Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православная культура в литературном образовании Шишкин Алексей Ефимович

Православная культура в литературном образовании
<
Православная культура в литературном образовании Православная культура в литературном образовании Православная культура в литературном образовании Православная культура в литературном образовании Православная культура в литературном образовании Православная культура в литературном образовании Православная культура в литературном образовании Православная культура в литературном образовании Православная культура в литературном образовании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шишкин Алексей Ефимович. Православная культура в литературном образовании : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Самара, 2005 187 c. РГБ ОД, 61:05-13/2393

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 12

1. Литературное образование и состояние детского чтения в постсоветской России 12

2. Педагогический потенциал православной культуры 25

3. Модель интеграции православной культуры и литературного

образования и условия её внедрения в учебно-воспитательный процесс 34

Глава 2. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА В СОДЕРЖАНИИ И ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 48

1. Духовная словесность и православная литература в составе источников содержания литературного образования 48

2. Душеполезное (духовное) чтение в условиях кризиса «литературноцентристской» модели чтения 58

3. Православно-культурный (сотериологический) подход к изучению русской литературы 74

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 84

1. Концепция программы подготовки преподавателей к использованию православной культуры в литературном образовании «Слово и Дух» 84

2. Книга для чтения по православной культуре «Ладомир»: содержание, направления и формы использования в литературно-образовательном процессе 103

3. Программа уроков душеполезного чтения «Добротолюбие» и основы методики преподавания духовной словесности и православной литературы 118

Заключение 152

Библиография 161

Приложения 178

Введение к работе

Актуальность темы исследования связана с тем, что современная философия российского образования формируется на основе преимущественно западных образовательных концепций и педагогического опыта, которые входят в противоречие с традициями отечественного образования и культуры, искажают менталитет, исторически сложившийся образ мыслей и чувств народа, нивелируют его духовную самобытность, ущемляют свободу самоопределения. Чтобы избежать этого, необходимо укреплять и развивать национальные образовательные и культурные традиции, в основе которых лежит православная культура.

Православная культура — это духовное богатство России, многовековое культурное наследие нашей страны, проверенная веками основа воспитания нравственности и патриотизма.

Компетентные правоведы проф. А.Г. Богатырёв, проф. А.Я. Капустин («Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений». М., 2004), к.ю.н. И.В.Понкин («Правовые основы светскости государства и образования». М, 2003) и другие учёные утверждают, что введение учебной дисциплины «Основы православной культуры» и православно-культурных ценностей в содержание современного российского образования и учебно-воспитательный процесс уместно, целесообразно и не противоречит Конституции и законам РФ. В соответствии с международным и российским законодательством в демократическом государстве учащиеся и их родители имеют право на выбор мировоззренческого содержания и духа образования. Составителям образовательных программ следует учитывать интересы не только атеистов, агностиков, скептиков, но и верующих людей, культурные и образовательные потребности которых нередко игнорируются.

Введение православной культуры в российское, в том числе литературное, образование призвано расширить и углубить содержание образования, усилить его воспитательный, духовно-нравственный аспект, исторически присущий русской цивилизации и культуре. Это также позволит устранить наметившийся перекос в сторону прагматизма, технократизма, дегуманизации образования, во многом обусловленный выведением гуманитарных дисциплин, прежде всего русского языка, литературы, истории Отечества из состава приоритетных образовательных областей. В конечном итоге приобщение к православной культуре будет способствовать воссозданию культурного кода нации, содействовать консолидации общества, укреплению российского государства, усилению его влияния на международной арене.

В связи с этим всё более востребованным становится всестороннее изучение и педагогически грамотное, дифференцированное, с учётом целей, потребностей и интересов конкретных школ (государственных общеобразовательных, этноконфессиональных, конфессиональных и др.), преподавателей и учащихся, решение проблем взаимодействия православной культуры и российского образования.

В настоящее время проблемы интеграции православной культуры и литературного образования комплексно не исследованы. Стремление внести свою лепту в решение этих проблем явилось основанием для выбора темы диссертационного исследования.

В диссертационной работе мы опирались на труды учёных-литературоведов (И.М. Андреев, М.М. Бахтин, О.М. Буранок, И. А. Виноградов, В.А. Воропаев, М.М. Дунаев, П.А.Гагаев, Г.Ю. Карпенко, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, Е.Б. Рогачевская), методистов (О.Ю. Богданова, Н.А. Бодрова, Г.П. Беленький, В.В. Голубков, О.А. Ерёмина, С.Ф. Иванова, В.Я. Коровина, З.Ф. Курдюмова, А.Г. Кутузов, С. А. Леонов, В.Г. Маранцман, А.Я. Роткович, М.А. Рыбникова, З.С.Смелкова, В.Я. Стоюнин, В.Ф. Чертов, Т.А. Якадина), психологов (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.А. Леонтьев, О.И. Никифорова, Б.А. Ничипоров, З.Я.Рез, В.И. Слободчиков, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко), а также фило софов (НА. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А Ильин, Н.О. Лосский, А.С. Панарин, В.В. Розанов, B.C. Соловьёв, Л.А. Тихомиров, П. Флоренский, С.Л. Франк) и культурологов (В.В. Бычков, Г.Д. Гачев, В.А. Кутырев, Л.А. Харисова и др.).

Цель исследования - определить направления и организационно-методические основы интеграции православной культуры и литературного образования.

Объект исследования — процесс интеграции православной культуры и литературного образования в контексте современных реформ российской образовательной системы.

Предмет исследования - философский, методологический, педагогический и организационно-методический аспекты взаимодействия православной культуры и литературного образования.

Задачи исследования: 1) раскрыть педагогический потенциал православной культуры и определить условия его использования в современном литературном образовании; 2) обосновать необходимость сквозного (с 1 по 11 классы), цельного включения духовной словесности и православной литературы в состав источников содержания литературного образования; 3) показать педагогическое значение душеполезной литературы в условиях кризиса «лите-ратурноцентристской» модели чтения; 4) раскрыть идейную сущность православно-культурного (сотериологического) подхода к изучению русской литературы; 5) определить организационно-методические основы интеграции православной культуры и литературного образования; 6) оценить результаты апробации «Книги для чтения по православной культуре «Ладомир» в трёх томах (авторы-составители А.Е. Шишкин и Н.П. Шишкина) в литературно-образовательном процессе гимназии № 3 и средней школы № 43 г. Самары.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философский, общенаучный, антропологический (философско-педагогический и православно-богословский), историко-педагогический, православно-педагогический, историософский, историко-культурный подходы.

Методы исследования: теоретический анализ специальной научной, философской, богословской, педагогической, методической и другой литературы, связанной с темой исследования; сравнительный анализ национально ориентированной и либерально-западной образовательных систем, современных направлений модернизации российского образования; педагогическое наблюдение; педагогическое проектирование содержания литературного образования на основе культурно-нравственных ценностей православия, анкетирование студентов-филологов, преподавателей словесности и учащихся школ.

Этапы исследования: первый этап (2001-2002 гг.) — изучение и анализ специальной литературы и опыта работы Православной воскресной школы и НОУ «Русская православная гимназия «Ладомир» (учредитель и директор — А.Е. Шишкин) по теме исследования, определение цели и задач диссертационной работы; второй этап (2003-2005) - составление и издание учебно-методических пособий по интеграции православной культуры и литературного образования; определение направлений и форм использования этих пособий в литературно-образовательном процессе. Разработка педагогической модели интеграции православной культуры и литературного образования.

Эксперимент по теме диссертационного исследования проводился в естественных условиях, в рамках школьного компонента учебного плана: в 1990 - 2000 гг. в Православной воскресной школе и НОУ «Русская православная гимназия «Ладомир» (учредитель и директор - А.Е. Шишкин), а затем с 2001 г. - в литературно-образовательном процессе средней общеобразовательной школы № 43 г. Самары (седьмой и одиннадцатые классы, 85 человек), с 2003 г. - в гуманитарно-языковой гимназии № 3 (пятый - десятый классы, 106 человек). Результаты эксперимента обобщены в книгах, учебных пособиях и методических разработках автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и 7 приложений.

Во Введении раскрывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень её изученности, формулируются цель и задачи диссертационной работы, научная новизна исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость его результатов, перечисляются выносимые на защиту положения и разработки, указываются формы апробации и внедрения результатов диссертационного исследования.

В первой главе «Православная культура и современное литературного образование» осуществлён анализ современного литературного образования и состояния детского чтения в постсоветской России, дано определение и раскрыт педагогический потенциал православной культуры, предложен вариант модели взаимодействия православной культуры и литературного образования, выявлены условия эффективного использования этой модели в педагогической практике.

Во второй главе «Православная культура в содержании и процессе литературного образования» раскрыто содержание направлений введения православной культуры в литературное образование, входящих в рассматриваемую интеграционную модель: 1) сквозное, цельное введение духовной словесности и православной литературы в содержание литературного образования с целью усиления его духовно-нравственного аспекта и обогащения содержания ценностями православной культуры; 2) возрождение и развитие христианской культурной традиции душеполезного чтения в школе и дома как действенного средства духовно-нравственного воспитания детей; 3) включение в методологию изучения русской литературы православно-культурного (сотериоло-гического) подхода, предназначенного, прежде всего, для духовно-нравственного анализа и интерпретации литературных источников.

Третья глава «Организационно-методические основы интеграции православной культуры и литературного образования» рассматривает практический аспект внедрения модели интеграции православной культу ры и литературного образования на примере авторских разработок: 1) концепция образовательной программы подготовки преподавателей к использованию православной культуры в литературном образовании «Слово и Дух», необходимость которой обусловлена низким уровнем компетенции большинства педагогов в сфере православной культуры; 2) «Книга для чтения по православной культуре «Ладомир», а также направления и формы её использования в литературно-образовательном процессе; 3) программы и учебно-методические материалы для изучения духовной словесности, православной литературы и уроков душеполезного чтения «Добротолюбие», позволяющие организовать сквозное изучение Библии, святоотеческой, православной, в том числе художественной литературы в 1-11 классах школы; 4) учебно-методическое и практическое пособие «Круг светлых дней»: православные праздники в литературном образовании, воспитательной и культурно-досуговой деятельности, содержащее учебный материал, авторские сценарии литературно-музыкальных композиций, посвященных православным праздникам и 60-летию Великой Отечественной войны, опыт работы НОУ «Русская православная гимназия «Ладомир» по проведению внеклассных и общешкольных мероприятий, городских и областных фестивалей православной культуры, а также список литературы и нотное приложение; 5) основы методики преподавания духовной словесности и православной литературы, проведения уроков душеполезного чтения.

Кроме этого, третья глава диссертационного исследования содержит интерпретацию результатов анкетного блиц-опроса студентов-филологов СГПУ и СГУ, учителей русской словесности, обучавшихся на курсах повышения квалификации в СИПКРО с целью изучить их отношение к проблеме интеграции православной культуры и литературного образования, а также учащихся гуманитарно-языковой гимназии № 3 г. Самары для получения информации о предварительных результатах экспериментального введения «Книги для чтения по православной культуре «Ладомир» в литературно-образовательный процесс гимназии.

В Заключении сформулированы общие выводы, обобщены результаты диссертационного исследования, а также определены направления дальнейшего изучения рассматриваемых в диссертации проблем.

На защиту выносятся следующие положения и разработки:

1. Православная культура - это культура, одухотворённая православной верой, надеждой и любовью, выражающая себя в организации жизнедеятельности человека, семьи и общества, а также в духовных и материальных ценностях, создаваемых ими в сферах богословия и философии, этики и морали, науки и искусства, языка и литературы.

2. Духовная словесность — это Библия, святоотеческие творения, писания святых и подвижников благочестия. Православная литература - это произведения, основанные на духовной словесности, в том числе богословская, философская, научная, общественно-политическая, естественнонаучная, гуманитарная, а также художественная, популярная и иная литература для детей, юношества и взрослых людей.

3. Душеполезное чтение - изучение духовной словесности и православной литературы, призванное не просто занять внимание читателя, доставить ему эстетическое наслаждение, а раскрыть великое предназначение человека, дать доброе направление его мыслям, чувствам, поступкам; одно из действенных средств христианского воспитания сердца, т. е. духовно-нравственного и общего развития учащегося.

4. Православно-культурный (сотериологический) подход к интерпретации русской литературы - это основанные на христианском мировоззрении и мировосприятии анализ и осмысление содержания произведений литературы с целью усиления духовно-нравственного воздействия литературы на личность учащегося.

5. Педагогическая модель интеграции православной культуры и литературного образования.

6. Организационные и учебно-методические разработки по введению православной культуры в литературное образование.

7. Основы методики преподавания и изучения духовной словесности и православной литературы, проведения занятий душеполезным чтением.

8. Результаты блиц-опросов учащихся гуманитарно-языковой гимназии № 3 г. Самары, студентов-филологов Самарского государственного педагогического университета (СПТУ), Самарского государственного университета (СГУ), учителей русской словесности, обучавшихся на курсах повышения квалификации в СИПКРО по программе «Основы православной культуры», проведённых соискателем с использованием авторских анкет.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключаются в том, что в диссертационной работе проблемы интеграции православной культуры и литературного образования впервые становятся предметом специального научного исследования. Результаты работы в совокупности содержат решение научной задачи — создание педагогической модели интеграции православной культуры и литературного образования, а также определение организационно-методических основ введения этой модели в литературно-образовательный процесс.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные организационно-методические материалы рекомендованы научно-методическим экспертным советом Министерства образования и науки Самарской области и Отделом религиозного образования и катехизации Самарского епархиального управления Русской Православной Церкви к использованию в учебно-воспитательной работе государственной и церковной систем образования. «Книга для чтения по православной культуре «Ладомир» приобретена Министерством образования и науки Самарской области, Самарским государственным университетом, Самарским государственным аэрокосмическим университетом, Самарским государственным техническим университетом, Самарской государственной академией культуры и искусств, Самарским государственным педагогическим университетом, а также распространена по территориальным управлениям Министерства образования и науки.

Использование «Книги для чтения по православной культуре «Ладомир» в литературно-образовательном процессе может оказать благотворное воздействие на духовно-нравственное состояние и развитие детей, о чём, в частности, свидетельствуют результаты анкетного блиц-опроса учащихся Самарской гуманитарно-языковой гимназии № 3, приведённые во втором параграфе третьей главы диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили в форме обсуждения промежуточных научно-исследовательских результатов в ходе выступлений автора на Всероссийской научно-практической конференции учёных и практиков сфер культуры и образования (СИГПСРО, 1996 г.), Кирилло-Мефодиевских чтениях в средней школе № 54 г. Самары (2003 г.), областных курсах повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы по православной культуре (СИПКРО, 2004г.), Всероссийской конференции и XXIX Зональной конференции литературоведов Поволжья «Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе» (г. Тольятти, 2004 г.), Всероссийской научной конференции языковедов и литературоведов «Русский язык и литература рубежа XX-XXI веков: специфика функционирования» (г. Самара, 2005 г.), Всероссийской научно-методической конференции «Движение художественных форм и художественного сознания XX и XXI веков в рамках проекта «Самарская филологическая школа» (г. Самара, 2005 г.). Результаты исследования отражены в публикациях, учебно-методических и практических материалах по проблеме, исследуемой в диссертационной работе.

Внедрение материалов кандидатской диссертации подтверждено соответствующими актами, выданными гуманитарно-языковой гимназией № 3 и средней общеобразовательной школой № 43 г. Самары.

Литературное образование и состояние детского чтения в постсоветской России

Драматично выглядит ситуация, складывающаяся в сфере российского литературного образования и детского чтения. В ходе образовательных реформ из года в год происходит сокращение часов на изучение русского языка и литературы, чтение превращается в поверхностное знакомство с пересказами произведений, а сочинение постепенно заменяется тестами ЕГЭ. Такое вытеснение русского языка и литературы на задворки школьного образования нано сит большой вред мировоззренческому, научно-культурному, духовне нравственному становлению и развитию молодёжи. Вот лишь несколько сви детельств этому.

В научно-методической газете для учителей словесности «Литература № 7 за 2005 г. сообщается о том, что в 2000 году Россия впервые приняла участие в международном исследовании знаний учащихся (программа PISA): по навыкам грамотного чтения наши школьники оказались на 28 (!) месте среди 32 индустриально развитых стран. Следует подчеркнуть, что под грамотностью в исследовании PISA понимается не орфография и пунктуация, не техника чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, преобразовывать форму текста и вообще всячески с ним работать. Тексты - не только литературно-художественные, но и научно-популярные, и газетные, и официально-деловые, и технические, и рекламные, и даже налоговые и визовые формы, таблицы, графики, расписания.

В 2003 г. результаты в области грамотности чтения вызывают ещё большую обеспокоенность в связи с низкими количественными показателями и их отрицательной динамикой: навыками грамотного чтения, необходимыми для успешной адаптации в обществе, обладают лишь 36 % пятнадцатилетних учащихся из 6 тысяч (в 2000 г. 43 %), принимавших участие в исследовании. Высокий уровень грамотности, умение понимать и интерпретировать сложные тексты, критически оценивать информацию, формулировать гипотезы, делать выводы продемонстрировали только 2 % учащихся (в 2000 г. 3 %). 13 % школьников (в 2000 г. 9 %) не достигают нижней границы грамотности. Место России - 32-34 из сорока стран. Учащихся из стран-лидеров, обладающих высоким уровнем грамотности 12-16 %. Достаточный уровень грамотности показали 65-80 %. Тех, кто не дотягивает до нижней планки, менее 8 % (41, с. 4).

В № 44 «Литературной газеты» за 2005 г. журналист Л. Мазурова приводит мнения учеников 9-го класса обычной московской школы о курсе литературы (сохранена орфография школьников): «Литература - скучно и нудно. И вообще зачем её изучать, если я уже умею читать. Сейчас XXI век, и молодёж совершенно другая. В основном все увлекаются компьютером, Интернетом, ходят по клубам. А если захочется что-нибудь почитать идут в поладку около метро и покупают какой-нибудь журнал». «Руская литература разказывает о политике войне и прероде. Имеет слишком сложный характер. Взрослые не понимают что детям скушно читат про какихта дяденек». «И ваще, классическая литература не похоже на реальную жизнь». «С помощью литературы можно втиснуться в компанию ботаников (отличников и всезнаек — Л.М.)» (148, с. 5).

Не менее важной проблемой сегодня является широкое распространение среди молодёжи низкопробной литературы, так называемого «чтива», которое навязывает читателю стереотипы мышления, чуждые национальному сознанию, зачастую искажает отечественную историю, оскорбляет национальное и человеческое достоинство читателя.

«Российские дети становятся иностранцами по характеру восприятия мира, ибо отечественная литература, неразрывно связанная с русской духовностью, всё более оттесняется на периферию, а российская история унижается и практически искажается как в общеобразовательной школе, так и в вузе, — пишет член-корреспондент РАО В.Ф. Кривошеев. — Политика в области образования привела к тому, что в России сейчас около двух миллионов неграмотных детей. Не менее серьёзно, что язык значительной части школьников примитизирован, оторван от корней и на уровне литературного языка ими должным образом не воспринят. Эти школьники выпадают из процесса полноценного культурного развития народа» (119, с. 31-34).

Стоит ли удивляться тому, что, войдя во вкус бульварного чтива, погрузившись в «крутую» или «гламурную» жизнь, многие дети оказываются не в состоянии воспринимать, не хотят знать и тем более серьёзно изучать высокохудожественную классическую литературу, так как уже не видят в ней никакой ценности для себя... Поколение «Пепси» живёт в другой системе координат, чуждой духу настоящей, прежде всего отечественной литературы.

Духовная словесность и православная литература в составе источников содержания литературного образования

В содержании литературного образования ценности православной культуры потенциально представлены, с нашей точки зрения, весьма широко: в прямом, явном, «чистом» виде (произведения древнерусской литературы); в скрытом, опосредованном, косвенном виде (большинство произведений русской классической литературы, большинство авторов которых творили в православном духе, часто используя в качестве мотивов для своих сочинений - христианские сюжеты), а также в «прикровенном» виде (в творчестве отдельных писателей советского и современного периодов).

К сожалению, в программах и учебниках по литературе ценностный потенциал православной культуры не раскрыт и не актуализирован применительно к современным условиям жизни человека и общества. Например, произведения древнерусской литературы обычно рассматриваются в качестве литературных памятников, а не как ценный для нас сегодня литературный источник.

Глубокий, по нашему мнению, анализ состояния преподавания древнерусской литературы в школе осуществила О.А. Ерёмина (69). Педагог пишет о том, что тексты подавляющего большинства древнерусских рукописей очень мало изучаются филологами. Существующие сейчас программы и учебники предлагают для изучения отрывки разных произведений древнерусской литературы. Содержание программ совпадает лишь в отражении «Обязательного минимума». Как правило, произведения даются в переводе на современный русский язык без указания на то, что это перевод; сокращаются без указаний на сокращение. В учебниках-хрестоматиях произведения древнерусской литературы вырваны из историко-культурного процесса, отсутствует жанровый комментарий. В большинстве программ по литературе произведения древнерусской литературы разбросаны по разным классам, и лишь в девятом классе авторы формулируют обобщающие темы, например: «Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров». Пять лет проходит с момента первого соприкосновения с древнерусской литературой — от границы детства нашего школьника до окончания подросткового периода, до приближения юности. При мизерном количестве учебных часов на обсуждаемую тему вопрос о формировании целостного образа древнерусской литературы становится проблемой (в старших классах к этой теме больше не возвращаются). Основными методическими препятствиями для создания целостного представления о древнерусской литературе становятся фрагментарность выбора произведений для изучения, необоснованные сокращения или выбор отрывков, их произвольное толкование. Авторы программ не учитывают сложность герменевтической ситуации. Составить впечатление об исторической тематике и масштабах книжности на Руси по школьным учебникам и программам пока невозможно. «Бессмысленно по нескольким стёклышкам из готического витража судить о красоте и размерах всего собора, - считает О.А, Ерёмина. -...Сила инерции велика, и искажённое представление о древнерусской (т.е. по сути церковной, православной. - А.Ш.) литературе, возможно, будет сохраняться ещё долго» (с. 7-8).

О важности глубокого изучения, постижения литературных произведений русского средневековья убедительно говорит преподаватель русского языка и литературы школы № 766 г. Москвы Л.М. Донченко: «Знакомство с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты истинной народной речи, глубины её философского смысла. Школьники знакомятся со складом мышления родного русского народа, осознают огромную значимость слова в жизни. В Древней Руси слово воспринималось как величайшая тайна, как дар, данный человеку от Бога: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...». Древнерусские тексты воспитывают детей в духе высокой нравственности, патриотизма. Изучение древнерусской литературы помогает понять, какие духовные ценности сохранила и развила позже русская литература, в каком русле протекал литературный процесс, как одно направление сменяло другое» (60, С.20).

Педагог выделила основные признаки древнерусского литературного творчества, вытекающие из апостольского понимания служения словом (с.21-22).

Литургичность (в переводе с греч. - исполнение общественного долга, служба, служение, в том числе и богослужение) - служение словом есть прежде всего долг. Апостол Павел писал: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9:16).

Благодатность, т.е. словесное творчество всегда есть со-творчество с Богом-Словом, а не самовыражение. Апостол Павел говорил: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2 Кор. 3:5-6).

Молитвенность (непременным условием успеха в служении словом апостол называет молитву, ставит её превыше всего). «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово с дерзновением» (Деян. 4:31). Вот поэтому в произведениях древнерусской литературы повествование всегда подтверждалось ссылками на Священное Писание.

Концепция программы подготовки преподавателей к использованию православной культуры в литературном образовании «Слово и Дух»

Одна из главных проблем, возникающих при введении православно-культурного компонента в литературное образование, - это вопрос педагогических кадров, которые в массе своей религиозно неграмотны, так как ценности религиозной, в том числе православной культуры не входят в общую педагогическую подготовку будущих педагогов.

В рамках диссертационного исследования нами была составлена анкета для блиц-опроса студентов-филологов и преподавателей словесности «Православная культура в литературном образовании», вопросы которой позволяют получить общее представление об отношении респондентов к интеграции православной культуры и литературного образования, а также их готовности к использованию православно-культурных ценностей в профессиональной деятельности (Приложения №№ 1 -5).

Результаты анкетного опроса студентов первого курса института филологического образования Самарского государственного педагогического университета (1 и 2 отделения) - 80 человек (86 % - девушки, 14 % - юноши, средний возраст респондентов 17,5 лет) позволяют сделать следующие обобщения и выводы: 60 % опрошенных называли себя верующими людьми, 18,8 % — колеблющимися, равнодушных к религии - 10,0 %, убеждённых атеистов - 3,7%, о «другом» отношении к религии сообщили 7,5 %. (Так, один студент написал: «Склоняюсь к сатанизму, признавая сатану и Бога равными друг другу. Вполне возможно, что они едины и неразрывны»).

Модернизацию российского образования в целом студенты оценивают неоднозначно: отрицательно (37,5 %), положительно - четверть опрошенных (25,0 %), остальные (по 12,5 %) либо безразличны к реформе образования, либо не могут пока дать определённую оценку, либо имеют другое мнение, но не указывают, какое именно. Из направлений реформирования образовательной системы страны, предложенных на выбор анкетируемых, наиболее важными были названы (по частоте упоминания): решение социальных проблем педагогов (83,7 %), повышение уровня материально-технического и финансового обеспечения образования (78,7 %), улучшение учебно-методического обеспечения учебного процесса (75 %). За введение профильного обучения в старших классах высказалась половина опрошенных. 42,5 % видят необходимость в укреплении и развитии национальных традиций образования. Важность усиления воспитательного аспекта образования отметили 37,5 % будущих педагогов. А 33,7 % видят модернизацию в ускорении информатизации учебного процесса (33,7 %). Немало студентов (28,7 %) связывают модернизацию и с приведением российской системы образования в соответствии с международными стандартами. По 17,5 % пришлось на усиление взаимодействия Церкви и школы в деле воспитания детей и введение православной культуры в содержание образования (16 %). За платное обучение высказался лишь один человек. 8,7 % видят другие направления реформирования системы образования, например, увеличение числа государственных вузов.

Таким образом, большинство студентов считает, что реформы образования должны прежде всего улучшить социально-экономическое положение педагогов, укрепить материально-технические и организационно-методические основы образовательного процесса, усилить ориентацию учащихся старших классов на более осознанный и ответственных выбор своей будущей профессии, в том числе с помощью профилирующего образования.

Студенты понимают необходимость укрепления и развития национальных традиций образования, усиления его воспитательного аспекта. При этом опрошенные открыты для изучения достижений международной педагогической практики, высоко ставят необходимость использования информационных технологий в обучении. Такая позиция позволяет избежать как тупиков изоляционизма, так и глобализма.

Пока немногие студенты связывают распространение православной культуры с решением современных образовательных задач, так как слишком мало знают о ней, и потому не видят необходимости в усилении взаимодействия Церкви и школы в деле воспитания детей.

В целом, с нашей точки зрения, ответы на вопрос о приоритетных направлениях реформы российского образования свидетельствуют о том, что большинство опрошенных отдают предпочтение материальным аспектам модернизации, оставаясь равнодушными к её духовным составляющим. Вместе с тем есть и такие студенты, которые мыслят в национальном духе.

Большинство студентов (71,3 %) считают, что различают понятия «православие» и «православная культура», что в некоторой степени подтверждают их ответы на вопросы о том, как они относятся к обучению православию в государственной школе (утвердительно - 32,5 %, отрицательно - 45 %, затруднились с ответом - 22,5 %) и к введению православной культуры в учебно-воспитательный процесс (утвердительно - 41,2 %, отрицательно - 23,7 %, 12,5%

- равнодушны к этому, затруднились ответить - 16,3 % имеют другое мнение - 6,6%). Следовательно, необходимо активизировать православно-просветительную работу среди студентов, разъяснить им значение православной культуры для укрепления и развития национальных образовательных традиций.

Будущие педагоги должны знать, что введение православной культуры в систему образования подкреплено правовыми нормами, продолжается работа по созданию документов, регламентирующих взаимоотношения государственной школы и Русской Православной Церкви, других традиционных для России религиозных объединений. Из числа опрошенных лишь 16,2 % знакомы с нормативными актами в этой сфере, 61,3 % - не знакомы, а 22,5 % даже не знают об их существовании. Этим в значительной степени можно объяснить наличие в анкетах (около 40,0 %) таких стереотипных суждений, как «многонациональность» (при 80 % русского населения!) и «многоконфессиональность» (при более 90 % православных среди русских!) России, навязываемых либеральными СМИ, с целью ввести в заблуждение прежде всего молодое поколение нашей страны.

Похожие диссертации на Православная культура в литературном образовании