Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Яхричев Дмитрий Викторович

Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области
<
Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яхричев Дмитрий Викторович. Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Яхричев Дмитрий Викторович; [Место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания].- Москва, 2009.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/732

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические вопросы влияния телевизионных программ на национальное самосознание жителей моноэтнического региона 13

1.1. Терминологические, понятийные аспекты и генезис историко- краеведческой тематики в контексте вологодской журналистики 13

1.2 Этнический состав Вологодского региона. Аудитория вологодского телевидения 32

1.3. Информационное поле Вологодской области в зеркале социологических исследований 37

Глава II. Особенности телевизионного вещания в моноэтническом регионе 45

2.1. Воссоздание этнографических деталей, историко-фольклорных, этнических элементов в программах историко-краеведческой тематики 45

2.2. Жанрово-стилистические особенности ТВ-программ, направленных на актуализацию этнической общности 83

Глава III. Языковая специфика программ вологодского телевидения

3.1. Диалектная лексика в ТВ - программах как выразительное средство художественной образности 104

3.2. Особенности речи автора и героев телепередач этнической направленности 111

Заключение 123

Литература и источники 130

Приложения 143

Введение к работе

Дискуссия о роли и месте ТВ в отражении социальной действительности не утихает в среде академического сообщества. Вопрос о том, как ярчайшее и оперативнейшее из визуальных искусств, выполняя свою природную функцию, отражает реальность, о способах и средствах такого отражения, регулярно поднимается на страницах профильных журналов, на заседаниях соответствующих секций в рамках научно-практических конференций, в колонках известных телекритиков, на заседаниях диссертационных советов. Несомненным остается положение о том, что региональное ТВ, ориентируясь на местные новости и локальные события, в большей степени, нежели федеральное телевидение, большие телеканалы, представляет на телеэкране культурный срез норм бытия, обычаи и традиции, сохранившиеся в конкретном регионе. Ведь края и области Российской Федерации (автор исключает здесь автономные национальные образования - республики, округа и т.п.) являются полиэтническими регионами. Но основная часть населения в них, как правило, - представители титульной нации.

Средства массовой информации, в освещении этнической проблематики нередко затрагивают такой ракурс - этнические конфликты с участием коренных жителей и русских, или русских и выходцев с Кавказа. На современном телевидении принимаются меры, которые направлены на профилактику национальных конфликтов и закрепление в сознании этнического меньшинства статуса полноправного гражданина страны. Так, примером может служить появление в эфире ведущего федеральных новостей, внешность и имя которого подчеркивают принадлежность к той или иной этнической общности. Тем самым в целях профилактики конфликта, национальная культура меньшинств афишируется. Но вместе с тем моноэтнической культуры в федеральном ТВ-пространстве порой очень не хватает.

Возникающий в СМИ дискурс, например, о возрождении традиций русского народа подчас сводится к обсуждению проблематики нацизма, акций

4 «Русского марша». Тогда как есть множество аспектов для культивирования национальных традиций, которые в настоящее время утрачивают свои позиции в повседневной жизни. Такие традиции важны для национального самосознания и этнокультурной идентичности личности, для определения отдельным индивидуумом своего назначения в жизни, выбора им ценностно-нравственных и культурологических, а также профессиональных ориентиров в эволюционирующей жизни.

Культура России имеет межнациональную основу, состоит из множества самобытных культур, существующих в регионах, что и представляет единую русскую культуру. И сегодня важнейшим аспектом развития российской нации является не только сохранение культуры каждого региона, но и развитие межкультурной коммуникации. Одной из таких форм сохранения и приумножения культурных традиций в российском обществе является экранный образ этнокультурной направленности регионов, предстающий в ТВ-программах.

Данная тематика в последнее время становится объектом внимания многих исследователей, обращающих свой практический опыт и научный потенциал в область этнических процессов

О развитии регионального телевидения размышляют многие крупные исследователи. Вопрос чаще всего сводится к тому, какая роль в современном ТВ-пространстве отводится региональному телевидению? Как справедливо пишет В. Л. Цвик, «и общетеоретические проблемы, и проблемы журналистского мастерства на ТВ анализируются по-преимуществу на материалах федеральных телеканалов»1. Но этнокультурный «ландшафт» России далеко не однороден, он так же не сфокусирован в пределах Садового кольца. «Хорошо известно, что и в нескольких десятках километров от МКАД, и в тысячах верст от аэропорта Внуково течет совсем иная, чем в столице, жизнь россиян. И добросовестный исследователь современного состояния отечественного телевещания не может не замечать не всегда отвечающей

1 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004.

5 высоким стандартам профессионализма, но всегда непростой, очень нужной, подвижнической работы тележурналистов местных студий"2.

Актуальность поставленной диссертантом проблемы определяется проведенной в середине 90-х годов прошлого века реорганизацией региональных ГТРК, входящих в холдинг ВГТРК, и купированием регионального ТВ-контента, выстроенного местными телекомпаниями. Если раньше была возможность размещать контент собственного производства на канале «Россия» ежедневно в утренней линейке программ и в отведенный тайм-слот с 16.00 до 20.00, то в современных условиях ВГТРК отводит местным студиям лишь двадцать минут после программы «Вести» и час вещания в субботнем эфире. Региональные журналисты практически перестали работать над авторскими программами. Дискуссия по данной проблеме не раз> поднималась в медиасреде. Например, в заявлении Союза журналистов России подчеркнуто, что: «под флагом «реорганизации» ВГТРК в настоящее время в стране происходит целенаправленное разрушение всей системы регионального государственного телевидения <...>, местные программы уходят из эфира, где остаются лишь малоформатные информационные врезки на канале «Россия». Все это грубейшим образом нарушает, прежде всего, права телезрителей, лишающихся самой возможности в должной мере знать о том, что происходит непосредственно у них в республике, области, крае3.

Процесс реорганизации двояко сказался на состоянии регионального ТВ. С одной стороны, отведенное ранее местному вещанию эфирное время нужно было чем-то заполнять, и в эфир шли наскоро сделанные передачи, имеющие актуальность для узкой части местной аудитории. Штат региональных ГТРК нередко состоял из малопрофессиональных журналистов, готовящих к эфиру некачественный информационный продукт; программы создавались по примитивному, за годы работы доведенному до шаблонного, сценарию. В

2 Цвик В.Л. Новости - время местное // Вестник Моск. Ун.та. Серия X. Журналистика. 2003. №3. С.ЗЗ.

3 Заявление союза журналистов России //

профессиональном мастерстве региональное телевидение всегда уступало федеральным каналам и нуждалось в реорганизации.

Однако сокращение эфирного времени приводит к дополнительному творческому кризису в региональном ТВ, что сказывается на информационном пространстве региона. Не секрет, что местные телекомпании, освещая частные проблемы коренных жителей, нередко помогают населению бороться с бюрократией и коррупцией. Для многих граждан региональные журналисты, региональное телевидение - единственная и последняя надежда в поиске справедливого решения социальных вопросов, когда не работают ветви власти. В этой связи справедливо мнение В.В.Егорова, что «именно местное телевидение и радиовещание могут активнее, чем в центре, использовать знакомые конкретной аудитории факты и явления из жизни республики, края, области, города. Это делает информацию более убедительной;

передачи могут идти на родном языке, быть более доступными коренному населению;

местные передачи могут носить более открытый и доверительный характер, чем программы из Москвы, когда многие авторы с мест не хотят «выносить сор из избы»;

местные передачи способны более точно улавливать национальные, региональные, возрастные, исторические и иные особенности аудитории. Это также повышает эффективность местного вещания»4.

В диссертационном исследовании анализируется опыт создания телепередач, посвященных укоренению национальных и этнических традиций, тематика которых определена как историко-краеведческая. Спланированная журналистским коллективом акция - районный праздник - дает возможность жителям сельской местности показать свои успехи и достижения в различных промыслах, обменяться опытом и посоревноваться в традиционных для русского крестьянства умениях и навыках. Присутствие в региональном эфире таких передач рассматривается нами и как факт состоятельности

4 Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. - М, 1993.С.27

журналистского творчества, и как оригинальный формат, основанный на местных реалиях, где отражается колорит повседневной жизни. Такие телепрограммы являются не только заметным событием в культурной жизни региона, но и новым содержательным направлением в телевизионном творчестве, что особенно важно в эпоху поиска современных форм и жанровых моделей телевизионной журналистики.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы

Актуальным проблемам телевизионного творчества посвящены исследования Э.Г. Багирова, В.М. Березина, Р.А. Борецкого, В.В. Гаспаряна, Н.А. Голядкина, В.В Егорова, С.Н. Ильченко, О.Р. Самарцева, Б.М. Сапунова, B.C. Саппака, B.C. Хелемендика, В.Л. Цвика и других авторов5.

Теоретические и практические аспекты развития и функционирования регионального телевидения раскрыты в работах Н.И. Дворецкой, Н.В Зверевой, А.Г. Качкаевой, О.В. Коноваловой, Т.С. Мартыновой, Е.И. Попа, В.Г. Семенова и др.6

Ряд исследователей рассматривает современный телевизионный процесс в регионах, обращая свой практический опыт и научный потенциал в область изучения этнических процессов7. Однако анализ краеведческих передач, способных обратить внимание аудитории на вопросы, связанные с этнической принадлежностью жителей конкретного региона, предпринимается впервые.

5 Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды.-М.,1976; Борецкий
Р. Л. Телевидение на перепутье.- М., 1998; Гаспарян В. В. Три этапа Новейшей истории телевизионной
журналистики (1985-1998)-М.,2000; Голядкин Н. Л. Краткий очерк становления и развития отечественного и
зарубежного телевидения. - М.,1996; Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. - М,
1993; Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания: Учебное пособие.
- СПб., 2006; Цвик В. Л. Парадоксы развития местного вещания. // Телевидение: вчера, сегодня, завтра. - М.,
1989. С.64-74.

6 См. Дворецкая Н.И. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности
(Белгородское ТВ. 1993-2003 годы): Автореф. ...канд. филол. наук. -М., 2004. - 28 с; Зверева Н.В. Специфика
деятельности регионального тележурналиста: Автореф. ...канд. филол. наук. -М., 2002. - 24 с; Качкаева А.Г.
Телевидение в социальном развитии региона: Автореф. ...канд. филол. наук. -М., 1990. - 28 с; Коновалова О.В.
Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (На материалах
телевидения Юга России): Автореф, ...докт. филол. наук. - М., 1999. - 47 с; Мартынова Т.С. Региональная
телепублицистика: диапазон жанров, стилистика выразительных средств: Автореф. ...канд. филол. наук. - М.,
2002. - 25 с; Попа Е.И. Выпуски новостей как тип программ республиканского телевидения: проблемы
развития и функционирования: Дисс. ...канд. филол. наук. - M., 1985. - 275 с; Семенов В.Г. Особенности
тележурналистики в условиях регионального вещания: Автореф. ...канд. филол. наук. - М., 2000. -28с.

7 Капустин В.И. СМИ в регулировании межнациональных и межконфессиональных отношений: (на примере
Оренбургской области). Дис. ...канд. полит, наук. - М.,2002. - 123с; Овлякулиев С. Е. Формирование
национального самосознания средствами радиовещания. Автореф. дис. канд. ист. наук. -М., 1995. - 26с.

8 Проблема исследования заключается в имеющемся противоречии, существующем между ролевыми функциями телевидения как социального института, которые проявляются в организационном стимулировании социокультурных приоритетов и национального духа в обществе, и реальным вкладом современных телепрограмм в этот процесс.

Объект исследования - деятельность региональных тележурналистов, направленная на отражение культурологической проблематики в местном телеэфире.

Предмет исследования - историко-краеведческая тематика как средство возрождения и утверждения национальных традиций конкретного региона в контексте социокультурных преобразований нового времени.

Цель исследования - определить роль и место передач данной тематической направленности регионального телевидения, их структурно-функциональные особенности, уточнение которых способствует формированию стратегической концепции ТВ-контента, рассчитанного на актуализацию национального самосознания.

На основе объекта и предмета исследования, а также в соответствии с выдвинутой целью, формулируются следующие задачи:

- определить границы ключевых понятий и терминов, необходимых для
рассмотрения эфирного регионального контента в контексте программ
историко-краеведческой тематики;

- исследовать влияние подобного рода программ на аудиторию
регионального телевидения;

- провести анализ рынка информационных услуг региона на предмет
наличия телевизионного продукта историко-краеведческой тематики;

- выявить жанрово-стилистические, языковые особенности телевизионного
вещания в моноэтническом регионе, историко-фольклорные, этнические
элементы в программах историко-краеведческой тематики;

рассмотреть языковые и речевые средства, с помощью которых достигается высокая степень художественной образности исследуемых телепередач;

проанализировать проблемы функционирования местной ГТРК в условиях эфирного сетевого партнерства с крупным федеральным телеканалом;

- оценить методики и способы привлечения зрительской аудитории.
Теоретической и методологической основой исследования являются

работы отечественных и зарубежных авторов: формирование человеческой личности и процесс ее развития в условиях существования отдельного этноса исследованы в трудах С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова, Н.Н. Чебоксарова и др.; изучению психологии народного творчества и его взаимодействию с другими областями духовной жизни посвящены работы М.А.Вавиловой, В.И. Козлова, В.Я. Проппа и др.; основу правильного понимания языковых проблем составили работы отечественных лингвистов В.В. Виноградова, Ю.А. Бельчикова, И.А. Бодуэна дэ Куртене, Ю.Н. Караулова, В.И. Карасика, А.А. Потебни и др. В своем исследовании автор опирался на произведения как классиков отечественной социально-философской мысли Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева и др., так и современных исследователей философских проблем массовой коммуникации Н.А. Барабаш, Ж. Бодрийяра, В.И. Михалковича, Б.М.Сапунова.

В процессе исследования использовались следующие методы:

социально-ситуативный метод, предполагающий учет состояния конкретного социума, в данном случае аудитории вологодского телевидения;

экспертная оценка, на основе которой исследовалась специфика проведения региональных праздников и их отражение в авторских документальных фильмах-репортажах;

филологический анализ речевых характеристик телепрограмм культурной направленности.

10 Основные гипотезы исследования:

В условиях нечастого обращения к местной проблематике журналистами федеральных каналов наибольший интерес у региональных зрителей вызывают передачи местного телевидения, дающие представление о самобытном характере жизни в регионе.

Современные телепередачи регионального телевидения оказывают существенное влияние на процесс формирования национального самосознания и национальной гордости у жителей региона.

Наличие в региональном ТВ-эфире передач историко-краеведческой тематики может благоприятно сказаться на предпочтениях аудитории и послужить стимулом для привлечения внимания к различным сферам общественной жизни (экономики, промышленности, сельского хозяйства, туризма, культуры).

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается: совокупностью исходных методологических и теоретических положений; использованием системного подхода к решению поставленной проблемы; длительным характером изучения реальной телевизионной действительности региона; материалами анализа статистических данных.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты анализа историко-краеведческой тематики могут служить ориентиром в развитии регионального телевещания. Определены жанровые признаки телепередач вышеуказанной тематики, возможные в практике работы региональных журналистских коллективов. На основе анализа телепередач цикла «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» с опорой на большое количество лексикографических источников определены некоторые диалектные особенности на уровне фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, способствующие восприятию историко-культурной тематики передач телевидения региональным зрителем. Исследование может представлять интерес для журналистов-практиков, культурологов, использоваться при

11 разработке соответствующих спецкурсов на факультетах и отделениях / журналистики.

Научная новизна диссертации состоит в самой постановке проблемы: впервые предпринята попытка исследования телепублицистики на примере программ историко-краеведческой тематики. В работе представлен эксклюзивный материал, раскрывающий особенности деятельности тележурналиста, создающего контент эфира с опорой на проводимую каналом акцию.

На защиту выносятся следующие положения:

Степень положительного воздействия передач вологодского ТВ на национальные этнические самоидентификационные характеристики в значительной мере определяется выбранной структурой, формой и содержанием передач, их соответствием специфике реалистического экранного искусства.

Подобного рода ТВ-передачи - характерная примета в большей степени регионального эфира.

Сохранение и приумножение российской культуры может быть решено через стимулирование социокультурных процессов в каждом крае.. Одной из форм такого сохранения локальной культуры является присутствие в ТВ-эфире программ этнической направленности.

Программы, призванные освещать еще сохранившиеся в регионе национальные культурные традиции и обычаи, а также возрождающие утраченные культурные нормы бытия, поданные в новом современном прочтении, являются не только и не столько насущной необходимостью и фактом творческой состоятельности журналисткой деятельности, но и важнейшим событием культурной жизни региона.

Телепередачи краеведческой тематики, способствуя национальной самоидентификации зрителей, становятся одновременно и элементом активной социализации человека.

12 Тематическая направленность таких телепередач может быть исключительно разнообразной и явиться эффективным инструментом в проведении социальной политики в регионе. Побочная цель этих передач может быть сфокусирована как на возрождении региональной промышленности, так и на привлечении внимания к роли сельского хозяйства -традиционного занятия для русской глубинки.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертации обсуждались в ходе ряда научно-практических конференций, материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях, в том числе в журнале «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета», рецензируемом научном журнале из перечня ВАК. Обращение к данной научной проблематике помогло при разработке спецкурса на отделении журналистики Вологодского государственного педагогического университета, где диссертант работает в качестве заведующего отделением.

Эмпирическая база и хронологические рамки исследования

Автором проанализированы содержание и структура цикла программ «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине», выходившего в эфир с 1998 по 2008 гг. Фильмы этого цикла»: «Устюжна - Железное Поле», «Под звон топоров», «Буренка нашей мечты», «Праздник в Потеряево», «Звезды Ильюшина», «Как пройти в библиотеку Ивана Грозного» «Край зачарованный» «Как во граде славном Устюге», «Нестяжатели» «Возвращение «красного коня», «50 лет своим умом», «Душа просит праздника», «Банная ассамблея, «С Ермаком от Сухоны до Иртыша», «Прощай, Америка», «Потехи час», «Праздник коровы», «Буренка нашей мечты»

Терминологические, понятийные аспекты и генезис историко- краеведческой тематики в контексте вологодской журналистики

Современный мир живет в эпоху аудиовизуальной цивилизации. Системы телекоммуникации сформировали новые способы получения информации, повлияли на развитие и формирование человеческой личности, изменили образ жизни людей. По словам И. Хейзинга «Сегодня во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших»8.

Телевидение, являясь одним из самых мощных средств информации и коммуникации, стало важнейшим компонентом, частью, отраслью общей системы человеческой культуры.

Анализируя современную деятельность местного телевидения, имеет смысл не ограничиваться конкретными условиями его функционирования на данной территории (города, района), а рассматривать проблемы более широко, в тесной связи с. изучением социальных условий, процессов, происходящих в регионе, и, в конечном счете, обосновать взгляд на местное телевидение как на универсальный информационный канал, выполняющий информационно-посреднические функции в целостной социально-экономической общности малого северного города.

По мнению профессора Б. М. Сапунова, «вне телевидения и создаваемого им информационно-духовного пространства невозможно сейчас рассматривать функционирование ни одного вида человеческой деятельности - будь то-политика или нравственность, наука или религия, театр или литература и т.д.»9.

О телевидении, его природе, свойствах и его роли, значении в жизни отдельного человека и в целом общества написано множество книг во всем мире, феномену телевидения посвящаются специальные фильмы и международные конференции. Одни исследователи считают телевидение наиболее дешевым способом заполнить досуг, создающим иллюзию участия в жизни планеты и познания ее» (Пьер Рандьер); другие видят в нем «...концентрат многих искусств» (Д. Олдридж); некоторые замечают, что под влиянием телевидения молодые люди теряют навык чтения и «с большим трудом выражают свои мысли» (Гар Видал).

Нам представляется, что телевидение, как и другие средства массовой информации, могут по-разному влиять на судьбы общества. Главное, чтобы это влияние было направлено в позитивное для развития человечества русло. Станет ТВ благом для общества или превратится в общественное зло, разъедающее человеческие взаимоотношения, - все зависит от самого человека, от его способности управлять социальными процессами.

Мы намерены утверждать, что в основе своей телевидение - явление просветительское, а потому - прогрессивное. Мы также намерены утверждать, что появление телевидения закономерно и обусловлено развитием всей предшествующей ему цивилизации. Телевидение мы относим к явлениям культуры, оно не только продукт электронно-технической цивилизации, но наследие всей человеческой культуры начиная с ее истоков.

Существенное отличие ТВ от иных средств информации и состоит в том, что все онтологически и пространственно далекое ТВ сделало близким, придвинув на расстояние взгляда, что позволяет оптически «ощупывать» увиденное, любоваться и наслаждаться им или инвестировать либидо в зримые объекты; далекое же не предполагает подобного инвестирования и его не провоцирует10

В эпоху формирования информационно-компьютерной и аудиовизуальной цивилизации телевидение становится важнейшим компонентом, частью общей системы культуры человечества. Интеграция культурных ценностей в зрительскую аудиторию приобретает глобальный характер.

Мы все больше живем в виртуальной действительности, особенно жители городов. А наличие или отсутствие информации в значительной мере определяют наше восприятие окружающего мира.

Телевидение - объемом вещания, тематикой передач - будто пытается исчерпать все аспекты «наличного бытия», тем самым телевидение становится его двойником. Справедлив маклюэновский афоризм «Средство - есть послание», т.е. суть сообщений предопределяется сообщающим средством. В своей поздней и сравнительно малоизвестной книге «Сквозь исчезающий пункт» М. Маклюэн формулирует другой афоризм: «в эпоху информации / средой становится сама информация». Иначе говоря, телезритель, снова и снова воспринимая поток сообщений, настолько сживается с ним в результате длительного и постоянного «массирования», что мир информации становится более близким и знакомым, нежели непосредственное бытовое окружение. Таким образом, телевизионное пространство стало для многих особой сферой бытия, частью культурного пространства страны.

В России все эти процессы болезненно обострены. После краха социализма страна оказалась в состоянии дефицита признаваемых во всем мире ценностей и норм поведения. Одновременно возросло значение традиций и необходимость апеллировать к внушающим доверие отечественным духовным приоритетам. «Тот факт», - пишет В. Егоров, - что открытость по отношению к внешнему миру означает не только обогащение духовными ценностями, но и наводнение страны третьесортными или даже негативными результатами развития культуры, вызывает антизападные неврозы и критику электронных средств массовой информации11.

Какие же программы ожидаются зрителем? В. Егоров утверждает, что «культурно-просветительские» и в этом ракурсе появление канала «Культура» является ответом на зрительский заказ.

Особую роль играет функция телевидения по регулированию социокультурных процессов, происходящих в обществе. «Вряд ли можно переоценить значение телевидения в формировании политической культуры и политических отношений»12. Телевидение оказывает влияние на культуру экономических отношений, регулирование рынка, бизнеса не только через различные информационные, публицистические передачи, но и через рекламу -создание имиджа различным компаниям, коммерсантам, банкирам и т.д. Несомненно, те или иные передачи могут способствовать смягчению или обострению тех или иных социальных процессов, формированию культуры межэтнических, межнациональных отношений и т.д.

Исключительно важную роль телевидение играет в регулировании межличностных, культурно-нравственных отношений. Телевидение обязано способствовать - на основе глубинных духовных традиций народа с учетом достижений современной цивилизации - формированию нового этоса культуры того ее ядра, который представляет собой шкалу основных нравственных требований, ниже которых она опускаться не может, не рискуя превратиться в варварство.

Этнический состав Вологодского региона. Аудитория вологодского телевидения

«...Древнейшее население Русского Севера формировалось путем метисации европеоидных и монголоидных компонентов. Самые ранние обозримые периоды его этнической истории - это различного рода взаимовлияния и контакты славян с предками финно-угров, что влияло на сложение этнического состава населения как всего Севера, так и отдельных районов»...

В целом русские Севера - это крупная этнографическая группа, среди которой есть мелкие образования, отличающиеся самоназваниями, своеобразием хозяйственной деятельности и локальных форм народной культуры. Правда, в северной историко-культурной зоне имелось меньше отдельных подразделений народа, чем в южнорусской зоне. Характером северной колонизации было обусловлено культурно-языковое единство населения Севера. Однообразный же характер земледельческой колонизации, в свою очередь, объяснялся естественными факторами - отсутствием сухопутных дорог (поэтому контакты осуществлялись только по рекам, занятым населением иного происхождения) и помощи со стороны правительства, хотя земледельцы и стремились найти «лучшие» земли. На Севере различные народные потоки сталкивались и объединялись между собой не часто, а потому здесь и не сложилось резких этнографических и диалектных границ.

Двадцатое столетие особенно его первая половина, мало влияли на состав населения северных районов. В юго-восточной части вологодских земель, где имелись незанятые территории, это положение несколько изменилось в связи с приселением в столыпинское время эстонцев латышей, литовцев и белорусов (более 7 тыс.), живших здесь компактно. Проводимые после революции переписи населения в 1926 г. фиксировали наличие представителей этих народов в вологодских районах. Правда, «...самые многочисленные из них -эстонцы, по данным 1926 г., составили в населении только Никольского уезда - 0,61%. В западных уездах немногочисленны по-прежнему были карелы (0,3% в Череповецком у.) и вепсы (1,7% там же), а в восточных районах (Шонга в Устюжском, Пермас в Никольском) - коми-зыряне (0,1 %)»39

Есть любопытный момент в размещении финноязычных жителей в северных русских губерниях: они реже встречаются в местах, близких к границе их размещения с русскими (коми и русских, например), и чаще оказываются там, откуда в далекие времена началось расселение русских и контакты последних с предками современных финских народов. Русские составили в населении Вологодской губ. 99,5%, Северо-Двинской - 99,3, Череповецкой - 99,7. Другие народы составляли незначительный процент

Решительные социально-экономические преобразования на Севере, как и во всей стране, начались в годы социалистического переустройства деревни. В ходе коллективизации создавались хозяйства колхозного и совхозного типа. Тогда же наступил и новый этап в освоении Севера, что привело к изменениям в размещении населения. Изменения эти произошли в результате бурного развития лесной промышленности в 1926-1939 гг. Возникли новые селения -поселки рабочих лесной и лесообрабатывающей промышленности. Вначале они появлялись на речных побережьях, не меняя создавшегося размещения населения на Севере, и постепенно уходили в глубь пространств.

Развитие лесной промышленности вызвало приток населения на Север. Наблюдались и некоторые отрицательные явления демографического характера. Так, рост лесных поселков и их населения шел на фоне его сокращения в старых деревнях, откуда часть жителей уходила в лесную промышленность или в города по проводимым в масштабах всей страны наборам рабочей силы в индустрию.

Некоторые изменения в размещении населения отмечались в ходе государственной политики 1920—1930-х годов и связанных с ней переселениями «раскулаченных». На Север в Архангельскую и Вологодскую области были высланы 400 тыс. чел. из Центрально-Земледельческого р-на, Поволжья, Урала, Центрально-Промышленного и Северо-Западного районов, из Сибири. В 1941 г. на строительстве Рыбинского водохранилища работали содержавшиеся в лагерях бывшие раскулаченные.

Отечественная война 1941-1945 гг. задержала дальнейшее развитие северорусских районов. После войны хозяйственное освоение Севера, начатое в 1930-е годы, продолжилось. Лесная промышленность расширила масштабы, создавались новые лесные поселки не только в приречных местах, но и на водоразделах. Состав населения в них формировался в значительной степени путем приселений из различных районов страны и нередко людей разных национальностей: русских, украинцев, белорусов, карел, коми, вепсов, татар.

Мероприятия 1950-1960-х годов по объединению и укрупнению селений, проводимые по всей стране, способствовали окончательному исчезновению одиночных селений типа хуторов и выселок, и в результате на Севере остались крупные лесопромышленные поселки и сельскохозяйственные селения колхозного и совхозного типа на базе традиционных деревень и сел. Тем не менее, в отличие от других районов государства, русские деревни Севера сохранили относительно малые размеры и очаговое размещение, так как они были "привязаны" к небольшим массивам земель, пригодным для сельского хозяйства. Экономическое развитие того периода, сопровождавшееся притоком населения, привело к повышению полиэтничности не только городов, но и рабочих поселков и некоторой части деревень с ними связанных, хотя перепись населения 1959 г. отразила подавляющее большинство русских во всех северных областях - от 80,9% в Пермской до 97,9 в Вологодской. Иноэтничное население этой переписью выявлено нечетко. Так, в Вологодской обл. отмечены только украинцы (0,8%), белорусы (0,3%), а вепсы назвали себя русскими, по-видимому, в такой сильной степени к этому времени была их ассимиляция с русскими соседями40

В 1970-е годы ничего не изменилось, несмотря на то, что на Север, как и вообще в Нечерноземье, приезжало население по вербовке на работы из республик Средней Азии, Закавказья, Прибалтики, Молдавии, но только малая его часть осела в этих местах. В 1979 г. русские в Вологодской губ. составили 97,15% (1 272 036 чел.) от общей численности населения в 1 309 331 чел., украинцы - 1,13%, белорусы - 0,52%. Остальные народы насчитывали сотые доли процента41.

Более полную картину распределения населения по национальностям дала перепись 1989 г. Она отразила демографическое состояние за несколько последних десятилетий и выявила наличие в составе жителей области представителей 51 народа. Такой итог был результатом и расширения брачных связей, происходивших во всех регионах страны, и миграций, совершавшихся с послевоенных лет. Везде особенно значительными были отток населения из деревень в города и переселения людей по вербовкам на разные работы. Немалую "лепту" в «обезлюденье» Севера внесли государственные проекты и стройки ("Переброска стока северных рек"). Несмотря на такие мероприятия и их последствия, русские оставались основным населением Севера и Вологодчины в том числе и составляли в последней 96,47% (1301516 чел.) от общей его численности 1 349 022 чел.

Численность русских, как и всего населения в области, по сравнению с данными 1979 г., возросла, но их доля в общем населении несколько снизилась, так как увеличилась численность других народов. Украинцы в области теперь уже составляли 1,41% от всего населения, белорусов осталось столько же -0,5%о. Заметной стала доля азербайджанцев - 0,11%, молдован - 0,10, татар -0,13, цыган - 0,14%, определявшихся на различные работы и осевших здесь. Жившие с начала XX в. эстонцы теперь насчитывали 0,02%, латыши - 0,01%. Немного проживало в области и карел -0,02%, финнов - 0,04, коми-зырян -0,03, коми-пермяков - 0,005, вепсов - 0,05%. Евреи насчитывали 0,05% населения. Потомки высланных сюда народов представлены поляками, переселенными в конце XIX в., и они составляли 0,03% населения, а также немцами Поволжья, попавшими на Север в 1941 г. за "шпионскую" деятельность и составившие 0,06%42.

Воссоздание этнографических деталей, историко-фольклорных, этнических элементов в программах историко-краеведческой тематики

В силу ряда объективных исторических причин исконный российский Север (его западные районы), в сердцевине которого находится и Вологодская область, на протяжении столетий играет особую роль в существовании и жизнедеятельности русской нации. Неоднократно отмечалось, что именно здесь наиболее полно и наиболее совокупно (в их естественных связях) сохраняются и достаточно устойчиво воспроизводятся те национальные черты, которые принято называть этническими: конкретные особенности трудовой деятельности, жизненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений, психологии. По сути, русский Север представляется своеобразным заповедником той спрессованной историко-генетической информации, которая вкраплена в ткань социальной жизни и является если не абсолютно определяющей, то естественно необходимой основой внутринациональных связей в жизни общества.

В связи с этим этническая составляющая современного бытования данного региона заслуживает особого внимания. Во-первых, потому, что указанная национально-историческая специфика уже позволяет (даже без учета других особенных факторов) идентифицировать его население как самостоятельную этническую группу, что интересно само по себе. Во-вторых, и это, безусловно, не менее важно, постижение этнических основ жизни русского Севера предоставляет неоценимые возможности для осознания объективно исконных и глубоко закрепленных в повседневной и исторической практике характеристик русской нации в целом. Без определения таких характеристик и вполне осознаваемой соотнесенности с ними невозможно ни национальное самоопределение, ни национальное единство. Заметим также, что именно эти процессы в жизни как советской так и, тем более, постсоветской России носят ярко выраженный кризисный характер, который в полной мере не преодолен и по сегодняшний день.

На преодоление этих глубинных, а потому не решаемых административным порядком проблем и сориентирован ряд передач вологодского телевидения, в частности, цикл репортажей, зарисовок, очерков, объединенных общим названием «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине».

Анатолий Ехалов - известный вологодский тележурналист, публицист и писатель. Для того, чтобы говорить об этом авторе, следует коротко осветить его биографию.

Анатолий Константинович родился 28 марта 1951 года в деревне Новинка на границе Ярославской и Вологодской областей. Окончил факультет журналистики ЛГУ. Работал в газетах «Известия», «АиФ», «Вологодский комсомолец», «Красный Север», «Русский Север», на областном ТВ и радио. Вместе с ленинградским режиссером Александром Сидельниковым он принимал участие в создании фильмов «Компьютерные игры», «Вологодский романс», получивших высшие призы Союза кинематографистов СССР и РФ, фильма «Преображение», выдвигавшегося на соискание Государственной премии РСФСР. Кроме того, Анатолий Константинович награжден дипломом «Золотой витязь» третьего международного кинофестиваля славянских и православных народов (1994), является лауреатом областных конкурсов. 30 сентября 2004 года А. К. Ехалов стал лауреатом VIII Международного фестиваля телевизионных фильмов «Золотой бубен» и обладателем главного приза в номинации «Национальный характер» за телефильм «Песни родной сторонки». В течение десяти лет (с 1997 по 2007 гг.) на ГТРК «Вологда» выходила в эфир его передача «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине». Его фильмы демонстрировались на каналах «ТВ-Центр» (больше 50 картин) и канале «Культура». Сейчас Анатолий Константинович организовал творческий центр «Матица», который также занимается производством фильмов для телевидения.

Творческий поиск автора передач связан с миром вологодского крестьянства и - несколько шире — с жителями вологодских деревень, сел, поселков, то есть той среды, в которой регионально-этническая специфика проявляется наиболее рельефно и полно. Более того, именно этнические особенности, их поддержание и сохранение, понимание, актуализация и возможность обогащения в современной практике становятся у А.Ехалова своеобразным и весьма значимым критерием в оценке истинности характеров, событий и явлений. В подаче автора этнические характеристики данного региона, отображенные в телевизионных программах и проверенные временем, являются непосредственным, а потому и наиболее объективным отражением самой сущности не только быта, но и бытия определенного этнического сообщества, а их забвение, утрата ведет к постепенному разрушению фундаментальных ценностей, то есть тех жизненных опор, без которых немыслимо существование, как социума, так и личности.

При рассмотрении цикла «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» последнее замечание представляется принципиальным. Дело в том, что этнические характеристики являются не столько объектом изучения, сколько материалом для проблемного анализа, на котором, собственно, и сосредоточен А. Ехалов. По сути, проблемы Вологодской области, и как самостоятельного региона, и как части России, - отправная точка его журналистских работ. Одним из негативных результатов и важных способов отражения сложных долговременных противоречий журналист видит как раз проблемы сохранения этнического своеобразия. Возрождение его, по мнению А. Ехалова, может стать реальной основой в восстановлении единства, целостности общества — исторической и синхронной, практической и духовной, рациональной и эмоциональной, личностной и коллективной.

Этнорегиональные характеристики Вологодского края исторически обусловлены прежде всего тем, что трудовая деятельность населения как основа материального жизнеобеспечения здесь не была так тесно, как в других регионах России, связана с возделывающим земледелием. Испокон веков главным источником существования были животноводство и промыслы. Конечно, это обусловило ряд устойчивых особенностей в пище, одежде, инвентаре, хозяйственных постройках. Но сформировались и другие - не только непосредственно материализованные - этнические характеристики. Имеются в виду этнические составляющие, общие и устойчивые признаки психологии, мировоззрения и мировосприятия, социализации людей. И если в связи с глобальной урбанизацией, которая в нашей стране сопровождается затяжным кризисом сельского хозяйства, материальные атрибуты естественно унифицировались и уже в гораздо меньшей степени связаны с этнической спецификой региона, то личностные и социальные духовно-психологические особенности по-прежнему очень важны. Думается, именно поэтому в цикле «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» настойчиво проводится в жизнь главная идея - сохранение и возрождение традиционных для края видов жизнеобеспечивающей деятельности. Принципиальным отличием вологодского ТВ в освещении этой тематики является то, что оно не ограничивается освещением, анализом и пропагандой тем и идей. В частности, А Ехалов целенаправленно создает и сами коммуникационные и информационные поводы, подчеркивая тем самым актуальность поднимаемых проблем и глубину их личностного переживания, чем, безусловно, устанавливает связь со зрительской аудиторией именно на этом уровне. Так, Анатолий Ехалов является инициатором и организатором таких массовых мероприятий, как праздники Коровы, Топора, Коня. В репортажах, подготовленных по материалам этих праздников, журналистское внимание сосредоточено на людях, которые продолжают традиции вологжан в животноводстве, во владении тем или иным ремеслом.

Диалектная лексика в ТВ - программах как выразительное средство художественной образности

А. К. Ехалов продолжает традиции писателей-деревенщиков. Понятие «деревенская проза» было введено в 60-е годы для обозначения прозаических произведений русской литературы, посвященных деревенской жизни и обращающихся к изображению тех человеческих (прежде всего нравственных, духовных) ценностей, которые связаны с многовековыми традициями русской деревни.

В литературном процессе XX века отношение к изображению русской деревни менялось: сначала показывали очень редко, а потом представляли в искаженном виде, идеализировали ее. В 1952 году, начиная с произведений Валентина Овечкина, появилась документальная проза, рассказывавшая о вреде, который был нанесен сельскому хозяйству некомпетентным руководством. В течение следующих десятилетий «деревенская проза» достигла большого подъема и породила многочисленные художественные произведения. Так, Ф. А. Абрамов рассказывает о деревенской жизни в Архангельской области; В. И. Белов70 отмечает положительные стороны крестьянской жизни до проведения коллективизации в Вологодской области; С. Залыгин отмечает уничтожение деревенских традиций в Сибири; В. П. Астафьев предостерегает об опасности современной цивилизации для окружающей среды; В. Распутин пишет о жизни сибирской деревни, убедительно защищая религиозные и общечеловеческие нормы и традиции. В настоящее время, как представляется, интерес к «деревенской прозе» практически утерян. Очевидно, это связано с понижающейся ролью деревни и повышающимися урбанистическими мотивами, движимыми современной молодежью. С усилением роли компьютерных технологий

Анализ вологодского телеэфира, показывает, что такого рода передачи, может быть, последнее этнографически точное описание вологодской деревни и беззлобных ее нравов, а взгляд на региональную жизнь самого автора — взгляд бесхитростного и откровенного деревенского мужика.

В телепередачах цикла «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» чувствуется русская жизнь, деревенский дух, где все ясно и просто, где все держится на человеческих отношениях. Перед зрителем встают прекрасные, чистые, волнующие пейзажи и живые люди, сделавшиеся героями его телепрограмм.

В своих программах А. Ехалов старается сохранить живой разговорный язык с присущей ему естественностью, образностью, интонацией. Как уже указывалось в предыдущей главе, цикл программ объединяет тема актуализации деревенского уклада жизни и возвращения к национальным, этническим корням. Герои телепередач - простые трудолюбивые деревенские жители. Сами передачи рассказывают об исполненных вечного смысла трудах, заботах, об образе жизни и мироощущении людей.

Лексический состав некоторых программ является интересным источником для исследования. Материал для работы отбирался методом сплошной выборки из программ цикла «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине.

Рассматривая программы, в которых автор самостоятельно прибегает к использованию диалектной и просторечной лексики и оставляет такую лексику в репликах героев своих телеочерков, приходим к достаточно интересным выводам. Кстати, именно поэтому все эти программы можно условно объединить в некий цикл, позволяющий рассматривать использование в нем диалектной и просторечной лексики.

Учитывая разнообразие и неоднородность диалектной лексики, использованной А. Ехаловым и его героями, мы сгруппируем диалектизмы, выделяя их типы. На основании классификации, данной М. X. Партенадзе71, выделим следующие типы диалектизмов: 1) Собственно лексические, 2) Лексико-словообразователъные, 3) Фонематические, 4) Семантические. В рассматриваемых телепрограммах большую часть диалектной лексики составляют лексические и семантические диалектизмы, в меньшей степени представлены фонематические и лексико-словообразовательные диалектизмы.

Лексические диалектизмы — это местные слова, корни которых отсутствуют в литературном языке или производные от корней, представленных в литературном языке, имеющие в говорах свои особые значения. В рассматриваемых передачах нам встретился целый ряд лексических диалектизмов. Подавляющее большинство лексических диалектизмов в речи героев телепередач стилистически оправдано. Так как герои анализируемых нами программ в основном пожилые люди, то их речь нельзя представить без использования диалектизмов и просторечной лексики. Их употреблением достигается большая достоверность изображения действительности.

Также в речи героев телепрограмм встречаются фонематические диалектизмы — слова, совпадающие по значению с соответствующими словами литературного языка и отличающиеся от них одной фонемой, причем эти фонематические различия не связаны с существующими в современных говорах фонетическими и морфологическими закономерностями; в этих словах произошла лексикализация какого-нибудь фонетического явления.

Встретился также ряд словообразовательных диалектизмов — слов, отличающихся от соответствующих им эквивалентов литературного языка своим морфологическим составом. Это слова с теми же корнями и имеющие то же лексическое значение, что и в литературном языке, но с другими аффиксами. В рассматриваемых передачах эти диалектизмы приобретают новые семантические оттенки, выглядят богаче. У автора словообразовательными диалектизмами в основном являются наречия времени.

Встретился ряд семантических диалектизмов. Эти диалектизмы являются своеобразными омонимами словам литературного языка. Расхождение в значении диалектных и литературных слов разнообразно (по степени) — от полного различия до едва уловимого. Семантические диалектизмы метки, звучны, емки.

Описывая жизнь и быт своих героев, А.К. Ехалов прибегает к использованию этнографических диалектизмов. Цель их употребления -создание местного колорита, реалистическое описание обстановки, которая окружает героев. Но число этнографических диалектизмов по сравнению с диалектизмами собственно лексическими в программах Ехалова очень мало, но встречаются они неоднократно.

Весь фактический материал проверен по нормативным и областным словарям, данные которых содержатся в библиографическом списке. Наблюдения над использованием диалектизмов в анализируемых передачах позволяют сделать следующие выводы:

1. В рассматриваемых передачах отмечены все типы диалектизмов, но наиболее употребительными являются лексические. Среди собственно лексических диалектизмов выделяется разряд слов, корни которых вообще не известны литературному языку. Это слова напатраиштъ, распаздернутъ, пошукать, хознуться, пошняватъ. Многие слова имеют корень, известный литературному языку. Это слова баской, бродни, варзатъся, вехотка, вострый, забуриться, зимогор, зыркатъ, изладитъся, пышкатъ, слизкий, туски.

Похожие диссертации на Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности : на примере телевидения Вологодской области