «его активное, действенное стремление к гармонии, совершенству, к идеалу прекрасного» /50, 30/, психологи /Л.С.Выготский, Л.Г.Жабицкая, О.И.Никифорова, Б.М.Теплов, и др. / приходят к выводу о том, что труд читателя носит творческий характер.

Творческое чтение, умение понимать поэтический язык литературы являются признаками литературного развития школьников. Проблемы литературного развития решаются в трудах методистов О.Ю.Богдановой, Т.Г.Браже, Г.Н.Ионина, Е.В.Квятковского, Т.Ф.Курдюмовой, Н,Д.Молдавской, Н.Н. Светловской и других.

В методической науке широко исследуются вопросы изучения поэтического текста /К.В.Мальцева, И.Х.Майорова, З.Я.Рез, Р.Д.Мадер/, разрабатываются проблемы изучения художественного произведения в национальной школе / М.Г.Ахметзянов, К.М.Нартов, С.М.Петрова Л.В.Тодоров М.В.Черкезова и др./; проблемы изучения поэтического слова в стихотворной речи рассматриваются в методических работах, посвященных формированию теоретико-литературных понятий /Г.И.Беленький, Н.И.Громов, О.А.Загаштокова, М.А.Зальдинер, А.А.Липаев, К.В.Мальцева, Н.И.Прокофьев З.С.Смелкова и др. /.

В педагогике и дидактике /М.А.Данилов, Л.В.Занков, М.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин/ выявлены особенности обучения - традиционного и развивающего /И.Н.Скаткин/. Г.Д.Кириллова, Б.Н.Журавлев, М.И.Махмутов провели исследования в области форм организации деятельности учащихся; на современном этапе определена структура урока, обеспечивающего развитие способностей ученика /Г.Д.Кириллова/.

Постановка проблемы исследования. В национальной школе сложились определенные противоречия между новыми задачами программ литературного образования и старыми подходами к преподаванию сложной, «металогической» поэзии символистов. Причиной тому стали: отсутствие методических исследований, посвященных изучению поэзии символистов в школе; незнание учителем путей изучения поэзии символистов, обеспечивающих возможность полноценного художественного восприятия произведений.

Сформированная таким образом проблема исследования определяет необходимость преодоления указанных противоречий. Отсюда и цель исследования - теоретически обосновать и практически разработать систему изучения поэзии символизма с учетом его особенностей и специфики восприятия в курсе литературы национальной школы, определить содержание этапов и методику работы на каждом из них.

Объект исследования - процесс восприятия и изучения лирики учащимися национальной школы в курсе русской литературы.

Предмет исследования - методическая система изучения поэзии символистов в ее художественно-эстетической, нравственно-педагогической специфике.

На основе изучения трудов современных ученых и наблюдений практики школьного литературного образования была сформулирована концепция исследования, суть которой заключается в следующем: изучение поэзии символистов в школе требует системного подхода и целостной организации деятельности учащихся в процессе освоения символистской лирики во всем богатстве и сложности художественно-го_своеобразия.

Исходные положения исследуемой темы:

1) Анализ предполагает определение особенностей поэтики сим волизма. К таким особенностям литературоведы относят крайнюю субъективность образа - символа, суггестивность. повышенную ассоциативность, металогичность. импрессионистичность, свободную комбинацию тем и образов и т.п. Необходимость учета специфических качеств символистской поэзии состоит в том, что учащиеся не только глубоко познают и осмысляют произведение, но и воспринимают его во всем богатстве содержания и художественной формы.

2) Понимание школьниками образного, эмоционально- оценочного, логико-понятийного начала поэзии символистов достига ется лишь при системном подходе, когда учащиеся с V класса получа ют возможность приобщиться не только к русскому классическому стиху, но и к поэзии сложной, металогической, «берущей звуки со всех клавиатур и краски со всех палитр» /Т.Готье/. При таком подходе можно наблюдать творческие открытия и приобретения символизма, синтезирующего в себе все предшествующие методы, опыты и формы поэтического творчества в контексте как русской, так и мировой по эзии.

Эта теоретическая концепция формулируется в исследовании как рабочая гипотеза: восприятие поэзии русского символизма учащимися национальных школ будет полноценным, художественным, если осуществить принципы отбора символистских произведений с учетом их художественной ценности и возрастных особенностей школьников, если поэтические произведения символизма будут изучаться с учетом его типологических особенностей, если будет разработана методика работы над поэтическим словом на разных этапах системы изучения лирики символистов, если в процессе чтения, анализа, интерпретации будут учитываться особенности восприятия поэтических текстов учащимися национальной школы.

Исходя из постановки проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы были поставлены следующие задачи: изучить работы по теории и истории литературы, философии, педагогике, психологии, теории и методике обучения литературе, имеющие непосредственное отношение к проблеме исследования; обосновать возможность изучения поэзии символизма с учетом особенностей его поэтики; разработать и экспериментально проверить методическую модель системного изучения произведений поэтов-символистов в национальной школе.

Методическая модель предполагает: распределение учебного материала от частного к общему: от изучения творчества отдельных поэтов-символистов к формированию общего представления о поэтике и эстетике русского символизма; постепенное усложнение теоретико-литературного материала, углубление поэтического анализа; соответствие принципов отбора и распределения материала эмоционально-познавательной деятельности учащихся, восприятию и осмыслению поэзии в национальной школе.

Основными методами исследования являются: а) теоретические: изучение трудов философов, эстетиков и литературоведов, в которых рассматривается проблема художественного восприятия поэтического произведения; анализ психологической, методической, учебной литературы, связанной с темой диссертации; теоретический анализ основных положений предлагаемой методики, на основе которых выдвинута гипотеза исследования; б) эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение и анализ уроков учителей- экспериментаторов, беседы с учителями и учащимися, анализ устных и письменных ответов учащихся, обобщение собственного опыта практической работы с учащимися национальной школы, обобщение опыта передовых учителей республики.

Научная база работы. Методологической основой исследования являются труды по философии, эстетике, психологии, методике, в которых рассматриваются проблемы художественного восприятия, интерпретации и анализа поэтического текста и работы ведущих литературоведов, освещающих в разных аспектах проблему теории и практики русского символизма.

Научная новизна исследования заключается в следующем: теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения поэтических произведений русского символизма с учетом особенностей его поэтики и особенностей восприятия этих произведений учащимися национальной школы; разработана методическая система, направленная на глубокое постижение символистской поэзии и развитие интереса к ней.

Теоретическое значение исследования состоит: 1) в научном обосновании необходимости системного, целенаправленного, последовательного изучения поэзии русского символизма; 2) в разработке научно-методической концепции организации этого процесса.

Практическая значимость исследования определяется современными задачами литературного образования и состоит в разработке учебной модели изучения произведений символистов в национальной школе на основе систематизации наиболее специфических качеств русской символистской поэзии.

Методическая модель, предлагаемая в исследовании, создает важные предпосылки для полноценного восприятия и повышения эффек- тивности анализа поэтических творений символистов и лирических произведений вообще.

Результаты исследования используются при подготовке программ и учебных хрестоматий по русской литературе для национальных школ Республики Татарстан, а также методических пособий для учителей.

Предлагаемая система уроков может быть использована учителями литературы как национальной, так и русской школы при изучении творчества поэтов-символистов.

Материалы диссертации могут быть использованы в качестве спецкурса для студентов педвузов, а также в курсе методики преподавания русской литературы в национальной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

Изучение поэзии символизма с учетом особенностей его поэтики способствует художественному восприятию поэтических произведений, развивает воображение и мышление, обогащает духовный мир учеников.

Включение анализа произведений символистов в многоступенчатую систему изучения лирики в средней школе позволяет сформировать целостное представление учащихся о поэтике и эстетике символизма.

Чтение, анализ, интерпретация лирических произведений символистов требует учета особенностей восприятия и изучения русской поэзии в национальной школе.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1989-1991 г.г. - наблюдение за преподаванием поэзии в школе, изучение и обобщение собственного педагогического опыта; опрос учителей и учащихся.

1991-1992 г.г. - начало экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента, анкетирование учителей и учеников, изучение письменных работ учеников по литературе; анализ трудов психологов, дидактов, литературоведов, методистов, теоретическое осмысление исследуемой проблемы, выдвижение рабочей гипотезы исследования.

1992-1994 г.г. - продолжение экспериментальной работы, реализация поискового и формирующего этапов эксперимента; теоретическое осмысление экспериментальных данных; уточнение выдвинутой гипотезы.

1994-1996 г.г. - завершение экспериментального исследования, корректировка и уточнение отдельных результатов формирующего эксперимента; начало работы по внедрению экспериментально-теоретических результатов исследования, оформление проделанной экспериментальной работы.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие учителя сельских школ Арского, Высокогорского, Зеленодольского, Мензелин-ского районов, городов Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска: заслуженный учитель школы РТ Нураева Ф.Н.; заслуженный учитель школы РСФСР Абракитова Г.А. - Арская средняя школа № 2; учитель-методист Абдуллина. С.Г.- Арская средняя школа № 3; старший учитель Накирова А.А. - Наратбашская средняя школа; учитель-методист Билялова Э.И. - Чепчуговская средняя школа; ведущий учитель Сидорова Э.С. - татарская гимназия № 5 г. Казани и др.

Внедрение результатов исследования в практику и их апробация. Основные положения и рекомендации по изучению поэзии символистов вошли в практику школ Республики Татарстан на основе программы и учебников, подготовленных кафедрой литературы Казан- ского государственного педагогического университета и методических публикаций диссертанта.

Апробация основных положений диссертации осуществлялась в докладах на «Голубковских чтениях» (Москва, 1997), на научных конференциях литературоведов Поволжья (Казань, 1992 г.), на педагогических чтениях, посвященных памяти ,Я,А.Ротковича (г. Самара, 1995 г.), республиканской конференции молодых ученых и специалистов (г. Казань, 1996 г.), на конференциях молодых ученых Казанского педу-ниверситета.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Осмысление поэзии символистов русской критикой и литературоведением как основа изучения символистской лирики в национальной школе

Символизм - одно из наиболее сложных и интересных направлений в художественной культуре конца XIX - начала XX века. Появившийся на стыке двух веков, в эпоху бурных социально-политических перемен, противостояния диаметрально противоположных мировоззрений, он стал предметом широкого исследования в литературе, философии, эстетике.

Осмысление поэзии символистов русской критикой и литературоведением является основой методического исследования, фундаментом школьного анализа лирических произведений А.Блока, В.Брюсова, А.Белого, Д.Мережковского, К.Бальмонта. "В основе школьного анализа всегда лежит литературоведческая концепция1 , - пишет В.Г.Маранцман, отмечая, что связь с литературоведением и критикой помогает осмыслению сложных художественных явлений, пониманию авторской мысли, верной оценке творчества художника /126, 4/.

Изучение поэзии символистов имеет давнюю тенденцию. Первыми исследователями были сами поэты-символисты, разработавшие проблемы сущности и признаков "нового искусства".

Д.Е.Максимов справедливо отмечает: "Символистская критика, созданная поэтами, с ее ярко выраженным для той эпохи элитарным характером ... резко отличалась от общераспространенной журнальной критики, прежде всего демократической" /125, 187/. Отличительными чертами символистской критики являйтся усиление субъективного начала, лиризм, подчеркнутое внимание к осмыслению проблемы свободы творчества критика. В работе "О искусстве" /1894/ Брюсов писал: "Разбор создания искусства есть новое творчество: надо, постигнув душу художника, воссоздать ее, но уже не в мимолетных настроениях, а в тех основах, какими определены эти настроения" /33, ,49/, Критические и литературоведческие работы ДМережковского, В.Брюсова, Ф.Сологуба, К.Бальмонта и др. представляют для нашего исследования большой интерес как особый тип творчества, созданный яркими представителями эстетики и философии символизма.

Первым по времени попытался теоретически осмыслить основы символизма Д.С.Мережковский в книге "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" /1893/. Причину кризиса, переживаемую литературой в конце 90-х годов XIX столетия, автор книги видит в "грубом материализме", будущее за идеализмом -"вечной потребностью человеческого сердца". С идеалистических позиций оценивает Мережковский весь путь русской литературы и выдвигает три составных элемента "нового искусства": "мистическое содержание", "символы" и импрессионизм.

Под "мистическим содержанием" Мережковский понимает "страдальческий образ распятого бога - самого чистого и святого воплощения духа народного" /131, 34/.

Поэзия "символов" - образное воплощение действительности, когда "сцены из будничной жизни обнаруживают откровение божественной стороны нашего духа" /131,41/.

Импрессионизм расширяет "художественную впечатлительность" современной ему руссхой словесности, помогая выразить неуловимые оттенки, бессознательное, темное, не открытое всем /131, 43/. Благодаря этим трем основным элементам "символизм делает самый стиль,

самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя" /131, 36/.

Так же , как и Д.С.Мережковский, теоретик нового направления, сотрудник журнала "Северный вестник", символист А.ЛВолынский видит преимущество "нового искусства" перед прежними литературными школами и направлениями в "идеалистическом миросозерцании". В статье "О символизме и символистах" он пишет: "Идеализм и символизм являются по своему содержанию выражениями равнозначащими, ибо и тот, и другой - один в теоретических построениях, другой в искусстве - показывают взаимное проникновение двух миров -видимого и невидимого" /45, 482/. В своих суждениях о новом искусстве Волынский разграничивает декадентство и символизм и определят последнее, как "сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества", "светлое искусство, которое соединяет небо и землю" /45, 482/. Разделение понятий "декаденство" и "символизм" было присуще для З.Н.Гиппиус, Н.М.Минского, Эллиса /Л.Л.Кобылинский/.

Особенности поэтики русского символизма

Изучение лирики в школе органически связано с процессом формирования духовного мира человека, его взглядов на жизнь, на людей, на себя.

Поэтому в связи с обновлением школьного преподавания литературы встает вопрос о методичеком осмыслении поэзии "серебряного века", несущей в себе огромные потенциальные возможности для развития личности, его нравственности, творческих начал, мышления, эмоций. Историческое значение русского символизма велико. Возникнув на рубеже веков, русский символизм сделался культурным событием европейского масштаба, сравнимым с литературой пушкинской эпохи, что позволило Николаю Бердяеву назвать этот период "серебряным веком" /84, 73/. Символисты смогли уловить и выразить трагические предощущения социальных потрясений начала нашего столетия. В их стихах звучит порыв к духовной свободе и единению людей. Лучшие произведения корифеев русского символизма ныне представляют собой огромную эстетическую ценность. Блок, Белый, Анненский, Брюсов, Сологуб и Бальмонт - творцы-художники с мировым именем. Они обновили, освежили русский поэтический язык, научили нас по-новому воспринимать поэзию, ее краски, образы, ритмику.

Особая роль символизма в истории поэтического языка начала XX века определяет отбор программного школьного материала по русской литературе, С одной стороны, символизм связан с русской поэзией XIX века. Характеризуя отношение символизма к поэтической традиции, В.М.Жирмунский писал: "Символизм в России не был связан с поэтическим наследием Пушкина, Его корни в романтическом течении русской лирики, восходящем к Жуковскому!" /76,202/.

С другой стороны, последующие литературные направления и отдельные поэты /акмеисты, футуристы, пролетарские поэты/ соотносили свою программу и свое творчество с поэтикой символизма. Таким образом, "символизм остается главной художественной школой в русской культуре XX века: все остальные школы либо продолжали, либо опровергали его" /84, 73/. И именно "с символизмом прежде всего связано понятие "серебряный век" русской поэзии" /10, 9/.

Поэтому без изучения поэтики символизма невозможно понять сложные процессы в литературе, которые произошли в дальнейшем, невозможно по достоинству оценить не только русскую поэзию XX века, но и европейскую поэзию. Богатство и разнообразие программного материала по символизму, общее и литературное развитие учащихся национальной школы, новый уровень их жизненной и ценностной ориентации дает возможность поставить перед работой над поэтическими произведениями перспективные цели, качественно отличные от тех, что выдвигались при изучении русской классической поэзии. В данной литературно-методической ситуации целесообразно обратиться к характерным эстетическим особенностям русского символистского стиха, к кардинальным понятиям теории литературы, связанным как с жанровыми, так и структурными особенностями поэзии XX века. Обращение к особенностям теории и практики символистов поможет учащимся освоить новый материал, а вместе с ним новое поэтическое содержание и его образное выражение.

Символисты были людьми яркой индивидуальности, высокой эрудиции. Они писали повести, пьесы, романы, поэмы, критические статьи и трактаты. Но особое место в их творчестве занимала лирика. Именно в коротких, психологически углубленных зарисовках и философских экскурсах в край абсолютной духовности раскрылась вся жанрово-стилевая и образная оригинальность их поэзии. Поэзия каждого из них многообразна в ее художественных, философских, религиозных поисках и проявлениях. У каждого в поэзии свой тембр голоса, своя палитра красок, свой облик, свой неповторимый мир поэтических образов. Символисты были людьми разных положений, характеров, взглядов, "и тем не менее все же было нечто общее, что действительно объединяло их, особенно на первых порах, в границах одного мировоззрения и одной эстетики" /153, 19/. Общность столь разных художественных индивидуальностей закреплялась в сходном отношении к слову, образу, ритму, искусству, жизни. Вл.Ходасевич писал в воспоминаниях, что "в них есть что-то общее, и не в описаниях только, но также и в личностях". /215, 155/. Поэтому, проанализировав ряд статей и книг, написанных поэтами и литературоведами /70, 72, 125, 153, 167, 184, 227/, мы попытались систематизировать наиболее общие специфические компоненты поэтики символизма, овладение которыми в школе поможет преодолеть сложности восприятия и изучения символистской поэзии учащимися национальной школы.

Состояние изучения поэзии символистов в методике и школьной практике

Миросозерцание человека в конце XIX - начале XX века, психологическая атмосфера рубежа веков во многом родственны предчувствиям и тревогам сегодняшнего дня. Этим, возможно, объясняется интерес к литературе "серебряного века", в том числе и к поэзии символистов. Символизм имел громадное значение в общем процессе развития русской литературы и определил многие черты в литературном движении XX века. "По широте своего мировоззрения, по привлечению самых разнообразных отраслей философии к обоснованию своих эстетических воззрений, по энциклопедичности образования они являлись наиболее крупной школой в России XX века. Людей такого размаха, как Брюсов, Сологуб, Белый, Блок, другие литературные направления выдвинули очень немного" /176, 41/.

Однако традиционное литературоведение смотрело на литературу той эпохи с особой строгостью - строгостью не эстетической, а идеологической, в результате картина русской литературы XX века изобиловала белыми пятнами, что, естественно, отразилось и на содержании школьных программ.

Имена таких поэтов, как А.Белый, К.Бальмонт, И.АнненскиЙ, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, были неизвестны современным школьникам. Долгое время поэзия русских символистов в школьном преподавании была представлена двумя именами - А.Блока и В.Брюсова.

Творчество Блока в школе изучалось в 11 классе монографически, но подавалось оно вне "контекста" эпохи, в отрыве от общей литературной картины столетия. О символизме говорилось как о юношеском несерьезном увлечении поэта, поэма "Двенадцать" анализировалась как революционная. Изучению поэзии Блока в школе посвящены методические работы ККонгарова, А.Кереевой, З.Рез, Б.Локшиной и др. В них рассматриваются различные пути подхода к творчеству поэта с точки зрения эффективности процесса вовлечения школьников в сложный мир блоковских творений.

Творчество В.Я.Брюсова в школе изучалось до 40-х годов нашего столетия. Идеологический подход был главным в отборе его произведений. Поэтому большое место в программах занимали стихотворения, написанные после Октября, посвященные Ленину, завоеваниям революции, науке. А творческий путь поэта освещался как путь преодоления символистско-декадентских взглядов и нахождения своего места в социалистической революции. В послевоенных школьных программах, учебниках и хрестоматиях его имя уже не упоминается.

В современных школьных программах по литературе большое место отводится изучению творчества поэтов-символистов Д.Мережковского, Ф.Сологуба, В.Брюсова, А.Белого и др. Однако практика показывает, что изучение нового материала вызывает у словесника определенные трудности. Поэзия символистов с ее осложненной ассоциативностью, повышенной метафоричностью, философской насыщенностью сложна для восприятия школьников национальной школы.

Г.А. Гуковский писал о необходимости и важности "строить само изучение произведения с учетом восприятия, опираясь на него" /63, 85/. Поэтому следующий этап нашего исследования связан с определением особенностей восприятия учащимися символистской поэзии. Но прежде чем сделать это, мы считали необходимым выявить отношение учащихся к поэзии вообще и к поэзии символистов в частности. После изучения поэзии "серебряного века" в выпускных классах проводилось анкетирование. Ученикам была предложена анкета, состоящая из пяти вопросов:

1. Любите ли Вы поэзию? /да, нет, затрудняюсь ответить/.

2. Как Вы относитесь к урокам по изучению поэзии в школе? /считаю, что необходимы; предпочитаю уроки по изучению прозы; уроки поэзии не нужны/.

3. Каких поэтов-символистов Вы знаете?

4. Что такое символизм 5. Нравится ли Вам поэзия символистов? Мотивируйте свой ответ.

Эксперимент проводился в разных школах города Казани и ее сельских районах. Мы приводим анализ ответов учеников двух одиннадцатых классов городской татарской гимназии № 5 /60 человек/.

Из анкет мы получили следующую информацию: поэзию любят 49% учеников, затрудняются ответить на первый вопрос чуть больше 17%, 34% опрошенных из двух выпускных классов ответили, что не любят поэзии. Отношение к поэзии является своеобразным индикатором, во многом определяющим духовную утонченность человека, его эстетическое восприятие Мира и Бытия. Результаты ответов показали, что чуть меньше половины /49%/ готовы к восприятию поэзии, обладая для этого духовными потребностями.

Не случайно, 52% учащихся ответили, что уроки поэзии в школе необходимы. 26% опрошенных предпочитают уроки по изучению прозы и 22% считают, что уроки по изучению поэзии в школе не нужны. В ответах на второй вопрос отразились возрастные и психологические особенности современных старшеклассников, специфика их мироощущения в связи с уроками литературы. Цель четвертого и пятого вопроса анкеты - проверить теоретико-литературные знания старшеклассников. На вопрос, каких поэтов-символистов они знают, правильно и полно ответили 27% учащихся, т.е. они не написали ни одного поэтического имени, не имеющего отношения к символизму. И в то же время ни один ученик не смог перечислить более 2-3 имен. Круг ответов сводился к именам А.Блока, Д.Мережковского и А.Белого. 73% учеников ответили неправильно, называя символистами В. Маяковского, А.Ахматову, Н.Гумилева, М.Цветаеву, Б.Пастернака, СЕсенина, Результаты анкеты показали отсутствие у учащихся глубоких теоретико-литературных знаний /"символизм" и "серебряный век" получились тождественными друг другу/. А ведь система теоретико-литературных понятии-неотъемлемыи компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение или имя иллюстрирует то или иное понятие. Художественное произведение имеет ориентации как на читателя, так и на литературную традицию. Поэтому без овладения теоретико-литературными понятиями не может быть литературного образования, не может быть и полноценного восприятия поэзии символистов с ее образным, тематическим, интонационно-ритмическим многообразием.

Похожие диссертации на Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан