Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев Ярычев Насруди Увайсович

Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев
<
Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ярычев Насруди Увайсович. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 Грозный, 2007 159 с., Библиогр.: с. 147-159 РГБ ОД, 61:07-9/678

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Система функционирования любого общественного строя, культурных ареалов полна противоречий и конфликтов, являющихся неотъемлемой частью жизнедеятельности людей Последние десятилетия XX и начало XXI века современного мира оказались насыщенными социальными потрясениями трансформирующегося общества Современный мир переживает смену духовных и социокультурных ценностей, формируется новое видение будущего мира, которое должно осваиваться различными поколениями людей Каковы нынешние источники, факторы и движущие силы социокультурного развития9 Этот вопрос ныне актуален не только для философии, но и для многих общественно-гуманитарных наук

Межпоколенческие отношения — важнейшая часть культуры как традиционного, так и современного обществ В системе культуры любого общества они занимают особое место, изучение которых представляет собой актуальную исследовательскую задачу Безусловно, сегодня актуален вопрос изучения природы межпоколенческих отношений в системе традиционной культуры любого этноса, в том числе чеченцев, что обусловлено не только историей, но и современными социокультурными тенденциями в обществе в целом В традиционной культуре этносов межпоколенческие отношения, в том числе и противоречия, имеют как собственную специфику функционирования, также способы разрешения, основывающиеся на обычаях и традициях данного этноса Вопросы межличностно-поколенческого взаимодействия в системе культуры требуют философско-культурологического осмысления Современные процессы трансформаций духовных и культурных ценностей, формируют новый тип межпоколенческих отношений и, как следствие, их соответствующие противоречия

Не меньший научный интерес представляет выявление места межпоко-ленческого конфликта в традиционных культурах, в которых доминируют

специфические этноконфессиональные ценности и сильны основополагающие патриархально-консервативные начала Осмысление социокультурной характеристики межпоколенческих отношений, в том числе конфликта — исследовательская задача, требующая своего разрешения Для Северо-Кавказского региона ныне актуализировался вопрос о межпоколенческих конфликтах, базирующихся на религиозной платформе, где столкнулись традиционные и современные тенденции общественного развития

Современное общество сосредоточило огромный потенциал межпоко-ленческой напряженности, противоречий, конфликтов Поиск путей выхода из межпоколенческого кризиса сегодня представляется актуальным для полноценного функционирования и взаимодействия различных народов и культур Поиск путей выхода из межпоколенческого кризиса - актуальная задача полноценного функционирования и взаимодействия различных народов и культур Все это требует специального философско-культурологического осмысления

Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ результатов научных исследований показал, что общетеоретические аспекты проблемы социальных взаимодействий, межпоколенческих взаимоотношений, конфликтов в традиционных обществах и культурах рассмотрены в трудах таких мыслителей, как Лао-Цзы, Геродот, Гераклит, Эпикур, Платон, Аристотель, Н Макиавелли, Э Роттердамский, Ж Ж Руссо, Т Гоббс, Дж Локк, И Кант, А Смит, Г Гегель, Ч Дарвин, 3 Фрейд и многих других

Специальные исследования конфликта осуществлены в трудах Г Спенсера, О Конта, К Маркса, В И Ленина, Л Н Гумпловича, Г Зимме-ля, Л Козера, Э Дюркгейма, Р Дарендорфа и тд Основатель социологии Огюст Конт писал, что исследования конфликтов продиктовано не столько самим процессом, сколько требованием «кризисного» общества Им вводятся понятия «конфликтная личность», «конфликтующая сторона», являющиеся частью общего процесса противоречий

Проблема конфликта появилась не вчера и тем более сегодня Исследования проблемы конфликта как специфического, научно и культурно значимого феномена получило развитие в России лишь в 90-е годы прошлого столетия Но из этого не следует, что российские обществоведы в более ранние периоды были индеферентны к этой проблеме Термин «конфликт» сам по себе не применялся, но, проблемы, вытекающие отсюда, поднимались еще в начале XX столетия в разного рода дискурсах Это процесс, проведший сквозь многие столетия, вбирая вся новые качества и характеристики.

Активное обсуждение данной проблемы прослеживается в политических, социологических и философских изданиях Однако, надо признать, что эти изыскания не дали пока концептуального решения проблемы конфликта Одни рассматривают конфликт как процесс развития общества (А В Дмитриев), другие определяют как столкновение противоположных взглядов, позиций и интересов (И Д Мариновская, В Л Цветков) Многие исследователи (А М Чумиков, Э Гидденс, А Г Здравомыслов, Д М Фельдман, Б И Хасан, Р Арон, А Турен), указывают на понимание конфликта как формы изменения, учитывая его качественные характеристики

Глубокое исследование проблемы конфликта и содержания этого феномена осуществлено в трудах А Я Анцупова, А И Шипилова, Е М Бабосо-ва, О Н Громовой, А В Дмитриева, В Кудрявцева, С Кудрявцева, А Г Здравомыслова, Д П Зеркина, Т Н Кильмашкиной, И Д Мариновской, В Л Цветкова и др

В ряде диссертационных исследований, связанных с противоречиями и социальными ценностям (Ахмедов А М , Орлова Т Д и т д ), также уделяется внимание межпоколенческим и межличностным конфликтам

В последнее время значительно повысился научный интерес к изучению конфликтов и различных его форм Вопросы региональных конфликтов, социокультурных и религиозных противоречий, конфликтов в традиционном чеченском обществе рассматриваются в работах таких авторов, как В А Авксентьева, В X Акаева, Л С-Э Басханова, В Ю Гадаева, В А Тишкова,

А Д Яндарова и др Также необходимо отметить исследования таких авторов, как Д Д Межидов, Я 3 Ахмадов, И Б Мунаев, И Ю Алероев, М М Омаров, посвященные изучению традиционной чеченской культуры, в которых выявляется особенность межпоколенческих отношений, а в целом рассматриваются проблемы культурной платформы

Важное теоретическое и методологическое значение для нашего исследования имеют труды таких крупных западных и отечественных ученых, специалистов в различных сферах философии и гуманитарного знания, как С С Аверинцев, А И Арнольдов, М М Бахтин, М Блок, Ф Бродель, А Я Гуревич, П С Гуревич, В Е Давидович, Г В Драч, Ж Дюби, Ж Ле Гофф, Ю А Жданов, М С Каган, Э С Маркарян, В М Межуев, М К Петров, Б А Успенского, М Элиаде и многие другие авторы

Таким образом, межпоколенческие отношения, конфликты относятся к одной из интересных в философско-культурологическом и социально-философском отношении проблем, предполагающей необходимость пристального исследования

Объектом диссертационного исследования являются межпоколенческие взаимоотношения в традиционной культуре

Предметом исследования выступают социально-культурные аспекты, национальная и религиозная специфика межпоколенческих отношений и конфликтов в традиционной культуре чеченцев, а также возможные пути их преодоления

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в выявлении места и роли межпоколенческих отношений, противоречий в традиционной культуре чеченцев

Достижение поставленной цели потребовало решение следующих взаимосвязанных задач:

рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению социокультурной природы конфликтов,

эксплицировать место и роль межпоколенческих отношений в системе традиционной культуры,

установить изменения стереотипов старшего поколения в условиях культурной модернизации,

раскрыть особенности разрешения межпоколенческих конфликтов в традиционной культуре чеченцев,

выявить социокультурные аспекты толерантности в традиционной культуре чеченцев

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили философско-исторический и системный подходы, раскрывающие эволюцию, содержание и развитие культуры как общественного феномена, позволяющие наиболее полно раскрыть динамику межпоколенческих конфликтов, а также определить способы их разрешения Широко использован в диссертации компаративный, структурно-функциональный и другие методы, позволяющие обеспечить целостное социокультурное изучение феномена межпоколенческих взаимоотношений, противоречий и конфликтов Комплексные методы, примененные в исследовании, позволяют провести целостный анализ межпоколенческих конфликтов в системе культуры и предают новую значимость теоретическому обобщению фактического материала по интересующей нас проблематике

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях

проанализированы социокультурные основания и природа конфликтов,

определены место и роль межпоколенческих отношений в системе традиционной культуры,

установлено влияние культурной модернизации на изменение стереотипов старшего поколения,

выявлена модель разрешения межпоколенческих конфликтов в культуре чеченцев,

раскрыты социокультурные тенденции толерантности в традиционной культуре чеченцев

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

  1. Классическое понимание конфликта сведено к системе противоречий, проявляющейся в противостоянии различных сторон друг другу Нами установлено, что межпоколенческие отношения характеризуются наличием общей социокультурной платформы, на которой строится система передачи жизненного опыта старшим поколением младшему В традиционных или смешанных культурах межпоколенческие отношения немыслимы без учета строгой возрастной иерархии, придающей им системный характер Межпо-коленческий конфликт основан на отсутствии общей приемлемости жизненных ценностей обеих возрастных групп, в процессе чего нарушается передача жизненного опыта, который формирует основные социокультурные установки бытия личности

  2. В системе традиционной культуры важное место занимают межпоколенческие отношения, которые коренятся в особенностях системы этнических обычаев и традиций, являющихся ядром социокультурной реальности Пожилой человек - это не столько возрастная и биологическая, сколько социокультурная категория, выражающая качественное состояние жизненного опыта личности Представители старшего поколения являются носителями доминирующей формы культуры, поэтому на них более всего отражается резкая перемена системы культурных ценностей и модерниза-ционные изменения Отношения представителей разных поколений формируют различные формы конфликтов и модели их разрешения Во-первых, устанавливается система передачи жизненного опыта, представляющая собой ценностно-ориентированную модель, которая формирует традиционный тип мировоззрения в системе культуры Во-вторых, передача жизненного опыта представителями старшего поколения происходит в рамках культурной пре-

емственности, что может порождать кризис взаимодействия в системе межпоколенческих отношений

  1. Стабильные большие группы, существовавшие на ранних этапах развития человечества, в традиционных культурах и в некоторых современных обществах, выполняли и выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции Так, получаемая от них информация не только однородна и упорядочена, но и требует однозначного, безукоризненно точного выполнения множества обрядов, сопровождающий каждый шаг жизни человека от рождения до смерти и всю его хозяйственную деятельность В современных условиях культурной модернизации и техногенного развития происходит трансформация человеческого сознания, характерная заменой традиционных идеалов человеческой культуры В этой связи можно констатировать, что отношение к окружающей социокультурной действительности, тем более к представителям старшего поколения, должно быть основано на нравственных принципах, на системе общечеловеческих ценностей, формирующих характер смешанных, традиционно-модернизированных культур

  2. В традиционной культуре чеченцев существуют различные способы разрешения межпоколенческих конфликтов, которые базируются на понимании конфликта как противостоянии сторон, осознающих различие своих интересов Важное место отводится системе обычного права - ада-тов, которая сформировала условия, при которых возможно успешное разрешение сложных противоречий и конфликтов Толерантность как элемент системы традиционной культуры чеченцев имеет большую культурно-историческую основу, которая выражается в сложившейся модели этнических обычаев и традиций, выступающих как правила и общепринятые нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности

  3. В более четких смысловых рамках, толерантность можно понимать как целостную систему, которая основывается на общественном понимании,

как роли целого этноса, так и отдельного его представителя Толерантность как особое явление в общей культуре человечества занимает одно из ведущих мест и в духовной пространстве традиционного чеченского общества В традиционной культуре чеченцев толерантность выражается в понятиях собор, собаре хгмар, те терпение, сдержанность, терпеливость Выражению толерантности в традиционной культуре чеченцев способствует ислам, согласно которому толерантность определяет целостность личности мусульманина, гармонию внутреннего мира с окружающей социальной действительностью

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Выявление места и роли межпоколенческих отношений, противоречий и конфликтов в традиционной культуре чеченцев, а также предлагаемой система их разрешения имеет познавательное и социокультурное значение для представителей данной этнической общности Осуществленный анализ позволяет установить широкую взаимосвязь социокультурных предпосылок и особенно "тей системы межпоколенческого взаимодействия, складывающегося в рамках традиционной культуры чеченцев Практическое значение осуществленного диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут послужить отправной точкой в более глубоком освещении социокультурной динамики современного традиционного общества, в частности межпоколенческих отношений Материалы диссертации могут быть использованы для изложения соответствующих разделов учебных курсов «Социальная философия», «Культурология», «Философия», «Конфликтология», «Этнология», а также лечь в основу специальных курсов для студентов и аспирантов вузов Выводы диссертационного исследования могут использоваться в дальнейших философских и социокультурных исследованиях

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и рекомендованы на заседании

кафедры философии ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет», изложены в докладах на региональной научно-практической конференции «Исторические связи народов Дагестана и Чечни», проходившей в 2006 году в Институте истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Всероссийской научной конференции «Проблемы сохранения толерантности в условиях по-лиэтничного и многоконфессионального региона» в Махачкала, IV Международной научной конференции «Россия и Восток проблема толерантности в диалоге цивилизаций» (Астрахань, 2007), а также на других региональных, всероссийских и международных научных конференциях, проходивших в 2005-2007 годах в Грозном, Ростове-на-Дону, Махачкале, Астрахани, результаты которых отражены в научных публикациях объемом 2,2 п л

Структура и объем диссертационного исследования определяется характером и последовательностью решаемых задач Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают в себя пять параграфов, заключения и библиографии Текст диссертационного исследования изложен на 159 страницах

Похожие диссертации на Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев