Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе Матиец Евгения Евгеньевна

Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе
<
Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Матиец Евгения Евгеньевна. Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе : ил РГБ ОД 61:85-9/425

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возникновение эстетического воспитания как результат развития эстетических отношений человека к действительности 26

I. Особенности развития эстетического воспитания в докапиталистических общественно-экономических формациях 30

2. Эстетическое воспитание в условиях развития и кризиса капиталистического, становления социалистического общества 58

Глава II. Методологические основания целостной общей теории эстетического воспитания 94

I, Предмет и структура целостной общей теории эстетического воспитания 96

2. Категориально-понятийный аппарат целостной общей теории эстетического воспитания 105

3. О закономерностях и принципах эстетического воспитания 117

Глава III. Единство теории и практики эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе .. 132

I. Некоторые методологические вопросы взаимодействия теории и практики эстетического воспитания 132

2. Практика эстетического воспитания в гуманитарном вузе 136

Заключение 157

Список источников и литературы

Введение к работе

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было отмечено, что "совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы по духовному развитию людей" . В условиях бурного развития науки и техники, повышения уровня материальной культуры общества особенно возрастает значение этой работы на тех рубежах коммунистического строительства, где она органично связана с формированием "всесторонне развитых и всесторонне подготовлен- р ных людей, способных творчески использовать достижения общества для дальнейшего повышения материального благосостояния советского народа, и, что крайне важно, для более глубокого развития и совершенствования самого человека, так как "всестороннее проявление индивида лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призвание и т.д., когда воздействие (выделено нами - Е.М.) внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов, как этого хотят коммунисты" .

С первых дней советской власти началось формирование нового исторического типа личности. Однако задача интенсификации процесса воспитания личности коммунистического типа поставлена партией впервые. Решение поставленной задачи требует огромных усилий Коммунистической партии, социалистического государства, всего советского народа. Эта задача находится в центре внимания ведущих ученых и научных коллективов, работающих в разных областях

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., М., 1983, с.18.

Ленин В.И. Ч^о-тшов^^Ш^Ы^^^Ш^^Ш^Ш^ социал-демократов? - Поли.собр.соч., т.41, с.33.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч., т.З, с.282. знания, в том числе в области теории эстетического воспитания, составной части марксистско-ленинской эстетики. В Программе КПСС организация широкого эстетического воспитания народа определяется как общегосударственное дело. Партия должна заботиться, говорится в Программе, "о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся .

На современном этапе эстетическое воспитание в стране предстоит поднять на качественно новый уровень. Достигнутая степень зрелости социалистических общественных отношений, комплексный характер задач совершенствования развитого социализма требуют создания эффективной, научно обоснованной системы эстетического воспитания советского народа.

Такая система, которая обеспечила бы координацию эстетического воспитания на всех уровнях, может создаваться и эффективно управляться лишь на основе глубокого знания сущности, закономерностей, принципов эстетического воспитания. Поэтому актуальными становятся углубление и систематизация теоретических исследований эстетического воспитания.

Богатый практический опыт, который в настоящее время накоплен в области эстетического воспитания, нуждается в серьезном обобщении и систематизации. Практика эстетического воспитания в стране требует уже не эмпирически найденных, а теоретически, научно обоснованных методик этого сложного процесса. Актуальность научного обоснования практических рецептов эстетического воспитания особенно повышается в связи с тем, что в настоящий момент в стране разворачивается широкая реформа системы образования.

I. Программа КПСС. М.г Политиздат, 1982, с.130.

В настоящее время важнейшим условием создания эффективной системы эстетического воспитания является глубокое и разностороннее развитие теории эстетического воспитания. Эта теория развивается не на пустом месте. В марксистско-ленинской эстетике, научном коммунизме, психологии, педагогике, социологии и других дисциплинах предприняты (прежде всего в последние десятилетия) исследования многочисленных конкретных аспектов эстетического воспитания. Они в совокупности составляют незаменимую основу для теоретических обобщений.

Однако развитие конкретных исследований эстетического воспитания силами отдельных дисциплин, по признанию многих специалистов, тормозится в последнее время из-за отсутствия целостной общей теории эстетического воспитания. Ощущается недостаточная разработанность методологии и концептуального аппарата исследований эстетического воспитания, а также малая изученность истории эстетического воспитания. В существующей литературе отсутствует четкая субординация подходов к эстетическому воспитанию с позиций разных дисциплин. Между тем в марксистско-ленинской эстетике созрели необходимые теоретические предпосылки для того, чтобы создать общую теорию эстетического воспитания, призванную выполнить методологические функции в отношении всех исследований в области истории, теории и практики эстетического воспитания.

Помимо марксистско-ленинской эстетики, исследования эстетического воспитания ведутся в теории научного коммунизма, педагогике, психологии, социологии, клубоведении и теории культурно-просветительной работы, искусствоведческих и других дисциплинах.

Часть этих исследований носит прикладной, часть - теоретический характер.

С методологической точки зрения важен вопрос о том, в каком соотношении друг с другом находятся эти узкодисциплинарные исследования эстетического воспитания, какую частицу вносит каждое из них в разностороннее осмысление этого многогранного явления.

Предпринимая обзор научной литературы по исследованиям эстетического воспитания, мы предполагаем выделить специфические ракурсы рассмотрения эстетического воспитания различными дисциплинами.

Исследования эстетического воспитания в рамках педагогической науки отличаются, как показывает анализ общих работ по истории и теории педагогики, рассмотрением эстетического воспитания как процесса, подч^ненндго_,зааачам_и кономерндстшх_лежащш

Преимущественно прикладное, вспомогательное использование эстетического воспитания в рамках педагогики может быть проиллюстрировано распространенным в исследованиях по педагогике призывом использовать воспитание красотой для более тесного сближения детей в коллективе, выработки навыков коллективного (в данном случае художественного) действия и т.п. Эстетическое воспитание при этом оказывается средством для решения иных педагогических задач. Такой подход объективно содержится и в приведенных в исследовании "История педагогики" наставлениях К.Д.Ушинского, одного из классиков педагогической науки, ставить эстетическое воспитание в прямую связь и даже зависимость от задач нравственного воспитания^.- Подобным образом в современной работе В.И.Чай-

I. История педагогики/,под ред. М.Ф.Шибаевас/. М., 1971, с.67-68. _ 7 - ковскйй "О целостности этико-эстетического воздействия на молодежь"-^ "целостность" оборачивается фактическим подчинением эстетического воздействия задачам нравственного воспитания.

Как прямо указывается в пособии "Педагогика" Ю.К.Бабанско- го , эстетическое воспитание рассматривается с позиций педагогики как частный компонент общей системы воспитания, воспитательной деятельности.

Для педагогического ракурса рассмотрения эстетического воспитания характерно 295Ш^9^^^^^^^МЁ51Шй^99^^:1?М: ^воспитуемого, а не на процессах развития личности воспитуемого и не на его практической деятельности.

В упомянутой работе Ю.К.Бабанского, например, эстетическое воспитание определяется как "процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры" (см. гл.22, I). Сходным образом Б.П.Есипова в пособии "Педагогика" определяет эстетическое воспитание как "организацию деятельности учащихся в создании прекрасного в ми-ре вещей и человеческих отношений" . Здесь заметно четкое разделение на воспитателя и воспитуемого, организация эстетической деятельности практически полностью доверяется педагогу, понимается как рационально и строго направленный процесс. Близкую трактовку мы встречаем и в педагогическом пособии, изданном в 1976 г. украинским издательством "Вища школа", где целью эстетического воспитания называется "развитие у учащихся художествен-

Чайковская В.И. О целостности этико-эстетического воздействия на молодежь. - Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М., 1981, с.11-33.

Педагогика/*, под ред. Ю.К.Бабанского,. М., 1978, гл.22.

Есипова Б.П. Педагогика. М., 1967, с.З. но-творческих и организаторских способностей".

Опасность одностороннего подхода к эстетическому воспитанию с позиций педагогической теории и практики заключается, в частности, в том, что оно сводится к педагогическому воздействию на воспитуемого и недооценивается тот факт, что человека эстетически формирует вся окружающая действительность, условия его жизни, его собственная деятельность в окружающем мире. При этом отступает на второй план принцип сознательности, самодеятельности и активности воспитуемых, выдвинутый В.И.Лениным в его речи на Ш съезде комсомола .

Можно констатировать, что специфический ракурс рассмотрения эстетического воспитания педагогической наукой заключается в выделении момента S^Hn^^62E2_S-^SSffiS^H5S2E25SS2~ го формирования эстетического сознания, эстетических навыков, в отличие от спонтанного их формирования в ходе соприкосновения с окружающей действительностью и в результате самодеятельности индивида. Педагогическая наука изучает те формы эстетического воспитания, в которых возможно достаточно четкое выделение воспитуемых и воспитателей, а само эстетическое воздействие вплетено в общий контекст воспитания. При этом целью, конечным "продуктом" эстетического воспитания для педагогики выступает не столько само становление эстетического начала личности, сколько его благотворное влияние на общий процесс социализации индивида. Названные проблемы сами по себе чрезвычайно важны и составляют самостоятельный ракурс педагогических исследований эстетического воспитания, однако они не могут заменить собой всего

Педагогика/ под ред. А.П.Кондратюка . Киев, 1976, с.135.

См. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. - Полн.собр.соч., т.41, с.309-310. разностороннего рассмотрения эстетического воспитания. Более того, педагогический подход к эстетическому воспитанию не может рассматриваться не только как единственный, но и как ведущий метод исследования, так как он концентрируется не столько на том, что формируется в человеке, сколько на том, как формируется, по какой методике, и является с этой точки зрения вторичным, вспомогательным ракурсом рассмотрения эстетического воспитания.

Наиболее распространенным является отнесение проблем эстетического воспитания к конпетенции теории научного коммунизма и прежде всего теории коммунистического воспитания как составной части научного коммунизма. При этом исследования эстетического воспитания не получают самостоятельного статуса теории эстетического воспитания, а осуществляются с использованием понятийного аппарата и законов теории коммунистического воспитания.

В сборнике лекций "Теория и практика коммунистического воспитания", подготовленном Академией общественных наук при ЦК КПСС, подчеркивается, что задачи, структура и средства эстетического воспитания должны определяться спецификой общественных отношений коммунистической формации. "В условиях коммунистической формации, - пишут авторы, - эстетическое воспитание оказывается объективной необходимостью, вытекающей из природы нового общества" .

С.М.Ковалев, автор монографии "Формирование социалистической личности", также подчеркивает, что с позиций теории коммунистического воспитания эстетическое воспитание при социализме должно изучаться не как самоценный процесс, а как средство ре-

I.Теория и практика коммунистического воспитания /Редкол.: Ж.Т.Тощенко и др. М., 1980, с.261. шения широких социальных задач - совершенствования социалистического и построения коммунистического общества (см., например, раздел "Задачи и средства эстетического воспитания") .

Преимущественно социально-идеологический смысл эстетическому воспитанию придается и в работе белорусских авторов Х.В.Бода-кова и С.Д.Лаптенка "Всесторонне, гармонически развитая лич-ность"* и в ряде других работ.

Нетрудно заметить, что специфика рассмотрения эстетического воспитания в теории коммунистического воспитания заключается в том, что здесь изучаются закономерности лишь одной - высшей -стадии эстетического воспитания в период развития социалистического общества и построения коммунизма.

Многовековая история эстетического воспитания, а также современная практика эстетического воспитания в капиталистическом обществе остается за рамками рассмотрения. Такой подход диктуется спецификой самого научного коммунизма, который изучает закономерности становления и развития только одной - коммунистической - формации.

Следует отметить, что в теории коммунистического воспитания эстетическое воспитание рассматривается не столько как самостоятельный объект исследования, сколько как одна из сторон целостного процесса коммунистического воспитания.

В _... ракурсе исследований эстетического воспитания, который реализуется теорией научного коммунизма, в целом отсутствует подмеченный при рассмотрении педагогической литературы недостаток в изучении эстетического воспитания, заключавшийся в том,

Ковалев С.ГЛ. Формирование социалистической личности. М., 1980, с.176-180.

Бодаков А.В., Лаптенок С.Д. Всесторонняя, гармоническая личность. Минск, 1982, с.78. - II - что слабо учитывалось непосредственное эстетическое воздействие объективной реальности на человека. Напротив, важнейшей особенностью изучения эстетического воспитания здесь является сосредоточение на рассмотрении объективных_сдциальных_2Словий, которые в основном препятствуют (при капитализме) или в основном способствуют (при социализме и коммунизме) эффективному эстетическому воспитанию. Само эстетическое воспитание рассматривается прежде всего как общественное отношение в системе общественных отношений коммунистической формации, изучается его классовый, партийный характер1.

В этой связи необходимо отметить, что помимо теории коммунистического воспитания, в рамках научного коммунизма эстетическое воспитание рассматривается таїс-же как фактор становления социалистического образа жизшг, формирования потребности в тру- де ; изучаются идеологические аспекты эстетического воспитания .

Во всех этих исследованиях в полной мере присутствует специфический "социальный" ракурс рассмотрения эстетического воспитания научным коммунизмом.

В психологической науке специфиче-

См., напр.: Теория и практика коммунистического воспитания /Редкол.: Ж.Т.Тощенко и др. М., 1980, с.261-264.

Умаров Э., Пал И. Роль эстетического воспитания в совершенствовании социалистического образа жизни. - Коммунист Узбекистана, Ташкент, 1982, № 8, с.72-78; Дорошенко М.&., Носко-ва Е.Д. Роль эстетического воспитания в Формировании социалистического образа жизни. - По пути, завещанному Лениным. Одесса, 1980, с.34-37; Мехтиева P.M. Эстетическое воспитание и совершенствование социалистического образа жизни. - Зрелый социализм и развитие социалистического образа жизни. Баку, 1981, с.147-160 и др.

Казначеева Т.Н. Формирование эстетической потребности в трудовой деятельности. - Развитие духовных потребностей. Л., 1980, с.153-164 и др.

Хлупач М.В. Эстетические и художественные аспекты идеологической работы. - Эстетические аспекты социалистического образа жизни. Свердловск, 1981, с.87-91 и др. ский ракурс исследования эстетического воспитания заключается в рассмотрении его сквозь призму психологии восприятия и психологии творчества. Речь в психологических исследованиях идет об изучении механизмов индивидуального эстетического восприятия и разработке эффективных методов формирования эстетической чувственности, эстетических эмоции, восприимчивости к средствам эстетического воздействия*. Психология использует свои специфические средства для изучения психологии творчества, в том числе форми- рования навыков художественного творчества .

Наконец, психология способна изучить роль бессознательных психических процессов в эстетическом воспитании и роль самого эстетического воспитания в формировании так называемых "генераг- лизованных способностей" - воображения, наблюдательности, He's стандартности мышления, богатства ассоциативного ряда и т.п.

Специфический ракурс рассмотрения проблем эстетического воспитания в литературе по теории культурно-просветительной работы и клубове д е н и ю заключается в функционально-организационном подходе к эстетическому воспитанию, сосредоточении на его ин-

См.: Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Асеев А.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976; Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982 и др.

См.: Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983; Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего. - Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981, с.296-301 и др.

См.: Рубинштейн Л.С. Проблема способностей и вопросы психологической теории. - Вопросы психологии, I960, ] 3; Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии. -Советская педагогика, 1974, 1й 8 и др. - ІЗ -ституциональных аспектах1. В историческом ракурсе эстетическое воспитание рассматривается этой дисциплиной как компонент культурной революции в нашей стране и соответствующей перестройки целей и форм функционирования культурных и просветительских учреждений. На современном этапе эстетическое воспитание рассматривается в контексте утверждения социалистической, развития коммунистической культуры в обществе. Типичным является предложение рассматривать "эстетическое воспитание как социальный_ин- ститут очень большой важности" . Институциональный акцент в трактовке эстетического воспитания приводит также к сосредоточению на просветительско-образовательной стороне эстетического воспитания. "Организующим началом" системы эстетического воспи-тания объявляется "эстетическое образование" .

Особый интерес представляет рассмотрение эстетического воспитания в литературе по марксистско-ленинской э с т е т и -к е. Логично было бы ожидать, что в рамках эстетики существует самостоятельный комплексный подход к проблемам эстетического воспитания. Тем не менее, анализ эстетической литературы показывает, что авторы философских эстетических исследований при рассмотрении эстетического воспитания нередко становятся фактически на позиции уже рассмотренных нами подходов.

Такой подход характерен, в частности, для работ: Клубные объединения. Учеб.пособие/Смирнова Е.И. - М., 1977; Клубо-ведение/Под ред. С.Н.Иконниковой, В.ИЛепелева. М., 1980; Любительские объединения и клубы по интересам.- Клуб и художественная самодеятельность, 1982, J& 2; а отчасти и для работы: Основы марксистско-ленинской теории культуры. Учеб. пособие/Под ред. А.И.Арнольдова. М., 1976.

Новикова Л.И. Эстетическая культура социалистического общества. - В кн.: Основы марксистско-ленинской теории культуры. М., 1976, с.196.

Там же, с.197.

Например, Д.В.Михновский в одной из глав учебного пособия "Марксистско-ленинская эстетика" прямо воспроизводит подход с позиций теории коммунистического воспитания. Он пишет: "Эстетическое воспитание, осуществляемое... в масштабах всей страны и с учетом специфики различных групп и возрастов населения, является особой формой воспитательной работы, составной частью коммунистического воспитания" . В другой главе того же издания указывается: "В теории марксизма эстетическое воспитание рассматривается как органическая составная часть коммунистического воспитания, в едином ряду с его важнейшими сторонами, направлениями - нравственным, политическим, трудовым, атеистическим, физи- ческим и др."

Подобные суждения, несомненно, оправданны, особенно, если учитывать весь контекст глав, из которых они взяты, однако, как представляется, недостаточно акцентируют специфически эстетический взгляд на изучаемую проблему. Специфически эстетический подход присутствует в работе Ю.А.Лукина и В.К.Скатерщикова "Основы марксистско-ленинской эстетики", где они пишут: "Смысл и цель эстетического воспитания состоят в пробуждении и развитии определенного эстетического отношения человека к действительности..."3

Оригинальные разработки в области теории эстетического воспитания содержатся в работах Н.И.Киященко, А.Мелик-Пашаева

Михновский Д.В. Эстетические аспекты социалистического образа жизни. - Марксистско-ленинская эстетика, с.518.

Крутоус В.П. Эстетическое воспитание. - Там же, с.518.

Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. - М., 1977, с.256. - 15 -T и др. авторов . К их оценке и анализу мы обратимся ниже. Можно, однако,констатировать, что пока в литературе преобладают фрагментарные построения в области теории эстетического воспитания, вопрос же о создании целостной теории эстетического воспитания разработан недостаточно. Изучаются скорее отдельные аспекты эстетического воспитания - формирование эстетического вкуса (как это делается в работах Е.Г.Яковлева, А.С.Молчановой, С.И.Долуха-нова и др. ), эстетических ценностей (см. работы Б.Н.Абросимова, С.Г.Чиликова) , эстетических потребностей (работы А.В.Мялкина, М.Свободы)4. В.А.Разумный в монографии "Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы" приводит обширный обзор именно такого рода работ, где эстетическое воспитание понимается преимущест-венно в одном из своих аспектов .

Советскими специалистами в области эстетики предпринят обстоятельный анализ идей эстетического воспитания. Результатом исследований в этой области является двухтомное издание "Идеи

Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971; его же. Эстетическое воспитание и научно-техническая революция. М., 1981; Мелик-Пашаев А. Личность и эстетическое отношение к действительности. - Коммунист, 1984, № 3, с.67-78.

Яковлев Е.Г. Эстетический вкус. - Марксистско-ленинская эстетика, раздел I, гл.З, 5; Молчанова А.С. На вкус, на цвет... М., 1966, с.198; Долуханов СИ. Формирование эстетического вкуса творческой личности. Вестник МГУ, сер.Философия, 1981, Jfe 3, с.36-41.

Абросимов Б.Н. Проблема ценности в эстетике и эстетическое воспитание. - Эстетическое воспитание студентов: опыт, проблемы, перспективы. - Саратов, СГУ, 1982, с.10-15; Чиликов С.Г. Активность субъекта и объекта эстетического воспитания и специфика ценностного отношения. - Проблемы социального познания. М., 1981, c.IOI-III.

Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983, с.259.

Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М., 1969, с.29-42. эстетического воспитания" , ставшее своего рода хрестоматией по данной проблеме. Представления, идеи, идеалы в отношении эстетического воспитания разных веков и народов исследуются (в контексте более широкого анализа истории эстетической мысли) в подготовленном Институтом философии АН СССР многотомном издании "История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли" (М., 1962-1968), исследованиях А.Ф.Лосева "История античной эстетики" (М., 1963), "Эстетика Возрождения" (М., 1978), в известных работах М.Ф.Овсянникова и З.Ф.Смирновой "Очерки эстетических учений" (М., 1963) и М.Ф.Овсянникова "История эстетической мысли" (М., 1978), а отчасти и в подготовленных ленинградской эстетической школой (коллективом под руководством М.С.Кагана) "Лекциях по истории эстетики" (выпуски 1976-1979 гг.). Развитию идей эстетического воспитания в Советской России посвящена содержательная монография Н.Л.Лейзерова "В поисках и борьбе" (М., 1971).

При этом следует подчеркнуть, что в рамках истории эстетики ракурс рассмотрения заключается в изучении не самих объективных процессов эстетического воспитания, а их субъективного отражения в эстетических идеях и концепциях, в эстетическом сознании.

В таком же ракурсе рассматривают эстетическое воспитание некоторые уже не историко-эстетические, а теоретико-эстетические работы. В частности, в монографии "Эстетическое сознание р и процесс его формирования" рассматривается часть процессов эстетического воспитания, связанных с формированием субъективно

Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х томах. М., 1973.

Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Леизеров, М., І98І. - 17 -эстетического. В монографии "Процесс эстетического отражения" предпринимается весьма интересная попытка разъяснить формирование эстетических потребностей, способностей, навыков в терминах объективации-субъективации, рассмотреть этот процесс с точки зрения теории отражения и теории познания.

По иному пути идет А.В.Мялкин2, который, изучая воспитание разумных человеческих потребностей (в гл.ІУ) и формирование способностей личности (в гл.Ш), рассматривает потребности и способности как прежде всего объективные отношения, лишь вторично отраженные в сознании, в том числе эстетическом сознании в виде субъективно осознанных потребностей и способностей.

Анализ многочисленных узких аспектов эстетического воспитания, прежде всего в ракурсе изучения практических методов, единства теории и практики эстетического воспитания, осуществлен в сборниках "Эстетическое воспитание студентов" (М., 1973), "Эстетическое воспитание студентов'ЧМ., 1980), коллективной моногра-фии "Эстетическое развитие и воспитание молодежи" и др. работах.

Следует отметить, что решению задачи создания общей теории эстетического воспитания весьма способствует разработка эстетических категорий и их систематизация в современной литературе, создающая базу для построения развернутого категориально-понятийного аппарата теоретических исследований эстетического воспитания. В книге А.Ф.Лосева и В.П.Шестакова "История эстетических категорий" (М., 1965) и в вышедшей через полтора десятилетия, но во многом дублирующей ее основные идеи книге В.П.Шеста-3^"Эотечеокт. категории" содержится важный материал.

Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. М., 1969.

Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983.

Эстетическое развитие и воспитание молодежи / под ред. О.ВЛармина. М., 1978.

Описание ключевых эстетических категорий в главах и параграфах М.Ф.Овсянникова, В.П.Крутоуса, Е.В.Волковой, А.С.Мигуно-ва, В.М.Хоминской, Т.В.Кузнецовой, Г.П.Турука, Е.Г.Яковлева в книге "Марксистско-ленинская эстетика" (под ред. М.Ф.Овсянникова. М., 1983) представляет .богатый материал для выявления и определения категорий и понятий, используемых при анализе эстетического воспитания. Книга Е.Г.Яковлева "Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике" (М., 1983) представляет собой дальнейший важный шаг в деле упорядочения, уточнения координации и субординации эстетических категорий, в том числе используемых для теоретического осмысления эстетического воспитания.

Только эстетический ракурс рассмотрения эстетического воспитания при помощи категорий и понятий "объективно и субъективно эстетического", "эстетического субъекта и объекта", "эстетической деятельности", "эстетического отношения", "эстетического сознания" и т.д., позволяет вскрыть именно специфические закономерности эстетического воспитания, которые не могут быть осмыслены при помощи категориально-понятийного аппарата педагогики, психологии и др.дисциплин.

Все упомянутые эстетические работы вносят важный вклад в изучение истории эстетического воспитания, его закономерностей, понятийного аппарата исследований по эстетическому воспитанию. Однако они не объединяют этот аппарат и эти закономерности в системное единство - в развернутую целостную теорию эстетического воспитания. Между тем, специфика эстетического подхода должна, как представляется, заключаться именно в разработке общей теории эстетического воспитания, способной стать методологическим стержнем, "центром притяжения" для всех исследований эстетического воспитания средствами и методами различных наук.

С методологической точки зрения вопрос о статусе общей теории эстетического воспитания - это не пустой спор о "сферах влияния" различных наук, а реальный, назревший в ходе исторического развития эстетического воспитания вопрос о том, как систематизировать широкие и многогранные исследования эстетического воспитания, которые сегодня ведутся во многих областях знания, вопрос определения методологической основы этих исследований на современном этапе.

В результате подключения все новых наук к осмыслению эстетического воспитания, а также развития марксистско-ленинской эстетики объективно назрела необходимость выделения общей (в одной из дисциплин) и частных (во всех других смежных дисциплинах) теорий эстетического воспитания, выстраивания определенной иерархии исследований эстетического воспитания.

Комплексное изучение эстетического воспитания означает "не только требование подходить к сложным объектам как к системам, но требование адекватной им... последовательности методов научных дисциплин, применяемых к исследованию" . Речь идет о том, что с необходимостью привлекая к изучению эстетического воспитания науки, исследующие личность и социальные общности, следует верно, исходя из природы эстетического воспитания как явления, определить порядок, приоритетность применения к нему методов этих дисциплин.

Ключевым положением, разработке и доказательству которого посвящена данная работа, является положение о том, что методо-

I. Ашасижев М.Н. Предмет и задачи марксистско-ленинской эстетики.-Марксистско-ленинская эстетика /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М., 1983, сб. логическое и теоретическое изучение эстетического воспитания в рамках общей теории эстетического воспитания, составной части марксистско-ленинской эстетики, адекватно современному уровню требований к практике эстетического воспитания и уровню развития научного знания о процессах эстетического воспитания. В свою очередь общая теория эстетического воспитания должна рассматриваться как методологическая основа для изучения эстетического воспитания разными науками.

В большинстве случаев, как это демонстрирует осуществленный обзор литературы, своеобразной "призмой", сквозь которую воспринимается процесс эстетического воспитания, оказывается понятие "воспитание". Нередко случается, что исследователи, посвятившие свои усилия изучению отдельных частей или сторон целого (то есть пытаясь вычленить из объекта науки свой специфический предмет изучения), утрачивают представление о целом. Применительно к эстетическому воспитанию, в частности, следует отметить, что в настоящее время исследователи мало внимания уделяют взаимосвязи эстетического воспитания и феномена собственно "эстетического". Между тем такой подход допустим лишь при построении частных теорий эстетического воспитания в рамках педагогики, теории коммунистического воспитания и пр. Что же касается методологического основания для определения предмета общей теории эстетического воспитания, выступающей частью марксистско-ленинской эстетики, то им должна стать основная категория данной дисциплины, категория "эстетическое". Эстетическое воспитание должно рассматриваться как аспект развития эстетического в социальной форме движения материи.

Эстетическое (эстетическую сторону действительности) мы рассматриваем как то целое, с позиций которого можно уяснить его отдельные аспекты, одним из которых и является эстетическое воспитание. Здесь уместно вспомнить, что К.Маркс определял целое как исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно представляет для исследователя явление, с которого начинается проникновение в сущность предмета . Рассматривая эстетическое воспитание как аспект эстетического, мы понимаем, что эстетическое воспитание имеет свою структуру, функции и законы развития, отличные от соответствующих характеристик эстетического в целом. Однако, по нашему мнению, в исследованиях эстетического воспитания в рамках общей теории эстетического воспитания отправным моментом должна стать специфика эстетической стороны действительности. Именно специфика целого ("эстетического") явится ключом к пониманию специфики проявления его аспекта (эстетического воспитания) .

Категория "эстетическое" сравнительно недавно заняла подобающее ей место в системе понятий марксистско-ленинской эстетики, чему немало способствовали дискуссии начала 60-х годов о сущности эстетического (соответствующие материалы широко публиковались в I96I-I964 гг. в журналах "Вопросы философии", "Вопросы литературы", отдельных сборниках). Основные точки зрения на сущность эстетического группируются как бы между двумя полюсами. Ряд авторов полагает, что только субъективное человеческое восприятие, сформированное в процессе социализации, привносит эстетику в мир человека и в общественные отношения (так называемая "общественническая" точка зрения на эстетическое). Другие авто-

I. См.: Энгельс ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.35-36. См. также: Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 гг. - там же, т.12, с.715. ры, напротив склонны рассматривать эстетическое как комплекс особых объективных свойств и закономерностей бытия.

Авторы учебника "Марксистско-ленинская эстетика" признают, что "предельно широкое понятие эстетики как науки - "эстетическое" - охватывает почти не поддающийся строгому ограничению круг предметов, явлений природной и общественной действительности"1. При подведении итогов исследований по марксистско-ленинской эстетике за последние десятилетия в журнале "Вопросы философии" отмечалось: "Отсутствие удовлетворительного решения проблеглы эстетического осложняет решение многих других проблем. В конечном итоге это, однако, стимулирует теоретическую мысль, а не свидетельствует о "непознаваемости" сферы эстетического и "слабости" сегодняшней науки" .

При этом рабочее, незавершенное состояние определений понятна "эстетическое" во многом компенсируется разработанностью категорий "прекрасное", "возвышенное" и др., понятии "эстетическое сознание", "эстетическая деятельность" и других, в которых конкретизируется "эстетическое" как наиболее общая категория. С этой точки зрения разработка системы понятий теории эстетического воспитания способна внести не меньший вклад в уточнение категории "эстетическое", нежели использование последней может дать для построения общей теории эстетического воспитания.

В марксистско-ленинской эстетике, как свидетельствует обзор литературы, проведено весьма подробное и глубокое теоретическое осмысление сущности и проявлений таких ключевых эстетических феноменов, как эстетическая культура, идеалы, оценки, эстетиче-

1. Овсянников М.Ф. Основные этапы развития эстетической мысли. - - Марксистско-ленинская эстетика, с.21-22.

2. Исследования по марксистско-ленинской эстетике. - Вопросы философии, 1980, № 12, с.121. ский вкус, эмоции, чувства, эстетическое сознание и др. Теория эстетического воспитания требует изучения всех этих объектов с точки зрения их формирования, как в контексте исторического развития человеческого рода в целом, так и в индивидуальном развитии личности при освоении ею в ходе эстетического воспитания всего богатства эстетической культуры. Эстетическое понимается в данной работе как единство объективных и субъективных проявлений таких универсальных закономерностей бытия и сознания, как мера, гармония, целостность, упорядоченность, целесообразность, совершенство и др. (а также их противоположностей), выступающих в форме конкретных свойств и отношений объектов и субъектов . Ставя задачу изучить эстетическое воспитание как аспект объективного процесса формирования, развития, разворачивания эстетического во всем богатстве его конкретных проявлений в социальной форме движения, мы имеем в виду, что человек на протяжении своей общественной истории принял важнейшее участие в формировании и воспроизводстве эстетической стороны окружающей нас действительности, существующих эстетических отношений. Люди вступают с действительностью в развернутые эстетические отношения2, которые представляют собой процессы и результаты взаимодействия человека с природой, другим человеком, социальной общностью по поводу освоения эстетической стороны действительности.

Следовательно, для построения теории эстетического воспи-

См.: Овсянников М.Ф. Эстетическое. - Марксистско-ленинская эстетика, с.66; Мартынов Ф.Т. Эстетическая деятельность. -Там же, с.69.

В эстетической литературе даже встречается мнение, что "цель эстетической деятельности в ее полном объеме есть производство и воспроизводство эстетического отношения".! Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? Эстетическая деятельность в системе общественной практики, М., 1976, с.122.) тания необходимо изучить тот круг эстетических отношений, в которые человек вступает с действительностью на разных этапах исторического развития. Нужно выявить средства, которые общество использует для этого. Формирование эстетических отношений протекает в определенных социальных условиях - значит, надо проанализировать общественные и индивидуальные формы организации эстетического воспитания. Наконец, эстетические отношения закрепляются в результате формирования сложных психофизиологических механизмов. Необходимо выявить эти механизмы, которые материализуют, закрепляют результаты эстетического воспитания. Все это возможно лишь на основе изучения реальной истории эстетического воспитания в человеческом обществе, ибо становление богатого арсенала эстетических отношений, средств эстетического воспитания, соответствующих механизмов человеческой психики и деятельности протекает постепенно, в естественном развитии, и представляет собой объективный процесс формирования, развития, разворачивания эстетического в условиях социальной формы движения, процесс, центральным звеном которого выступает творчески деятельный человек, а высшей на сегодняшний день фазой - эстетическое воспитание в развитом социалистическом обществе.

Уяснив степень разработанности проблематики эстетического воспитания и определив специфику избранного подхода, мы считаем целью данного диссертационного исследования дальнейшую разработку целостной общей теории эстетического воспитания как составной части марксистско-ленинской эстетики и изучение путей практического применения этой теории.

Для достижения данной цели в работе будут решаться следующие задачи:

В первой главе - рассмотреть узловые моменты истории эстети- ческого воспитания и выявить исторически сложившиеся в ходе развития человечества средства и формы эстетического воспитания, механизмы эстетического освоения действительности.

Во второй главе - определить предмет, прояснить категориально-понятийный аппарат, сформулировать некоторые закономерности и принципы общей теории эстетического воспитания как составной части марксистско-ленинской эстетики.

В третьей главе - исходя из принципа единства теории и практики применить общую теорию эстетического воспитания к практике эстетического воспитания на этапе совершенствования развитого социализма.

Эстетическое воспитание в условиях развития и кризиса капиталистического, становления социалистического общества

Задачей данного парагрфа является рассмотрение специфических средств воспроизводства эстетических отношений, возникших на основании общественных отношений капиталистической формации с момента ее становления в обществах, переживавших эпоху европейского Возрождения, до империалистических форм, а также кардинальных перемен в сфере эстетического воспитания в период становления социалистического общества.

Если античность воспринимается сегодня как колыбель современных средств эстетического воспитания, то эпоха Возрождения является колыбелью современного идеала гармонического развития личности.

Именно утверждение ценности отдельной человеческой личности и безграничных возможностей ее развития стало центральным мировоззренческим принципом эпохи Возрождения. Собственно, такой феномен, как индивидуальная личность, впервые сформировался в полной мере лишь в эту раннебуржуазную эпоху, когда социальные законы зарождающейся капиталистической формации выдвинули на передний план принцип индивидуализма. Заложенный в новых капиталистических формах собственности, разделения труда и производственных отношениях, принцип индивидуализма перестроил все надстроечные отношения. Существенно затронул он и эстетические отношения человека к действительности, что послужило толчком к появлению новых средств воспитания потребностей и способностей индивида, эстетического освоения окружающего мира.

Каковы же особенности эстетического воспитания в эпоху, когда формируется идеал гармонического развития личности?

В возрожденческих педагогических и эстетических трактатах мы находим утверждения, что если какие-то качества не даны человеку "от бога", их можно развить, сформировать. Бальдассаре Кастильоне в трактате "О придворном" настаивает: "Вы говорите, что грация часто бывает даром природы и неба... Однако это зависит от воли провидения, а не от нас самих. Но те, кто не наделен от природы этим даром, могут настойчивостью, трудом и учением обрести изящество и грацию" Эразм Роттердамский также утверждал, что воспитание способно и должно "восполнять пробелы ума и нравственности", допущенные природой.

Таким образом, важнейшим принципом воспитания этико-эсте-тических навыков в эпоху Возрождения уже осознанно становится принцип актившсти и самостдятельности в обучении. Он противопоставлялся бездумному поклонению авторитетам, механическому зазубриванию, схоластической учености и начетничеству, которыми так отличалось церковное образование прежней эпохи. Более того, подчеркивая это противопоставление, Эразм Роттердамский провозгласил принцип привлекательности занятий для воспитуемого.

Трактуя развитие способностей личности как результат упорного научения, тренировки и постоянной практики ("истинное ис-кусство... достигается настойчивым трудом" ), мыслители Возрождения сформулировали требование высокой специализации и профессионализма во владении своими способностями и навыками. Путь к воспитанию верных способностей - "с ранних лет начинать учиться у лучших учителей... И когда будут достигнуты успехи, следует много встречаться с лкщьми той же профессии и, руководствуясь разумом, который всегда должен быть главным наставником, можно переходить к изучению других дисциплин" .

Вместе с тем, требование профессионализма сочетается с требованием неприн жаенности и естественности во владении способностями и навыками. Это требование реализовывалось в обращении к эстетическому освоению реального, а не "горнего" мира, поиске эстетических отношений и аспектов в окружающей, а не вымышленной божественной действительности.

В отличие от средневекового искусства Возрождение не боится достижения гармонии через объединение противопологісностей, через употребление (в меру) диссонанса и дисгармонии. "Нельзя брать сразу два совершенных консонанса один за другим... в погоне за совершенством нужно избегать излишеств, иначе получится р не гармония, а неестественность" Требование естественности, реалистичности изображения, смелое использование натуры в изобразительном искусстве, синтез религиозной тематики с мажорными элементами обыденной реальности, вкрапляемыми в художественное произведение, произвели подлинный переворот в искусстве.

Требование естественности эстетического выражения применяется к литературному обыденному языку, ритмике человеческих движений, формам поведения и даже к такой, казалось бы, искусственной форме эстетически значимого действия, как придворный этикет (как это прямо постулируется в трактате Б.Кастильоне "0 придворном").

Категориально-понятийный аппарат целостной общей теории эстетического воспитания

Проблема систематизации категориально-понятийного аппарата эстетики, как показывает Е.Г.Яковлев в книге "Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике", ставилась многими представителями эстетической мысли, но только в марксистско-ленинской эстетике и только в последнее время она начинает обретать свое более-менее последовательное решение. В контексте данного исследования мы будем опираться на глубоко обоснованное в современной эстетической литературе положение, что центральной категорией для системы категорий марксистско-ленинской эстетики является "эстетическое" .

Нам представляется, что на современном этапе совершенно необходима применительно к ОТЭВ конкретизация этой центральной категории и иных категории и понятий марксистско-ленинской эстетики, подобно тому, как многие общефилософские категории конкретизируются и употребляются в системе категорий и понятий марксистско-ленинской эстетики.

В эстетической литературе существуют различные принципы систематизации категорий: выделение структурных, негативных, специфических категорий (А.Я.Зись) , категорий эстетической деятельности, общественной жизни и искусства (Э.Г.Красностанов и Д.Д.Средний) . В первом случае основанием деления являются особенности самих категорий, во втором - особенности отражаемых объектов и явлений. Используя основание деления "по отражаемому объекту", Е.Г.Яковлев обоснованно, на наш взгляд, пред латает различать категории, отражающие I) объективные состояния, 2) духовно-практическое освоение мира, т.е. деятельность, 3) субъективный эстетический мир человека , при этом в качестве принципа связи выступают координация и субординация между категориями всех трех групп.

Но систематизация "по отражаемому объекту" выражает сущностные особенности категорий и характерна для теорий, обладающих более-менее устоявшимся категориально-понятийным аппаратом и развитым состоянием исследований их содержания.

В ОТЭВ же, теории, которая только проходит этап своего становления, фактически пока отсутствуют устоявшиеся представления о содержании многих употребляемых для анализа эстетического воспитания категорий и понятий. Поэтому сущностная систематизация категорий и понятий ОТЭВ может быть осуществлена, как представляется, лишь после глубокой проработки понятий "эстетическое воспитание", "эстетическое формирование", "эстетическая потребность" и многих других, что предполагает фундаментальные исследования ученых, научных коллективов.

На настоящем этапе становления ОТЭВ как самостоятельной теории нам представляется возможным осуществить предварительную систематизацию ее категориально-понятийного аппарата и взять в качестве принципа систематизации разделение категорий и понятий по степени_общности, выделив: I) общефилософские и общенаучные категории и понятия, используемые в ОТЭВ; 2) категории и понятия, общие для ОТЭВ и марксистско-ленинской эстетики; 3) понятия, общие для ОТЭВ и смежных дисциплин, содержащих частные теоретические построения в области эстетического воспитания; 4) специфические понятия и категории, сформулированные и употребляемые именно в ОТЭВ. Такое разделение представляется целесообразным, поскольку ОТЭВ на данном этапе проясняет свое объективное место среди других дисциплин и теорий, субординирует свое положение в сфере научного знания "по вертикали" - с теориями большего уровня общности, и координирует "по горизонтали" - с теориями того же уровня общности.

Рассмотрим данную систематизацию подробнее, заранее отметив, что описание первых трех групп понятий будет включать перечисление понятий и обозначение в самом общем виде их функций, а понятия наиболее важной для данного исследования четвертой группы мы проанализируем развернуто, построив систему их определений.

О закономерностях и принципах эстетического воспитания

Выявление закономерностей и принципов эстетического воспитания - сложная и практически важная задача. Ее решение может быть лишь в самом предварительном плане начато сейчас, на ранних этапах развития общей теории эстетического воспитания. Выявление закономерностей развития объекта - одна из высших и завершающих задач теоретического осмысления данного объекта, однако уже на ранней стадии может быть прояснен вопрос, что отражают и как определяются закономерности общей теории эстетического воспитания ономерности стетического_во питания - это устойчивые, повторяющиеся особенности протекания процесса эстетического воспитания, с необходимостью порождаемые при осуществлении этого процесса в тех или иных общественно-исторических условиях.

Выявление закономерностей эстетического воспитания важно не только для объяснения механизма этого процесса, но и для прогнозирования его развития в будущем и, более того, сознательного планирования системы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе, управления (на основе знания закономерностей) процессом эстетического воспитания.

В формировании закономерностей эстетического воспитания марксистско-ленинская эстетика взаимодействует с иными дисциплинами, ведущими исследования этого процесса, прежде всего с теорией научного коммунизма, которая помогает выявить закономерности эстетического воспитания в коммунистической формации, и историческим материализмом, который предоставляет методологическую основу для выявления общеисторических закономерностей его. Это не означает, что общая теория эстетического воспитания механически заимствует рассматриваемые этими дисциплинами закономерности. Она, опираясь на марксистско-ленинскую эстетику, выявляет специфические эстетические_аспекты_ шх_историчєским_матєриа Мы приве дем в пример ряд закономерностей такого рода.

Вслед за тем мы попытаемся сформулировать хотя бы некоторые закономерности эстетического воспитания, которые являются специ-юически_эстетическими и формулируются с позиций марксистско-ленинской эстетики без привлечения подходов других дисциплин.

Марксистская историко-материалистическая методология подсказывает, что эстетическое воспитание как явление надстройки и общественного сознания, в конечном счете подчинено развитию базисных характеристик общества, смене общественно-экономических формаций. С этой точки зрения основным методологически важным положением, которое мы хотели бы подчеркнуть и проиллюстрировать, является необходимость различения закономерностей эстетического воспитания, имеющих разную степень исторической общности. Проведенный в первой главе историко-тєоретичєский анализ развития эстетического воспитания позволяет выделить некоторые общеисторические_закономерности эстетического воспитания, действующие на всем протяжении существования данного феномена. Среди таких закономерностей можно указать: - зависимость форм и средств эстетического воспитания от уровня развития материальной и духовной культуры человеческого общества. Эта закономерность находит свое проявление в распространении все более совершенных, сложных, все более эффективных форм и средств эстетического воспитания в ходе последовательного исторического развития. Важным следствием данной закономерности является понимание того, что только создание материально-технической базы коммунизма и становление коммунистического общественного устройства создает материально-организационные и социальные основы системы по-настоящему всеобщего, разностороннего и комплексного эстетического воспитания, в которой каждая эстетическая потребность индивида будет находить адекватные средства своего удовлетворения; - зависимость (в конечном счете) средств и форм организации эстетического воспитания от типа и характера общественных отно шений на каждом этапе исторического развития. В первой главе эта зависимость четко прослеживается на различных исторических эта пах. Достаточно упомянуть о том, что, например, первобытно-ком мунистический, общинный характер общественных отношений в древ них цивилизациях порождал исключительно коллективные формы орга низации эстетического воспитания (коллективный ритуал, обряд, коллективный трудовой акт и т.п.). Напротив, индивидуалистский и прагматический характер производственных и общественных отношений, характерный для капиталистической формации, обусловливает господство на ее классической доимпериалистической стадии индивидуальных, отражающих социальное неравенство и расслоение форм организации эстетического воспитания, приводит к частичной подмене ценностей и идеалов прекрасного ценностью полезного; - общеисторической закономерностью эстетического воспита ния следует, по-видимому, считать и неуклонное и последователь ное возвышение эстетических потребностей индивидов в ходе исто рического прогресса общества. Нетрудно показать, что обеспечение удовлетворения определенных эстетических потребностей, достигну тое обществом на том или ином этапе своего развития, приводит не к установлению гармонического равновесия, а к формированию новых, более сложных, комплексных, охватывающих все более широкую массу людей эстетических потребностей.

Помимо общеисторических закономерностей эстетического воспитания, список которых будет пополняться и уточняться с развитием общей теории эстетического воспитания, представляется возможным выделить рмационные_закрномерности эстетического воспитания, характерные для какой-либо одной или группы общественно-экономических формаций.

Приведем типичные примеры закономерностей этого типа. Для всех докоммунистических формаций закономерным является: - стихийность появления и развития средств и форм эстетического воспитания; - отставание уровня развития эстетического воспитания от потребностей трудовой и всей общественной практики; - наличие противоречия между содержанием эстетических потребностей индивида и возможностями их удовлетворения.

Для антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) закономерным является неравномерность (как следствие социального расслоения) пользования средствами и формами организации эстетического воспитания, существование специфических средств и форм эстетического воспитания у разных классов и социальных слоев общества.

Практика эстетического воспитания в гуманитарном вузе

Из разработанного в рамках ОТЗВ понимания эстетического воспитания следует, что основной задачей вузовского эстетического воспитания является вовлечение всех студентов в комплекс развитых эстетических отношений с действительностью. При этом, разумеется, комплекс эстетических отношений, освоенный одним студентом, может и будет несколько отличаться от комплекса, освоенного другим - ведь эстетическое освоение мира - процесс сугубо личностный. Однако важно обеспечить само наличие коглплєкса эстетических отношений и, по возможности, его максимальное соответствие индивидуальным особенностям каждой человеческой личности. "Главная цель всеобщего эстетического воспитания, - пишет А.Мелик-Пашаев, - раскрытие способности эстетического отношения к действительности у всех людей. Независимо от их профессии, не в качестве момента специальной одаренности, а как целостной характеристики гармонически развитой личности, как грани истинного человеческого отношения к миру и к самому себе .

И такой довольно универсальный механизм раскрытия (а точнее - формирования) эстетических способностей каждого человека, как мы убедились в ходе предшествующего исследования, существует. Им является целенаправленный тренинг психофизиологических структур, обеспечивающих эстетическое освоение человеком мира. Другими словами, применение ведущего принципа эстетического воспитания (принципа самостоятельного тренинга) диктует следующую последовательность практических шагов по эстетическому воспитанию.

Организованное вовлечение студентов в процесс регулярно го эстетического восприятия. Вовлечение дожшо быть организован ным, направляемым извне, поскольку в дополнение к существующим у первокурсников эстетическим потребностям в процессе эстетического воспитания ставится цель сформировать новые эстетические потребности, интересы и психологические мотивы эстетической деятельности. И сделать это можно, многократно, регулярно (пускай поначалу даже "в обязательном порядке", путем организации обязательных занятий и мероприятий) вовлекая студента в процесс эстетического восприятия. Формами такого организованного регулярного вовлечения могут быть посещение культурных учреждений (музеев, театров), курсы истории искусств и пр.

- Весьма важно добиться превращения навыков грамотного эстетического восприятия в социальную_норму Б студенческой среде, поскольку, как следует из теоретического анализа эстетической потребности, последняя представляет собой рассогласование субъекта с господствущей и усвоенной им социальной нормой (в данном случае - "нормальным" уровнем эстетической культуры). Осознание такого рассогласования служит побудительным мотивом к деятельности по обретению необходимых эстетических навыков, эстетических знаний.

- Необходима постепенная и последовательная активизация эстетической деятельности студента в соответствии с принципом 59.2ледовательности и непрерывности эстетического воспитания. Как мы отмечали, этот принцип требует ступенчатого усложнения творческих ситуаций и заданий, которые получает воспитуемый, переход от творчески-созерцательных действий к творчески-созидательным.

Последовательная активизация необходима, поскольку коллективное эстетическое восприятие может еще оставлять отдельных студентов пассивными, просто "отсиживающими" лекции или мероприятия. Между тем, без самостоятельности тренинга нельзя добиться формирования личностных эстетических способностей. Выше отмечалось, что психофизиологическим механизмом формирования эмоциональных оценок, эстетических "эталонов" и идеалов в сознании индивида, эстетических чувств является формирование устойчивых нейронных цепочек и "узлов", представляющих собой как бы "след" многократного повторения простеших эстетических реакций индивида, которые накладываются, усиливаются, закрепляются в виде устойчивых психических структур. Иными словами, вос-питуемый должен многократно пережить отношение (эмоциональное, чувственное, интеллектуальное), скажем, к различным проявлениям возвышенного, прежде чем в его психике сформируется образ-эталон возвышенного, соответствующий эстетический идеал, который начнет в свою очередь функционировать, обогащать восприятие мира данной личностью.

- Согласно последовательности формирования психофизиологических механизмов эстетического освоения мира (эстетических способностей), которая рассмотрена на историко-теоретическом материале в предыдущих главах, представляется целесообразным рекомендовать на первоначальных этапах процесса эстетического воспитания сосредоточить усилия на совершенствовании эстетических эмоциональных реакций, на классификации и дифференциации эстетических "эталонов" возвышенного и низменного, трагического и комического, гармоничного и дисгармоничного и т.д. ЛРІШЬ затем может быть оказано эффективное влияние на сложные эстетические чувства.

Похожие диссертации на Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе