Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка Саниева Тамара Николаевна

Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка
<
Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Саниева Тамара Николаевна. Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Москва, 1999 180 с. РГБ ОД, 61:99-13/898-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Проблемы направленности личности в контексте теории и методики музыкальной педагогики 23

1.1. Педагогическая деятельность учреждений клубного типа 23

1.2. Методологический и теоретический анализ проблемы направленности 29

1.3. Музыкальная направленность как один из видов профессиональной направленности 35

1.4. Учет психологических особенностей подросткового возрасту та в условиях музыкальной самодеятельности 42

1.5. Теоретическое обоснование методов исследования 47

ГЛАВА II. Экспериментальные исследования роли музыкальной деятельности в развитии направленности подростка 56

2.1. Характеристика клубной деятельности^ период становления рыночных отношений 56

2.2. Учреждения культуры как база развития музыкальной самодеятельности 70

2.3. Мотивация участия подростков в музыкальной самодеятельности 74

2.4. Творческая активность подростков в музыкальной самодеятельности как один из факторов развития направленности его личности 86

2.5. Роль руководителя музыкальной самодеятельности в формировании направленности личности подростка 99

2.6. Экспериментальная методика формирования общей и музыкальной направленности подростков в условиях музыкальной самодеятельности 102

2.7. Оценка общей и музыкальной направленности подростков в контрольных и экспериментальных группах по окончании эксперимента 118

Заключение 140

Практические рекомендации 144

Список литературы 146

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема исследования обусловлена современными социально-культурными проблемами развития в России народного художественного творчества, в том числе - музыкальной самодеятельности детей и подростков. В современной государственной культурной и образовательной политике все более пристальное внимание уделяется проблемам сохранения и развития различных форм клубной самодеятельности. Об этом, в частности, свидетельствует текст Федеральной программы развития и сохранения отечественной культуры и искусства (1996 г.) и другие документы. Анализ современной практики музыкальной самодеятельности показал, что в последние годы, после периода некоторого спада, в данной сфере наблюдается резкий рост количественных и качественных показателей. Во многих регионах России создаются и успешно работают многочисленных хоровые и оркестровые коллективы, проводятся фестивали, смотры и конкурсы музыкальной самодеятельности, привлекающие все большее количество участников. В немалой степени этому способствовало повышение уровня педагогического руководства клубными музыкальными коллективами, что в свою очередь обусловлено совершенствованием подготовки кадров художественных руководителей самодеятельных коллективов в рамках новой вузовской специальности: 05.30.00 - «Народное художественное творчество».

Однако одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала клубной музыкальной самодеятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств детей и подростков в условиях музыкальной самодеятельности, на материале и средствами музыкального творчества. Необходимо подчеркнуть, что в

сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами клубной музыкальной самодеятельности, в которой участвуют дети и подростки, должны стать, на наш взгляд, не столько художественно-эстетическое образование и развитие исполнительского мастерства участников, сколько решение более общих задач социализации личности, организации содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности, преступности, наркомании, суицидов, а также психологической коррекции личности, социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и т.д.

Анализ результатов социологических исследований последних лет показывает, что многие подростки в современных условиях, из-за отсутствия материальных возможностей, практически не посещают концерты, театры, музыкальные спектакли, не могут учиться в музыкальных школах и посещать платные музыкальные кружки в учреждениях дополнительного образования. В этой ситуации именно клубная музыкальная самодеятельность, сохранившаяся в культурно-досуговых учреждениях, является зачастую единственной доступной формой развития музыкальных потребностей, интересов, вкусов, творческих способностей подростков, то есть всех тех качеств личности, которые интегрируются в понятии «музыкальная направленность» и взаимосвязаны с более широким понятием - «общая направленность личности».

К тому же, как показывают социологические исследования, в нашем обществе оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей.

Дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Почти утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью.

Встает проблема возвращения семье первоначального предназначения - быть не только местом материального обеспечения детей, но и духовным наставником, воспитателем, а клубным формированиям - дополнять это воспитание. В принятых в 1992 году Основах законодательства Российской Федерации о культуре четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной и музыкальной деятельности (ст.З). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания музыкальной самодеятельности. Музыкальная самодеятельность, представляет собой деятельность направленную на всестороннее развитие личности посредством музыкального искусства, выявление народных дарований, развитие их творческого потенциала и удовлетворения их культурных потребностей (Бакланова Т.И. /18, 20/, Куликова Г.А. /100/, Михайлина Р.Г. /132/).

Развитие идеи музыкального воспитания подрастающего поколения в творческих видах деятельности было осуществлено виднейшими представителями музыкальной педагогики 20-х годов. Мы встречаемся с этими положениями в трудах таких выдающихся музыковедов, как В.Л.Яворский /249/, Б.В.Асафьев /12/, Н.Брюсова, а систему музыкального воспитания разработал Карл Орф /150/. Именно в эти годы В.Л.Яворским были разработаны основополагающие принципы музыкального обучения, не потерявшие своего значения и сегодня.

Большое значение духовному развитию ребенка придавал А.В.Луначарский /114/. Он писал о том, что под музыкально-эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

На влияние музыкального воспитания на развитие детей указывал В.А.Сухомлинский /203, 204/, который писал, что музыка - это могучий источ ник мысли, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка.

Проблема развития ребенка в процессе воспитания рассматривается учеными в плане возрастных особенностей: дошкольный возраст (А.Н.Ветлугина, А.Л. де Арисменди, М.А.Румер), младший возраст (Д.Б.Кабалевский /66/, В.Т.Лихачев /111/), подростковый возраст (И.Ф.Гончаров /42/, Л.И.Уманский /212/, Н.С.Лейтес /102/, А.Е.Личко /109/).

Проблеме воспитания детей в культурно-досуговой сфере, в процессе занятий их музыкальной самодеятельностью, посвящен ряд исследований, в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование художественной самодеятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов).

Изучение педагогической работы формирований музыкальной самодеятельности Московской области, в частности в Люберецком и Раменском районах (календарных планов, программ), указывает на то, что в настоящее время в любых видах музыкальной деятельности педагогическая работа по всестороннему развитию проводится довольно слабо или же совсем не проводится. Работа проводится по ранее разработанным программам и планам, которые включают изучение и исполнение музыкальных произведений, подготовку к концертам; воспитательная работа в них не отражена. Это связано с отсутствием педагогов в учреждениях клубного типа, нехваткой квалифицированных кадров и необходимой методической литературы.

Анализ литературных источников указывает на то, что по проблеме воспитания подростков проводилось немало исследований как отечественными, так и зарубежными педагогами и психологами: в педагогической науке - Ю.Бромлей, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов (теория деятельности), в психологии теорией развития личности занимались К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьева.

Л.И.Бажович, В.П.Зинченко, Е.И.Головахин, А.А.Кроника, в области музыкальной педагогики вопросом развития подростков занимались М.В.Савинова (формирование музыкальной культуры), С.А.Ермолаева (формирование эстетического отношения к труду), З.Г.Черуха (индивидуализация личности) и многие другие. Однако проблема формирования направленности подростков в процессе занятий музыкальной самодеятельностью в научных исследованиях не освещалась.

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, мировоззрений, ориентирующих поведение и деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций. В структуру направленности входят доминирующие потребности, интересы личности, а также ее взгляды, убеждения, идеалы, составляющие мировоззрение, творческая активность.

Направленность представляет систему ценностных ориентации личности, ее избирательное отношение к явлениям действительности. Поэтому именно направленность является важнейшим компонентом ее психологической структуры, определяющим значимость личности, ее ценность для общества (М.П.Дашковская /49/, А.Г.Колденкова /89,90/, Равич-Щербо /177/).

У личности могут преобладать различные виды направленности: общая или деловая направленность, когда доминирующие интересы, потребности личности определяются задачами деятельности; направленность на общение, когда большую ценность для личности представляет взаимодействие с другими людьми; эгоцентрическая направленность, когда поведение и деятельность личности определяются собственными интересами, потребностями, наиболее значимыми для личности. Наряду с этим каждая личность отличается по содержанию основной, доминирующей направленности (познавательная, общественная, профессиональная, эстетическая, музыкальная и др.), которая, в свою очередь, характеризуется рядом качеств: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.

Ценностные ориентации как основной компонент направленности отражают то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный смысл, они выражают основу отношений человека к различным ценностям морального, материального и духовного порядка (Ю.Б.Гиппенрейтер, Л.А.Пузырея/122/).

Проведенное нами констатирующее исследование путем анкетного опроса 327 подростков позволило выделить 4 группы участников музыкальной самодеятельности по ценностным ориентациям. На первое место вышли подростки с коммуникативным типом ценностных ориентации, т.е. выбирая занятие на досуге - музыкальную самодеятельность, подросток руководствовался прежде всего желанием общаться с друзьями, значительно расширить этот круг друзей и знакомых, встретить единомышленников, интересных друзей (41,7%). Второе место занимают подростки с творчески-пассивным типом ценностных ориентации - у них преобладают другие стремления - придя в формирования музыкальной самодеятельности, прежде всего отдохнуть, рассеяться, просто получить удовольствие, уйти от всех забот, забыться (30,5%). В третью группу гностического типа вошли подростки, которые пришли в музыкальную самодеятельность с целью познать новое в музыкальной деятельности, приобрести новые умения и навыки (20,2%). В последнюю, самую малочисленную группу (7,6%), входят подростки с творчески- активным типом ценностных ориентации, т.е. они пришли в музыкальную самодеятельность с целью приобщения к прекрасному миру музыки, активного участия в музыкальной деятельности, в концертах.

Таким образом, полученные данные говорят о значимости общения, которое лежит в основе любой деятельности и представляет собой, как пишет К.К.Платонов, "осознанное взаимодействие людей, входящих в любую человеческую общность" и способствует всестороннему развитию личности подростка. Но, к сожалению, большее количество подростков имеют творчески

пассивный тип ценностных ориентации, нежели творчески-активный, что указывает на невысокий уровень музыкальной направленности.

В процессе занятий музыкальной самодеятельностью следует уделять особое внимание развитию творческой активности, способствующей развитию направленности подростка. Творческая активность, как утверждают отечественные и зарубежные психологи, такие, как Л.С.Выготский /36/, П.Я.Гальперин /40/, характеризуется как способность по-своему решать поставленные перед человеком проблемы, внося новое, необычное, степень участия в познавательных процессах и активность в усвоении новых знаний, умений и навыков. По своей структуре творческая активность - явление очень сложное, охватывает многие стороны, включающие в себя познавательную деятельность и волевую сферу человека.

Как показывают исследования, участники музыкальной самодеятельности довольно слабо проявляют творческую активность самостоятельно (коэффициент выраженности - 0,357), чаще они активны в зависимости от ситуаций (к.в. -0,523) и пассивны совсем немногие (к.в. - 0,100). Интенсивность и индивидуальной характер музыкальной деятельности проявляются у подростков только под руководством руководителя или более старших и опытных товарищей (к.в. -0,515). Одним из факторов, определяющих творческую активность, является также и анализ музыкальных произведений в процессе прослушивания записей, просмотра кино- и телепередач, на концертах. Немаловажное значение в развитии творческой активности имеет фасилитация - обусловленное социальным контактом взаимовлияние людей, повышающее их активность.

Творческая активность влияет на развитие самообразования и самоутверждения подростка (Н.А.Бердяев /22/). Самообразование - это формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Самообразование, по определению психологов, представляет собой сознательно поставленную цель, чаще всего возникающую в подростковом возрасте, и включает в себя

желание познать что-то новое, найти в литературе ответ на возникшие вопросы, отношение подростка к чтению, а также его отношение к любимым занятиям, не только в области музыкальной деятельности, но и в других областях (А.В.Мудрик /137/, М.Кле /82/).

Развитие самообразования подростка в формированиях музыкальной самодеятельности тесно связано с понятием "самоутверждение", т.е. стремлением человека дать себе высокую самооценку, получить высокую оценку своей деятельности со стороны окружающих его людей за успехи в исполняемой им деятельности. При этом подросток чувствует уверенность в своих силах и душевный комфорт.

Высокая чувствительность подростка связана с особенностями его психологического и физического развития (Д.В.Колесов, И.Ф.Мягков). Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой. Ее объективная основа - значительные различия между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах. Подростку приходится в относительно короткий период осваивать эту сферу во всей ее сложности, так как к нему начинают предъявлять требования в некоторых вопросах как к взрослому человеку.

Второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, характере реакции на внешние воздействия: часто подростки, анализируя изменения, не могут принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика.

Третьей объективной основой сложностей подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые раньше не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности общения. Эти дефекты проявляются в основном в нарушении развития эмоциональной сферы. Подросток, имеющий ма ло ласки от родителей, не может проявить свои чувства открыто, он как бы замыкается в себе, чувства его поверхностны, быстро угасают, а механизм эмоций необходим для регуляции поведения и деятельности человека. Постоянная внутренняя напряженность приводит к нервным срывам подростка. Недостаточное понимание чувства собственной принадлежности к обществу приводит к тому, что подросток часто попадает в противоправные объединения, в уголовный мир, где его принимают за равного члена коллектива. Часто это происходит против его воли и желания, вследствие социальной незрелости.

Ошибки, допущенные в общении с подростком, могут способствовать возникновению стойких психологических барьеров, изменению отношений к окружающим. Четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания.

Известный психолог В.Н.Мясищев (144), работающий над проблемой развития личности и ее направленности, отмечает, что если в раннем возрасте формирование личности диктуется главным образом взрослыми, то в подростковом возрасте на развитие личности влияют расширяющиеся общественные отношения, учение и рост индивидуального самосознания. В подростковом возрасте отмечается отчетливое направление сознания на себя, осознание себя личностью происходит у подростка в первую очередь в процессе общения со сверстниками. В связи с этим ряд психологов считают общение в подростковом возрасте одним из ведущих типов деятельности. Самопознание себя, выделение и сопоставление своего "я" с другими создают условия для самосовершенствования. Подросток, оценивая свои способности, успехи, внешнюю привлекательность, свою социальную роль в коллективе, свои недостатки, моральный облик, эмоционально переживает все это и стремится завоевать уважение и доверие окружающих. При этом формируется самоуважение, оно не в меньшей степени зависит от оценки подростка окружающими. У него отмечается завышенная самооценка и при неудачах - неуверенность в своих возможностях и даже появле

ниє отрицательных свойств личности. У подростков появляются свои идеалы, мечты, о которых они умалчивают. Появляются интересы к различным видам деятельности, потребность заниматься любимым делом. Воспитание в широком плане можно рассматривать как формирование потребностей.

Поведенческие реакции подросткового возраста проявляются весьма разнообразно. Так, выделяют: реакцию "отказа" при резком изменении ситуации, реакцию "высокой конфликтности" подростка, реакцию "компенсации", "имитации".

Значительные изменения в подростковом возрасте претерпевают познавательные процессы. Процесс усвоения знаний способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Внимание становится более управляемым, и подросток может более длительное время концентрировать его на определенных объектах. Интеллектуализируются восприятие, память ("схватывают на лету"), воображение и другие психические процессы, они все больше приобретают черты произвольности, сознательного отношения к получаемой информации. В подростковом возрасте начинает формироваться мировоззрение - как основной мотив и регулятор поведения. Подростки могут прогнозировать последствия своих поступков и соответствующим образом планировать их.

Характер в подростковом возрасте проявляется довольно многообразно: могут быть выражены доброжелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, принципиальность и беспринципность. Своеобразие характера у подростков обычно проявляется в его "заострении", акцентуации, которая обусловлена социальными факторами - усложнениями взаимоотношений с окружающими и биологическими сдвигами - нейроэндокринной перестройкой, лежащей в основе полового созревания. Недостаточный учет особенностей характера в пубертатном периоде способствует возникновению напряженных, конфликтных отношений в семье, школе и с друзьями (Л.С.Выготский, А.Е.Личко, Д.В.Колесов, И.В.Мягков и др.).

В исследовании участвовали подростки с нарушением зрения, поэтому следует особое внимание обратить на развитие их психики. В исследованиях тифлопсихологов установлено, что нарушение сенсорного дефекта способствует увеличению вероятности возникновения нервно-психических расстройств, устойчивых состояний эмоционального дискомфорта, патологическому развитию личности. Бесконтрольный процесс формирования отношения к себе, своему дефекту, образа "Я" нередко приводит к искаженному представлению о личностной значимости. Если эти отношения и представления приобретают устойчивый характер, у учащихся возникают серьезные трудности в процессе общения, профессиональной и социальной адаптации (В.К.Регушин /174/, И.Я.Яшкевич /250/).

Все вышесказанное определило тему нашего исследования "Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростков -участников музыкальной самодеятельности". Ее актуальность обусловлена следующими предпосылками и противоречиями, гуманизацией и гуманитаризацией общего образования подрастающего поколения: необходимостью развития общей и музыкальной направленности личности подростка, недостаточным педагогическим руководством в развитии направленности, отсутствием методики ее формирования.

На современном этапе развития общества в учреждениях клубного типа проблема формирования личности подростка приобретает особую остроту ввиду отсутствия штатных педагогов и необходимости руководителя формирований музыкальной самодеятельности осуществлять работу с разными социальными группами подростков по возрасту и полу, национальной принадлежности и т.д. Общая и музыкальная направленность участника музыкальной самодеятельности определяет его интерес к музыкальной деятельности, желание ее освоить, настойчивость в преодолении трудностей при овладении знаниями и умениями.

Специалисты общей и музыкальной педагогики едины во мнении, что невозможно сформировать все качества личности в учебном и воспитательном процессе, поэтому необходимо направить усилия на воспитание наиболее главных. К числу важнейших свойств личности подростка как будущего строителя общества относится направленность личности. Однако процесс формирования личности подростка в условиях формирований музыкальной самодеятельности специальным исследованиям не подвергался.

Методологические основы исследования.

Современное общество требует на этапе развития новых рыночных отношений от представителей общественных, естественных и технических наук дальнейшего развития фундаментальных и прикладных научных исследований, повышения эффективности качества научных разработок. Методологические проблемы в этой связи выдвигаются на одно из первых мест, помогая конкретной науке выделить объект и предмет исследования, определить способы их изучения, принципы раскрытия закономерностей рассматриваемой области явлений. Теоретические положения и методологические принципы определяют конкретные методы исследования. С точки зрения отечественных ученых, понятие "методология" охватывает, как минимум, три уровня анализа.

Во-первых, это общая методология научного исследования, представляющая собой философский подход к явлениям действительности, принципы и способы познания, рассмотренные в самом широком смысле слова. Такие общие принципы определены философской диалектикой. Современная методология исходит из того, что в основе методов лежат объективные законы действительности.

Второй уровень методологии можно определить как специальную частную методологию каждой научной дисциплины, представляющую собой реализацию общефилософских принципов при исследовании специфического предме

та. Это тоже способ подхода к анализу явлений действительности, но способ, применяемый в определенной сфере знаний.

Третий уровень методологии - совокупность конкретных методик исследования, технических исследовательских приемов, которые составляют существенную часть в любой системе научного знания. Таким образом, формулируя точку зрения позиций диалектики о научном исследовании, мы должны подчеркнуть, что методология и методы представляют неразрывное единство, в котором примат остается за методологией. Такова точка зрения классиков науки, которая взята на вооружение отечественными учеными.

Степень научной разработанности проблемы. Роль и место музыкальной самодеятельности в формировании и развитии направленности личности подростов не стали пока предметом специального исследования. Вместе с тем, в целом ряде психологических, психолого-педагогических и социально-психологических исследований созданы необходимые предпосылки для решения выдвинутой в нашем исследовании научной проблемы.

Проблемы общей направленности личности наиболее полно разработаны в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Г.Ковалева, С.Л.Рубинштейна и других. В них раскрываются разные подходы к определению понятия «направленность личности», представлены различные подходы к классификации ее видов и уровней. Общим для многих исследований является подход к определению направленности как интегральному качеству личности, объединяющему ее потребности, интересы, вкусы, мотивацию, ценностные ориентации и т.д.

Психолого-педагогические и социально-психологические проблемы подросткового возраста, в том числе связанные с потребностями личности в самооценке, самовыражении, самореализации и самоактуализации, наиболее основательно разработаны в исследованиях Ю.Б.Гиппенрейтера, С.Н.Иконниковой, В.С.Кривцовой, В.Т.Лиссовского, А.Маслоу, А.А.Пузерея и

других.

Роль музыкальной самодеятельности в формировании и развитии личности наиболее раскрыта в исследованиях Т.И.Баклановой, В.И.Закутского, А.С.Каргина, Е.И.Смирновой, Е.И.Максимова и других. Возможности музыкально-творческой деятельности как средства социальной адаптации и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, зрения и другими проблемами, раскрыты в работах таких авторов, как Т.И.Бакланова, С.А.Еромолова, В.Д.Кондратьев, З.Ш.Максютов, Ю.С.Моздокова, В.К.Регушин, В.Н.Сапогов, И.Я.Яшкевич и других.

Однако проблема влияния музыкальной самодеятельности на направленность личности подростка, нуждающегося в социально-педагогической коррекции и реабилитации, специально не исследовалась.

Цель исследования - разработка и обоснование педагогических условий эффективного руководства развитием направленности личности подростков в условиях клубной музыкальной самодеятельности.

Объект исследования - направленность личности подростка, участвующего в клубной музыкальной самодеятельности.

Предмет исследования - процесс педагогического руководства развитием направленности личности подростков, нуждающихся в социально-педагогической коррекции и реабилитации, в условиях клубной музыкальной самодеятельности.

Гипотеза - развитие направленности подростков в условиях музыкальной самодеятельности будет более эффективным при использовании руководителем коллектива методов поэтапного формирования мотивов, творческих способностей и ценностных ориентации личности, с учетом ее реальных потребностей и социально-психологических проблем.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние теории и практики развития

направленности подростков в условиях современной клубной музыкальной самодеятельности;

2. Выявить с помощью эмпирических методов основные характеристики и динамику развития направленности личности подростков, участвующих в современной клубной музыкальной самодеятельности;

3. Разработать и апробировать методику развития направленности личности в процессе педагогического руководства клубным музыкальным самодеятельным коллективом;

4. Сформулировать на основе результатов исследования научно- методические рекомендации по повышению эффективности формирования и развития направленности подростков в коллективах музыкальной самодеятельности.

Методы исследования - анализ и обобщение литературных источников (педагогической, психологической, музыкально-педагогической, тифлопедагогической и тифлопсихологической литературы); констатирующий эксперимент; педагогические наблюдения; опрос (анкетный, интервью, беседа); методы психодиагностики; педагогическая диагностика уровня развития компонентов направленности; методы экспертной оценки и самооценки в процессе анализа результатов творческой деятельности, математико-статистические методы обработки полученных в процессе исследования материалов, педагогический формирующий эксперимент.

Этапы исследования.

Первый этап (1994 - 1995 гг.) имел поисковый характер, осуществлялся сопоставительный анализ научно-педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы и данных научных исследований по изучаемой проблеме, аккумулировался опыт работы самодеятельных музыкальных коллективов Дворцов, Домов культуры, клубов по работе с подростками в Московской области.

Второй этап (1995 - 1996 гг.) представлял собой констатирующее исследование, в процессе которого на основе отчетов Комитета культуры Московской области была сделана характеристика клубной деятельности в период становления рыночных отношений. На основе репрезентативной выборки путем анкетного опроса, бесед и интервью было обследовано 327 участников - подростков музыкальной самодеятельности Люберецкого и Раменского районов Московской области, а также 93 руководителя самодеятельных коллективов. На этом этапе проводилось изучение педагогической работы учреждений клубного типа, определялись этапы вхождения подростка в коллектив музыкальной самодеятельности .

Третий этап (1996 - 1998 гг.) был посвящен педагогическому формирующему эксперименту, в который включается создание положительной психологической атмосферы в коллективе для реализации разработанной автором программы.

Формирующий педагогический эксперимент проходил в течение двух лет на основе разработанных автором методов и авторского проекта методики формирования общей и музыкальной направленности подростка, которая проводилась параллельно с основной музыкальной программой хоровой капеллы духовного песнопения.

Цель эксперимента состояла в адаптации и обосновании методики развития общей и музыкальной направленности подростка на теоретических, практических музыкальных занятиях, а также в концертной деятельности.

Программой эксперимента предусматривалась реализация принципов: активизации внутренних движущих сил личности подростка; профессионально-деятельностного подхода к отбору теоретических и практических занятий, методов их проведения; преемственности психолого-педагогических знаний и профессионально-педагогической музыкальной подготовки.

В эксперименте решались следующие задачи: усиление мотивации овладения музыкальной деятельностью и занятий ею, развитие ценностных ориентации; формирование ясных представлений об особенностях музыкальной самодеятельности с акцентацией подростков на наиболее привлекательные стороны музыкальной деятельности; вооружение подростков методами самоанализа и самооценки с целью определения своих возможностей и возможностей своих товарищей в процессе занятий музыкальной самодеятельностью; углубление знаний в области музыкальной деятельности на основе привлечения подростков к самостоятельному приобретению знаний, развития у них стремления к самообразованию и самоутверждению в жизни; активизация творческой активности подростка в процессе занятий музыкальной самодеятельностью путем введения системы знаний, обеспечивающих одновременно развитие и формирование общей и музыкальной направленности подростка; стимулирование индивидуальной работы с подростками при овладении ими музыкальной деятельностью.

В педагогическом эксперименте учитывались психолого-педагогические условия, способствующие развитию общей и музыкальной направленности.

Программа методики разрабатывалась автором соответственно четырем этапам вхождения подростка в формирование музыкальной самодеятельности и включала в себя знакомство и изучение истории развития камерной и оперной музыки как зарубежных, так и русских композиторов, знакомство с композиторами классических оперетт. Изучалась музыка современных композиторов, бардов по желанию и интересам подростков. Программа включала в себя просмотр и прослушивание музыкальных произведений, а для развития общей направленности личности подростков - посещение музеев, выставок, концертов, проведение анализа полученной информации, самооценки собственной деятельности, написание рефератов. Как показали результаты в конце эксперимента, у подростков повысился интерес к народной музыке, повысилась творческая активность, исчез размытый нейтралитет в отношении оценки и анализа музы

кальных произведений и жизненных ситуаций, появилась уверенность в своих способностях, духовность, что говорит о положительном влиянии на развитие направленности подростка разработанных автором методов и методики формирования общей и музыкальной направленности.

Проведенное исследование подтверждает мысль о нужности и важности массового воспитания детей, основываясь на таком доступном виде музыкального искусства в детской музыкальной самодеятельности, как хоровое пение, в котором тесно взаимосвязаны эмоциональность и музыкальность.

Основная база исследования находилась в Люберецком и Раменском районах Московской области, в Люберецком городском Дворце культуры, в Раменском Дворце культуры "Сатурн", в районном Дворце культуры "Победа" поселка Удельная (хоровая капелла духовного песнопения и вокально-инструментальный ансамбль).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

- уточнено понятие «направленность личности» применительно к подросткам, участвующим в музыкальной самодеятельности. В данном понятии основной акцент сделан на таких компонентах направленности, как ценностные ориентации и творческие потребности личности;

- разработана система критериев и показателей развития направленности личности подростков в условиях музыкальной самодеятельности;

- выявлены реальные показатели развития направленности подростков, свидетельствующие о недостаточной реализации в современных условиях воспитательных и развивающих функций клубной музыкальной самодеятельности;

- раскрыты основные этапы социально-психологической адаптации подростков в коллективе музыкальной самодеятельности;

- разработана педагогическая методика развития направленности личности подростков в условиях музыкальной самодеятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты внедрены в практику клубных музыкальных самодеятельных коллективов Московской области. Результаты исследования в перспективе могут найти более широкое применение не только в практике музыкальной самодеятельности, но и в музыкально-образовательной работе учреждений общего и дополнительного образования, а также в процессе подготовки и переподготовки руководителей коллективов народного художественного творчества в средних и высших учебных заведениях, в том числе - в курсе «Педагогическое руководство художественно-творческим коллективом», введенном в Государственный образовательный стандарт специальности: 05.30.00 - Народное художественное творчество.

Апробация результатов Основные положения исследования были изложены и обсуждены на конференции "Развитие современной молодежи в учреждениях клубного типа", прошедшей в сентябре 1998 года в г. Раменское Московской области. Диссертантом прочитаны лекции по развитию общей и музыкальной направленности подростков в музыкальной школе п.Малаховка, в городском Дворце культуры г. Люберцы, прочитан курс лекций и проведены занятия с руководителями формирований во Дворце культуры "Победа" п.Удельная, там же внедрены в работу формирований методика и методы развития общей и музыкальной направленности подростка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование и развитие направленности подростков в условиях музыкальной самодеятельности являются одним из важных факторов преодоления острых социально-психологических проблем подросткового возраста, социальной адаптации и реабилитации личности.

2. Важнейшими педагогическими условиями формирования и развития направленности личности в условиях музыкальной самодеятельности являются учет реальных проблем подросткового возраста, опора в музыкально

образовательной работе на духовно-нравственные ценности и идеалы отечественной музыкальной культуры, использование методов музыкальной терапии, развитие эмоциональной сферы личности средствами музыкального искусства.

3. В современных условиях возрастает роль музыкальной самодеятельности в развитии направленности, а также в психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации подростков, имеющих физические проблемы (в том числе - инвалидов по зрению). Решению данных проблем в определенной степени может способствовать предложенная автором методика руководства музыкально-творческой деятельностью в условиях клубного самодеятельного коллектива.

Педагогическая деятельность учреждений клубного типа

Существующая в нашей стране система клубных учреждений, способствующая стимуляции развития личности и творческих ее потенций, сложилась в результате реализации задач, вытекающих из программных документов нашего государства по вопросам культурно-просветительной работы. Начало осуществления плана культурно-просветительного строительства было разработано Н.К.Крупской в 1919 году. В 1930 году вышло постановление Совнаркома РСФСР "Об организации районных культпросветцентров (домов социалистической культуры)", в 1946 году вышло постановление "О мероприятиях по улучшению работы районных домов культуры". Были и другие постановления правительства о государственных и профсоюзных клубных учреждениях, принятые в 1955, 1966, 1983, 1989 годах, которые определяли задачи, функции, принципы, ведущие направления, формы работы, их материальную базу, штаты, организационную структуру. Время подтвердило их планомерность и конструктивность. Любой клуб представлял собой неотъемлемое звено единой системы воспитания, обеспечивающее идеологическое и педагогическое воздействие на сферу свободного времени всех групп населения региона. Клуб интегрировал также единство государственных и общественных начал, способствовал всестороннему развитию личности, удовлетворению и дальнейшему обогащению духовных интересов, инициативы и самодеятеиьнос/щ а. также создавай условия для рекреации, формально нерегламентированного общения, удовлетворения людей в общественно значимой деятельности, результатом которой становились материальные ценности, а главное - новые качества личности.

При анализе исследований социально-педагогических проблем индивидуализации личности в клубе было выявлено, что методология и методика этого процесса определялись педагогикой досуга, как наиболее актуального для конца XX века направления теории культурно-просветительной работы. Отражая объективную потребность в конструктивном влиянии на характер и формы препровождения свободного времени, педагогика досуга составляла неотъемлемую часть единой системы воспитания и, в то же время, представляла неотъемлемую часть одного из направлений человекознания, в котором преломлялись принципиальные особенности педагогической науки последней четверти XX века, связанные: с превращением проблемы человека в общую проблему всей науки в целом; с возрастающей дифференциацией научного изучения человека и углублением специализации отдельных дисциплин; с объединением различных наук, аспектов и методов исследования чело-века в разнообразные интегральные, комплексные системы, с построением синтетических характеристик человеческого развития (Б.Г.Ананьев 151, П.П.Блонский /29/, Н.А.Логинова /ПО/). Ведущие педагоги того времени подчеркивали: чем активнее педагогика "простирает руки свои в дела человеческие", чем больше вникает в судьбу индивида, тем шире становится ее теоретический диапазон, тем разностороннее и глубже связи с другими науками (А.В.Луначарский /114/, Л.С.Выготский /37/, Б.Т.Лихачев /244/). С другой стороны, по мере развития психологии, социологии, физиологии, этики и других наук о человеке, возрастают возможности их педагогического приложения (С.Г.Вершловский, Л.Н.Лесохина).

Эти положения ведущих педагогов и психологов остаются актуальными и в наши дни. Роль культуры в развитии общества, а также подрастающего поколения, непреходяща и находится в сложной иерархии отношений на современном этапе. С одной стороны, уровень развития зависит от социального состояния общества, его экономики, политических предпочтений. А с другой - сама культура оказывает непосредственное влияние на развитие общества, его производительных сил и производственных отношений, на всю экономику.

В Основах законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и других убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств (ст.8). В этом документе четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности (156).

В этом важном государственном документе отражено емкое содержание возможности раскрыть способности детей в области культурной деятельности: их права на все виды музыкальной творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, осуществляемой на непрофессиональной (любительской) основе, их права на личную и культурную самобытность.

В настоящее время проявляется та же тенденция, что и 20 лет назад в педагогике досуга, становление которой стало возможно в условиях утверждения ряда новых направлений современной науки - от возрастной физиологии и морфологии, эргономики, семистики, психолингвистики, характерологии до социологии культуры и различных областей прикладной психологии. Современная педагогика и психология тесно переплетаются с теорией культуры, методологией и методикой социального управления, социологией и психологией досуга, эстетикой, искусствоведением, экономикой свободного времени. Опираясь на исходные данные этих направлений человекознания, она, вместе с тем, обогащает их обоснованием принципов формирования личности средствами и методами культурно-просветительной работы. Но применение ее, на данном этапе развития педагогической деятельности учреждений клубного типа, проявляется довольно слабо, поэтому одной из насущных проблем является вопрос как обеспечить комплексное воздействие на личность подростка с целью формирования его направленности не только в учебно-трудовой деятельности, но и в процессе нерегламентированного общения в сфере свободного времени (Ю.Д.Красильников /95/, Т.Г.Киселева /80/).

Анализ степени разработанности данной проблемы свидетельствует, что в теории культурологии и смежных с нею наук вопросы развития личности подростка получили широкое освещение: в философии (М.М.Бахтин, П.П.Буева, Г.М.Гак, С.Н.Иконникова, В.М.Межуев), в общей и социальной психологии над этой проблемой работали и продолжают свои исследования Б.Д.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.М.Ломов, В.В.Давыдов, К.А.Абульханова-Славская, В.С.Климов, В.Э.Чудновский. Развитием личности в социологии занимались В.И.Бестужев-Лада, Г.Г.Дилличенский, И.С.Кон, Ю.Н.Левада, В.А.Ядов и др.

Методологический и теоретический анализ проблемы направленности

Ввиду неразработанности проблемы формирования направленности подростков, участников музыкальной самодеятельности, возникает необходимость обращения к общим методологическим и теоретическим положениям, содержащимся в общепедагогической и психологической литературе (2, 3, 43, 51, 117,118,184,215,14,159,206).

В основу изучения направленности личности подростка положен принцип единства, сознания, личности, деятельности, суть которого сводится к тому, что личность рассматривается в тесной взаимосвязи с деятельностью. "Личность человека ни в коей мере не является предсуглествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается" (А.Н.Леонтьев /105/). Из этого следует, что, с одной стороны, человека необходимо рассматривать в его деятельности, а с другой - как ее продукт. Это положение дает основание рассматривать формирование направленности личности в определенных видах деятельности: в учебе, в занятиях музыкальной самодеятельностью.

Следовательно, поскольку личность формируется в деятельности, то своеобразие, особенности деятельности должны оказать влияние на общую направленность личности. Направленность на конкретный вид деятельности обогащает общую направленность своим предметным содержанием, придает ей конкретный характер (Ю.П.Платонов /163/, И.Н.Решетень и М.В.Прохорова /216/, А.Г.Ковалев /84/).

В изучении структуры личности ни одно из сложившихся направлений не оставляет без внимания ту или иную сторону ее направленности. А.Г.Ковалев рассматривает личность как синтез сложных структур; одной из них наряду с темпераментом, способностями, характером выступает направленность, обеспечивающая наилучшее приспособление человека к социальной среде. Как иерархическую систему мотивов определяет личность Л.И.Бажович /16/, Т.Е.Конникова /92/, как систему отношений и тенденций рассматривает личность В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев в основу личности кладет "смыслообразующий мотив" как системное качество человека, имеющее исключительно социальную детерминацию. Структура личности Н.И.Рейнвальдом определяется с содержательной стороны - установками и ценностными ориен-тациями, а с количественной - степенью осознанности, организованности и интенсивной деятельности.

Таким образом, в различных трактовках личности во всех перечисленных выше подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

В данной работе за исходную теоретическую модель взята структура личности К.К.Платонова, в которой выделяются четыре подструктуры: направленность, опыт, индивидуальные особенности психических форм отражения и биологически обусловленные факторы. Направленность как важнейшую социально обусловленную подструктуру автор ставит на первое место.

В теории и практике музыкального образования заметна тенденция уделять внимание трем последним: опыту-знаниям, умениям, навыкам, как результату обучения, индивидуальным особенностям психических форм отражения, которые учитываются в процессе выполнения музыкально-технических умений и навыков, реже биологически обусловленным подструктурам, возрастным и половым особенностям (Н.К.Бакланова /20/, Н.А.Ветлугина /33/, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров /79/). Направленность личности как доминирующее и системооб-разующее свойство остается за пределами внимания.

Впервые понятие направленности рассматривает С.Л.Рубинштейн. Он отмечает, что направленность определяет социальную и нравственную ценность личности и является важнейшей стороной ее, имеющей самостоятельную структуру. С.Л.Рубинштейн пишет, что потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные системы и установки, а также личные взгляды и убеждения человека - это психологические формы выражения направленности. Он отмечал также, что направленность личности выражается в различных и разнообразных тенденциях, которые, служат источником многообразной и разносторонней деятельности.

Большинство авторов относят направленность личности к интегральным динамическим образованиям. В.С.Мерлин /126/ утверждает, что направленность является важнейшим интегральным свойством личности: "Самое существенное и основное в характеристике личности человека - это его направленность, т.е. то, от чего зависит общее направление жизни и всей его активной и творческой деятельности...". Подчеркивают конкретное историческое содержание этого свойства Б.Г.Ананьев /5/, А.Г.Колденкова /89/, А.Г.Ковалев /84/. Одним из важнейших показателей направленности личности Л.Ф.Железняк считает сознательную установку целей. Заметим, что цели деятельности и ценностные ориентации являются высшим уровнем социально обусловленной направленности личности (Н.В.Кузьмина /99/).

Ценностные ориентации могут быть поняты как совокупность отношения личности к различным сторонам и объектам окружающей действительности, к другим людям, к самому себе (В.Н.Мясищев, С.Л.Рубишлтейн, Г.А.Томилина). В этом ракурсе рассматривает направленность и В.А.Сластенин, который харастеризует ее как сложное образование личности, влияющее на особенности тенденций поведения и действий.

Ряд авторов определяют направленность как систему мотивов, их взаимодействий и отношений, проявляющихся в стремлениях, интересах, целях, объективным источником которых являются потребности (Т.Е.Конникова, Б.Ф.Ломов).

В работах А.Н.Леонтьева /105/ сформулирован принцип личностного смысла объективных значений внешних стимуляторов деятельности. Согласно этому, "...смысл порождается не значением, а отношением между мотивом действия и тем, на что действие направлено как на свой прямой результат, т.е. его "целью потребности, мотивы, сознание,... специфические человеческие качества и свойства формируются у людей пожизненно". Из этого следует, что формирование направленности осуществляется в процессе деятельности человека, в процессе воспитания и воздействия на него со стороны общества (Ю.К.Бабанский /15 и 156/, В.В.Давыдов /47/, Б.М.Теплов /207/). Это положение позволяет рассматривать направленность личности в определенных видах деятельности: учебе, труде, во всех видах музыкальной самодеятельности. Б.Ф.Ломов считает, что в глобальном плане направленкость можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности), к тому, что она дает ему, вносит в его развитие. Им выделяются "составляющие" направленности так же, как мотиваци-онная сфера, ее потребности, жизненные цели, способности. Рассматривая деятельность, Б.Ф.Ломов выделяет системообразующий вектор "мотив-цель", который не только характеризует деятельность, но и вместе с тем раскрывает и направленность как свойство субъекта деятельности - личности, т.к. именно в нем выражается направленность.

Характеристика клубной деятельности^ период становления рыночных отношений

Углубление экономических и социальных преобразований в нашей стране закономерно повышает требования не только к масштабам работы учреждений культуры, но и к содержанию работы, культурного обслуживания населения, повышению уровня эмоциональной выразительности и социальной основы клубной деятельности, стимулирующей развитие и удовлетворение потребностей различных возрастных групп населения.

Деятельность культурно-просветительных учреждений характеризуется в настоящее время усложнением целей и задач культурного обслуживания населения. Особое внимание следует уделять молодежи. В работе с этой возрастной категорией необходимо учитывать стимулирование творческой, познавательной, коммуникативной и рекреативной деятельности, развивающей их потребности в самоутверждении, самообразовании, творческую активность, ценностные ориентации в процессе общения с окружающими их людьми.

Клубные объединения, - как педагогическая система, вступают в период возрождения и развития, преобразуясь в коллективный субъект воспитания как результат гуманного преобразования клубной общности, осуществляют самообновление.

В период рыночной экономики необходимо развивать з хтубз.;::, Дзмгх "А Дворцах культуры, студиях разнообразные формы музыкальной самодеятельности.

Детская музыкальная самодеятельность на современном этапе исключает элементы стихийного рефлексивного развития и регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Отечественная педагогика и психология накопили значительный опыт работы в развитии личности подростка в процессе их участия в музыкальной художественной самодеятельности. Становление подростка как индивида и личности, согласно теории Л.С."Выготского, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и соци-ального.

Основу натурального ряда составляют биологически обусловленные процессы созревания, а становление подростка как субъекта деятельности и как личности осуществляется только в процессе социализации, т.е. приобщения индивида к участию в музыкальной художественной самодеятельности, поведения в коллективах. "Социальная ситуация развития" подростка характеризуется типичным для подросткового возраста сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий. Ее содержание достаточно полно раскрыто в исследованиях психологов. Для ее полного понимания как особого жизненного цикла человека необходимо определение последовательной системы состояния развития, т.е. возрастной периодизации.

Музыкальное развитие начинается с самого раннего возраста, - в дошкольных учреждениях - в яслях, детских садах, где основное внимание музыкальных работников направлено на общее музыкальное образование и развитие ребенка. Затем массовое музыкальное воспитание продолжают общеобразовательные школы, музыкальные школы, внешкольные учреждения.

Экономика страны и культура очень тесно взаимосвязаны. Затраты государства на культуру дают не только эффект интеллектуального развития молодого поколения, но и в дальнейшем огромный экономический эффект.

Раньше кружки художественной самодеятельности в клубах находились на государственном обеспечении. Но так как государственные бюджетные ассигнования из года в год уменьшаются, как показали результаты констатирующего исследования, появляется необходимость вклада на поддержание развития детской музыкальной самодеятельности из части прибыли коммерческих фирм, спонсоров и мероприятий, проводимых на платной основе. Как показывают статистические данные таблицы 1, предоставленные нам Комитетом по культуре Администрации Московской области, финансирование учреждений культуры клубного типа системы Министерства культуры РФ увеличилось за 1998 год по сравнению с 1996 годом более чем на 8 млн. рублей; больше чем на 400 тысяч рублей увеличились доходы от проведенных клубными учреждениями платных мероприятий.

Учреждения культуры как база развития музыкальной самодеятельности

Рассмотренные выше признаки являются одновременно структурными компонентами клубных формирований как педагогической системы и функциональными компонентами, характеризующими педагогический овоцесс в учреждениях культуры клубного типа. Мы выделяем их также з качестве факторов, обуславливающих воспитательное воздействие клубных сіюомирозаний.

Развитие воспитательных функций в клубных формированиях и их воспитательное воздействие на личность возможны только в процессе деятельности. Выделение деятельности в качестве главного фактора воспитательного воздействия основано на положении о решающем влиянии деятельности личности на формирование и развитие ее качеств, свойств, способностей, а главное направленности - т.е. совокупности взглядов, мировоззрений и мотивов деятельности /5, 54, 108/. В то же время сущность человека как ЦЙЛОС НОЙ личности выражается в процессе и результатах его активной и многообразной деятельности. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что "реальным базч чм ч".::-:0: і пн::ттся совокупность его общественных по своей природе отношении к миру, но отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей". Нас интересует музыкальна , направленность подростков, занимающихся в музыкальной сшодлл,...ын.оотн, ра вптил; ее основных компонентов, таких, как ценностные ориентации и общая направленность личности, мотивы деятельности подростков и удовлетворенность этой деятельностью, влияние занятий музыкальной самодеятельностью на развитие у подростков самоутверждения и формирование стремления к самообразованию. Но развитие личности невозможно без общения с другими людьми, которые окружают его на протяжении всей его жизнедеятельности!.

Таким образом, мы пришли к выводу, что учреждения клубного типа являются педагогическими системами, способными участвовать в формировании личности, ведущей характеристикой которой является направленность. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются сели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективное отношение к различным сторонам действительности, т.е. вся система ее характеристик, как отношение того, что личность получает и берет от общества, Б том числе ш духовные ценности, к тому, что она ему дает и вносит в его развитее Составляющими направленности являются мотивационная сфера личности, ее потребности в самообразовании, жизненные цели, ценностные ориентации, творческая активность личности. Направленность личности подростка, занимающегося в формированиях музыкальной самодеятельности, развивается не только в ведущей предметной деятельности, т.е. учебной, но и в проц&ссі, іаняі йй в клубных формированиях.

Ценностные ориентации и мотивы деятельности подростков, участвующих в музыкальной самодеятельности, во многом зависят от причин, дающих начало увлечениям подростков и приходу их в учреждения кгубного типа (рисунок 1). В ходе констатирующего эксперимента при исследовании 327 подростков нам удалось следующее. На вопрос: "Вспомните, пожалуйста, с чего началось Ваше увлечение любимым видом музыкальной деятельности" бьши даны следующие ответы. На первом месте причиной, подтолкнувшей участников музыкальной самодеятельности заняться этим видом деятельности, сказались друзья - у мальчиков коэффициент выраженности равен 0,240, у девочек - 0,220, на втором месте стоит причина занятий в детской музыкальней школе: мальчики -0,196, девочки - 0,235 к.в. Третье место занимают занятия; з студиях, кружках, секциях, работающих при школе или ке з Домах т ог-е;: на, здесь коэффициент выраженности равен у мальчиков - 0,115, у девочек - 0,187. Немаловажное значение в увлечении подростков имеет семья, увлечения родителей, к.в. у мальчиков - 0,165; 0,171 - у девочек. Некоторые подростки указали, что самостоятельно увлекались музыкой, обучались игре на баяне, гитаре, пианино, пользуясь самоучителем, таких подростков оказалось незначительное количество, коэффициент выраженности у мальчиков здесь несколько выше, чем у девочек - 0,094 и 0,072 соответственно. При беседах с ребятами было выяснено, что желание заниматься музыкой у мальчиков явление довольно частое, но природная стеснительность многих из них удерживает от посип,ения клубов, Дворцов культуры, поэтому они вынуждены; заниматься самостоятельно дома. Другие отмечают, что любительская музыкальная деятельность заинтересовала их после посещения клубных мероприятий - концертов, открытых музыкальных конкурсов, многие из подростков посетили эти мероприятия по приглашению друзей, подруг, некоторые были на концертах или с родителями, иди же по их совету. Коэффициент выраженности по данной причине / мальчиков 0,048, у девочек - 0,94. Это говорит о том, что девочки более активнее мальчиков, они чаще посещают учреждения клубного тина, бывают на конвертах художественной самодеятельности, смотрах, конкурсах. Ітричпнои улг.ечения подростков музыкальной самодеятельностью, как указали; некоторых из них, является встреча с интересным человеком, который занимался или же занимается в настоящее время этим видом деятельности, коэффициент выраженности равен у мальчиков - 0,136, у девочек - 0,180.

Похожие диссертации на Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка