Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность Волошина Алла Сергеевна

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность
<
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волошина Алла Сергеевна. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Ростов н/Д, 2004 132 c. РГБ ОД, 61:04-9/712

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Жизненный путь и научные труды Н.Я.Данилевского.

1.1. Вехи идейной эволюции Н.Я. Данилевского 16

1.2. Литературно-публицистическое наследие Н.Я.Данилевского 24

Глава 2. Работа Н.Я. Данилевского "Россия и Европа" и общественнонаучная мысль России XIX века.

2.1. Основные положения теории "культурно-исторических типов" 37

2.2. Н.Я. Данилевский и современники: преемственность и конфронтация 66

Глава 3. Актуальные аспекты теории Н.Я. Данилевского в контексте культуры XXI века.

3.1. Теория Н.Я. Данилевского и проблема цивилизационной идентичности современной России 82

3.2. Локальные и универсальные компоненты современной культурно-исторической ситуации104

Заключение 117

Литература 122

Введение к работе

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время напряженного и, во многом, драматического поиска путей развития, открывающих перспективы исторического будущего России, массового обращения к этническим корням как фундаментальной основе существования и к религиозно-цивилизационному единству как новому социально-культурному универсуму исследование основных положений теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского имеет не только важное теоретическое, но и существенное культуролого-практическое значение.

Историческое свидетельство того, к каким неоднозначным последствиям привели попытки пересадить западные общественные ценности и институты на русскую почву, делает еще более актуальным и без того волнующий вот уже несколько столетий умы исследователей вопрос о культурной самоопределенности России, о её пути, особом предназначении и судьбе русской культуры. На сегодняшний день эти вопросы встают с особой остротой и в новом аспекте. Их актуальность подтверждается высоким уровнем интереса к собственной истории и понимания законов развития мировой культуры и современной общественной мысли, что обнаруживается сегодня в России, осознающей переходность собственной социокультурной ситуации.

Россия сегодня, как и в середине прошлого века, сталкивается с проблемой, которая властно требует осознанного цивилизованного самоопределения и выбора пути дальнейшего исторического развития. В XIX веке главным ответом отечественной мысли на вызов времени явилась "русская идея". Особое место в рамках этого духовного и мировоззренческого комплекса принадлежит цивилизационно-историческим и культурологическим идеям и построениям Н.Я. Данилевского, далеко еще по достоинству не оцененным в современной литературе.

В условиях все ожесточающейся капитализации жизни, сопровождающейся всеобщей глобализацией, и, как следствие её, страхом потери национальной идентичности различных культур, важно для нас, что отправным пунктом культурологических построений Н.Я. Данилевского

становится идея множественности национально-исторических целостностей, которые не повторяют опыта друг друга. Во взглядах на культурно-историческое бытие мира главную роль у него, как отмечает Л.Р. Авдеева, "играют идеи гармонии и всеобщей согласованности"1.

Для нас важно, что ученый в XIX веке затронул вопросы, не потерявшие актуальности и в наши дни, в частности, о национально-культуроном факторе в истории, поднял проблему национального и общечеловеческого в мировой культуре, попытался обосновать целесообразность самобытного бытия наций и народностей мира.

Важность тщательного культурологического рассмотрения теории культурно-исторических типов в наши дни обусловлена, тем, что современный мир находится в ситуации, когда активный процесс оживления локальных этнических культур и региональных цивилизаций становится одной из наиболее актуальных проблем XXI века. Формирование нового мирового порядка происходит в условиях всевозрастающей значимости сохранения культурной идентичности различных народов и критики известных способов приобщения к западному опыту. "Россия стремительно втягивается в этот процесс, участвует в войнах и "миротворческих операциях", в ситуациях, которые в принципе должны решаться на основе точных культурологических знаний и механизмов их применения." Именно об этом предостерегал Н.Я. Данилевский еще в XIX веке, отмечая важность поликультурной картины мира, говоря о диалогах культур и различном взаимовлиянии их друг на друга, предостерегая о пагубных последствиях перенесения форм жизнедеятельности, ценностей и ориентиров одной цивилизации на все остальные культурные парадигмы.

По мнению американского ученого С. Хантингтона, современной мировой политикой будет управлять соперничество и столкновение цивилизаций, все глобальные конфликты будут определяться не национальными или

идеологическими, но культурными факторами. В связи с этим достаточно актуально в наши дни звучит поставленная Данилевским проблема взаимовлияния и взаимодействия различных культур, остро ощущается потребность в теоретическом анализе межкультурного влияния, моделирования механизмов и последствий этого влияния.

Стремление найти ответы на актуальные вопросы культурной и общественно-политической жизни нового века и определило наш интерес к творческому наследию Н.Я. Данилевского.

Научная разработанность темы

За прошедшее столетие исследователи обращали внимание на разные стороны концепции Н.Я. Данилевского. В первые годы после опубликования и переиздания "России и Европы" русские авторы (за границей с ней познакомились позднее: в 1890 г. появилось французское издание, а в 1920 -немецкое) делали акцент на славянофильстве. Книга комментировалась и рекламировалась как острый политический памфлет, основательно отвечающий на поставленный в первой главе вопрос: "почему Европа враждебна России?" Ответ был связан с традиционными рецептами славянофильства -утилитарность западной цивилизации противопоставлялась самобытной духовности русской культуры. Но аргументация Данилевского была новой и необычайно широкой, он апеллировал к законам и культурным формам мировой истории.

Позднее, в 80-90 гг. XIX века преобладает новый подход к теории Данилевского - с разных теоретических позиций обсуждается правомерность его критики эволюционизма и исторического прогресса, реабилитация идеи исторического круговорота (Михайловский, Кареев, Лаппо-Данилевский, В. Соловьев). По отношению к ней сложилось два резко противоположных лагеря: левый - В. Соловьев, Н. Кареев, Н. Михайловский, П. Милюков, А.С. Фаминцин; правый - Н.Н. Страхов, К.Н. Бестужев-Рюмин, В. Розанов, К. Леонтьев, Ф. Достоевский. В последующие годы рассмотрением теории Н.

Данилевского с более "спокойных позиций" занимались П. Сорокин, В. Зеньковский, Н. Лосский, Н. Бердяев, Н. Тимашев. С начала XX века постепенно сложилась нынешняя интерпретация Данилевского как непосредственного предшественника О. Шпенглера и А. Тойнби"1.

Необходимо отметить, что за рубежом прослеживается устойчивый интерес к работам Н. Я. Данилевского уже с 1915 года. К изучению его наследия обращаются такие зарубежные исследователи: А. Лютер (Русский предшественник Освальда Шпенглера. Лейпциг. 1921), М. Швартц (Шпенглер и Данилевский (Два типа культурной морфологии. Париж, 1926), А. фон Шелтинг (Россия и Европа в русской исторической мысли. Берн, 1948), Г. Кон (Славяне и Запад. История панславизма. Вена-Мюнхен, 1956), Ф. Фаднер (Семьдесят лет панславизма в России: от Карамзина к Данилевскому. 1800-1870. Джорджтаун, 1962), Г. Мюллер (Панславизм и культурная морфология. О труде Н. Я. Данилевского. Мюнхен, 1963), Д. Таден (Консервативный национализм в России в XIX веке. Сиэтл, 1964), Р. Мак-Мастер (Н.Я. Данилевский - русский тоталитарный мыслитель. Гарвард, 1967), А. Вусенич (Социальная мысль в царской России. Чикаго, 1976). Творчеству русского ученого посвящено большое количество отдельных статей и докладов. Особое место в ряду ученых заинтересованных в творчестве Н.Я. Данилевского принадлежит философам русского послеоктябрьского зарубежья В.Зеньковскому и П. Сорокину. Большая часть зарубежных исследователей творчества Данилевского признают его авторитет в рассмотрении хода исторического процесса как жизнедеятельности и развития локальных культур. Отмечается определенное влияние его идей на последующие построения О.Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Нортропа, В. Шубарта, С. Хантингтона.

После революции 1917 года "Россия и Европа" впервые была издана в нашей стране лишь в 1991 году. Однако можно констатировать тот факт, что в советский период российской истории к творчеству Н.Я. Данилевского, в

отличие от многих незаслуженно забытых дореволюционных мыслителей, уделялось относительно постоянное внимание. Хотя, до 70-х гг. XX века, имя Данилевского можно было встретить лишь в трудах достаточно узкого круга специалистов, представляющих в своем большинстве официальных критиков немарксистской социологии. Внимание этих авторов было сосредоточено на доказательстве научной несостоятельности концепции культурно-исторических типов, лежащей в основе воззрений Данилевского на ход всемирной истории. По сути, все они, в той или иной мере, поддерживали резюме, данное творчеству Данилевского таким авторитетным мыслителем как Вл.Соловьев, в статье "Энциклопедического словаря" Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (СПб., 1893. Т.Х. С.77), где ученый оценивался как видный естествоиспытатель, а его литературно-публицистическая деятельность, в частности книга "Россия и Европа", подверглась жесточайшей критике и обвинениям в научной несостоятельности. В словарях и справочниках советского периода Данилевский предстает как реакционный мыслитель, идеолог великодержавного национализма, шовинизма, панславизма, философ-публицист славянского оттенка. Естественно, что при таком однобоком подходе трудно говорить о каком-либо объективном понимании творческого наследия ученого.

Начиная с семидесятых годов XX века, теория Н.Я. Данилевского выходит за рамки официозных энциклопедических статей и становится предметом пристального внимания отечественных ученых. Появляются статьи, разделы в книгах, целые монографии, защищаются кандидатские и докторские диссертации и т.п. Среди авторов такие ученые, как А. Авдеева, А. Галактионов, Г. Чесноков, И. Голосенко, В. Пустарнаков, Ю. Пивоваров, А. Захаров, К. Султанов, В. Грубин, С.Бажов, Э. Соколов, А. Павленко, Г. Гачев, Н. Мордовский, В. Скиба, А. Филатов, А. Ерыгин, С. Вайгачев, Б.Балуев, А. Ефремов, И. Асланов, Л. Максимова, С.Киселев, А.Белов и др. Чаще всего ученые ставят перед собой задачу наиболее объективно оценить и наиболее

полно охарактеризовать вклад Данилевского в развитие исследований по философии истории.

В книге видного российского историка Б. Балуева "Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга "Россия и Европа" (Тверь, 1999,2001) впервые со всей возможной полнотой показано историософское значение труда Н. Данилевского, автор раскрывает объективные и субъективные предпосылки создания теории культурно-исторических типов, подробно рассматривает полемику и острую борьбу вокруг идей Н. Данилевского среди его современников и последователей, прослеживает жизненный и творческий путь ученого.

В монографии СИ. Бажова "Философия истории Н.Я. Данилевского" (М., 1997) достаточно полно анализируется философско-историческое творчество видного русского мыслителя. В общем контексте творческой деятельности мыслителя прослеживаются генезис и эволюция философско-исторических взглядов. Основное внимание уделяется анализу теории культурно-исторических типов, которая рассматривается им как выдающееся творческое достижение мыслителя, во многом предвосхитившее культурно-исторические построения О.Шпенглера.

Видимо прав был Розанов, утверждавший, что идеи автора "Дарвинизма" и "России и Европы" по своему универсальному значению "высоко возвышаются над умственною производительностью нашего общества, и, конечно, чем далее ряды сменяющихся поколений будут отходить от нашего времени, тем яснее проступят перед нами величественные черты умственного здания, которое он пытался воздвигнуть"1.

Важно отметить, что учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах сохраняет свое значение независимо от той "борьбы с Западом", с которой оно соединено в книге "Россия и Европа", и может быть, таким образом, развиваемо и исследуемо независимо от этого.

В апреле 2001 года было создано и официально зарегистрировано научное учреждение «Институт славянских исследований им. Н.Я. Данилевского», по инициативе которого издаются научные труды, проводятся конференции и семинары, посвященные творчеству ученого. Этот факт свидетельствует о признании значения творчества русского ученого XIX века для гуманитарной науки XXI века.

Однако для данной диссертационной работы важно рассмотрение Н.Я. Данилевского как культуролога, предвосхитившего многие известные теории, и показать преломление теории культурно-исторических типов в современной социокультурной ситуации.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической базой диссертационного исследования является широкий спектр положений, разработанных в отечественной и зарубежной философской и культурологической мысли, так или иначе отвечающих задаче, поставленной в исследовании. Автор разделяет взгляды ученых ростовской культурологической школы - В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, А.Н. Ерыгина, Т.П. Матяш, Е.Я. Режабека, О.М. Штомпеля, В.К. Королева, рассматривающих культурологию не только как форму научного знания, способ теоретических спекулятивных построений, но и как глубинную рефлексию на происходящие в мире процессы. Рефлексию, которая дает почву для далеко идущих прогностических построений.

В диссертации используются традиционные методы историко-философского исследования: анализ первоисточников, их теоретическое осмысление и обобщение, сравнительная характеристика философских взглядов мыслителей различных направлений, в рамках компаративистского подхода к изучению развития философии и культуры. Так же применяются общенаучные методы: сравнения, аналогии, системного подхода, аналитического и синтетического, биографически-личностный метод, метод

единства исторического и логического, диалектический принцип

объективности и всесторонности и др.

Объектом диссертационного исследования выступает теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

Предметом рассмотрения является теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского как форма социокультурной рефлексии для XIX века и современной мировой ситуации.

Цель диссертационного исследования - выявить истоки построения Н.Я. Данилевским теории культурно-исторических типов, определить характер и особенности его культурологической концепции и доказать значимость его позиции для осмысления современной социокультурной ситуации в России.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. Обозначать основные этапы идейной эволюции, определить круг исследовательских интересов Николая Данилевского и проанализировать

его культурологическую позицию.

I

2. Выявить ключевые идеи теории культурно-исторических типов.

3. Определить степень влияния теории культурно-исторических типов на российскую общественную мысль конца XIX - XX вв.

4. Раскрыть практическую ценность теории Н.Я. Данилевского в контексте современной культурно-исторической ситуации и определить место теории культурно-исторических типов в современных культурологических построениях.

Научная новизна полученных результатов определяется тем, что в диссертационном исследовании предпринят опыт целостного культурологического анализа творчества русского ученого XIX века Н.Я. Данилевского, выявлен рефлексивный характер теории культурно-исторических типов, показана возможность и необходимость применения её в

современном культурно-историческом контексте. Это нашло свое выражение в следующих конкретных пунктах:

- теория культурно-исторических типов с необходимостью рассмотрена в контексте творческой эволюции Н.Я. Данилевского как её необходимое звено;

- выявлена степень влияния идей Данилевского на развитие общественно-научной мысли России конца XIX века;

- проведен анализ теории культурно-исторических типов Данилевского в контексте проблем, ставших важнейшими в культурологической мысли XX-XXI вв.;

- показана социально-практическая значимость идей Данилевского в современной культурно-исторической ситуации в России и мире.

Выносимые на защиту тезисы.

1. Историческая ретроспектива биографии Н.Я. Данилевского, анализ его научно-исследовательских приоритетов показывают, что вехи идейной эволюции ученого наглядно отражают универсальный характер его интересов, логически и идейно связаны с содержанием его культурологических построений. Теория Данилевского явилась выражением весьма популярных в XIX веке (и остающихся актуальными в наши дни) идей релятивизма и относительности - своеобразным преломлением борьбы с абсолютизмом в любых его формах и сферах. Относительность как мироощущение становилась своеобразным символом новой эпохи.

2. Придавая универсальный характер понятию самобытной национальной культуры, намеченному ранними славянофилами, Данилевский превратил его в фундаментальную категорию своей теории культурно-исторических типов. Постановка вопроса о взаимодействии культур Данилевским открывает ряд культурологических перспектив. Намного раньше современной теории аккультурации он обратил внимание на сложность

процесса культурного взаимовлияния, на то, что внешнее соприкосновение, имеющее место во время войн, завоеваний и искусственных объединений разнородных племен в механические агрегаты, далеко не равнозначно культурному синтезу. Данилевский справедливо подчеркивает естественное право отдельных культур на самостоятельное развитие. Концепция культуры Н. Данилевского в ее этнопсихическом смысле актуальна и в наши дни. Основной тезис ее гласит: культура есть объективизация национального характера - комплекс психических особенностей этнической общности, определяющий специфику деятельности и видения мира, и в свою очередь -общекультурный комплекс.

В своей теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевский выдвигает новую для своего времени картину всемирно-исторического процесса и понимания прогресса в истории. Автор очертил ряд проблем, ставших важнейшими в культурологической мысли XX - XXI вв.: соотношение национального и общечеловеческого, развенчание идеи европоцентризма, проблема специфики культурного диалога и взаимовлияния культур, проблема рассмотрения многоплановости и полилинейности культурной жизни в их единстве.

Теория Н.Я. Данилевского явилась не только попыткой дать ответ на возникшие в русском обществе вопрос о дальнейших судьбах России, о её взаимоотношениях с европейским миром, но и оригинальной концепцией всемирной истории, новой вехой в культурологической науке. Данилевский - один из первых в XIX веке, кто отстаивал идею поливариантности развития культур их автономии и равноправия. Развернувшаяся полемика вокруг книги "Россия и Европа" сыграла существенную роль в общественно-научной мысли России конца XIX века, дала возможность для радикального пересмотра просветительских взглядов на ход всемирно-исторического процесса с их европоцентристскими и оптимистически - прогрессистскими установками. Теория Данилевского оказалась поворотным пунктом философской и культурологической мысли России в конце XIX века.

5. Намеченный Н. Данилевским системный, цивилизационный подход к анализу истории плодотворен, он перекрывает собой так называемый формационный подход, долгое время господствовавший в российской науке. Весьма актуальны сейчас поставленные мыслителем проблемы соотношения общечеловеческих и национальных ценностей, значение национального фактора как такового. Ученый проявил большую проницательность в постановке и обсуждении проблем самобытности и взаимного влияния культур. Он осознал, что перемешивание чужеродных культурных элементов, случайное заимствование далеко не равнозначны синтезу культур, обратил внимание на огромную сложность и противоречивость процессов культурного обмена. Очень многое из сказанного Н. Данилевским не утратило своей актуальности и в наши дни. Теорию межкультурных взаимодействий, в которой нуждается современное человечество, еще только предстоит построить, и наследие Данилевского предстоит освоить и вовлечь в научный анализ.

6. В конце XX века теория Н.Я. Данилевского получила новое рассмотрение, основные идейные установки ученого конца XIX века совпали с общей тенденцией социально-гуманитарной и культурологической мысли нашего времени. Большинство современных исследователей, как и Данилевский, рассматривают вопрос о России и Европе не как географический, а как историко-культурологический и отмечают, что у России и Европы глубокие культурно-цивилизационные различия, делающие невозможным непосредственное перенесение и воплощение западных идей. Западный путь - лишь одна грань бытия среди многих других. Мировой процесс развивается лишь благодаря тому, что находятся идеи, поддерживающие вариантность. А слепое копирование западных ценностей может привести к потере собственной идентичности. Идеи Данилевского о неизменности и фундаментальности национального начала культурно-исторического типа находят сегодня свое второе рождение. В научных кругах современной общественной мысли уже является аксиомой то, что огромный запас

цивилизационной прочности России обусловлен особенностью её цивилизации, её специфическим кодом. 7. Окончание битвы идей коммунизма и либерализма не привело к объединению мира под единым флагом, а обнажило разногласия цивилизационного характера. Решающую роль в международных отношениях стали играть различия традиций прошлого, культуры, языка, религии, этических норм. Вместо черно-белого мир стал отчетливо многоцветным, а западные ценности, наконец, перестали рассматриваться как универсальные, что и отстаивал в своей теории Н.Я. Данилевский. Все яснее ощущается противоположность основных цивилизаций. Объединение человечества путём нивелирования различий между народами и государствами, стирания социального и духовного разнообразия оказалось совершенно невозможным и привело бы, как справедливо отмечал ученый, к гибели культуры как органической и сложной системы. Для нас актуальным остается тезис Данилевского о том, что разнообразие культур - необходимое условие и ключевой показатель выживания и развития различных цивилизаций на Земле на протяжении тысячелетий. Полицивилизационная парадигма, которую отстаивал Н.Я. Данилевский, представляет собой схему для понимания того, что происходит в мире в конце XX начала XXI вв.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Содержание диссертации позволяет оценить значимость творческого наследия Н.Я. Данилевского для прогностических культурологических построений при анализе современного социокультурного положения России в мире.

Материал диссертации может быть использован в курсах по теории культуры, истории русской культуры, в спецкурсах по проблемам поликультурной парадигмы, диалога культур, современной историко-культурной ситуации.

Апробация работы.

Материалы диссертации обсуждались на совместном заседании кафедры исторической культурологии и кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета. Основные положения диссертации были апробированы на конференциях, посвященных творчеству Н.Я. Данилевского и теории и истории русской культуры, на III Российском философском конгрессе, на конференции, посвященной проблемам государства и права славянских народов, на заседаниях межведомственного научного отдела истории русской философии и культуры РГУ и ИФРАН. Отдельные материалы диссертации отражены в публикациях: в трудах аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета, в учебниках по культурологии, в кратком тематическом словаре по культурологи, в тематическом сборнике научного отдела истории русской философии и культуры и в др.

Структура диссертационного исследования определяется

последовательностью решения основных задач и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, и заключения, общий объем 132 страницы. Библиографический список включает 161 наименование.

Вехи идейной эволюции Н.Я. Данилевского

Необходимым обстоятельством рассмотрения теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского является историческая ретроспектива биографии ученого, его научно-исследовательских приоритетов и теоретических построений, своеобразно преломляющих общественные настроения эпохи. Вехи идейной эволюции творца наглядно отражают универсальный характер его интересов, логически и идейно связаны с содержанием его культурологических построений.

Николай Яковлевич Данилевский, старший ребенок в семье (были еще сестра и брат), родился 28 ноябр 1822 года в селе Оберец Ливенского уезда Орловской губернии в дворянской семье. Его отец - Яков Иванович - заслуженный генерал, участник Отечественной войны 1812 года, был ранен в "битве народов" под Лейпцигом (1813 г.). За боевые заслуги был награжден многими орденами и медалями.

По долгу службы главы семейства - военного офицера, Данилевские были вынуждены часто переезжать с места на место. Но и в этих условиях родители постарались дать достойное образование своим детям. Николай Данилевский первоначальное образование получил в различных престижных частных пансионах (1833-1836 гг.). В 1837 году был принят в знаменитый Царскосельский лицей. За время обучения в лицее ученый познакомился и остался дружным до конца дней с братьями Семёновыми - Николаем (будущим известным государственным деятелем) и Петром Семеновым - Тян-Шанским (будущим всемирно известным ботаником, энтомологом и географом). Уже в лицейские годы будущий ученый отличился как талантливый и способный ученик, разносторонне образованный, обладающий ясным логическим мышлением и отменной памятью.

В декабре 1842 года Николай Данилевский окончил полный курс Царскосельского лицея и был зачислен на службу в канцелярию Военного министерства, где прослужил четыре года, однако должности не занял и вышел в отставку. В тоже время, понимая, что полученного образования недостаточно, Данилевский поступил вольнослушателем на физико-математический факультет Петербургского факультета, в котором обучался с 1843 г. по 1847 г. Серьезно увлекся ботаникой. С осени 1845 года на этот же факультет поступил П.П.Семёнов-Тян-Шанский, который поселился в квартире на Васильевском острове, вместе с Н.Я. Данилевским и со своим старшим братом Н.П.Семёновым, который к тому времени служил в Министерстве юстиции. В 1847 году Данилевский со степенью кандидата окончил учебу в университете и был оставлен при нем для подготовки магистерской диссертации, а в 1849 году Н.Я. Данилевский защитил диссертацию по кафедре ботаники, представив в университет описание флоры родной Орловщины. Молодой учёный не ограничивался выбранной специальностью, круг его интересов был гораздо шире -история, социология, политическая экономия, труды многих зарубежных авторов были прочитаны Данилевским в оригинале (Фурье, Сен-Симон, Оуэн и т.д.).

В 40-е годы в России утопические идеи Фурье приобретают особую популярность, в то время в Петербурге возникает ряд кружков радикально настроенной интеллигентской молодежи, объединенной желанием коренного переустройства существующих общественных порядков. Наиболее популярным из них был кружок, во главе которого стоял недавний лицеист, чиновник Министерства иностранных дел - М.В. Буташевич-Петрашевский, на квартире которого с осени 1845 года проходили регулярные собрания членов кружка. Среди наиболее известных завсегдатаев "пятниц" были писатели и поэты: Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, А.А.Григорьев, экономист В.А.Милютин и др. Одним из первых членов кружка петрашевцев был и Н.Я.Данилевский, зимой-весной 1848 года он прочел ряд лекций о теории Фурье, которые, по отзывам слушателей, были достаточно увлекательны и вызвали оживленную полемику. Основываясь на излагаемой теории, докладчик высказывался за мирные реформы существующего социального строя в России, отрицательно отозвался о революционных методах преобразования общества. Однако он столкнулся с позицией тех петрашевцев, которые, вопреки учению Фурье, считали, что без насилия никак нельзя обойтись. Как полагает С.Н. Киселев, вполне возможно, что "подобная точка зрения, противоречащая нравственным убеждениям Данилевского, и была одной из тех побудительных причин, по которым он оставил кружок"1. Не исключено, что не последнюю роль в разрыве с петрашевцами сыграли и факторы чисто психологического свойства, несовместимость некоторых личных качеств. Если Николай Данилевский отличался основательностью, выдержанностью и скромностью, то А.И.Герцен характеризует петрашевцев, как дерзких, безмерно самолюбивых и в то же время неуверенных в себе.

Несмотря на разносторонность интересов, прежде всего Николай Яковлевич знал и любил естественные науки, которым отдавал практически все свободное время. Большую часть своего студенческого времени он проводил в Петербурге, занимаясь вместе с П.П.Семеновым в библиотеках и университетских лабораториях. Весной 1848 года два молодых ученых совершили пешую научную экскурсию из Петербурга в Москву.

Основные положения теории "культурно-исторических типов"

В книге "Россия и Европа" Николай Яковлевич Данилевский, ставя и разрешая самый актуальные вопрос своей современности о взаимоотношениях России и Европы, выдвинул теорию, давшую основу для нового культурологического видения всемирно-исторического процесса.

Н.Я. Данилевский, говоря о полной несостоятельности господствовавшей в XIX веке системы рассмотрения всемирной истории, критикует ее. Эту систему он называет "искусственной". Ученый считает, что как весь животный мир нельзя разделить по какому-либо одному признаку, например на четвероногих и нечетвероногих (первая группа еще как-нибудь сгодилась бы, а во вторую пришлось бы впихнуть и рака, и человека, и петуха, и гусеницу), так и всемирную историю нельзя строго разделить, как это общепринято, на древнюю, среднюю и новую. Древнюю историю от средней принято было отделять падением Западной Римской империи, как будто на "исторической сцене упал занавес, вслед за чем начинается новая пьеса".1 Данилевский сомневается в том, что этот занавес достаточно велик, чтобы перегородить всю культурно-историческую сцену. В сущности, какое дело Китаю или Индии до падения Западной Римской империи, считает автор, они продолжают спокойно жить так, если бы Рима и вовсе не существовало. Данилевский утверждает, что до сих пор не было и, скорее всего, никогда не будет ни одного действительно общечеловеческого события. Ученый убежден, что нет такого события, которое могло бы разделить судьбу всего человечества на какие бы то ни было отделы. Даже христианство, хотя и было явлением, имевшим огромное влияние на судьбы человечества, стало исторической гранью судеб многих народов в различное время. Таким образом, заключает исследователь, в этой "искусственной системе" древняя история представляет собой "линнеевское тайнобрачие", куда впихнуты греки с египтянами и китайцы потому только, что жили они до падения Западной Римской империи. Данилевский считает, что произошло совершенное искажение пропорций исторического здания, линии его потеряли всякую соразмеренность и гармонию.

Ученый делает вывод, что и Рим, и Греция, и Китай, и Индия, и Египет, и другие исторические племена имеют свою древнюю, свою среднюю, свою новую историю. Данилевский один из первых ученых, кто сравнил историческую жизнь народа с жизнью органической. В теории автора все народы, как и все органические формы, имеют свои фазы развития, и необязательно насчитывать их именно три. Как в развитии человека можно определить три возраста (несовершеннолетие, совершеннолетие, старость), или четыре (детство, юность, возмужалость, старость), или даже семь (младенчество, отрочество, юность, молодость, старость, дряхлость), так же точно, считает автор, можно отличить различное число периодов развития в жизни исторических племен, что будет зависеть отчасти от взгляда историка, отчасти от самого характера историко-культурного развития племени.

Традиционное, названное Н.Я. Данилевским "искусственной системой", деление истории на периоды Древность - Средние века - Новое время - Современность, по мнению ученого, содержит в себе ошибочное смешение типов развития, поскольку сопоставляются не одинаковые, а различные ступени исторического бытия народов. Автор считает, что зарождаются, расцветают и дряхлеют они не одновременно, таким образом, вывод современных ему ученых-обществоведов о превосходстве одних народов и неразвитости других не имеет ни чего общего с реальностью. Поскольку одни только начинают формироваться, другие же, увенчанные плодами тысячелетнего развития, уже завершают свой жизненный цикл, то нет особой надобности, считает Данилевский, проводить параллели между народами, для которых один и та же промежуток исторического времени имеет совершенно разное качественное значение. Автор уверен, что деление истории по "искусственной системе" достаточно ограниче 1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 80. но и не исчерпывает всего богатства наполненности историко-культурного процесса.

В противовес господствующей "искусственной системе" в истории, Н.Я. Данилевский представляет свою "естественную систему", которая заключается в признании многоплановости исторической жизни человечества, в многообразии типов развития.

Мировая культура, считает автор, есть поток, расчленяемый по горизонтальному и вертикальному измерению. Прежде всего, ученый выделяет мощные вертикальные образования - культурно-исторические типы - "самостоятельные, своеобразные планы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития".1 Проводя параллель с естественным миром, Данилевский отмечает, что как равнозначны и одинаково важны для сохранения природной гармонии разнообразные виды растительного и животного мира, так же эквивалентны всевозможные проявления человеческого духа, формы искусства, языки, порожденные тем или иным народом.

По мнению Данилевского, стержнем культурно-исторического типа является национальное начало, обладающее запасом жизненной энергии, благодаря которой культурно-исторический тип способен к саморазвитию. Энергетическим началом и причиной всего сущего, в том числе, возникновения культурно-исторических типов, автор считает божественное провидение. Данилевский подчеркивает значение единых традиций, быта, социально-экономического уклада жизни, языка, являющихся для него признаками национальной целостности. Он видит, что консолидации нации способствует развитие торговли, транспорта, но все же в качестве главного фактора национального единства для него выступает наличие национального самосознания, поскольку нация должна быть способна постигать самое себя как целое, как личность осознает себя таковой в сравнении с другими личностями. Автор считает, что лишь осознав себя еди 1 Там же. С. 85. ным организмом, общность укрепляется как национальная целостность и культура начинает существовать как таковая.

Теория Н.Я. Данилевского и проблема цивилизационной идентичности современной России

В конце XX века теория Николая Яковлевича Данилевского получила новое рассмотрение. Основные идейные установки русского ученого конца XIX века удивительно совпали с общей тенденцией социально-гуманитарной и культурологической мысли нашего времени. Тем самым мы постараемся показать новое прочтение основных теоретических построений Н.Данилевского, изложенных им в книге "Россия и Европа", и рассмотреть их применимость в современной культурно-исторической ситуации, которая сложилась на рубеже XX-XXI вв. не только в России, но и в мире.

Наиболее актуальные вопросы отечественной культурологической мысли: как мы осознаем сегодня Россию; Россия и XXI век. К сожалению, в современной российской общественной мысли еще до конца не преодолен поляризованный поход к пониманию того, что собой представляет российская цивилизация. Многие пытаются решить проблему определения российской действительности в рамках славянофильско-западнической парадигмы. В то время как Запад мы или Восток - уже не суть важно. Сегодня на острие дискуссий не вопрос определения, а способы приспособления и выживаемости российского общества в рамках мировой, выражаясь словами Н.Данилевского, "всечеловеческой" цивилизации. Главная задача для нас - избавиться от парадигмы XIX века с мыслями о возможности стать лучше или хуже, от лозунга XX века "догнать и перегнать", перестать доказывать кому-то (в первую очередь западноевропейской общественности), что мы равные, перестать рефлектировать на достижения западноевропейской цивилизации и бездумно "пересаживать" их на отечественную почву! Мы должны поставить цель наиболее тщательно исследовать собственную действительность, выявить и решить свои внутренние проблемы и, если понадобиться, использовать достижения других цивилизаций в собст 83 венных целях. Необходимо заложить новое видение перспектив развития российской цивилизации, а это требует выхода за рамки поляризированной картины мира.

В связи с вышеизложенным, обращение к наследию Н.Я.Данилевского нам кажется достаточно обоснованным, поскольку сквозь пелену огромного фактического исторического материала книги "Россия и Европа" и некоторых уже переживших себя моментов, перед нами выступает ряд четких, логически обоснованных идей, которые в современной науке получили признание и новую концептуальную разработанность.

Н. Данилевский на 50-70 лет раньше, чем западные ученые пришел к положениям современной культурологической науки. Многие представители ци-вилизационного подхода к истории, среди них: Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Лев Гумилев, в той или иной мере использовали теоретические разработки Н.Данилевского в построении своих теорий. Даже если при сравнении с произведениями более поздних последователей цивилизационной концепции теория ученого-естественника выглядит несколько неотесанной, но это не умаляет её значения. Тем более что высказанные идеи во многом соответствуют построениям современной культурологической науки.

Еще в XIX в. В.В. Розанов, характеризуя специфику произведений Н.Я.Данилевского, писал, что "истинность и совершенство целого при грубости в обработке частностей есть общая черта научно-литературных произведений Данилевского. Он всегда видел только главную идею, для которой работал; эта идея поглощала его мысли, и он менее внимательно смотрел на самый процесс выполнения. Оттого, раз прочитав его труды и согласившись с ним в главном, не имеешь охоты возвращаться к ним снова, зная, что не найдешь в них ничего нового. И, однако, самые идеи его уже входят в систему ваших убеждений, они не могут ни исказиться, ни забыться"1.

Оригинальность, актуальность и востребованность идей Данилевского

1 Розанов В.В. Литературная личность Н.Н.Страхова. - С. 305 // В.В.Розанов. Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. М., 1990. определяется не их чуткостью к восприятию западной философии, а акцентировании внимания на проблемы России и русского национального самосознания. Мысли о судьбе России Н.Я. Данилевского не утратили актуальности в наши дни. На острие современных дискуссий остаются проблемы определения будущего России; аргументации в защиту сильной российской государственности; право народа на самостоятельное, самобытное развитие: политическое, экономическое и духовное и др.

Проблема соотношения и взаимодействия России и её западного соседа изначально является ключевой для отечественной философской и культурологической мысли. Не случайно, что главный труд Николая Яковлевича Данилевского носит название "Россия и Европа". Именно ставя во главу угла эту проблематику, автор решает её оригинальным образом - выстраивает логически обоснованную теорию культурно-исторических типов. На основании которой, автор утверждает, что Европа видит в России нечто чуждое, что не может служить тем материалом, из которого можно вылепить все что заблагорассудится. "Как ни рыхл, ни мягок оказался верхний, наружный, выветрившийся и обратившийся в глину слой, все же Европа понимает, или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить - которое, следовательно, нельзя будет себе ассимилировать, претворить в свою плоть и кровь, - которое имеет и силу и притязание жить своею независимою, самобытною жизнью".

Похожие диссертации на Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского: история и современность