Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность культурно-просветительных учреждений Мордовии (1928-1941 г.г.) Ямашкина, Римма Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ямашкина, Римма Николаевна. Деятельность культурно-просветительных учреждений Мордовии (1928-1941 г.г.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Отдел истории НИИЯЛИЭ.- Саранск, 1998.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-7/1519-7

Введение к работе

Актуальность исследования данной темы прежде всего определяется огромной ролью культуры в жизни человека. В XX в. эта сфера притерпела радикальные изменения, оказавшие в свою очередь глубокое воздействие на все стороны общественной жизни.

Культурная революция в России проходила в условиях построения нового общества. Сегодня, когда осуществлен демонтаж социалистической системы, мы наблюдаем одновременный процесс разрушения культурных основ, заложенных именно в 1930-е годы. Представляется интересным исследовать то, что сегодня уходит в прошлое. Важно понять, что именно было сделано в 1930-е годы в области культуры, как это повлияло на жизнь людей, на дальнейшую историю страны. Необходимо извлечь уроки из прошлого как для более рельефного понимания настоящего, так и для более осмысленного прогнозирования будущих процессов в этой сфере.

В последние годы начался пересмотр многих традиционных для советской исторической науки выводов. Справедливо отмечены многие ошибки как из области теории, так и практики. Особенно большое количество статей на эту тему появилось в газетах и журналах. Но не всегда опубликованный материал полно и объективно отражает сложный и противоречивый процесс. В развитии культуры 1920 - 1930-х гг. важно показать не только ошибки, но и успехи, а также конечные результаты. Все это делает диссертационное исследование данной темы актуальным и значимым.

Объектом исследования является процесс развертывания и развития системы культурно-просветительных учреждений Мордовии, основных форм их деятельности в условиях национально-государственного строительства мордовского народа, с одной стороны, а с другой, формирования и функционирования административно-командной системы.

Территориальные рамки ограничиваются территорией Мордовской автономии, менявшейся в исследуемый период с 28 до 26 тыс. кв. км. Поскольку она создавалась на основе окраинных уездов ряда губерний (Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Тамбовской), это позволяет более или менее четко представить специфику не только Мордовии, но и всего Средневолжского региона. Главной особенностью этой территории является многонациональный состав населения.

Здесь проживают представители трех наиболее крупных этнических групп края (русские, мордва (мокша и эрзя), татары), что позволяет учесть влияние этнического фактора в деятельности культурно-просветительных учреждений.

Хронологические рамки исследования ограничены 1928-1941 годами. Этот период характеризуется формированием и развитием административно-командной системы в стране, что привело к тотальному подчинению деятельности учреждений культуры партийным интересам, а также национально-государственным строительством мордвы (от округа до республики), что также оказало значительное влияние на культурный процесс в крае.

Историография проблемы. Изучение указанной проблематики традиционно, на наш взгляд, справедливо делят на несколько этапов, хронологические рамки которых обусловлены как изменениями общей историографической ситуации, так и возникновением новых подходов, расширением источниковой базы применительно к данной теме исследования.

Первый этап охватывает 1917 г. - начало 30-х гг. и характеризуется появлением работ общего характера, авторами которых были партийные и государственный руководители или же непосредственные участники культурно-просветительной деятельности (См.: Ленин В.И. О работе Наркомпроса. Поли. собр. соч. Т.42. С. 322-328; Он же. О кооперации. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 377-396; Он же. Пункт программы в области народного просвещения. Поли. собр. соч. Т.38. С.116; Крупская Н.К. Ленинские установки в области культуры. Сб. статей. М., 1934; Луначарский А. В. Культура на Западе и у нас. М.-Л. ,1928; Он же. Собр. соч. в 8 томах. М., 1963-1965; Горюнова М. Культурно-просветительная работа профсоюзов СССР. М., 1926; Панфилов В.Н., Культурный фронт сегодня и через пять лет. М.-Л., 1929; Медынский Е.Н. Внешкольное образование в РСФСР: Стат. обзор. М., 1923; Бондарев Д. Ликвидация неграмотности. Цифры, факты, перспективы. М., 1929 и др.).

На этом же этапе выходят в свет первые работы регионального уровня. Как правило, они носят комплексный характер, призваны обслуживать социально-экономическое, культурное развитие автономии и в качестве составной части включают в себя разделы о культурном строительстве (см.: Мордовское население Пензенской губернии, его прошлое и современное состояние. Пенза, 1927. С.104-119;

Росницкий Н.И. Лицо деревни. По материалам обследования 28 волостей и 37730 крестьянских хозяйств Пензенской губернии. М.-Л., 1926; Полибицын П.Т. 10 лет хозяйственного и культурно-социального строительства Пензенской губернии. Пенза, 1928; Мордовский округ Средне-Волжской области: культура и хозяйство. Саранск, 1929 и др.). Ярким примером может служить работа Т.В.Васильева "Мордовия" (М., 1931). Автор данной работы являлся одним из активнейших участников создания Мордовской АССР и предпринял попытку рассмотрения данной проблемы исходя из опыта практической работы.

Второй этап (с середины 1930-х гг.- до начала 50-х гг.) характеризуется первыми попытками научного анализа проходивших в 20-30-е гг. процессов в области культуры. Внимание историков привлекали различные вопросы, относящиеся к проблеме культурно-просветительной деятельности Советского государства, в основном, первых лет Советской власти: политическое просвещение населения, ликвидация неграмотности, политико-просветительная работа среди крестьянства и т.д. Эта проблема раскрывается в ряде работ: A.M. Ивановой, Н.Мамай, М. С. Андреевой, Д.Ю. Элькиной и т. д. (см.: Иванова A.M. Что сделала Советская власть по ликвидации неграмотности среди взрослых. М., 1949; Мамай Н. Коммунистическая партия в борьбе за идейно-политическое воспитание масс в первые годы НЭПа. М., 1954; Андреева М.С. Политико-просветительная работа в деревне в конце восстановительного периода (1924-1925 гг.). М., 1953; Элькина Д.Ю. На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР. М., 1959 и др.).

Из работ, специально посвященных проблеме культурно-просветительной деятельности, следует назвать исследование Л.С. Фрид "Очерки по истории развития политико-просветительной работы в СССР. 1917-1929 гг." (Л., 1941). Главное внимание в ней уделено вопросам партийного и государственного руководства развитием культуры. К сожалению, свою работу Л.С. Фрид основывает преимущественно на изучении функционирования центральных органов, состояние же культурно-просветительной работы на местах и деятельность уездных и губернских политпросветов в книге не освещены.

На этом этапе всесторонняя разработка истории культурного строительства затруднялась рядом общих для всей исторической науки причин, порожденных спецификой научного и общественного сознания. Преобладающей темой в эти годы стало партийное руководство культурными процессами. Исследования этой темы базировались на

идеологических установках и, как правило, не требовали тщательного анализа документов и доказательств.

В региональной историографии происходили аналогичные процессы. Сбор фактов шел, как правило, лишь по отдельным аспектам культурного строительства. В частности, проблемам ликвидации неграмотности и повышению культурного уровня населения республики посвятили свои работы А. Ососков и К. Катков, Н.В. Талдин (см.: Ососков А. и Котков К. Народное образование в Мордовской АССР. Саранск, 1946; Талдин Н.В. Развитие школьного образования в Мордовии.- "Сов. педагогика". 1953. N1. С.84-97; Он же. Очерки истории мордовской школы. Саранск, 1956.). В 1952 году в Московском университете была защищена кандидатская диссертация А.Л.Киселева "Строительство социализма и развитие социалистической по содержанию, национальной по форме культуры народов СССР" (на примере Мордовской АССР), являющаяся первой попыткой научного осмысления и обобщения процессов культурного строительства в Мордовии на основе системы фактов по основным культурным сферам.

Третий этап исследования данной проблематики связан с существенными изменениями историографической ситуации второй половины 1950-Х-1960-Х гг., так называемой "оттепелью". Он характеризуется отходом от стереотипов прошлых лет, существенным расширением тематики, введением в научный оборот нового круга источников. В это время выходят обобщающие работы о советской культуре и культурной революции: Г.Г. Карпова, К.П. Абросенко , Т.Ф.Грабаря и др.(см.: Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М., 1954; Он же. Партия и культурная революция в СССР. М., 1957; Абросенко К.П. Рост культуры советского общества. М., 1958; Смирнов И. С, В.И.Ленин и советская культура. М., 1960; Грабарь Т.Ф. Культурная революция в СССР - составная часть ленинского плана социализма. М., 1968 и др.). В этих исследованиях раскрываются основные закономерности развития культуры в условиях руководящей роли Коммунистической партии.

Среди многочисленных работ следует выделить, на наш взгляд, труды академика М.П.Кима (см.: Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной резолюции в СССР. М., 1955; Он же. 40 лет Советской культуры. М., 1957; Он же. Великий Октябрь и культурная революция в СССР (1917-1957 гг.). М., 1967) , в которых на основе большого исторического и статистического материалов раскрывается участие народа в организации школ, библиотек,

изб-читален, а также процесс ликвидации неграмотности. Но и эти работы не свободны от идеологического влияния времени: идеализации роли партии, преувеличения успехов и замалчивания недостатков. Подобная тенденциозность была присуща большинству работ того периода.

С середины 1950-х гг. начинаются специальные научные исследования культурно-просветительной работы. Появляются монографии М.С. Андреевой, Т.А. Ремизовой и др. (см.: Андреева М.С. Коммунистическая Партия - организатор культурно-просветительной работы в СССР (1917-1993) М., 1963; Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа в РСФСР в 1921- 1925 гг. М., 1962). Заслуга публикаций этого периода - в комплексном показе и обобщении всех форм и методов этой работы. Однако и для них характерна идеализация роли Коммунистической партии и показ мероприятий, проводимых только ею.

Историческая наука Мордовии на данном этапе была представлена монографическим исследованием А.Л.Киселева, вышедшим в 1959 году (см.: Киселев А.Л. Социалистическая культура Мордовии. Саранск, 1959). В отличие от диссертации в монографии культурное строительство в Мордовии представлено более объемно, с учетом накопившихся фактов. Эта монография до настоящего времени остается единственной, где подробно освещены организация и дальнейшее развитие культурно-просветительной работы, ее роль в общественно-политической жизни и духовной сфере в годы первых пятилеток. В ней дан количественный анализ состояния библиотек, изб-читален, клубов и т.д. Автор подчеркивает, что в результате образования округа "Мордовия стала располагать широкой сетью культурно-просветительных учреждений." (168 изб-читален), ( см.: там же. С.123). В монографии также рассматривается роль учреждений культуры в ликвидации массовой неграмотности; имеются сведения о развитии радиофикации, кинофикации, кружков художественной самодеятельности в республике. Однако в ней, в основном, приведены количественные показатели, рассчитанные на демонстрацию только успехов в культурном строительстве. Работа отражает уровень исторического мышления конца 1950-х годов, в частности, уход от показа противоречий и издержек культурного строительства.

Выделение четвертого этапа в изучении данной темы связано с изменениями в исторической науке, происшедшими в ней в 1970-80-е гг. гг. В 1970-е гг. дискуссии о проблемах культуры за-

нимают одно из вазшейших мест. Историки приходят к выводу о необходимости применения новых подходов к освещению развития духовной культуры, в той или иной мере отказавшись от "отраслевого принципа". Эта проблематика определялась прежде всего содержанием самого процесса возникновения и становления духовной культуры, т.е. комплексным подходом (см.: Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. Свердловск, 1974; Ким М.П. О культуре как о предмете исторического изучения //Вопросы истории. 1973. N 11. С.33-37; Ермаков В.П. Советская культура как предмет исторического исследования//Вопросы истории, 1973. N 11. С.20-34. Зак Л.М. История изучения советской культуры. М., 1981. Историки спорят. Тринадцать бесед. М., 1989; Кабанов Л.И. История культурной революции в СССР. М.. 1971; Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917-1927 гг. М., 1985; Советская культура в реконструктивный период 1928-1941 гг. М., 1988).

Параллельно в рамках комплексного подхода наметился более глубокий анализ отдельных аспектов. Особо следует выделить исследования В.А.Куманева (см.: Куманев В.А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. М., 1967; Он же. Революция и просвещение масс. М., 1973), связанные с изучением роли культурно-просветительных учреждений в ликвидации неграмотности. Культурно-просветительной деятельности государства в деревне посвятил свои работы В.А. Козлов (см.: Козлов В.А., Ободжа В.А., Пушков В.П. Опыт изучения особенностей культурного развития советского доколхозного крестьянства//История СССР. 1978. N5. С.89-107; Козлов В.А. Человек революционной эпохи: К методологии исследования//Советская культура: история и современность. М., 1983. С.186-202; Он же. Культурная революция и крестьянство. 1921-1927 гг. М., 1983). Хотя его исследования затрагивают более ранний период, чем наш, они дают многое для понимания явлений в Мордовском аграрном крае и в последующие годы.

В 1970-80-е гг. появились исследования, охватывающие изучаемую нами проблематику на материалах Среднего Поволжья (см.: Тиза-нов С., Скворцов Н. Пути культурной революции в Среднем Поволжье. Самара, 1931; Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья, Сибири. М., 1948; Биргер А.И. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности взрослого населения Самарской губернии в первые годы Советской власти (1917-1927 гг.). Депон. в ИНИОН РАН (W 622 от

10.09.1980); Биргер А. И., Сыркин В. А. Становление и развитие системы подготовки специалистов на Средней Волге в довоенные годы (1917-июнь 1941 гг.)//Из истории Среднего Поволжья и Приуралья. КГПй. Науч. тр. Вып. 5. Куйбышев, 1975; ГомжинВ. Ф. Культурно-просветительная работа на Средней Волге в первые годы Советской власти (1917-1920 гг.)//Из истории Среднего Поволжья и Приуралья. КГПИ. Научн.тр. Вып. 1. Куйбышев, 1974 и др.). В них на основе значительного фактического материала освещались проблемы эффективности работы культурно-просветительных учреждений, а также роль и функции, возлагаемые на них в конкретные периоды.

В исторической науке Мордовии на данном этапе выделяются работы B.C. Ивашкина , В.Л.Житаева, Н.Е.Адушкина (см.: Ивашкин B.C. Формирование советской интеллигенции в Мордовии. Саранск, 1972; Он же. К вопросу формирования мордовской социалистической интеллигенции (1917-1928 гг.) Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 27 .Саранск, 1964. С. 63-93; Он же. Интеллигенция - совесть народа//Мордовский народ: что нас волнует. Саранск, 1991; Житаев В.Л. Развитие культуры Мордовии в 1960-70-е гг. Саранск, 1985; Он же.К вопросу о завершении ликвидации неграмотности в Мордовии//Мокша. 1989. N3. С.80-82; Адушкин Н.Е. Социально-экономическое развитие села Мордовии. Саранск. 1975; Он же. Народная, национальная, социалистическая. Саранск, 1988).

Особо следует выделить монографию В.С.Ивашкина "Формирование советской интеллигенции в Мордовии", в которой собран богатый фактический материал о подготовке мордовских специалистов. Автор отмечает низкий образовательный уровень всей рабоче-крестьянской интеллигенции Мордовии, в том числе и работников культурно-просветительных учреждений. Это исследование является первой удачной попыткой осветить многогранный процесс формирования интеллигенции Мордовии. Однако в аспекте нашей темы представленный в ней материал не дает полной картины культурно-просветительного развития. Работы Н. Е. Адушкина и В.Л. Житаева рассматривают, в основном, более поздний период, чем исследуемый.

Проблема форм и методов деятельности культурно-просветительных учреждений конца 1920-х - 30-х гг. частично затрагивались в работах общего плана (см.: История Мордовской АССР: в 2 т. Саранск, 1979, 1981; История Мордовской АССР. Учебное пособие. Саранск, 1976; В братской семье. Саранск, 1981. Бочкарев В.П. Культура на марше. Саранск, 1970; Общественно-политическая жизнь села

- 10 -советской Мордовии. Саранск, 1987 и др.).

Указанная тематика в той или иной степени рассматривалась в трудах И.Е.Автайкина,А.В. Климкиной , О.М.Савина, И.А.Яшкина и др.(см.: Автайкин И.Е. Периодическая печать Мордовии в годы социалистического строительства. Саранск, 1975; Он же. Из истории мордовской печати.- Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 27, Саранск, 1964. С.84-106; Он же. Печать Мордовии в период борьбы за завершение социалистической реконструкции народного хозяйства и победу социализма в СССР (1933-1937 гг.). - Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 30. Саранск, 1966. С.3-26; Климкина А.В. Женщины Мордовии в борьбе за социализм. Из опыта работы партийных организаций Мордовии по вовлечению женщин в социалистическое строительство (1919-1929 гг.). Саранск, 1979; Савин О.М. Живая память. Историко-литературные очерки. Саранск, 1981; Он же. Незабываемые страницы: фрагменты мордовской ленинианы. Саранск, 1978; Он же. Времен связующая нить. Историко-литературные документальные очерки. Саранск, 1991; Яшкин И.А. Мордовская социалистическая нация - детище Октября. Саранск, 1975; Он же. Формирование мордовской социалистической нации. Саранск, 1960).

В конце 1980-х гг. наметился новый этап в развитии отечественной исторической науки, связанный с изменением методологических основ в науке, реабилитацией "советологии" и "кремлеведения". Это характерно для работ В.В. Горбунова, P.M.Зезиной, В.Т. Ермакова , С.А.Халфина и др. (см.: Горбунов В.В. Духовный мир социа-лизма//Ленинская концепция социализма. М., 1990; Зезина М.Ф. Складывание командно-бюрократических методов руководства культурой. Режим личной власти Сталина: К истории формирования. М., 1989; Ермаков В.Т. Некоторые проблемы современной историографии советской культуры: Сб. статей. М., 1987; Халфин С.А. Культурная революция. Суть коренной перемены взгляда В.И.Ленина на социализм. Уфа, 1990 и др.). В них предпринимается попытка переосмыслить исторический путь нашего государства и дать оценку событиям прошлого с точки зрения противоречий в культурном облике нашего времени.

Эти новые подходы характерны для ряда диссертаций последних лет (см.: Белоглазова СБ. История культурного строительства на

юге Дальнего Востока СССР. 1917-1941 гг. Дис канд. ист. наук.

Владивосток, 1992; Карташова Т.Н. Культурное строительство в Среднем Поволжье 1917-1920 гг. Дис... канд. ист.наук. Самара,

1994; Швец М.В. Деятельность культурно-просветительных учреждений Среднего Поволжья в 1921-1927 гг. Дис.... канд. ист.наук. Самара, 1994 и др.).

Региональная историография характеризуется выходом в свет серьезных монографических разработок, в которых анализируются отдельные аспекты изучаемой нами темы. Одно из исследований последнего времени - монография В.Ф.Гомжина (см.: Гомжин В.Ф. Культурное строительство в Среднем Поволжье. 1917-1937 гг. Депон. в ИНИ-ОН РАН./39938 от 1.11.1989 г.). В его работе, написанной на основе широкого круга источников и статистических данных, прослеживается динамика изменений в области культуры Средневолжского региона. Однако автор во многих случаях ограничивается лишь констатацией фактов, не раскрывая истоки и причины тех или иных негативных явлений в развитии культуры.

Комплексному изучению бытовой культуры мордвы посвятил свою монографию В.А.Балашов (см.: Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. Саранск, 1992). Частично в своей работе он затрагивает и деятельность культурно-просветительных учреждений 1920-30-х годов в мордовских селах. В.А. Балашов отмечает, что "в большинстве случаев вновь возникшие КПУ в мордовских селениях практически бездействовали" (см.: там же. С. 216).

Основные направления деятельности этих учреждений в исследу
емый период рассматриваются и в диссертационной работе А.И. Ефи
мовой (см.: Ефимова А.И. Национально-культурное развитие мордовс
кого народа (конец 19-середина 20-х гг. XX в.). Дис канд.

ист. наук. Саранск, 1995). Она отмечает, что их мероприятия были излишне заидеологизированы и часто сводились лишь к политической пропаганде. Работа на мордовских языках проводилась относительно редко, а ориентировка на массовость часто подавляла инициативу отдельных людей.

В 1996 году вышла книга "Все о Мордовии" (см.: Богданович Л.А. Кино в Мордовии //Все о Мордовии. Саранск, 1997. С.665-669), содержащая очерк о развитии кино в Мордовии в 1920-30-е годы и другие интересные факты.

Таким образом, анализ общероссийской историографии дает возможность наблюдать основные тенденции развития системы культурно-просветительных учреждений в конце 1920-х - 30-е годы. Средне-волжская историография позволила обратить внимание на некоторые специфические региональные проявления общих тенденций, а степень

- 12 -темы в исторической науке Мордовии дала возможность определить и скорректировать проблематику и хронологические рамки диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение, анализ и обобщение деятельности культурно-просветительных учреждений в Мордовии в изучаемый период, определении основных тенденций в развитии форм и методов культурно-просветительной работы. Из поставленной цели вытекают следующие основные задачи:

оценить состояние культурно-просветительной работы к концу 1920-х гг.;

рассмотреть предпринимавшиеся меры по финансированию и материальному обеспечению деятельности культурно-просветительных учреждений и определить их эффективность;

выявить основные направления кадровой политики в сфере культурно-просветительной работы;

осветить роль культурно-просветительных учреждений в ликвидации массовой неграмотности населения;

раскрыть основные направления, формы и методы работы культурно-просветительных учреждений, определить их роль в формировании мировоззрения масс;

показать роль культурно-просветительных учреждений в развитии форм художественного творчества населения.

Методологической основой данной работы является диалекти-ко-материалистическое понимание исторических процессов. Выводы работы определялись системой фактов и иллюстрировались типичными, на наш взгляд, примерами. Исследование проблемы проводилось в хронологической последовательности. Историко-сравнительный метод проявлялся при сопоставлении культурных процессов Мордовии с соседними регионами.

Источниковая база диссертационной работы представлена различными группами документов и материалов.

Первую группу составили материалы, извлеченные из фондов трех архивохранилищ Республики Мордовия. Большинство из них вводится в научный оборот впервые.

Из Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ) в диссертации использовались фонды и материалы: Мордовского окружного исполнительного комитета, Совета Народных Комиссаров Мордовской АССР, Наркомата просвещения (Министерство просвещения) МАССР, Мордовского областного исполнительного комитета.

- 13 -Отдела народного образования окружного исполкома. Интересный для раскрытия темы диссертационной материал извлечен из фондов Государственного комитета МАССР по кинофикации, из Мордовской республиканской конторы по протоколу кинофильмов и др. Это, главным образом, отчеты, доклады, справки, составляемые на различных уровнях системы народного образования и политпросвета.

Из Центра документации новейшей истории Республики Мордовия, в основном, были использованы фонды партийных органов и первичных парторганизаций КПСС, комсомольских и др. организаций, действовавших на территории Мордовии в данный период. Особое внимание было уделено материалам фондов Мордовского областного комитета ВКП(б), Мордовского окружного комитета. Саранского уездного комитета РКП(б) Пензенской губернии. Саранского горкома КПСС, Крас-нослободского районного комитета ВКП(б). В них, в основном, изучались протоколы областных партконференций, пленумов и заседаний бюро обкома партии, протоколы заседания бюро райкомов, собраний облпартактива, директивные письма, докладные записки и информация обкома в ЦК партии, планы работы и отчеты, справки районных комитетов в обком партии.

В работе использованы документы и материалы 19 фондов названных архивов. Степень достоверности материалов, хранящихся в указанных архивах различна. На официальные доклады партийных и советских работников наложили отпечаток идеологические установки 1930-х годов. Наиболее точными являлись сведения, имеющиеся в докладных записках в обком ВКП(б) районных, областных органов, уполномоченных обкома, а так же в документах, хранящихся под грифом "секретно".

Автором были также привлечены материалы Рукописного фонда НШЯЛЙЭ при Правительстве РМ (И-152, И-1391, И-521 и др.), в которых собраны документы, извлеченные из архивов Мордовии сотрудниками института в ходе работы над различными темами. Поскольку они уже подвергались критическому разбору, работать с ними было менее сложно.

Следующую группу источников составили ранее опубликованные сборники архивных документов и материалов. Были изучены и использованы сборники: "КПСС о культуре,просвещении и науке" (М., 1963), "КПСС во главе культурной революции в СССР" (М., 1972)."Культурное строительство в РСФСР"(т.т. I-II) и др. В диссертации широко использован сборник документов "Культурное строи-

- 14 -тельство в Мордовской АССР" (т. I). Он убедительно отражает политику государства и правящей партии в области внешкольного образования, освещает многие стороны культурно-просветительной работы в 1917-1941 годы и охватывает, таким образом, исследуемый период.

К ним примыкают статистические материалы, выпущенные, в основном, к юбилейным датам. Прежде всего нужно отметить статистические сборники: "Мордовская АССР за годы Советской власти (в цифрах)"(1967 г.), "Мордовской АССР 50 лет" (1979 г.), "Народное хозяйство Мордовской АССР (1958 г.) ", "30 лет Мордовской АССР"(1961 г.), "Советская Мордовия. Статистико-экономический очерк" (1940 г.). Хотя между ними много общего, но по степени насыщенности информацией они различны.

Дополнительной источниковой базой послужили материалы периодических изданий. Диссертантом проанализирован широкий круг материалов газетной и журнальной периодики республики.

Научная новизна. Диссертационная работа является первым специальным исследованием в мордовской историографии по данной проблеме. Впервые проведено комплексное исследование основных направлений, форм и методов деятельности культурно-просветительных учреждений Мордовии.

В научный оборот введены новые архивные материалы, позволяющие более полно осветить проблему, сделать ряд новых выводов.

Практическая значимость. Фактический материал, приведенный в диссертации, и основные выводы могут быть использованы при написании трудов по истории культуры Мордовии, в лекционных курсах и в вузовских спецкурсах, а также при создании обобщающих работ по истории региона и страны.

Апробация исследования. Основные положения и выводы исследования были изложены в докладах на научных конференциях Мордовского госпединститута (материалы XXXII Евсевьевских чтений). Всероссийской научно-практической конференции. "История, образование и культура народов Среднего Поволжья." (г. Саранск, 1997), на региональной конференции "Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных образованиях" (г.Сарапул, 1997).

Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертации на Деятельность культурно-просветительных учреждений Мордовии (1928-1941 г.г.)