Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна Кучерова, Алина Васильевна

Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна
<
Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кучерова, Алина Васильевна. Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Кучерова Алина Васильевна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2011.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1536

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы профессионального становления студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки по основам дизайна 15

1.1. Психолого-педагогические аспекты профессионального становления студентов педагогического колледжа в условиях дополнительной подготовки 15

1.2. Творческая деятельность студентов как необходимый компонент профессионального становления 26

1.3. Содержательно-дидактические компоненты дополнительной подготовки студентов в области дизайна 35

1.4. Теоретическое обоснование модели профессионального становления студентов на занятиях по основам дизайна и критерии оценки 55

Выводы по 1 главе 68

Глава II. Методика профессионального становления студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна 70

2.1. Диагностика уровня профессионального становления студентов в области основ дизайн (констатирующий эксперимент) 70

2.2. Технология профессионального становления студентов в системе дополнительной подготовки по основам дизайна 82

2.3. Содержание и методика профессионального становления и развития творческой деятельности студентов на занятиях по основам дизайна 90

2.4. Динамика профессионального становления студентов в условиях опытно-экспериментального обучения основам дизайна в системе дополнительной подготовки (формирующий эксперимент) 100

Выводы по II главе 114

Заключение 116

Список литературы 119

Приложение 135

Введение к работе

Актуальность исследования. Реформа содержания образования обуславливает необходимость усиления практической подготовки будущих учителей к реализации новых профессиональных задач, направленности образовательного процесса на активное всестороннее развитие и саморазвитие личности. В связи с этим актуальным является профессиональное становление учителя изобразительного искусства в области дизайна, которое расширяет возможности развития личности учащихся.

Проблема профессионального становления студентов в системе среднего профессионального образования (СПО) недостаточно разработана в научно-педагогических исследованиях. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что СПО обеспечивает непрерывность и целостность в подготовке квалифицированных кадров. Специалисты со средним профессиональным образованием адаптируют к реальному производству современные технологии, разработанные специалистами высшего звена.

В современных программах по изобразительному искусству поставлены задачи обучения учащихся различным видам дизайна. Поскольку учителю отводится главная роль в подготовке школьников, необходимо акцентировать внимание на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в области дизайна, а также отбор компонентов содержания основ дизайна как учебной дисциплины. В трудах Б. Г. Гагарина, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Л. М. Холмянского, А. С. Щепанова рассматриваются отдельные аспекты основ дизайна, а также подчеркивается необходимость подготовки учителя изобразительного искусства в области дизайна. Поскольку дизайн имеет интегративный характер, то и учебная дисциплина должна отражать эту многокомпонентность и включать основные его составляющие: композицию, форму, цвет, шрифт.

В этой связи актуальность приобретает проблема профессионального становления студентов педагогического колледжа, так как период студенчества наиболее полно обеспечивает реализацию задач профессионального обучения. Изменения, происходящие в образовании, нацелены на решение задачи подготовки специалиста, который может спроектировать собственную деятельность в различных ситуациях, умеет определять проблемное поле и вырабатывать собственную стратегию, пути решения.

Одной из наиболее эффективных личностно-ориентированных технологий, позволяющих реализовать новые цели образования и подготовить конкурентоспособного специалиста в условиях меняющихся требований рьшка труда, выступает технология проектного обучения. Культура проектирования сегодня входит во многие области общеобразовательной

практики в виде проектных методик обучения. Варианты использования метода проектов рассматриваются в публикациях В. В. Гузеева, Н. Ю. Па-хомова, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, Г. К. Селевко и др.

На основе анализа теоретических исследований и практики профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна были выявлены противоречия:

между наличием в программах по изобразительному искусству дизайна как части искусства и недостаточной подготовкой будущих учителей в области дизайна;

между требованиями, предъявляемыми к подготовке учителей в области дизайна, которая должна осуществляться адекватно профессиональной деятельности дизайнера, и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы;

между тем, что область дизайна имеет специфические методы обучения, и тем, что эти методы не адаптированы для обучения в современной школе.

Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему данного исследования: какими в системе дополнительной подготовки по основам дизайна должны быть содержание и методы профессионального обучения, обеспечивающие профессиональное становление студентов в художественно-педагогическом колледже. Необходимость решения этой проблемы обусловила выбор темы данного исследования.

Объект - процесс профессионального становления студентов в системе среднего профессионально-педагогического образования.

Предмет — содержание и методы профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства в системе дополнительной подготовки по основам дизайна.

Цель исследования - научно обосновать содержание и методику обучения в системе дополнительной подготовки по основам дизайна и опытно-экспериментальным путем проверить их влияние на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.

Гипотеза исследования - профессиональное становление студентов педагогического колледжа в области дизайна станет более эффективным, если будут:

определены особенности содержания и этапы профессионального становления;

выявлены условия развития творческой деятельности студентов как компонента профессионального становления;

обоснованы содержательно-дидактические компоненты дополнительной подготовки студентов в области дизайна;

— разработана и реализована модель профессионального становле
ния учителей в рамках дополнительной подготовки по основам дизайна,
определены критерии, показатели и уровни профессионального становле
ния;

- определено содержание учебной дисциплины «Основы дизайна»,
разработаны программы и методика, основанная на продуктивных мето
дах обучения.

Задачи исследования:

1) Проанализировать особенности процесса профессионального
становления будущих учителей в системе среднего профессионального
образования.

  1. Определить условия развития творческой деятельности студентов как компонента профессионального становления в педагогическом колледже.

  2. Обосновать содержательно-дидактические компоненты дополнительной подготовки студентов в области дизайна.

  3. Рассмотреть требования к профессиональному становлению студентов в системе дополнительной подготовки по основам дизайна, разработать модель, определить критерии и показатели эффективности этого процесса в педагогическом колледже.

  4. Разработать содержание программы по основам дизайна и методику обучения, включающую систему заданий, обеспечивающих развитие творческих способностей и профессиональное становление студентов в художественно-педагогическом колледже при обучении основам дизайна.

  5. Экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна.

Методологическая основа исследования - системный подход в исследовании педагогических систем, позволяющий применять целостность и интегративность системы в конструировании содержания обучения (В. П. Беспалько, М. С. Каган, Н. Д. Хмель, Э. Г. Юдин и др.); личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), позволяющий рассматривать личность как субъект деятельности, который, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Теоретические основы исследования — теория профессионального становления (Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, К. М. Левитан, В. А. Сластенин,

A. Р. Фонарев и др.); теории, раскрывающие психологические механизмы
развития личности в деятельности (А. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн и др.); теория и методология дизайна (В. Ф. Рунге,

B. В. Сеньковский, Е. В. Ткаченко, В. Т. Шимко); теории развития худо-

жественного творчества (Е. С. Громов, Л. Б. Ермолаева-Томина, В. И. Пе-трушин, П. М. Якобсон и др.); концепции личностно-ориентированного обучения (Е. В. Басин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); концепция единства обучения и творчества в образовательном процессе (К. Ж. Амир-газин, Л. А. Ивахнова, В. С. Кузин, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы, моделирование, проектирование, обобщение и систематизация результатов исследования; эмпирические -наблюдение и анализ реального состояния подготовки студентов, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы, метод экспертной оценки; анализ продуктов деятельности студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа: эскизов, чертежей, учебных и творческих работ, проектов и макетов по основам дизайна.

Этапы исследования

Первый этап (2006-2007) - аналитико-методологический, в ходе которого исследовалась степень разработанности проблемы на основе анализа философской, психолого-педагогической, специальной литературы, разрабатывался научный аппарат исследования, выяснялся исходный уровень подготовки студентов в области основ дизайна, а также определялись исследовательская концепция, содержание и методические основы обучению дисциплинам дополнительной подготовки.

Второй этап (2007-2008) - поисково-экспериментальный, включавший разработку модели, критериев, определение условий для профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства на дисциплинах дополнительной подготовки. Корректировалась программа с учетом составляющих дизайна (композиция, цвет, форма, шрифт).

На третьем этапе (2008-2011) - обобщающем - осуществлялась проверка гипотезы в ходе проведения формирующего эксперимента, разрабатывались методические рекомендации, производились обобщение данных, анализ и систематизация полученных результатов; результаты внедрялись в практику профессионального обучения студентов педагогического колледжа.

Опытно-экспериментальная база исследования - БОУ СПО «Музыкально-педагогический колледж», художественно-графическое отделение, гимназия № 85 с углубленным изучением изобразительного искусства (Омск).

Научная новизна исследования:

- выявлена специфика профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства в системе педагогического колле-

джа на дисциплинах дополнительной подготовки, состоящая в построении процесса обучения основам дизайна через усвоение интегративного содержания основ дизайна, опыта профессиональных дизайнеров, изучение художественного метода, овладение языком искусства с последующей трансформацией в личный опыт творческой деятельности;

обоснована система профессионального становления студентов на занятиях по основам дизайна, включающая: адаптацию к профессиональному обучению, формирование профессиональных намерений, самоопределение, осознание требований к профессии и понимание ее как сферы самореализации; профессиональное обучение и развитие, подготовку к педагогической деятельности; овладение продуктивными технологиями обучения учащихся основам дизайна, способами познавательной деятельности, этапами проектирования; диагностику готовности студентов к реализации профессионально-педагогических задач на практике;

сконструировано содержание учебного предмета «Основы дизайна», основанное на выявлении дидактических компонентов «композиция», «форма», «цвет», «шрифт»;

выявлены уровни профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна на дисциплинах дополнительной подготовки.

Теоретическая значимость:

- определены компоненты методики профессионального становле
ния и развития художественно-творческих способностей на занятиях по
основам дизайна, включающей: проектное обучение; формирование тео
ретических знаний и практических умений по основам дизайна, овладение
приемами проектной графики, средствами создания художественного об
раза в проекте; организацию консультативной помощи студентам;

-разработаны содержание и технология профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства в системе педагогического колледжа на дисциплинах дополнительной подготовки;

- раскрыты теоретические основы преподавания дисциплин допол
нительной подготовки в области дизайна и их значение для профессио
нального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Практическая значимость состоит в том, что:

- разработана и внедрена в учебный процесс педколледжа для спе
циальности «Изобразительное искусство и черчение» учебная программа по
основам дизайна, использование которой способствует профессиональному
становлению будущих учителей изобразительного искусства в творческой
и педагогической деятельности, обеспечивает развитие творческой деятель
ности студентов;

разработана методика профессионального становления студентов в области дизайна в системе педагогического колледжа на дисциплинах дополнительной подготовки;

материалы исследования могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки учителей в области дизайна на курсах повышения квалификации, в системе высшего художеств енно -педагогического образования, в системе СПО студентов-дизайнеров.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональное становление как динамичный непрерывный процесс, имеющий определенные стадии, направлено на развитие профессионально значимых качеств и становление компетентностей, определяющих готовность к решению новых нестандартных профессиональных задач.

  2. Творческая деятельность студентов - часть профессионального становления в процессе обучения основам дизайна. Условия развития творческой деятельности: выполнение студентами разработанной системы упражнений и заданий, направленных на актуализацию познавательных процессов, на становление профессиональной компетентности в рамках проектной технологии обучения; построение процесса обучения основам дизайна, предполагающего усвоение опыта творческой деятельности.

  3. Модель профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе среднего профессионального образования базируется на основных положениях системного и личностно-деятельностного подходов.

  4. Проектное обучение - наиболее эффективная технология профессионального становления студентов педагогического колледжа в условиях дополнительной подготовки, содержание которой отражает особенности профессиональной подготовки студентов в области дизайна.

  5. Повышению уровня профессионального становления студентов педагогического колледжа с дополнительной подготовкой в области дизайна способствует содержание дисциплины дополнительной подготовки «Основы дизайна» и технология обучения, включающая метод проектов, портфолио, деловую игру и презентацию.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечена теоретической и методологической базой, практической проверкой основных положений, использованием комплексной методики исследования, результатами опытно-экспериментального обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию материалов; участие в работе международных научно-практических конференций: «Российские художественно-педагогические школы в истории и современности», Санкт-Петербург, РГПУ

им. А. И. Герцена (2009); «Использование технологий дистанционного обучения в высшей школе», Караганда, КарГТУ (2009); «Модернизация системы образования в глобальном образовательном пространстве», Чимкент (2010); «Искусство, педагогика и общество: актуальные проблемы художественного и музыкального образования», Алматы, КазНПУ им. Абая (2010); «Актуальные проблемы эстетического и художественного образования в контексте этнокультурных процессов современного общества», Алматы, КазНПУ им. Абая (2011); всероссийских научно-практических конференций: «Проблемы высшего художественно-педагогического образования: содержание и технологии», Тольятти, ТГУ (2007); «Профессионально-художественное образование: история, теория, практика», Омск, ОмГПУ (2010); научно-практической конференции ОмГПУ (2007), открытой городской научно-практической конференции школы искусств № 1, Омск (2007), VI, VII, VIII межвузовских научно-практических конференций студентов и аспирантов, Омск, ОГИС (2008, 2009, 2010). Материалы исследования обсуждались на совместных заседаниях кафедр изобразительного искусства и методики его преподавания и декоративно-прикладного искусства Омского государственного педагогического университета.

Результаты исследования внедрены в педагогический процесс музыкально-педагогического и художественно-промышленного колледжей; академического лицея Омского государственного педагогического университета. Отдельные теоретические положения и практические результаты внедрены в практику обучения изобразительному искусству школьников Омска (ДХШ № 1, гимназия № 85, СОШ № 39).

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Творческая деятельность студентов как необходимый компонент профессионального становления

Важным компонентом профессионального становления студентов является творческая деятельность. Творческая деятельность рассматривается как синоним понятия творчество, как деятельность, в результате которой появляется нечто новое и оригинальное, имеющее личностное и общественное значение. Философско-культурологический подход предполагает определение творчества как способа саморазвития человека: «именно в творчестве человек утверждает, то есть формирует, воспроизводит и развивает себя как человек» [35, с. 14]. Теоретический анализ определения понятия «творчество» позволяет сделать вывод о том, что творчество реализуется в профессиональной деятельности Вг условиях творческого процесса: Творчество имеет ценностную направленность на удовлетворение потребностей общества, большое значение в создании продуктов творчества приобретает новизна, способность человека к созиданию, а также важная роль отводится личности творца и его развитию в процессе творчества.

В психологии творчество понимается как вид деятельности, в котором происходит развитие личности (Л.С. Выготский, Н.А. Дружинин, A.M. Ма-тюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Вместе с тем, подчеркивается интегративный характер творчества, в котором соединяются эмоциональное, интеллектуальное и личностное начала.

В нашем исследовании развитие творческой деятельности студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна становится неотъемлемой частью, интегративным компонентом профессионального становления. Для определения условий развития творческой деятельности необходимо рассмотреть определение художественного творчества. Художественное творчество, является одним из видов деятельности, в котором присутствует личностное отношение к выраженной в художественном образе действительности.

Исследования, посвященные процессу художественного творчества, проводились такими учеными как: Е.Я. Басин, НН. Волков, Л.С. Выготский, Е.С. Громов, B.C. Кузин, Е.Г. Яковлев, П.М. Якобсон и др. В определениях понятия «художественное творчество» ученые значительное место отводят новизне и познавательным процессам. По этому поводу Л.С. Выготский писал: «творчество существует не только там, где создаются великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое» [25, с. 6]. «Художественное творчество — это процесс создания произведения искусства, художественная ценность которого всегда содержит в большей или меньшей степени элемент новизны», подчеркивает Е.Я. Басин [7, с.4]. В исследовании Л.Г. Ермаш представлен анализ природы художественного творчества, рассматривается отношение к традициям, компоненты художественного творчества и творческий процесс. Автор в своей работе дает несколько определений данного понятия. «Творчество — это действие, направленное к созданию нового» [43, с. 149]. «Творчество в широком смысле слова — это способность человеческого сознания и практической деятельности к преобразованию и к созиданию нового, отвечающего потребностям освоения и преобразования действительности, интересам прогресса общественного развития» [43, с. 3-4]. Определение это содержит фи-лософско-психологический подход, в котором автор рассматривает творчество как деятельность и критерием его берет новизну.

Всестороннее исследование природы художественного творчества представлено Е.С. Громовым, который дает следующее определение. «Художественное творчество представляет собой сложный комплекс различных видов и типов человеческой деятельности, это своеобразное, индивидуальное, в каждом случае неповторимое единство труда умственного и физического, дискурсивного и интуитивного познания, мысли и чувства» [32, с. 11]. В данном определении подчеркивается многокомпонентность способностей, которые необходимы для художественного творчества, а также то, что оно вызывает определенные эмоциональные чувства. Рассматривая творческую деятельность, П.М. Якобсон подчеркивает, что в творческую деятельность, если она становится жизненным призванием, «вовлечен весь человек, с присущим ему отношением к действительности, с его убеждениями и взглядами, с основным кругом его запросов и интересов, с миром его чувств и побудительных мотивов его поведения» [229, с. 8].

Следовательно, художественно—творческая деятельность по. своему уникальна, она выражается в особом отношении к действительности, в этой деятельности происходит развитие и становление творческой личности. Художественно-творческая . деятельность предполагает создание художественного образа, как особой формы мышления - художественно-образного. Для развития художественно-творческой деятельности студентов на занятиях по основам дизайна, необходимо развивать творческое, продуктивное мышление.. Творческое мышление понимается, как процесс, состоящий из определенных этапов: осознание трудностей, проблем, недостающей информации; построение догадок, предположений, представлений о решении задач; возможности их пересмотра, вариативность решения; обобщение результатов. Выполнение заданий по методу проектов предполагает наличие этих этапов, следовательно, способствует развитию творческого мышления.

Художественно—творческая деятельность строится на умениях: воспринимать мир глазами исследователя, художника, творца; передавать в объекте изображения типичное и единичное; оригинально и точно выражать содержание языком искусства; избегать шаблонов и опираться на творчество [45]. Для формирования данных умений студентам необходимо овладевать языком искусства, инструментами познания, формировать художественное восприятие, что способствует развитию творческого продуктивного мышления.

Важным личностным качеством в структуре творческой деятельности является также креативность, которая понимается как общая способность к творчеству (Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Эллис Торренс). Креативность как личностный потенциал проявляется в профессиональной деятельности и мышлении и является признаком профессионального роста специалиста.

Развитие креативности на этапе профессионального обучения в концепции В.Н. Дружинина происходит на основе «общей» креативности. Формируется способность к творчеству, связанная с определенной сферой профессиональной деятельности. Значимую роль в этом процессе играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников [41]. Таким «образцом» для студентов на занятиях по основам дизайна становятся аналоги, раскрывающие мировой опыт творчества дизайнеров и ориентирующие студентов в способах решения художественных задач профессиональными дизайнерами.

Теоретическое обоснование модели профессионального становления студентов на занятиях по основам дизайна и критерии оценки

Профессиональное становление в области дизайна ориентировано на подготовку будущих учителей к реализации новых профессиональных задач. Образовательная область «искусство» нацелена на изучение с учащимися основ дизайна (B.C. Кузин, СП. Ломов, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др). Учитель обеспечивает высокий уровень преподавания изобразительного искусства и его разделов в соответствии с нормативными документами — учебными программами. Методика преподавания изобразительного искусства предписывает не теоретизирование, а усиление практической направленности в обучении, при которой теоретический материал осваивается в художественно-творческой деятельности учащихся. Так в программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Основы дизайна » под редакцией B.C. Кузина изучение дизайна начинается с 5 класса по 9 классы [155]. В методических материалах, авторами которых являются СЕ. Игнатьев, СП. Ломов, также включен в изучение с учащимися раздел «дизайн».

В задачу учителя в пятом классе входит ознакомление учащихся с дизайном, как областью профессионально-художественной деятельности, с основными выразительными средствами художественного конструирования. Планируется целенаправленное рассмотрение таких вопросов как: форма; процесс конструирования и учет формообразующих, функциональных и эргономических требований; конструкция, шрифт. В основу изучения формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна закладывается анализ аналогов, организация восприятия учащимися лучших образцов дизайна. Практическое применение теоретических знаний происходит при выполнении композиций объектов графического дизайна и шрифтовых композиций: знаков визуальной коммуникации и эмблемы класса и другое. Работа на плоскости чередуется с выполнением заданий по конструированию. Учащиеся выполняют макет упаковки, игрушек, состоящих из геометрических форм.

Основные правила выполнения технического рисунка, чертежа и их отличия учитель с учащимися рассматривают в шестом классе. При этом большое значение придается изучению особенностей композиции в дизайне, средствам композиции. Рассматриваются виды и категории композиции — органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и асимметрия формы, пластичность, цвет и цветовые сочетания. В качестве практической работы для учащихся разработаны задания по конструированию, в частности конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек по образцам народных игрушек. Композиционной деятельности учащихся предшествует анализ аналогов, далее осуществляется разработка декоративного мотива решетки для ограждения участков детского сада, школы, окон спортивного зала и создание на этой основе индивидуальных и коллективных эскизов. Колористическое мышление и чувство цвета у учащихся формируется в ходе выполнения упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту, составление цветовой шкалы.

Обучение дизайну в седьмом классе направлено на рассмотрение этапов художественного проектирования, а также выразительных средств художественного конструирования на различных его стадиях, на изучение способов подачи проекта: эскизная графика, аппликация, шаблоны, разработка фактуры. В части графического дизайна предложены задания на создание эскизов старинных народных костюмов и поиск образа в современных костюмах (эскизы, макеты, цветовое решение), а также выполнение шрифтовых композиций учащимися, поиск образа буквы.

Изучение первых школ дизайна. «Веркбунд» и «Баухауз» осуществляется в восьмом классе. Учащиеся знакомятся с особенностями проектирования среды: игровых площадок, жилищ, выставок и т.п. В практической деятельности осваивают вопросы проектирования элементов благоустройства внешней среды (малые формы) - книжные w журнальные киоски, торговые киоски, стенды, уличные осветители и фонари, уголки озеленения во дворе дома.

Теоретический материал девятого класса ориентирует учителя на раскрытие современных проблем дизайна в России и за рубежом, На рассмотрение истории зарождения и развития дизайна в России и значение ВХУТЕИНа в отечественном дизайне. Продолжается более глубокое освоение композиции и формообразования. Рассматриваются вопросы стиля и моды в художественном конструировании. Практическая работа учащихся включает конструирование современных видов транспорта - самолета, локомотива, парохода, легковых и грузовых машин (индивидуальные и коллективные работы), осуществляется поиск внешней формы и применение приема на совмещение несовместимого. Художественное проектирование учащихся направлено на разработку проектов сувениров, различных предметов быта.

В программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. «Основы народного и декоративно—прикладного искусства. 1—8 кл.» под редакцией Т.Я. Шпикаловой и др., начиная с шестого класса, определен теоретический материал, который характеризует элементы дизайна и позволяет учителю познакомить учащихся с графическим дизайном (промышленная графика, графический стиль учреждения). Рассматриваются принципы формообразования в двухмерном и трехмерном пространстве, значение знака как абстрактного символа, композиции как процесса гармонизации формы изделий, формообразование предметной среды на основе природных объектов, основы колористики. А также предполагается изучение основ макетирования и моделирования. Практические задания выполняются на основе изученного теоретического материала: разработка серии эскизов с дизайнерским решением предметов быта; композиционная серия «Буквы». Образ-буква может быть в виде корабля, дома, растения, животного.

Изучение основ дизайна продолжается в седьмом классе. Здесь необходимо углубить теоретические знания, по основам формообразования. Рассматривается зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Поиск оптимальной формы изделия, учет рабочей функции (назначения) изделия и эргономических требований, обеспечения удобства и безопасности пользования изделием. Большое значение придается изучению изобразительно-выразительных средств дизайна: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, формированию умений учащихся передавать объем, пропорции, пространство. Учащиеся знакомятся с принципами композиции в дизайне (симметрия, асимметрия, равновесие, ритм и движение), применением пропорции золотого сечения при создании объектов дизайна, гармонией и контрастом в дизайне, а также основами цве-товедения в дизайне. Обучение в седьмом классе предполагает овладение учащимися основами разработки дизайна книги.

Технология профессионального становления студентов в системе дополнительной подготовки по основам дизайна

Методика профессионального становления, включающая организацию проектной деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения предусматривает наличие таких компонентов как: содержательный, органи-зационно-деятельностный, оценочно-аналитический. Содержательный компонент характеризуется тем, что материал, отбираемый студентом для создания проекта, служит теоретической основой для студенческого проекта и помогает ему в самопознании, самореализации и самоопределении. Организа-ционно-деятельностный компонент метода позволяет студентам быть полноправными участниками совместной с преподавателем учебной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого студента, при этом преподаватель является координатором деятельности студента, актуализирует его жизненный опыт, способствует проявлению и развитию его индивидуальности. Оценочно—аналитический компонент метода включает в качестве критериев оценки результативности проекта проявление и обогащение жизненного опыта студента, индивидуально—личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей студентов и активность его участия при создании проекта [1.12].

В методике профессионального становления студентов проект является большой самостоятельной частью подготовки будущего специалиста — педагога и имеет своей целью: - систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед современной школой; - совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов; - выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности в школе. Авторы современных исследований в разработке технологии проектного обучения опираются на труды В.В. Гузеева, Е. Карпова, И.Н. Пахомова, Е.С. Полат, И. Д. Чечель и др., выделяя компоненты, которые составят суть проектного обучения. В определении проектного обучения И.Д. Чечель представлен целевой компонент этой технологии. Цель проектного обучения ориентирует на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. В.В. Гузеев в своих исследованиях раскрывает деятельностный компонент проектного обучения, отмечая, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения.

Метод проектов - система обучения, в которой знания и умения студенты приобретают в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий - проектов [136]. Основная идея этой технологии — это создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов в различных учебных ситуациях. Опора в методике профессионального становления на личностно-ориентированный подход позволяет использовать наряду с методом: проектов другие методы, такие как: обучение в сотрудничестве, ролевые игры, дискуссии, мозговая атака и др.

Технология обучения в сотрудничестве позволяет обогатить опыт и приобрести в учебном труде навыки совместной деятельности, которые необходимы в будущей профессиональной и социальной работе. Умение работать в сотрудничестве обязательно для успешного использования других современных технологий, составляющими которых является, в том числе метод проектов [184]. Для профессионального становления студентов педагогического колледжа в процессе изучения дисциплины дополнительной подготовки «Основы дизайна» наиболее предпочтителен когнитивный тип сотрудничества, предполагающий «создание атмосферы творческого поиска и логического анализа, проявления кругозора и интеллекта, профессионализма, нестандартности, емкости и оригинальности мысли» [184, с. 96]. Основной метод взаимодействия в процессе обучения в сотрудничестве — обмен мыслями, информацией, который реализуется в атмосфере партнерства и равенства. В обучении дизайну это - совместный анализ аналогов студентами и педагога, обсуждение поисковых эскизов, проектов.

Технология мозгового штурма — форма учебной деятельности, при которой участникам предлагается высказывать, возможно, большее количество вариантов решения учебно—творческой задачи. Далее из общего числа идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть реализованы на практике. Этот коллективный и креативный метод позволяет разбудить фантазию, воображение, стимулировать творческий потенциал и проявить творчество. Основная цель данной технологии — развитие творческого мышления [165]. В методике профессионального становления студентов мозговой штурм использовался при поиске нового решения проектной задачи.

Разновидностью методов мозгового штурма и эмпатии являются деловые игры. Это один из продуктивных способов развития нестандартного мышления. В процессе профессионального обучения студенты с интересом проигрывают будущие уроки дизайна в школе, имитируют отношения учителя и учащихся, обсуждают возникшие-затруднительные ситуации. В: любой деловой игре должны соблюдаться следующие условия: проигрывать рекомендуется реальные события (уроки, защита проектов); приводимые факты должны быть интересными (презентации проектов); ситуации должны быть проблемными (постановка учебной задачи); главная цель игры приобретение умений и навыков, выработка стиля поведения, овладение профессиональной деятельностью.

Технология накопления и систематизации информации — портфолио, представляет собой работу с результатами учебно-познавательной деятельности студентов. Она может использоваться для демонстрации анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии и самооценки образовательной деятельности. Технология портфолио выполняет функцию информационного поиска, изучение нового научного или художественного направления. Это технология не только получения и систематизации новой информации, но и (форма оценивания, которая позволяет коренным образом изменить подход к оцениванию и измерению результатов образовательной деятельности) [184]. Значимость технологии портфолио для профессионального становления студентов заключается в том, что составляется индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные достижения студента — результаты учебной и творческой деятельности, которые использовались во время педагогической практики как методический материал на уроках по основам дизайна.

В разработке методики профессионального становления мы опирались на принципы метода проектов: связь идеи проекта с реальным педагогическим процессом школы, не меняя его структуры; интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников; ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя; самоорганизация и ответственность участников проекта; нацеленность на создание конкретного продукта; многопредметный и межпредметный характер проектов; временная и структурная завершенность проектов [13].

Использование метода проектов в профессиональном обучении обусловлено положениями: самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность студентов, работающих над проектом; умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами творческой деятельности; владение культурой общения (умение спокойно выслушивать партнера, аргументированно высказывать свою точку зрения, анализировать работы и давать оценку) [180].

Динамика профессионального становления студентов в условиях опытно-экспериментального обучения основам дизайна в системе дополнительной подготовки (формирующий эксперимент)

Формирующий этап опытно—экспериментального обучения осуществлялся. в БОУ СПО «Музыкально—педагогический колледж »в рамках дополнительной подготовки со студентами Художественно-графического отделения, обучающимися по специальности «Изобразительное искусство и черчение». Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях профессионального обучения, автор является преподавателем учебных дисциплин дополнительной подготовки в области дизайна.

Цель формирующего эксперимента — проверка эффективности методики профессионального становления студентов педагогических колледжей в процессе обучения основам дизайна. Достижению поставленной цели способствует решение задач: - апробировать разработанную методику профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна, направленную на формирование потребности в творческой самореализации и готовности к решению профессионально-педагогических задач;— разработать методику диагностики и выявить уровень развития профессионального становления в области! дизайна у выпускников — будущих учителей изобразительного искусства.

Процесс профессионального становления, включающий профессиональное обучение и развитие, основывался на разработанной нами опытно-экспериментальной программе дисциплины «Основы дизайна».

Готовность к профессиональной деятельности, к решению профессиональных задач и динамика профессионального становления студентов в ходе опытно-экспериментальной работы была исследована при помощи таких методов диагностики, как: анализ учебно—творческих работ студентов по основам дизайна; коллегиальный просмотр и оценка; «самооценка»; смысловой анализ понятий. Формирующий эксперимент проходил в три этапа и включал шесть разделов. Первый этап обучения охватывал студентов 2 курса, второй — студентов 4 курса и третий, завершающий этап обучения со студентами 5 курса. Опытно—экспериментальная работа по профессиональному становлению студентов в области дизайна строилась на интеграции теории и практи-ки, сочетании теоретического курса и системы упражнений и заданий, направленных на изучение основ композиции, формы, цвета, шрифта, истории развития дизайна, творческих методов дизайнера, овладение технологией обучения учащихся основам дизайна. На первом этапе экспериментального обучения студенты второго курса осваивали четыре раздела, которые соответствуют содержательно — дидактическим компонентам: «композиция», «форма», «цвет», «шрифт»: — художественные средства выразительности, приемы тонально графической разработки формы, средства гармонизации композиции, графи ческую и пластическую моделировку формы, основы макетирования; — способы формообразования с использованием модуля, стилизации, трансформации, врезки объемов, комбинаторики, средства гармонизации формы; — цветовые шкалы, гармонизаторы цвета, цвет и фактуру, цветовые гармонии, цветовую композицию (хроматическая стереоскопия); — основы шрифтовой графики, трансформацию объектов к шрифтовым формам, графику буквы и слова (Приложение 2, рис. 1-26). Профессиональное обучение осуществлялось в определенной логике и предполагало постепенное усложнение теоретического материала и заданий: предъявление знаний (беседа, лекция), воспроизведение знаний (упражнение), творческая интерпретация знаний (выполнение заданий). Так, нами применялась система различных видов упражнений: подготовительные упражнения, вводные, пробные, творческие. Дидактическая цель подготовительных упражнений состоит в актуализации знаний по всем разделам программы. Вводные упражнения были направлены на освоение знаний, правил, понятий. Пробные упражнения выполняются на воспроизведение знаний. Творческие упражнения предполагают практическое применение и творческую интерпретацию знаний, умений, навыков. Результаты первого этапа опытно-экспериментального обучения (коллегиальный просмотр всех программных заданий 2 курса) оценивались методом компетентных судей - по основным критериям и показателям профессионального обучения и развития (Таблица 1). Результаты выполнения работ, отражающие уровень профессионального становления студентов в области дизайна, выражены в среднем балле, представлены в таблице 10 и на диаграмме.

В ходе формирующего эксперимента организованное наблюдение и беседа со студентами позволили проследить в экспериментальной группе (Э.Г.) позитивные изменения в мотивационно - личностной сфере студентов. Мо-тивационно-ценностное отношение выражалось в том, что студенты Э.Г. стремились к достижению более высоких результатов, оценивали профессиональную область «дизайн» как престижную. Студенты контрольной группы (К.Г.) не осознали требований к профессии, не стремились к преодолению трудностей, которые возникли в процессе профессионального обучения. Анализ результатов первого этапа формирующего эксперимента, который проводился с опорой на основные критерии и показатели, характеризующие уровень профессионального становления, позволяет утверждать, что студенты Э.Г. и К.Г. находятся на профессионально-репродуктивном (недостаточном) уровне. Второй этап опытно-экспериментального обучения (4 курс), направленного на освоение пятого раздела профессионального обучения: разработку эскизов объектов графического дизайна. Это обусловлено тем, что графический дизайн наиболее полно представлен в программах по изобразительному искусству для средних общеобразовательных учебных учреждений, школ, лицеев, гимназий.

Профессиональное обучение и профессиональное развитие включало в себя выполнение студентами заданий с использованием приемов, таких как: комбинаторика, декоративность, придание новой изобразительной формы определенному объекту — символ, абстракцию, аллегорию, метафору и др., использование творческих методов для создания нового: заимствование, репродукция, парафраза, намек. На данном этапе отрабатывались приемы проектной графики. Все навыки работы с материалами развивались в эскизиро-вании, которое является одним из этапов разработки проекта.

Похожие диссертации на Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна