Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью Усачев, Юрий Юрьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усачев, Юрий Юрьевич. Социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Усачев Юрий Юрьевич; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2013.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/380

Введение к работе

Актуальность исследования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии. В этих условиях как никогда становится важным формирование у подрастающего поколения духовно-нравственного поведения.

Таким образом, социально обусловленный заказ заключается в формировании духовно-нравственного поведения подрастающего поколения, способного к реализации своих возможностей в социуме.

Актуальность проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в новом Законе РФ «Об образовании» (2012 г.); в Национальной доктрине образования в РФ (принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008-2015 гг. (принятой постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р), ); в выступлении Президента РФ на расширенном заседании государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 г.», в котором подчеркнута направленность политики государства в настоящее время и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей.

Проблема духовно-нравственного воспитания юных членов общества актуальна сегодня и для школы, и для учреждений социально-культурной сферы. Досуг подрастающего поколения при низкой культуре его организации не только не приносит ожидаемого положительного результата, но даже оказывает отрицательное влияние.

Досуг подростков отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, имея возможность выбора занятий по душе, они зачастую не готовы к осознанному выбору видов деятельности на досуге, которые способствовали полноценному формированию личности. С другой стороны, стремясь к самостоятельности и оригинальности в выборе досуга, они, тем не менее, ограничены определенным кругом социальных ролей, статусом, позициями и диспозициями по сравнению со взрослыми членами общества.

Не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки, стремясь казаться взрослее, охотно перенимают от взрослых их модели проведения свободного времени, причем далеко не всегда положительные и соответствующие социальным нормам.

Задача организации досуга подростков состоит в том, чтобы участники социальных, культурных программ смогли реализовать свои личностные качества в процессе досуговой деятельности, осваивая нормы духовно-нравственного поведения.

Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания средствами хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений обусловлена ее синтезирующим характером.

Несмотря на довольно активное изучение танцевального творчества детей и подростков, использование музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии, полихудожественный подход к освоению образной природы хореографии и прочие, далеко не все возможности хореографического искусства в развитии формирующейся личности исследованы.

Между тем социокультурная регуляция разрабатываемых педагогических воздействий может, на наш взгляд, эффективно влиять на подростков в процессе занятия хореографической деятельностью, формировать у них нормы духовно-нравственного поведения.

Степень научной разработанности проблемы. Характер исследуемой проблемы предполагает использование теоретических данных ряда наук (философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики и др.).

Изучению формирования духовно-нравственного поведения подрастающего поколения посвящено значительное количество научных работ.

Истоки исследования проблем духовного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, а также Сенеки, Марка Аврелия; мыслителей Т. Кампанеллы, Д. Локка и др. В педагогических концепциях Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо подчеркивалось значение народных основ духовного воспитания подрастающего поколения.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматривались в теоретическом наследии И.С. Аксакова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, Г.Л. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, А.С. Хомякова, Л.И. Шестова и др., которые пытались определить ведущие черты русского духовного характера, понять и объяснить сущность и природу духовного, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.

Проблемам формирования духовных основ личности посвящены классические труды культурологов, этнологов Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др.

К постижению духовных основ культуры обращены работы И.А. Ильина, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему формирования духовно-нравственного воспитания с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и характера, где общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности являются главным духовным стержнем личности.

Проблемы формирования духовности рассматривались также в трудах выдающихся психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Работы, связанные с выявлением природы духовных идеалов личности, принадлежат современным исследователям: Н.И. Ворониной, В.Н. Духаниной, Л.С. Зориловой, Г.Ф. Карповой и др.

Ведущая роль воспитания как целенаправленного планомерного процесса формирования духовной культуры личности определена в работах Н.В. Бордовской, Б.Г. Лихачева, Н.К. Степаненкова, Н.Ф. Харламова и др.

Большое значение для определения потенциала досуговой деятельности в формировании личности имеют труды Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, А.А. Бодалева, О.С. Газмана, Е.Г. Доронкиной, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, Б.Г. Мосалёва, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, А.С. Орлова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Трегубова, В.В. Туева и др.

Специальные научные разработки посвящены выявлению специфики социально-культурной деятельности в формировании личности (И.И. Алпацкий, В.П. Беспалько, В.В. Гладких, Е.И. Григорьева, Ю.Г. Дерябина, М.И. Долженкова, Е.В. Домаренко, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, Р.А. Литвак, А.П. Марков, В.А. Никитин, Г.Н. Новикова, Г.К. и А.Г. Селевко, В.М. Чижиков, Е.И. Холостова, Н.Н. Ярошенко и др.).

Изучить обозначенную в диссертации проблему позволил общий уровень науки об искусстве хореографии, достигнутый благодаря работам: Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухова, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского, Ю.М. Чурко, А.М. Мессерера, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.

Анализ литературы показывает, что в наибольшей степени она представляет разработку методических вопросов: методики организации детских хореографических коллективов, методических указаний по формированию детского репертуара, методики преподавания хореографических дисциплин. А.Н. Беликова, Г.О. Бильченко, Л.Н. Богаткова, М.С. Боголюбская, Е.В. Голикова, Ю.И. Громов, В.П. Ивинг, О.В. Кветная, Е.В. Конорова, В.С. Константиновский, Г.Г. Кореневский, Э.А. Куруленко, В.В. Окунева, Т.В. Пуртова, А.А. Радугин, В.Н. Светинская, Т.Б. Хазанова-Нарская и др.

Раскрытию значения хореографической деятельности в формировании личности детей, подростков и молодежи средствами социально-культурной деятельности посвящены научные исследования А.В. Еременко, В.А. Ересько, М.Ю. Завражина, А.А. Черноштана и др.

Таким образом, проблеме духовно-нравственного воспитания подростков в процессе хореографической деятельности посвящено значительное количество работ. Между тем, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования духовно-нравственного поведения подростков полностью не решена. На наш взгляд, сознательно осуществляемое влияние на подростков в процессе занятий хореографической деятельностью позволит им успешнее овладевать нормами духовно-нравственного поведения.

Рассмотрение различных подходов к решению проблемы позволило выявить ряд противоречий между:

– актуализацией требований, предъявляемых обществом к культурному уровню современного человека, с одной стороны, и недостаточным умением оформления социальных взаимодействий, позволяющих реализовывать свои возможности в социуме – с другой;

– наличием воспитательных и социально-интеграционных потенциалов хореографической деятельности в формировании духовно-нравственного поведения подростков, которые обусловлены ее синтезирующим характером, с одной стороны, и недостаточным использованием этого потенциала в воспитательном процессе – с другой;

– имеющимся эмпирическим опытом использования хореографической деятельности в формировании духовно-нравственного поведения подростков, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью феномена социокультурной регуляции – с другой.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему: каковы возможности социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Объект исследования: формирование духовно-нравственного поведения подростков.

Предмет исследования: социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании процесса социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Данная цель диссертационного исследования потребовала определения ряда задач:

1. На основе изучения литературных источников раскрыть сущность и выявить специфику социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

2. Разработать совокупность организационно-педагогических условий формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

3. Обосновать и экспериментально апробировать модель духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

4. Определить критериальный аппарат, позволяющий оценить эффективность педагогической работы по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

5. Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью будет происходить эффективнее при следующих организационно-педагогических условиях:

– социокультурное регулирование процесса;

– моделирование педагогического процесса, направленного на удовлетворение социально-культурных потребностей подростка;

– построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков;

– методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговых мероприятий, критериальный аппарат и т.д.;

– готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

– распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности (общих – прогнозирование, планирование, организация, активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль; конкретных – отражающих текущие и перспективные потребности);

– учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;

– использование обратной связи – анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.

Методологическую базу исследования составляют:

– идеи философов о становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Э. Берн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.В. Петровский, и др.);

– идеи русских мыслителей Н.А. Бердяева, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева о русской духовности в контексте культурно-исторической теории, развития психики и сознания Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, теории деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.;

– теория непрерывного образования и концепция личностно-ориентированного подхода (Б.С. Гершунский, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, П.В. Худоминский и др.);

– концепции вариативно-программного подхода (А.В. Волохов, М.М. Поташник, М.И. Рожков и др.);

– психолого-педагогические концепции развития творческой личности (А. Бергсон, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд и др.);

– концепции систем социально-культурного воспитания (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, В.Я. Суртаев, Н.В. Шарковская и др.).

Теоретическая база исследования. Характер исследуемой проблемы предполагает использование теоретических данных ряда наук, изучающих социально-культурную деятельность:

– работы М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, в которых заложена теоретическая база изучения социокультурной системы, регулирующей жизнедеятельность индивидов социальными условиями и создаваемой культурой;

– философские труды, посвященные проблеме социальной регуляции (Г.В. Атаманчук, О.Г. Дробницкий, Л.Я. Дятченко, В.Г. Игнатов, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, А.И. Пригожий, Е.Я. Режабек, Г.В. Франчук, Р.Д. Хунагов, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ядов и др.);

– работы, раскрывающие различные аспекты педагогического регулирования в социально-культурной сфере: И.И. Воронина, А.А. Ласкина, О.В. Степанченко, Н.Н. Фокиной и др.;

– исследования в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности Ю.Д. Красильникова, А.С. Ковальчук, Г.Н. Новикова, Н.Н. Ярошенко (ресурсы и технологии социально-культурной сферы), Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Б.А. Титова (педагогика культурно-просветительской деятельности); А.Д. Жаркова (технологический процесс в культурно-досуговой деятельности); М.А. Ариарского (эффективность работы учреждений культуры); А.Я. Айзенберга, А.В. Даринского (теория, методология самообразования).

Методы исследования включают: теоретический анализ литературных источников; анализ методической документации (отчетов, планов, программ); анкетирование; экспертный опрос; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, в ходе которых проверялась гипотеза; моделирование; математическая обработка данных.

Опытно-экспериментальными базами исследования являлись:

МОУ ДОД «Никифоровская детская школа искусств»; народный хореографический ансамбль «Селяночка» МУК Никифоровский РДК (р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области); народный коллектив эстрадного танца «Орион» МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Мичуринска Тамбовской области; детская хореографическая студия при Государственном академическом Воронежском русском народном хоре (г. Воронеж); ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова».

В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 268 человек: 186 подростков в возрасте 12-15 лет приняли участие в социологическом опросе, 68 подростков составили экспериментальную (36 человек) и контрольную (32 человека) группы. Кроме того, в экспериментальной работе принимали участие 2 педагога-хореографа и 12 студентов кафедры хореографии ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова».

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2013 гг. и состояло из трех основных этапов.

– На первом этапе (2010-2011 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в научной литературе, материалах специальных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы. Были проанализированы и обобщены основные подходы к проблеме социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью. На этом же этапе были определены сущность, специфика и выявлены организационно-педагогические условия, а также разработана модель социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

– На втором этапе (2011-2012 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась экспериментально-практическая работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, включающие анкетирование, исследовались различные подходы к исследуемой проблеме на практике, а также были экспериментально проверены организационно-педагогические условия формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

– На третьем этапе (2012-2013 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– уточнено понятие «социокультурная регуляция духовно-нравст-венного поведения подростков», конкретизирована его сущность в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью;

– раскрыто содержание понятия «формирование духовно-нравственного поведения подрастающего поколения», которое на современном историческом этапе определяется социальными изменениями, происходящими в обществе, которые требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии;

– выявлена педагогическая специфика занятий в самодеятельном хореографическом коллективе, позволяющая, наряду с развитием психофизического аппарата, оказывать педагогическое воздействие на сознание, чувства и поведение подростка, максимально дифференцировать и индивидуализировать задания для всех его участников с учетом уже сформировавшихся интересов и склонностей, достигая при этом значимые результаты в приобретении навыков духовно-нравственного поведения;

– выявлены формы, методы, приемы и средства социально-культурной деятельности, обеспечивающие социокультурную регуляцию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью;

– обоснована совокупность организационно-педагогических условий эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью;

– разработана и апробирована структурно-функциональная модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, включающая: цель, задачи, условия, принципы, компоненты, содержание, формы, методы социально-культурной деятельности, технологии, критериальный аппарат, результат;

– разработаны критерии оценки эффективности педагогической работы по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью;

– осуществлен отбор содержания социально-культурных мероприятий, способствующих формированию духовно-нравственного поведения подростков, показана специфика их использования в процессе хореографической деятельности;

– научно обоснована, разработана и апробирована педагогическая программа «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется:

– введением в научный категориальный аппарат теории социально-культурной деятельности понятия «социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков», которое до этого использовалось лишь в специализированных психологических исследованиях, вне связи с широким социально-культурным контекстом личностного развития подростка;

– операционализацией и уточнением сущности социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков, а также выявлением особенностей социокультурной саморегуляции на подростковом этапе онтогенеза;

– выявлением и обоснованием системы педагогических принципов, определяющих процесс социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения у подростков в социально-культурной деятельности;

– разработкой структурно-функциональной модели социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными, ориентируясь на установки и требования социума.

Применяемый в диссертационном исследовании регулятивный подход к проблеме формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью позволяет рассматривать хореографию как вид деятельности, в процессе которой при определенных организационно-педагогических условиях, происходит духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить основой для перспективных научных поисков при разработке региональных комплексных программ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Результаты исследования обеспечивают работников учреждений культурно-досуговой сферы научно-обоснованными выводами и рекомендациями по организации процесса формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Разработанные авторская педагогическая программа «Жить в танце» и методические рекомендации по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования педагогической деятельности могут послужить основой для совершенствования процесса воспитания подростков в процессе внеурочной деятельности.

Созданное в ходе исследования научно-методическое обеспечение (учебно-методические материалы, информационно-образовательные ресурсы и т.д.) и авторская педагогическая программа могут быть использованы при разработке педагогических систем и образовательных программ по формированию досуговой культуры подростков и молодежи на федеральном и региональном уровнях, а также в работе учреждений социально-культурной сферы и системы образования.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут использоваться:

– в деятельности государственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

– при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности подрастающего поколения на федеральном и региональном уровнях;

– в работе центров по организации досуга детей, подростков и молодежи;

– в системе переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; целенаправленным анализом педагогической практики; а также применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования; позитивными изменениями в результате реализации педагогической программы «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка определяется нами как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в нем посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества.

2. Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью заключается в уникальности педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность получения навыков духовно-нравственного поведения.

3. Совокупность организационно-педагогических условий формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью:

– социокультурное регулирование педагогического процесса;

– моделирование педагогического процесса, позволяющее рационализировать способы построения и управления деятельностью;

– построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков;

– методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговых мероприятий, критериальный аппарат и т.д.;

– готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

– распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности (общих – прогнозирование, планирование, организация, активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль; конкретных – отражающих текущие и перспективные потребности);

– учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;

– использование обратной связи – анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.

4. Структурно-функциональная модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая включает следующие блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный, результативный и отражает функции, формы, средства, методы, принципы социально-культурной деятельности, используемые при занятиях хореографической деятельностью. Целью и прогнозируемым результатом модели является создание условий в досуговой среде для формирования духовно-нравственного поведения подростков, что в дальнейшем способствует выработке навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля.

5. Критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни, позволяющий объективно оценить эффективность педагогической работы по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования. Среди критериев и показателей выделаем: когнитивный – наличие знаний о нормах и правилах поведения, осознание подростком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе; мотивационный – понимание важности духовно-нравственного поведения членов общества, положительное отношения к культуре поведения, наличие внутренней мотивации и потребностей соблюдать поведенческие нормы, желание совершенствования своей личности; поведенческий – соблюдение связанных с этикетными нормами правил поведения в обществе, применение их в собственных поступках и действиях, следование им в различных ситуациях (в быту, общественных местах и на улице, в гостях и т.д.). Уровни сформированности духовно-нравственного поведения подростков: высокий, средний и низкий.

6. Педагогическая программа «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования, которая направлена на: расширение и углубление знаний подростков о сущности духовно-нравственного поведения; организацию целенаправленной деятельности подростков, в процессе которой происходит формирование высших нравственных ценностей; выработку навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля; формирование здорового психологического климата в хореографическом коллективе; развитие потребности в самосовершенствовании и самообразовании и т.д.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:

а) выступления автора в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях в г. Москве, Тамбове, Орле, Липецке, Пензе, Воронеже;

б) разработка авторской педагогической программы «Жить в танце» и непосредственное участие в ее апробации в МОУ ДОД «Никифоровская детская школа искусств» и ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова»;

в) руководство курсовыми и дипломными проектами в ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова»;

г) социально-культурная, воспитательная и педагогическая работа в ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова»;

д) создание и непосредственное руководство ансамблем современного танца «Rhythm of life» при ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова».

Результаты диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях автора общим объемом 4,5 п.л., в виде научных статей, в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и ряд приложений.

Похожие диссертации на Социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью