Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские идеи С. Жижека Зброжек, Екатерина Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зброжек, Екатерина Александровна. Философские идеи С. Жижека : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Зброжек Екатерина Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/33

Введение к работе

Актуальность исследования Диссертационное исследование посвящено анализу философских идей С. Жижека. С. Жижек является, несомненно, одной из самых известных и влиятельных фигур современной философии. Несмотря на то, что у него нет явных учеников и последователей, он уже занял видное место в философском поле. С 2007 года даже выходит отдельное издание, посвященное исследованию творчества С. Жижека: International Journal of Zizek studies1. Тем не менее, С. Жижек все еще не стал объектом всеобъемлющего теоретического исследования. Большинство исследовательских работ, анализирующих философию С. Жижека, фокусируют свое внимание на какой-либо одной конкретной теме его философии. Так, А. Котско и М. Паунд2 исследуют теологические построения С. Жижека. Ш. Шихан раскрывает перед читателями С. Жижека, как политического мыслителя и гегельянца. Политической философии С. Жижека посвящена и книга Д. Дина4. М. Шарп5 исследует в своей книге главным образом теорию идеологии С. Жижека. Обзор статей, опубликованных в International Journal of Zizek studies, позволяет констатировать, что наибольший интерес у исследователей вызывают политические и этические вопросы философии С. Жижека, а также его интерпретация философских идей Г.В.Ф Гегеля и Ж. Лакана. Часть исследователей фокусирует свое внимание на исследовании методологических основ философии С. Жижека и разъяснении стратегий его

1 См. архив этого журнала в сети:

2 Kotsko A. Zizek and Theology. Bloomsbury T&T Clark, 2008.182 p. (Philosophy & Theology), Pound M. Zizek:
A (Very) Critical Introduction. Wm. B. Eerdmans Publishing Co,2008. 184 p. (Interventions).

3 Sheehan S. Zizek: A Guide for the Perplexed. Continuum. 2012. 192 p. ( Guides for the Perplexed).

4 Jodi D. Zizek's Politics. Routledge. 2006. 160 p.

5 Sharpe M. A Little Piece of the Real. Ashgate Pub Ltd. 2004. 273 p. (Ashgate New Critical Thinking in
Philosophy)

философствования6. Эта работа очень важна, поскольку она помогает читателям сориентироваться в текстах С. Жижека, которые представляют собой часто просто «серии теоретических вмешательств» (так охарактеризовал работу С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» Э. Лаклау). Но для философского сообщества такой работы явно недостаточно.

Общие работы по философии С. Жижека относят его философию к той или иной философской традиции: психоаналитической, марксисткой, постмодернистской, что сужает поле исследования и неизбежно выводит из него часть проблем. Именно поэтому общее исследование философских идей С. Жижека является очень актуальным для современных историко-философских исследований, а также для понимания того, как в современном мире может развиваться философия, какие вопросы и проблемы она перед собой ставит.

Степень разработанности проблемы. Исследования философии С. Жижека сосредоточены, в основном, в США и Великобритании. Исследователи творчества С. Жижека неизбежно сталкиваются с проблемой систематизации, с попыткой отнести его к какой-либо философской традиции и уже из этой традиции рассматривать всю его философию.

Р. Миклиш и Т. Иглтон рассматривают С. Жижека, как философа-
постмодерниста. Однако постмодернизм - столь неопределенное понятие,
что оно вряд ли способно многое прояснить. Кроме того, по мнению Г.
Дейли,9 «Жижек отвергает озабоченность постмодернизма

дифференциациями в пользу философского трансцендентализма». Другие

6 Паркер И. Жижек: Критическое введение. Ижевск: ERGO, 2010.-220 с, Paul Bowman How to Not Read
Zizek .URL: to Not Read Zizek, (дата обращения 29.09.23) Adam
Kostko How to Read Zizek. URL: (дата обращения 29.09.23), Wood К. Zizek: reader's guide.-Wiley-Blackwell: A John Wiley Sons, Ltd,
Publication. 2012. 329 p., Серебрякова Ю.В. Стратегии философствования Славоя Жижека: анализируя
феномены социального. URL // (дата
обращения 29.09.13).

7 Zizek S. The Sublime Object of Ideology. London; New-York. 1989, P. 12.

8 Miklitsch, R. Going Through the Fantasy: Screening Slavoj Zizek// The South Atlantic Quarterly. 97(2),p. 475-
507, Иглтон Т. Феноменальный Жижек. URL: (дата обращения 29.09.13).

9 Daly G. Slavoj Zizek: A Primer. URL: (дата обращения 29.09.13).

исследователи (например, Т. Майерс, Я. Ставракакис ) видят в С. Жижеке марксиста. В этом есть, конечно, своя доля истины. Представленное исследование выявляет, что именно следование марксизму определит один из основных тезисов С. Жижека, который взят в качестве отправного и структурирующего для всей работы, - что в центре нашей реальности лежит разрыв, который в социальной сфере тождественен антагонизму. Возвращение актуальности марксистским исследованием является одной из целей философской работы С. Жижека. Симпатии к марксизму определят и политические взгляды С. Жижека и его гражданскую позицию. С. Жижек оказывается интересен современному марксизму, во-первых, своей разработкой теории идеологии, во-вторых, пересмотром понятия класса и пролетариата с точки зрения современных социальных условий, в-третьих, его глубоко негативным отношением к демократии и попытками вернуть в интеллектуальный дискурс идею радикального решения проблемы. Однако интерпретация философского наследия К. Маркса С. Жижеком весьма своеобразна, поскольку он подходит к К. Марксу через психоанализ Ж. Лакана. Кроме того, сводить всю философию С. Жижека только к марксизму, на наш взгляд, неправомерно, иначе из поля зрения исследователя выпадают такие важные проблемы, как проблема субъективности и религии.

Среди философского сообщества есть и те, кто вообще не воспринимает работу С. Жижека всерьез. Так, например, А. Секацкий11 считает, что мы не вправе говорить о С. Жижеке как о философе. Все, чем занимается С. Жижек - это деконструкция предыдущих философских систем, а также весьма успешная интеллектуальная игра.

Данное диссертационное исследование исходит из той точки зрения, что сведение мыслей С. Жижека к каким бы то ни было «измам» сужает поле

Myers Т. Slavoj Zizek.- Routledge. 2003. 160 p.-(Routledge Critical Thinkers), Stavrakakis Y. Lacan and Political. London: Routledge. 1999. 208 p. (Thinking the Political).

11 Секацкий A.K. О философии Жижека. URL: (дата обращения 29.09.13).

исследования и неизбежно выводит из него те или иные проблемы. Достаточно просто указать на то, что С. Жижек, как любой философ, не избежал влияния интеллектуальной традиции, на которой происходило его становление как самостоятельного мыслителя. Фигурами, оказавшими на него наибольшее влияние, были Ж. Лакан, Г.Ф.В. Гегель, Л. Альтюссер, А. Бадью. Именно поэтому взгляды С. Жижека рассмотрены в широком историко-философском контексте. Однако для того, чтобы выстроить систему из основных философских идей С. Жижека, необходим некий методологический стержень, некая идея, которая являлась бы отправной в его философии и которая скрепляла бы данный каркас. Это идея разрыва. В

этом смысле близкой для данного исследования выступает позиция С. Кей , которая характеризует С. Жижека как философа Реального. Однако понятие разрыва, хоть и опирается на лакановское понятие Реальное, тем не менее к нему не сводится. Оно является результатом пропуска идей Ж. Лакана и Г.В.Ф. Гегеля через призму марксизма.

Для русскоязычных историко-философских исследований фигура С. Жижека еще не стала объектом серьезного исследования. Историко-философское осмысление идей С. Жижека ограничивается только рядом работ. Ю. В. Серебрякова обращает внимание на стратегии размышления С. Жижека над феноменами социального, О.Н. Бушмакина14 делает вводный обзор работ С. Жижека, переведенных на русский язык. В.Н. Сыров15 реконструирует логику рассуждений С. Жижека об идеологии. Ю.В. Барбарук16 рассматривает философию С. Жижека в контексте

Kay S. Zizek: A Critical Introduction, Cambridge: Polity Press.2003. 195 p.

13 Серебрякова Ю.В. Стратегии философствования Славоя Жижека: анализируя феномены социального.-
URL: (дата обращения 29.09.13).

14 Бушмакина, О. Н. Proxima: Славой Жижек: семинары 2007-2008. - Ижевск: ERGO, 2010. - 142 с. -
(Семинары; I)

15 Сыров В.Н. Как идеология дополняет действительность (Читая Жижека).-URL: : (дата обращения 29.09.13)

16 Барбарук Ю.В. Постмарксистская альтернатива либеральному социальному порядку : на примере
эссекской и люблянской школ : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Барбарук Юрий
Владимирович; [Место защиты: Ин-т философии РАН].

постмарксистской критики, а А.С. Самарин - в контексте современной эпистемологии. Несмотря на то, что число работ о философии С. Жижека в русскоязычном интеллектуальном пространстве незначительно, это не означает, что проблемы, которые С. Жижек затрагивает в своих работах, не вызывают интереса среди исследователей. Проблемам современной философии, которая во многом стала той интеллектуальной средой, на которой взросли мысли С. Жижека и которая в лице, в частности, А. Бадью оказалась прекрасным их реципиентом, посвящены работы А.Ф. Зотова, А. А. Костиковой., И.А. Гобозова, Ю.Д. Артамоновой, Н.С. Автономовой, A.M. Руткевича. и др.

Однако отсутствие в русскоязычной истории философии работ, рассматривающих весь спектр философских идей С. Жижека, делает данное диссертационное исследование еще более актуальным.

Цель исследования - структурировать основные идеи С. Жижека в блоки философских проблем, дать их освещение в широком историко-философском контексте, критически их проанализировать и, исходя из тех целей, которые, на наш взгляд, С. Жижек перед собой ставил, выявить его вклад в разработку проблем современной философии.

Предмет исследования - основные философские идеи С. Жижека. Это означает, что предметом диссертационного исследования выступают лишь те идеи С. Жижека, которые явились предметом внимания в современной философии. Очерченный таким образом предмет исследования помогает отделить собственно философские мысли С. Жижека, от его культурологических изысканий, а также чисто политических деклараций. В главе «Политическая философия С. Жижека как актуализация К. Маркса через Г.В.Ф. Гегеля и Ж. Лакана» рассматриваются только теоретические построения С. Жижека по вопросу сущности и задач политики, закона и

17 Самарин А.С. Концепция С. Жижека в контексте проблем современной эпистемологии. URL: // l/thesis/s5/s5_53.pdf (дата обращения 29.09.13).

тоталитаризма. В задачу исследования не входит рассмотрение возможности их практического применения, а также вынесение каких-либо оценочных суждений, касающихся истинности и ложности занимаемой С. Жижеком политической позиции.

Объектом данного исследованиях выступают тексты С. Жижека, в которых он излагает свои философские идеи, его публичные выступления и интервью, а также тексты тех философов, которые составляли философский контекст его размышлений: прежде всего, это, конечно, Ж. Лакан, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, М. Хайдеггер, К. Маркс, Л. Альтюссер и А. Бадью и комментаторская литература.

Основные гипотезы исследования следующие.

Философские идеи С. Жижека развивались в широком философском контексте, однако главными фигурами для понимания философии С. Жижека являются Ж. Лакан и Г.В.Ф. Гегель.

Представление о первоначальности разрыва является отправной точкой для всех философских идей С. Жижека, именно оно является тем методологическим и смысловым принципом, который позволяет структурировать его взгляды.

В исследовании используются следующие методы.

Герменевтический анализ текста и анализ контекста. Это главный метод, который задает историко-философскую направленность исследования.

Компаративистский метод позволяет обнаружить основные источники влияния на мысль С. Жижека и определить его личный вклад в разработку той или иной проблематики.

Систематический метод. Позволяет структурировать философские идеи С. Жижека в блоки философских проблем.

Концептуальный анализ. Анализ основных понятий С. Жижека. Позволяет проследить тот способ, которым им было произведено переосмысление психоанализа Ж. Лакана и диалектики Г.В.Ф. Гегеля.

Научная новизна исследования:

  1. Впервые в отечественной литературе была проведена всестороння реконструкция философских идей С. Жижека. Показано, что философия С. Жижека не может быть отнесена к определенной традиции. Существенным, по мнению автора, является влияние и сопричастность его идей современному марксизму, постструктурализму, структурному психоанализу, политической философии.

  2. Проанализирована реализация методологических задач философских исследований С. Жижека. Основными методологическими задачами С. Жижека автор считает следующие: актуализация философии Г.В.Ф. Гегеля т.е. возращение в философское исследование диалектического метода и Г.В.Ф. Гегеля как философа негативности; введение психоанализа как метода философской работы и иллюстрация его потенциала для философии; возвращение в философию идей марксизма и демонстрация их политического потенциала.

  3. На основе анализа массива текстов С. Жижека впервые была предложена следующая содержательная классификация его философских идей: онтология разрыва, философия субъекта, философия политики, этика, философия религии. Показана сложная структурная взаимосвязанность этих частей.

  4. Впервые в отечественной литературе в результате концептуального анализа текстов С. Жижека в качестве отправной точки рассуждений философа, позволяющей структурировать его идеи, была предложена онтология разрыва. В ее основе понимание разрыва как различия, которое оказывается сущностным для рассмотрения любого наличного бытия.

Практическая значимость исследования. Данное исследование важно для опровержения тех точек зрения, которые видят в С. Жижеке шоумена от философии, а не серьезного мыслителя. Напротив, оно вводит фигуру С. Жижека в поле современных российских философских исследований. Кроме того, проведенное исследование может быть использовано в курсе лекций по истории современной философии, социальной философии, этики и онтологии.

На защиту вынесены следующие положения:

  1. Философские идеи С. Жижека возможно систематизировать и разбить на блоки отдельных философских проблем: онтология, философия субъекта, философия политики, этика, философия религии.

  2. Представление о первоначальности разрыва является отправной точкой для всех философских идей С. Жижека, именно оно является тем методологическим и смысловым принципом, который позволяет структурировать его взгляды.

3. Философские идеи С. Жижека развивались в широком философском
контексте, в русле идей Ж. Лакана, Г.В.Ф. Гегеля и постмарксизма. Однако в
каждую из выделенных тем С. Жижек внес свой собственный вклад,
заключающийся либо во внесении новых идей, либо в пересмотре концепций
названных мыслителей.

4. Цели философской работы С. Жижека: а) актуализация философии Г.В.Ф.
Гегеля, т.е. возращение в философское исследование диалектического метода
и Г.В.Ф. Гегеля как философа негативности; Ь) введение психоанализа как
метода философской работы и демонстрация его потенциала для самой
философии; с) возвращение философской и политической актуальности
марксизму. Философские идеи С. Жижека являются результатом реализации
этих целей.

Апробация результатов. Результаты исследования были представлены в виде докладов на научных конференциях:

  1. Воскрешение призраков: идеология современного общества и возможность возвращения коммунизма в размышлениях С. Жижека // Современное общество: взгляд изнутри. Материалы I Международной научно-практической конференции 25-26 февраля 2012 г. в Санкт-Петербурге. Петрозаводск: Научно-издательский центр «Открытие». 2012. С. 98-100.

  2. Коммуникация и диалог // Философия коммуникативного пространства: расширяя Галактику. Материалы международной междисциплинарной научно-практической конференции (к 100-летию со дня рождения Герберта Маклюена); Под ред. А.А. Костиковой; состав. А.А. Костиковой и Н.Ю. Клюевой. М. 2012. (Серия кафедры философии языка и коммуникации) С. 156-159.

  1. Зброжек Е.А. Основные философские идеи С. Жижека в русле идеи разрыва // Материалы международного молодежного форума «Ломоносов-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс. 2013.

  2. Зброжек Е.А. Психоаналитическая концепция субъективности и современная философия: от Фрейда к Жижеку // Материалы международной научной конференции «Дни науки философского факультета 2013». Часть 1. Киев. 2013. С. 30-31.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, 5 глав, заключения и библиографии, включающей в себя 127 источников на русском и английском языках. Первая глава и вторая глава состоит из трех параграфов, 3 глава из двух параграфов, 4 глава из трех параграфов и 5 глава из 2 параграфов. Объем диссертации составляет 131 страницу.

Похожие диссертации на Философские идеи С. Жижека