Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев Радионов, Михаил Владимирович

Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев
<
Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Радионов, Михаил Владимирович. Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Радионов Михаил Владимирович; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Нижневартовск, 2011.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/613

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Педагогические основы формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста

1.1. Философско-педагогические взгляды на формирование эстетической культуры 13

1.2. Особенности формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста 21

1.3. Спортивные бальные танцы как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста 34

1.4. Физическая подготовка юных танцоров 43

Заключение 48

Глава II. Задачи, методы и организация исследований

2.1. Задачи и методы исследований 53

2.2. Организация исследований 66

Заключение 68

Глава III. Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста как система педагогических воздействий

3.1. Общие подходы к решению проблемы 69

3.2. Уровень подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными бальными танцами 71

3.3. Взаимосвязь компонентов процесса формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев Заключение 79

Глава IV. Педагогические основы оптимизации процесса формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста

4.1. Современная методика формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста 81

4.2. Инновационная методика формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста 85

Заключение 101

Глава V. Педагогические аспекты формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев

5.1. Организация и проведение педагогического эксперимента 104

5.2. Принципы и условия оптимизации учебно-тренировочного процесса 106

5.3. Результаты педагогического эксперимента 108

Заключение 115

Выводы 116

Библиографический список 119

Приложения 139

Введение к работе

Актуальность исследования. Формирование гармоничной личности - непреходящая проблема педагогики. Актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах.

В настоящее время особо акцентируется роль эстетической культуры в сфере жизнедеятельности человека, так как именно она углубляет представления человека не только о процессах бытия, но и о собственном отношении и причастности к нему. Она координирует взаимоотношения людей, раскрывает синкретичность человека и природы, человека и общества, способствует раскрытию творческих потенций. Эстетическая культура в отличие от биологических свойств не передаётся по наследству, а приобретается в процессе воспитания, следовательно, она является необходимым условием формирования личности.

Формирование эстетической культуры традиционно рассматривается как «процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности».

Формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. И здесь большая роль отводится деятельности специальных учреждений культуры и дополнительного образования (театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). В ряду искусств, представляющих мощное средство формирования эстетической культуры личности, спортивные бальные танцы занимают особое место. Танцевальное искусство обладает возможностью порождения множества настроений, мыслей и чувств, побуждения к тем или иным поступкам, является средством духовного обогащения человека, способствуя его культурному становлению.

В последние годы все больше детей, начиная с дошкольного возраста, вовлекаются в танцевальный спорт. Это увлечение приобретает массовый характер, особенно в России, что создает предпосылки для использования занятий спортивными бальными танцами в системе дополнительного образования в качестве средства формирования эстетической культуры личности ребенка.

Степень научной разработанности проблемы. По мнению многих ученых (Г.С. Абрамова, Д.А. Белухин, О.Д. Калинина, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина) особую актуальность представляет формирование основ эстетической культуры на этапе младшего школьного возраста, так как этот период в силу гибкости и пластичности психических процессов наиболее благоприятен для развития чувственной сферы, для установления воздействия между чувственным познанием и рациональным. Это утверждение подкрепляется и тем фактом, что ведущие педагоги и психологи обусловливают успех формирования эстетической культуры человека его педагогическим обеспечением, которое необходимо начинать уже с младшего возраста.

Тем не менее, проблеме формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев не уделяется достаточно внимания в научной литературе.

Таким образом, изучение научных источников, а также практики образования средствами спортивных бальных танцев позволило выявить ряд противоречий:

  1. между актуальностью формирования эстетической культуры как существенного элемента общей культуры личности и недостаточной разработанностью научно-педагогических оснований решения этой задачи средствами спортивных бальных танцев;

  2. между возможностями формирования эстетической культуры в процессе развития физических качеств детей младшего школьного возраста и недостаточным обоснованием данного вопроса.

Необходимость преодоления названных противоречий предопределила актуальность и выбор темы исследования: «Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев», проблема которого формулируется следующим образом: каковы условия эффективного формирования эстетической культуры в учебно-тренировочном процессе по спортивным бальным танцам с детьми младшего школьного возраста?

Цель исследования - выявление и обоснование педагогических условий формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс с детьми младшего школьного возраста в детско-юношеской спортивной школе.

Предмет исследования - эстетические качества, составляющие основу формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев.

Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста является многомерным системным процессом, содержанием которого могут быть важнейшие стороны подготовки спортсмена-танцора - физическая и хореографическая, как значимая составляющая, а также воспитание и совершенствование эстетических качеств занимающихся.

Задачи исследования

  1. Определить уровень физической и хореографической подготовленности, а также уровень сформированности эстетических качеств детей младшего школьного возраста, занимающихся в школе спортивных бальных танцев.

  2. Выявить взаимосвязь физической и хореографической подготовленности, а также степень их влияния на формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами бальных танцев.

  3. Разработать на основе проведенных исследований инновационную методологию и нетрадиционные подходы к организации учебно-тренировочного процесса, направленные на формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами бальных танцев и проверить их эффективность в педагогическом эксперименте.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической и специальной литературы.

  2. Анкетирование.

  3. Педагогическое тестирование.

  4. Педагогический эксперимент.

5. Статистические методы обработки результатов экспериментов.
Методологической основой исследования являются философские, культурологи
ческие и психолого-педагогические подходы к проблеме всестороннего и гармонич
ного развития личности; положения педагогики и психологии о развитии детей

младшего школьного возраста; о взаимодействии искусства и воспитания, о роли искусства во всестороннем развитии личности:

идеи о единстве нравственных и эстетических ценностей (А.И. Арнольдов, А.И. Буров, А.Ф. Ершеев, А.Я. Зись, М.С. Каган, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович и др.);

теории о роли искусства в развитии личности (B.C. Селиванов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.);

психологические теории о взаимодействии искусства и воспитания (К.А. Абуль-ханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.);

закономерности эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, А.Ж. Овчинникова, Г.С. Ригина, Н.Н. Ростовцев, Т.В. Челышева, В.Н. Шацкая и др.);

идеи о педагогической направленности процесса формирования нравственно-эстетических ценностей (Т.И. Бакланова, Е.С. Григорьева, А.Д. Жарков, Л.С. Зорило-ва, Е.В. Квятковский, Т.Г. Киселева, Н.И. Киященко, Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, Л.П. Печко, B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков и др.);

- концепции нравственного и эстетического воспитания младших школьников
(О.С. Богданова, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.И. Петрова и др.);

- идеи о воспитательном влиянии физической культуры и спортивных бальных
танцев на развитие личности младших школьников (О.Е. Дрень, И.Е. Ересько, Е.И.
Левит, А.Н. Лехина, Е.В. Николаев, М.Р. Касымов, Е.Г. Салимгареева, Л.Г. Тимошен
ко, В.Ю. Зиамбетов и др.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2010 гг. - в три основных этапа.

  1. этап (2007-2008 гг.) - ориентировочно-поисковый, на котором осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, изучалась и анализировалась научная литература, диссертационные исследования по проблеме формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста, проводился сбор эмпирических данных по теме исследования. Формировались исходные методологические позиции, формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировались цели и задачи исследовательской работы.

  2. этап (2008-2009 гг.) теоретико-проектировочный. На данном этапе обосновывались основные положения диссертационного исследования, разрабатывались теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса, формирующего эстетическую культуру детей младшего школьного возраста, разрабатывались дидактические материалы для эксперимента и программы дополнительной подготовки педагогов, руководителей спортивно-танцевальных клубов и родителей.

III этап (2009-2010 гг.) - экспериментально-обобщающий, на котором проводился
педагогический эксперимент, обобщались результаты исследования, оформлялась
диссертационная работа.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в спортивно-танцевальном клубе «BEST» г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа.

Научная новизна работы состоит в том, что автором впервые выявлено:

- формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста пред
ставляет собой определенным образом организованную систему, содержание которой
составляет физическую и хореографическую подготовку, а также целенаправленное

формирование и совершенствование эстетических качеств; при этом, в работе детально исследован и описан каждый элемент, его место и значение в системе;

уровень физической и хореографической подготовленности, а также уровень сформированности эстетических качеств детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными бальными танцами;

взаимосвязь всех компонентов формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста, показана многозначная связь хореографической подготовленности с уровнем сформированности эстетических качеств и, тем самым, ее ведущая роль в формировании эстетической культуры при занятиях спортивными бальными танцами;

- разработаны: теоретическая модель, инновационная методология и принципиаль
но новый подход к организации и проведению учебно-тренировочных занятий, на
правленных на формирование эстетической культуры детей младшего школьного
возраста средствами спортивных бальных танцев, которые в специальном педагоги
ческом эксперименте показали высокую эффективность, надежность и достоверность.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании педагогических условий эффективного использования средств спортивных бальных танцев в формировании эстетической культуры детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы для формирования эстетической культуры личности младших школьников в процессе их занятий спортивными бальными танцами в системе дополнительного образования.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, теоретическим анализом проблемы, организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, качественным и количественным их анализом, соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр общей и социальной педагогики; теории и методики физического воспитания Нижневартовского государственного гуманитарного университета, педагогическом совете и методическом семинаре в МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа (г. Нижневартовск), выступлениях и публикациях на межрегиональных, всероссийских и международных конференциях, в работе тренеров-преподавателей в спортивно-танцевальном клубе «BEST» г. Нижневартовска, МОСШ № 2 «Многопрофильная» г. Нижневартовска.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста
средствами спортивных бальных танцев как определенным образом организованную
систему отдельных компонентов подготовки - физической и хореографической, а
также воспитание эстетических качеств юных танцоров.

2. Уровень текущей подготовленности детей младшего школьного возраста в каж
дом компоненте системы, их взаимосвязь и значимость для формирования эстетиче
ской культуры юных танцоров средствами спортивных бальных танцев.

3. Инновационная методология и новые подходы к организации учебно-
тренировочных занятий, направленные на оптимизацию процесса формирования эс-

тетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев, а также результаты их практического применения в специальном педагогическом эксперименте.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 5-ти глав, выводов, библиографии, приложений и методических рекомендаций.

Особенности формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста

Формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась, является практически невыполнимой задачей. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [96]. Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. И в связи с этим это наиболее подходящее время для развития эстетического восприятия.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности — учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот — яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на какое-либо дело [107, 108].

Следующая особенность развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, природы, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», — отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [96].

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы, кино и фотографии в книгах. Эстетический идеал является центральным звеном эстетического сознания. «Эстетический идеал — представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира» [150]. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Для младшего школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточности знаний в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Б.Т. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «...одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, рассматривания иллюстраций в них, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения» [96].

В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений — все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.

Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской [200]. Главная задача эстетизации среды обитания, по ее мнению, сводится к достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем современного человечества — проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты — это главное, чему должна научить школа.

Следующий фактор эстетического развития личности — эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.

А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому фактору: «Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы». «С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей», — отмечает Г.С. Лабковская [200].

Особое значение эстетики быта в развитии эстетического восприятия отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников» [32]. Эстетика школьного быта — это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов — все это может с одной стороны помогать педагогу в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании младших школьников, либо наносить вред. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

Эстетика поведения и внешнего облика, — не менее значимый фактор эстетического восприятия. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: «В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у ребят правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них нравственно-эстетический критерий достоинства человека» [32].

Общие подходы к решению проблемы

С целью выявления значимости и важности формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев проведен опрос (анкетирование) 25 педагогов и 12 специалистов по спортивным бальным танцам, результаты представлены ниже.

Как видно, педагоги, работающие с детьми в студиях (кружках) спортивных бальных танцев, и специалисты в области бальных танцев в целом, оценивают значение формирования эстетической культуры в процессе занятий детей младшего школьного возраста спортивными бальными танцами весьма положительно: педагоги — относительно высоко (5,2 балла), специалисты — высоко (6,0 баллов); при этом 7 педагогов (68%) важность такого формирования определили значением «выше среднего» (5-7 баллов); они проводят в хореографическом коллективе систематическую и планомерную работу по формированию у занимающихся необходимых знаний в области эстетики; 8 педагогов (32%) определили важность такого формирования как «среднее» или «относительно низкое» (4 — 3 балла), они проводят такую работу эпизодически.

Формирование любого свойства личности человека представляет собой многомерный процесс, включающий в себя определенное количество отдельных элементов. Можно полагать, что процесс формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста также многомерен и состоит из взаимосвязанных, составляющих его, элементов.

С целью выявления элементов, составляющих процесс формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев проведен опрос 37 респондентов (тех же 25 педагогов и 12 специалистов), результаты представлены ниже.

Таким образом, разделами формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев по мнению респондентов являются:

- физическая подготовка (до 80%) как механизм движений, обеспечивающий общее развитие младших школьников, базу двигательной активности и оптимальной формы движений в рисунке спортивного бального танца;

- хореографическая подготовка (до 83,3%), как форма движений, обеспечивающая внешнюю картинку движения по фабуле каждого конкретного спортивного бального танца и тем самым, влияющая на формирование эстетической культуры школьника.

- воспитание эстетических качеств (до 100%), составляющих систему эстетической культуры младших школьников как состояние общего восприятия культурных ценностей общества.

- другие факторы (до 20%); здесь педагоги указали на влияние родителей, а специалисты - на формирование общей эстетической среды (климата) коллектива.

Инновационная методика формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста

Формирование у детей младшего школьного возраста эстетической культуры мы рассматриваем в структуре спортивных бальных танцев как педагогически организованный процесс личностного развития эстетических качеств ребенка — субъекта эстетической деятельности в системе дополнительного образования. Важность разработки модели целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование компонентов эстетической культуры личности, обусловливается, постоянно повышающимися требованиями современного общества, а также рядом противоречий между обучением в специализированных студиях (клубах) спортивных бальных танцев и студиях (кружках) спортивных бальных танцев при общеобразовательных школах. Противоречия обнаруживаются в форме подачи материала, в применяемом музыкальном сопровождении, в использовании средств ритмико-эстетического воздействия, в требованиях к внешнему виду занимающихся и т.д. Обучение детей младшего школьного возраста в студии (клубе, кружке) спортивного бального танца должно быть сориентировано на модель формирования эстетической культуры личности ввиду особой восприимчивости к развитию эстетических качеств личности занимающихся данного возраста (Д.И. Писарев, А.В. Бакушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский и др.).

Исходя из анализа научной, психолого-педагогической, философской, научно-методической, научно-практической и специальной литературы, мы предлагаем следующую педагогическую модель формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования средствами спортивных бальных танцев.

Теоретико-методологическую базу построения модели составили концептуальные положения гуманистического подхода (А.А. Вербицкий, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и др.), личностно-ориентированного подхода (В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.), деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, К. Маркс и др.) в психологии; кинетического подхода в спортивном образовании (К.Д. Ушинский); культурологического подхода в педагогике (Н.Ф. Голованова); системного подхода в психологии (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.) и в педагогике (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.Я. Зорина, Т.А. Ильина и др.).

В основу разработанной нами педагогической модели формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев, мы положили базовые категории эстетики, подобранные с учетом специфики процесса обучения в школе спортивных бальных танцев, такие как:

- эстетическое восприятие красоты окружающего мира — красота природы, строений, картин, музыкальных произведений и т.п.;

- выразительность жестов, мимики — не только непосредственно в танцевальных движениях, а также в обыденной жизни.

- эмоциональный отклик, как начало эстетического чувства — отзывчивость на яркие эмоциональные явления со стороны внешнего мира, общества, природы;

- культуру общения со сверстниками и взрослыми, уважительную интонацию, терпеливость в ожидании ответов, понимание, что можно спросить, а что не стоит и т.п.;

- культуру речи — вдумчивое построение предложений, избегание употребления сокращений и слов «паразитов»;

- эстетический идеал - способность выбрать для себя в качестве кумира героя с положительными нравственными и эстетическими качествами; в совершаемых поступках, поведению быть приверженным своему идеалу;

Данные категории также послужили нам в целях оценки степени развития эстетических качеств посредством танцевальных движений.

Модель формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста содержит следующие компоненты: целевой, содержательный, деятельностный (процессуальный), аналитико результативный [49, 82 и др.].

Целевой компонент отражает планируемый результат обучения, представление об уровне сформированности эстетических качеств личности ребенка. В рамках данного исследования нами выделены следующие критерии, обеспечивающие, на наш взгляд, формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста в процессе обучения спортивным бальным танцам: эмоциональная развитость и отзывчивость, ценностные эстетические ориентации, устойчивость эстетических принципов, эстетическое восприятие, включенность детей в эстетический процесс.

Изучение практики внедрения танцевального спорта в учебно-воспитательную работу общеобразовательных школ и систему дополнительного образования с одной стороны показало, что проблема использования спортивных бальных танцев в качестве средства эстетического воспитания детей младшего школьного возраста актуальна и в настоящее время недостаточно разработана, с другой позволило определить основные подходы, составляющие методологическую основу организации занятий, как-то:

- личностно-ориентированный, который позволяет поддерживать эмоциональное благополучие школьника, учитывать в процессе формирования эстетической культуры многофакторность влияния на растущего человека, условия его существования, внутренних психологических предпосылок его развития;

- деятельностный подход, определяющий культуру как основу творческой активности человека, как способ бытия человека; такой подход предполагает обновление знаний ценностных ориентации, формирование нового опыта в процессе обучения и воспитания путем включения детей в активную познавательную деятельность;

- культурологический подход объединяет в целостном непрерывном процессе специальные общекультурные и психолого-педагогические блоки знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности;

- кинетический, который предусматривает обучение детей совершенному владению двигательными навыками.

Модель формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев основывается на следующих принципах: принцип связи музыки с жизнью предполагает соответствие музыкальных произведений уровню понимания детей, общего развития и степени музыкальной подготовленности, осознание детьми собственных многообразных переживаний на основе восприятия музыки как специфического отражения явлений окружающей жизни; принцип эмпатии проявляется в способности тренера-преподавателя эмпатически (изнутри) понимать ученика и доносить это понимание до него с помощью техники отражения чувств - процесса вербальной и невербальной обратной связи о тех чувствах, которые эмпатически испытывает человек, общаясь со своим партнером; принцип кулътуросообразности означает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональных культур, решать задачу приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, эстетической, интеллектуальной, нравственной и др.); принцип наглядности означает применение наглядных и технических средств обучения, что способствует эффективному усвоению соответствующей информации, активизирует познавательную деятельность, развивает способность совмещать теорию с практикой, формирует техническую культуру, воспитывает внимание и аккуратность; принцип синкретизма проявляется во взаимосвязи разных видов танцевально-эстетической деятельности (танцевальные игры, отображение в танцевальных движениях характера музыкального произведения, танцевальная импровизация, моделирование в танце художественного образа и др.); принцип эстетизации реализуется в создании благоприятной социокультурной среды в помещении, где проходят учебно тренировочные занятия, для достижения комфортных психологических, эмоциональных условий (оформление и украшение зала, внешний вид преподавателя и занимающихся и т.п.); принцип непрерывности и преемственности предусматривает взаимосвязь временных и пространственных этапов и ступеней развития ребенка

Результаты педагогического эксперимента

По окончании педагогического эксперимента проведено повторное тестирование уровня подготовленности участников обеих групп, результаты представлены ниже, в первую очередь по физической подготовленности (табл. 16).

Как видно, по всем показателям физической подготовленности участники обеих групп имеют положительные сдвиги, характеризующие успешность тренировочного процесса. Так, в контрольной группе прирост значений в показателях по всем тестам находится примерно на одном уровне (2,3 — 5,1%) при среднем значении сдвигов в 4,4%. В экспериментальной группе изменения имеют достаточный разброс (4,8 - 15,6%) при среднем значении в 11,9%. Более высокие показатели, полученные для экспериментальной группы — спортсменами-танцорами СТК «BEST», в сравнении с контрольной группой -занимающимися в танцевальном коллективе МОСШ № 2 «Многопрофильная» г. Нижневартовска, объясняются тем, что занятия по традиционной программе обучения спортивным бальным танцам, по которой занималась контрольная группа, направлены главным образом, на освоение объема танцевальных движений и недостаточно способствуют развитию физических качеств детей младшего школьного возраста.

Отметим, что в экспериментальной группе ЧСС достигала 160 уд/мин. и пульс восстанавливался до исходного уровня в конце 3-4-ой минуты отдыха.

Динамика частоты сердечных сокращений на занятиях в экспериментальной группе, как и динамика восстановления пульса у детей контрольной группы (пульс восстанавливается до исходного уровня в конце 4-5-ой минуты отдыха), указывает на выраженный тренировочный эффект во время занятий спортивными бальными танцами.

Показатели результатов замеров хореографической подготовленности участников представлены в таблице 17. Как видно, в обеих группах имеются положительные сдвиги, характеризующие успешность проведения тренировочного процесса. Так, в контрольной группе прирост показателей по всем тестам находится на уровне 8 - 12% при среднем значении сдвигов в 10,5%. Следует отметить приоритетный прирост значений по тестам «позиция рук» (12%) и «хореографическая осанка» (12%). В экспериментальной группе такие положительные изменения имеют более значимые величины по всем тестам (20 - 22%) при среднем значении сдвигов в 20,5%). Здесь в большей степени выделяется значение прироста по тесту «хореографическая осанка» (22%). Более высокий уровень подготовленности участников экспериментальной группы характеризует направленность тренировочного процесса, как основы формирования эстетической культуры юных танцоров.

Показатели результатов замеров уровня сформированности эстетической культуры участников представлены в таблице 17. Как видно, по всем показателям тестов сформированности эстетической культуры участники обеих групп имеют положительные сдвиги, в целом характеризующие успешность проведения тренировочного процесса. Так, в контрольной группе прирост показателей характеризуется незначительным разбросом (4 - 6%), что свидетельствует об однозначности подходов к различным сторонам воспитания эстетических качеств. Наибольшее значение прироста имеют тесты «эстетическое восприятие» (ЭВ), «устойчивость эстетических принципов» (ЭУ) и «ценностные эстетические ориентации» (ЭО), — все по 6% , что, видимо, связано с наибольшим использованием культурологической методики (беседы, лекции и т.д.). Отстают в приросте показатели тестов «эстетическое развитие» (ЭР) и «ценностная эстетическая ориентация» (ЭО) — 2%. Отметим, что в начальном состоянии контрольная группа определена по квалификационной оценке низким уровнем (2,92 балла), в конечном состоянии - средним уровнем (3,16 балла).

В экспериментальной группе показатели сдвигов более значимы и носят упорядоченный характер по всем тестам (16 - 24%) при среднем значении 20,4%. Здесь наибольшая величина прироста отмечается по тесту «эстетическое восприятие» (ЭВ) — 24%; это связано не только с культурологическим направлением работы, но и с эстетической оценкой двигательной активности в хореографической подготовленности юных танцоров. Наиболее отстает в приросте показатель теста «устойчивость эстетических принципов» (ЭУ) — 16%, на что влияет достаточно юный возраст занимающихся. Показатели сдвигов по остальным тестам имеют некоторое равное значение (20 - 22%). Отметим, что в начальном состоянии группа по квалификации оценивалась низким уровнем (2,92 балла), в конечном состоянии — средним уровнем (3,92 балла).

Анализ сопоставления результатов сдвигов по тестам, характеризующим уровень подготовленности участников педагогического эксперимента по группам представлен ниже.

Таким образом, по всем компонентам формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста участники экспериментальной группы имеют значимое и достоверное преимущество. Для более полного и объективного анализа целесообразно рассмотреть показатели темпа формирования эстетической культуры и хореографической подготовленности участников, как ее составляющую, характеризующий учебно-тренировочный процесс в целом. В нашем случае темп рассматривается по тангенсу (tg а) угла наклона прямой (линейной функции), определенной траекторией перехода показателя теста из начального в конечное состояние данные представлены ниже.

Как видно, в обоих компонентах темп формирования навыков у занимающихся в экспериментальной группе в 2 и более раз превышает подобное значение контрольной группы.

Для проверки достоверности предложенной инновационной методики формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами бальных танцев использован критерий согласия Пирсона (метод % ). За нулевую гипотезу принято положение, отвергающее влияние предложенного метода на результат эксперимента. Для реализации метода приняты показатели начального и конечного состояния педагогического эксперимента по каждому компоненту, опираясь на следующие основания:

- наиболее полно и точно отражают уровень текущего состояния по каждому отдельному признаку в эксперименте;

- имеют ограничение с двух сторон (min - max) поле расчета, так как время изменения каждого признака строго ограничено сроком проведения педагогического эксперимента.

По результатам замеров строились четырехпольные таблицы (приложение 4) и производилось вычисление коэффициентов. При его расчете, где число степеней свободы равно 1, критическое значение при величине 3,30 дает величину вероятности р=Ю,05. В нашем случае, полученные значения имеют следующие величины: по физической подготовленности — 5,11; по хореографической подготовленности — 3,31; по уровню сформированности эстетической культуры - 3,98, т.е. эти показатели превышают критическое значение. Следовательно, допущенная нулевая гипотеза об отсутствии влияния предложенной методологии на полученный результат дает вероятность ниже р=0,05, которая абсолютно отвергается. Значит, с вероятностью р 0,95 можно утверждать, что все изменения в уровне сформированности эстетической культуры детей младшего школьного возраста при занятиях спортивными бальными танцами получены не вследствие случайных причин, а именно в результате применения разработанной нами методики; она оказалась более эффективной относительно традиционных методов, достоверной и надежной.

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев