Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе Новиков Константин Юрьевич

Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе
<
Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новиков Константин Юрьевич. Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Москва, 2006 203 с. РГБ ОД, 61:06-10/671

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения общения и восприятия в радиожурналистике

1.1. Радиодискурс: филологическое и психологическое содержание понятия, функции формирования личности 11

1.2. Структура, виды и формы дискурса в детском радиовещании 17

1.3. Аудитория: возрастные особенности восприятия радиопередач 35

1.4. Особенности коммуникативного акта: личностно-поведенческие характеристики ведущего детских радиопередач 69

1.5. Этапы создания детского радиодискурса 88

1.6. Взаимное доверие и познавательный процесс в общении на радио: внимание, воздействие и восприятие 91

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование восприятия аудиторией детского радиодискурса и образа коммуникатора

2.1. Процедура, организация и методики исследования современного радиодискурса (на примере детских передач радиостанций «Эхо Москвы», «Радио России», «Голос России») 118

2.2. Характеристика полученных результатов, их анализ и обсуждение 151

Заключение 165

Библиография 186

Приложение 199

Введение к работе

Средства массовой коммуникации - важнейший фактор создания информационного пространства, с помощью которого социализируется личность, где она формируется и развивается. В связи с этим информационный и психологический контексты радиовещания параллельно и в тесной взаимосвязи формируют личностные качества юных слушателей в зависимости от способа организации коммуникативной среды, познавательных и перцептивных возможностей аудитории. Следовательно, обращение автора одновременно к филологическому и психологическому аспекту детского радиодискурса продиктовано общественной потребностью привлекать юную личность не только к радио как к источнику информации и развлечений, но и ко всем доступным социализирующим, просветительским, дидактическим источникам, среди которых радиовещание должно играть одну из активных ролей.

Актуальность обращения к психологическому компоненту детского радио связана с наличием научного пробела в исследовании детского радио не столько с позиции анализа контента (как это практиковалось в филологии), сколько с помощью психологического инструментария и категориального аппарата двух наук - психологии и филологии.

Кардинальная трансформация системы СМК в России и мире повлекла за собой не только содержательную перестройку дискурсов, направленных на разные типы аудитории, но и определила смещение познавательного вектора слушателей, зрителей (детей, молодежи) в сторону развлечений, асоциальных сфер, виртуальной коммуникации. В этой связи установлено, что доля познавательного и обучающего радиовещания в системе СМК неуклонно сокращается, несмотря на то, что включенность детей в вербальную коммуникативную среду и в систему общения посредством СМК остается актуальной, как сохраняется актуальной и потребность современной аудитории в детских радиопередачах. Из всех СМК только радио формирует в сознании

4 ребенка разнообразные слуховые образы, через которые юный слушатель включается в ролевую игру, затем через игру и сказку, трансформируя и усложняя сознание, переходит во взрослую жизнь, воспринимая из радиопередач не только массив знаний, но и набор определенных установок, структурирующих систему ценностей личности и оказывающих влияние на качество формирования поколения россиян, что представляется автору исключительно актуальным для развития современного общества. В отличие от других СМК (телевидения, Интернета, газет, журналов и пр.) радиовещание для детей представляет собой уникальный институт социализации, рекрутирует в качестве коммуникаторов особый тип людей, наделенных особыми личностно-поведенческими характеристиками, что обуславливает определенным образом структурированные взаимоотношения ведущего и слушателя в детско-юношеском радиодискурсе. Следовательно, актуальность обращения к теме связана не только с неиспользованной спецификой радио и потребностями детско-юношеской аудитории в журналистской деятельности, но и с невостребованными современной журналистикой и наукой некоторых особенностей процесса общения и восприятия на радиовещании для детей и юношества.

Объектом исследования является детско-юношеский радиодискурс (радиопередачи для детей и юношества).

Предмет исследования - возможности психологизма как метода исследования детско-юношеского радиовещания (общение, восприятие и воздействие в коммуникативном акте на радио).

Цель исследования - изучить влияние и значение одновременного психологического и филологического компонентов журналистского творчества в детско-юношеском радиодискурсе, выявить особенности коммуникативного акта в условиях специфичности субъектов коммуникации и коммуникативной среды радио.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

на основе анализа психологической и филологической литературы выявить и описать своеобразие современной коммуникативной среды радио и коммуникативного акта с участием детско-юношеской аудитории.

исследовать особенности ведущего (коммуникатора) как активного субъекта радиокоммуникации для детей: систему его установок, личностно-поведенческие характеристики, специфику творчества (схема создания радиопередач для детей),

Определить, раскрыть и уточнить понятие «дискурс» применительно к детскому радиовещанию, выявить закономерности его функционирования, особенности содержания, провести дискурс-анализ.

Разработать программу эмпирических исследований для практического применения выявленных закономерностей в журналистике и психологии массовых коммуникаций.

- Выявить и описать особенности детско-юношеской аудитории
радиовещания как влияющие на качество и степень восприятия адресованных
ей радиопередач.

Гипотезы исследования:

  1. Радиовещание как воздействующая коммуникация формирует особую коммуникативную среду, влияющую на развитие личности ребенка, способствует ее социализации. Общение с «внутренним «Я» в детском радиодискурсе происходит путем конструирования слуховых образов и включения юного слушателя в ролевую игру. Общение ребенка с внешним миром при прослушивании радиопередачи происходит опосредованно, исключительно через восприятие воображаемой личности коммуникатора и содержание транслируемой информации.

  2. Восприятие детского радиодискурса зависит от возраста аудитории, ее эмоционально-психологического состояния на момент включенности в прослушивание, от формы передачи, личностно-поведенческих характеристик ведущего, способного реализовать замысел автора передачи.

3. Коммуникатор на радио конструирует общение с аудиторией в виде лично-группового общения, представляя себе в качестве получателя информации не личность, а массового слушателя. Детская аудитория со своей стороны трансформирует лично-групповое общение коммуникатора в своё межличностное, воспринимая коммуникатора как единственного собеседника.

Теоретико-методологическая основа работы

Базовой теоретической разработкой стала культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского, исследования детского возраста и концепция стадий развития (Д.Б.Эльконин), выводы и наблюдения в детской психологии, сформулированные психологом Л.Ф.Обуховой, идея диалогичной формы общения, разработанной филологом М.М.Бахтиным. В работе мы останавливались на концепциях общения А.А.Леонтьева, А.А.Бодалева, Б.Д.Парыгина и др. В качестве теоретических и методологических моделей использовались модели коммуникативных актов в условиях опосредованного общения в СМК (Л.В.Матвеева, Н.Н.Богомолова). В качестве филологической теоретико-методологической основы использовались разработки профессора В.Я.Проппа (сказки как способ познания мира и форма радиодискурса), профессора В.В.Егорова (история просветительского теле- и радиодискурсов), профессора МГУ В.Н.Ружникова (история создания детских радиопередач), профессора МГУ Я.Н.Засурского (о специфике современных электронных СМК и их влияния на массовое сознание и поведение), доцента МГУ И.Н.Тхагушева (особенности воздействия радио), тексты архивных радиопередач советского и российского периода. Важным для автора был собственный 20-летний опыт работы в практической радиожурналистике и 6-летний опыт преподавания на факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ научно-психологических и филологических
источников
.

2. Включенное^наблюдение.

3. Анкетирование (анкета изучения интересов и предпочтений
слушательской аудитории)
.

4. Дискурс-анализ радиопередач для юношества как модификация
контент-анализа.

5. Метод фокус-группы.
Организация исследований:

Исследования проводились на кафедре телевидения и радиовещания МГУ им. М.В.Ломоносова в 2004-2005 г. Экспериментальной базой исследования выступили редакции Российской Государственной Радиовещательной Компании «Голос России», информационный отдел радиостанции «Наше время на милицейской волне». В исследованиях принимали участие в общей сложности 100 респондентов, в числе которых молодые сотрудники-практики, студенты 1 курса в возрасте до 19 лет, аспиранты и ветераны российского радиовещания (для наиболее полной и значимой выборки).

Научная новизна исследования:

- Раскрыты особенности и закономерности влияния психологического
«контекста» на форму и содержание радиопередач для детей и юношества,
выявлена специфика процессов общения и восприятия в новом для филологии
явлении - «детском радиодискурсе».

- Впервые в исследовании радиовещания филологический объект
рассматривается и анализируется психологическим инструментарием и
категориальным аппаратом на междисциплинарном уровне.

Определен, наполнен новым содержанием и применен метод дискурс-анализа, который используется для исследования, как текстов радиопередач, так и их восприятия аудиторией.

Раскрыты и сформулированы стадии взаимного доверия ведущего и аудитории, описаны особые механизмы их формирования, раскрыты этапы детского восприятия радиокоммуникации.

- Выявлены личностные черты современного ведущего, работающего с
детско-юношеской радиоаудиторией (общительность, эмпатия, эрудиция,

8 заинтересованность в общении, творческое начало, коммуникативная мобильность, высокий уровень речевой культуры и др.), его особая коммуникативно-психологическая роль в дискурсе.

- Выявлены и описаны различия в протекании коммуникативного акта в
советском и современном российском детско-юношеском радиовещании.

Предложена трехзвенная модель коммуникативного акта (Коммуникатор-Дискурс-Аудитория), где в качестве промежуточной и основной переменной выступает не собственно текст радиопередачи (сообщение или фрейм), а дискурс, объясняемый как РЕЧЕВОЕ ПОСЛАНИЕ во временном и психологическом КОНТЕКСТЕ.

- Впервые выявлен и охарактеризован особый характер протекания
процессов общения и восприятия в детском радиодискурсе: лично-групповой
вид опосредованного общения
со стороны коммуникатора трансформируется
слушателями в сугубо межличностное общение слушателя с личностью
невидимого коммуникатора.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в контексте общепсихологического знания анализируется форма и содержание радиопередач для детей и юношества. Предлагается модель опосредованного общения на радио с учетом специфики детской аудитории и личностно-поведенческих характеристик коммуникатора (ведущего). Особая коммуникативная среда, создаваемая детским радио, рассматривается в качестве формирующей сознание ребенка и влияющей на развитие личности. Практическое значение исследования:

На основе эмпирического подхода, систематизации и анализа фундаментальных теоретических разработок в психологии и филологии, а также на основе результатов проведенных исследований - разработаны выводы и рекомендации для авторов и ведущих детских радиопередач.

Издана монография «Психология детского радиовещания», которая содержит практические рекомендации автора и может служить учебным пособием для журналистов, специализирующихся на детской тематике, а также

9 для психологов и филологов, изучающих медиапсихологию и радиовещание. Выявленные особенности и закономерности могут быть апробированы в психологических и филологических обучающих курсах (спецкурсах и спецсеминарах), тренинговой работе с детьми и юношеством, могут служить руководством для журналистов, организующих теле- и радиопрограммы для детской и молодежной аудитории.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Радиокоммуникация представляет собой опосредованное общение по схеме: Коммуникатор (автор дискурса и-или его исполнитель) - Дискурс (текст, речевое послание + временной, тематический и психологический контекст) - Аудитория (массовый реципиент с определенным состоянием психики и возрастными особенностями).

  2. Психологический компонент радиовещания для детей и юношества определяет качество общения и восприятия в дискурсе, является превалирующим и значимым при подготовке к эфиру направленных радиопередач.

  3. На восприятие детских радиопередач влияют: формы вербализации дискурса, возраст, речевые и стилистические особенности поведения коммуникатора, эмоциональное состояние аудитории, ее перцептивные и возрастные характеристики.

  4. Аудитория советского радиодискурса представляла собой ОБЪЕКТ коммуникации, современный российский радиодискурс трансформировал коммуникативный акт в межсубъектный (Бахтин, 1986), диалогичное по характеру взаимодействие ведущего с аудиторией.

  5. Психологизм детско-юношеского радиодискурса состоит в особой схеме восприятия передач: 1. Получение и усвоение вербального сигнала-"якоря" (музыкальной заставки, позывных,

10 названия передачи, голоса коммуникатора); 2. Декодирование сигнала и соотнесение его с перцептивным эталоном (кроме дошкольников); 3. Формирование слухового образа (коммуникатора, сообщаемой ситуации, героев передачи); 4. Готовность к принятию решения (продолжать слушать передачу, откликнуться на призыв, ответить ведущему, редактору, автору, принять личное участие в передаче, стать похожим на героя-гостя передачи и пр.). Апробация работы

Основные выводы и результаты исследования докладывались: на Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» (Москва, февраль 2006 г.); на научных чтениях, посвященных 35-летию Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (Москва, ноябрь 2005 г.). Материалы исследования нашли свое отражение в публикациях научных журналов и сборников «Меди@льманах», «Телерадиоэфир» (2005-2006 гг.). Психологический аспект радиовещания, специфика работы журналистов с детско-юношеской аудиторией апробировались в ходе лекционных и семинарских занятий на факультете журналистики МГУ, в подготовленной к печати междисциплинарной монографии «Психология детского радиовещания».

Радиодискурс: филологическое и психологическое содержание понятия, функции формирования личности

Философское содержание понятия «дискурс», «дискурсивный» замыкается на рассудочности, опосредованности, демонстративности. «Дискурсивный» (лат. discursus - рассуждение) - деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредованные (принимаемые на основе доказательства). Понятие встречается у Платона и Аристотеля, термин «дискурсивный» - у Фомы Аквинского. Метафизики либо отрицали роль дискурсивного мышления (Якоби и др.), либо преувеличивали её (Вольф и др.). Марксистская философия и психология признавали важную роль дискурсивного познания (См.: Философский словарь, 1987). Таким образом, дискурс в философии воспринимается как способ познания и мышления. К.Ф.Седов конкретизирует общефилософское понятие, сводя его к филологическому содержанию, рассматривает дискурс как целостное речевое произведение в многообразии его когнитивно-коммуникативных функций (Седов, 2004).

Дискурс изучался в России филологами М.Л.Макаровым (2003), Л.М.Земляновой (2004), Е.Зайцевым (2004), А.Н.Николюкиным (1999), Е.И.Шейгалом (2003), К.Ф.Седов, Г.Г.Почепцовым (2001) и другими. Среди зарубежных ученых понятие исследовали Ван Дийк (Нидерланды), Б.Фрохман (1992), Ф.Уэбстер (2004), М.Йоргенсен (Швеция), П.Кюглер, Л.Филлипс (Дания) и другие. Дискурс с психологической точки зрения изучали ученые Т.Н.Ушакова (2000), Л.В.Матвеева (1991, 2004), Н.Б.Шкопоров, с психолингвистической - К.Ф.Седов (2004) и другие.

Понятие дискурса трактуется неоднозначно в зависимости от того, в какой науке и для обозначения каких явлений он применялся. Голландский ученый Т.А. ван Дийк полагал, что понятие дискурса так же расплывчато, как понятия языка, общества, идеологии (Dijk Т.А. van, 1998, 2004). В английском языке понятие discourse многозначное: лекция, трактат, беседа, разговор, текст. В некоторых случаях предметом дискурсивного исследования выступала информация: от газетных и журнальных текстов до театрально-сценических, фотографических, телевизионных (Землянова, 2004) и радиодискурсов (синоним радиопередача). В других - дискурс трактуется как семиотический процесс, специфический способ организации речевой деятельности (письменной и устной). В постмодернистском видении дискурса рассматривается представление понятия как вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности (Зайцев, 2004). Нидерландский ученый Ван Дийк (в большинстве исследований это имя переводится на русский язык как Ван Дейк) утверждает, что дискурс в широком смысле представляет собой комплексное коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и прочем контексте, в том числе, и как существенная составляющая социокультурного взаимодействия (Dijk Т.A. van, 1998).

Объяснение дискурса привело к появлению таких понятий, как «новостной дискурс», «политический дискурс», «научный дискурс», «коммунистический дискурс», «патриотический дискурс». В связи с отсутствием детерминированного и однозначного понятия «дискурс» в современной науке, автор вводит применительно к радиовещанию для детей понятие «детский радиодискурс», имея в виду коммуникативную среду и коммуникативный акт с участием 3-х субъектов: коммуникатора, речевого послания (дискурса в узком смысле) и аудитории.

В современной филологической науке дискутируется проблема разницы между дискурсом и текстом. Филолог Е.Зайцев, например, видит разницу в том, что дискурс - актуально произнесенный текст, а собственно текст - абстрактная грамматическая структура произнесенного. Дискурс - это понятие, касающееся речи, актуального речевого воздействия, текст — это понятие, касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности. Ученый солидарен с Ван Дийком, который вводит в понятие дискурса социокультурную составляющую и утверждает, что дискурс отражает социальную составляющую данной ситуации, а текст - лишь языковую (Почепцов, 2001). В более сжатом виде дана следующая формула дискурса: Д = Т + К, где Д - дискурс, Т - текст, К - контекст (Зайцев, 2004). Несколько иное другое по форме содержание в понятие «дискурса» вводит Г.Н.Манаенко, констатируя, что в рамках информационного пространства реализуются все коммуникативные дискурсы как общепринятые модели вербального поведения людей, опосредующие социальные процессы1.

В связи с разной трактовкой понятия дискурс возникают сложности и в определении понятия дискурсивного анализа. Упомянутый исследовательский метод активно используется в России, во многих странах, в США. Неоднозначность подхода проявляется в том, что дискурсивный метод исследования не трактуется как особый научный метод, а лишь как подход к проблеме и рассуждение о ней. С другой стороны, дискурс-анализ медийной сферы не предполагает критичности анализа текста, радиопередачи, не будет оценивать выбор метода исследования СМК. Дискурс-анализ - это всегда обращение к конкретному тексту или коммуникативной ситуации, заключенному в них смыслу, не исключая классификации и систематизации. Таким образом, дискурс формулирует и транслирует представления о характере проблемы (с одной стороны), создает и формирует их (с другой).

Аудитория: возрастные особенности восприятия радиопередач

Аудитория рассматривается как активный воспринимающий субъект коммуникативного акта. Важна не только специфика восприятия передачи, но и степень вовлеченности реципиента в сам дискурс, потребность в общении, переживание, сопереживание, понимание. Потребность в общении возникает в раннем детском возрасте. Позже нарастает потребность в сотрудничестве со взрослыми, стремление получить их одобрение, что обеспечивает эффективность воспитательных воздействий. Потребность во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании - высший уровень потребности ребенка в общении, возникающий в дошкольном возрасте. Потребность в общении, в сопереживании влечет юного слушателя и зрителя к радиоприемнику, к экрану, компьютеру. Аудиовизуальные СМК с помощью образов развивают воображение аудитории и, вкладывая в передачу эмоциональный заряд, создают эмоциональное состояние. Грубая дидактика, изобилие абстрактных понятий создают чувство бесполезности и непонимания, затрудняют восприятие, ослабляют силу слова. Дидактика, характерная для советского теле- и радиодискурсов в современных передачах для этой возрастной аудитории отходит на второй план и категорически не включается в технологию создания передачи. На первый план выходит непосредственное общение развлекательной и игровой направленности, объективное развитие самосознания. Развитие самосознания выражается в том, что первоначально ребенок начинает осознавать себя как индивид, выделяя себя из окружающих. Затем происходит осознание и восприятие себя как представителя определенной группы или коллектива, гражданина общества. Радиовещание призвано подключаться к этому процессу практически на первых стадиях. В школьный период потребность в общении углубляется и развивается, приобретая различные формы, определяющими для детской журналистики являются наличие новой информации, авторитетность ее источника, интересная форма подачи материала, занимательность, увлекательность, эмоциональность. Передачи, не отвечающие этим требованиям, рискуют быть не воспринятыми. Детская радиопередача не может рассматриваться конечным продуктом журналистского творчества. Отклики на передачу, реакция аудитории служат сильным побудительным мотивом для коммуникатора (ведущего) продолжить общение (начатую тему, разговор). Этот непосредственный контакт со слушателями (аудиторией) дает возможность судить как о степени заинтересованности аудитории обсуждаемой проблемой, так и о том, насколько адекватно воспринята та или иная передача, смогла ли она мобилизовать специфическую аудиторию на активное продолжение диалога, на самостоятельный поиск.

Для характеристики аудитории важны следующие функции радио: самоутверждения и социальной ориентировки, способствующие процессу социализации личности, что понимается как усвоение социального опыта общества и преобразование его в личные ценности, установки, ориентиры (интериоризация).

Упомянутые функции присутствовали во многих передачах, но в наибольшей степени реализовывались в программах для старших школьников, людей, в социальном статусе которых предстоят изменения. Преобладание в передачах тех или иных функций вызвано неоднородностью аудитории. В советском радиодискурсе существовали разножанровые передачи. Например, в «Пригласительном билете», адресованном дошкольникам, преобладала развлекательная функция. В передачах «Ступеньки к музыке» (для младших школьников) и «По струнам и клавишам» (для средней группы школьников) на первый план выходили функции просветительская и эстетическая.

Знание журналистом своей аудитории и умение грамотно пользоваться психологическим инструментарием для формирования творческого продукта 38 залог эффективности создаваемых передач. Психология изучает аудиторию как субъект коммуникативного акта и объект коммуникации (со стороны коммуникатора) в двух направлениях: как объект воспитательного воздействия и как субъект, обладающий собственной социальной активностью и собственными, только ей присущими признаками. Детская аудитория отличается от остальных возрастных групп слушателей тем, что основной вид социальной деятельности этой группы - активное усвоение духовного и практического опыта общества. Разные возрастные стадии развития личности обладают различным содержательным объемом и формами этого опыта.

Детской аудитории присущи социальные и психологические признаки, что определяет и особенности восприятия информации. Это изменчивость мнений, несформированность убеждений и взглядов, любознательность, познавательная потребность, стремление подвергать сомнению и перепроверять доказанные истины, высокая эмоциональность, открытость для всего нового, потребность в общении. Каждый возрастной период связан с определенной стадией накопления жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности, особенностями протекания интеллектуальных и эмоциональных процессов. Воспитание, в том числе посредством радиовещания, осуществляется с учетом этапов возрастного развития ребенка. Как самостоятельные возрастные группы, которым адресованы отдельные программы, выделяются дошкольники, младшие школьники, подростки и юношество. Каждой из этих групп присущи психологические особенности, которые необходимо учитывать авторам и создателям детских передач. Речь идет об особенностях восприятия аудиторией личности коммуникатора и в целом коммуникативного процесса на детском радио.

Процедура, организация и методики исследования современного радиодискурса (на примере детских передач радиостанций «Эхо Москвы», «Радио России», «Голос России»)

Советское радиовещание практиковало различные способы и методики исследований детского радиодискурса. Аудитория изучалась, главным образом, по письмам. Реакция школьников на ту или иную передачу не только помогала выявить тематические интересы аудитории, но и составить целостное представление о ней. Регулярные опросы, проводимые в школах столичных и областных городов, районных центров, в сельской местности показали, что передачи для старшеклассников («Ровесники и приложение к радиожурналу «Диск», 1987) слушали более трети всего населения. Более 60% опрошенных признались, что передача им нравится, но слушают ее изредка. Опросы также показали, что даже если в процентном отношении число слушателей в городе и на селе примерно одинаково, сельская молодежная аудитория активнее включается в коммуникационный процесс (Лебедева, 1989). Исследователи сделали вывод о том, что в отдаленных от центра местах юношеская аудитория располагает не равными возможностями для удовлетворения любознательности, но тяга к общению у них больше (Дубровицкий, 1976). Исследователь Б.И.Лозовский проводил в 1986 году изучение аудитории радио. Ставилась задача выявить особенности восприятия юношеством личности журналиста. Анкетирование было проведено в г. Свердловске. В ходе исследование установлено, что журналист воспринимается молодому читателю (аудитории), главным образом, как собеседник, человек, с которым можно посоветоваться, источником новых знаний, человеком, который поможет в трудной ситуации (Лозовский, 1986). Авторы передачи «Ровесники» формировали дискурс таким образом, чтобы ожидания аудитории оправдались. В проводимых исследованиях отмечено, что аудиторию привлекает отсутствие прямолинейности в диалоге коммуникатора и аудитории. Реципиенты информации не терпят назидательности, что было чертой областных радиостудий. В дискурсах советского радиовещания для детей создавались специальные педагогические ситуации, когда аудитории предоставлялась возможность высказать свое мнение. Коммуникатору разрешалось высказывать разные позиции, обсуждать их, проводить дискуссии.

Редакциями поддерживалось стремление старших школьников к самовыражению.

Исследования жизненных предпочтений аудитории, проведенные в 1983 году в Казахстане, показывают, что на первом месте у слушателей радиопередач (старшеклассники) советского времени стоят морально-этические проблемы. На втором - проблема выбора профессии. Заметим, что аудитория 21-го века представила бы кардинально другую картину восприятия предпочтений. Что касается восприятия радио тех лет, то исследователь М.З.Тиморшин выяснил, что 52% молодых людей в возрасте до 18 лет ожидают от радиовещания помощи в решении перечисленных вопросов (Тиморшин М.З., 1983).

С другой стороны, по результатам исследований в Белоруссии, проведенных в 1986 году (В.А.Поликарпов, анкетирование), герои радио- и телепередач тех лет почти не вызывали у молодежи эстетических эмоций. В анкетах не был назван ни один любимый персонаж современности, которому хотелось бы подражать в эстетическом плане.

Значимые данные были получены в ходе исследований восприятия и влияния СМК на молодежную аудиторию в Польше. Исследователь Веслава Пелазинская провела в 1976 году контент-анализ 595 радио- и телепередач, а также печатных материалов (Pielasinska W., 1976; Лебедева, 1989) и пришла к выводу: самую большую группу героев, популяризируемых СМИ того времени, составляли люди, которые учились. Второе место занимали представители художественного творчества, технических профессий, научные работники, учителя, земледельцы. Местом действия героев дискурсов, в основном, является город. В сознании аудитории превалирует тип «деятельностного» героя, который не встречает трудности, которого представляют только через призму эффектов его деятельности. Основываясь на исследованиях аудитории, авторы радиопередач стремились избегать односторонности, прямолинейности, упрощенности в создании образов радиопередач. Другой вывод, сделанный на основе упомянутых исследований советского радиодискурса, состоял в том, что переживания героя передачи, воспринятые юной аудиторией как свои собственные, формируют у слушателей устойчивую способность к эмпатии и сочувствию другим людям и, учитывая эти особенности, вырабатывают в сознании юных личностей собственные способы общения с этими героями. Значимым в этой связи становится восприятие современной детско-юношеской аудиторией тех дискурсов, которые принято считать целевыми и которые предназначены для того или иного возраста.

Современные исследования восприятия в СМК посвящены, главным образом, телевидению и рекламе. Радиовещание в качестве объекта изучения психологами практически не представлено. Однако именно восприятие в специфическом радиодискурсе дает основу для поиска новых важных закономерностей.

Западная научная мысль осознала формирующую особенность СМК намного раньше, чем в России. В этой связи были приняты адекватные меры, чтобы культивировать общение всех возрастных категорий посредством радио. Практически во всех странах радиовещание создает особую среду для детской аудитории, идет активное приспособление коммуникатора к вкусам, запросам, потребностям разной по составу аудитории, формируется особое восприятие и поведение. С другой стороны, аудитория направляет свой познавательный вектор в сторону радио в равной степени по сравнению с книгами, журналами, газетами. В связи с взаимным желанием идти на контакт, рождается мотивация к созданию новых радиодискурсов и новых форм его существования в эфире. Детская игровая форма дискурса привлечена в том числе и создателями теле- и радиопередач для взрослых.

Характеристика полученных результатов, их анализ и обсуждение

Одно из значимых исследований восприятия СМК детской аудиторией представляет собой количественный анализ детского и юношеского телесмотрения в Москве (Давыдов, 2002). Для детского радиовещания оно имеет практическую значимость в виду репрезентативности, выбранного возраста аудитории и методов проведения исследования. Опубликованные С.Г.Давыдовым данные составлялись на основе исследований компании TNS Gallup Media. При этом использовались количественные характеристики рейтинга и доли. Рейтингом назвали среднее количество зрителей данного эфирного события, выраженное в процентах от числа потенциальных зрителей. Долей - среднее количество зрителей данного эфирного события, выраженное в процентах от числа фактических зрителей. Анализ показал, что дети смотрят телевизор меньше, чем взрослые. При этом у детей и юношества, как и у представителей других возрастных групп, объем телесмотрения в выходные дни превышал объем телесмотрения в будние дни. Объем смотрения видео и у базовой, и у целевой аудитории больше в выходные дни, чем в будни. Дети смотрят видео значительно больше. Если на каждого респондента приходится 5 минут смотрения видео в будние дни и 8 минут в выходные, то для детей этот показатель составляет 13 и 14 минут соответственно. Исследователи также пришли к выводу, что между телесмотрением дошкольников, младших школьников и старших школьников имеются существенные различия, выявить которые на московских данных в силу недостаточности числа респондентов «до 16-ти» не представлялось возможным. Однако задача была решена на российской городской выборке 100 000+ с четырьмя целевыми подгруппами по возрастам (4-6 лет, 7-9, 10-12, 13-15). Вывод (применим и к детскому радиовещанию) был сделан следующий: меньшей всего времени у телевизора проводят дети от 4 до 6 лет. Представители младшего и среднего школьного возраста в среднем смотрят телевизор примерно 150 минут в день, чуть больше старшеклассники. Закономерность состоит в том, что по мере взросления у юной аудитории снижается интерес к детскому телевидению, а интерес к развлекательным и спортивным программам растет. Примерно равен у всех подгрупп интерес к кинопоказам и новостям. Социально-политические и гуманитарные передачи привлекают детскую и подростковую аудиторию сравнительно мало. В количественном анализе С.Г.Давыдова (данные на 2001 год) не представлена категория «познавательные программы» (наряду с практическими всеми известными дискурсами современного телевидения). Это говорит о том, что на современном российском телевидении этот вид дискурса практически исчез.

Аналогичная ситуация и на радиовещании. В то время как в советский период познавательные и обучающие передачи (судя по письмам слушателей) воспринимались как главные и наиболее интересные в общем информационном потоке наравне с играми (для детей) и новостями (для взрослых). Однако в процентном отношении детские телепрограммы (как видно из таблицы) составляют самая большую долю у детской и подростковой аудитории, что говорит о востребованности передач для детей, в том числе радиопередач (см. результаты анкетирования и табл. С.Г.Давыдова). С.Г.Давыдов делает следующие выводы из проведенных исследований: детская и подростковая аудитория смотрит телевизор меньше, чем аудитория взрослая. Недостаточное присутствие в сетке телеканалов специализированных программ, рассчитанных на детскую и подростковую аудиторию, а также их неудобное размещение приводят к тому, что зрители в возрасте от 4 до 15 лет объективно вынуждены смотреть передачи для старшей аудитории. Возрастная группа от 4 до 15 лет предпочитает сериалы и современную эстрадную музыку. При высокой потребности в восприятии детских передач, требуемого дискурса на современном российском телевидении и радио явно недостаточно или он отсутствует полностью. Восприятие современной детской и молодежной аудитории сконцентрировано на теле- и компьютерном экране, подчас на самых примитивных формах дискурса (игра, развлечения, музыка, реклама).

Похожие диссертации на Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе