Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Мацыяка Елена Владимировна

Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе
<
Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мацыяка Елена Владимировна. Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 182 c. РГБ ОД, 61:04-13/98-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования сравнительно- сопоставительного анализа при школьном изучении художественных произведений 14

1.1. Психолого-педагогические основы приёма сопоставления и его место в практике школьного анализа 14

1.2. Литературоведческие и методические аспекты использования проблемно-сопоставительного анализа в изучении литературы. Вопросы видовой классификации сопоставлений 22

Глава 2. Решение темы революции и Гражданской войны в романах М.А.Булгакова «Белая гвардия», А.А.Фадеева «Разгром», М.А.Шолохова «Тихий Дон», Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго», их жанровая специфика 34

2.1 .Характеристика историко-культурного контекста 20-х гг. XX века. 34

2.2. Решение темы революции и гражданской войны в романах М.А.Булгакова «Белая гвардия». А.А.Фадеева «Разгром», М.А.Шолохова «Тихий Дон» и Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» 42

2.2.1. Основные особенности решения темы революции и Гражданской войны в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» 42

2.2.2. Авторская позиция и способы ее выражения в романе А.А.Фадеева «Разгром» 50

2.2.3. Решение темы Гражданской войны как трагедии народа в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» 61

2.2.4. Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» как роман о личности в революции 72

2.3. Жанровая специфика романов М.А.Булгакова «Белая гвардия», А.А.Фадеева «Разгром», М.А.Шолохова «Тихий Дон», Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» 79

Глава 3. Методика изучения темы революции и гражданской войны на уроках литературы в 11 гуманитарном классе 89

3.1. Изучение темы революции и гражданской войны в школьной практике. Констатирующий эксперимент 89

3.2. Основные принципы и направления работы по изучения темы революции и гражданской войны в 11 классе с использованием сопоставительного анализа 101

3.3. Методика сопоставительного изучения романов М.А.Булгакова «Белая гвардия», А.А.Фадеева «Разгром», М.А.Шолохова «Тихий Дон», Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» 118

3.3.1. Система уроков по изучению романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» 119

3.3.2. Система уроков по роману А.А.Фадеева «Разгром» 127

3.3.3. Изучение темы революции и Гражданской войны в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» 135

3.3.4. Методика изучения романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» 142

3.4. Методика обучения написанию сочинений сопоставительного характера на основе изучения темы революции и Гражданской войны...150

Заключение 160

Библиография 163

Введение к работе

Задачи обучения старшеклассников в классах и школах гуманитарной направленности - учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В связи с этим существенно расширяются возможности выстраивания образовательной траектории каждого ученика. Обучение в школах и классах гуманитарного профиля способствует индивидуализации обучения и социализации обучающихся.

Преподавание литературы в школе в последнее время претерпело значительные изменения. Особенно это касается курса литературы 20-века, изучаемой в 11 классе. Практически все существующие сегодня программы включают в себя имена и произведения, не изучавшиеся ранее. Речь идёт о творчестве М.Булгакова, И.Бабеля, Б.Пастернака, многих поэтов «серебряного века», А.Платонова, А.Солженицына и др. Те же произведения, которые изучались ранее, требуют иного подхода и осмысления.

В свете этого проблема анализа, интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного урока литературы. Применение многообразных видов сравнения в процессе обучения литературе способствует сочетанию синтетического и аналитического подходов к тексту, более глубокому и разнообразному анализу художественных произведений, их полноценному восприятию, усвоению идейного содержания, по-новому раскрывает изучаемый материал, помогает знакомству с литературным процессом, изучению теоретического материала. Разнообразные задачи, встающие перед учащимися в процессе сопоставительного анализа художественных произведений, способствуют возникновению интереса к литературе, созданию положительной мотивации, формированию деятельностного подхода к обучению, активизируют творческие способности учащихся.

Однако использование сопоставительного анализа в школьной практике порой носит эпизодический характер, не опирается на возрастные особенности мышления учащихся, логику восприятия текста и, следовательно, не достигает того результата, который мог бы быть получен вследствие системного и целенаправленного включения элементов сопоставительного анализа в школьную практику. Учащиеся должны не только уметь видеть основания для сравнения, сходство авторских позиций или даже сюжетные параллели, но и учиться через сопоставление глубже постигать художественный текст.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется важностью поисков эффективных приемов и путей анализа и интерпретации художественных текстов, помогающих формированию творческого квалифицированного читателя, способного к самостоятельной интерпретации литературного текста, осмыслению его как художественного целого.

Поиски новых, наиболее эффективных методов и путей анализа, приемов проникновения в мир художественных явлений всегда были важной составляющей методической науки. Большие возможности в этом отношении открывает сопоставительный (или сравнительный) анализ художественных текстов.

На сопоставительный анализ художественных произведений опирались в своих трудах такие известные литературоведы, как В.М.Жирмунский, Ю.Н.Тынянов, М.М.Бахтин, Б.М.Эйхенбаум, А.С.Бушмин, Г.А.Гуковский, Ю.М.Лотман, В.Е.Хализев и другие.

Прием сопоставления в процессе анализа художественных произведений использовали многие учителя и методисты XIX века и рубежа XIX -XX веков: К.Д.Ушинский, А.Д.Алферов, Ц.П.Балталон, Ф.И.Буслаев,

В.И.Водовозов, В.П.Острогорский, В.Я.Стоюнин, В.П.Шереметьевский и другие, включая его в систему работы.

В практике преподавания литературы XX века также активно используется сопоставительный анализ: в работах В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой, Н.О. Корста, Я.А. Ротковича, В.А. Никольского, Н.И. Кудряшева, С.А. Смирнова, О.Ю. Богдановой, Л.В. Тодорова Г.И. Беленького, Н.А. Демидовой, Т.Ф. Курдюмовой, З.Я. Рез, Т.Г. Браже, Н.Я. Мещеряковой, Н.Д. Молдавской, С.А. Зинина, В.Я. Коровиной, С.А. Леонова, Г.А. Обернихиной, Е.Н. Колокольцева, И.С. Збарского, В.Г. Маранцмана и других мы находим примеры использования приема сопоставления при изучении художественных произведений на уроках литературы. Значительный вклад в разработку теории сопоставительного анализа внесли такие исследователи, как Н.А. Соболев, А.К. Киселев, Н.М. Кязимов, Г.М. Семенова, С.А. Зинин, О.Б. Марьина.

Особенно важны такие приемы при анализе художественных произведений, посвященных одной теме, но написанных авторами, чьи позиции по данной проблеме кардинально различаются. Тема революции и Гражданской войны в литературе дает возможность разработать методическую модель изучения таких произведений.

Цель исследования - научно обосновать, разработать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа в 11 гуманитарном классе, способствующую литературному развитию учащихся, связанному с восприятием ими произведений о революции и Гражданской войне и умением анализировать и интерпретировать их.

Объект исследования - процесс анализа и интерпретации романов А. А. Фадеева «Разгром», М. А. Булгакова «Белая гвардия», М. А. Шолохова «Тихий Дон», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» на уроках литературы в 11 классе.

Предмет исследования - методика сопоставительного анализа художественных произведений, посвященных теме революции и гражданской войны, с целью углубления уровня их восприятия и интерпретации.

Гипотеза исследования:

Литературное развитие учащихся 11 гуманитарных классов, связанное с восприятием ими произведений о революции и Гражданской войне и умением анализировать и интерпретировать их, будет достигнуто, если: будет создана методика работы учащихся с текстами художественных произведений, посвященных теме революции и Гражданской войны, на основе сопоставительного анализа; будут созданы педагогические условия литературного развития учащихся, связанного с восприятием ими произведений о революции и Гражданской войне и умением анализировать и интерпретировать их; для изучения романов А. А. Фадеева «Разгром», М. А. Булгакова «Белая гвардия», М. А. Шолохова «Тихий Дон», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» в 11 гуманитарном классе будет разработан и использован комплект учебно-методических пособий;

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

Изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую, литературоведческую и методическую литературу по проблеме исследования;

Проанализировать современную практику изучения романов А. А. Фадеева «Разгром», М. А. Булгакова «Белая гвардия», М. А. Шолохова «Тихий Дон», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» в 11 классе;

Определить специфику сопоставительного анализа в изучении темы революции и Гражданской войны в 11 гуманитарном классе;

Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективную педагогическую модель изучения темы революции и Гражданской войны в 11 гуманитарном классе с целью способствовать литературному развитию учащихся 11 гуманитарных классов, связанному с восприятием ими произведений о революции и Гражданской войне и умением анализировать и интерпретировать их . Методологической основой исследования явились труды по методике, психологии, педагогике, литературоведению, связанные с избранной проблемой.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

1. Методы теоретического исследования - изучение и анализ философской, психологической, литературоведческой, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, учебников и методических пособий для систематизации и научного обоснования концепции работы;

2. Методы эмпирического исследования: анкетирование учителей с целью выявления уровня владения приемами сопоставительного анализа и их использования в практике школьного преподавания литературы, в частности, при изучении темы революции и гражданской войны в 11 классе школ гуманитарного профиля; анкетирование учащихся 11 гуманитарных классов с целью выявления уровня владения ими навыками сопоставительного анализа и использования его при анализе и интерпретации романов А. А. Фадеева «Разгром», М. А. Булгакова «Белая гвардия», М. А. Шолохова «Тихий Дон», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (1997 - 1998 г.г.) было дано теоретическое обоснование проблемы, изучены связанные с ней философские, психологические, литературоведческие, методические, педагогические труды, определены основные направления исследования.

На втором этапе (1998 - 1999 г. г.) проведен констатирующий эксперимент, определена рабочая гипотеза, цели и задачи исследования.

Третий этап (1998 - 2002 г.г.) включал проведение обучающего эксперимента, который осуществлялся в ряде школ (НОУ школа «Образование плюс...-1», г. Москва; гимназия № 1530, г. Москва, школы Сергиево-Посадского района Московской области), обработку и анализ материалов исследования, оформление диссертации.

Исследование апробировалось в ходе проведения эксперимента в московских школах, а также в процессе учебно-педагогической деятельности автора на курсах повышения квалификации работников образования в ряде регионов: Московская область ( Раменский район; Сергиево-Посадский район; Дмитровский район; Красногорский район; г. Видное); Владимирская область; Тверская область; г. Байконур). По теме исследования были прочитаны доклады на Всероссийской конференциях «Проблемы литературного образования в современной школе и пути их решения» (Москва, АПК и ПРО, 1998 г); «Русский язык и литература в современной школе»(Москва, АПК и ПРО; 1999, 2002 г.); Шолоховской конференции (Москва, 2002 г). Основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры преподавания русского языка и литературы АПК и ПРО.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: а) создана и теоретически обоснована эффективная модель использования сопоставительного анализа при изучении произведений, посвященных теме революции и Гражданской войны, в 11 гуманитарном классе; б) выявлены и теоретически обоснованы критерии сопоставления романов А. А, Фадеева «Разгром», М. А. Булгакова «Белая гвардия», М. А. Шолохова «Тихий Дон», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго; в) разработаны методические приемы изучения темы революции и Гражданской войны в 11 классе.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика работы по изучению темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе, разработаны методические рекомендации, способствующие литературному развитию учащихся 11 гуманитарных классов, связанному с восприятием ими произведений о революции и Гражданской войне и умением анализировать и интерпретировать их . Данная методика может быть использована в практике преподавания литературы в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях гуманитарного профиля.. Предложенные практические материалы могут быть использованы преподавателями педагогических вузов при подготовке спецкурсов для студентов. Описанная методика может оказать существенную помощь в практике организации повышения квалификации учителей русского языка и литературы по проблеме исследования.

В ходе опытно-экспериментального исследования ряд рекомендаций, изложенных в диссертации, реализован в работе учителей русского языка и литературы г. Москвы, г. Сергиева Посада, г. Раменского, Красногорского района Московской области, г. Байконура.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: опорой разработанной теоретической концепции на достижения в области философии, психологии, педагогики, литературоведения, методики; данными констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся в ряде школ; оценкой полученных результатов в ходе бесед с учителями школ, методистами.

4) использованием данных материалов в публикациях. На защиту выносятся следующие положения:

Изучение темы революции и Гражданской войны в 11 гуманитарном классе на основе сопоставительного анализа способствует литературному развитию школьников, связанному с восприятием ими произведений о революции и Гражданской войне и умением анализировать и интерпретировать их.

Эффективность методической модели изучения темы революции и Гражданской войны на уроках литературы в 11 гуманитарном классе обеспечивается соблюдением критериев сопоставления романов А. А. Фадеева «Разгром», М. А. Булгакова «Белая гвардия», М. А. Шолохова «Тихий Дон», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго, основные из которых — авторская позиция и время создания произведений.

Последовательность изучения романов А. А. Фадеева «Разгром», М. А. Булгакова «Белая гвардия», М. А. Шолохова «Тихий Дон», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» в 11 гуманитарном классе должна соответствовать познавательным потребностям школьников и задачам сопоставительного анализа.

Изучение темы революции и Гражданской войны в 11 гуманитарном классе на основе сопоставительного анализа является основой для обучения школьников созданию сочинений сопоставительного характера.

Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется важность и необходимость сопоставительного анализа в процессе изучения темы революции и гражданской войны в 11 классе, обозначаются цель, задачи и предмет исследования, его практическая значимость и новизна, формулируется гипотеза и положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретические основы использования сравнительно-сопоставительного анализа при школьном изучении художественных произведений» рассмотрен анализ как основной и важнейший метод научного постижения литературного произведения, выделен прием сравнения как необходимый этап и условие анализа художественного текста, проанализированы философские, психологические, литературоведческие, методические, педагогические труды, непосредственно связанные с предметом исследования, обозначены философские, литературоведческие и психолого-педагогических аспекты, рассмотрена сущность сравнительного метода в литературоведении и его влияние на школьную практику. В ней содержится обращение к вопросам видовой классификации сопоставлений, а также к использованию приема сопоставления в отечественной методике преподавания литературы, в практике современной школы.

Во второй главе «Решение темы революции и Гражданской войны в романах М. А. Булгакова «Белая гвардия», А. А. Фадеева «Разгром», М. А. Шолохова «Тихий Дон», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», их жанровая специфика» содержится обращение к проблематике и жанровой специфике рассматриваемых произведений, рассматриваются возможные основы для сопоставления данных произведений.

В третьей главе «Методика изучения темы революции и Гражданской войны на уроках литературы в 11 гуманитарном классе» дано теоретическое обоснование возможных путей изучения темы революции и Гражданской войны в 11 гуманитарном классе, сформулированы основные направления и принципы модели изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе, разработана методика обучения сочинениям на сравнительно-сопоставительную тему на материале изучения темы революции и Гражданской войны в романах М. А. Булгакова «Белая гвардия», А. А. Фадеева «Разгром», М. А. Шолохова «Тихий Дон» и Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», представлены констатирующий и обучающий эксперименты, а также их результаты.

В заключении содержатся основные выводы данной работы и намечаются направления и перспективы дальнейшего исследования избранной проблемы.

Психолого-педагогические основы приёма сопоставления и его место в практике школьного анализа

Интерес к сопоставительному анализу в преподавании литературы в школе обусловлен не только распространенностью его в литературоведческой практике, но и психолого-педагогическими факторами, особенностями восприятия, проблемами обучения и развития.

Сопоставительный анализ художественных произведений - один из методов преподавания литературы, часть методики, то есть системы приемов, обеспечивающих обучение данному предмету. И. Я. Лернер, говоря о становлении методов обучения частным предметам в отношении к общедидактическим, выделял три периода:

1 Методы частных методик и теория обучения в целом полностью совпадали... Разработанная номенклатура методов, ставшая теперь традиционной (рассказ, беседа, демонстрация и т.п.) не различает дидактический и частнопредметный подход к методам...

2.Выявленные психологами и методистами особенности усвоения разных учебных предметов побудили к конструированию специфических приемов, установлению особых принципов обучения (прямой метод, сопоставительный, звуковой, буквенно-звуковой и т.д.) и созданию номенклатуры методов, частично отличающейся от обще дидактической...

3. Разработка общедидактической концепции методов обучения, исходящей из специфики познавательной деятельности при усвоении разных видов содержания, потребовала создания соответствующей номенклатуры методов, специфической для отдельных дисциплин и соотносящейся с общедидактической».(136, 158-159).

Таким образом, мы видим, что сопоставительный метод является методом не общедидактическим, а частнопредметным, и появляется он как результат выявленных психологами и методистами особенностей усвоения предмета. Применение сопоставительного метода изучения художественных произведений обусловлено спецификой познавательной деятельности при усвоении определенного содержания предмета. Вообще, очень важно в преподавании литературы учитывать своеобразие материала и предмета анализа. В книге «Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе» сказано: «В процессе преподавания литературы важно прежде всего осуществить единство методических действий с идейно-эстетическим своеобразием материала. От особенностей произведения (прозаический или стихотворный текст, роман или рассказ, лирическое стихотворение, басня, поэма, комедия, драма, классическое или современное произведение и т. д.) будет зависеть организация чтения... различные способы стимулирования учебной деятельности. Двусторонний подход от учителя и ученика тем и интересен, когда он проводится последовательно, что обусловливает необходимость развивать у школьников такие умения и навыки, которые обеспечивали бы эффективность применяемых учителем методов».(64, 80). Сопоставительный анализ художественных произведений обеспечивает именно двусторонний подход к обучению, что приводит к повышению эффективности обучения.

Проблемы обучения ребенка тесно связаны с проблемами его развития. Решать учебные задачи, не решая при этом вопросов умственного, интеллектуального, психического, нравственного развития личности школьника, невозможно, так как цель обучения исчезает. Методы и приемы обучения, то есть техника учебной работы, вторичны по отношению к формированию личности ребенка. В условиях гуманизации и гуманитаризации современной школы большое значение приобретает проблема взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и развития. Поэтому значимым становится вопрос о путях построения процесса обучения, которые обеспечивали бы развитие учащихся.

Проблеме обучения и развития уделялось и уделяется много внимания в российской психологии. Одним из первых ее сформулировал Л. С. Выготский, она разрабатывалась такими учеными, как Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер, 3. И. Калмыкова, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другими. Исследования этих ученых выявляют важные закономерности взаимосвязи обучения и развития. Так, в их число входит вывод о поэтапности формирования умственных действий как условии успешности обучения, принцип проблемности и др. «Мышление, - отмечал С.-Ж. Рубинштейн, - возникает обычно из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение» (191, с. 14). Сравнение С. -Ж. Рубинштейн выделял в качестве важнейшей составляющей мыслительной деятельности человека, носящей проблемный характер.

.Характеристика историко-культурного контекста 20-х гг. XX века.

К теме революции и Гражданской войны в литературе обращались преимущественно в 20-е годы 20-го века, непосредственно после завершения событий, послуживших толчком к созданию произведений ( исключением может оказаться, пожалуй, роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго», созданный через несколько десятков лет.) Литературная ситуация 20-х годов характеризовалась наличием различных, часто нетерпимых друг к другу течений, позиций. Споры велись о природе искусства, о его задачах в новом мире. Так, например, А.Богданов проповедовал теорию об организации социального опыта и о классовой замкнутости, полагая, что пролетариату, создателю нового мира, требуется и новое, не похожее ни на что прежнее искусство. Главная задача критики при этом - определить рамки пролетарского искусства, не более того. Очень много говорилось о том, что искусство прошлого отжило своё, что в новом государстве всё должно быть новым, в том числе и культура. Это была позиция непримиримая, жёсткая, позиция господствующего класса. Конечно, полностью отвергать тысячелетние культурные традиции решались далеко не все, чаще речь шла об использовании опыта прошлого, но в своих целях - опять же для построения пролетарского искусства: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой её можно строить пролетарскую культуру - без такого понимания нам этой задачи не разрешить,»- говорил В.И.Ленин(131, 250).

В январе 1923 года В.В.Маяковский просил разрешения издавать журнал «Леф». Вот как были сформулированы цели журнала в издательском плане:

а) способствовать нахождению коммунистического пути для всех родов искусства;

б) давать образцы литературных и художественных произведений не для услаждения эстетических вкусов, а для указания приёмов создания действительно агитационных произведений;

в) борьба с декадентством, с эстетическим мистицизмом, с самодовлеющим формализмом, с безразличным натурализмом за утверждение тенденциозного реализма, основанного на использовании технических приёмов всех революционных школ.»

Значимой становится не только и не столько художественная ценность произведения, эстетические пристрастия писателя, сколько его идеологическая позиция. Критерием оценки художественного произведения становится в первую очередь то, насколько оно полезно или вредно делу победившего пролетариата.

Подобная позиция остро полемична, уже нетерпимостью своей вызывает сегодня желание полностью её отвергать. Но в начале двадцатых годов, когда главной задачей молодого государства было выжить после гражданской войны, во враждебном окружении, сторонники этого государства считали себя вправе быть нетерпимыми ко всему, что не отвечало задачам построения коммунизма. Им такое отношение к культуре казалось единственно возможным.

В то же время некоторые, например, конструктивисты, соглашаясь в целом с позицией переработки культуры прошлого, видят в искусстве больше, чем средство обслуживания политических задач пролетариата, они «разделяют культурнические, конструктивные устремления рабочего класса». Тем не менее принципиально они не ушли далеко от радикалов : требуется новое, пролетарское искусство. Этот взгляд предполагал некоторые корректировки, но не допускал сомнений в главном.

Н.А.Бердяев писал: «Социализм имеет мессианский характер. Существует избранный класс - пролетариат, класс-мессия. Он чист от первородного греха, в котором зачиналось всё в истории, который лежит в основании всей культуры, «буржуазной культуры, греха эксплуатации человека человеком, класса классом... Пролетариат - новый Израиль. Все атрибуты избранного народа Божьего переносятся на этот мессианский класс». От имени этого класса-мессии деятели пролеткульта и полагали себя вправе требовать от искусства новых форм, соответствующих его мессианским функциям. В книге «Истоки и смысл русского коммунизма» Н.А.Бердяев отмечал, что не только большевики, но и многие другие партии, существовавшие и действовавшие на рубеже веков, воспринимали литературу зачастую в рационалистическом , практическом аспекте, как часть своей пропаганды. Нельзя говорить об отрицании искусства в то время, можно говорить об утилитарном к нему подходе.

Изучение темы революции и гражданской войны в школьной практике. Констатирующий эксперимент

Перед литературным образованием в современной школе открыта широкая перспектива возможностей использования самого разнообразного учебного материала в виде учебников-хрестоматий, учебников-практикумов, дидактических и справочных материалов, рабочих тетрадей и др. Проведенный нами выборочный анализ ряда учебников для 11 класса позволил представить, какое место в практике изучения романов М.А.Булгакова «Белая гвардия», А.А.Фадеева «Разгром», М.А.Шолохова «Тихий Дон» и Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» занимает сопоставительный анализ и в каком направлении он ведется.

Учебники для общеобразовательной школы в большинстве своем предлагают для изучения роман М.А.Булгакова «Белая гвардия», роман-эпопею М.А.Шолохова «Тихий Дон» и для обзорного изучения роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Роман А.А.Фадеева «Разгром» рассматривается в обзорной главе «Литературный процесс 20-х годов» в учебнике под ред. В.В. Агеносова (изд-во «Дрофа», Москва, 2002). Авторы учебника дают общую характеристику романа с точки зрения литературного направления, к которому принадлежит роман, и предлагают следующие задания к нему:

- Сопоставьте этику, утвержденную Достоевским и Фадеевым. Почему Достоевский отрицает «арифметический» подход к человеческой жизни? Не оборачивается ли расчет Левинсона «злой арифметикой»

Раскольникова? Нет ли здесь утопической антилогики: революционный отряд приносит смерть тому, во имя кого вершится революция? - Не эту ли «арифметику», когда жизнь одного имеет меньшую ценность, чем жизнь нескольких, отрицал Достоевский в «Преступлении и наказании»? Эти задания носят сопоставительный характер, но сопоставляются не произведения, посвященные одной теме, а внутренний пафос романов, особенности гуманизма Ф.М.Достоевского и А.А.Фадеева. Задания, предлагаемые в этом учебнике к роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон», не носят сопоставительного характера. Они направлены на интерпретацию и анализ текста романа, уяснение авторской позиции, однако сопоставления с другими произведениями о Гражданской войне не предполагают. Задания по роману Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» также носят скорее интерпретационный, чем сопоставительный характер. Задания на сопоставление предполагают сравнения внутритекстовые, например: «Найдите в романе фрагменты, в которых рассказам о событиях предшествовали бы описания природы, и проследите, как соотносятся эти элементы композиции». Интересными нам представляются многие задания, целью которых является выявление собственной позиции учащихся, истолкование и оценка художественного текста. Однако сопоставление произведений по тематическому принципу не предполагается, подавляющее большинство заданий связано с анализом одного текста.

В учебнике литературы для 11 класса общеобразовательных учреждений под ред. В.П.Журавлева (изд-во «Просвещение», Москва, 1997) произведения о революции и Гражданской войне (романы М.А.Булгакова «Белая гвардия», Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго», роман-эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон») рассматриваются отдельно, анализируется авторская позиция в каждом из них, но сопоставление произведений про тематическому признаку носит эпизодический характер. Задания для школьников предлагаются в конце каждой главы, посвященной творчеству писателя, и включают в себя вопросы и задания по всему разделу. Задания сопоставительного характера предполагают прежде всего сопоставление с произведениями русской классической литературы, например: «Какие традиции русской классики ощутимы в прозе Булгакова?» Интересен вопрос, в котором ученикам предлагается выявить отличие «»Мастера и Маргариты» от чисто сатирических произведений - романов Ильфа и Петрова. Роман «Белая гвардия» предлагается сопоставить с пьесой «Дни Турбиных» и определить, в чем заключается мастерство Булгакова-драматурга. Роман-эпопея «Тихий Дон» рассмотрен довольно подробно. Школьникам предложен важный вопрос исследовательского характера: « Не является ли «Судьба человека» своего рода сжатой эпопеей, отголоском «Тихого Дона»?» Таким образом вновь предпринимается попытка установить соответствия внутри творчества писателя. Вообще заданий такого рода в учебнике довольно много, но их число в общем количестве вопросов и заданий довольно незначительно.

Похожие диссертации на Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе