Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России Городнова, Любовь Евгеньевна

Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России
<
Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Городнова, Любовь Евгеньевна. Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Городнова Любовь Евгеньевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/30

Введение к работе

Феноменальность дворянской усадьбы в культурном пространстве России проявила себя в конце 18 века как модуль мироустройства, особый уровень социального пространства, сущность которой заключалась в ее универсализме, целостности, природной органичности бытия в совокупности с возвышенными видами социальной практики, возможностью творения высших ценностей в области религии, искусства, философии и науки. Набор этих обязательных элементов и совершенно особый сплав их в каждой местности, способствовал взращиванию личностной картографии мира с особый наполнением, сущность которых определялась интеграцией дворянских и народных традиций. Именно усадьба оказалась в центре культурного взращивания природного пространства и духовной атмосферы, эстетико-физическим воплощением частной жизни русского дворянства, элементом хозяйственной самостоятельности и социально-политической обособленности.

Взаимообусловленность православия, народной картины мира, идей европейского просвещения, сфокусированных в усадебной культуре сформировали ноуменальные основания бытия, где личность чувствовала себя и была ответственной за развитие культурных процессов во всех ипостасях. Вследствие этого дворянская усадьба была подлинным культурным центром окружающей территории, центростремительным проводником ценностей, цивилизации.

Природно-архитектурный ландшафт усадьбы, через высокую аккумуляцию потенциала нравственного возвышения, способствовали духовному сближению сословий и формированию новых видов социальных практик дворян и крестьян, сходную творческую энергетику эстетико-эмоционального, ценностного восприятия мира. Взаимная высокоориентированная деятельность выстроила метафизическую взаимосвязь участников социально-экономического процесса. Именно они заложили основы нравственно-эстетических традиций усадебной психологии и менталитета, которые на протяжении XIX века были самоотождественны миру дворянской и народной культуры.

Начало ХХ века привело к утрате целостности жизни и восприятия дворянской усадьбы, но локус этого феномена столь велик, что исследователи постоянно обращаются к ее изучению. Сохранившиеся сельские усадьбы или их фрагменты – это достаточная возможность для изучения духовной среды провинциальной России, что позволило отечественному ученому сообществу определить изучение дворянской усадьбы в самостоятельное направление историко-философской науки. Миф об усадьбе как об особенной и идеальной форме жизни, и в XXI веке дает мощный исследовательский импульс, тем более, что создание и воссоздание вариаций усадеб – процесс, охвативший многие регионы России. В этих условиях использование мощного духовно-практического опыта усадебной жизни становятся серьезным теоретико-практическим основанием исследования.

Амбивалентность постулируемых сегодня ценностей, где с одной стороны происходит ломка национальной ментальности, а с другой, ситуация в современной российской деревне диктуют необходимость возврата к бытовой сельской культуре, традиционной среде, наполненной идеалами и нормами повседневности крестьянина (отношения к труду и к членам крестьянской общины, культуре одежды и поведения, отношении к окружающей среде и др) настоятельно требует познания и использования в практике многовековых опробованных моделей жизнеустройства. При этом часть исследователей утверждает, что подобное мироощущение полностью утрачено, но большая часть утверждает, что подобные аспекты заложены в человеке генетически и при соответствующих условиях и выверенной организации они вновь выйдут на поверхность. Последний постулат представляется более верным, о чем свидетельствуют многочисленные психологические тренинги.

Вследствие этого, исследования отношения дворянского сословия к крестьянской общине, взаимодействия и взаимовлияния их традиций, обращение к проникновению в модели усадебного мироощущения, обусловлено необходимостью привлечения в современную сельскую среду положительного опыта ведения усадебного хозяйства. Воссоздание доминирующих стратегий культурной динамики в пространстве усадьбы, позволит сознанию современного человека приблизиться к пониманию логики формирования ткани усадебной культуры. Именно эти позиции и обратили внимание диссертанта к исследованию данной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования по своему объективному содержанию является многоаспектной, находящейся на границе многих областей научного знания. Спектр научного изучения тематики провинциальной дворянской культуры включает исследование усадебных образований как явления национального культурного наследия, изучение генезиса, определение типологизации провинциальных усадеб, роли природных и архитектурных элементов в усадебном пространстве. Определяющее место в изучении особенностей усадебной культуры занимает выработка единого концептуального подхода к изучению культуры провинциальной дворянской усадьбы и поиск новых альтернативных трактовок данного явления русской культуры.

Процесс исследования дворянской усадьбы, начавшийся во второй половине XIX века, в отечественной науке имел ряд закономерных этапов: от эмпирических подходов, простого описания и фиксирования до осознания всей сложности культурных процессов и многогранности усадебного феномена. На рубеже XIX - XX вв. в публикациях и статьях журналов «Мир искусства» (1899 - 1904), «Старые годы» (1907- 1916), «Столица и усадьба» (1913 - 1917) знатоки и любители старины пытаясь привлечь внимание общественности к историческому прошлому, настойчиво подчеркивая значение дворянской усадьбы в русской культуре. Подобные цели преследовало Обществом изучения русской усадьбы (ОИРУ), образованное в декабре 1922 года и просуществовавшее до конца десятилетия. История и культура дворянской усадьбы в разные периоды XX столетия являлась предметом изучения видных отечественных исследователей Н.Н. Врангеля, А.Н. Греча, Ю.И. Шамурина, Д.С Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.П. Вергунова, В.А. Горохова, Т.П. Каждан, Г.Ю. Стернина, B.C. Турчина, Щукина В.Г., О.С. Евангуловой, Л.В. Ивановой. К вопросу усадебного феномена научная мысль вновь серьезно обратилась лишь в 1990-х годах. В предисловии к объемному труду «Дворянская усадьба и купеческая усадьба сельская усадьба в России XVI-XX веков» представлено полное описание источников по истории и культуре дворянских усадеб.

Современная литература по культуре провинциальной дворянской усадьбы включает в себя, в большинстве своем, историографические, научно-популярные и мемуарные издания. Культурологический аспект исследования отмечен в работах следующих авторов:

Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретённый рай; Щукин В.Г. Российский гений просвещения: Исследования в области мифопоэтики и истории идей; Белова А.В. «Четыре возраста женщины»: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII – середины XIX в.

Заслуживает особого внимания, как взгляд со стороны на дворянскую усадьбу, монография американской исследовательницы Присциллы Рузвельт «Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории» (издание на русском языке в 2008 г).

Обзор литературы позволяет сделать вывод о том, в первое десятилетие XXI века усадебный текст активно изучается в рамках исторического и частично культурологического подходов. Преимущественное внимание в которых уделено природно-архитектурным и эстетическим проблемам. Но недостаточно изучены аспекты культуры повседневности, духовной и интеллектуальной среды и философско-метафизической основы усадеб.

Цель диссертационного исследования определяется выявлением многозначности феномена провинциальной дворянской усадьбы.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

определение категориально-понятийного аппарата термина «усадьба»;

выделение в структуре усадьбы основных средо-и-формообразующих элементов;

выявление и определение взаимовлияния художественно-эстетических аспектов репрезентации личности дворянина в провинциальной усадьбе;

определение выстраивания механизма «феномена родного дома» в культурной традиции дворянского сословия;

формирование усадебного сообщества как доминанты культуры провинции;

определение принципов взаимодействия дворянской и крестьянской традиций в пространстве провинциальной дворянской усадьбы.

Объектом диссертационного исследования является провинциальная дворянская усадьба.

Предмет исследования – феномен провинциальной дворянской усадьбы в пространстве России как культуроформирующий фактор региона.

Теоретико-методологические основы исследования.

Исследования современных ученых духовной культуры, интеллектуального и эстетического наследства дворянской усадьбы, в значительной мере, определено содержанием культурологических, историософских и онтологических концепций, обозначающих локус и функциональное назначение усадьбы в патриархальном пространстве крестьянской деревни. «…Дворянская усадьба — многогранное явление, которое позволяет говорить исследователям о «мире русской усадьбы». Усадьбы — это не просто «дворянские гнезда», но и своеобразные центры формирования, развития, сохранения доминантных черт отечественной культуры…усадьбы представляли из себя социокультурную среду, формирующуюся знаниями, стремлениями, вкусами владельца усадьбы, его социальным окружением…»

Усадьба в восприятии современного исследования представляется как особая реальность, которую составляют актуальные культурные явления, деятельно-творческие или психологические феномены, образующие в совокупности не только определенно ценностные эстетические объекты, но и иерархическую систему представлений, обусловленных особым модусом и способностью восприятия владельцем культурных механизмов регулирования социально-экономической жизни, предполагающих включенность крестьянской традиции в исторически формируемый социум.

«…Особое культурное пространство, насыщенное философскими размышлениями об основных жизненных ценностях, здесь рождалась усадебная мифология, имеющая выходы и в христианский космос, и в общие идеологические формулы российской действительности, и в поэтические представления о смысле бытия…Усадебное строительство старалось реализовать на практике общественно-философские идеи своего времени…усадебный мир России – это не только проекция распространённых эпохальных идей на русскую действительность, но и самостоятельная жизненная стихия, обладающая собственной внутренней энергией, своими имманентными законами развития…»

«…Это полностью автономный, самодостаточный социально-природный и культурно-хозяйственный космос, провозгласивший независимость и «свободное» существование как принцип бытия…Две основные функции усадьбы: сохранение традиций и обеспечение развития – важные факторы для осмысления положения дворянской усадьбы в условиях аграрного общества…»

Попытка выявить различные планы и содержательные уровни понятия «усадьба», применительно к социально-культурной реальности времени ее материального существования, диктует необходимость обращения, в первую очередь, к справочным, словарным и энциклопедическим источникам для более точного определения ее лексического статуса. Автор предисловия к, указанной в вводной главе, коллективной монографии «Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв.» Людмила Васильевна Иванова справедливо отмечает: «…В источниках и научной литературе никогда не существовало единого, точно зафиксированного смысла термина «усадьба». Русская усадьба – это исторически развивающееся понятие, и для каждого исторического этапа оно наполнялось новым содержанием…»

В работе автор опирался на отечественную культурологическую традицию, заложенную в историко-культурных и философских трудах М. М. Бахтина, В.Г. Щукина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и источниковедческую базу, состоящую из: материальных источников: архитектурно-ландшафтных (жилые, культовые, хозяйственные постройки и частично сохранившиеся парковые зоны усадеб Зубриловки, Любичей, Караула, Мары); письменных источников: архивных документов; мемуаристики, эпистолярного наследия; визуальных материалов: фотоматериалов, зафиксировавших дореволюционное и современное состояние усадеб Зубриловки, Любичи, Караула, Мары; работ современных исследователей по истории и культуре дворянской усадьбы.

Научная новизна исследования:

Установлено, что дворянская усадьба – особое пространственно-культурное соотношение, самодостаточный микромир, автономность которого определяли пространственные координаты. Обладающее конкреными границами, микроклиматом, «энерго-пространственным натяжением» и др. Последние определяли его духовное содержание, интенсивность его воздействия на человека.

Выявлено, что качество и направленность созданного пространства, наполненного как материальными, так как духовно-символическими, метафизическими смыслами существовали столь долго, сколько поддерживалась традиционная, мифологизированная среда ее питавшая;

Созданная среда многократно усиливала уровни культурного и духовного единства между обитателями (владельцами, архитекторами, крестьянами, домочадцами и др.), что в совокупности представляло собой конструкт, с разветвленной сетью взаимосвязей и взаимоотношений. Ее наличие поддерживало и развивало различные виды деятельности по поддержанию и развитию духовных, материальных, экономических оснований существования усадебного организма.

Исследование инфрастрактуры дворянской усадьбы позволило выявить механизм создания феномена родного дома, что есть соединение личных впечатлений и объективной реальности в общую картину бытия, каковое усиливало возможность человеческой души возвращаться в прошлое, способствовало его идеализации и формированию в дворянской традиции феномена родного дома — территориально-ментального пространства, выявляющего и хранящего духовные и материальные ценности нескольких поколений рода.

Установлено, что усадьба как природно-социально-культурный организм представляет собой единую целостность, что определяется взаимосвязью социоприродного, эстетико-рационального и духовно-сакрального компонентов. Топографическое пространство усадьбы есть многоплановый текст с предельной семантической загруженностью символическими знаками, включающее в себя обязательные подтексты (жилая, парковая, сакральная и др.зоны), их способы декодирования, позволяющие сохранять их осмысленность и изначальную наполненность в различные исторические периоды.

определено, что в дворянской усадьбе формировался особый тип культуры, близкий и дворянам и крестьянам, важным для сохранениями обоими сословиями.

Методы исследования: В работе применяется междисциплинарный, интегративный подход, опирающийся на результаты исследований культурологов, психологов, историков, этнографов, социологов, медиков, антропологов, философов, идр.

Анализ инфраструктуры культуры феномена дворянской усадьбы и ее составляющих осуществлен на основе комплексной методологии, включающей в себя общие и специальные методы: структурно-функциональный, деятельностный семиотический, герменевтический, синхронический, типологический, компаративный.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении специфики и сущности феномена дворянской усадьбы провинциальной России, которая дает возможность полнее проникнуть в их глубинную суть и подчеркнуть их связь с развитие социокультурного уровня страны.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов культурологического цикла; применяться в курсах повышения квалификации работников социокультурной сферы. Отдельные части исследования могут служить для дальнейших исследований на родственные темы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Дворянская усадьба – самодостаточный микромир, автономность которого определяли пространственные координаты. Обладая конкретными или условными границами оно заключало в себе и экстравертные и интровертные свойства, определявшие духовное содержание пространства, интенсивность его воздействия на человека. Продолжительность существования ее культуры - есть прямая зависимости от созидательной и конструктивной энергии, ее творцов и организаторов (владельцев, архитекторов, садовых инженеров, крепостных крестьян). Все следующие поколения обитателей усадьбы являются носителями и усилителями этой энергии, продолжая воссоздавать реальный мир по образу, который был определен изначально.

  2. Алгоритм изучения пространства дворянской усадьбы заключается в определении ее функциональных возможностей, выявлении уровня культурного и духовного единства между ними, которые в совокупности представляют собой конструкт, с разветвленной сетью взаимосвязей и взаимоотношений. Коммуникативное пространство предполагает создание инфраструктуры, формирующей у членов усадебного сообщества определенную систему ценностей, и способствует реализации жизнеобеспечивающих форм социокультурной практики, Именно этот аспект позволяет сохранять различные виды деятельности по поддержанию и развитию духовных, материальных, экономических оснований существования усадебного организма. Эмпирически культурно-экономический континуум материально зафиксирован в созданной на территории усадьбы искусственной среде обитания (созданные материальные объекты, наделенные символическими смыслов, знаниями, обычаями, моделями образов жизни). При благоприятных факторах существования усадьбы, воплощенных в символических формах, рождается миф – духовное обоснование усадебной культуры. Ее структурированность обязательна для «культурной вселенной» цикла усадебной жизни – внутренним пространством ее бытия, сакральной зоной для молитв и богослужений, садовой скульптурой и парковыми перспективами. Триединство усадьбы (дом, сад, храм) – это символический знак, идеал духовно-нравственной верности дворянина месту проживания.

3.Усадьба для дворянина представляет единый конспективный сгусток мироздания, пронизанный духовной энергией Бога-творца. Создавая утилитарную среду обитания посредством архитектурных форм, дворянин выделяет свое представление мира и идеального бытия. Предметно-физический мир усадьбы – дворцово-парковый комплекс, эстетическо-художественное наполнение, антропологически обработанные природные вещества и объекты – дополнялся явлениями, связанными с сознанием с интеллектуальной, с эмоционально-психологической деятельностью человека - обычаи и нравы, верования, знания, народное искусство, в которых сфера и сущность духовных ценностей связывается с объективной реальностью, открывающей через внутренние усилия и мистический опыт - реальность добра, красоты, истины и, в конечном итоге, реальность Бога-творца.

Как природно-социально-культурный организм усадьба представляет собой единую целостность, системная сложность которой обеспечивается взаимосвязью социально-природного, эстетико-рационального и духовно-сакрального компонентов. Географическое пространство усадьбы является многоплановым текстом с предельной семантической загруженностью символическими знаками, включающее в себя обязательные тексты (жилая, парковая, сакральная зоны) и способы декодировки этих текстов, позволяющие им сохранять свою осмысленность в различные исторические периоды. Элементы усадебного миропорядка, наделенные высокой степенью внутренней целостности обладают прерогативой в созидании духовно-нравственных ценностей и в процессе формирования усадебного мифа. Встреча с родной усадьбой после долгой разлуки продуцирует в сознании дворянина смыслосодержательный трехпредметный ряд: усадебный парк с въездной аллеей, усадебный храм с фамильным некрополем, жилой дом с портретной галереей предков.

  1. Разнообразие форм репрезентации личности в усадьбе представлено через движение архитектурных приемов, которое является не только сменой строительных стилей и инженерных сооружений, но воплощением духа личности, отражением мировоззрения эпохи, зримо ощутимой философией своего времени. Архитектура являла собой монументальное шествие духа владельца, материально констатируя время и идеологию в пространстве, преобразуя преходящее в вечное. Поиск наиболее совершенных пространственных архитектурных композиций, адекватных идеологическим, эстетическим, бытовым требованиям владельца, фиксируется в полноценной, сомасштабной представлениям личности, естественно-искусственной среде усадьбы. Эстетические воплощения, закрепленные посредством архитектуры, обозначали сформированные в континууме личностного мифа смыслы и образы, структура которого оставляет в усадьбе свои мировоззренческие знаки, фиксирующие отношение дворянина к внутреннему Абсолюту.

  2. Культура каждой из провинциальных усадеб уникальна. Она определена историческим путем и культурной судьбой родовой династии, усиленные эгоцентрическим центром усадьбы – личностью, ее местом в мире, обязанностью перед Творцом. Сельская усадьба –идеальная форма жизни для обитателей, она создавалась ради полноты ощущения гармонии бытия, утверждения позиций основательной самодостаточности устроителя. Колорит усадебной жизни определялся духовным пространством, историей, традициями, которые благоговейно береглись и передавались из поколения в поколение, со знаковыми событиями, запечатлёнными навечно в родовых реликвиях, с фамильной галереей, библиотекой, коллекциями, семейными альбомами, надгробиями у церкви. Преемственность семейных традиций определяло модель поведения обитателей усадьбы. На родовых ценностях, на «преданьях старины глубокой» взращивалось не одно поколение дворянства, для которых благородство, долг, честь, ответственность являлись важнейшими качествами каждого представителя дворянского сословия. Становление в усадьбе личностного начала происходило в рамках естественной природной среды, эстетического окружения, ограниченного круга общения, приобщения к труду, дополнялось изучением литературных, исторических и научных источников и обязательным присутствием образцов для подражания, в лице старших представителей рода. Усадьба формируют нравственные установки и ценностные ориентиры, фокусировало в системе координат место и время жизненного выбора, умножало креативный потенциал дворянина. Эти факторы усиливались примерами феноменов исторических авторитетов, деятелей науки и искусства. Впоследствии, материальная сфера усадебной эстетики непосредственно влияла на процесс формирования духовных ценностей и способствовала процессу мифологизации пространства в сознании потомков рода.

6. Соединение личных впечатлений и объективной реальности в общую картину бытия усиливало возможность человеческой души возвращаться в прошлое, способствовало его идеализации и формированию в дворянской традиции феномена родного дома — пространства, выявляющего и хранящего духовные и материальные ценности нескольких поколений рода. Это выражается в основополагающей концепции феномена родного дома, в которой возможно выделение следующих структурных элементов: - родной угол (жилой дом) — безопасное пространство и надежное убежище; - участок земли (парковая зона), за которым можно ухаживать и устраивать в соответствии со своими желаниями и представлениями; - система объектов (усадебный храм, часовня, некрополь) — материальное воплощение духовных ценностей и коллективной родовой памяти; - группа людей (родители, дети, братья, сестры, няни, гувернантки, домашние учителя, дворовые люди, крестьянская община), имеющих духовные и родственные связи; - культурное наполнение усадьбы – семейные традиции, привычки и занятия обитателей, бытовая обстановка, семейный уют, самые разнообразные явления культуры (предметы искусства, науки, техники).

  1. Важным фактором для осмысления статуса дворянской усадьбы в условиях аграрного общества являлись направления ее функционального назначения: сохранение традиций и обеспечение развития собственной организации и крестьянской общины. Усадьба, и в материально-физическом выражении (как культурное пространство), и в сознании ее обитателей (с изменением внешних форм существования и хронотопных характеристик) находилась в пограничном положении между городом и деревней. Принципы усадебной организации не строились на диаметрально противопоставлении ценностей городской и деревенской жизни. Но городской цивилизации, с доминирующей мифологемой человеческого разума, противопоставляется естественно-природное начало сельской жизни, идея гармонии с природой. Для дворянина, выросшего в усадьбе, городская жизнь не являлась жизненным идеалом. Дворянство, как основной носитель усадебной мифологемы и представитель более прогрессивной части социума, стремилось создать универсальное пространство, представляющее собой тесную взаимосвязь экономических, социальных и культурных факторов. Временные системы традиционной культуры совмещали природный и культурный компонент: естественные ритмы крестьянской жизни определили присутствие в народном менталитете подвижности сознания (народная смекалка, мудрость) и устойчивость констант жизненных моделей поведения. Постоянная идейная, ментальная соотнесенность, взаимосвязь мирового и повседневного пространства, основательность и безусловное следование православным догматам, характерные для крестьянской традиции, приобретают в дворянском мировоззрении особый статус, подчиняя себе утилитарные, прагматические заботы и ценности повседневной жизни.

Апробация исследования.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологи ТГУ им. Г.Р. Державина, методологичесчком семинаре аспирантов «Аналитика культурологии», отдельные положения диссертационного исследования были представлены на чтениях, научно-практических конференциях и научно-методических семинарах различного уровня в городах Казани, Саратове, Тамбове: Историко-краеведческих чтениях «Тамбовская губерния: вехи истории» [Тамбов, 2004]; Региональных чтениях «Феноменология русской усадьбы» [Саратов, 2006]; Всероссийской научной конференции «Державин и культура Казанского края», посвященной 265-летию со дня рождения Г.Р. Державина [Казань, 2008]; Всероссийском научно-методическом семинаре «Духовные традиции русской культуры: история и современность», посвященном 265-летию со дня рождения Г.Р. Державина [Тамбов, 2008]; Всероссийском научно-методическом семинаре «Русская языковая личность и национальные традиции», посвященном юбилейным датам со дня рождения А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя [Тамбов, 2009]. Материалы по истории усадьбы князей Голицыных-Прозоровских — Зубриловке, с фотографиями автора были опубликованы в журнале Российского фонда культуры «Наше наследие» [Москва. № 86, 2008]. Материалы диссертационного исследования использованы для подготовки и проведения музейного мероприятия «Тамбовский шедевр Державина» и разработке концепции музейной экспозиции одного произведения «Осень в Зубриловке».

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Приложения содержат авторские фотографические снимки по представляемым в работе усадьбам, копии редких фотографий интерьеров усадеб Зубриловки, Мары, Караула начала XX века и кратких информационных справок к иллюстративным материалам.

Похожие диссертации на Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России