Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Касаткина, Наталья Александровна

Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике
<
Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касаткина, Наталья Александровна. Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Касаткина Наталья Александровна; [Место защиты: Поволж. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма].- Набережные Челны, 2012.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 9 12-6/423

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме повышения спортивного мастерства занимающихся спортивной аэробикой 13

1.1. Выявление и анализ взглядов различных специалистов на проблему формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности 13

1.2. Направленность подготовки в спортивной аэробике на повышение артистичности 22

1.3. Средства и методы хореографической подготовки в спортивной аэробике 30

1.4. Особенности музыкальной подготовленности в спортивной аэробике 37

1.5. Основные тенденции и перспективы дальнейшего развития спортивной аэробики 42

Резюме 49

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 50

2.1. Методы исследования 50

2.1.1. Теоретические методы 50

2.1.2. Моделирование 51

2.1.3. Методы педагогического контроля и педагогического эксперимента 51

2.1.4. Тестирование 53

2.1.5. Аналитические методы 54

2.2. Организация экспериментальной части исследования 54

ГЛАВА 3. Моделирование формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике 55

3.1. Модель стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике 55

3.2. Педагогическая технология формирования стабильности и надежности выступлений в спортивной аэробике 63

3.3. Особенности формирования стабильности и надежности выступлений в спортивной аэробике 75

3.4. Педагогические условия обеспечения стабильности и надежности соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой 87

3.5. Тесты и критерии оценки стабильности и надежности выступлений в спортивной аэробике 99

Резюме 120

ГЛАВА 4. Результаты экспериментального исследования эффективности формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике 121

4.1. Динамика показателей стабильности выступлений на соревнованиях по спортивной аэробике 122

4.2. Характер изменений показателей надежности соревновательной деятельности 128

4.3. Динамика показателей технической подготовленности 133

4.4. Динамика показателей артистичности движений в спортивной аэробике 138

4.5. Динамика показателей физической подготовленности в ходе педагогического эксперимента 143

4.6. Характер изменений показателей морфофункционального состояния 147

4.7. Характер взаимосвязи показателей стабильности соревновательной деятельности с артистичностью и технической подготовленностью в экспериментальной группе 150

Резюме 153

Заключение 154

Выводы 155

Практические рекомендации 160

Библиографический список 162

Приложения 184

Акты внедрения 189

Введение к работе

Актуальность исследования. Повышение результативности выступлений на соревнованиях по спортивной аэробике является сложным длительным процессом, результаты которого детерминированы высокими показателями ориентировки в пространстве и времени; соразмерностью двигательных действий; четким воспроизведением формы разнообразных моторных актов различных групп сложности; уровнем сформированности рационального двигательного ритма, а также другими условиями и факторами (Л.А. Юсупова, 2000; А.А. Сомкин, 2001; Е.С. Крючек, 2002; Е.А. Поздеева, Г.Н. Пшеничникова, 2008; Л.К. Руденко, 2009; И.А. Журова, 2012).

Композиции программных выступлений в спортивной аэробике включают в свое содержание разнонаправленные двигательные действия, прыжки и прыжковые соединения значительной сложности, выполнение которых связано с точным, устойчивым приземлением, применением основных и сопутствующих физических упражнений, характеризующихся постоянным изменением их темпо-ритмовых параметров, перераспределением мышечных усилий, рациональным сочетанием напряжения и расслабления работающих мышц, красивыми линиями тела в статических и динамических позах (Ю.С. Филиппова, 1994; Н.Г. Безматерных, 2005, 2006; Г.Н. Пшеничникова, Ю.В. Коричко, 2009).

Эффективность соревновательной деятельности аэробистов в значительной мере определяется стабильностью и надежностью их выступлений при высоком уровне артистичности. Однако, по мнению Е.А. Поздеевой, 2006; Н.Г. Безматерных и др., 2009; А.А. Боляка, 2007, до настоящего времени в теории и практике спортивной аэробики ведущее место занимает общефизическая и техническая подготовка, обеспечивающая усвоение элементов различных групп сложности при недостаточном внимании к виртуозности и артистичности их исполнения.

Увлечение сложностью программы не обеспечивает разностороннего гармоничного развития, формирования ритмичности и пластичности движений как основы для улучшения артистичности выступлений. Зрелищность спортивной аэробики, как и других художественных видов спорта, обусловлена высоким уровнем исполнительского мастерства, свободой и легкостью движений, уверенностью в себе. Данные параметры являются неотъемлемой частью стабильности и надежности выступлений спортсменов в сложных условиях соревновательной деятельности. Это выдвигает необходимость исследования структурного содержания данных составляющих выступлений спортсменов на одно из ведущих мест.

Важность решения данного вопроса обусловлена также тем обстоятельством, что с момента становления спортивной аэробики как самостоятельного вида спорта, российские аэробисты занимают лидирующие позиции, закрепление которых актуализируется перспективой ее включения в программу Олимпийских игр.

Степень разработанности проблемы. Повышению спортивного мастерства аэробистов уделяется значительное внимание, однако на первое место выдвигаются вопросы совершенствования техники выполнения элементов, составляющих содержание всех групп сложности; поиска новых оригинальных способов их выполнения; улучшения хореографической подготовки как основы повышения артистичности выступлений (Н.А. Нечаева, 1999; А.А. Сомкин, 2001; Е.А. Веревкина и др., 2004; Е.А. Поздеева, 2005, и др.).

В настоящее время определены теоретические основы общефизической и технической подготовленности занимающихся спортивной аэробикой (К.Б. Андреасян, 1996; В.Е. Борилкевич и др., 1998; А.А. Сомкин, 2001; В.А.Горбунов, 2001; Е.С. Крючек, 2002; Е.В. Бондаренко, Ю.Т. Ревякин, 2006; Ю.С. Филиппова, 2006; Т.Н. Рябухина, 2006; А.А. Боляк, 2007; М.В.Тарасова, О.С. Коган, 2011, и др.). Однако в доступной нам научно-методической литературе не представлены работы по исследованию ста- бильности и надежности их соревновательной деятельности. Таким образом, актуальность исследования определяется противоречиями: между пониманием необходимости разработки теории и методики спортивной подготовки аэробистов в соответствии с требованиями, установленными действующими правилами соревнований (2009 - 2012 г.г.), и неразработанностью проблемы достижения стабильности и надежности их соревновательной деятельности; между необходимостью поиска новых путей для роста спортивного мастерства и слабой изученностью особенностей структурного содержания таких сложных параметров соревновательной деятельности, как стабильность и надежность.

Исходя из данных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: теоретическое обоснование и применение результативных способов формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике.

Цель исследования. Научно-экспериментальное обоснование эффективности формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по спортивной аэробике.

Предмет исследования: педагогическая технология формирования стабильности и надежности как ведущих компонентов соревновательной деятельности.

Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование стабильности и надежности выступлений в данном виде спорта возможно при условии: реализации модели формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности, позволяющей выявить ее ведущие компоненты; применения инновационной педагогической технологии повышения результативности соревновательной деятельности на основе выявления педагогических условий, обеспечивающих стабильность и надежность выступле- ний на соревнованиях, а также разработки комплекса тестов и критериев оценки их структурных компонентов.

Для реализации цели и проверки гипотезы определены следующие задачи:

На основе анализа научной и научно-методической литературы выявить существующие подходы к решению проблемы достижения высокого уровня спортивного мастерства в спортивной аэробике.

Разработать модель формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности спортсменок высокой квалификации.

Теоретически и экспериментально проверить эффективность разработанной нами инновационной педагогической технологии достижения стабильности и надежности выступлений на соревнованиях различного масштаба.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды основоположников теории управления движениями Н.А. Бернштейна 1947, 1966, 2004; B.C. Фарфеля, 1975; М.М. Богена, 1985, 1997; К. Schneider, 1990; Д.Д. Донского, 1995; S.B. Heymsfield, T.G. Lohman, Z. Wang, 2005; теории педагогики и психологии спорта Б.А. Ашмарина, 1990; Е.П. Ильина, 2005, 2008; С.Д. Неверковича, 2006, 2010; физиологии спортивной деятельности и теории адаптации Н.В. Зимкина, 1975; В.К. Бальсевича, 2000; А.С. Солодко-ва, Е.Б. Сологуб, 2001; Л.Д. Назаренко, 2007; а также методология моделирования и программирования СВ. Малиновского, 1981; Ю.В. Верхошанско-го, 1985; классификационный подход и экспертные оценки М.А. Годика, 1988; Е.Б. Мякинченко, 1997; В.Г. Никитушкина, 2005; системный и структурно-функциональный подходы в спортивной деятельности В.М. Зациорского, 1982; В.Н. Платонова, 2004; современные основополагающие концепции теории и методики физического воспитания Л.П. Матвеева, 1991; И.П. Ратова, 1994; Л.И. Лубышевой, 2001; В.К. Бальсевича, 2002; Ю.Д. Железняка, 2002; З.М. Кузнецовой, 2006; теория и методика подготовки в спортивной аэробике Ю.С. Филипповой, 1994; А.А. Сомкина, 2001; Е.С. Крючек, 2002; Т.С. Лисицкой, 2002, 2005; Е.А. Поздеевой, 2006 и др.

Методы исследования. Анализ научной и научно-методической литературы, теоретическое моделирование, педагогическое прогнозирование, методы педагогического контроля, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование, опрос, беседы, метод экспертных оценок, инструментальные и аналитические методы.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: разработана и экспериментально обоснована модель формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике, позволившая выявить особенности структурного содержания ведущих параметров выступлений спортсменок; выявлено перспективное направление организации и содержания учебно-тренировочного процесса; экспериментально доказана целесообразность выбора наиболее эффективных средств обучения и тренировки, применение которых обеспечило качественное улучшение различных сторон спортивной подготовки занимающихся спортивной аэробикой; установлена устойчивая динамика показателей стабильности и надежности выступлений аэробистов с учетом их технической и физической подготовленности и артистичности, а также морфофункционального состояния организма; выявлена положительная взаимосвязь между стабильностью выступлений спортсменов, артистичностью и показателями технического мастерства.

Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют раздел теории и методики спортивной подготовки, раскрывающий особенности организации и проведения учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение результативности соревновательной деятельности. Определены понятия стабильности и надежности выступлений спортсменов; выявлены основные тенденции и перспективы дальнейшего развития спор- тивной аэробики, определяющие содержание тренировочных занятий, их направленность на формирование индивидуального стиля, выбор педагогических воздействий, обеспечивающих более эффективную реализацию кине-зиологического потенциала занимающихся, поддержание устойчивого интереса к избранному виду спортивной деятельности. Теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая технология формирования стабильности и надежности выступлений на спортивных соревнованиях, включающая в свое содержание комплекс методических приемов, подчеркивающих значимость используемых методов тренировки в спортивной аэробике с учетом ее специфики; выявлены педагогические условия, обеспечивающие прирост показателей стабильности и надежности выступлений; разработаны комплексы тестов и критериев оценки стабильности и надежности в соответствии с их структурными компонентами.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная и научно обоснованная модель формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности на основе выявления их ведущих структурных компонентов может быть использована также в других видах спорта, в системе детско-юношеских спортивных школ различных типов, спортивных клубах, в педагогической практике школьных учителей физической культуры при подготовке учащихся к соревнованиям.

Подготовленные практические рекомендации содержат необходимые методические указания по повышению стабильности и надежности выступлений спортсменов на соревнованиях различного масштаба.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования, что дает возможность получить фактический материал для обоснования вытекающих из работы выводов; логикой построения и продолжительностью эксперимента. Полученные данные обработаны с использованием современных методов статистического анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности позволяет оптимизировать содержание спортивной подготовки и повысить ее эффективность без увеличения объема и интенсивности тренировочной нагрузки.

Использование модели формирования стабильности и надежности выступлений аэробистов обеспечивает существенное улучшение результатов технической подготовленности: оптимальной сложности программы выступлений, рациональной последовательности и чередования элементов, использования элементов различных групп сложности и других; повышение артистичности, содержание которой составляют уровень исполнительского мастерства, эстетическая выразительность движений, уровень хореографической подготовки, согласованность музыкального и двигательного ритма.

Применение инновационной педагогической технологии формирования стабильности и надежности выступлений позволяет целенаправленно и последовательно улучшать показатели выступлений аэробистов в сложных условиях соревновательной деятельности; выявлять и реализовывать педагогические условия повышения эффективности выступлений спортсменов; использовать тесты и критерии оценки структурных компонентов, составляющих содержание стабильности и надежности соревновательной деятельности.

Организация исследования.

Эксперимент проводился на базе ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет». В педагогическом эксперименте участвовало 24 человека. В контрольную и экспериментальную группу вошли по 12 человек. Возраст занимающихся 17-20 лет, квалификация - 1 разряд и КМС. Исследование проведено в 4 этапа в период 2007 - 2012 гг.

На первом этапе (сентябрь 2007 - май 2008 гг.) проводился теоретический анализ и обобщение литературных источников по теме исследования, формировался понятийный аппарат; сформулированы цель, объект и предмет исследования, определены задачи и методы исследования; сформулирована рабочая гипотеза, сформирован контингент участников педагогического эксперимента.

На втором этапе (июнь 2008 - декабрь 2008 гг.) разработана модель формирования стабильности и надежности соревновательной деятельности; выявлены их ведущие структурные компоненты; определены педагогические условия повышения показателей стабильности и надежности выступлений спортсменок ЭГ; разработаны тесты и критерии оценки показателей исследуемых параметров соревновательной деятельности.

На третьем этапе (январь 2009 - май 2010 гг.) проведен формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлена апробация разработанной модели формирования показателей стабильности и надежности выступлений спортсменов; применение инновационной педагогической технологии при проведении занятий в экспериментальной группе; проведена экспериментальная проверка эффективности тестов и критериев оценки соревновательной деятельности по данным параметрам.

На четвертом этапе (июнь 2010 - май 2012 гг.) проводился анализ, обсуждение и обобщение результатов исследования, были подготовлены выводы, практические рекомендации, серия научных статей, написан текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были доложены на научно-методических семинарах аспирантов и молодых ученых Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова; на расширенном заседании кафедры теоретических основ физического воспитания; анатомии, физиологии и гигиены человека с участием приглашенных специалистов кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета и Ульяновского государственного университета. Материалы экспериментального исследования были представлены на научно-практических конференциях различного уровня (Международная научно-практическая конференция «Спортивное наследие универсиады - 2013 г.», г. Казань, 2010 г.; IX Всерос- сийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы физиологии, физической культуры и спорта», посвященная 40-летию факультета физической культуры и спорта, г. Ульяновск, 2011 г.; VIII Международная научно-практическая конференция «Дни науки - 2012», г. Прага, 2012 г.; Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Традиции и инновации в спорте, физической культуре и спортивной медицине», г. Пермь, 2012 г.; X Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Совершенствование учебного и тренировочного процессов в системе образования», г. Ульяновск, 2012 г.; ХШ-ой Международная научно-методическая конференция памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века», г. Ульяновск, 2012 г.; Международная научно-практическая конференция «Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине нагрузкам», г. Казань, 2012 г.).

Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс Ульяновского государственного педагогического университета, Ульяновского государственного технического университета, МБОУ ДОД «ДЮСШ «Спартак» г. Чебоксары, «СДЮСШОР» Волгоградской области, МАОУДОД СДЮСШОР г. Нижневартовска.

Структура и объем диссертации. Работа включает введение, четыре главы, заключение, выводы, практические рекомендации, список отечественной и иностранной литературы, приложения, акты внедрения.

Общий объем работы составляет 188 страниц и включает 20 рисунков, 8 таблиц, библиография содержит 212 источников (из них 16 зарубежных авторов).

Направленность подготовки в спортивной аэробике на повышение артистичности

Аэробика по своему содержанию представляет собой систему гимнастических и танцевальных упражнений, объединенных единым музыкально-художественным образом [4, 45, 57, 60, 66, 80, 91, 120, 201]. По мнению И.А. Журовой [54, с. 5] аэробику можно назвать синтезом элементов физических упражнений, танца и музыки. Различные виды ходьбы, бега, подскоков, прыжков, в сочетании с, поворотами, взмахами ногами, волнообразными движениями телом и руками предоставляют пространство для проявления творческой фантазии, самовыражения, поиска путей физического и духовно-нравственного развития.

Ю.В. Стрелецкая [162, с. 18] отмечает, что композиции спортивной аэробики разрабатываются путем использования блоковых соединений и комбинаций, элементов художественной и спортивной гимнастики, а также хореографии, обеспечивающих аэробным программам определенный танцевальный характер. Это обусловливает необходимость эстетического воспитания и повышения артистичности оцениваемой судьями также высоко, как и техническая подготовленность.

Благодаря выразительности, пластичности, грациозности исполнения программы у спортсменов происходит: - нормализация процессов управления и регуляции центральной нервной системы, а также иммунной; нейроэндокринной и др.; - совершенствование координации локомоторного аппарата; повышение показателей мышечной силы, быстроты и выносливости; - увеличение психофизиологического эффекта в процессе регуляции психо-эмоционального состояния [191, 200]. - формирование музыкально-ритмического чувства, которое Б.М. Те-плов [173, с.36-42] рассматривает в качестве способности передавать музыку в движении, воспринимать эмоциональную выразительность программного выступления. Цель занятий спортивной аэробикой состоит в постоянном совершенствовании сложно-координированных двигательных действий при их виртуозном исполнении. Находясь на стадии становления и развития, спортивная аэробика базируется на комплексах общеразвивающих и танцевальных упражнений средней интенсивности, где особые требования предъявляются к четкости, законченности, предельной выразительности движений [103, 113]. И.В. Тарханов, Е.А. Лукунина [169, с. 52] подчеркивают, что для повышения качественных характеристик движений в танцевальных видах спорта разработаны специальные рекомендации ФИЖ, где особое значение придается ритмическому соответствию разнонаправленных и различающихся по сложности движений общему двигательному ритму композиции; линиям тела, динамической осанке, ритмической интерпретации элементов и техническому исполнению. По мнению авторов, красота и гармония дви 24 жений достигаются оптимальным соотношением ведущих параметров двигательных действий, соблюдением пропорций определенных групп движений, их симметрией. На примере обучения спортивным танцевальным шагам назад исследователи приводят данные, подтверждающие, что в параметрах красивых, совершенных по технике исполнения движений проявляется золотая пропорция или производные от нее соотношения. Количественная мера приближения к золотому сечению и производным от него соотношениям может служить объективной оценкой красоты и двигательных действий. Золотым сечением называется число, связанное с классической числовой последовательностью Фибоначчи, имеющей в качестве первых двух членов последовательности единицы, а третий и последующий члены являются суммой двух предыдущих, в результате - последовательность имеет вид определенного числового ряда. Авторы делают вывод, что золотое сечение и его производные соотношения проявляются в большей части основных параметров танцевальных шагов как у квалифицированных, так и у начинающих спортсменов. Как подчеркивает Л.Д. Назаренко [106, с. 17-19] эстетический компонент двигательных действий является одним из мощных стимулов для вовлечения детей и подростков в систематические занятия художественными видами спорта. Красота движений привлекает к себе больше внимания, чем их силовые и скоростные показатели, обеспечивающие достижение высокого результата. Красота физических упражнений воспринимается при оптимальных показателях их соразмерности, пластичности и артистичности выполнения. Бенджамин Лоу [93, с. 18-25] приводит убедительные доводы, подтверждающие, что спортивные состязания необходимо рассматривать в качестве зрелищ, отвечающих законам изящных искусств, нацеленных на создание прекрасного. Автор убежден, что в спорте атлеты также создают художественные образы, как художники, поэты, писатели и другие деятели искусства. Артистизм спортсмена проявляется в высокотехничном исполнении моторных актов, при полном соответствии и гармонии основных параметров движений, их экономичности, высоком проявлении духа в напряженной, драматичной борьбе, требующей мужества, силы воли, упорства, поднимающих атлета до границ достижения невозможного.

В процессе соревновательной деятельности выступления отдельных спортсменов создают общую атмосферу красивого зрелища, и индивидуальный стиль каждого высококлассного мастера имеет собственные проявления изящества и виртуозности. Но в совокупности эти манеры обладают драматическим потенциалом из-за невозможности прогнозирования победы, выбора наиболее достойного среди равных по силе соперников, преимущества одного из них лишь в последний момент благодаря искусству полной самореализации перед финишной чертой. Наполненность состязательной деятельности драматизмом позволяет спортсменам проявить в полной мере артистизм.

В художественных видах спорта ведущими мотивами занятий являются виртуозное исполнение собственной программы и получение наслаждения от проявленного мастерства [41, 50, 55, 144, 203]. Именно это обусловило высокую требовательность к артистичности, как и к технике выполнения элементов, составляющих основное содержание композиции.

Б. Лоу [93, с. 8] утверждает, что критериями красоты физических упражнений является степень эстетического воздействия данного движения как на зрителей, так и на самого атлета. Другим, не менее важным критерием, исследователь считает способность спортсмена к проявлению особого индивидуального стиля выполнения элементов, составляющих содержание композиции у многих аэробистов.

Основные тенденции и перспективы дальнейшего развития спортивной аэробики

Спортивная аэробика один из молодых, активно развивающихся видов спорта, привлекающих большое внимание детей, подростков, учащейся молодежи своей необычностью. Соревновательная композиция предусматривает статодинамические позы, разнонаправленные движения с изменением скорости их выполнения при постоянном перераспределении мышечных усилий.

Способность к четкой организации двигательной деятельности обусловливает формирование навыков разработки оригинальных алгоритмов движений, обеспечивает упорядочение взаимодействия различных по форме, содержанию, структурной сложности элементов, характеризующихся ярко выраженным ритмом и логическим построением.

Благодаря большому разнообразию движений, их ритмичности, точности и пластичности, спортивная аэробика оказывает глубокое эстетическое воздействие на спортсменов и зрителей. Выразительность двигательных действий, виртуозность их исполнения, проявление ярко выраженного индивидуального стиля требует совершенствования проприоцептивной чувствительности всей системы анализаторов, развития эмоциональной сферы.

Художественно-эстетическое начало спортивной аэробики реализуется, прежде всего, в творческом содержании программы выступления, зре-лищность которой в значительной мере определяется созданием музыкально-художественного образа, отражающего внутренний мир спортсмена [44, 51, 52, 79, 108]. Обладая многими внешними проявлениями красоты: изяществом поз и линий, идеальной осанкой, музыкальностью, образным мышлением, спортивная аэробика характеризуется также высокой динамичностью и оригинальностью композиций, чередованием различных ритмических рисунков, риском и сложностью технически совершенных прыжков и пируэтов, а также танцевальными аэробно-стилизованными дорожками.

Эстетическое восприятие выступления спортсмена обусловлено не только его великолепным мастерством, артистичностью, но и личным обаянием, высокохудожественным вкусом, оригинальным индивидуальным стилем [108, 127]. Являясь высоко эмоциональной и экспрессивной, спортивная аэробика обладает и значительным творческим потенциалом. В соревновательной программе большое значение имеет характер взаимосвязей технически сложных элементов с учетом движений трех уровней: на полу, в положении стоя и в безопорном состоянии - в воздухе. Создание яркого музыкально-художественного образа придает композиции самобытный, оригинальный стиль, обусловливает особое эстетическое содержание.

Начав свое существование с 1995 года, спортивная аэробика стремительно развивалась. Этому способствовали ежегодные Чемпионаты мира, Европы и международные турниры. Постоянное совершенствование правил соревнований корректировало содержание упражнений спортсменов, повышало требования к судейству, что способствовало развитию данного вида спорта. Правила пересматриваются, обновляются и дополняются к началу каждого Олимпийского цикла. При неизменном возрасте участников Чемпионатов (не менее 18 лет на год проведения чемпионата) была уменьшена продолжительность выступления с 1 минуты 55 секунд ±10 секунд до 1 минуты 45 секунд ± 5 секунд и до одной минуты 30 секунд ± 5 секунд у солистов. Введение групповых программ с 2001 года обусловило изменение размеров соревновательной площадки [157]. Для групповых выступлений была введена площадка размером 10x10 метров, которая с 2009 года предназначена также для выступлений смешанных пар и трио. Внутри неё располагается другая - 7x7 метров - для индивидуальных видов соревнований.

В процессе изменений правил судейства значительно изменились требования к артистичности выступлений, а также критерии оценивания разных её параметров в следующих разделах: хореографическое содержание, аэробное содержание, презентация и музыкальность упражнения. Значительные изменения правил соревнований нашли свое выражение и при оценке сложности композиции: количество структурных групп элементов уменьшилось с шести основных групп до четырех, одновременно с этим произошло увеличение групп ценности элементов от 0,1 до 1,0 балла. С 2002 года были отменены буквенные символы для обозначения ценности упражнений, представленных в специальной таблице правил соревнований. Постепенно изменилось количество элементов соревновательной программы. В 1995 году ее сложность составляла 16/15 элементов. Это означало, что в композицию разрешалось включать не более 16 упражнений, а оценивалось только 15 наиболее сложных. В 1996 году была введена формула сложности «20/16 элементов», но окончательная оценка по сложности уменьшалась с помощью системы специальных коэффициентов.

Включение в программу до 20 элементов при одновременном сокращении продолжительности выступления детерминировало сокращение упражнений хореографии, что снизило зрелищность композиции. Начиная с 1998 года, количество элементов снова было уменьшено и составило «16/12», а с 2001 года эта формула приобрела свое новое содержание -«12/6/2» и с 2009 изменена для индивидуальных выступлений мужчин и женщин - «10/5/2». Это следовало понимать таким образом: в программу выступления можно включать не более 12 элементов, из которых - шесть (пять у солистов) выполняется на полу (шпагаты, углы, упоры и др.) и лишь два из них могут быть представлены с приземлением в упор лежа или шпагат. Два любых элемента могут быть также объединены в связку, которая даст дополнительную ценность 0,1 балла. Введены также коэффициенты сложности, которые в этом четырёхлетнем цикле составляют «2» - для индивидуальных, парных выступлений, мужских трио и групп и «1,9» - для женских и смешанных трио и групп.

С 2002 года введены требования, допускающие минимальные расхождения между оценками судей (что актуально и сегодня), и оценки четырех судей рассматриваются для определения окончательной оценки с этих позиций (в артистичности и исполнении). При равных результатах первенство долгое время определялось оценкой артистичности, с 2009 года приоритетной стала оценка исполнения.

В 2013 году ожидается очередное обновление правил, которое коснется видов соревновательных выступлений и всех разделов содержания соревновательной программы.

Одним из отличительных признаков современного спорта, по мнению В.Н. Платонова [125, с. 30] является замена разносторонней подготовки атлета, предусматривающей оптимальные для каждого этапа спортивной тренировки показатели мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других качественных сторон двигательной деятельности, дифференцированными системами, направленными на выявление способа реализации кинезиологического потенциала спортсмена [206].

Педагогическая технология формирования стабильности и надежности выступлений в спортивной аэробике

Спортивная аэробика как современный популярный вид спорта, представляет собой синтез и модернизацию общеразвивающих и танцевальных упражнений; хореографических, акробатических и гимнастических элементов высокой интенсивности. Ее направленность на непрерывное системно-структурное усложнение при сохранении артистичности исполнения, обеспечивает высокую зрелищность и эстетическую привлекательность. Формирование навыков разработки высокохудожественных композиций, требующих виртуозности исполнения, высокий технический уровень подготовленности спортсменов обусловливают закономерное повышение требований к артистичности, способности к творческому самовыражению, проявлению индивидуального исполнительского мастерства. Это детерминировало высокую значимость оценки за оригинальность, самобытность программного выступления, яркость и неповторимость музыкально-художественного образа. В связи с этим особую значимость приобретает решение проблемы формирования стабильности и надежности выступлений в спортивной аэробике.

Теоретической основой для формирования значимости стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике является использование системного подхода к организации спортивной подготовки атлетов для достижения спортивной формы - состояния организма, при котором тренированность достигает наивысшего уровня. Спортивная форма характеризуется способностью к высоким и стабильным результатам, обусловленным оптимальными взаимоотношениями двигательных и вегетативных систем, снижением уровня энерготрат, ускорением врабатываемости и восстановительных процессов. Однако и в состоянии спортивной формы спортсмены допускают ошибки и неточности в дифференцировании пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательной деятельности, что связано с недостаточным уровнем надежности соревновательной деятельности, а также недооценкой сформированности навыков управления психо-эмоциональным состоянием; готовности к изменению алгоритма движений в зависимости от изменения спортивной борьбы.

Под системным подходом понимается обеспечение рационального соотношения показателей общей и специальной физической, технической, интеллектуальной и психологической подготовленности спортсменов [2, 11, 78, 114, 172]. Как показали материалы наших исследований, в спортивной аэробике особое значение приобретает умение атлета сконцентрировать свое внимание на узловых моментах программы, сложность которых определяется не только значительным мышечным напряжением, но и необходимостью их виртуозного исполнения, так как в спортивной аэробике артистичность оценивается также высоко, как и техническое мастерство.

Проявление системного подхода к обеспечению готовности спортсменов к соревновательной деятельности находит свое отражение в способности к объективной самооценке выступления; сравнительному анализу планируемого результата выполнения композиции в соответствии с музыкально-художественным образом и выявленными отклонениями с последующим анализом причин.

Результаты данного анализа позволяют выявить особенности взаимосвязи различных групп трудности; эффективность соединительных элементов; соотношение сложных и простых по структуре, однако оригинальных по эстетической форме и содержанию элементов, отражающих индивидуальные особенности исполнительского мастерства.

Сложность соревновательной деятельности в спортивной аэробике детерминирована соответствующими требованиями: с одной стороны, необходимо усвоение техники исполнения элементов, составляющих основную сложность программы, а также «базовой хореографии», с другой - артистичность выполнения композиции оценивается достаточно высоко и имеет большое значение для итогового соревновательного результата, так как здесь проявляется способность к творческой интерпретации исполняемых многими спортсменами сходных по форме и содержанию элементов, уровень исполнительского мастерства. Как один из зрелищных видов спорта, спортивная аэробика предоставляет широкие возможности для самовыражения посредством выявления новых, неиспользованных ранее переходных и соединительных элементов, всевозможных разновидностей бега и танцевальных шагов для индивидуального оформления созданного художественно-музыкального образа.

Важной характеристикой выступления по спортивной аэробике является высокая интенсивность движений, оптимальное использование пространства соревновательной площадки, что обусловлено способностями к творческой фантазии в рамках достигнутого уровня тренированности. Стабильность и надежность выступлений спортсменов в данном виде спорта имеют многофакторную структуру и обусловлены проявлением комплекса разнообразных качеств, способностей и возможностей, установление которых является одной из задач учебно-тренировочного процесса. Разработанная нами педагогическая технология включает в свое содержание систему методических приемов и педагогических воздействий, направленных на обеспечение стабильности и надежности выступлений спортсменов.

В спортивной аэробике большое значение приобретает проявление творческой фантазии, художественного воображения при выборе и исполнении двигательных действий, составляющих содержание программы.

Содержание соревновательного упражнения, с точки зрения правил соревнований последнего Олимпийского цикла (2009-2012 года) [6], определяется сбалансированным использованием соединений базовых и танцевальных аэробных шагов с высокой и низкой интенсивностью, сопровождаемых вы-сококоординированными движениями рук, и элементов сложности. При этом содержание и форма представляют собой единую динамическую систему, композиционную целостность; и чем сложнее содержание, тем разнообразнее формы его выражения.

Динамика показателей артистичности движений в спортивной аэробике

Преимущество спортсменов ЭГ обусловлено, по-видимому, усиленным вниманием к хореографической подготовке как основе формирования артистичности, повышения уверенности в себе, что положительно сказывается на стабильности выступлений.

Отжимание в упоре лежа свидетельствует об увеличении мышечной силы плечевого пояса, что важно для выполнения упражнений в партере, а также для поддержек. В КГ при исходных данных 18,30±0,76 раз к завершению педагогического эксперимента прирост составил 7,92% (р 0,05); в ЭГ при исходных результатах 18,12±0,64 раз показатели улучшились на 16,23% (р 0,05) (рис.20).

Более высокие показатели спортсменок ЭГ объясняются применением методики тренировки, направленной на достижение уровня физической подготовленности, необходимого для повышения стабильности и надежности соревновательной деятельности. (отжимание в упоре лежа за 20 сек, кол-во раз)

Таким образом, анализ показателей физической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ показал целесообразность и эффективность подхода к организации спортивной подготовки, направленной на повышение стабильности и надежности ведения спортивной борьбы.

Планомерное применение специфической нагрузки, направленной на повышение стабильности и надежности соревновательной деятельности, обусловило изменение морфофункциональных показателей. Так, при естественных изменениях росто-весовых показателей, связанных с возрастными особенностями, целенаправленная мышечная нагрузка вносит свои коррективы в их характер. Так, в КГ при исходных показателях длины тела 166,80±5,16 см прирост составил 0,24% (р 0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 167,32±8,19 см увеличение произошло на 0,36% (р 0,05).

Несущественные изменения в КГ и ЭГ были выявлены также в показателях массы тела (р 0,05), что объясняется, очевидно, консервативностью и генетической обусловленностью данных параметров.

Частота сердечных сокращений характеризует реакцию организма на объем и интенсивность мышечной нагрузки. В КГ при исходных показателях 74,16±3,90 уд/мин к завершению педагогического эксперимента выявлено несущественное урежение частоты сердечных сокращений - 1,31% (р 0,05); в ЭГ при исходных данных 73,09±4,45 уд/мин изменение произошло на 2,11% (р 0,05), что свидетельствует об особенностях адаптации организма к предложенной тренировочной нагрузке (таблица 6).

Частота дыхания является одним из показателей тренированности организма. В КГ при исходных данных 18,70±0,95 к завершению педагогического эксперимента число дыхательных циклов сократилось на 10,0% (р 0,05); в ЭГ при исходных результатах 18,51±1,62 уменьшение составило 13,94% (р 0,05), что обусловлено более выраженным характером аэробно-анаэробной нагрузки, а также достижением более стабильных результатов.

Время задержки дыхания на вдохе, характеризующее анаэробную производительность организма, является важным показателем в спортивной аэробике, так как значительную часть тренировочной нагрузки составляют разнообразные прыжки и прыжковые соединения различной сложности, силовые упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания. В КГ при исходных данных 41,13±2,65 с к завершению педагогического эксперимента увеличение данного показателя составило 3,75% (р 0,05); в ЭГ при исходных данных 40,83±1,59 с время задержки дыхания на вдохе увеличилось на 9,05% (р 0,05). Это обусловлено другим подходом к организации учебно-тренировочного процесса, направленным на обеспечение соответствия тренировочных нагрузок показателям морфофункционального состояния. В КГ при исходных показателях динамометрии правой руки 23,70±0,84 кг и левой - 21,60±1,24 кг к завершению педагогического эксперимента увеличение данных показателей произошло, соответственно, правой - на 4,94% и левой -на 1,91% (р 0,05); в ЭГ при исходных показателях динамометрии правой руки - 23,12±1,15 кг, левой - 21,06±1,35 кг прирост показателей мышечной силы правой руки составил, соответственно, 13,58% и левой - 10,31% (р 0,05). Более высокие показатели спортсменок ЭГ связаны, по-видимому, с применением методики, обеспечивающей достижение оптимальных показателей двигатель-но-координационных качеств, соответствующих уровню спортивного мастерства перед выступлением на предстоящих соревнованиях.

Жизненная емкость легких также является одним из показателей тренированности. В КГ при исходных показателях 3,18±0,29 л к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 3,35% (р 0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,05±0,21 л прирост составил 11,34% ( 0,05). Это связано, очевидно, с направленностью учебно-тренировочного процесса на повышение стабильности и надежности соревновательной деятельности.

Изменения показателей МПК также было более существенным в ЭГ (р 0,05), что обусловлено, очевидно, изменением организации тренировочных занятий, направленных на повышение их интенсивности с целью обеспечения необходимой подготовленности организма к предлагаемым мышечным нагрузкам.

Таким образом, особенности изменений морфофункциональных показателей спортсменок КГ и ЭГ свидетельствуют о существенном изменении характера реагирования физиологических систем и функций на предлагаемую нагрузку с целью повышения результативности соревновательной деятельности.

Похожие диссертации на Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике