Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов Плакидин Владимир Ильич

Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов
<
Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плакидин Владимир Ильич. Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов : 13.00.02 Плакидин, Владимир Ильич Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов (На примере лозоплетения) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 229 с. РГБ ОД, 61:06-13/1377

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНО - ПРИКЛАДНО

ГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ 15

1.1. История развития народно-прикладного творчества и художественных промыслов 15

1.2. Традиции в обучении школьников народно-прикладному творчеству...29

1.3. Развитие творческой активности школьников для возрождения художественных промыслов 52

Выводы по первой главе 65

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ЛОЗОПЛЕТЕНИЯ) 68

2.1. Отбор содержания обучения школьников народно-прикладному творчеству 68

2.2. Формы и методы развития народно-прикладного творчества школьников 84

2.3. Учебно-методическое пособие и программа «Художественное плетение изделий из лозы» 102

2.4. Содержание и результаты экспериментальной работы 113

Выводы по второй главе 140

Заключение 143

Литература 148

Введение к работе

Общая характеристика исследования.

Актуальность исследования. В своём историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт народно-прикладного творчества и художественных промыслов прошлых поколений.

Народно-прикладное творчество - источник народных художественных промыслов, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры. В соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 года № 7-ФЗ- художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию изделий утилитарного и декоративного назначения, осуществляемая на основе освоения и преемственного развития традиций определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда.

Творчество рассматривается как деятельность, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.

Возрождение художественных промыслов неразрывно связано с развитием у подрастающего поколения народно-прикладного творчества, основанного на творческой активности. Развитие народно-прикладного творчества сопровождается положительными эмоциями и осознанием цели деятельности.

Наше исследование по развитию народно-прикладного творчества учащихся основной школы осуществлялось на примере изготовления изделий из лозы: хлебницы, фруктовницы, панно и т.д.

Лозоплетение является древнейшим видом народно-прикладного творчества. Многочисленные исследования доказывают, что плетение изделий из лозы возникло раньше других видов промыслов (ткачества, керамики, гончарного ремесла и др.). В старинных манускриптах отмечается, что в

Египте, на Дальнем Востоке, в Древнем Риме использовались изделия из прутьев ивы. Плетеные изделия найдены в гробнице Тутанхамона.

Из истории развития народных промыслов в Древней Руси известно, что изготовление изделий из лозы возникло в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой стороны, была велика потребность в плетеных изделиях (предметы домашнего обихода, рыболовные снасти, ловушки для зверей и птиц и др.). Лозоплетением занимались семьями -взрослые и дети.

В средние XIX века Европа была законодателем мод по плетению изделий из лозы. Поэтому такие меценаты, как С.Т.Морозов, С.И..Мамонтов и другие финансировали обучение мастеров лозоплетения за границей. И.В. Цингер, А.И.Березовский, М.А.Махаев и другие мастера-плетельщики открывали в разных местах России свои школы, в' которых обучали детей старше 12 лет плетению изделий из лозы.

Предметом активного научного познания в этот период становится сохранение преемственности традиций мастерства от отца к сыну, от мастера к ученику и развитие этой преемственности, как основы культуры.

Многовековые традиции народных умельцев, а также опыт народной педагогики свидетельствует о влиянии лозоплетения на воспитание активных, самостоятельных, способных к творческой деятельности учащихся, понимающих и сохраняющих культуру своего народа. Именно овладение подрастающим поколением основами народно-прикладного творчества способствует развитию народных промыслов. Поэтому необходимо приобщение школьников к возрождению забытых народных промыслов, которые являются национальной культурой нашего народа.

Проблема приобщения школьников к народному творчеству довольно активно разрабатывается. М.Н.Скаткин предложил методику изучения темы «Местные промыслы» при работе с детьми в деревенской школе. В ряде исследований отмечается влияние обучения школьников основам народно-

прикладного творчества на развитие их творческой активности, способствующей возрождению художественных промыслов (Е.И.Абакумова, Г.И.Гумерова, Т.А.Крючкова, В.Ф.Максимович, Е.А.Филиппова и др.). Отдельные исследования раскрывают значение использования художественного плетения изделий из лозы в трудовом воспитании и профориентации школьников (И.В.Алексеева, В.А.Барадулин). Но достаточного освещения возможностей обучения детей лозоплетению для развития их творческой активности и возрождения художественных промыслов они не дают.

Включению учащихся в практическую творческую деятельность посвящены работы П.Н.Андрианова, А.В.Бычкова, И.П.Волкова, В.А.Горского, В.М.Казакевича, В.Д.Путилина и других ученых.

Ориентация учащихся на творческие профессии рассматривается в работах П.Р.Атутова, А.К.Бешенкова, В.Ф.Максимович, Л.Н.Михеевой, В.А.Полякова, И.А.Сасовой, В.Д.Симоненко, С.Н.Чистяковой и др.

Содержание и методы обучения школьников народно-прикладным видам
труда представлены в работах Е.И.Абакумовой, С.Э.Маркуцкой,

Н.К.Невзоровой и др.

Исследования по развитию личности учащихся на народно - трудовых традициях обобщены в работах Т.Я.Шпикаловой, Н.М.Конышевой и др.

Анализ литературных источников свидетельствует, что практически все авторы указывают на необходимость дальнейшей разработки процесса развития народно-прикладного творчества подрастающего поколения как условия возрождения местных художественных промыслов и сохранения национальных традиций. В известных нам работах отмечается, что проблема развития народно-прикладного творчества' учащихся относится в числу мало разработанных. Это приводит к возникновению противоречий между:

- необходимостью возрождения художественных промыслов в России и непроработанностью данной проблемы в педагогической науке и практике;

- значительным исторически сложившимся опытом формирования
народно-прикладного творчества подрастающего поколения и
недостаточностью методических разработок его развития в современных
образовательных учреждениях.

Указанные противоречия не могут быть разрешены в рамках только педагогической практики. Они требуют научных исследований. На сегодня особую актуальность приобретают работы, связанные с развитием народно-прикладного творчества подрастающего поколения, заинтересованного и подготовленного к возрождению художественных промыслов.

Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов». (На примере лозоплетения).

Выбор возрастных границ обучения обоснован физическими и

психологическими особенностями учащихся 5-9 классов, способных создавать изделия из лозы.

Цель исследования: разработать методические основы развития народно-прикладного творчества учащихся основной школы, как одного из факторов возрождения художественных промыслов (на примере'лозоплетения).

Объект исследования: развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы.

Предмет исследования: содержание, формы и методы развития народно-прикладного творчества учащихся 5-9 классов в рамках образовательной области «Технология» (на примере изготовления изделий из лозы).

Гипотеза исследования. Развитие народно-прикладного творчества учащихся 5-9 классов, способствующее возрождению художественных промыслов, будет успешным, если:

- обоснована с учетом исторического опыта необходимость развития
творческой активности и народно-прикладного творчества подрастающего
поколения и доказана их значимость для возрождения художественных

промыслов;

- выявлены и обоснованы критерии отбора содержания обучения
народному промыслу для развития народно-прикладного творчества учащихся;

- определены формы и методы развития народно-прикладного творчества
школьников;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены основные задачи исследования:

1. Проанализировать исторический опыт развития народно-прикладного
творчества и творческой активности учащихся и доказать их значимость для
возрождения художественных промыслов.

2. Выявить и обосновать критерии отбора содержания обучения учащихся
5-9 классов для развития народно-прикладного творчества.

3. Определить формы развития народно-прикладного творчества
школьников, сочетающие индивидуальную и групповую деятельность с
участием членов семьи, народных умельцев, организаторов народных
промыслов.

  1. Обосновать и использовать методы, ориентированные на переход от репродуктивной к творчески активной деятельности школьников с учетом их возрастных и физических возможностей участия в народно-прикладном творчестве.

  2. Разработать учебно-методический комплект, включающий программу, рекомендации для учителей, материалы для оценки уровней развития народно-прикладного творчества школьников и участия их в экономической деятельности, характерной для художественных промыслов в условиях рыночной экономики.

Методологической основой исследования являются концептуальные

положения о природе и сущности человеческой деятельности; ее целесообразном и творческом характере; о роли народного творчества в

воспитании личности школьников; научные исследования по психолого-педагогическим аспектам развития творческой активности учащихся; научно-теоретические основы обучения народно-прикладному творчеству и художественным промыслам; труды историков, этнографов, искусствоведов о народных традициях по лозоплетению.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: аналитические (изучение и анализ научной, методической и технической литературы; изучение народного прикладного творчества -лозоплетения); диагностические (анкетирование, беседы, выявление умений, знаний и навыков изготовления художественных изделий народного прикладного творчества); формирующие (составление модуля программы по «Технологии» с учетом специфики местных народно- прикладных видов труда, * способствующих организации творческой деятельности учащихся); статистические (обработка материалов исследования).

Этапы исследования.

Первый этап (1995-1997г.г.) посвящен изучению теоретических и научно-методических работ по проблеме исследования, выявлению противоречий между потребностями общества в формировании творчески активной личности и состоянием проблемы в образовании, определению современных подходов к преподаванию основ лозоплетения, анализу учебных программ, изучению передового опыта, разработке плана и методики исследования.

На этом этапе были определены тема, цель, предмет, основные задачи и

рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1997-2000г.г.) — опытно-эксперименгальный - направлен на проведение констатирующего эксперимента, разработку авторской программы, выявление и апробацию комплекса педагогических технологий по изучению народного прикладного творчества - лозоплетения как средства развития творческой активности и народно-прикладного творчества учащихся, обоснование методической организации формирующего эксперимента.

Третий этап (2000-2005г.г.) - обобщающий - посвящен анализу результатов экспериментальной работы и ее оформлению, формулированию выводов, совершенствованию и публикации программы и методики организации работ по лозоплетению, внедрению результатов исследования в практику работы образовательных учреждений.

Экспериментальной базой были: Варежская основная

общеобразовательная школа, Тумботинская средняя школа №1, Ново-Щербиненская основная общеобразовательная школа (Павловский район, Нижегородская область), школа-интернат г. Павлове

Внедрение программы «Художественное плетение изделий из лозы»
осуществлялось: МУК г. Первомайска, Сосновской средней школой №1.р.п.
Сосновское, Тепляевской средней школой Дальне-Константиновского района
Нижегородской обл., интернатом неслышащих детей г. Нижний Новгород,
школой мастеров №173, г. Зеленогорска Красноярского края, школой искусств
г. Талдома Московской области, Нижегородским институтом развития
образования, Нижегородским государственным педагогическим

университетом, Московским педагогическим университетом, Брянским педагогическим университетом.

Научная новизна исследования

обобщен и проанализирован исторический опыт развития творческой активности подрастающего поколения как фактора возрождения художественных промыслов, выявлены традиции, способствующие развитию народно-прикладного творчества учащихся (преемственность традиций мастерства от родителей к детям, от мастера к ученику и развитие этой преемственности как основы формирования творческой активности учащихся);

определены критерии отбора содержания обучения школьников в образовательной области «Технология» как одного из направлений развития народно-прикладного творчества, отражающего специфику художественного промысла (возможность удовлетворения интересов учащихся в создании художественных изделий из лозы утилитарного или декоративного назначения; доступность усвоения знаний и умений по лозоплетению для учащихся 5-9 классов; отражение национальных и региональных особенностей лозоплетения; соответствие материально-технической базы выполнению работ по обработке сырья из различных пород ивы и изготовлению качественных изделий из лозы; возможность реализации изделий из лозы, изготовленных учащимися);

обоснованы содержание (отбор объектов труда с учетом возрастных и физических возможностей школьников, разработка содержания творческих заданий и др.), формы (урок; факультативные занятия, экскурсии на предприятия художественных промыслов и в музеи, викторины, конкурсы мастерства, встречи с народными умельцами и предпринимателями, занимающимися изготовлением и реализацией продукции художественных промыслов, совместная работа членов семьи и школьников, ярмарки художественно-прикладных изделий и др.) и методы (проектов,

исследовательский, стимулирования и мотивации творчества, контроля и самоконтроля деятельности и качества изготовленных изделий из лозы), развивающие народно-прикладное творчество школьников при изготовлении утилитарных и декоративных изделий из лозы.

Теоретическая значимость исследования;

Обоснована необходимость развития народно^прикладного творчества школьников и доказана её значимость для возрождения художественных промыслов (овладение предшествующим опытом, накопление, закрепление и совершенствование способов воплощения идей в материальную форму; разработка творческих проектов создания изделий утилитарного и декоративного назначения, реализуемых на ярмарках; совместная деятельность народных умельцев, членов семьи школьников, предпринимателей, организаторов народных промыслов в создании оригинальных продуктов труда).

Практическая значимость результатов исследования: Результаты исследования могут быть использованы в учебных учреждениях, осуществляющих работу по развитию народно-прикладного творчества учащихся и подготовки их к возрождению художественных промыслов.

Разработан учебно-методический комплект, включающий: программу «Художественнее плетение изделий из лозы» как модуль к курсу «Технология»; рекомендации для учителя по методике развития творческих способностей учащихся разных возрастов, подготовке их к труду в художественных промыслах; средства контроля за развитием народно-прикладного творчества школьников.

Обоснован отбор и систематизация объектов художественно-прикладных работ и изделий народных промыслов, развивающих творческие способности учащихся основной школы.

Показана возможность совместной работы детей и их родителей, позволяющая формировать трудолюбие, ответственность, творческую активность и способствующая созданию продукции, имеющей потребительную стоимость.

Предложены варианты включения школьников в деятельность,
характерную для художественных промыслов в условиях рыночной экономики
(определение себестоимости изделий, их цены, конкурентоспособности на
^ рынке и т.п.).

На защиту выносятся следующие положения:
1.Развитие народно-прикладного творчества школьников

осуществляется на основе освоения опыта исторических традиций
художественных промыслов определенной местности и

предусматривает использование инновационных форм и методов, обеспечивающих переход от простой передачи сложившихся ценностей народных промыслов к развитию творческой индивидуальности детей.

2. Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы, способствующее возрождению художественных промыслов, представляет собой сложный процесс, содержащий:

Обоснование критериев отбора и использования содержания, форм и

методов обучения, соответствующих художественным промыслам,

местным традициям и возможностям детей, национальным и

региональным особенностям; ориентированных на переход от

репродуктивной к творческой деятельности учащихся по развитию

народно-прикладного творчества.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена

методологической обоснованностью исходных позиций исследования,

применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и

задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа,

длительным характером экспериментальной работы, динамикой уровня развития народно-прикладного творчества учащихся экспериментальных классов, воспроизводимостью результатов, сопоставлением результатов с массовым педагогическим экспериментом.

Апробация работы Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались, обсуждались и одобрены на: VII Международной конференции «Преподавание технологии в школе», Москва, 28-30 октября 2001 года; Международной конференции «Тенденции развития технологического образования», Нижний Новгород, 10-13 июля 2002 года; Международной конференции «Человек в мире современной техники и технологии», Москва-Н. Новгород, 15-18 октября 2003 года; Научно-практической конференции учителей технологии «Инновации в технологическом образовании школьников», Н.-Новгород, 2002 год.

Основные результаты работы были представлены и одобрены при чтении лекций и проведении практических занятий в Нижегородском государственном педагогическом университете, Брянском педагогическом университете, Московском педагогическом университете, Нижегородском институте развития образования. Результаты экспериментальной работы получили высокую оценку на семинарах для учителей, Всероссийских ярмарках народно-прикладного творчества.

Внедрение результатов исследования проводилось в Варежской
общеобразовательной школе, Тумботинской средней школе №1

(коррекционные классы), в Ново-Щербиненской общеобразовательной школе (Павловский район, Нижегородская область), в школе-интернате г. Павлово, в МУК г. Первомайска, в Сосновской средней школе №1.п. Сосновское, в Тепляевской средней школе Дальне-Константиновского района Нижегородской обл., в интернате неслышащих детей г. Нижний Новгород, в школе мастеров №173 г. Зеленогорска Красноярского края, в школе искусств г. Талдома

Московской области, в Нижегородском институте развития образования, в Нижегородском, Московском, Брянском педагогических университетах.

class1 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНО - ПРИКЛАДНО

ГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ class1

История развития народно-прикладного творчества и художественных промыслов

Много тысячелетий человек преобразует окружающий нас мир для того, чтобы улучшить своё существование на Земле. Недаром своим объектом преобразования он выбрал лозу, гибкий и доступный материал, из которого было изготовлено множество необходимых для хозяйственных нужд предметов [54].

Лозоплетение является древнейшим видом ремесленной деятельности человека. Исследования учёных, археологов, изучающих культуру древних народов, доказывают, что плетение изделий из лозы возникло раньше, чем другие виды ремёсел (ткачество, керамика, гончарное ремесло). Древний человек, используя свойства гибкости лозы, применял их при изготовлении различных изделий и приспособлений: загоны для животных; навесы для защиты от осадков, зноя и хищников; верши для ловли рыбы; ловушки для зверей и птиц; снегоступы и мокроступы для хождения по заснеженным просторам зимой и по топким болотам и т.д. Самые древние плетёные изделия были найдены археологами в Египте и на Древнем Востоке. Некоторые находки были просто удивительны. В гробнице Тутанхамона, например, обнаружены два плетёных стула, так хорошо сохранившихся, что ими вполне можно украсить современный интерьер [62]. Из старинных манускриптов стало известно, что в Древнем Риме тоже знали плетёную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьев ивы, корней деревьев и других природных материалов. Восставшие гладиаторы в армии Спартака плели лёгкие и прочные боевые шиты из виноградной лозы. А когда они были прижаты войсками Рима к краю отвесной пропасти, за одну ночь сумели сплести (опять же из виноградной лозы) длинные прочные лестницы, спуститься по ним со скалы и ударить в тыл римлянам, которым пришлось спускаться в ту же пропасть, но уже без лестниц.

Около 350 пород ив произрастает на нашей планете во всех географических зонах, от тундры до пустыни. Прут ивы является самым дешёвым и доступным материалом, «то есть всегда под рукой». Он не требует особой трудоемкой предварительной обработки и подготовки к работе [61,133].

В средние века Европа была законодателем мод по плетению изделий из лозы. Плетение изделий из лозы было хорошо развито в Италии, Франции, Германии, поэтому, начиная со средних веков, плетеные изделия находят широкое применение. У крестьян это предметы быта (корзины, короба, люльки и т.д.), у знатных людей - предметы отдыха и украшения интерьера (мебель). Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывались позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. Уже в XIX веке в Париже фирма Тиротена выпускала в большом количестве плетёные корзинки различного назначения, плетёную мебель, коляски и другие изделия. Их изготовляли из тонкой окорённой ивовой лозы и покрывали различными красителями, позолотой и серебром, , Французские сорта лозы были очень высокого качества и поэтому выводились в Швеции, Германии. В середине XIX века в Западной Пруссии и Баварии разведение лозы становится одним из новых, развивающихся промыслов. Мастера из Франции, Германии, Италии, Англии постоянно совершенствовали формы плетёной мебели. Дизайнеры из известных в Англии художественных школ Дж. Флетчер и К. Крамптон представляли на выставки произведения плетёной мебели, которые были эталоном качества и красоты. Они приобрели такую популярность, что ими обставляли клубы, дома, кафе и дворцы [62].

Ассортимент плетеных изделий и способы их изготовления определялись потребностью, модой, уровнем развития общества. Во все времена просматривалась «общая тенденция к усложнению изделий, их многообразию, повышению эстетических и художественных качеств». Плетеные изделия, выполненные из различных материалов, можно встретить повсюду. Чтобы в этом убедиться, необязательно путешествовать. При современном уровне средств информации, а также благодаря телевидению можно составить некоторое представление о состоянии и уровне плетения в той или иной стране или регионе. Так, посмотрев телевизионные передачи на зарубежные темы, можно заметить, как женщины африканских городов, Индии, Австралии, Южной Америки нередко держат в руках плетеные сумочки, корзины, кошелки; как мужчины Юго-Восточной Азии, Китая носят в огромных заплечных корзинах, прочно сплетенных и усиленных со дна дополнительными толстыми прутьями, различную поклажу; как на знаменитых восточных базарах красуется разнообразная снедь, эффектно уложенная во всевозможные корзины, порой очень оригинальные; как манекенщицы П.Кардена иногда демонстрируют непритязательные плетеные безделушки, тонко подчеркивающие стиль [62].

Отбор содержания обучения школьников народно-прикладному творчеству

Суть профессии учителя состоит не только в передаче знаний и умений, сколько в высокой миссии сотворения личности, утверждения человека в человеке», - писал В.А.Сластёнин.

Содержание образования - это не сами по себе знания, умения, навыки, а человеческая культура, которая находит в них своё выражение. Национально-культурные традиции народа, их диалектические единство с всеобщей человеческой культурой - источник формирования содержания образования, всей учебно-воспитательной деятельности школы [114].

, Как считает Т.И.Шамова, важнейшим требованием современной дидактики

при отборе конкретных знаний, понятий, представлений, подлежащих усвоению, является определение базовых, ведущих среди них. К ведущим знаниям учёный относит те, которые составляют основу для приобретения новых знаний и являются стержневыми в самой науке, а также служат для широких мировоззренческих обобщений [155].

\ При отборе содержания для изучения прикладного художественного

творчества русского народа в области плетения, в зависимости от материала, можно выделить следующие направления:

- работа с лозой;

- работа с соломкой;

- работа с рогозом;

- работа с липой;

- работа с берестой.

Исследование содержания материала с учётом возрождения художественного промысла лозоплетения (народных традиций) потребовало определения принципов его отбора. При этом мы исходили как из общедидактических принципов (культуросообразность, наглядность, доступность, научность и другие), так и специфических, которые позволяли отобрать материал таким образом, чтобы он способствовал возрождению и развитию народных традиций. Научность содержания материала обуславливается отбором системы понятий, фактов, отражающих современный уровень знаний о народных традициях и промыслах, которые посвящены созданию художественных изделий из лозы, предназначенных в основном для быта селян.

При отборе содержания обучения учащихся лозоплетению мы учитывали общедидактические принципы, разработанные ведущими отечественными учеными-педагогами: П.Р. Атутовым, В.А.Поляковым, Ю.К. Бабанским, Н.И.Бабкиным, В.С.Ледневым, И.Я.Лернером, И.А.Сасовой, М.Н.Скаткиным [8;9;10;11;12;13;14;16;17;41;49;70;72;109;122;123;125].

В последние годы появился ряд диссертационных исследований, связанных с отбором содержания по прикладным художественным промыслам [1;2;18;77;79;80;81;82;145].

Так С.Э.Маркуцкая считает, что учебный материал должен способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, обеспечивать политехническое и этнокультурное развитие школьников. Объекты труда, создаваемые учащимися изделия, должны иметь потребительскую и рыночную ценность. Особое внимание обращается на соответствие содержания возрастным особенностям и возможностям учащихся; логики систематизации учебного материала особенностям художественно-творческой деятельности учащихся.

Отбор и структурирование содержание обучения школьников требуют постоянного совершенствования ввиду меняющихся социально-экономических условий жизни. Действующая, в своём существующем виде, предметная структура в школьном обучении не отвечает требованиям ни сегодняшней школы, ни современному рыночному этапу развития общества. В этой связи при разработке нового содержания учебных предметов авторы отечественных педагогических концепций рекомендуют учитывать уровень развития педагогической науки, перспективы экономического и культурного развития страны, а также прогрессивные тенденции образования, которые имеют место в современном мире [11;15;122;123].

Формы и методы развития народно-прикладного творчества школьников

Правильно поставленное технологическое, эстетическое воспитание и обучение, профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном производительном труде являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального развития, формирования творческой активности [1;2;4;15;16;27;28;37;108].

Основной формой обучения является урок. Он позволяет реализовать основные задачи технологического обучения. В своей работе мы учитывали ряд особенностей уроков технологии, которые заключаются в следующем:

- центральное место на уроке занимает практическая работа учащихся, на которую отводится 70% учебного времени. В связи с этим признано целесообразно проводить занятия в мастерских в виде сдвоенных уроков. За 90 минут учащиеся успевают выполнить задание, что доставляет им моральное удовлетворение и позволяет учителю оценить результаты работы;

- практическая работа учащихся строится через процесс создания материальных ценностей;

- на занятиях в мастерских учащиеся работают с помощью различного режущего инструмента. Поэтому урок требует специальной подготовки по обеспечению безопасной работы учащихся. Для того, чтобы дети с желанием восприняли предложение по обучению плетению изделий из лозы, эти занятия мы организовали с самого начала, в игровой форме, предложив им идею создания целого мини-производства с разделением различных ролей между школьниками, с последующей распродажей изделий и распределением дохода на общие значимые для класса нужды. Почувствовав будущую выгоду и игровую ситуацию, дети незаметно для себя втянулись в созидательный, творческий, развивающий, трудовой процесс. Это общее, зародившееся стремление к «завтрашней радости», согласно идеям А.С.Макаренко, ожидание и достижение будущей ближайшей перспективы является объединяющим, коллективным «пассионарным» настроем [74].

Опыт отечественной педагогики диктует, что необходима тщательная подготовка и продумывание сценария каждого момента занятий, особенно на начальных этапах [49].

Организация первых занятий является своеобразной их рекламой, презентацией (в лучшем понимании этих слов). От качественного проведения первых уроков зависит успешность дальнейших занятий. Мы старались, чтобы у детей появилось горячее желание научиться самим изготавливать различные красивые изделия. Такое появившееся у ребят стремление в дальнейшем мы бережно поддерживали и развивали.

Вначале, знакомя учащихся с технологией плетения изделия, мы акцентируем их деятельность на правильное выполнение трудовых приёмов, следим за качеством их исполнения (учебно-тренировочные задания). Здесь важен индивидуальный инструктаж, когда учитель демонстрирует учащимся трудовые приёмы, операции, устно комментируя правильность их проведения.

Мы установили, что при выполнении учащимися первоначальных заданий, уместны различные упражнения, формирующие у школьников определённые практические навыки. При выполнении упражнений по усвоению трудовых приёмов и операций, учащиеся пользуются инструкционными картами, которые раздаёт им учитель, а затем сами составляют технологическую карту выполнения любого изделия.

Общеизвестно, что роль творческого труда возрастает в течение учебного года. Для этого направляли творческую деятельность школьников на изготовление высокохудожественных изделий, что способствует развитию творческих способностей школьника.

В ходе исследования применялись как традиционные формы технологического обучения, так и инновационные, обусловленные особенностями используемого материала и технологии изготовления прикладных художественных изделий (экскурсии в музеи и на предприятия народных промыслов, встречи с народными умельцами, обсуждение учебных и творческих работ, викторины, деловые игры, инсценирование народных обрядов; использование различных фольклорных произведений - сказок, песен, частушек, стихов; исследовательские задания, связанные с изучением исторических материалов (старинных предметов быта, одежды), и технологий изготовления прикладных художественных изделий. Выбор формы обучения прикладным художественным работам также связан со спецификой учебного материала, возрастными и личностными особенностями учащихся.

Похожие диссертации на Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов