Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Верейкина Ольга Владимировна

Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков
<
Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Верейкина Ольга Владимировна. Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 183 c. РГБ ОД, 61:05-13/1112

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Взаимодействие школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков как социально-педагогическая проблема 14

1. Сущность и особенности процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков 14

2. Ведущие тенденции развития практики взаимодействия школы и религиозных организаций в работе с подростками 32

3. Теоретическое обоснование процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков 51

ГЛАВА 2. Социально-педагогические условия эффективности взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков 69

1. Совершенствование содержания совместной образовательной деятельности школы и религиозных организаций 69

2. Внедрение современных технологий совместной деятельности школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков 89

3. Вариативность организационных форм взаимодействия школы и религиозных организаций в воспитательной работе с подростками 106

Заключение 123

Список литературы 131

Приложения 144

Введение к работе

Актуальность исследования. Глубинные деформации экономики страны, кризисные явления духовной жизни усилили тенденции трудноразрешимых социальных проблем в подростковой среде, что вызвало потребность в активизации согласованной социально-воспитательной деятельности всех институтов государства и общества.

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена рядом причин.

Во-первых, тенденциями развития современного общества, его ориентацией на открытость, интеграцию, демократизацию отношений, объединение усилий всех субъектов социума на решение задач, способствующих развитию цивилизованного гражданского общества.

Во-вторых, современными социально-экономическими процессами, которые требуют от подрастающего поколения - детей, подростков, юношества -умения выстраивать свои взаимоотношения в условиях разных укладов жизни, конфессиональных нюансов, культурных традиций, социального диалога.

В-третьих, экономическими преобразованиями в стране, изменившимся характером социального заказа к институтам социализации молодого поколения, требованиям к ним обеспечить жизненное, профессиональное, личностное самоопределение, мобильность в условиях многообразия мнений и укладов жизни.

В-четвертых, изменившейся социальной реальностью: ослаблением норм социального контроля, разрыва связей между поколениями, опасностью маргинализации определенной части молодежи, ранней ее алкоголизацией и наркотизацией, ростом бездуховности свободного времяпрепровождения, пассивностью, потребительством, с одной стороны, и с другой, - усилением влияния различных религиозных конфессий на духовно-нравственное воспитание молодежи, внесением определенных корректив в содержание социализирующей функции современной общеобразовательной школы.

Светское образование и религиозные организации сосуществуют в одном социальном пространстве, что объективно ставит их в ситуацию диалога (полилога).

С конца 80-х годов XX века ситуация во взаимоотношениях светских и религиозных социальных институтов стала радикально меняться в контексте установления равноправного взаимодействия в формировании духовно-нравственного облика подрастающего поколения, их здорового образа жизни.

Религия предлагает свои ориентиры в личных и общественных вопросах, опираясь на проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития.

Взаимодействие религиозных организаций и государственных, муници-
4) пальных образовательных учреждений обусловлено насущной социально-

педагогической потребностью обновления содержания социально-
гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской
школы в новых социокультурных условиях. В то же время необходимо опре
делить оптимальные формы взаимодействия светского и религиозного воспи
тания и образования с целью формирования здорового образа жизни подрост
ков и допустимые границы религиозного вмешательства в образовательный
ц процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях.

В контексте изучения проблемы формирования здорового образа жизни подростков в изменяющейся социокультурной среде особый интерес представляют работы философов А.О. Ключарева, В.П. Кожевникова, педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, социологов И.Б. Назарова, А.П. Платонова, медиков И.П. Павлова, В.П. Кащенко, религиозных философов Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, богословов А. Мешкова, А. Кураєва и др.

Проведенный в ходе исследования социально-педагогический анализ работ, посвященных проблеме формирования здорового образа жизни, позволил выделить три подхода:

социологический, рассматривающий развитие проблемы образа жизни детей и подростков в контексте теорий и принципов социальных отношений, представителями которого являются отечественные ученые В.Г. Афанасьев, И.С. Кон, Г.Г. Силласте, А.И. Антонов, С.Н. Щеглова, зарубежные социологи П. Бюхнер, Г.Г. Крюгер, М. Дюбуа, Н. Стефанов;

социально-педагогический, отражающий проблемы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий в области социально-педагогической работы с детьми, подростками и семьями, представителями которого являются С.А. Рачинский, СТ. Шацкий, а также современные педагоги В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Н.А. Катаева, В.Т. Лисовский, Л.В. Баль, СВ. Барканов и др.;

психологический, рассматривающий развитие личности в свете новейших концепций психического здоровья, - В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Б.С. Братусь, В.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн.

Напрямую относится к проблемам формирования здорового образа жизни ряд важнейших сторон жизнедеятельности религиозных организаций. В религиозных догмах христиан, мусульман, иудеев, индуистов получили закрепление выработанные веками наиболее рациональные правила поведения, общечеловеческие ценности, регулирующие общественную жизнь людей. Религия играет значительную социокультурную роль, отвечающую общим закономерностям развития человечества.

Вместе с тем взаимодействие между светской школой и религиозными организациями является внутренне противоречивым процессом.

Анализ научно-педагогической литературы и социально-педагогической практики по исследуемой проблеме позволил выделить ряд противоречий, сдерживающих усилия школы и религиозных организаций в решении проблемы формирования здорового образа жизни подростков. Это противоречия между:

- готовностью религиозных организаций к взаимодействию со светскими
образовательными учреждениями и отсутствием сложившихся традиций, форм,
методов такого сотрудничества;

изменившимися социально-политическими условиями, способствующими взаимодействию различных религиозных конфессий с общеобразовательными учреждениями и психологической и организационной неготовностью последних к такому взаимодействию;

возможностями религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и организационным и методическим наполнением условий для их реализации в процессе совместной деятельности с общеобразовательной школой.

Одним из направлений разрешения этих противоречий в период модернизации
светской школы является изучение практики реализации идей здорового образа
жизни подростков и научно-методическое ее обеспечение эффективными средства-
\ ми взаимодействия школы и религиозных организаций.

Теоретическая неразработанность обозначенной проблемы, ее актуальность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Взаимодействие школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков».

Объект исследования: совместная деятельность школы и религиозных ор
ганизаций в формировании здорового образа жизни подростков.
ц, Предмет исследования: процесс взаимодействия школы и религиозных

организаций в формировании здорового образа жизни подростков в условиях модернизации общего среднего образования.

Цель исследования: определить социально-педагогические условия эффективного взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков.

Гипотеза исследования. Процесс взаимодействия школы и религиозных

организаций в формировании здорового образа жизни подростков может быть

эффективным, если он предусматривает:

- целевую ориентацию общеобразовательной школы, семьи, других соци
альных институтов и религиозных организаций на взаимодействие в формиро
вании нравственного и физического здоровья подрастающего поколения;

обновление содержания духовно-нравственного воспитания в изменившейся социокультурной ситуации на основе сотрудничества школы и религиозных структур;

открытость школы, других светских образовательных институтов для их межинституционального взаимодействия, развития партнерских отношений с религиозными организациями;

стимулирование воспитательного потенциала социума средствами школы и религиозных организаций с целью создания благоприятных условий для формирования здорового образа жизни подростков.

В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Выявить историко-педагогические предпосылки взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков и тенденции развития процесса в современных условиях.

  2. Определить теоретические положения концепции процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков.

  3. Обосновать содержание и технологии сотрудничества школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков.

  1. Разработать научно-методические рекомендации в адрес общеобразовательных учреждений и религиозных организаций, направленные на их взаимодействие с целью формирования здорового образа жизни подростков.

Методологическую основу исследования составили важнейшие положения отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов и физиологов о единстве деятельности и сознания, о развитии сознания личности в деятельности; о роли социальной среды (социума) в развитии личности; о значении совместных воздействий в развитии ценностно-смысловой сферы личности и формировании ее поведения.

Теоретическую базу составили концептуальные социально-педагогические, психологические, медико-социальные положения о здоровом образе

жизни, изложенные в трудах А.С. Макаренко, И.П. Павлова, В.А. Сухомлинско-го, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, Д.Б. Эльконина.

Особую значимость для настоящего исследования составили труды ученых, внесших вклад в разработку социально-педагогической теории и личностно ориентированного подхода в воспитании (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яр-кина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки рабочих гипотез использовался комплекс методов исследования: общетеоретических (теоретический анализ научных и литературных источников, сравнительный анализ, синтез научных теорий и идей, обобщение, операции с понятиями); историко-педагогических (ретроспективный анализ взаимодействия школы и религиозных организаций); социально-педагогических и социологических (опросы общественного мнения, анкетирование, тестирование, диспуты и обсуждения); общепедагогических (педагогическое наблюдение, в том числе включенное, опытно-экспериментальная работа, диагностика, беседа, метод экспертных оценок).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 11 лет и включало четыре этапа:

/ этап (1983-1998 гг.). Изучены философские, педагогические, медицинские, психологические и религиозные источники по вопросам здорового образа жизни, проведен социально-педагогический анализ научно-методических, нормативных документов по проблемам взаимодействия школы и религиозных ор-ганизаций; исследована специфика взаимодействия образовательных учреждений и церкви в условиях активизации институтов гражданского общества.

II этап (1999-2001 гг.). Разработана программа исследования; осуществле
на опытно-экспериментальная работа по совершенствованию содержания и
форм взаимодействия общеобразовательной школы и религиозных организаций
в формировании здорового образа жизни подростков.

III этап (2001-2003 гг.). Обоснована концепция взаимодействия общеобразо
вательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа

жизни подростков; подведены итоги опытно-экспериментальной работы по ее апробации на базе учреждений образования, религиозных организаций и учреждений; проведен сравнительный анализ участия различных конфессий в социально-педагогической работе в подростковой среде.

IV этап (2003-2005 гг.). Проведены теоретическое обобщение полученных данных в процессе опытно-экспериментального исследования, осуществлен их качественный и количественный анализ; уточнены теоретические выводы, обоснованы результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы; оформлена диссертационная работа.

База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ № 12, № 18, № 50, лицея № 3, Первой гимназии г. Оренбурга, общеобразовательной школы № 2 г. Абдулино Оренбургской обл., Православной гимназии имени святого Иоанна Кронштадтского г. Оренбурга, являющейся средним общеобразовательным нетиповым учебным учреждением в составе епархиальной системы религиозного образования, обители милосердия в пос. Саракташ.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 100 специалистов об-щеобразовательных школ и 40 представителей религиозных организаций, 84 семьи учащихся, 680 подростков, включая учащихся из различных категорий семей VI— XI классов общеобразовательных школ, гимназий.

Научная новизна и теоретическая значимость. Определены сущность и особенности взаимодействия школы и религиозных организаций, обоснованы теоретические подходы, составляющие концепцию этого процесса (открытость и ориентация школы на государственно-общественный подход и социальное партнерство с религиозными организациями в едином культурном и образовательном социуме; компетентное и корректное влияние педагогического сооб-щества на процесс взаимодействия светских социальных институтов - особенно семьи - с религиозными структурами в поликонфессиональном пространстве; интеграция знаний по духовной культуре в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательной школы; преемственность и непрерывность совместной деятельности школы и религиозных организаций по формированию

здорового образа жизни подростков на основе единых воспитательных целей, задач и реализации специфического потенциала светских и религиозных институтов общества; учет региональных особенностей в процессе взаимодействия образовательных учреждений и религиозных организаций и др.).

Выявлены историко-педагогические предпосылки и тенденции развития современного процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в воспитании подрастающего поколения (возросшие масштабы религиозного образования; интенсивный поиск эффективных форм взаимодействия светских образовательных учреждений и религиозных структур с целью формирования здорового образа жизни подростков; активное проникновение религии в современ-ное образовательное пространство; активизация практической деятельности различных религиозных организаций; более широкое приобщение к религии взрослого населения и особенно подрастающего поколения; возрастание авторитета религии на селе; восстановление культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения подрастающего поколения; установление партнерских отношений между школой, религиозными организациями и другими заинтересованными социальными институтами).

Уточнено содержание понятий «взаимодействие школы и религиозных организаций», «здоровый образ жизни подростка» (с позиций философского, социально-педагогического, психологического, медицинского, а также религиозного подходов).

Обоснованы социально-педагогические условия эффективности взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков (востребованность, готовность и компетентность образовательных учреждений в развитии партнерских отношений с религиозными структурами; вариативность педагогических подходов в содержании, технологиях и организационных формах сотрудничества школы и религиозных организаций по формированию здорового образа жизни подростков).

Практическая значимость исследования. Определены пути совершенствования содержания совместной образовательной деятельности школы и рели-

гиозных организаций на основе социального партнерства в реализации образо
вательно-воспитательных целей и задач, формировании здорового образа жизни
подростков.
,, Разработаны и на региональном уровне апробированы современные техно-

логии формирования здорового образа жизни подростков (метод проектов, «обучение в сотрудничестве», разноуровневое обучение и др.).

Представлены вариативные формы взаимодействия школы и религиозных организаций в воспитательной работе с подростками, учитывающие специфику действующих в регионе религиозных конфессий.

Разработаны научно-методические рекомендации по взаимодействию об
щеобразовательных учреждений и религиозных организаций с целью формиро-
vs вания здорового образа жизни подростков.

Разработан и апробирован (на базе философского факультета Оренбургско-го государственного университета) курс лекций по исследуемой проблеме.

Теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного
исследования по реализации системы взаимодействия школы и религиозных ор
ганизаций могут широко использоваться в формировании новой парадигмы об
щего среднего образования в вопросах межинституционального сотрудничества
4\, в поликонфессиональном образовательном пространстве, применяться в обще-

образовательной практике.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными мировоззренческими и научно-педагогическими позициями, основанными на применении комплекса методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта; длительностью практической работы в данном направлении; сопоставлением выводов с ведущими положениями научно-исследовательских работ по проблемам взаимодействия школы с различными социальными институтами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на широкой опытной базе различного типа учреждений системы общего среднего обра-

зования и религиозных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области, включая конфессиональные образовательные учреждения.

Материалы использовались в научных докладах и сообщениях на семинарах для специалистов сферы образования и религиозных структур, конференциях гг. Москвы (2002-2005 гг.), Оренбурга (2000-2004 гг.), Самары (2004 г.), Якутска (2003 г.), общероссийских семинарах работников образования, социальной сферы и религии, на региональных проблемных семинарах и совещаниях педагогов, медиков, представителей религиозных организаций, а также в Московском городском психолого-педагогическом университете в 2000-2004 гг.

Апробация результатов осуществлялась через публикации автора, включение исследовательских материалов и выводов в доклады и выступления на научно-практических конференциях, при осуществлении руководства дипломными проектами студентов Оренбургского государственного аграрного университета, гуманитарных вузов гг. Москвы и Самары, при составлении учебных программ спецкурсов и программ практики студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В основе содержания взаимодействия общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения лежит актуализация нравственных ценностей, установка на физическое, социальное и духовное благополучие в реализации целей и задач учебно-воспитательного процесса, а также потребностей, жизненных целей и перспектив самих подростков.

  1. Приоритетным направлением взаимодействия школы и религиозных организаций является интеграция знаний о духовной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений в процессе форми-рования здорового образа жизни подростков.

  2. Формирование здорового образа жизни подростка носит непрерывный характер, включает многообразие методов социально-педагогического взаимодействия школы, семьи, средств массовой информации, социальных учреждений, детских и молодежных объединений с религиозными организациями.

  1. Совершенствование партнерских отношений школы и религиозных организаций, внедрение инновационных технологий совместной деятельности, развитие организационных форм в воспитательной работе с подростками выступают важными социально-педагогическими факторами, влияющими на формирование здорового образа жизни подростка.

  2. Процесс взаимодействия в формировании здорового образа жизни подростка обеспечивается вариативностью педагогических подходов в сотрудничестве школы и религиозных организаций, возможностью выбора педагогических систем формирования его образа жизни, социокультурной открытостью образовательно-воспитательного процесса и степенью акцентуации в нем здорового образа жизни, отношением учащихся и их родителей к содержанию и формам процесса взаимодействия социальных институтов по проблемам здорового образа жизни учащихся.

Личное участие соискателя в получении результатов исследования состоит в теоретической разработке идей и основных положений концепции, в непосредственной организации и проведении опытно-экспериментальной работы на базе общеобразовательных школ и религиозных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области.

Сущность и особенности процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков

Происходящие в Российском обществе изменения, связанные с ходом реформ неблагоприятно отразились в первую очередь на здоровье подрастающего поколения [123, -С.57].

Подростковый возраст - возраст кризисный и, следовательно, особенно уязвимый. В этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации взрослеющего человека. Существующая сегодня педагогическая практика показывает недостаточность опыта, которым располагают воспитатели при работе с подростками. Подростковый возраст исследуется и характеризуется в аспекте двух периодов социализации человека: 1) как граница детства; 2) как граница взросления, с радикальными переменами социальных ролей; - означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Это предполагает, завершение физического (в частности полового) созревания и достижение социальной зрелости. Переходный период между детством и взрослостью проходит в конкретной социокультурной среде, подросток находится под влиянием общепринятых и специфических (семейных, групповых, этнических, конфессиональных и др.) культурных норм и ценностей. Процесс селекции системы руководящих ценностей должен привести к построению стройной, непротиворечивой, индивидуальной системы ценностей [19,26,47,80,160].

К сожалению, при построении данной ценностно-нормативной системы подростки сталкиваются с серьезными, трудноразрешимыми, объективными и субъективными проблемами, помочь преодолеть которые, призваны различные социальные институты общества, в первую очередь образовательные системы. Решение проблем силами различных социальных структур совместно с самим подростком позволяет ему построить перспективу позитивного, здорового образа жизни.

Понятие «здоровый образ жизни» относительно недавно вошло в обиход и до сих пор не имеет общепринятой трактовки. Проблема здорового образа жизни наиболее активно стала изучаться в рамках социальной гигиены и организации здравоохранения как науки, сформировавшейся во второй половине XIX века в связи с возникновением потребности в научном обосновании общественного здоровья, а не только здоровья отдельного индивида; введением вопросов общественного здоровья в систему медицинского, а затем и педагогического образования с целью расширения области знаний о здоровье человека и его жизнеспособности в социальной среде. Анализ отечественной и зарубежной научной и специальной литературы показывает, что рассмотрение понятия «здоровый образ жизни» нередко ограничивают рациональным питанием (в переводе с греческого «diaita»- образ жизни), соблюдением режима дня, активным отдыхом с использованием физических упражнений и природных источников закаливания. Вместе с тем, как показывают проведенные исследования, понятие «здоровый образ жизни» гораздо объемнее и богаче по своему содержанию и имеет социально-педагогический аспект.

Здоровый образ жизни - сложное, интегративное понятие, объединяющее в себе такие взаимосвязанные и взаимозависимые категории как «здоровье» и «образ жизни».

Образ жизни - философско-социологическая категория; система видов жизнедеятельности общества, социальных групп и личности, определяемых социально-экономическими условиями их жизни. Охватывает совокупность типичных видов деятельности индивида, социальной группы и общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Дает возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные виды жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную жизнь и культуру, выявлять причины их поведения (стиль жизни), обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Образ жизни условно делится на блоки - показатели трудовой, культурно-бытовой и общественно-политической деятельности, включая показатели брака и семьи, образования, национальных отношений и другие, сопряженные с показателями условий жизни (материальное благосостояние, социальное обеспечение и здравоохранение, охрана окружающей среды). Совокупность показателей образует базовую модель образа жизни, включающие: уровень жизни (экономическая категория); качество жизни (социологическая категория); стиль жизни (психологическая категория) [168].

Ведущие тенденции развития практики взаимодействия школы и религиозных организаций в работе с подростками

Современная Россия переживает глубокие общественные изменения. С одной стороны, происходит ломка прежних общественных ценностей, стереотипов и образцов поведения, с другой - развитие новых форм функционирования общества, которые создают новые социокультурные основы. Стремление создать современное, демократичное общество, рыночную экономику с устойчивым ростом и обеспечить социальную справедливость в обществе невозможно без современных общественных и правовых институтов. Новая социокультурная ситуация приводит к возникновению организаций, пытающихся возродить или сформулировать заново некоторые из утраченных ценностей и стремлений.

Все категории нравственности - такие, как добро, зло, совесть, долг, - носят исторический характер. В их содержании отражаются конкретные условия материальной жизни людей. Человек, его жизнь, здоровье - высшие первичные ценности, относительно которых определяются другие ценности и блага. Огромное значение таких благ, как жизнь, здоровье, обуславливает необходимость их охраны, в том числе и правовой. Как существо мыслящее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения, которые могут соответствовать интересам общества или противоречить им. Поэтому все действия человека, которые сопровождаются выражением его воли, подлежат оценке с точки зрения права и нравственности. Люди стремятся найти смысл жизни, познать ее тайны, которые позволили бы им понять себя и определить свое место в мире. В поиске смысла жизни одни обращаются к философии, другие - к искусству, творчеству, третьи - к религии.

Во всех, существующих, религиях мы можем найти нечто общее, затрагивающее общечеловеческие ценности, без которых невозможно существование человека - это касается утверждения любви к миру и к другим людям, поддержания положительных взаимоотношений, этики самоограничения, соблюдения правил гигиены, то есть здорового образа жизни. Каждая мировая религия обобщает в себе громадный человеческий опыт жизни, и, его изучение - один из способов совершенствования человека, его духовного роста [65,68,73,75,89].

С другой стороны, тяга взрослого человека к религии, по мнению Фрейда, сродни желанию слабого ребенка находиться под опекой сильного и могущественного отца, отбирающего свободу, но дающего за послушание защиту и кров [200]. Сегодня, вероятно, все же рано отказываться от религии как средства для установления гармонии человека с миром. Тот же Фрейд отмечал, что для многих людей жизнь станет невыносимой, если религиозные представления утратят для них ту ценность, которую они им приписывают. О воздействии религии на человеческое общество Фрейд говорил, что религия, несомненно, оказала человеческой культуре услугу, много сделав для усмирения асоциальных влияний.

Подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентации, мировоззрения и отношения к себе и окружающей действительности. Модели поведения, которые должны осваивать подростки, зависят от общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической и политической ситуации в стране и регионе.

Социальные проблемы являются причинами обращения подростков (и/или их семей) к вечным ценностям и догмам, то есть к религии.

Анализ литературных источников, результатов совместной деятельности школы и религиозных организаций позволил выявить ряд ведущих тенденций развития практики их взаимодействия, суть которых заключается в следующем:

Совершенствование содержания совместной образовательной деятельности школы и религиозных организаций

Задача развивающегося общества - определение точек соприкосновения между различными социальными институтами на основе реализации ими неких общих целей и замыслов. Эффективным институтом сближения интересов различных общностей является социальное партнерство. В научной литературе и практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно и многоаспектно и понимается как: 1) специфический тип общественных отношений меж ду социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами [175]; 2) эффективное средство поиска и достижения оптимальной координации действий противоположных сторон [168, - С.337].

Социальное партнерство рассматривается в двух аспектах: координация интересов и достижение компромисса на уровне общества в целом, на уровне взаимодействующих структур и внутри самих структур. Субъектами социального партнерства в данном случае выступают различные социальные институты (в частности - общеобразовательная школа и религиозные организации). Объектом социального партнерства являются отношения между субъектами, в данном случае - процесс формирования здорового образа жизни подростков. Социальное партнерство - процесс согласования интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором сосуществуют различные субъекты, согласные (несмотря на различие интересов) соблюдать общепринятые правила, партнерские нормы, взаимные договоренности. Общая стратегия социального партнерства в российском образовании в период модернизации состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя переговорный процесс, выработать единую согласованную концепцию образования, направленную на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Таким образом, главная задача социального партнерства - не нивелировать различные интересы, а учитывать их различия в проведении согласованных мероприятий.

Социальное партнерство в процессе взаимодействия школы и религиозных структур проявляется в: совершенствовании содержания общего и профессионального образования в направлении развития здорового образа жизни подростков; разработке и реализации учебно-воспитательных программ; разработке и реализации программ подготовки и переподготовки кадров; стимулировании воспитательного потенциала социума.

1. Совершенствование содержания общего и профессионального образования в направлении развития здорового образа жизни подростков как условие эффективного взаимодействия школы и религиозных организаций.

Содержание образования - система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-этических идей, элементы социального, когнитивного и креативного опыта. Складывается из взаимосвязанных и взаимодо-полняющих подсистем: в содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм и правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил поведения характерных для здорового образа жизни; в содержании обучения - формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, общих и специальных умений и навыков ведения здорового образа жизни.

В образовательном процессе данное содержание может реализоваться средствами адапто-информинга и агрегирования.

Адапто-информинг [от лат. adaptare - приспособлять и от лат. informatio - разъяснение, изложение] - это инновационная форма обучения, направленная на получение новой информации и адаптироваться к ней, то есть включение ее в собственную систему знаний, навыков и умений путем агрегирования.

Информация о здоровье и здоровом образе жизни включает сообщение о достижениях науки; сведения, являющиеся объектом аккумуляции, переработки и передачи. Должна подаваться соответственно возрасту обучающихся, адаптироваться к возрастным особенностям. Выражается в информированности - характеристике, показывающей способность использовать предъидущую информацию как средство для получения последующей информации по интересующей проблеме.

Агрегирование [от лат.а еайдБ - присоединенный] - метод аналитической деятельности в организации здорового образа жизни подростка, применяемый для обобщения исходной информации и получения последующей. При этом осуществляется элиминирование исходных данных (исключаются несущественные детали) и их группировка (объединяются необходимые данные однородной направленности), что позволяет оптимизировать процесс выработки и принятия здорового образа жизни.

Похожие диссертации на Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков