Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Шлыков Павел Вячеславович

Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.)
<
Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шлыков Павел Вячеславович. Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Шлыков Павел Вячеславович; [Место защиты: Московский государственный университет].- Москва, 2010.- 322 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-исторические основы вакфов 34

1.1. Возникновение института вакфа 36

1.2. Факторы распространения вакфов в арабо-османском мире 39

1.3. Социально-экономическое значение вакфов в Османской империи...54

1.4. Вакфы в общественно-политической жизни Османской империи 61

1.5. Проблемы реформирования системы вакфов в Османской империи..70

1.6. Османские вакфы в конце XIX - начале XX вв 85

Глава 2. Вакфы во время Кемалистскои революции и в период Первой республики 92

2.1. Подходы к созданию новой системы контроля и управления вакфами 92

2.2. Формирование стратегии «передачи вакфов в распоряжение нации» 96

2.3. Создание комиссии по ликвидации вакфов 106

2.4. Отчуждение объектов культурно-просветительской собственности вакфов 108

2.5. Закрытие текке и завие 112

2.6. Политика «оптимизации» количества мечетей и судьба связанных с ними вакфов 121

2.7. Изъятие и перераспределение вакуфных земель и недвижимости... 130

Глава 3. Возрождение системы вакфов и их новая роль в современном турецком обществе 144

3.1. Реформа системы вакфов 1960-х гг.: закон №903 и «новые» вакфы 160

3.2. Становление и развитие сектора «новых» вакфов после 1967 г 174

3.3. Оборотная сторона возрождения вакфов: исламистские вакфы 190

3.4. Новые тенденции в развитии вакфов в Турции в 1990-е и 2000-е гг.: Вакф «третьего сектора» Турции (ТЮСЕВ) и законодательные реформы 2000-х гг 221

Заключение 239

Библиография 248

1. Источники 248

2. Исследования и литература 262

3. Справочные издания 288

4. Периодические издания 288

4. Интернет-ресурсы 290

Приложение 293

Введение к работе

Политическая история Турции последних десятилетий демонстрирует устойчивую тенденцию усиления позиций исламистов в общественной жизни. В «самой вестернизированной» мусульманской стране, как нередко именуют Турцию, вместо постепенного снижения роли религии, отхода ее на второй план по мере модернизации и становления институтов гражданского общества, исламские нормы как и раньше продолжают оказывать сильное влияние на межличностные и политические отношения. Вместе с ростом значения исламского фактора в политической и социальной жизни страны (с конца 1940-х гг.) начался процесс реанимирования институциональных основ ислама. Одной из таких основ по праву можно считать систему вакфов, своими корнями уходящую в первые века ислама и традицию выплаты религиозной милостыни (садака)1.

В мусульманском праве (фикхе) понятие вакф означает неотчуждаемое имущество, переданное каким-то одним человеком или даже группой лиц -учредителем/и вакфа (вакиф) - на религиозные и благотворительные цели общине, организации или отдельному человеку . Собственность, переданная в вакф, трактуется как благотворительное учреждение, доходы от которого тем или иным образом идут на нужды мусульманской общины (уммы). Получателями доходов от вакфов могли быть как отдельные лица (в том числе, родственники вакифа, а также их потомки), так и группы людей (например, нуждающиеся, проживающие в том или ином городском квартале), а также общественно-религиозные и социальные институты (мечети, медресе3, больницы и т. д.). При передаче движимого и недвижимого имущества в вакф права собственности на него как бы приостанавливаются: то, что стало вак-фом уже нельзя продать, подарить и наследовать, отсюда становится ясно одно из значений арабского слова «вакф» - «остановка, задержка». Имущество, ставшее вакфом, перестает быть собственностью учредителя вакфа, однако оно и не становится собственностью того, в пользу кого оно было передано, обращено в вакф и кто будет в дальнейшем получать с него доходы.

Вместе с тем, вакф представляет собой не только религиозный и правовой институт, но, в первую очередь, важную социально-экономическую категорию, которая и сегодня не утратила своего значение в мусульманских обществах. Со времени своего возникновения (VIII в.) вакфы играли значительную роль в формировании и функционировании мусульманского общества, на протяжении столетий определяли многие аспекты социально-экономической и религиозной жизни. Их влияние заключалось в том, что они принимали на себя часть функций государства в социальной сфере, а, получив широкое распространение в различных регионах исламского мира, оказались способны удовлетворять индивидуальные, групповые и государствен ные нужды. В этом и кроется удивительная жизнеспособность турецкого вакфа, позволившая ему стать одним из тех исламских социально-экономических институтов, которые, несмотря на потрясения Кемалистскои революции - конфискацию многих объектов вакуфной собственности и ужесточение законодательства, регулирующего их деятельность, попытки «секуляризовать» вакфы и поставить их на службу государственным интересам -смогли не только выжить, но и сохранить свои потенциально сильные позиции в различных сферах общественной жизни.

Законодательные реформы 1960-х гг., либерализация политической жизни в годы Второй республики, стремление использовать международный опыт благотворительных фондов способствовали возрождению системы вак-фов. Установка на возвращение к традиционной для турок системе ценностей, как препятствию распространению социалистических и иных радикальных левых идей, позволила вакфам стать фактором мобилизации и социализации, финансово-экономическим инструментом, который используется представителями разных социальных групп в сфере образования и научных исследований, защиты окружающей среды и здравоохранения, распространения и сохранения турецкой культуры и материального обеспечения религиозной деятельности.

Научный интерес к проблематике вакфов определяется еще одним обстоятельством: в последние десятилетия общественные науки все больше внимания стали уделять вопросам развития гражданского общества и его институтам — социальным движениям, политическим партиям, профсоюзам и, в первую очередь, неправительственным или негосударственным организациям (НПО) - т. е. структурам, которые обеспечивают самовыражение личности, коллектива и иных социальных общностей. По сути своей вакфы могут восприниматься как аналог НПО, позволяющих осуществлять благотворительную деятельность в интересах общества в целом и отдельных его групп и категорий. Причем, возможность самовыражения через вакфы (их основная субстанциальная характеристика) успешно реализуется разными общественными группами в Турции - и радикальными исламистами, и сторонниками светских порядков.

Научная актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью системного осмысления совокупности процессов и явлений, связанных с эволюцией традиционных институтов, изменением их социального содержания в контексте общественно-политических трансформаций, а также прак-тически полной неразработанностью в отечественном исламоведении проблемы социально-политического значения вакфов в современной Турции. Несмотря на то, что исследование процессов становления, функционирования и развития исламских институтов является одним из важнейших направлений отечественного и зарубежного востоковедения, а многие фундаментальные теоретические проблемы, связанные с этими институтами, успешно решаются в науке усилиями многих поколений ученых, актуальные вопросы роли и значения вакфов в современных мусульманских обществах, их инкорпорирования в светские по своему содержанию кодексы и законодательные своды и целый комплекс других связанных с вакфами проблем остается крайне слабо освещенным в научной литературе.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1920-х гг., времени формирования Турецкой Республики и начала проведения кемали-стских преобразований, до настоящего времени (определенной вехой является 2008 г., когда был принят новый закон о вакфах, завершивший очередной этап в реформировании этого института). Вместе с тем, для воссоздания полной картины и понимания сущности вакфов нельзя было не коснуться роли этого института в османскую эпоху и не проследить его эволюцию в конце XIX - начале XX вв.

Цели и задачи работы. В центре внимания диссертации находится совокупность проблем, связанных с организацией и функционированием системы вакфов в Турции. Автор ставил целью комплексно оценить ее развитие за более чем 80-летний период (с начала 1920-х до 2000-х гг.), проанализировать правовое и фактическое состояние вакуфных институтов на разных этапах республиканской истории Турции - в кемалистскую эпоху, в период перехода к многопартийной системе, в годы Второй и Третьей республики, отмеченные возрождением исламистских политических организаций; осмыслить явные и скрытые потенции, историческое и социально-политическое измерение системы вакфов; на их примере проследить общую направленность эволюции и трансформации традиционных религиозно-благотворительных институтов, выявить возможные тенденции дальнейшего развития вакфов и их воздействия на разные стороны общественной жизни Турции.

Предпринятый совокупный анализ разных аспектов процесса развития системы вакфов в Турции вызвал необходимость постановки и решения ряда конкретных задач:

1) выявить специфику подходов кемалистов к созданию новой системы контроля и управления вакфами и определить их понимание философии вак-фа;

2) рассмотреть основные направления государственной политики в отношении вакфов в разные периоды новейшей истории Турции;

3) проследить эволюцию и специфику взаимоотношений между вакфами и центральной властью (системообразующие черты оппозиции вакфы -государство);

4) определить причины ослабления влияния системы вакфов в первой половине XX в. и условия их возрождения после 1960-х гг.; 5) показать динамику развития системы вакфов, колебания их социально-экономического потенциала и смену общественно-политических ролей, определить основные детерминанты этих процессов, оценить социально-политическое значение вакфов в контексте реисламизации турецкого общества, связи вакфов с политическими партиями;

6) опираясь на материалы, характеризующие состояние вакфов, раскрыть и проанализировать сущностные изменения, произошедшие с ними в условиях трансформации общественной жизни Турции в XX в.

Научная новизна и оригинальность диссертации определяются тем, что она представляет собой первое в отечественной историографии комплексное исследование системы вакфов в Турецкой Республике (со времен кемалист-ских преобразований до утверждения у власти умеренных исламистов - Партии справедливости и развития). В работе, рассматривающей вакфы и связанные с ними вопросы и проблемы в широком социально-политическом контексте, раскрывается механизм функционирования института вакфов в рамках республиканского общества, выявляется изменение их социального содержания и новое понимание «философии» вакфа, характеризуются перспективы их дальнейшего развития, определяющиеся не только внутренней логикой спонтанных преобразований, накопленным социально-историческим опытом, но и включенностью Турции в общемировое экономическое, политическое и культурное пространство.

При всем обилии публикаций, посвященных вакфам, проблемы их современного состояния, в частности, в таких странах как Турция, практически не становятся темой серьезных исторических и социально-политологических исследований, многие аспекты их трансформации остаются малоизученными. Стереотипное видение вакфов как традиционного исламского института отчасти формировало и отношение к ним специалистов, не воспринимавших всерьез существование таких религиозных заведений, как вакфы в светской республике. Значительное же увеличение числа вакфов и расширение сферы их деятельности в последние десятилетия оказалось для них полной неожиданностью. Этими обстоятельствами и продиктована необходимость обобщающего критического исследования, посвященного осмыслению деятельности системы вакфов на современном этапе. 

Новизна данной работы заключается также в обилии и разноплановости использованных источников, часть которых впервые вводится в научный оборот применительно к анализу системы вакфов.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что сделанные в ней оценки и выводы могут быть использованы госучреждениями и ведомствами РФ, деятельность которых связана со странами Ближнего и Среднего Востока, российскими и зарубежными общественными, религиозными и благотворительными организациями. Вместе с тем результаты работы могут быть привлечены для дальнейших исследований социально-политической и экономической системы современного турецкого общества, а также для более глубокого изучения закономерностей исторического и политического процесса в странах исламского мира. Содержащийся в диссертации фактический материал может найти применение в учебном процессе на исторических факультетах и в учебных заведениях востоковедного профиля при чтении лекционных курсов по истории Турции и стран Ближнего и Среднего Востока, общих курсов по истории афро-азиатского региона в новейшее время, историографии и источниковедению, а также при подготовке соответствующих программ, учебников и учебных пособий, составлении справочных и энциклопедических изданий.

Теоретико-методологическая основа диссертации определялась особенностями выбранных для изучения объектов и междисциплинарным подходом, предполагающим комплексное использование различных по своей по знавательной эффективности исторических, политологических и социологических принципов исследования, а также обращение к общенаучным исследовательским приемам (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и аналогия, моделирование и классификация, количественный и качественный контент-анализ и т. д.). Главными методологическими инструментами исследования выступили: историко-генетический метод, позволяющий последовательно раскрыть свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения (с его помощью были выявлены причинно-следственные связи и закономерности исторического развития института вакфов); сравнительно-исторический подход, дающий возможность рассматривать события прошлого как внутренне обусловленный процесс и выявлять сущностную тождественность явлений, отличающихся лишь пространственной или временной вариацией форм (это использовалось, в частности, для раскрытия сущности оппозиции вакфы - государство); и системно-исторический метод, суть которого заключается в целостном охвате изучаемой реальности и раскрытии внутренних механизмов функционирования общественных систем (что помогло выявить функциональную взаимосвязь событий, исторических ситуаций и процессов, наблюдаемых в Турции XX в.).

В выстраивании методики исследования автор опирался на основополагающие труды по истории, политологии и культуре восточных обществ, написанные как отечественными, так и зарубежными исследователями. Большое значение имели концептуальные подходы в изучении вакфов, разработанные Омером Лютфи Барканом, Фуадом Кёпрюлю, Бахаеддином Едийылдызом, Сурайей Фароки, Фаруком Билиджи, Ренди Дегильхем, Мириам Хокстер.

При написании диссертации большое значение имел учет достижений современной отечественной и зарубежной туркологии и исламоведения, представленных в работах Ф.М. Ацамбы, Д.И. Вдовиченко, В.И. Данилова, Д.Е. Еремеева, СМ. Иванова, Н.Г. Киреева, Д.Р. Жантиева, С.А. Кириллиной, М.С. Мейера, А.Ф. Миллера, П.П. Моисеева, А.Д. Новичева, С.Ф. Орешковой, Ю.А. Петросяна, Б.М. Поцхверия, Н.Ю. Ульченко, Е.И. Уразовой, Сины Акшина, Фероза Ахмада, Кемаля Карпата, Бернарда Льюиса, Стенфорда Шоу, Эрика Цюрхера и Шерифа Мардина, в которых рассматриваются узловые проблемы политического и социально-экономического развития изучаемой страны и ближневосточного региона в целом, детально исследуется взаимосвязь традиционных и современных общественно-политических, экономических и религиозных структур. Содержащиеся в этих исследованиях обобщающие положения, суждения концептуального характера и конкретные оценки, относящиеся к различным периодам турецкой истории, послужили важными ориентирами при изучении эволюции системы вакфов в общеисторическом контексте. 1.2. Структура работы

Диссертация строится по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, библиографического списка источников и литературы.

Во введении обосновывается выбор темы диссертации и ее актуальность, формулируются цели и основные задачи исследования, раскрывается научная новизна работы и ее практическая значимость, задаются хронологические рамки, анализируется теоретико-методологическая база и методика исследования, содержится обзор источников, показывается степень разработанности темы в отечественной и зарубежной научной литературе.

Первая глава «Социально-исторические основы вакфов» носит вводный характер, ее появление обусловлено отсутствием в отечественной историографии концептуальных исследований, посвященных проблемам вакфов в мусульманских странах на разных этапах их истории, а также необходимостью ревизии ряда устоявшихся представлений об этом институте. В главе подробно разбираются существующие концепции возникновения и развития вакфов, выявляются и анализируются факторы их широкого распространения в средние века и новое время. Особое место уделено раскрытию социально-экономического значения вакфов в Османской империи и определению их места в общественно-политической жизни страны на различных этапах ее исторического пути. Отдельный раздел посвящен проблемам реформирования системы вакфов в Османской империи, в нем показана динамика этого процесса и раскрыты основные особенности государственной политики османских властей по отношению к вакфам. В заключение, проанализировано состояние системы вакфов в конце XIX - начале XX вв. и различные проекты модернизации вакфов, в которых можно увидеть предпосылки к ее реформированию в период Кемалистской революции.

Вторая глава «Вакфы во время Кемалистской революции и в период Первой республики» детально анализирует разные аспекты существования вакфов в 1920-е - 1940-е гг. В центре внимания - очевидные и скрытые причины и последствия изменения в восприятии института вакфа обществом и государством, создававшаяся кемалистами новая конфигурация системы контроля и управления вакфами, формирование стратегии «секуляризации» и отчуждения имущества вакфов и создание комиссии по ликвидации большей части вакуфных объектов. Все эти вопросы рассматриваются в тесной связи с социально-политическим контекстом, как часть масштабной программы ке-малистов по модернизации и вестернизации Турции, превращения ее в современное государство. Много внимания уделено также конкретным проявлениям кемалистской политики в отношении вакфов: национализации культурно-просветительской собственности вакфов, закрытию текке6 и завие7 и экспроприации их имущества, оптимизации количества мечетей, перераспределению вакуфных земель и плановым распродажам вакуфной недвижимости.

Третья глава «Возрождение системы вакфов и их новая роль в современном турецком обществе» посвящена проблемам реставрации вакфов в Турецкой Республике, обусловленной целым комплексом факторов, отразивших глубокие изменения во внешней и внутренней политике Турции после окончания Второй мировой войны (перестройка политической системы, переход от диктатуры Народно-республиканской партии к многопартийности в соответствии с новыми ориентирами послевоенной вестернизации и ослабление «кемалистского режима», усиление либеральных тенденций и укрепление национального капитала, турецко-американское сближение и знакомство с деятельностью европейских и американских благотворительных фон дов, желание удовлетворить религиозно и консервативно настроенные круги общества и т. д.). Подробно рассмотрено становление и развитие сектора «новых вакфов» после принятия закона 1967 г., проанализированы социально-экономические и политические причины их бурного развития в 1970-1990-х гг. Отдельный раздел посвящен такому важному субъекту новой системы вакфов как «Вакф третьего сектора Турции» (ТЮСЕВ), обеспечившему укрепление вакфов в Турции и рост их влияния на социально-политическую жизнь в стране. Много внимания также уделено оборотной стороне возрождения вакфов - появлению в 1970-е - 1990-е гг. большого числа вакфов, финансирующих деятельность различных исламистских сил и способствующих реисламизации турецкого общества. В финальном разделе главы анализируется реформа вакуфного законодательства второй половины 2000-х гг. и новые тенденции в развитии вакфов и их взаимоотношений с государством.

В заключении содержатся выводы и обобщения, сделанные в процессе работы над темой диссертации, позволяющие подвести итоги проделанного исследования, а также во многом переосмыслить устоявшиеся стереотипы в отношении вакфов и наметить перспективные направления дальнейших научных изысканий в этой области.

В приложении помещены таблицы, диаграммы и графики, содержащие сравнительный анализ изменений в вакуфном законодательстве Турции 2000-х гг. и отражающие характер распределение «новых» вакфов по плям (административным областям) Турции и динамику освобождения их от налогов, а также другие относящиеся к теме диссертации материалы. 1.3. Типология и обзор источников

Решение поставленных в настоящем исследовании задач потребовало привлечения широкого круга источников, разнообразных по объему и содержанию, в числе которых - оригинальные материалы из Республиканского архива при правительстве Турции (Т. С. Ba§bakanhk Ciimhiiriyet Ar§ivif, впервые вводимые в научный оборот в отечественной туркологии. Типологически их можно разделить на несколько групп.

Конституции, как нормативно-правовые акты, закрепляющие основы политической, правовой и социально-экономической систем государства, четко фиксируют характер его взаимоотношений с различными общественными институтами. Их использование существенно помогло воссозданию политического контекста существования вакфов в его динамике. Тем же це лям служили и законы о вакфах 1935, 1967, 2001 и 2008 гг. вместе с бесчисленными поправками, дополнениями и разъяснениями к ним. При их тщательном анализе (с точки зрения не только содержания декларируемых норм, но и их возможной и действительной реализации) можно было оценить правовое и социально-экономическое пространство, которое отводилось вакфам в разные периоды истории. Глубокая связь трансформации системы вакфов и связанных с ними институтов с изменениями, происходившими в турецком обществе за время существования республики, хорошо отразилась в законах, принятых в рамках «реформ 3 марта 1924 г.»; законах о деревне (1924), за крытии текке, завие и тюрбе " (1925); законах о проведении ревизии и «оптимизации» количества мечетей и других культовых сооружений (1935) и продаже вакуфной собственности и имущества (1936); законе о наделении землей (1945); разных редакциях Уголовного и Гражданского кодексов (1926, 1938, 1954, 1957, 1960, 1967, 1973, 1983, 1984, 1986, 1988,1990, 1997, 2001); законах об обществах и ассоциациях (1938, 1946, 1983, 2004). 

В целом, использование большого числа правовых документов позволило лучше проследить изменение отношения к вакфам со стороны государства (от негативного в 1920-е и 1930-е гг. до позитивно-оптимистичного в 1960-е и 1970-е гг. и взвешенно-прагматичного в конце 1990-х и 2000-е гг.), более полно отразить политику кемалистов в отношении этого института и описать события, происходившие с системой вакфов в 1920-е - 2000-е гг.

Воссоздать политическую атмосферу, в которой принимались все эти законы и постановления, помогли протоколы заседаний ВНСТ13, составившие вторую группу источников диссертации. Публикации записей парламентских слушаний содержат много ценной информации о мотивах и провозглашаемых целях реформ системы вакфов и тесно связанных, с ней институтов, о том, какую роль отводили вакфам в разные периоды прокемалист ские и антикемалистские политические элиты. Зафиксированные в протоколах дискуссии по ключевым вопросам, касающимся вакфов, хотя и очень эмоциональны и нередко излишне тенденциозны по своему содержанию, позволяют по-новому взглянуть на экономическую и общественно-политическую активность вакфов, их реальное значение для жизни турецкого общества и место в политической риторике того или иного исторического периода (иными словами, почерпнуть информацию, едва ли просматривающуюся в нормативно-правовых актах).

К третьей группе относятся официальные документы различных органов власти: постановления правительства, доклады провинциальных администраций, инструкции, бюджеты вакуфных ведомств и т. д. Особое внимание было уделено правительственным программам по «улучшению управления вакфами» (1923)14, «использованию вакфов на благо нации» (1924)15, «ликвидации вакфов» (1926)16, а также опубликованным в 1933 г. проектам рефор-мирования системы вакфов . Значительное число документов этой группы составили распоряжения о перераспределении вакуфных угодий, продаже изъятой вакуфной собственности в 1920-е и 1930-е гг. и т. д.18 Для анализа деятельности профильных вакуфных ведомств - Министерства по делам шариата и вакфов и созданного после его роспуска Главного управления вакфов (ГУВ) - использовались их годовые бюджеты , а также опубликованный в 1933 г. доклад о деятельности ГУВ в первые десять лет существования республики20 и сборник документов ГУВ, вышедший в 1942 г.

Документы этого типа в большей степени относятся к периоду до 1950-х гг., содержат в себе официальную информацию о функционировании системы вакфов, о том, какие меры уполномоченные органы принимали в отношении тех или иных вакфов, каким образом предписывалось исполнять те или иные нормы вакуфного законодательства, какую роль те или иные ведомства играли в процессе «ликвидации» вакфов (яркий пример - послание вали22 Текирдага, в котором он потребовал в объявлениях о продаже той или иной вакуфной собственности описывать ее местоположение, но не указывать, что это мечеть или иное строение культового значения23). Поскольку многие из этих материалов были «для внутреннего пользования» или же являлись документами, фиксирующими постановления или действия властей (например, наиболее часто встречающиеся в архиве при запросе по ключевому слову «вакфы» постановления об изъятии/продаже того или иного имущества), по ним можно было судить, каким образом понимаются и исполняются принятые ВНСТ законы и нормы (особенно показательно это в случае аукционных торгов мечетей, находящихся на содержании у вакфов, которые фактически начались еще до того, как это было установлено законом).

Бюджеты вакуфных ведомств за разные периоды привлекались, в первую очередь, для выявления динамики изменения финансовых и имущественных ресурсов, находящихся в подконтрольных им вакфах. Схожим целям служили и статистические ежегодники — "Тйгкіуе istatistik Yilhgi" (публикации Турецкой статистической службы - Тйгкіуе istatistik Китти)24, оценивающие социально-экономическое развитие Турции за последние десятилетия по разным показателям и содержащие важную вспомогательную информацию для понимания динамики общественного развития страны.

Близки к этой категории источников и регулярно издаваемые Агентством турецких новостей по заказу Главного управления печати и информации при правительстве Турции страноведческие обзоры «Турция»" , содержащие официальные версии и трактовки основных политических событий и процессов прошлого и настоящего (в том числе и взгляды действующей власти на сущность и развитие многих общественных институтов, среди которых не последнее место занимают вакфы).

Четвертая группа источников объединяет учредительные акты и уставы вакфов - «вакуфные грамоты» (вакфие ), а также доклады администрации о деятельности вакфов и их финансовые отчеты, в большинстве своем опубликованные на официальных интернет-сайтах соответствующих организаций либо отдельными брошюрами. В общей сложности было проанализировано более 70 уставов и вакфие, большей частью относящихся к созданным после 1967 г. «новым» вакфам, различным по своей уставной деятельности (занятые в сфере культуры и искусства, образования и научных исследований, в той или иной степени связанные со здравоохранением, правовой и общественно-политической деятельностью, социальным обеспечением, характери зующиеся как религиозные, созданные для охраны окружающей среды) и составу учредителей («общественные» или «частные»). Критерием отбора был общественно-политический вес того или иного вакфа , а также стремление рассмотреть примеры вакфов всех существующих в современной Турции видов. Документы этого типа составляют неотъемлемую часть исследовательской работы, посвященной вакфам, а их внимательное изучение позволяет сделать важные заключения о сущности конкретных вакфов соответствующего периода и региона и всей системы в целом (основные направления деятельности, состав учредителей и бенефициаров28, их ценностные ориентиры и устойчивость взглядов на благотворительность). Важным дополнением к уставам - как правило, декларативным по своему характеру - служат финансовые отчеты вакфов, содержащие подробную информацию о реализуемых ими социальных программах (религиозно-благотворительных, культурно-образовательных, общественно-политических и т. д.) и помогающие оценить характер взаимоотношений между учредителями вакфов и их бенефициарами, социальную и политическую ориентацию того или иного вакфа и т. д.

Пятую группу источников составили официальные выступления и публикации политических деятелей вместе с мемуарами и сочинениями современников. Прежде всего, это речи Кемаля Ататюрка29, затрагивающие ключевые проблемы и вопросы модернизации Турецкой Республики и программы Народно-республиканской партии (НРП). В этих важнейших для изучения кемализма документах раскрываются взгляды его идеологов на унасле-.дованные от Османской империи социальные институты.

Поскольку вакфы всегда играли достаточно важную роль в экономической и общественно-политической жизни страны, связанные с ними вопросы нередко затрагивались в мемуарной литературе и публицистике. Еще Кочи-бей Гёмюрджинский30 в своем рисале31, написанном в первой половине XVII в., рассматривал негативные тенденции в развитии системы вакфов. В начале XX в. затрагивал проблемы вакфов в своих сочинениях и главный идеолог пантюркизма Зия Гёкальп (1876-1924) . Важное значение для освещения вопросов, связанных с возрождением вакфов в 1960-е и 1970-е гг., сыграли мемуары непосредственных участников тех событий - Вехби Коча33 и его помощника Джана Кырача34, Сакыпа Сабанджи35, одного из авторов закона о вакфах 1967 г. Айдына Болака36.

Еще одну группу источников составляют материалы турецкой и западной печати, главным образом общенациональных газет и журналов: печатного органа турецких левых из Рабочей партии Турции - еженедельника "Aydinlik" и социалистической «народной газеты» "BirGiin"; строго секуля-ристских изданий, придерживающихся кемалистских и националистических взглядов, - "Cumhuriyet" (одна из старейших республиканских газет, основана 7 мая 1924 г.), либерально-демократических газет "Milliyet" (основана в 1950 г., а с 1954 г., когда ее главным редактором стал Абди Ипекчи (1929-1979), считается одной из самых влиятельных турецких политических газет) и "Hurriyet", а также социал-демократического издания "Radikal" (все три принадлежат издательскому холдингу Доган — Dogan Yayin Holding A.§.); либеральных ежедневных изданий "Sabah", "Vatan" и "Тага/" и общественно-политического еженедельника "Nokta", закрытого в 2007 г. за публикацию списка нелояльных СМИ и журналистов, подготовленного Генштабом Турции; консервативных и клерикально-националистических газет — "Zaman" (входит в число СМИ, подконтрольных Фетхулахху Гюлену - главе общины Нурдэ/су), "Milli Gazete " (печатный орган исламистских партий Неджметтина Эрбакана), "Тегсгітап", "Тіїгкіуе" (принадлежит крупному происламскому холдингу Ихляс - Ihlds Holding), "Yeni §afak" (печатный орган умеренных исламистов - приверженцев ПСР Тайипа Эрдогана) и др. Турецкая пресса не оставляла без внимания трансформации, происходившие с системой вакфов в XX в., и внимательно отслеживала связанные с вакфами события политического и экономического характера. Во многом именно информация, собранная турецкими журналистами, позволила оценить масштабы деятельности «новых» вакфов, их место в общественно-политической жизни страны, о чем трудно было бы судить только по официальным публикациям. Кроме того, многочисленные газетные публикации отражают разные подходы и отношение общественного мнения к институту вакфа, его позитивной или негативной роли в жизни общества, необходимости преобразований в области ва-куфного законодательства, системы управления и контроля над ними, содержат различные оценки методов реализации программ по улучшению системы вакфов, факты злоупотребления в сфере вакфов со стороны как чиновников, так и администрации вакфов. 1.4. Подходы к изучению вакфов в отечественной, турецкой и западной литературе

Изучение вакфов изначально было частью обширного поля исследований культуры и истории исламского мира, в том числе Османской империи. Однако сам по себе этот институт долгое время не вызывал большого интереса у исследователей, не становился предметом самостоятельных научных изысканий. 

Работы конца XIX - начала XX вв., затрагивающие проблематику вакфов, ставили перед собой задачу формального и юридического определения института, не задаваясь вопросами о его функциональных особенностях и значении для общественного развития. Достаточно обратиться к библиографии статьи о вакфах в первом издании лейденской «Энциклопедии ислама» (1931)37, чтобы убедиться в абсолютном доминировании публикаций правового характера, рассматривающих нормы классического вакуфного права и место этого института в фикхе .

Следующим этапом в изучении вакфов стало отступление от семантических подходов и правового детерминизма и рассмотрение вакфов в более широком социально-экономическом контексте. Пионерами этого направления выступили турецкие историки Омер Лютфи Баркан, Фуад Кёпрюлю и Исмаил Хаккы Узунчаршилы, при участии которых в 1938 г. был создан специальный журнал "Vakiflar Dergisi". Мощный импульс вакуфным исследованиям придала кампания по публикации переводов вакуфных грамот и других связанных с ними документальных источников и опыт их научного комментирования39. С этого времени внимание исследователей сконцентрировалось на экономическом потенциале вакфов, их значении для развития земельных отношений и т. д. Основываясь на тщательном изучении вакуфных грамот и записей в реестровых книгах (дефтерах), Баркан и Кёпрюлю пока зали, что раздача султанами земель в полную собственность (мюлък), образование на основе мюльков обширной системы вакуфного землевладения и параллельное с этим распределение на различных условиях многих земельных угодий в качестве мелких наделов (чифтликов40) явились главнейшим средством освоения османами захваченных территорий, восстановления опустошенных в процессе завоевания земледельческих районов и организации хозяйственной жизни41. Наблюдения Баркана и Кёпрюлю нашли подтверждение и в работах других историков, в частности, Тайипа Гёкбильгина42. Схожие взгляды на вакфы высказывали и британские исследователи Гамильтон Гибб и Гарольд Боуэн в своей знаменитой работе «Мусульманское общество иЗапад»(1950-1957)43.

Количественный и качественный рост вакуфных исследований в 1950-е - 1970-е гг., связанный с общим оживлением научной активности османо-арабистических штудий и утверждением более взвешенного подхода к изучению традиционных структур мусульманских обществ, привел к тому, что тема вакфов стала неотъемлемой частью работ по социально-экономической истории мусульманских стран и соответствующих университетских учебных курсов, прочно вошла в число основных программных сюжетов международных симпозиумов и конференций. Последнее было крайне важно для выработки новых подходов к их изучению. Первой из подобных международных конференций, целиком и полностью посвященных вакфам, стал семинар, организованный в 1979 г. профессором Габриэлем Бэром в Иерусалиме . Тематика представленных на нем докладов — экономическое значение вакфов и их роль в организации городского хозяйства, вакфы и система наследования, влияние вакфов на функционирование социальных систем, отношение государства к вакфам и т. д. - показала узловые проблемы в изучении вакфов, определила характер и направления будущих исследований (повышенное внимание к социальной и экономической истории, использование количественных методов).

В целом, эти начинания дали мощный импульс исследованию классических вакфов и функционирования их системы в Османской империи XV-XVIII вв., серьезно расширили круг анализируемых вопросов и обеспечили количественный и качественный рост исследований о вакфах, наблюдавшийся последние двадцать лет45.

Работы 1980-х и 1990-х гг. в массе своей были направлены на дальнейшее изучение особенностей функционирования и деятельности системы вакфов в рамках традиционных обществ. Общим стало применение комплексных подходов в анализе института вакфа и использование данных вакуфных документов для исследования более общих проблем социальной и экономической истории46.

Тщательный анализ количества вакфов, большого разнообразия их уставных целей, номенклатуры бенефициаров и распорядителей позволил оценить реальные масштабы деятельности вакфов, доказать общеизвестный на сегодняшний день факт о том, что вплоть до конца XIX в. все общественные или «муниципальные» службы (социальное обеспечение, образование, религиозные организации, строительство и поддержание дорог и мостов, систем водоснабжения, больниц, странноприимных домов, постоялых дворов и т. д. - т. е. обеспечение функционирования существующей социальной инфраструктуры) финансировались и осуществлялись, в основном, за счет вакфов.

Колоссальный объем накопленной информации о классических вакфах (как эмпирической, так и теоретической) многое дал для понимания философии вакфа как важнейшей социально-экономической категории, а ее использование в диссертации было необходимо для выявления сущностных трансформаций, произошедших с вакфами в XX в.

Однако, среди опубликованных работ западных, российских и турецких авторов крайне мало исследований, посвященных особенностям деятельности вакфов в XX в. и анализирующих их эволюцию в рамках проводившейся в разных странах мусульманского мира модернизации социальных, политических и экономических структур. Очевидно, что взгляд на вакфы как средневековый мусульманский институт, неспособный - несмотря на удивительные «адаптационные возможности» (Ренди Дегильхем, Андре Раймон) - приспособиться к существованию в условиях светских режимов, мешал не только развитию этого института в XX в., но и отразился на характере научных изысканий. Если при исследовании османских вакфов существует необходимость строго отбора научной литературы ввиду большого количества публикаций, то в случае с «современными» вакфами возникает прямо противоположная ситуация.

Большинство известных на сегодня работ носят обзорный характер и мало дают в понимании изменения сущности вакфов в XX в. Например, Же-рар Бюссон де Янсенс в объемной статье «Вакфы в современном исламе»47 описывает положение этого института в разных мусульманских странах от Северной Африки до Южной Азии, но свое повествование он доводит лишь до начала 1940-х гг., а столь обширная география не позволяет ему выйти на серьезные обобщения. Этот же недостаток, хотя и в гораздо меньшей степени, присущ монографии турецкого историка и экономиста Мурата Чизакчи «История благотворительных организаций: исламский мир от VII в. до наших дней»48. Анализируя эволюцию системы вакфов на основе данных по ряду крупных стран (Турция, Египет, Судан, Марокко, Иран, Индия, Пакистан, Малайзия, Сингапур и Филиппины) Мурат Чизакча подбирает факты, исходя из своей концепции противостояния «вакф-государство», и оставляет «за кадром» многие важные вопросы, касающиеся функционирования и трансфор мации вакфов в XIX - XX вв. Фундаментальный труд Назифа Озтюрка «Ва-куфные учреждения в рамках турецкой модернизации»49, главным образом, затрагивает проблемы реформ системы вакфов середины XIX - начала XX вв. и даже не упоминает закон 1967 г., положивший начало возрождению вакфов в Турции.

Попытки концептуального осмысления процессов, происходивших с вакфами в XX в., стали предприниматься лишь во второй половине 1990-х гг. В 2004 г. по вакфам в независимых арабских странах свои работы опубликовали Франц Когельман, Абдельхамид Хения, Одиль Моро, Ренди Дегильхем, Суад Слим и Закия Белашми . Проблемы «новых» вакфов в Турции конца 1970-х - 1980-х гг. попытался заново осмыслить Фарук Билиджи51.

Недостаток работ историко-социологического характера в определенном смысле компенсируется правовой литературой. Законы о новых вакфах и правительственные инициативы по переустройству системы вакфов в Турции в своих работах осветили известные юристы - Суат Баллар, Айдын Болак, Филиз Бикмен, Хусейн Хатеми, Ахмет Ишери, Давут Айдын. Однако специфика этих текстов, основанных исключительно на декларируемых нормах (законах и правительственных постановлениях) - рассмотрение правовых тонкостей механизма основания вакфов, особенностей правового регулирования взаимоотношений управляющих и распорядителей вакфов с органами судебной и исполнительной власти, различных аспектов фискальной нагрузки на вакфы - не предполагала решения проблемы социально-политического измерения вакфов в современной Турции. Связанные с вакфами вопросы анализировались в них в отрыве от социально-исторического контекста, что мало давало для понимания сущности процессов, происходивших с вакфами в XX в.

В то же время в многочисленных работах по политической и социально-экономической истории Турции в XX в. как отечественных (А.Ф. Миллер, Д.И. Вдовиченко, М.А. Гасратян, Ю.А. Петросян, В.И. Данилов, Д.Е. Еремеев, Н.Г. Киреев и др. ), так и зарубежных авторов (Фероз Ахмад, Бернард Льюис, Шериф Мардин, Стенфорд Шоу, Эрик Цюрхер, Сина Ак-шин, Мете Тунчай, Джемиль Кочак, Хикмет Оздемир и др.53) проблема вак-фов большей частью лишь упоминается (чаще всего, в контексте социально-экономических реформ Мустафы Кемаля в 1920-е - 1930-е гг.), но нигде не подвергаются подробному рассмотрению и тщательному анализу. Поэтому при исследовании современных вакфов восстанавливать связанную с ними событийную канву приходится по мельчайшим деталям, обращаясь к обширному кругу вспомогательной научной и публицистической литературы54.

В целом, существует определенный информационно-аналитический вакуум в исследовании и разработке темы современных вакфов вообще и в Турции, в частности. Причем попытки его заполнить, хотя и предпринимаются, но не всегда оказываются удачными. К примеру, публикации влиятельного Вакфа третьего сектора Турции55 отличает одностороннее, одномерное видение проблемы и зачастую сужение рамок дискуссии о вакфах до культурных либо финансовых и фискальных вопросов, а также излишне официозная - а не академически взвешенная - тональность самих текстов.

Эти обстоятельства позволяют говорить о насущной необходимости работы, опровергающей многие устоявшиеся стереотипы в отношении вакфов и рассматривающей их в тесной связи с трансформацией политических и общественных институтов, наблюдавшейся в Турции на протяжении всего XX в. (это и кемалистская модернизация и вестернизация 1920-х - 1930-х гг., и либерально-демократические реформы 1950-х и 1960-х гг., и «белая революция» Тургута Озала в 1980-е гг., и политико-правовые процессы, связанные с проектом вступления Турции в Европейский Союз). 

Возникновение института вакфа

Самые первые вакфы, скорее всего, появились спустя столетие после зарождения ислама - т. е. в VIII в.61 Существуют свидетельства, что сам термин использовался и ранее, однако первоначально обозначал часть завоеванной земли, отказанной в пользу мусульман. И даже в таком виде вакфы оформились в период после смерти Мухаммада (632), поэтому в Коране нет прямого упоминания о вакфах, не говоря уже об их правовом статусе.

Между тем, приблизительно с VIII в. целый ряд коранических аятов стал трактоваться как призыв к правоверным отдать часть своего имущества на религиозные и благотворительные цели:

«О вы, которые уверовали! Когда беседуете втайне с посланником, то выдвиньте перед вашей беседой милостыню. Это лучше для вас и чище...» [сура 58, аят 12]. «В том благочестие... кто уверовал в Аллаха... и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные»

«Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, — Аллах про это знает»

Впрочем, эти строки вполне можно интерпретировать иначе. Вероятнее всего, это наставление верующим платить «налог в пользу нуждающихся» — зекят63. Поэтому правовые основания для вакфов начали искать в хадисах — преданиях о словах и действиях Мухаммада, где подробно описываются различные стороны жизни мусульманской общины64. Дело в том, что религиозно-правовая легитимация обычаев и институтов, не упоминавшихся в Коране, была возможна лишь в том случае, если находились доказательства их существования еще во времена Мухаммада и одобрения с его стороны65.

Считается, что первым учредителем вакфа был Омар - один из сподвижников (сахабов) Мухаммада. В 629 г., говорится в одном из хадисов, ибн-Омар приобрел участок земли в Хайбаре и решил посоветоваться с Пророком, что можно было бы сделать с этим имуществом. «О, Посланник Божий, Я получил во владение участок земли в Хайбаре. Она для меня дороже, чем все, что я имел прежде. Что ты мне прикажешь делать с этой землей? Что мне делать с этим имуществом, великолепным имуществом, которое досталось мне в Хайбаре», - обратился к Пророку Омар. И Мухаммад ответил: «Если хочешь, Омар, приостанови (хабст) эту землю [сделай ее неотчуждаемой] и передай доходы с нее в качестве милостыни бедным и нуждающимся членам мусульманской общины» . И Омар сделал все так, как ему напутствовал Пророк, подчеркнув в условиях своего акта, что впредь сама земля не может быть продана, унаследована или подарена. Как утверждают мусульманские юристы, с тех пор доходы от садов Омара в Хайбаре шли на помощь бедным мусульманам, родственникам Омара, воинам, гостям и путешественникам67.

Другой сахих (т. е. правильный, достоверный хадис), на основании которого базируется законно установленный характер вакфа можно найти в сборнике «ал-Джами ас-сахих» Муслима (ум. в 875 г.): «Когда человек умирает,-сказал Пророк, - есть только три благих дела, которые переживут его. Это непрекращающаяся милостыня во имя Бога; ценные знания, которые он сумел передать другим людям; и сын, который будет за него молиться»68. Исламская традиция утверждает, что все сподвижники Пророка, которые обладали достаточным для этого материальным достатком, учреждали вакфы69.

Подходы к созданию новой системы контроля и управления вакфами

Республиканский период в истории вакфов начался с создания Министерства по делам шариата и вакфов {er iyye ve Evkaf Vekdleti), вошедшего в состав достаточно малочисленного кабинета (всего 11 человек вместе с председателем) первого анкарского правительства, учрежденного 2 мая 1920 г. законом «О процедуре избрания министров ВНСТ» (ст. I)283. Тем самым ке малисты продолжили линию на реформирование системы контроля и управления вакфами, намеченную еще в период Танзимата и во время правления младотурок.

Несмотря на тяжелое положение, в котором пребывала страна, вопрос о вакфах постоянно находился в центре внимания новой власти. Так, в заявлении ВНСТ от 21 октября 1920 г. наряду с другими вопросами фигурировала и «проблема реформирования вакуфного сектора, исходя из нужд и потребностей нации, в духе взаимопомощи и братства»284. Кемалисты, по-видимому, первоначально планировали ввести децентрализованное управление вакфами, о чем свидетельствует ст. 11 Временной Конституции 1921 г. (Teskildt-i Esasiye Капиті), предусматривавшей среди первоочередных задач ВНСТ «упорядочивание вакуфных дел» и принятие для этого соответствующих законов, при этом управление провинциальными вакфами должно было передаваться в компетенцию губернских советов {Vilayet urasi) - местной администрации каждого вилайета285. Однако из-за укрепляющегося авторитаризма власти и общей тенденции на централизацию управления социально-экономическими институтами, эта конституционная норма никогда не исполнялась.

Министерство по делам шариата и вакфов (МДШВ) просуществовало 3 года и 10 месяцев (со 2 мая 1920 г. по 3 марта 1924 г.), причем большую часть этого срока (до 20 августа 1922 г.) параллельно с султанским Министерством вакфов (Evkdf-i HUmdyim Nezdreti) и в условиях непростой внутриполитической обстановки, когда в Анатолии продолжалась национально-освободительная война, а многие города находились под контролем интервентов (Измир, Измит, Маниса, Адана и т. д.). В совокупности эти факторы ослабляли финансовые и аппаратные возможности министерства. В подтвер ждение тому - размер его бюджета: на 1920 г. он составил 511 148 лир 74 ку-руша , на 1921 г. - уже 497 079 лир 86 курушейг . В то время как после упразднения султанского министерства и передачи всех вакфов в ведение МДШВ в 1923 г. только расходная часть бюджета анкарского ведомства достигла 3 055 937 лир (в 1924 г. этот показатель составил 3 187 792 лир при доходах в 3 203 257 лир)288. При величине государственного бюджета, принятого ВНСТ на 1924 г., в 30 млн. лир289 это давало вакуфному сектору 10%-долю в экономике страны.

Реформа системы вакфов 1960-х гг.: закон №903 и «новые» вакфы

Стрежневым событием в развитии системы вакфов в Турции во второй половине XX в., заложившем основу для возрождения и эволюции всего ва-куфного сектора, стало принятие поправок к Гражданскому кодексу, извест-ных как Закон о вакфах №903 от 13 июля 1967 г. , инициированного двумя видными представителями новой элиты — депутатом, известным адвокатом Айдыном Болаком50" и одним из первых турецких миллионеров Вехби Ко У Вехби Коча интерес к возрождению вакфов появился после визита в США, состоявшегося вскоре по окончании Второй мировой войны, и близкого знакомства с американскими благотворительными фондами505. Турецкий бизнесмен был неплохо осведомлен о деятельности традиционных исламских вакфов: его дед в XIX в. основал в Анкаре семейный вакф (Jbadullah Vakfi), попечителем которого впоследствии служил его отец506. По-видимому, это сыграло не последнюю роль в том, что сам Вехби Коч обратил внимание на американские филантропические фонды и оценил очевидные успехи их деятельности, в частности, социальные программы благотворительного фонда Форда (с этой корпорацией Вехби Коч налаживал сотрудничество в 1930-е и 1940-е гг.). С 1950-х гг. он начинает серьезно размышлять о модернизации «традиционного вакфа» и создании в Турции системы филантропических организаций и фондов американского типа507. Однако на пути этого проекта встали установления Гражданского кодекса 1926 г. и закона о вакфах 1935 г. с его принципом жесткого регулирования и контроля над вакфами508. Вскоре становится очевидным, что развернуть благотворительную деятельность возможно только после коренной ревизии вакуфного законодательства.

В начале 1960-х гг. Вехби Коч и Айдын Болак, объединив свои усилия, проводят серию консультаций с ведущими специалистами по праву. Задача теоретического исследования проблемы легла на Институт частного права юридического факультета Анкарского университета. Под руководством профессора Турхана Эсенера (а затем профессора Махмуда Тандогана) этот исследовательский центр должен был создать проект нового закона о вакфах, сочетающего в себе исламские традиции с последними достижениями западной правовой мысли и практики. Главным стали вопросы освобождения вак-фов и их основателей/«дарителей» от налогов, расширения номенклатуры деятельности вакфов, введения более гибкой процедуры основания (увеличение круга потенциальных учредителей) и механизмов управления вакуфным имуществом. Когда проект закона был внесен на рассмотрение в парламент, он встретил активное сопротивление, прежде всего, со стороны социал-демократически настроенных депутатов. Не получил он однозначного одобрения и: членов правительства, много критики вызывало, в частности, положение об особом фискальном статусе вакфов. Так, представитель Министерства финансов Хикмет Четин509, выступая в ВНСТ отмечал, что «основные принципы центрального планирования [в 1960 г. в Турции была создана государственная плановая организация {Devlet Planlama Tekilati), а с 1963 г. стали вырабатываться пятилетние планы развития страны (Ве Yilhk Kalkinma Plani) - П.Ш.] не предполагают, чтобы кто-либо увековечивал свое имя [благодаря своим доходам] за счет государства»510. Однако, сторонники реформ оказались на тот момент в большинстве, закон был принят, сохранив в себе практически все «спорные» положения, и у «новых» вакфов, как структур,a включенных в сферу финансово-экономической деятельности, появилась возможность получить освобождение от налогов. Примечательным было выступление Неджата Сарлыджалы во время рассмотрения закона в верхней палате парламента (Сенате республики) в 1967 г. В своей речи сенатор постарался прояснить мотивы, по которым необходимо было возродить и обновить институт вакфа в современной Турции: «С принятием данного закона будет заполнено одно из белых пятен в системе взаимопомощи. Хотя в Гражданском кодексе и существует положение о благотворительных фондах, преследующих аналогичные цели, однако, на практике, учитывая увеличение числа потребностей современного и согщального государства, реформа уже давно стала настоятельно необходима. Постановление, которое мы только что поддержали, существенно улучшает институт вакфа... [курсив мой -П.Ш.] .. . С утверждением этого закона стало возможно появление финансовых и промышленных предприятий, расходующих часть своих свободных средств на социальные программы, по примеру тех, которые существуют на Западе уже более ста лет (как, скажем, группа Рокфеллера)»511.

Похожие диссертации на Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.)