Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области Белых Екатерина Анатольевна

Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области
<
Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белых Екатерина Анатольевна. Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области : 07.00.02 Белых, Екатерина Анатольевна Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области (60-е гг. XIX в. - февраль 1917 г.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Улан-Удэ, 2005 264 с. РГБ ОД, 61:05-7/1083

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I Российское законодательство о праве евреев занимать общественные должности в Сибири С. 33 - 55.

Раздел II Деятельность евреев в государственных и общественных организациях Забайкальской области С. 56 - 88.

Раздел III Становление и развитие национального светского еврейского образования в Забайкальской области (1881 - 1917гг.) С. 89 - 118.

Раздел IV Вклад евреев в развитие здравоохранения Забайкальской области С. 119- 148.

Раздел V Роль евреев в становлении типографского и издательского дела Забайкальской области С. 149- 169.

Раздел VI Участие евреев в культуре, сфере досуга и развлечений Забайкальской области С. 170-193. Заключение С.194- 199.

Список источников и опубликованной литературы С. 200 - 222.

Приложения С.223 - 249.

Введение к работе

Актуальность темы. Проблема взаимопонимания между людьми с разными культурными традициями и историческими судьбами особенно актуальна в наши дни, когда экономический и политический кризис, охвативший Россию, грозит ее целостности. В этих условиях история взаимоотношений евреев с другими народами, многолетний опыт совместного хозяйствования, взаимопроникновение культур, традиции межнационального общения представляются актуальной, как в научном, так и в социальном аспектах.

История евреев в России насчитывает три столетия. За это время еврейский народ расселился по всей ее обширной территории, в значительной степени растворившись в других народах страны, утратив национальную специфику, язык, отличительные этнические черты. Сокращению численности еврейского населения в немалой мере способствовали усилившиеся в последнее время эмиграционные процессы.

История еврейских общин1 в России, в том числе и в Забайкальской области, - тема, которая на протяжении десятков лет не поднималась в научной литературе. На сегодняшний день она нуждается в специальном изучении. Это дает возможность более полного изучения истории Забайкалья.

Сибирь была неслучайно выбрана евреями для освоения. После скученности, перенаселенности и нищеты районов черты оседлости, Сибирь с ее огромными богатствами и обширной территорией казалась краем неограниченных возможностей. По словам современника, «Сибирь -представляла ... обширное поле труда и богатства... Евреи, поселившись в этом благодатном крае (как они его сами называли), скорее других пришельцев могли заметить эти изобилующие богатства новой страны.

Большая часть их ... живет безбедно, ... т.н. «нищенствующей братии» вовсе нет». Сибирь своей репутацией «каторжного края», в отличие от других народов западных губерний Российской империи не отпугивала евреев.

Уже во второй половине XIX века сибирские евреи под влиянием местных условий образовали достаточно специфическую общность. Сибирская община заметно отличалась по своему образу жизни, экономическому и социальному положению, культурно-психологическому типу от евреев не только черты оседлости, но и других регионов Российской империи. Складывается также особый тип ментальносте сибирских евреев. Исследователи отмечали их зажиточность, меньшую набожность, близость по образу жизни, характеру и привычкам к местному русскому населению, развитое чувство достоинства, свойственное сибирякам в целом.4

Место, которое евреи занимали в социальной системе региона, во многом определялось спецификой Сибири - района интенсивной колонизации. Сибирь издавна была перекрестком культур и народов. Сибиряки с начала поселения контактировали с иными народами, верованиями, культурными традициями. Это во многом определило толерантность местного населения. Евреи как правило не вызывали в глазах сибиряков образа «чужака», порождающего враждебность, как это было в Европейской части страны. В. Ю. Рабинович отмечает: «Как и большинство сибиряков, они были либо преступниками, нарушившими закон, либо авантюристами и искателями приключений, либо хваткими, образованными и предприимчивыми коммерсантами. В психологическом портрете этих людей преобладали... деловая сметка, высокая социальная активность и мобильность, терпимость к инакомыслию, отсутствие раболепия перед властью, чинами и чиновниками, склонность к либеральным политическим течениям, яркий индивидуализм, странно сочетающийся с корпоративностью и коллективизмом... Важно, что в окружающем обществе преобладал тот же психологический тип. Евреи не выглядели ни бунтарями, ни «белыми воронами». Их качества, став обычными для края, не вызывали инстинктивного отторжения, характерного для западных губерний».5

Специфика социальной культуры Сибири и занятий сибиряков во многом определили то место, которое евреи заняли в региональном социуме и экономике, в силу чего значительная часть еврейского населения с успехом занималась торговлей и предпринимательством. Степень участия евреев в общественной и культурно-просветительской жизни региона не менее значительна, чем у представителей других национальных групп населения. Эта сторона их деятельности, одобрявшаяся общественным мнением, была тоже формой борьбы за авторитет и стабильность и представляется на сегодняшний день одной из актуальных проблем в изучении истории края.

Во многих случаях общественная деятельность евреев определялась политикой самодержавия. Так, до принятия «Городового положения» 1892 года, запрещавшего евреям занимать должности в городском общественном управлении, многие еврейские купцы и мещане, пользовавшиеся авторитетом у местного населения, избирались на различные общественные должности: гласных городских дум, членов благотворительных организаций, сиротских и совестных судов. Отдавая должное экономическим способностям и порядочности в делах, их привлекали к службе, требующей экономических знаний.

Особой сферой деятельности евреев была культурно-просветительская деятельность, роль которой можно оценить двояко. С одной стороны, она была таким же бизнесом, способом зарабатывания денег. С другой - работа на удовлетворение духовных потребностей, которая повышала их статус, поскольку они становились своеобразными наставниками общества, прививающими ему нравственные ценности. Здесь евреи активно проявили себя в развитии типографского дела и книготорговли, занимая в регионе ведущие позиции.

Еврейская интеллигенция с высшим образованием - учителя еврейских школ и врачи, которые составляли самую высокообразованную часть общины, ее элиту, выпускники университетов, обладающие высоким уровнем знаний, во многих случаях были инициаторами создания в регионе просветительских и культурных обществ.

Участие евреев в ее развитии городской культуры, их вклад в становление театра, кинематографа, исполнительское искусство, архитектуру на сегодняшний день остался практически неисследованным в региональной истории, что подтверждает актуальность темы.

Таким образом, необходимость восстановления истории еврейского народа в контексте региональной истории, поможет реконструировать еще один пласт прошлого, без которого невозможно представить общую экономическую и социокультурную картину истории Забайкальской области. Поэтому вклад представителей еврейского народа, проживающего на территории Забайкальской области, в дело становления и развития общественной и культурно-просветительской деятельности, представляет особый интерес.

Объективная оценка проблемы диссертационного исследования и изложение собственной точки зрения невозможна без анализа существующей на сегодняшний день научной литературы.

Степень изученности темы. Периодизация исторической литературы по проблеме жизни еврейских общин в целом совпадает с периодизацией истории России. Это позволяет увидеть, что Сибирь и ее районы со всеми населяющими ее этносами является неотъемлемой частью России, и все процессы, имевшие место в центре, находили отражение на окраине.

Первый период — дореволюционный, - охватывает последнюю треть XIX века и до октября 1917 года. По характеру, объему выпуска, степени объективности и интонации, литература этого периода делится на шесть групп: законодательство, делопроизводственные материалы, статистика, мемуаристика, научные сочинения и периодическая печать. Для еврейской историографии этот период можно считать «золотым веком», продемонстрировавшим стремительные темпы ее развития. Первые работы по изучению проблемы жизни евреев в России начинают появляться в последней трети XIX века. Одним из важных направлений этого периода было рассмотрение правового положения евреев в Российской империи которое регулировалось многочисленными, порой противоречащими друг другу законами.7 В конце XIX - начале XX вв. российские правоведы довольно подробно комментировали и анализировали законы и подзаконные акты, ограничивавшие права евреев, в том числе и в Сибири. Наибольший интерес представляют работы начала XX века. Эти работы объединяет не только жанровая принадлежность, но и системный подход в рассмотрении действующих законов, наличие обзора существующих законоположений и разъяснений Правительствующего Сената. Исследователи, как правило, основывались на опубликованных законодательных актах, включенных в Полное собрание законов Российской империи. Благодаря этим источникам можно выделить те категории евреев, которые имели право заниматься общественной, просветительской и культурной деятельностью в государстве.

В числе монографических сочинений, в которых емко и фундаментально рассматривается правовое положение евреев России, следует особо выделить исследование И. Г. Оршанского.8 Это первое серьезное исследование по проблеме законодательных ограничений в отношении евреев, включая и Сибирь.

Наибольший интерес в русле проблемы, связанной с правовым положением евреев, оказавшихся в Сибири, представляют монография Г. А. Белковского, статьи в научной периодике М. Мыш ,0 и Т. И. Тихонова.11 В этих изданиях исследуются документальные источники, в которых выражено отношение государства к евреям, сосланным в Сибирь. Ценность анализируемых работ выражена не только в систематизации императорских указов и документов Правительствующего Сената, но и введением в научный оборот сибирских нормативных актов, ограничивавших права евреев. t

Следующее направление дореволюционного периода - это научная литература, дающая представления собственно по истории еврейского народа, освещающая различные стороны его жизни: численность, география расселения, сословная структура, культура, образование, религия. Несомненно, ценный фактический материал представляют работы Л. Брамсона, Б. Бруцкуса, П. Марека и С. В. Познера, посвященные изучению истории становления национального еврейского образования в России. Они дают общую картину развития национального и светского начального, профессионального и общего образования евреев в России. Анализ этих работ служит базой для воссоздания общей картины в регионе, хотя по объему материала и глубине анализа они неравноценны и в большинстве имеют этнографический характер.

Первые историки дореволюционного периода, сделавшие попытку создать полную историю русских евреев, были Ю. Гессен и С. Дубнов. Для нас в работе Ю. Гессена представляет интерес история школьной реформы и участие евреев в общественном самоуправлении второй половины XIX века, что во многом определило статус евреев в России.

Стоит отметить, что в этот период специальных, обобщающих работ по истории общественной и культурно-просветительской деятельности евреев на территории России не было. Также не поднимались проблемы, где бы рассматривался вклад евреев в науку, медицину, сферу досуга, музыку, деятельность в общественных организациях. К тому же в этот чрезвычайно плодотворный для развития еврейской истории период исследования велись безотносительно к региону.

Жизнь еврейских общин Сибири в этот период получила освещение только в двух работах. Первая работа - написанная Ю. Островским - очерк правового, экономического и культурного положения евреев в Сибири.14 Не претендуя на научный анализ, он создал яркую и живую картину жизни евреев в Сибири. Что касается темы диссертационного исследования, то наиболее ценная информация представлена в главах о благотворительных учреждениях евреев, отношении между сибирскими евреями и «российскими», а также духовно-культурного облика еврейско-сибирской общины. В книге представлен ценный материал о жизни евреев Забайкальской области, не имеющий отражения в официальных источниках. При всей схематичности, отсутствии какого бы то ни было статистического материала и приблизительных, «на глазок», оценках, она представляет чрезвычайный интерес для исследователя как наблюдения очевидца.

Вторая - работа В. Войтинского и А. Горнштейна - «Евреи в Иркутске» - полноценное историческое исследование, охватившее все стороны жизни одной из крупнейших общин Сибири и давшее яркую характеристику столь уникальному явлению, как сибирское еврейство.15 Исследование делится на две части, соответствующие двум сторонам жизни еврейской колонии. Первая посвящена выяснению «внешней»16 жизни еврейской общины как одного из элемента городской жизни. Условия их жизни, образование колонии в городе, ее рост и роль в хозяйственной, политической и культурной жизни губернии, отношение к евреям со стороны окружающего населения и администрации. Богатый фактический материал, уникальные воспоминания иркутских старожилов", многочисленные статистические расчеты делают эту часть работы важным источником информации для научного исследования. Вторая часть раскрывает жизнь внутри общины. Здесь еврейская колония представлена как целое, состоящее из разнообразных культурных элементов. Показана работа общины в направлении разрешения лежавших перед нею культурно-национальных задач. Монография сочетает в себе черты научно-исследовательской, мемуарной и публицистической литературы. Такая «смесь» привлекательна для исследователей, но порой делает изложение материала разрывным, сумбурным, приводит к неединичным повторам или недостаточно логичным отвлечениям от основной «сюжетной» линии. Для работы характерны эмоциональность в оценках общественной деятельности общины и в то же время богатый и уникальный фактический материал. К тому же статистические сведения, приведенные в работе, придают ей большую научную ценность.

Среди работ, позволяющих восстановить общую картину развития общественной и культурно-просветительской жизни Забайкальской области в дореволюционный период, наиболее интересны монографии Л. И. Шмакова, П. Г. Мацокина, Н. В. Кириллова о деятельности лечебных заведений и медико-санитарного состояния региона.17 Отдельные исследования дают возможность проанализировать культурно-историческую жизнь как в целом в России, так и отдельных регионов.18 Однако эти работы никак не затрагивают жизни и деятельности евреев в сфере культуры.

Важным источником информации об общественной и культурно-просветительской деятельности евреев в Сибири и Забайкальской области в дореволюционный период является периодическая печать.19 По содержанию и ценности информации исследуемой темы, она заключает в себе самые разнообразные жанры: письма, переписку, рекламу, хронику и т. д., и позволяет наиболее точно передать те или иные события и факты, происходившие в жизни евреев.20

Первый этап советской историографии (1917-х середина 30-х гг.) обнаружил тенденцию к спаду интереса к истории евреев. В 1917-1925 гг. шли настойчивые поиски решения по национальному вопросу, продолжались исследования по истории евреев. Переиздавались работы Ю. Гессена, работал Еврейский университет в Петрограде, хотя уже наметилось противостояние двух подходов к проблеме. К сожалению, конфликт двух научных школ - традиционной и новой школы пролетарской еврейской науки - перевел исследования из области науки в область идеологии. После 1925 года, когда Еврейский университет был ликвидирован, противостояние усилилось. Ленинградская еврейская историческая школа была обвинена в отстраненности от культурной революции и продолжении традиций старой Санкт-Петербургской общественности. Дубнов, как издатель «Еврейской старины», Еврейское историко-этнографическое общество оказались в рядах «ведущих идеологически чуждую советской общественности работу». Кампания, направленная против еврейской исторической школы, не носила антисемитского характера. Научная еврейская историография в России прекратила свое существование, прежде всего, в результате внутрипартийной борьбы.

Этот этап, не давший сколько-нибудь серьезных исследований по избранной теме по сравнению с предшествующим можно считать началом кризиса в ее изучении, что было обусловлено официальной доктриной Советского государства по национальному вопросу. Следующие этапы советской историографии, завершившиеся в начале 90-х гг. никак не отражают ни историю еврейских общин, ни их вклад в общественную и культурно-просветительскую деятельность в России и регионах. Словно желая компенсировать отсутствие исследований по истории евреев в Советском Союзе, оживились историки на Западе. Не имеющие доступа к источникам на территории СССР, они попытались исследовать историю евреев в Советском Союзе, и их современное положение в стране.24 Вся эта литература грешит тенденциозностью, практически неизбежной в условиях жесткого идеологического противостояния.

В начале 90-х годов начинает формироваться современная российская историография, обусловленная распадом СССР и образованием нового государства. На смену идеологическому подходу пришло глубокое и серьезное желание исследователей разобраться в реалиях истории еврейских общин и дать возможно более точную картину жизни еврейского народа в России. Объективно этому способствовали демократические преобразования, пробудившие национальное самосознание народов бывшего СССР и возродившие интерес к национальной истории, языку, культуре.

К началу 90-х гг. в отечественной историографии начинается формирование самостоятельного направления, связанное с исследованием широкого спектра проблем истории и культуры еврейского народа.

Так, в 90-х годах стал издаваться «Вестник Еврейского университета в Москве», на страницах которого публикуются разнообразные материалы, в том числе исторического характера. Продолжением разработки темы еврейства как диаспоры можно считать выход в свет в Москве журнала «Диаспора» под редакцией В. И. Дятлова. Наряду с философским осмыслением данной проблемы, в журнале представлены и исторические публикации, посвященные жизни евреев в Российской империи за пределами «черты оседлости».25

На наш взгляд, есть смысл систематизировать имеющуюся литературу по истории евреев и по географическому принципу: общероссийская, литература о евреях крупных регионов (например, Сибири) и местные региональные исследования. Если первая группа представлена достаточно широко хотя бы в дореволюционных исследованиях (еврейская история рассматривалась тогда, как правило, безотносительно к конкретному региону), то региональная история евреев на сегодняшний день набирает обороты. Более активные шаги предпринимают московские и петербургские ученые. Приняв на себя трудную, но благородную роль первооткрывателей, столичные историки оказали большую помощь региональным исследователям систематизацией ранее закрытого архивного материала, публикацией уникальных документов, изданием справочников и составлением историографических обзоров отечественной и зарубежной литературы по истории российских евреев.26

Первый опыт источниковедческого анализа по истории евреев принадлежит петербургскому ученому Д. Эльяшевичу.27 Попытку классификации законодательства о евреях первым из российских ученых предпринял так же историк из Санкт-Петербурга Д. Раскин. Интересный фактический материал представлен в работе П. Марека «Борьба двух воспитаний», где идет речь об истории просвещения евреев в России в дореволюционный период. 29 Автор раскрывает проблемы национальных еврейских школ, их развитие на фоне действующего законодательства, грубо вторгавшегося в область конфессионального образования.

В конце 90-х и начале 2000-х гг. отмечается усиление интереса региональных исследований бывших республик СССР (Украина, стран Балтии), регионов и городов, где «еврейская» тема получила самостоятельное развитие,30 хотя многие работы не имеют достаточного научного уровня и написаны в популярном жанре.

В 90-е годы центром исследований по истории сибирского еврейства стал Иркутск. Появились первые публикации по еврейской истории, заложившие основу для будущей работы. Так, в 1992 году был издан первый выпуск «Сибирского еврейского сборника», в котором представлены работы историков, философов, демографов, социологов и др. Вышедший четыре года спустя второй «Сибирский еврейский сборник» характеризует более высокий уровень публикаций, расширение диапазона исторических исследований. В сборнике представлены статьи, посвященные различным аспектам истории евреев Иркутска и Сибири в целом.31

В современной сибирской еврейской историографии наблюдается переход от разработки отдельных еврейских сюжетов к серьезным монографическим исследованиям по истории отдельных общин региона. Первая из них - работа А. Г. Гройсмана о евреях Якутии в 2-х томах.32 В работе представлен интересный фактический материал о культурной жизни" евреев и их занятий в Якутии в конце XIX- начале XX века. Несмотря на некоторую бессистемность изложения и поверхностность оценок, она безусловно имеет большое значение.

Глубина исторического анализа характеризует опубликованную в 1999 г. монографию Л. В. Кальминой и Л. В. Кураса «Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е годы XIX века - февраль 1917 года). Авторы раскрывают в ней экономическую, культурную и религиозную жизнь общины, большое место отводят правовой базе и положению евреев в царской России и в Сибири. Большая роль отводится представителям еврейского купечества, внесшего вклад в развитие национального еврейского образования, а также общественную жизнь региона. В работу включены фрагменты о деятельности евреев в области типографского дела. Серьезный вклад в исследование по истории формирования и деятельности еврейских общин Дальнего Востока со второй половины XIX века до начала XX века сделан в работе В. В. Романовой.34

В начале 2000-х г. появилась новая работа Л. В. Кальминой «Еврейское купечество Восточной Сибири (60-е годы XIX века - 1917 г.)," где для нас наибольший интерес представляет материал, связанный с благотворительной и общественной деятельностью наиболее видных еврейских купцов. Еще одна работа Л. В. Кальминой освещает внутриобщинную жизнь сибирских евреев, процесс формирования и развития учреждений, составляющих «духовную территорию» еврейской общины: религиозных, благотворительных и просветительских.36 Опыт анализа проблемы формирования и жизнедеятельности еврейской общины дореволюционного Иркутска принадлежит иркутскому исследователю В. Ю. Рабиновичу. Работа содержит богатый фактический материал, существенно дополняющий сложившееся представление об истории иркутских евреев. Фундаментальное исследование по истории еврейских общин Восточной Сибири в дореволюционный период было проведено Л. В. Кальминой. В работе впервые предпринята попытка проследить все стороны жизни еврейских общин на территории крупнейшего региона России. Опираясь на обширный архивный материал, автор рассмотрел пути формирования общин, их экономическую, общественную, культурно-просветительскую деятельность, численность, расселение, сословно-профессиональную структуру. Ценный фактический материал представляет раздел об образовании евреев и формирование общинной интеллигенции. В результате автор реконструирует внутриобщинную жизнь еврейской общины. Кроме вышеперечисленных работ, Л. В. Кальминой принадлежит обширная историография по актуальным проблемам жизни еврейских общин в Восточной Сибири. В отдельных публикациях рассматривается благотворительная и общественная деятельность наиболее крупных предпринимателей евреев.39

Несомненный интерес представляет монография М. Н. Савиных, в которой рассматривается законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине XIX - начале XX вв.40 Отдельный параграф посвящен особенностям законодательной политики в отношении евреев Сибири. Работа отличается глубиной анализа эволюции законодательных действий верховной власти по отношению евреев Сибири.

Значительным вкладом в историографию проблемы стали материалы проведенных при поддержке «Джойнта» пяти региональных научно-практических конференций,41 а также издание библиографических указателей отечественной литературы на русском языке, которые значительно облегчают исследовательскую деятельность и подготовку научно-популярных работ по истории еврейского этноса на территории Сибири и Дальнего Востока.42

Что касается истории общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин на территории Забайкальской области в указанный период, то по этой проблеме опубликовано лишь несколько статей, символизирующих начало подступов к теме.43 Эти работы раскрывают сюжеты, связанные с деятельностью евреев в области медицины, типографском деле, в работе профессиональных обществ, государственных учреждений, и др.

Таким образом, есть основания утверждать, что на сегодняшний день в отечественной историографии российского еврейства сложилась определенная база, являющаяся основой для углубленного изучения отдельных аспектов исследований по истории регионов Сибири, в том числе и Забайкальской области.

Исследование обозначенной проблемы невозможно представить без использования многочисленных работ историков сибирского региона как по общим проблемам истории, так и по отдельным ее аспектам. В число таких работ входят исследования В. К. Гурьянова и В. Лобанова, дающие возможность хорошо представить архитектурную среду Забайкальской области и позволяют определить вклад евреев в ее становление. В работах М. А. Белокрыса, Б. Ц. Дондакова и Д. Ц. Намжиловой, посвященных становлению типографий и появления первой печатной продукции, фрагментарно выделяется деятельность евреев в этой отрасли. Отдельно выделяются работы, посвященные культурному и историческому прошлому региона, помогающие выявить общие тенденции развития края. Особый интерес представляют исследования В. Гирченко, М. В. Танского, Е. Петряева, В. Немова, И. Ю. Замулы. В некоторых из них прослеживается деятельность отдельных представителей еврейства. В очерках М. В. Танского по истории Верхнеудинска выделяется деятельность двух врачей евреев, работавших в начале XX века. Отдельные эпизоды прослеживаются и в других работах. Следует отметить отдельные труды по истории медицины и здравоохранения в регионах Сибири, авторы которых В. Р. Боянова, М. М. Шмулевич, Д. Б. Батоев. Авторы крайне фрагментарно касаются деятельности медиков евреев, игравших в становлении медицины одну из ведущих ролей. При этом как самостоятельная тема - история общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин на территории Забайкалья историками не поднималась, что и предполагает её комплексное исследование.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании истории общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин в Забайкальской области (60-е г. XIX века - февраль 1917 года.) Достижение этой цели предполагает решение следующих конкретных задач:

1. проанализировать Российское законодательство о евреях в Сибири применительно права заниматься общественной и культурно-просветительской деятельностью;

2. на основе архивных материалов показать общественную, благотворительную и культурно-просветительскую деятельность евреев в регионе;

3. рассмотреть пути формирования местной еврейской интеллигенции в области медицины и образования;

4. раскрыть специфические особенности еврейского образования в Забайкальской области.

Объектом диссертационного исследования является общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области (60-х гг. XIX в. - февраль 1917 г.)

Предметом исследования является процесс становления и развития общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин на территории Забайкальской области в контексте общероссийского исторического развития еврейской истории.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов XIX века до Февральской революции 1917 года. В исследовании обозначенной темы эти границы имеют свой специфический смысл: в 60-х годах в России был проведен ряд либеральных реформ. Было отменено крепостное право и созданы новые органы самоуправления, которые способствовали развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения и улучшению качества жизни. Эпоха освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Именно в 60-е годы формируется устойчивая этническая группа евреев в Забайкальской области. Февраль 1917 года принес представителям всех национальных меньшинств бывшей Российской империи освобождение от унижающих их национальное достоинство запретов и предоставил равенство гражданских прав и свобод. Это дало возможность развития и еврейскому народу, освободившемуся от «черты оседлости», которая лишала его права свободного передвижения по территории государства, в том числе права въезда в Сибирь, ограничивала в передвижении по территории региона тех, кто это право получил.

Территориальные рамки работы определены а границами Забайкальской области, образовавшимися в составе Восточно-Сибирского генерал-губернаторства в 1851 году с областным центром в Чите и вошедшими округами - Баргузинский, Верхнеудинский, Селенгинский, Нерчинский, Нерчинско-Заводской и Акшинский. Выбор этого региона обусловлен тем, что это один из районов Сибири, который был местом ссылки еврейского населения, что и заложило основу формирования здесь еврейской общины.

Методологическая основа диссертации. В процессе работы были использованы основные методы истории: генеральный методологический принцип историзма и объективности. Принцип историзма позволил представить процесс истории развития общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин в Забайкальской области, на фоне развития общей истории евреев России в их взаимосвязи с законодательной политикой по отношению евреев в Сибири и их реальном развитии. Принцип объективизма позволил изучить достоверные процессы, происходившие в общественной и культурно-просветительской деятельности евреев Забайкалья и изложить их, не искажая факты.

Системный и диахронный методы позволили автору диссертации, более полно раскрыть поставленную проблему, детальнее и углубленнее рассмотреть события и явления, происходившие в общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин

Забайкальской области.

В исследовании применены общенаучные методы: структурный (предметный) анализ, синтетический (обобщение, научная организация собранного материала).

В процессе работы применялись и специальные методы, характерные для исторического исследования: сравнительно-исторический и статистический. Сравнительно-исторический метод помог определить зависимость развития событий происходивших в Забайкалье на фоне общего политического и культурного состояния России в определяемый нами период времени. Статистический метод позволил с наибольшей точностью определить процентное и количественное соотношения евреев занимающихся общественной и культурно-просветительской деятельностью к православному населению Забайкальской области, итогом чего стали таблицы, дающие представление о роли евреев в развитии образования и медицины. (См. приложения 1, 2, 5, 7, 8.)

Методы систематический и ретроспективный применялись на протяжении всей диссертации, так как материалы введенные в нее требовали глубокого анализа и понимания процессов происходящих в указанный период.

Положения выносимые на защиту. 1. Еврейский вопрос в законодательстве Царской России занимал особое место. Весь строй законодательства Российской империи предусматривал притеснение в силу конфессионального неприятия православной церковью иудаизма. 2. Несмотря на «драконовские» меры законодательства, запрещавшего евреям заниматься общественно-полезной деятельностью, они находили выход своей общественной активности в национально-благотворительных организациях. 3. К началу XX века в Забайкалье сформировалось ядро еврейской общинной интеллигенции, выходцев из центральных Российских губерний и выпускников тамошних университетов. Именно они сыграли значимую роль в становлении национальной и светской культуры края. 4. Евреи, имея многовековой опыт в финансово-коммерческой деятельности, сумели в Забайкалье приложить свои способности в торговле, сфере обслуживания и досуга. А именно: первые рестораны, кофейни, гостиницы, бани, кинотеатры (иллюзионы), цирки, карусели, были организованы евреями.

Источниковая база диссертации. Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач использован широкий круг опубликованных и неопубликованных источников: архивные документы, законодательные и нормативные акты, статистические, справочные материалы, периодическая литература.

В работе использован широкий круг опубликованных источников: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ), Свод законов Российской империи, статистические материалы и отчеты органов власти разных уровней исследуемого региона.

В соответствии со схемой Дубнова-Гинзбурга, которой пользуются как российские, так и зарубежные специалисты по истории еврейского народа, все основные источники мы разделили на две группы: первая -источники по истории правовых, экономических и культурных отношений еврейской общины с государством и обществом. К ним относятся официальные документы: царские манифесты, положения Комитета Министров, разъяснения Правительствующего Сената, циркулярные письма министерств и ведомств, переписка Забайкальского военного губернатора, отчеты городских Управ, старост и волостных старшин и т. д. Степень их сохранности достаточно высока, особенно источников, освещающих политику государства по отношению к евреям. В значительной степени они систематизированы и описаны. Достоверность их также высока, но изучение и трактовка затрудняется противоречивым характером многих из этих документов, которые допускали двоякое толкование отдельных вопросов. Многие из них даже вызывали трудности в исполнении из-за нечеткости формулировок и требовали дополнительных разъяснений.

Вторая группа источников - «внутренние» документы общин, к которым относятся метрические книги еврейских общин и различных обществ, религиозная литература, мемуары. Эта группа отличается крайней скудостью информации. Такого рода источники практически никем не собирались и сохранились лишь потому, что в них, по-видимому, были заинтересованы не имеющие отношения к общинам инстанции. В Национальном Архиве Республики Бурятия эта группа представлена метрическими книгами и журналами общих собраний еврейской общины Верхнеудинска. Несмотря на отсутствие хронологии в выпуске этих источников в виду того, что они присылались в общину нерегулярно, их отличает хорошая сохранность.

Основные документальные материалы по теме сосредоточены в Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ) и Государственном архиве Читинской области (ГАЧО). В ходе исследования были изучены, проанализированы и использованы 54 архивных фонда. Интересный материал по исследуемой нами теме отложился в Государственном архиве Читинской области (ГАЧО). Так, фонд 1 (Забайкальское областное правление) делится на несколько подфондов, несущих в себе ценную информацию по теме исследования. Фонд 1 (Общий) содержит рапорты с мест военному губернатору Забайкальской области о численности еврейского населения, причинах его появления в области, наличии еврейских религиозных общин, молитвенных школ, раввинов. Кроме того, он содержит переписку с директором народных училищ о разрешении присвоения евреям звания меламеда разрешением с правом заниматься преподавательской деятельностью в регионе, различные статистические сведения о количестве еврейских училищ и общественных организаций, в которых прослеживается деятельность евреев. В фонде также содержатся формулярные списки, заявления, прошения евреев на занятие определенной деятельностью и т. д. Фонд 1 (Врачебный) состоит в основном из формулярных списков врачей, работающих в Забайкальской области. Фонд позволяет выявить общую картину медицинской части в регионе и проанализировать деятельность еврейских врачей. Фонд 1 (Политический) содержит в себе статейные списки политических ссыльных и каторжников для тюремной инспекции, по которому решалась судьба каждого заключенного. Все эти дела отмечены печатью «особо ценных». Фонд 1 (Строительный) несет в себе ценную информацию о возводимых построениях и их разрешения на территории Забайкальской области. Здесь находятся проекты общественных зданий, храмов, синагог, которые позволяют выявить деятельность евреев в этой области и представить внешний облик городов Забайкалья.

Следующий ценный по материалу фонд 226 (Читинская городская дума). Он представлен обязательными постановлениями, протоколами, журналами и выписками из протоколов заседаний Читинской городской думы; журналами собраний, сметами доходов и расходов г. Читы, отчетами и кассовым счетом Читинской городской управы, документами о разрядах избирателей, нарушениях о проведении выборов в гласные и проведения в Государственную думу; ссуде казны; перепиской о деятельности городской думы, строительстве предприятий и учреждений, сборах в доход города, кондициями и договорами на аренду городских помещений и мест; актами приема - передачи и ведомостями имущества, докладными записками, списками кандидатов, прошениями граждан, раскладочными ведомостями и повестками гласным лицам.

Фонд 94 (Читинская городская управа) содержит формулярные списки еврейских купцов, сведения о товариществах, действующих в регионе; списки лиц по избирательным округам, прошения об открытии различных заведений, ведомости о городском населении, сведения о крупных пожертвованиях. Ценен по содержанию фонд 152 (Забайкальский областной попечительный о тюрьмах комитет), в котором можно проследить деятельность евреев, в разное время занимавших посты директоров, попечителей приютов и их пожертвованиях в пользу комитета. Частично использован фонд 57 (Забайкальский областной комитет по обеспечению нужд беженцев), в котором находятся протоколы заседаний комитета, сметы его доходов и расходов по оказанию помощи еврейскому населению, пострадавшему от военных действий в 1916 г. В фонде представлены списки лиц, принимавших активное участие в деятельности комитета. Фонды 23 (Читинское окружное полицейское управление), фонд 24 (Читинское уездное полицейское управление) и фонд 26 (Читинское городское полицейское управление) представлены контрактами различных лиц о поступлении на службу, сведениями о типографиях, библиотеках города, о еврейских молитвенных домах, уставах профессиональных обществ и союзов, переписке с различными ведомствами и статистическими сведениями.

Обширный фактический материал взят из фонда НАРБ 337 (Верхнеудинское уездное полицейское управление), который содержит различные постановления, донесения, рапорты полицейского управления, всевозможные статистические сведения по сословиям и роду деятельности. Фонд богат материалами по открытию всевозможных учебных заведений, общественных и культурных организаций, типографий, магазинов. Аналогичный материал содержится в фонде 123 (Баргузинское уездное полицейское управление), который включил переписку уездного начальника с военным губернатором Забайкальской области в отношении евреев, циркулярные письма Приамурского генерал-губернатора, в чьем ведении находились вопросы образования, религии и культуры Забайкалья; разъяснения к документам Правительствующего Сената и Комитета Министров по еврейскому вопросу, отчеты волостных старшин о количестве и занятиях проживающих в данной волости евреев.

Богатый материал дает фонд 10 (Верхнеудинская городская управа), в котором содержатся Указы и циркуляры генерал-губернатора Восточной Сибири, Иркутского губернского правления, департамента полиции МВД, Забайкальского управления. В этом фонде содержатся статистические сведения о населении города по вероисповеданию, которые дают представление о динамике роста еврейского населения. Материал фонда позволяет проследить развитие общественных и благотворительных организаций в регионе. Фонд 484 (Верхнеудинская городская управа) представлен постановлениями, протоколами заседаний городских дум, финансовыми отчетами. Интересен по своему содержанию фонд 211 (Инспектор народных училищ Верхнеудинского и Баргузинского уездов), в котором содержатся приказы, циркуляры МИП, отчеты о состоянии и оборудовании училищ. В нем находится информация, касающаяся деятельности преподавателей, формулярные списки которых позволяют проследить деятельность евреев в этой сфере. Фонд 136 (Штатный смотритель Верхнеудинского и Баргузинского округов) позволяет определить политику, применяемую к учителям иудейского вероисповедания. Так, в этом фонде можно обнаружить секретные предписания о запрещении еврейским учителям прибывать в школы, а также заявления и прошения родителей о принятии еврейских детей в школы края. Частично использован фонд 101 (Лазарет Верхнеудинского местного управления Российского Общества Красного Креста), который позволяет выявить деятельность еврейских врачей в Обществе и фонд 279 (Кабанский Народный дом), в котором находятся документы, позволяющие рассмотреть культурную деятельность евреев в данной организации. Впервые был использован и введен в научный оборот фонд 1178 (Верхнеудинский еврейский общинный совет). Он несет в себе ценный фактический материал по теме диссертационного исследования. В нем заключается информация о деятельности совета, списки послужных листов, сметы доходов и расходов общества, отчеты о проведении благотворительных вечеров, план работы детской площадки и библиотеки, а также подробные сведения о численности еврейского населения города и количестве избирателей, достигших совершеннолетия.

Из источников второй группы в Национальном архиве Республике Бурятия нами обнаружены лишь два фонда: 196 (Верхнеудинская еврейская религиозная община) и 385 (Баргузинская еврейская религиозная община). В первом из них содержатся протоколы хозяйственного правления общины за 1908 - 1918 годы и протоколы общих собраний общинников с 1908 по 1917 годы, журнал исходящих бумаг Верхнеудинского общества раввина и метрические книги с 1885 по 1907 годы. Второй содержит протоколы хозяйственного правления общины с 1906 по 1916 год и протоколы общих собраний общины за 1917 - 1920 год: Частично они уже были опубликованы учеными, занимающимися еврейской тематикой.45 При практически полном отсутствии сведений об общественной и культурной жизни еврейской общины Забайкалья, материалы этих фондов в рекомендациях не нуждаются.

Большую ценность для автора представляли личные фонды, неопубликованные мемуары. Это фонд 1778 верхнеудинского врача М. В. Танского, который позволяет нам выявить общую картину медицинского обслуживания горожан в начале XX века и проанализировать профессиональную деятельность первых врачей евреев, работавших в этот период.

Не меньший интерес представляет вышедшая в 2000 году полноценная работа «Евреи в России: XIX век».46 Вошедшие в книгу воспоминания выразительно рисуют светлые и темные, комические и трагические стороны жизни евреев в России в XIX в. Запечатлевая собственный жизненный путь, авторы детально характеризуют специфический жизненный уклад еврейского народа, его верования, обычаи и привычки, праздники и повседневную жизнь, отношения с местным населением. Мемуаристы описывают как процесс ассимиляции евреев, так и обретение ими нового национального самосознания в конце XIX века.

Многие интересные сведения относительно к региону удалось почерпнуть из журналов «Родина»,47 «Вопросы истории».48 Отдельные детали из жизни видных деятелей евреев Верхнеудинска удалось восстановить по воспоминаниям родственников. Написанные по собственным впечатлениям, они часто рисуют именно те стороны общественного быта, которые не находят отражения в документах официального характера. Несмотря на определенную ограниченность, личные свидетельства, несомненно, обогащают наши представления об эпохе и деятельности людей, дают по определению М. Н. Покровского, «...тот психологический фон и ту связь, без которых имеющиеся в наших руках отдельные документы могут оказаться непонятыми или понятыми 49 тт неправильно...» Личные документы существенно дополняют, конкретизируют архивные документы, а порой содержат и такую информацию, которую трудно извлечь из какого-либо другого источника.

Официальные источники дополняются «неофициальными» путевыми заметками, воспоминаниями, личными впечатлениями, которые, накладываясь на цифры отчетов и обзоров, дают более полную и живую картину жизни исследуемого региона.50

Особую ценность и значимость как исторический источник играет периодическая печать, т. к. опубликованные на страницах газет многочисленные документы, статистические материалы, статьи, объявления зачастую представляют собой единственный источник равнозначный первичному документу. Они позволяют «окунуться» в то время, почувствовать его атмосферу и эмоциональный накал. В работе нами этот вид источника представлен достаточно широко. В исследовании были использованы сибирские дореволюционные периодические издания: нелояльная по отношению к евреям «Сибирь» и либеральные «Восточное обозрение», «Верхнеудинский листок», «Байкальская волна», Забайкальская новь», а также современные издания: «Правда Бурятии», «Эффект», «Ваша реклама», «Информ-полис» и «Забайкальский рабочий»51.

Важным источником исследования явилась справочная литература центральных и местных изданий, в которой емко отражены отдельные стороны жизни Российского еврейства, жизнь и деятельность видных представителей этого народа.52

Научная новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка комплексного научного исследования по истории общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин с 60-х годов XIX века до февраля 1917 года в Забайкальской области. В данную работу включен большой и разнообразный пласт архивных документов, большинство из которых впервые введены в научный оборот, а также обобщены уже имеющиеся материалы по заданной теме.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов при чтении общих и спецкурсов по истории Сибири, в краеведческой работе, а также при создании научных пособий, обобщающих трудов по истории евреев в Сибири. Большое значение исследование имеет для представителей еврейской национальности. Материалы работы могут быть использованы в экспозиционно-выставочнои деятельности при национальном еврейском обществе, что будет способствовать дальнейшему процессу национального возрождения, пробуждению интереса к деятельности своих предков, гордости за свой народ.

Апробация темы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах на региональных и международных научно-практических конференциях в период с 2001 по 2004 гг:

Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Материалы III региональной научно-практической конференции (26-27 августа 2002 года). Красноярск - Улан-Удэ;

Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность. Материалы IV региональной научно практической конференции (26-27 августа 2003 года). Красноярск - Биробиджан;

Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность. Материалы V региональной научно-практической конференции (19-20 августа 2004 года). Красноярск;

Учителя, ученики... Региональная научно-теоретическая конференция, посвященная 90-летию В. И. Дулова. (29 апреля 2003 года). Иркутск;

Полония в Сибири: проблемы и перспективы развития. Международная научная конференция (30-31 мая 2003 г.). Улан-Удэ;

Историко-культурное и природное наследие: проблемы сохранения, трансляции и подготовки кадров. Международная научно-практическая конференция (26 ноября 2004 г.). Улан-Удэ;

Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность. Материалы VI научно-практической конференции (24-25 августа 2005 года). Красноярск - Барнаул.

Российское законодательство о праве евреев занимать общественные должности в Сибири

В 19 веке представители еврейства прочно осели как в Западной Сибири (Томск, Омск, Каинск), так и в Восточной (Канск и Нижнеудинск). Основной состав проживающих в Сибири евреев это сосланные за различные преступления и переселившиеся по собственной воли до принятия Высочайше утвержденным правилам 1837 года «О мерах против переселения евреев в сибирские губернии и для уменьшения числа поселенных уже в Сибири евреев». В местах их проживания возникла общинная жизнь, регулирующаяся специальным законодательством относительно сибирских евреев.

Положение евреев в Царской России регулировалось многочисленными, законами и подзаконными актами. Большинство из них вводилось в виде разъяснений и решений Правительствующего Сената, Положений Комитета министров, циркуляров министерств. По подсчетам исследователей, без учета частных решений, только более или менее общих узаконений и распоряжений о евреях за 1810-1917 годы в материалах высших государственных учреждений России насчитывается 557.53 В дополнение к документам центральной власти следовали разъяснения и толкования на местах, что усиливало беспорядочность в законодательстве. Даже высшие сановники не всегда знали, как трактовать тот или иной законодательный акт.

Анализируя законодательство по периодам, можно отметить, что годы наибольшей законодательной интенсивности в отношении евреев приходятся на царствование Николая I (1825-1855) и Александра II (1855 1881), с той разницей, что законодательство первого имело ярко выраженный антиеврейский характер. Тогда как второй, особенно, судя по документам начального периода его царствования, вполне соответствует сложившимся представлениям о либерализме его правления. Личные представления царствующих особ по еврейскому вопросу существенно влияли на политику по отношению к евреям. При относительном либерализме императора Российской империи законоположения смягчали дискриминацию по отношению к исповедующим иудаизм. Если же государь страдал какими-то предрассудками в этом вопросе, чаще выходили акты, усугубляющие и без того тяжелое положение российских евреев. Характерно то, что правление практически каждого монарха начиналось с послаблений и заканчивалось ужесточением.

Особую группу законов и положений о евреях составляет законодательство о евреях в Сибири. Законы о евреях в Сибири делятся на две группы. Одна - документы, регламентирующие въезд евреев в Сибирь (первым можно считать уложение о наказаниях, определявшим каторжные работы и ссылку в Сибирь в качестве меры наказания за уголовное преступление). Вторая - законодательные акты, ограничивающие гражданские, имущественные и политические права евреев, оказавшихся в Сибири.54 Возможно, были и другие причины недопускать евреев в Сибирь, но прежде всего законодатель встает на путь безусловного запрещения Сибири для евреев, ссыльных и уже поселенных он подвергает различным ограничениям, регламентирует их право проживания и деятельности.55 При этом самым жестоким ущемлением прав евреев в России, «апофеозом дискриминации», по выражению историка Виктора Шевырина56, стала черта еврейской оседлости, отлучатся за пределы которой, евреи не имели права без специального разрешения.

Деятельность евреев в государственных и общественных организациях Забайкальской области

В общественных организациях Забайкалья еврейская активность проявлялась в благотворительных и культурно-просветительских организациях. На государственной службе их процентная норма была очень низкой, что связано с рядом указов 1855 - 1892 годов, позволяющих евреям поступать на государственную службу по рекомендации обществ и при принятии им особой формы присяги.109

С проведением в 60-70-х годах XIX века в России буржуазных реформ правительство для ведения местных дел в российских городах создавало выборные учреждения - городские думы (распорядительные органы) и городские управы (исполнительные органы).

В марте 1862 г. министру внутренних дел было поручено принять меры к скорейшему улучшению городского общественного управления, в сущности — к коренному его изменению. В основу предстоящей реформы был положен принцип, в силу которого органы городского управления должны были ведать лишь делами, относящимися к благосостоянию города и его населения. При выработке проекта нового «Городового положения», Министерство внутренних дел пожелало ознакомиться с общественным мнением. С этой целью в городах (в числе нескольких сот) были образованы комиссии, которые должны были дать заключение о реформе городского управления. Принимая во внимание, что большинство голосов составляло православное население, легко было ожидать решение вопроса о евреях в крайне неблагоприятном для них направлении. Однако дело решилось в обратном направлении. Ни одна из созванных в 60-е годы XIX века 170 губернских комиссий по еврейскому вопросу не высказалась за совершенное устранение евреев от деятельности, связанной с городским управлением. Более того, они отнеслись к представлению евреям права принимать участие в общественной жизни как к явлению вполне естественному и не вызывающему никаких сомнений. Евреи в группе не христиан, согласно Городовому Положению 11 июля 1870 года, могли избираться в гласные и в члены управы в числе не более одной трети общего состава. Тем не менее привлечение евреев в органы городского управления открыло в истории евреев в России страницу известного общественного возвышения.110

Закон от 16 мая 1863 года разрешал евреям занимать должность маклера и нотариуса в тех городах и местечках, где им дозволялось постоянное жительство. Избрание в эти должности производилось независимо от вероисповедания, но с тем условием, чтобы один из существующих в городе или местечке был избираем непременно из христиан. В тех местах, где полагался только один маклер или нотариус из-за недостатка лиц христианского вероисповедания должность эта могла быть замещена евреем, но с особого разрешения губернского начальства.111 Несмотря на это положение, евреям в Забайкальской области, как правило, находилась замена в занятии этих должностей лицами христианского вероисповедания.

В 1868 году вышло постановление «Об избрании купцов на общественные должности», где речь шла преимущественно о купцах иудейского вероисповедания проживающих в Сибири и прибывших сюда по собственной воле. Так, евреи купцы получили право состоять членами обществ и принимать активное участие в государственных и общественных организациях действующих на территории Забайкальской области.

Становление и развитие национального светского еврейского образования в Забайкальской области (1881 - 1917гг.)

Национальное еврейское образование подобно светскому, начинает развиваться в Забайкальской области на рубеже XIX - XX веков, хотя тяга у евреев получить его всегда была очень сильной. Как известно, первые евреи-сибиряки были практически неграмотны. Грамотой владели лишь кантонисты, что в общем-то не выбивалось из общего уровня грамотности в Сибири. Дети еврейских ссыльных, расселившиеся по небольшим селениям области, не имели возможности учиться, кроме тех редких случаев, когда грамоту тайно преподавали политические ссыльные. С трудом могли поставить подпись под документом представители первой волны сибирского еврейского купечества. Но уже своим детям они стремились дать хорошее образование. На открытие учебных заведений и приглашение учителей средств не жалели. Община понимала: получить образование - значит, получить шанс занять достойное место в чужом, не всегда дружелюбно настроенном обществе.

Дело воспитания и обучения в еврейском народе стало одним из важнейших вопросов общественной жизни. Школа у евреев стояла на одном уровне с синагогой. В последующем оба учреждения были объединены так, что в просторечии слово школа, стало означать и Божий и школьный дом. У евреев в традиции было устраивать для детей неимущих семей общественное обучение основу которого составляло обучение Священному Писанию, выполнение которого было долгом общины. Она должна была заботиться об устройстве школьных учреждений и назначении учителей.210

Рубеж ХІХ-ХХ веков стал временем борьбы за национальное самосохранение, что выражалось в заботах о национально-культурном воспитании детей. Позади остался период, когда единственным хранителем национальных традиций была религия. Выполнив свою миссию, она потеснилась, чтобы уступить место культурно-просветительским учреждениям: «Над рутиной и слепой приверженностью традиций взяло верх стремление к культурности». п Этому способствовали, с одной стороны, растущее материальное благополучие и стабилизация внутриобщинных отношений, а с другой - появление национальной интеллигенции, которая могла реализовать себя в общинных учреждениях. К тому же, после погромной волны вопросы национального самосознания приобрели особую актуальность.

Густая сеть ограничительных законов неминуемо накладывала отпечаток на получение образования евреев в учебных - заведениях империи, особенно наличие процентных норм. Пиком введения ограничений для евреев стало время правления последних монархов Александра III (1881-1894 гг.) и Николая II (1894-1917 гг.). При этом стоит отметить, что процент евреев по отношению ко всем учащимся во всех сибирских городах с 80-х годов стабильно превышал процент евреев в городском населении. В Забайкальской области он составил 17 %, а процент грамотности по сравнению с другими народами, проживающими на территории области составил 7,6. (Таблица 4, 5) В докладе по результатам переписи Нерчинского городского секретаря Михаила Суровцева подчеркивалось, что евреи обладают большими средствами, чем православное население.

Похожие диссертации на Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области